Заседание № 143

22.01.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 310900-6 "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части установления размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за каждое обособленное подразделение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3685 по 4052 из 6024
Я не вижу Сергея Михайловича Катасонова... его нет пока? Тогда будем            
рассматривать 10-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О         
внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".     
Докладывает Разиет Хамедовна Натхо.                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАТХО Р. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О       
внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"      
подготовлен и внесён Государственным Советом - Хасэ Республики Адыгея, доклад   
о нём поручен мне.                                                              
                                                                                
В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ "О         
государственном регулировании производства и оборота этилового спирта,          
алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления           
(распития) алкогольной продукции" в равные финансовые условия при получении     
лицензии ставятся предприниматель, имеющий одну торговую точку, и крупный       
торговый представитель, имеющий сетевые магазины розничной торговли.            
Законопроектом предлагается норма, предусматривающая возложение обязанности     
на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в        
нескольких территориально обособленных подразделениях, уплачивать               
государственную пошлину в зависимости от количества обособленных                
подразделений.                                                                  
                                                                                
Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ с 29 января 2010 года      
установлена государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную     
продажу алкогольной продукции в размере 40 тысяч рублей за каждый год срока     
действия лицензии. Возросшая почти в двадцать раз госпошлина негативным         
образом сказывается на развитии малого бизнеса и является неприемлемой для      
организаций, которые имеют один объект торговли. С учётом того, что             
абсолютное большинство магазинов в сельской местности не достигают              
алкогольного оборота и в 60 тысяч рублей в месяц, отработать введённые          
госпошлины им практически невозможно, и вместо легального оборота мы получаем   
теневой, то есть в выигрыше от введения госпошлины оказались опять же           
сетевики, имеющие налоговые и другие преимущества в этом случае.                
                                                                                
В связи с этим законопроектом предлагается установить стоимость лицензии в      
размере 10 тысяч рублей. Принятие данного изменения позволит избежать           
возникновения ряда негативных последствий - вытеснения представителей малого    
бизнеса из сферы продаж алкогольной продукции, снижения поступлений в бюджеты   
всех уровней, увеличения безработицы, роста незаконного оборота алкогольной     
продукции, а также позволит сохранить здоровье граждан, что в конечном итоге    
является более важным, чем некоторые экономические показатели.                  
                                                                                
Также считаю спорным вопрос о том, что принятие данного законопроекта           
приведёт к необходимости поиска дополнительных источников пополнения бюджета,   
так как законопроект направлен лишь на ранжирование размера государственной     
пошлины и не повлечёт потерь бюджета.                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, просьба поддержать и принять внесённый парламентом           
Республики Адыгея законопроект в первом чтении.                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
С содокладом выступает Раиса Васильевна Кармазина.                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Рассмотрев проект федерального      
закона № 310900-6 "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса       
Российской Федерации", комитет отмечает следующее. Законопроектом               
предлагается абзац девятнадцатый подпункта 94 пункта 1 статьи 333-33 части      
второй Налогового кодекса Российской Федерации изложить в новой редакции,       
согласно которой размер госпошлины за предоставление или продление срока        
действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции за каждое          
обособленное подразделение и за каждый год срока действия лицензии составит     
10 тысяч рублей.                                                                
                                                                                
В связи с необходимостью создания дополнительного источника поступлений в       
бюджеты бюджетной системы, ростом среднего уровня цен на потребительские        
товары Федеральным законом № 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части     
первой и в главу 25-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и    
отдельные законодательные акты Российской Федерации..." была установлена        
государственная пошлина за предоставление лицензии на розничную продажу         
алкогольной продукции или за продление срока действия данной лицензии в         
размере 40 тысяч рублей за каждый год действия лицензии.                        
                                                                                
Следует отметить, что, устанавливая размеры госпошлины за совершение тех или    
иных юридически значимых действий, законодатель исходит из того, что размер     
госпошлины должен соответствовать затратам уполномоченного органа, связанным    
с совершением соответствующих юридических действий, при этом затраты            
уполномоченного органа, осуществляющего предоставление или продление срока      
действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, не зависят от     
количества обособленных подразделений организации, осуществляющих розничную     
продажу алкогольной продукции. Таким образом, предлагаемое законопроектом       
изменение не согласуется с пунктом 3 статьи 3 кодекса, согласно которому        
налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть             
произвольными.                                                                  
                                                                                
