Заседание № 118

19.04.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 310880-8 "О внесении изменений в статьи 342-6 и 343-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (в части отдельных вопросов регулирования нефтяной отрасли; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 343-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3689 по 3760 из 5513
14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи       
342-6 и 343-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью     
3-1 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе". Докладывает Ольга        
Николаевна Ануфриева.                                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, сразу скажу, что при рассмотрении            
законопроекта поступило шесть поправок, все они рекомендованы комитетом к       
принятию. Просим поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении законопроект.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Николаевна.                                                   
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо огромное.                                               
                                                                                
Законопроект прошёл все экспертизы, готов к третьему чтению. Просьба            
поддержать сейчас.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений, рассмотрим в третьем чтении? Нет возражений. Будут     
ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                          
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              297 чел.66,0 %                                    
Проголосовало против           26 чел.5,8 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          

Заседание № 107

16.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 310880-8 "О внесении изменений в статью 343-2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части определения базовой цены на нефть).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4675 по 4889 из 5548
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3432        
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад официального      
представителя правительства статс-секретаря - замминистра финансов Алексея      
Валерьевича Сазанова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект закрепляет в   
Налоговом кодексе значение базовой цены на нефть для применения налоговых       
вычетов по НДПИ, так как это определение было исключено из Бюджетного           
кодекса. Значение базовой цены в Налоговом кодексе предлагается установить      
аналогично действующему ранее значению в Бюджетном кодексе в размере 45,04      
доллара на 2023 год с последующей ежегодной индексацией на 2 процента.          
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Ольги Николаевны Ануфриевой.                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, очень быстро. В данном случае официальный    
представитель правительства всё сказал.                                         
                                                                                
Единственно, у нас данный законопроект, с одной стороны, технический, потому    
что исключает ссылки на уже недействующие нормы Бюджетного кодекса, с другой    
стороны, он даёт возможность с ноября прошлого года уточнить сумму вычета,      
которую мы дали возможность компаниям применять. Но обращаю внимание, что       
норма законопроекта даёт возможность с ноября уже уточнить эту сумму и на       
ноябрь-декабрь базовая цена нефти для расчёта вычета НДПИ устанавливается в     
размере 44,16 доллара, а 45,04 доллара - это уже с 1 января 2023 года.          
                                                                                
Комитет, естественно, поддерживает законопроект и просит палату поддержать.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы?                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Валерьевич, а почему 44,2 доллара? Вы уже    
рыночником перестали быть? И почему 2 процента? Инфляция у нас ведь не 2        
процента.                                                                       
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Такой порядок был          
предусмотрен в Бюджетном кодексе. Здесь, при внесении изменений в Налоговый     
кодекс, полностью продублированы нормы Бюджетного кодекса, поскольку это        
применяется исключительно для определения вычетов по НДПИ, то есть это для      
преференций для налогоплательщиков. Для того чтобы для них не произошло         
ухудшения положения, мы просто перенесли нормы из бюджетного законодательства   
в Налоговый кодекс.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                 
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Николай Васильевич, можно я чуть-чуть, может быть, поясню?      
Если вы помните, в статье 96-6 Бюджетного кодекса была норма, которая в свою    
очередь была изменена на конкретную цифру - 8 триллионов рублей нефтегазовых    
доходов. Да, перед этим была норма, я просто вам напоминаю, с 2017 года         
установлена норма: 40 долларов - базовая цена нефти с четырёхпроцентной         
ежегодной индексацией. Вот ровно так и получилось 44,16 доллара.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич.                               
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Ольга Николаевна, а не могли бы вы разъяснить вот эту   
свою формулировку: уточнить сумму вычета с ноября прошлого года? Это что,       
закон вступает в силу задним числом? Это что, мы сейчас будем уточнять          
бюджетные итоги прошлого года, какие-то суммы дополнительно изымать у           
нефтяных компаний или возвращать нефтяным компаниям? Вот как это?               
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо большое за вопрос, Михаил Геннадьевич. Объясню такую    
свою фразу. У нас налоговый вычет, право на налоговый вычет уже есть в          
Налоговом кодексе, и базово, естественно, он считается компаниями. Сейчас я     
не могу, не готова вам сказать, какие компании применяли налоговый вычет с      
какой-то фиксированной ценой, чтобы его потом уточнить, когда законом уже       
будет внесена конкретная базовая цена на нефть, то есть когда будет уточнён     
сам вычет. Поскольку норма в Бюджетном кодексе перестала действовать, а         
ссылка в Налоговом кодексе на неё осталась, реально исчислить налоговый вычет   
корректно не было возможности, и именно с этой целью правительство и внесло     
данную законодательную инициативу. Сейчас именно от нас зависит, будут ли       
компании дальше продолжать ждать возможности исчисления вычета и применения     
его в реальном размере, в котором государство его даёт, либо мы сейчас          
приведём в соответствие Налоговый и Бюджетный кодексы, и всё.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но суть вопроса простая: для бюджета плюс или минус       
будет в результате принятия этого закона?                                       
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Я не готова сейчас сказать, какие из компаний не применяли      
вычет вообще, а ждали, когда государство решит уже поставить цену в Налоговом   
кодексе, а какие компании уже применили конкретный вычет, и у нас не будет      
никаких дополнительных... Это даже не выпадающие доходы, они имели право на     
вычет, скорее всего, компании уже применили вычет, но в том размере, который    
они посчитали нужным. Право на вычет они уже имели.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Сейчас они просто его скорректируют, если кто-то его не         
применил.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Валерьевич Сазанов, пожалуйста.                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопрос. Компании - это "Роснефть", "Татнефть" и        
"Газпромнефть". Безусловно, Минфин в рабочем порядке довёл до них правила       
применения вычета, и сейчас мы вдогонку просто в налоговом законодательстве     
это закрепляем. Соответственно, ни переплат, ни недоплат не было - для          
бюджета это будет нейтрально.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть для бюджета ничего не изменится?                  
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Нейтрально будет, да.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё ясно. Хорошо.                                         
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить?                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемые коллеги, с глубочайшим сожалением сообщаю, что          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" не может поддержать этот законопроект,        
потому что мы занимаемся латанием тришкиного кафтана: мы сначала приняли        
абсолютно порочную систему налогообложения, достаточно давно, а сейчас          
пытаемся её, грубо говоря, исправлять. Это как гланды удалять через             
противоположное отверстие, понимаете?                                           
                                                                                
