Заседание № 185
О проекте федерального закона № 310899-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (в части, касающейся сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц; принят в первом чтении 1 июля 2014 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, буквально одна секунда. В связи с только что нами принятыми изменениями, касающимися налога на имущество, которые вносятся в Налоговый кодекс, та поправка, которая предлагалась в данном случае законодателями региона, теряет смысл, поэтому этот законопроект, принятый в первом чтении, предлагается отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По данной категории законопроектов Регламент предполагает только выступления представителей президента и правительства. Отказываются. Выносим на "час голосования".
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Коллеги, будьте внимательны. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 33 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 310899-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (в части, касающейся сроков уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Разиет Хамедовна Натхо, пожалуйста.
Пожалуйста, Разиет Хамедовна. НАТХО Р. Х., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, по поручению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея вносится на рассмотрение законопроект № 310899-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Законопроектом предусматривается внесение в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" изменений, направленных на совершенствование правового регулирования в сфере транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц в части изменения сроков их уплаты. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в бюджеты поселений и городских округов зачисляются в полном объёме земельный налог и налог на имущество физических лиц. Согласно действующему законодательству срок уплаты местных налогов приходится на четвёртый квартал года, что приводит к неравномерной наполняемости местных бюджетов и отсутствию в течение года достаточного объёма средств на исполнение возложенных на эти органы власти полномочий. В связи с этим предлагается оптимизировать срок уплаты названных налогов, перенеся его с 1 ноября на 1 июля. Учитывая, что большинство регионов дотационные, это очень важный закон, который будет способствовать укреплению доходной базы местных бюджетов. По поручению Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, буквально две минуты мне нужно, даже меньше. Очевидно, что перенос срока уплаты налогов 1 ноября - на 1 июля не приведёт к увеличению доходов, изменится только срок уплаты. Сразу должен сказать, что эту идею комитет по бюджету не поддержал, но сама постановка вопроса - о необходимости увеличения налогового потенциала субъектов и регионов, - особенно с учётом ведущейся сейчас дискуссии о налоге на недвижимость и с учётом того, что указанный законопроект влечёт изменения в Налоговый кодекс, касающиеся налога на имущество, заставила комитет положительно оценить этот законопроект, поэтому мы предлагаем поддержать его в первом чтении. Естественно, мы не поддерживаем идею перенести срок уплаты, а вот идею комплексно посмотреть на эти вопросы, именно в связи с теми предложениями, которые поступают в отношении налога на недвижимость, налога на имущество, изыскать возможности для увеличения налоговой базы регионов и муниципалитетов комитет поддерживает. Думаем, что в рамках второго чтения уже в сентябре мы эту работу сможем оперативно провести. Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. У меня вопросы к Андрею Михайловичу - конечно, и к Разиет Хамедовне был вопрос, но вот Андрей Михайлович меня заинтересовал. Я правильно понимаю, что вы предлагаете принять законопроект в первом чтении, а ко второму чтению полностью изменить его концепцию? И ещё один вопрос, жизненный. Неделю назад я получил налоговое уведомление о том, что до 1 ноября надо оплатить земельный налог. Теперь, если мы примем этот закон, срок оплаты будет до 1 июля. Так что, я с сегодняшнего дня уже пени должен платить, что ли? МАКАРОВ А. М. Давайте я попробую ответить на эти вопросы. Первое. Пени вам, Сергей Николаевич, не начислят. Вообще, если будут какие-то вопросы с налоговой - приходите, мы вам поможем. Второе. Я, по-моему, ясно сказал, что мы не считаем возможным решать такие вопросы путём перенесения сроков, более того, мы думаем, что тот срок, который сегодня установлен, должен остаться. Третье. Мы считаем, что концепцией данного законопроекта является не перенос срока, а увеличение доходной базы регионов и муниципалитетов, вот эту концепцию мы поддерживаем, при этом мы не поддерживаем те способы, которые предложены в данном законопроекте для решения этой задачи. Мы полагаем, что сможем всесторонне обсудить этот вопрос осенью. И опять же мне представляется, что гораздо правильнее обсуждать его в связи с налогом на имущество физических лиц, который действует сегодня и оплачивать который вы, Сергей Николаевич, уже привыкли, чем в рамках законопроекта о налоге на недвижимость, принятого в первом