Кроме того, решение таких задач, как развитие малого бизнеса, увеличение        
количества рабочих мест в регионах, а также снижение темпов роста незаконного   
оборота алкогольной продукции за счёт расширения сети розничной торговли        
алкогольной продукцией, комитет считает недопустимым, поскольку реализация      
предлагаемых законопроектом мер может привести к ряду негативных социальных     
последствий и в целом к ухудшению экономической ситуации в субъектах            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Решение задачи по снижению незаконного оборота алкогольной продукции должно     
осуществляться путём совершенствования правоприменительной практики в сфере     
административного и уголовного законодательства Российской Федерации, а не      
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.                       
                                                                                
Исходя из изложенного, комитет рекомендует отклонить проект федерального        
закона "О внесении изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской       
Федерации".                                                                     
                                                                                
От себя хочу добавить, что все те, кто хочет заниматься реализацией             
алкогольной продукции... Мы с вами принимали поправки - органы                  
государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно            
устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной     
продукции, требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала,    
но не более чем 1 миллион рублей, так что те, кто занимается реализацией        
спиртных напитков, - это далеко не бедные бизнесмены, ведь, чтобы начать        
заниматься этим бизнесом, нужно иметь минимум 1 миллион в уставном фонде, и     
40 тысяч рублей - я считаю, это не такая большая сумма по отношению к           
уставному фонду в 1 миллион рублей.                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я предлагаю в соответствии с решением комитета не            
поддерживать данную законодательную инициативу.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Разиет Хамедовна, законопроект, о котором вы докладывали,        
каким-то странным образом пытается поддержать сельское хозяйство -              
сохранением продажи алкогольной продукции. Вот тут сейчас коллеги обсуждают,    
что уже пропили всё сельское хозяйство, а мы ещё будем создавать рабочие        
места за счёт продажи алкоголя! Прежде чем вносить такой законопроект,          
наверное, должны были рассмотреть разные варианты сохранения и увеличения       
количества рабочих мест. У вас есть данные, сколько будет рабочих мест, если    
развивать сельское хозяйство на этих территориях в Адыгее? У нас же больше      
половины продукции - импорт, так давайте попытаемся заменить импортное на       
отечественное - и продукты будут лучше, и рабочих мест будет больше! А без      
такого сравнительного анализа делать ставку только на алкоголь - мы добьём      
село!                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Натхо включите микрофон.                         
                                                                                
НАТХО Р. Х. Уважаемые коллеги, вопрос внесён не мной лично, а, как я в начале   
выступления сказала, парламентом Республики Адыгея, но тем не менее я хотела    
бы ответить, что в данном случае речь идёт не о поднятии сельского хозяйства,   
а о единицах торговых сетей, которые имеются в сельских поселениях, сёлах,      
аулах, станицах и так далее, - речь идёт о сохранении этих магазинов, потому    
что кроме алкогольной продукции они торгуют ещё другими продуктами, товарами    
повседневного спроса.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Разиет Хамедовна, действительно, почему такое радетельное отношение к           
торговцам алкоголем со стороны парламента Адыгеи? И обоснование очень           
странное! Знаете, на наш взгляд, пошлину не уменьшать нужно, а увеличивать, а   
если кто-то не выживет на этом рынке, я думаю, это к лучшему будет: может       
быть, в сёлах меньше пить будут. Да, там есть, естественно, продуктовые         
магазины, но если алкоголь станет менее доступным, это пойдёт только на         
пользу!                                                                         
                                                                                
Что касается крупных сетей, я вас понимаю, для них пошлину нужно увеличивать,   
но в крупных сетях есть хоть какой-то контроль качества, они боятся лишиться    
лицензии, боятся лишиться вот этого крупного бизнеса. Если мелкие торговцы      
прекратят торговать алкоголем, от этого все будут только в выигрыше, поэтому    
пошлину нужно увеличивать!                                                      
                                                                                
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Натхо включите микрофон.                         
                                                                                
НАТХО Р. Х. Уважаемый Дмитрий Иванович, как я уже отметила, речь идёт не о      
повышении пошлины в сфере торговли спиртосодержащей продукцией, речь идёт о     
том, что если в каком-то конкретном населённом пункте и в близлежащих не        
будет организованной, подконтрольной торговли сертифицированной продукцией,     
то она может быть заменена суррогатной продукцией, то есть появится теневой     
рынок в этом конкретном населённом пункте.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кропачев Александр Сергеевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Разиет Хамедовна, ну, отчасти коллеги уже задали мой вопрос, тем не менее       
хотел бы спросить. Вот вы говорите об уменьшении пошлины, соответственно, вы    
ратуете за то, чтобы увеличилось количество мелких торговцев, но чем больше     
участников мелкорозничной торговли, тем меньше контроля. Не думаете ли вы,      
что всё-таки действительно нужно увеличивать пошлину, чтобы было меньше         
торговых точек и чтобы был лучше контроль? И имеется ли у вас статистика по     
Республике Адыгея относительно правонарушений конкретно по продаже              
алкогольной продукции несовершеннолетним?                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Натхо включите микрофон.                         
                                                                                