У нас НДПИ, налог на добычу полезных ископаемых, на территории Российской       
Федерации вообще никак не должен быть связан с внешним рынком, потому что он    
объективно никак с ним не связан. Мы создаём налоговую нагрузку на              
переработку сырья, мы усугубляем своё колониальное состояние, при котором мы    
экспортируем сырьё, а потом завозим, причём сложными путями, продукты его       
переработки. Это вызвано нашей налоговой системой, которая абсолютно порочна,   
потому что мы облагаем внутренний рынок, мы облагаем переработку внутри         
страны, снимая обложение с сырьевых олигархов, а некоторые даже отрицают само   
их существование.                                                               
                                                                                
Это принципиально порочная система! Пока мы от неё не откажемся, мы будем       
задавать друг другу недоумённые вопросы: а почему 2 процента, а не 2,5, а       
почему 43, а не 48? А кто здесь рыночник и откуда? Почему ещё какие-то          
рыночники сохранились? А что означает закон, который мы принимаем то ли         
задним числом, то ли не задним числом? Мы создали абсолютно извращённую         
систему, при которой вся нефтепереработка Российской Федерации убыточна. Мы     
на советскую власть, так сказать, обижаемся, мол, недостаточно эффективно, но   
понимаете, мы валютный цех страны - нефтепереработку - сделали убыточным!       
Скоро при таком налогообложении у нас производство водки будет убыточным, к     
сожалению.                                                                      
                                                                                
Мы будем делать всё более сложные изменения, всё более сложно объяснимые, всё   
более сложно понимаемые, потому что мы сделали фундаментально неправильно       
базовую вещь: мы облагаем налогом не ненужную нам часть внешней торговли, не    
экспорт сырья, когда мы за копейки экспортируем, а потом на этих копейках       
наши враги наживают миллиарды, а мы облагаем и давим собственную переработку.   
Это абсолютно порочный, абсолютно неправильный подход, который обрекает нас     
на абсурдную, бессмысленную сложность.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, представитель президента будет выступать? Правительства? Заключительное    
слово? Пожалуйста.                                                              
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо большое.                                                  
                                                                                
Я просто хотел бы обратить внимание, что в прошлом году объём переработки       
нефти составил 280 миллионов тонн, из них 120 миллионов тонн пошло на           
внутренний рынок, а 150 миллионов тонн нефтепродуктов было экспортировано.      
Также если брать статистику по прошлому году, то за прошлый год                 
среднероссийский НПЗ получил маржинальность в 4 раза больше, чем                
историческая, - маржа переработки нефти составила порядка 80 тысяч рублей на    
тонну на российских НПЗ. Поэтому мы полагаем, что сегодняшняя налоговая         
система отвечает тем реалиям, в которых мы находимся.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Пожалуйста.                                  
                                                                                
Ануфриевой включите микрофон.                                                   
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемые коллеги, жаль только, что прекрасное выступление      
Михаила Геннадьевича никакого отношения к законопроекту не имеет. В данном      
случае законопроект уточняет, сколько, в каком порядке налогоплательщик         
должен платить - а это, ну, можно сказать, первоначальный принцип               
налогообложения, - и приводит в соответствие нормы Бюджетного и Налогового      
кодексов.                                                                       
                                                                                
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за указанный законопроект.                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 343-2 части второй Налогового кодекса Российской             
Федерации", пункт 16.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 20 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.64,2 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    311 чел.                                          
Не голосовало                 139 чел.30,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.