чтении в 2004 году. Вот это комитет и предлагает: обсудить все эти вопросы комплексно и прийти к согласованному решению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Николаевич Свинцов. Микрофон включите. СВИНЦОВ А. Н., фракция ЛДПР. Андрей Михайлович, у меня вопрос тоже связан с логикой. Я, как вы знаете, советник губернатора Московской области и регулярно езжу по поселениям. В некоторых поселениях Московской области земельный налог - до 80 процентов их бюджета, многие главы районов, главы поселений говорят мне, что ждут эти средства с нетерпением, однако часто суды, принимая решения в отношении земельных участков, к сожалению, понижают их кадастровую стоимость и в конечном итоге, естественно, налогооблагаемая база уходит, эти налоги поселения не получают. Учитывая, что всё это на конец года запланировано, из бюджета субъекта тоже не успевают дотировать, и в результате у них разбитые дороги, неотремонтированные школы. Почему бы действительно не сдвинуть срок, не сделать чуть пораньше? Хотелось бы понять вашу позицию. МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, Андрей Николаевич. Извините, конечно, но я действительно не знал, что вы являетесь советником губернатора Московской области, - это, безусловно, меняет дело, но, к сожалению, не имеет никакого отношения к срокам, связанным с уплатой налогов. Как вы помните, мы платим не за текущий год, а за прошедший, поэтому в данном случае, перенеся это, установив срок на два или на три месяца раньше, вы просто получите неразбериху в уведомлениях, а количество денег не изменится: как известно, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется, хотя в принципе в регионах страны ситуация разная, я ещё раз говорю, я не могу здесь точно сказать. Вот вы сказали, что есть проблемы с земельным налогом. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что законопроект о налоге на недвижимость, тот самый, который был принят в 2004 году... Предполагалось, что этот налог будет вводиться вместо двух налогов: налога на землю и налога на имущество. Сейчас в поправке, которую нам прислало правительство, сказано, что этот налог заменяет собой только налог на имущество. То есть земельный налог, в отношении которого вы сейчас так волнуетесь, вообще не затрагивается, он остаётся, так что я вообще не вижу оснований для ваших волнений. А вот нас волнует то, что фактически происходит переименование налога на имущество, и наша задача - чтобы не пострадали при этом люди. И когда мы говорим о концепции закона, мы имеем в виду то, что субъекты, регионы, должны получить налоговую базу (кстати, напомню, что налог на имущество, или на недвижимость, как его ни назови, во всём мире является основным источником доходов муниципальных образований, - у нас это не так), но при этом мы ни в коем случае - эта задача была поставлена президентом - не должны допустить, чтобы увеличение возможностей субъектов или муниципалитетов произошло за счёт граждан. Это нам и предстоит сделать во втором чтении, а в рамках какого законопроекта - давайте посмотрим. Вот это как раз один из тех законопроектов, который открывает возможность для дискуссии, и мы приглашаем, естественно, всех депутатов принять в ней участие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я искренне разделяю стремление Комитета по бюджету и налогам, и в том числе председателя комитета, так активно и творчески работать (я это без юмора говорю, они очень много делают), но я всё-таки должен обратить внимание всех присутствующих в этом зале, в том числе и Председателя Государственной Думы, на то, что предложенный порядок принятия в первом чтении законопроекта с доработкой его ко второму - это грубое нарушение и нашего Регламента, и порядка законотворчества. В представленном законопроекте что предлагается? Надеюсь, большинство из присутствующих платят налоги и знают, что они платятся до 1 ноября будущего года, то есть в текущем году мы платим за 2013 год. Ты можешь пойти и заплатить все свои налоги хоть в июле, можешь 30 или 31 октября заплатить, то есть ты укладываешься в срок. В этом законопроекте всего три строчки: слова "1 ноября" заменить словами "1 июля" - вот и вся концепция, как ко второму чтению можно наполнять другим содержанием этот законопроект, убей бог я не понимаю! Я разделяю позицию правительства, которое отрицательное заключение дало. Почему я об этом говорю? Вот мы сейчас примем законопроект в первом чтении, подспудно имея в виду, что ко второму чтению мы будем его дорабатывать, но информация-то уже пойдёт по всем нашим регионам, все будут думать, что теперь налоги на имущество, на землю, на транспортные средства надо платить до 1 июля, никто и не подумает, что во втором чтении там этих строк-то, возможно, и не будет. Вот поэтому, как бы мне ни тяжело было подводить своих земляков из Адыгеи, я всё-таки считаю, что мы должны отклонить этот законопроект или - в мягкой форме - не голосовать за него. А в том законопроекте, о котором говорил Андрей Михайлович, 2004 года, в первом чтении принятом (непонятно, что пытается из него сделать сейчас правительство), предусмотрена норма - до 1 октября. Ну я бы понял, если бы здесь до 1 октября сдвинули срок, хотя и это тоже неверно, потому что, как правильно сказал Андрей Михайлович, это налог за прошлый год, а не за текущий... Наша фракция не может поддержать такой законопроект, и я, вообще-то, предложил бы и комитету поменять свою позицию, поскольку во втором чтении концептуально нельзя менять содержание законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Разиет Хамедовна будет выступать? Нет. Андрей Михайлович Макаров, будете?.. Вовремя не выразил желания выступить Андрей Николаевич Свинцов, но в качестве исключения даём ему слово. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, ну да, правильно - надо ж проявить уважение к власти высокой. Андрей Николаевич Свинцов, пожалуйста. СВИНЦОВ А. Н. Уважаемые коллеги, я хочу подчеркнуть один момент. Действительно, это налог за прошлый год, но все прекрасно знают, что планируются бюджеты на три года и так далее. Глава сельского поселения берёт выписку из налоговой инспекции об объёме земельного и имущественного налогов, вся эта информация поступает сразу в министерство финансов Московской области (я уверен, что и в других регионах точно так же), и там, в министерстве финансов, сразу определяют: допустим, из трёхсот поселений в таком-то поселении предполагаются такие-то доходы, в таком-то - такие-то, и, если имеется дефицит бюджета, предоставляются дотации, субвенции и так далее. Я не предлагаю платить налог до 1 февраля или до 1 января, но по крайней мере надо раньше, чем до 1 июля, и тогда муниципалитеты, зная, сколько реально уплачено за прошлый год, могли бы пораньше обратиться в администрацию губернатора, в Минфин области, сказать: ребята, у нас по таким-то налогам такая-то недоплата (люди не платят), и мы просим вас принять решение дать нам какие-то дотации, какие-то деньги. Но когда люди тянут до последнего, до ноября, причём совершенно законно, - а бюджет на следующий год Минфин рассматривает как раз в октябре-ноябре, - то минфин им совершенно справедливо отвечает: ребята, ну вы подождите, когда деньги, которые для вас заложены, придут, и мы их вам дадим. А деньги эти не приходят, потому что никто не платит! Да, ещё раз подчеркну, что суды выносят решение относительно кадастровой стоимости, в тысячу, в две тысячи раз снижают кадастровую стоимость, соответственно, в две тысячи раз снижается налогооблагаемая база - этих денег просто нет, а потом в конце года, в ноябре - декабре, в минфины субъектов бегают, а денег нет! Естественно, это деньги непосредственно сельских поселений, но туда деньги просто не доходят в принципе, и поэтому какая разница, какого года деньги - прошлого, позапрошлого года, - они из года в год не доходят! Именно поэтому из года в год дороги не ремонтируют, из года в год школы не ремонтируют. Я каждые выходные езжу по сельским поселениям и везде вижу одно и то же. Какая разница, Андрей Михайлович, прошлого года денег нет или позапрошлого? Здесь разницы нет. Ещё раз хочу подчеркнуть, что такая проблема существует. Да, может быть, этот законопроект непосредственно к этому вопросу не имеет отношения, тем не менее хочу обратить ваше внимание на то, что проблема существует и чем дальше мы оттягиваем её решение, тем меньше порядка, тем меньше взаимодействие между сельскими муниципальными организациями и минфинами субъектов, потому что до последнего момента тянут, а потом начинают звонить, бегать и, как говорится, тушить пожар. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я хотел бы отметить самое главное: обсуждение четырёх вопросов, которые мы сейчас подряд рассматривали, заняло у комитета по бюджету восемь минут, всё остальное время было потрачено уже, так сказать, вне нашего контроля, и вот это хотелось бы подчеркнуть. Более того, мы считаем, что краткость при обсуждении этих вопросов была совершенно обоснованна, всё остальное можно обсудить в рамках второго чтения. Я подробно объяснил, почему комитет предлагает поддержать данный законопроект, при этом хотел бы обратить внимание на то, что во всех документах Государственной Думы, в том числе в заключении комитета, везде ясно сказано: мы возражаем против переноса сроков. Во всех регионах люди, которых это интересует, точно знают, что налог, который уплачивается за прошлый год (я ещё раз говорю: мы сейчас, в 2014 году, платим налог за 2013 год!), будет уплачиваться в те сроки, которые установлены сегодня. Комитет, повторяю, против любого изменения этого положения будет возражать, но принятие этого закона позволит нам обсудить гораздо более серьёзные концептуальные проблемы, в том числе касающиеся базы регионов и муниципалитетов, не только в рамках уплаты налога на недвижимость, но и в рамках уплаты действующего налога на имущество физических лиц, и это сегодня, на наш взгляд, на взгляд комитета, является самым главным, поэтому мы по-прежнему предлагаем поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
47-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 15 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 83 чел.18,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.