Заседание № 41
09.07.2004
Вопрос:
О Федеральном законе "О коммерческой тайне" (проект № 310378-3; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2254 по 2318 из 7278
Уважаемые депутаты, мы сейчас можем вернуться к пункту 5 порядка работы, докладчик подъехал. О Федеральном законе "О коммерческой тайне". Доклад члена согласительной комиссии Павла Анатольевича Пожигайло. Пожалуйста. ПОЖИГАЙЛО П. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию Федеральный закон "О коммерческой тайне" в редакции согласительной комиссии. Закон был принят Государственной Думой 19 ноября 2003 года, но отклонен Советом Федерации 26 ноября 2003 года. Была создана согласительная комиссия из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В ходе работы согласительной комиссии был выработан текст закона, учитывающий замечания и предложения, внесенные Советом Федерации, Государственной Думой и Администрацией Президента Российской Федерации. Данная редакция согласована с Правовым управлением Аппарата Государственной Думы. Правительство поддерживает этот закон. Профильный комитет - Комитет по информационной политике - рекомендует принять Федеральный закон "О коммерческой тайне" в редакции согласительной комиссии. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Анатольевич. Вопросы есть? Пожалуйста, коллега Тюлькин Виктор Аркадьевич. Тюлькину включите, пожалуйста, микрофон. ТЮЛЬКИН В. А. Будьте добры, скажите коротко, согласительная комиссия в сторону ужесточения и усиления охраны коммерческой тайны или, наоборот, в сторону гласности и открытости, так сказать, отработала? ПОЖИГАЙЛО П. А. Там были и те и те вопросы. То есть первый вопрос - были претензии профсоюзов по поводу того, чтобы четко было сформулировано, какую ответственность несет работник, нанятый на работу, в случае если он разгласит какую-то информацию. И были выработаны нормы, которые очень точно и четко определяют в трудовых договорах ответственность работника за разглашение коммерческой тайны. В то же время был еще ряд пунктов изменен. Скажем, в старой редакции закон "О коммерческой тайне" распространялся только на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Так вот, этот пункт тоже был расширен, и под него теперь точно так же подпадают, скажем, лица, не занимающиеся коммерческой деятельностью, но допущенные к коммерческой тайне, которые могут, так сказать, распространить эту коммерческую тайну, нанести вред предприятию. Поэтому система защиты была, в общем, сбалансирована и в одну, и в другую сторону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы принять в рамках "часа голосования" данный закон? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 09 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел.17,6% Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 15
26.03.2004
Вопрос:
О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О коммерческой тайне" (проект № 310378-3)" (в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1412 по 1442 из 6001
И сейчас мы с вами рассмотрим вопрос 5 порядка работы. О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О коммерческой тайне". Доклад председателя Комитета по информационной политике Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста. КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект постановления по Федеральному закону "О коммерческой тайне". Он был принят Государственной Думой 19 ноября 2003 года. Совет Федерации 26 ноября 2003 года отклонил данный закон и предложил создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Вашему вниманию предлагается проект постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О коммерческой тайне". В своем постановлении Совет Федерации предложил нам включить в состав согласительной комиссии семь человек. Мы также, предварительно обсудив данный вопрос на заседании Комитета по информационной политике, предлагаем включить в состав данной комиссии семь человек, а именно три человека от Комитета по информационной политике и по одному от каждого комитета-соисполнителя по согласованию с председателями соответствующих комитетов: один человек от Комитета по безопасности, один - от Комитета по образованию и науке, один - от Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму и один - от Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. Просим вас поддержать данный проект постановления для создания согласительной комиссии по Федеральному закону "О коммерческой тайне". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1461 по 1478 из 6001
Прошу определиться по пункту 5 порядка работы, проекту постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "О коммерческой тайне". Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 08 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 3 чел.0,7% Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0% Результат: принято Принимается.