НАТХО Р. Х. Спасибо за вопрос. О статистике по продаже алкоголя                 
несовершеннолетним в точности не могу ответить, тем не менее хотелось бы всё    
же подчеркнуть, что речь не идёт ни о расширении этой сети, ни о потерях для    
бюджета, потому что если сетевики платили бы за каждую обособленную             
организацию торговли, то в принципе бюджет ничего не потерял бы.                
                                                                                
Как член Комитета по охране здоровья, я тоже пропагандирую и поддерживаю        
здоровый образ жизни, вместе с тем я считаю, что должен быть контроль именно    
за качеством употребляемых населением продуктов, в том числе и                  
спиртосодержащих напитков. Я считаю, что в Республике Адыгея, как и в России    
в целом, достаточно надзорных органов, которые осуществляют контроль за         
продажей алкогольной продукции.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Разиет Хамедовна, вы абсолютно правы: если мы уберём торговые точки из          
маленьких населённых пунктов, то просто на смену им придёт то, что было при     
советской власти, - самогоноварение, и сейчас это уже происходит, а ещё хуже,   
когда пьют химию или переделанную химию. Может быть, подскажете - я понимаю,    
что вы докладываете законопроект вашего парламента и, может быть, не            
принимали участия в его подготовке, - как всё-таки исчезновение торговых        
точек, имеющих лицензию, влияет на местный бюджет, на количество                
противоправных нарушений, связанных с торговлей суррогатом или самогоном?       
Наверняка у вас есть эти данные - они, наверное, прилагались к законопроекту.   
Вот эту сторону вопроса осветите, пожалуйста.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Натхо включите микрофон.                         
                                                                                
НАТХО Р. Х. Спасибо за вопрос. Как член Комитета по охране здоровья, я хотела   
бы отметить, что более подробно эти вопросы можно обсудить 13 марта на          
заседании "круглого стола", которое будет посвящено именно решению проблем,     
связанных с алкоголизацией нашего населения и с нахождением путей её            
снижения, и я приглашаю всех депутатов принять в нём участие.                   
                                                                                
Естественно, депутаты, которые инициировали внесение этого законопроекта,       
руководствовались, скажем так, теми вопросами, которые поднимались на           
встречах депутатов парламента с населением в тех или иных районах, но           
статистики, к сожалению, они действительно в пояснительной записке не           
представили. Я думаю, что на региональной неделе информацию о результатах       
обсуждения законопроекта я доведу до сведения председателя парламента и         
авторов законопроекта.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить? Есть желающие.                                     
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кармазина Раиса Васильевна. Может, вы с заключительным словом выступите,        
Раиса Васильевна?                                                               
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Мне очень жаль, что этот законопроект довелось Разиет Хамедовне докладывать.    
Вот все сейчас сосредоточили своё внимание на размере госпошлины за             
предоставление или продление этой лицензии, там предлагается её снизить с 40    
тысяч до 10 тысяч рублей, это один вопрос, но почему-то никто не обратил        
внимания на вторую часть этого законопроекта, где нашими коллегами из Адыгеи    
предлагается ввести эту норму в отношении каждого обособленного                 
подразделения, то есть, если собственник имеет один магазин в сельской          
местности, он платит госпошлину за лицензию в размере 40 тысяч рублей, как      
сегодня законом предусмотрено, а если собственник имеет десять таких            
магазинов, значит, он будет платить 400 тысяч рублей, насколько я понимаю, и    
вот за вторую часть я, конечно, проголосовал бы двумя руками.                   
                                                                                
При этом хотелось бы обратить внимание на то, что, наверное, всё-таки           
когда-то нам придётся торговлей заниматься по-настоящему, делать нормальный     
анализ. Посмотрите, что написано в одном из последних абзацев пояснительной     
записки: "Для того чтобы отработать госпошлину в 40 тысяч рублей,               
предприятию, имеющему одну торговую точку..." - а ведь там не только            
алкогольная продукция продаётся - "...необходимо более пяти месяцев работать    
без дохода". Если 40 тысяч разделить на пять месяцев, получим 8 тысяч рублей    
в месяц, - ну неужели кто-либо из вас верит, что кто-то будет держать           
магазин, получая при этом ежемесячный доход в 2-3 тысячи рублей?! Это к         
вопросу о качестве подготовки материалов, которые выносятся сюда. Да никто из   
вас не сможет меня убедить в том, что за доход в 2-3 тысячи рублей в месяц,     
даже в 5 тысяч рублей, кто-то будет держать магазин, заниматься торговлей в     
том или ином районе! Значит, там либо будут неучтённые деньги, теневой доход,   
либо будет ещё какое-то укрывательство и так далее, может быть, для отчёта      
показываются 5 тысяч, а всё остальное уходит на сторону.                        
                                                                                
