Заседание № 145
О проекте федерального закона № 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данным проектом федерального закона предлагается установить меры административной ответственности за производство и оборот табачной, никотинсодержащей продукции, а также сырья без соответствующей лицензии. Поступило 14 поправок ко второму чтению, 3 из них предлагается отклонить, 11 поправок включены в таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, они в основном носят юридико-технический характер, а также учитывают замечания комитета и корректируют срок вступления закона в силу с учётом положений основного отраслевого федерального закона о госрегулировании производства и оборота табачных изделий. Комитет по госстроительству и законодательству просит депутатов проголосовать за принятие таблиц поправок и законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 29 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 55 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 21 сек.) Проголосовало за 403 чел.89,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 403 чел. Не голосовало 47 чел.10,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный проект федерального закона подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет рекомендует принять его в третьем чтении сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 03 мин. 01 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 115
О проекте федерального закона № 310899-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, далее 11, 12, 13 и 14-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами. 11-й вопрос, проект федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"; 12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"; 13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; 14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 171-3 Уголовного кодекса Российской Федерации". С докладом выступает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов. Пожалуйста, Алексей Валерьевич. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на введение комплексного государственного регулирования табачной отрасли. Предусматривается ряд следующих новаций: лицензирование деятельности в табачной сфере, введение требований к оборудованию, используемому для производства табачных и никотинсодержащих изделий, регулирование учёта продукции и сырья, основанного в том числе на системе маркировки "Честный знак", а также вводится отдельный вид государственного контроля в данной сфере. Вступление в силу положений законопроекта будет поэтапным: с 1 сентября 2023 года и с 1 марта 2024 года. Так, с 1 сентября 2023 года станет обязательной регистрация основного технологического оборудования, а также будут введены требования к соискателям лицензий, что позволит заранее получить соответствующие лицензии. Наличие лицензии станет обязательным с 1 марта 2024 года, с 1 марта 2024 года также начнут применяться положения об обязательном наличии лицензии, государственного контроля, об изъятии продукции и оборудования из незаконного оборота, а также требования к учёту производства и оборота продукции и сырья. К отраслевому законопроекту о государственном регулировании табачной сферы также подготовлен законопроект-спутник, который направлен на приведение ряда законов в соответствие с отраслевым законопроектом. Также вместе с законопроектом подготовлены поправки в административный и в Уголовный кодексы, которые вводят ответственность за нарушение требований, установленных отраслевым законом. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич, присаживайтесь. С содокладом по 11-му и 12-му вопросам выступает Максим Анатольевич Топилин. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Валерьевич рассказал подробно о тех новеллах, которые предусмотрены данным пакетом законопроектов. Комитет по экономической политике является ответственным за два законопроекта: базовый законопроект "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" и законопроект-спутник, которым вносится ряд изменений в законодательство об охране здоровья, в ряд других законов. По нашим оценкам, порядка 100 миллиардов рублей мы недополучаем в бюджеты разных уровней, прежде всего в федеральный бюджет, в связи с тем что до сих пор у нас не создана и не введена в действие - по аналогии с регулированием алкогольного рынка - система отслеживания продукции на рынке сигарет и других табачных изделий. Законопроект очень долго готовился, согласовывался в правительстве, проходили определённые развилки. Мы исходим из того, что его принятие позволит нам, во-первых, установить всю цепочку прослеживаемости, в том числе и маркировку этой продукции, и, соответственно, обеспечить полное понимание того, что у нас происходит на рынке, а во-вторых, обеспечить борьбу с контрафактной продукцией, что также очень важно. Напомню, что мы вчера приняли закон, который ограничивает в том числе и различные позиции по так называемым вейпам. При подготовке ко второму чтению потребуется данные сюжеты синхронизировать и, безусловно, в конструкции этих двух законопроектов предусмотреть различные дополнительные уточнения, связанные с требованиями к оборудованию, с полномочиями правительства. Это мы с вами будем рассматривать и обсуждать ко второму чтению. Комитет рассмотрел эти два законопроекта и предлагает их поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Анатольевич, присаживайтесь. С содокладом по 13-му и 14-му вопросам выступает Николай Гаврилович Брыкин. Николай Гаврилович, ваш содоклад. Я вроде достаточно громко говорю. Пожалуйста, Николай Гаврилович. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! В законопроектах, которые указаны в пунктах 13 и 14 сегодняшнего порядка работы, речь идёт об административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере оборота табачных изделий. В частности, предлагается установить уголовную ответственность за безлицензионные производство и оборот табака и табачной продукции в случаях, если такая лицензия обязательна, когда правонарушение совершается в крупном размере. Также предлагается установить повышенную ответственность за совершение указанных деяний организованной группой и в особо крупном размере. Соответственно, изменения вносятся в статью 171-3 Уголовного кодекса, которая в данный момент предусматривает ответственность за незаконное производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Также предлагается установить меры административной ответственности за правонарушения в сфере производства и оборота табачных изделий, табачной и никотинсодержащей продукции и сырья для их производства, аналогичные тем, которые уже предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях за нарушения при осуществлении деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для указанных целей законопроектом, который мы рассматриваем, в КоАП вводится новая статья 14.67. Я хотел бы, коллеги, обратить внимание, что оба проекта федеральных законов поддерживаются комитетами-соисполнителями, а их достаточно много, не буду перечислять. Комитет по госстроительству рассылал, и мы получили соответствующие ответы, что поддержат при принятии концепции в первом чтении. В свою очередь, по законопроектам есть определённые замечания, которые были высказаны на заседании комитета, когда мы рассматривали их для дальнейшего вынесения на заседание палаты, которые, бесспорно, будут проанализированы и учтены ко второму чтению. При этом все замечания, которые были высказаны, не препятствуют рассмотрению данного проекта федерального закона в первом чтении. Уважаемые коллеги, я думаю, вы понимаете, учитывая, значит, вот долю теневого сектора незаконной продукции (в несколько раз!), что это может в первую очередь сказываться на здоровье граждан, на легальных производителях и на получении бюджетом соответствующих доходов. Комитет по госстроительству и законодательству поддерживает принятие указанных проектов в первом чтении. Прошу также поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, просьба определиться, кому задаёте вопрос. Выборный Анатолий Борисович, пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Алексей Валерьевич, очевидно, что карательная политика государства - это сильный сдерживающий фактор, а в данном случае, когда устанавливается уголовная ответственность за производство табачных изделий без соответствующей лицензии, речь идёт о максимальном наказании, вплоть до трёх лет лишения свободы. Насколько, на ваш взгляд, предлагаемое наказание соответствует тяжести преступлений? Ведь речь идёт не только о недополучении средств в бюджеты и не только о крупном размере, но и о прямой угрозе, как сказано в том числе в пояснительной записке, для жизни и здоровья наших граждан. Как вы считаете? Спасибо. САЗАНОВ А. В. Анатолий Борисович, спасибо большое за вопрос. Данная мера ответственности в полном объёме совпадает с теми мерами ответственности, которые сейчас предусмотрены за производство или выпуск в оборот алкоголя без лицензии. Соответственно, эта мера ответственности показала свою эффективность на примере алкоголя, и сейчас такая же мера ответственности вводится для безлицензионного производства табачных изделий либо их выпуска в оборот. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. У меня тоже вопрос к представителю правительства. Смотрите, у нас вот эта табачная промышленность и вообще производители, которые эксплуатируют разного рода вредности для населения, очень быстро сегодня реагируют на разные запросы, то есть и маркетинговая, и производственная политика такова, что появляются новые виды никотинсодержащей продукции и новые виды вообще разного рода этой химии. И у меня такое ощущение, и не только у меня, что мы очень сильно запаздываем в этом отношении, потому что потом определяемся, а некоторые надо вообще запрещать, а не просто облагать налогом! То есть одно дело - это борьба за то, чтобы это всё легально было и без контрафакта, а другое дело - это блокировать ещё и откровенно вредные вещи. В данном случае как вы считаете, есть какие-то возможности у данных законопроектов, чтобы блокировать на взлёте, так скажем, новые виды продукции, чтобы не было так: "что не запрещено - значит, разрешено"? Спасибо. САЗАНОВ А. В. Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос. В рамках данного пакета законопроектов предусматривается лицензирование любой никотинсодержащей... производства либо ввоза любой никотинсодержащей либо табачной продукции, соответственно, чтобы ввезти эту продукцию, она должна будет соответствовать либо ГОСТам, либо техническим регламентам. В противном случае лицензии нельзя будет получить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Валерьевич, законопроект действительно важный, мы его, конечно, поддержим. Но законопроектом не предусматривается введение лицензирования розничной продажи табачной и никотинсодержащей продукции - я почитала мнение экспертов: общественники, эксперты эту позицию не разделяют, считают, что на розницу также нужно вводить лицензирование. Лицензирование именно производства не исключает возможности продажи нелегальной продукции в рознице - вот считает ли правительство возможным урегулировать вопрос лицензирования продажи в рознице в дальнейшем? Спасибо. САЗАНОВ А. В. Яна Валерьевна, спасибо большое за вопрос. На самом деле достаточно большое количество розничных точек, многие из них - это субъекты МСП, и введение лицензирования в рознице - это существенное увеличение административной нагрузки на бизнес. Поэтому в рамках данного пакета законопроектов сейчас такая мера не предусмотрена. В то же время с декабря в полном объёме запущена маркировка всей никотинсодержащей и табачной продукции, и сейчас мы в правительстве работаем над тем, чтобы запретить продажу на кассе продукции, которая не маркирована. Соответственно, в совокупности эти меры позволят и без лицензирования приостановить продажу немаркированной продукции в рознице, поэтому на данном этапе пока мы полагаем, что преждевременно вводить лицензирование розницы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Алексей Валерьевич, вам вопрос. Хороший законопроект, но есть ряд вопросов, учитывая в том числе количество записавшихся. Скажите, пожалуйста, этот законопроект распространяется на Евразийский экономический союз, так как, по информации СМИ, на нелегальном обороте из ЕАЭС российский бюджет потерял более 22 миллиардов рублей? И есть ли у вас статистика о результатах борьбы с нелегальным оборотом никотинсодержащей продукции? А также хотел задать вопрос: можете ли, учитывая огромное количество иностранных брендов табачных производителей, сказать, сколько на сегодня существует отечественных предприятий по производству никотинсодержащей продукции? Спасибо. САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Безусловно, на ввоз продукции из стран, входящих в ЕАЭС, данный законопроект распространяется. Импортёры, которые должны будут ввозить, точнее, хотят ввозить в Российскую Федерацию табачные либо никотинсодержащие изделия, произведённые в странах ЕАЭС, также должны будут получать лицензию. В том случае, если они не будут получать лицензию, но будут осуществлять ввоз, при превышении объёма партии в 100 тысяч рублей для такого рода организаций будет возникать уголовная ответственность. Соответственно, это существенный стимул, чтобы любой ввоз такого рода продукции в Россию подлежал лицензированию. Что касается статистики нелегального оборота, есть разные оценки, поскольку оборот нелегальный, его сложно просчитать. По разным оценкам, объём нелегального рынка сейчас составляет от 10 до 15 процентов, соответственно, мы говорим о сумме нелегального рынка от 70 миллиардов до 100 миллиардов ежегодно. Что касается брендов, я не обладаю сейчас такой информацией. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Валерьевич, в рамках рассматриваемого законопроекта предлагается регулирование в сфере рынка никотинсодержащей продукции, сырья и компонентов посредством лицензирования производства и запрета незаконного оборота, распространения продукции, а также запрета использования таких продуктов несовершеннолетними гражданами. Вчера коллегой Коломейцевым было сделано более кардинальное предложение: запретить ввоз вейпов на территорию России. Какова ваша позиция, как автора законопроекта? Вы знаете, что наркотики у нас тоже законодательно запрещены, но, к сожалению, сегодня оставляет желать лучшего контроль над незаконным оборотом наркотических средств и применением их несовершеннолетними. САЗАНОВ А. В. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Регулирование вейпов было урегулировано, извините за тавтологию, законопроектом, который был принят вчера. В его рамках предусмотрено полномочие правительства устанавливать перечень компонентов, при добавлении которых в вейпы оборот такого рода продукции в Российской Федерации будет запрещён, под оборотом понимается в том числе и ввоз. Соответственно, вопрос об ограничении оборота вейпов был урегулирован вчерашним законопроектом, уже федеральным законом, прошу прощения. В рамках данного законопроекта предусматривается лишь введение лицензирования и ответственности за незаконные производство и оборот табачных и никотинсодержащих изделий, оборот и производство которых в Российской Федерации будут разрешены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Валерьевич, отчасти в продолжение предыдущего вопроса: скажите, пожалуйста, если рынок Российской Федерации взять за 100 процентов, какой процент табачной и никотинсодержащей продукции ввозится, а какой производится на территории Российской Федерации? Это первый вопрос. И второй: есть ли у российских производителей, которые находятся на территории России, иностранные собственники, как они себя ведут сейчас, в столь тяжёлое для страны время? САЗАНОВ А. В. Андрей Геннадьевич, спасибо большое за вопросы. Что касается табачной продукции, доля продукции, которая производится внутри Российской Федерации, составляет более 90 процентов, сейчас это подавляющее число. Большая часть никотинсодержащей продукции действительно импортируется, там более 90 процентов, наоборот, составляет импорт. Что касается иностранных компаний. Крупнейшие производители табачной продукции в России до сих пор принадлежат транснациональным холдингам. На них продолжается производство, данные компании уплачивают акцизы, работа на этих заводах продолжается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Алексей Валерьевич, ну, большого удовлетворения от принятия этого закона, конечно, мы получить не можем, потому что, хотя комитет и дал положительное заключение, какая разница, чем травиться, легальным или нелегальным табаком? Но тем не менее положительное заключение, конечно, дали, потому что дальнейшая торговля нелегальным никотинсодержащим продуктом ещё больше вредит, в том числе и несовершеннолетним. Вопрос такой. В предложенном вами законопроекте в заявлении для получателя лицензии не содержится такой обязательной нормы, как указание вида деятельности. Для производителей, у которых нет лицензии, предполагается уголовная ответственность, а если кто-то подал заявление на производство какой-то продукции, но при этом вид деятельности не указал, скажите, пожалуйста, как мы будем оценивать, легально он работает или нет? САЗАНОВ А. В. Нина Александровна, спасибо большое за вопрос. В необходимых лицензионных требованиях указано, что у него в собственности должно быть основное технологическое оборудование для производства табачных изделий, кроме того, должны быть складские помещения и прочее. И любой производитель, обратившийся за получением лицензии, автоматически попадает в реестр лицензий, где он должен указать адрес, по которому будет осуществляться производство табачных изделий. В этом случае у федерального органа, который контролирует, появляется возможность внепланово выехать по данному адресу и посмотреть, осуществляется там производство или нет, осуществляется этот вид деятельности или нет. Если будет установлено, что данная организация осуществляет производство табачных изделий не в том месте, которое было указано при получении лицензии, это правонарушение, которое влечёт за собой конфискацию, изъятие основного технологического оборудования и продукции, произведённой в таком месте, и, кроме того, административную ответственность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Валерьевич, в пояснительной записке к проекту закона фигурируют цифры потерь федерального бюджета - около 295 миллиардов рублей. Однако в тексте законопроекта предлагаются штрафы в размере 300 тысяч рублей для физических лиц и 1 миллиона для юридических, а прибыль компаний значительно больше даже тех поступлений в бюджет, которые мы с вами видим. Чем, какими предпосылками обусловлены такие достаточно небольшие штрафы? И по вашему мнению, они будут являться заградительными для тех преступников, о которых вы говорите? САЗАНОВ А. В. Владимир Владимирович, спасибо большое за вопрос. Помимо штрафов предусмотрены также изъятие или конфискация продукции, которая незаконно произведена, кроме того, основного технологического оборудования, на котором эта продукция произведена. Это самая суровая мера ответственности, которая предполагает, что производство будет просто спилено и вывезено в отдельные места хранения до завершения судебного разбирательства. В совокупности этих мер, мы полагаем, достаточно, и они на сегодня достаточно эффективно работают в алкогольной сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Я всё-таки рассчитываю, что вы мне дадите возможность выступить, когда такая возможность будет, с учётом того что мы четыре законопроекта вместе обсуждаем. Алексей Валерьевич, вам такой вопрос. Мы про экономику, про экономику