Заседание № 263
19.11.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4235 по 4467 из 8083
Пункт 14 повестки дня: проект федерального закона "О коммерческой тайне" (второе чтение). Александр Валентинович Шубин, пожалуйста. ШУБИН А. В., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется во втором чтении проект закона "О коммерческой тайне". Я только должен напомнить, что данный законопроект был внесен Правительством Российской Федерации и в первом чтении мы его приняли 23 мая этого года. После этого по решению Государственной Думы при Комитете по информационной политике была создана рабочая группа под моим руководством. Там активно работали представители всех комитетов-соисполнителей - Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, Комитета по экономической политике и предпринимательству, Комитета по образованию и науке и Комитета по безопасности. Также в деятельности этой рабочей группы принимали активное участие представители Минпромнауки, МВД, Минтруда, Роспатента, и очень активно работало Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Законопроект был вновь рассмотрен и подготовлен ко второму чтению. Для этого потребовалось рассмотреть более двухсот поправок. Сегодня сформированы таблицы принятых и отклоненных комитетом поправок, и мы можем представить вам вариант, который мы считаем согласованным, и он может быть принят во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли у вас вопросы по таблице поправок, которые комитет рекомендует к принятию? Нет, да? Есть один вопрос. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, поправка 24, моя поправка, в таблице поправок, рекомендованных к принятию, учтена частично. Я настаиваю на прежней редакции. Мотивация при объяснении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли еще желающие вынести на отдельное голосование поправки? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок, за исключением поправки 24? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 19 сек.) Проголосовало за 311 чел. 69,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 139 чел. 30,9% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Андрей Константинович, доложите поправку 24. ИСАЕВ А. К. Уважаемые коллеги, поправка 24 относится к статье 5 закона, где говорится о том, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну. Часть того, что перечислено мною в поправке 24, учтена, но не учтены очень важные вещи, например: сведения, содержащие информацию для предоставления представительному органу работников для ведения переговоров по заключению коллективного договора, сведения, которые необходимы представительному органу работников для осуществления участия в управлении организацией, а также сведения о заработной плате. Согласитесь, что если эти сведения будут составлять коммерческую тайну, то институт социального партнерства во многом превращается в формальность, невозможно вести переговоры по заключению коллективного договора, если размер заработной платы является тайной. В тексте, в той редакции, которая вам предложена, говорится о системе оплаты труда, но система оплаты труда предполагает, что, например, размер заработной платы может составлять коммерческую тайну. Поэтому я прошу проголосовать мою поправку в ее изначальной редакции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, мнение комитета. ШУБИН А. В. Действительно, этот вопрос серьезно обсуждался. Это являлось, я считаю, одним из серьезных камней преткновения в данном законопроекте. По этому могу пояснить коллегам следующее. Я зачитаю вам то, что написано сегодня в тексте закона, ну не всё, конечно, а только то, что касается темы, предложенной Исаевым. Так, не могут относиться к коммерческой тайне следующие сведения: о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и о других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; о численности, составе работников, системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности и так далее. Что касается конкретно заработной платы. Я должен на этом остановиться поподробнее. Возникает некая юридическая коллизия, которая рассматривалась, и я думаю, представители правительства тоже по ней выскажутся. Она заключается в следующем. Если предположить, что на конкретные размеры заработной платы не может быть распространен режим коммерческой тайны, то это приведет к юридически ничтожному результату, из этого не следует абсолютно никаких последствий. Работодатель в этом случае не получает безусловного, то есть без согласия работника, права раскрывать эти сведения третьим лицам, так как будет грубо нарушено положение статьи 24 Конституции, в которой записано буквально следующее: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". Далее. Юридически ничтожной при этом же окажется и попытка работодателя отнести эти сведения к коммерческой тайне. Прежде всего в этом случае он де-факто присваивает себе право самостоятельно, без согласия работника передавать эти сведения третьим лицам, например своим контрагентам, так как распоряжение данными, отнесенными им к коммерческой тайне, является его безусловным правом, если уж это состоялось, что следует из неопровержимой концепции законопроекта. Ну, и в конце я просто хочу сказать, что отношения, связанные с конкретными выплатами работникам, то есть их персональными данными, лежат вне сферы отношений, рассматриваемых данным законопроектом. А логика рассмотрения соотношения коммерческой тайны и персональных данных неизбежно приводит к неразрешимым правовым конфликтам. Тем не менее, учитывая общую озабоченность, которая выражалась и во время работы рабочей группы, которая все-таки пришла к единому мнению, хотел бы сказать, что все решения рабочей группы принимались без давления, принимались исключительно консенсусом, что позволило нам сделать следующий вывод, опираясь на внесенные поправки в целом: мы предложили включить в перечень сведения о системе оплаты труда. Это несколько разные вещи: сведения о системе оплаты труда не могут быть включены в перечень