И что бы мы сейчас ни говорили о сохранении здоровья нашей нации, о том, что    
все спиваются и так далее, я предложил бы всё-таки поддержать этот              
законопроект с учётом необходимости его доработки ко второму чтению: 40 тысяч   
рублей оставить как есть, ну, можно пересмотреть, скажем, в зависимости от      
реализуемых объёмов... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я почти заканчиваю.                                            
                                                                                
Ну а вот второе положение, которое вносится этим законопроектом, - что эту      
лицензию надо будет приобретать на каждое обособленное подразделение - считаю   
необходимым поддержать. Как я понимаю, это когда один хозяин, но у него         
несколько магазинов, где торгуют алкогольной продукцией, и вот за каждый        
такой магазин он и должен платить ту сумму, которую мы, возможно,               
подкорректируем ко второму чтению. В принципе это было бы нормально, это и в    
русло системной торговли хорошо укладывалась бы: понятно было бы почему. Ну а   
о самом размере госпошлины трудно судить, я не знаю, можно поспорить, можно     
ещё раз попросить сделать анализ, чтобы установить, какой всё-таки на самом     
деле доход у этих магазинов, в том числе в сельской местности. Ну, простой      
расчёт: здесь написано, что "не достигают алкогольного оборота и в 60 тысяч     
рублей в месяц", то есть, если бутылка водки стоит 150 рублей, надо             
реализовать 400 бутылок водки, или 20 ящиков. Конечно, в каком-то одном селе    
столько и не выпивают, но в каком-то небольшом городишке или в какой-то         
деревне, наверное, проходит и больше, ну а потянет ли принятие законопроекта    
всё это, скажем, в теневую экономику или в самогоноварение, трудно сказать.     
                                                                                
Я предложил бы всё-таки поддержать авторов, Разиет Хамедовну и принять          
законопроект в первом чтении с условием, что ко второму чтению мы пересмотрим   
размер этой госпошлины - может, оставим ту же величину либо только чуть-чуть    
снизим, а вот предложение о том, что необходимо будет за каждое обособленное    
подразделение получать лицензию, надо поддержать обязательно, может, даже       
вычеркнув сумму стоимости этой лицензии.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Разиет Хамедовна, будете выступать с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Депутату Кармазиной включите микрофон.                                          
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание, что для того,       
чтобы торговать водкой, нужно внести в уставный фонд денежные средства в        
размере 1 миллиона рублей, поэтому 40 тысяч рублей государственной пошлины за   
право реализации алкоголя - это, я считаю, сумма незначительная в сравнении с   
миллионом, это практически ничто. И Сергей Николаевич прав: из пояснительной    
записки непонятно, откуда тогда могут быть взяты такие деньги, чтобы            
пополнить уставный фонд, чтобы отбить расходы, когда доходы такие маленькие,    
то есть здесь есть вопросы.                                                     
                                                                                
И Сергей Николаевич прав, в 95-м году мы принимали закон по пошлине в 1         
миллион рублей, вернее, предусматривающий необходимость пополнения уставного    
фонда, для того чтобы заниматься реализацией алкоголя. Может быть, нужно        
вернуться именно к государственной пошлине, и, наверное, разумно                
устанавливать пошлину 40 тысяч рублей не для головного предприятия, а для       
каждого подразделения?                                                          
                                                                                
В данном виде законопроект нельзя принять, даже в первом чтении, вы и сами      
говорили о том, какие здесь есть изъяны. Уважаемые коллеги, я предлагаю в       
данной редакции законопроект отклонить, а Разиет Хамедовна передаст наши        
пожелания, чтобы подготовили законопроект, устанавливающий пошлину 40 тысяч     
рублей за каждую точку, или, возможно, депутаты сами выйдут с таким             
предложением: это небольшая сумма для предприятия с уставным фондом в 1         
миллион рублей. Причём нужно денежные средства перечислять, не просто           
учитывать какой-то скарб, какое-то имущество, а именно перечислять денежные     
средства. В данном виде голосовать за законопроект нельзя.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4861 по 4877 из 6024
10-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в часть вторую     
Налогового кодекса Российской Федерации".                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              141 чел.31,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    143 чел.                                          
Не голосовало                 307 чел.68,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклонён законопроект. (Шум в зале.)