говорим, а в целом, наверное, здесь безопасность и здоровье должны быть во главе угла. У вас, значит, в части 2 статьи 1 законопроекта указано, что вся эта работа делается для того, чтобы этот товар стал безопасным. Но использование термина "безопасность" для никотинсодержащей продукции я считаю опрометчивым, неправильным. Ну несправедливо это по отношению к тем десяткам тысяч людей, которые ежегодно получают рак, сердечно-сосудистые заболевания и другие тяжёлые болезни, потому что никотин - это наркотик. Вот ваша позиция какова по данному вопросу? САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос, Бийсултан Султанбиевич. Безусловно, никотин - это вред, и в данном случае мы готовы рассмотреть ко второму чтению ваши предложения в этой части, в части уточнения формулировок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Гаврилович, спасибо. Вопросы исчерпаны. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кирьянов Артём Юрьевич, пожалуйста. У нас три выступления от "ЕДИНОЙ РОССИИ" - просьба по три минуты. КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле прозвучала очень подробная мотивировочная часть и со стороны представителя правительства, и со стороны коллег из профильных комитетов. Я хотел бы сказать только то, что данный законопроект - это результат огромного компромисса. Работа велась годами всеми заинтересованными сторонами, и здесь мы говорим и о представителях отдельных министерств, включая Министерство здравоохранения, и о представителях законодательной власти, и о регионах, и о представителях общественности и экспертного сообщества. У нас в Комитете по экономической политике существует экспертный совет по этой теме. Все вопросы, которые мы сегодня обсуждаем в первом чтении, на его заседаниях ставились, была получена профессиональная оценка. И хотелось бы сказать, что многие депутаты, в частности от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", задавали вопросы, что называется, на понимание, - мы с вами должны этот законопроект в процессе подготовки ко второму чтению проработать, наверное, во фракциях. Абсолютно для всех тех, кто интересуется вопросами, связанными с ликвидацией контрафакта, с наказанием за нелегальное производство никотинсодержащей продукции, есть возможность собраться на заседание экспертного совета при Комитете по экономической политике и подробно это обсудить. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает в первом чтении пакет законопроектов, потому что это давно назревший отраслевой пакет, который будет обеспечивать не только рост финансовых, бюджетных поступлений - а сумма, как мы слышали, достаточно серьёзная, - но и защиту наших людей, наших граждан от продукции контрафактного происхождения, от продукции нелегальной, от продукции, произведённой со всевозможными нарушениями, и для чего вводятся достаточно жёсткие режимы регулирования в административном и в уголовном плане. Прошу поддержать данный пакет законопроектов. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Артём Юрьевич. Альшевских Андрей Геннадьевич. С места. Включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо. Алексей Валерьевич, я хотел бы от вас в заключительном слове всё-таки услышать ответ на мой вопрос, который я вам задавал. И хотел бы обратить ваше внимание вот на что: вы сказали, что у нас 90 процентов продукции производится на территории Российской Федерации компаниями, которые имеют собственников не российских, это транснациональные компании. В связи с этим я повторю вопрос: как собственники этих компаний ведут себя сейчас, когда мы видим, какое идёт давление в отношении Российской Федерации, санкции и так далее? Отслеживает ли Правительство Российской Федерации поведение собственников данных компаний и реагирует как-то либо нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С. Конечно, радует, что мы второй день подряд табак, никотин - всё это обсуждаем. Но тут вопрос на самом деле в другом: чего мы хотим добиться этими изменениями? С одной стороны, значит, нам говорят о компромиссе каком-то - о компромиссе в чём? Я хотел бы сначала сказать по вопросу, который коллеги Шеремет и Альшевских задавали, но им ответ ни от кого не прозвучал. Значит, нет российского рынка табака, мы об этом многократно говорили, сто процентов рынка табака, того, что мы сейчас под регуляторную норму определяем, принадлежит транснациональным корпорациям: "Филип Моррис...", "Бритиш Американ Тобакко" - я помогу представителю правительства, - "Джапан Тобакко...", "Империал Тобакко...". Я уже вам приводил пример: на секундочку, коллега, 47 процентов российского рынка табака принадлежит "Джапан Тобакко..."! Вы же не можете этого не знать, а "Джапан Тобакко..." - это японская госкорпорация, на секундочку, корпорация страны, которая нам объявила санкции агрессивной формы, ну, если вещи своими именами называть. И мы здесь сейчас обсуждаем... Мы хотим регулировать или что нам нужно? Возьмите пример с Китая: Китай полностью контролирует свой внутренний рынок табака. Но не мы - мы весь рынок продали транснациональным корпорациям. Вопрос, который должен быть в этой базе, если мы обсуждаем оптовые поставки и производство... Опять просьба к представителю правительства: каков состав того, что находится в этих пачках? Почему мы не задаём этот вопрос? Мы привезли 20 пачек одного бренда из 20 разных стран, взяли и то, что у нас делают, и сейчас хотим разобраться: к нам, вообще, такой же табак везут или как в какую-то банановую республику (ну, если называть вещи своими именами)? Мы здесь говорим: табак, табак, что нам с этим делать, вот регулировать сейчас пытаемся, акцизы собирать будем. Но при этом мы прекрасно понимаем: 300 миллиардов штук сигарет в год в России продаётся, сотни тысяч людей, к сожалению, из-за этого гибнут - разные формы заболеваний, - а мы не зарабатываем как государство, потому что на 1 рубль, который мы получим в бюджет, мы теряем больше 10 рублей. Сердечно-сосудистые заболевания, онкология, потери в трудовой части и так далее, и так далее, и так далее - всё это ложится на социалку, и мы платим из своего же бюджета! Вот 1 рубль в этот карман, а 10 рублей достаём из другого и платим - выгода только у транснациональных корпораций! Поэтому на самом деле не самый правильный выход здесь - брать пример с Росалкогольрегулирования, мы об этом коллегам говорили. Позовите, пожалуйста, сюда Росалкогольрегулирование, давайте зададим вопрос: чем конкретно там занимаются с точки зрения общего контроля? Подводя итог, обязательно надо было сказать, что этот закон очень мягкий, и поэтому надо предложить конкретику, вынудить эти корпорации раскрыть состав, а уже дальше регуляторная база государства должна опираться не на экономику - якобы собираемость вот этих мнимых акцизов, - а на здоровье, на здоровьесбережение и безопасность, нацбезопасность, если хотите, так вопрос поднимите! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Валерьевич, пожалуйста. Заключительное слово. САЗАНОВ А. В. Спасибо большое. Я просто хотел бы обратить внимание, что сейчас никакого лицензирования нет, в рамках данного законопроекта впервые вводится лицензирование как производства, так и импорта, так и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Соответственно, мы сейчас вводим то, чего нет, и мы ужесточаем требования. Касательно лицензионных требований. Обращу особое внимание, что теперь любая продукция должна соответствовать либо ГОСТу, если нет технического регламента, либо техническому регламенту. Соответственно, в своей контрольной работе Росалкоголь... там, ростабакрегулирование либо иной уполномоченный орган должны будут проверять, соответствует ли та продукция, которая выпускается в оборот, требованиям ГОСТа и технических регламентов. Касательно транснациональных корпораций. Ещё раз подчеркну, что в настоящее время деятельность всех заводов, которые расположены в Российской Федерации, продолжается, продукция на них выпускается в тех же объёмах, что и ранее, и, соответственно, акцизы поступают в бюджет в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Максим Анатольевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Николай Гаврилович? Николаю Гавриловичу Брыкину включите микрофон. БРЫКИН Н. Г. Уважаемые коллеги, Иван Иванович! Я недолго, и так долго обсуждали. Я хочу поблагодарить всех коллег-депутатов, которые действительно неравнодушны. Вот правильно Бийсултан Султанбиевич сказал, что это прежде всего касается именно здоровья нашей нации. И по тем данным, которые были приведены в тех документах, которые поступили к нам в комитет, вы все их видели, ассоциируют с курением, с табаком смерть более 206 тысяч человек в год, что свидетельствует о негативной, конечно, динамике данного показателя - более чем на 12 процентов. Вот это очень серьёзный фактор. То, что правительство сегодня положило начало регулированию, очень важно, потому что до этого данный вопрос как-то так, ни шатко ни валко шёл... Я думаю, это первый шаг, который позволит оценить эту ситуацию в течение трёх, четырёх, пяти месяцев, и я думаю, что мы все, депутаты, являясь субъектами права законодательной инициативы, можем спокойно внести другие нормы, которые будут более жёстко это регулировать, чтобы сберечь здоровье наших людей. А так всем спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", 11-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 40 мин. 58 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", 12-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 33 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 13-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 04 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 171-3 Уголовного кодекса Российской Федерации", 14-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 36 сек.) Проголосовало за 392 чел.87,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.