коммерческой тайны, а по тем основаниям, о которых я говорил выше, конкретный размер заработной платы может быть включен. Пока такое решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, представитель правительства Фурсенко Андрей Александрович. Пожалуйста. ФУРСЕНКО А. А., первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Я хочу сказать, что у нас единая позиция с профильным комитетом. Мы вместе с представителями этого комитета и других комитетов работали в рабочей группе. По-моему, этот вопрос очень подробно обсуждался. Мы призываем к тому, чтобы не смешивать понятия коммерческой тайны и тайны персональной. И еще я хочу сказать, что существует российский закон, закон о коллективных договорах, соглашениях, в котором оговорено, что всю необходимую информацию о заключении коллективных договоров, даже если это является коммерческой тайной, стороны, заключающие этот договор, могут затребовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, обмен мнениями состоялся. Я ставлю на голосование. Будьте внимательны, пожалуйста! Кто за то, чтобы поправку 24 принять в полной редакции, на чем настаивает Андрей Константинович Исаев? Комитет - против. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 50 мин. 32 сек.) Проголосовало за 119 чел. 26,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 119 чел. Не голосовало 331 чел. 73,6% Результат: не принято Не принимается, остается в редакции комитета. Коллеги, пожалуйста, возьмите таблицу 2 поправок, которые комитет рекомендует к отклонению. Будут ли у вас замечания по этой таблице поправок? Я не вижу рук - замечаний нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения поправок? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 23 сек.) Проголосовало за 277 чел. 61,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 277 чел. Не голосовало 173 чел. 38,4% Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Уважаемые коллеги, идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 54 сек.) Проголосовало за 256 чел. 56,9% Проголосовало против 32 чел. 7,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел. 36,0% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Александр Валентинович. ШУБИН А. В. У нас есть заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы не только на законопроект второго чтения, но и по принятию в третьем чтении, то есть в целом. Я просил бы вас в рамках "часа голосования" поддержать это предложение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Каково отношение депутатов? (Выкрики из зала.) Нет, не приняли поправку Андрея Исаева, не приняли. Коллеги, постановление подготовлено. Заключение Правового управления есть. В рамках "часа голосования" ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в третьем чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 52 мин. 59 сек.) Проголосовало за 263 чел. 58,4% Проголосовало против 21 чел. 4,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел. 36,9% Результат: принято Закон принимается. Спасибо.
Заседание № 244
23.05.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 310378-3 "О коммерческой тайне".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2289 по 2668 из 6276
Так, пункт 9 повестки дня: проект федерального закона "О коммерческой тайне". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации Андрея Александровича Фурсенко. Пожалуйста. ФУРСЕНКО А. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Правовой институт коммерческой тайны в общем виде введен статьей 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. Кроме того, термин "коммерческая тайна" упоминается более чем в сорока законах и подзаконных актах. Несмотря на это, правовой институт коммерческой тайны так и не сложился, а существующее законодательство противоречиво и недостаточно. Кроме упоминания термина "коммерческая тайна" и необходимости сохранения конфиденциальности, нет норм, указывающих, когда наступит режим коммерческой тайны, чем он характерен, как строятся при этом отношения работника и работодателя - обладателя коммерческой тайны и обладателя коммерческой тайны с контрагентами. В то же время весь мир идет по пути сохранения наиболее ценных технических, технологических решений, включая ноу-хау, в режиме коммерческой тайны. Это связано с тем, что патентная охрана в стране и за рубежом требует значительных средств на получение патента, поддержание его в силе, на выявление правонарушений, предъявления исков в судебном порядке, то есть проведение претензионной работы. Кроме того, при получении патентов существуют очень жесткие временные проблемы, которые отсутствуют при введении коммерческой тайны. Режим коммерческой тайны позволяет защитить техническую документацию, правовая охрана которой в отечественном законодательстве проработана недостаточно. В результате сдерживаются инновационные и инвестиционные процессы, замедляя темпы перехода страны на инновационную экономику. С учетом вышеизложенного обстоятельства Правительством Российской Федерации подготовлен рассматриваемый сегодня проект федерального закона "О коммерческой тайне". Сложность разработки этого законопроекта состоит не только в противоречивости существующего законодательства, но и в практическом отсутствии соответствующей правоприменительной практики. Исходя из этого разработчики основывались на следующих принципах. Первое - максимально возможное сохранение норм существующего законодательства. Второе - рассмотрение коммерческой тайны в качестве особого режима правовой охраны информации, имеющей коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, в первую очередь конкурентам. И третье - эволюционное совершенствование данного закона на основе его правоприменительной практики. Последний принцип представляется особо важным, поскольку абсолютно ясно, что попытка создания идеального закона, удовлетворяющего всем требованиям субъектов, закона, связанного с коммерческой тайной, в настоящее время обречена на провал. Создать такой закон невозможно. А отсутствие такого закона в условиях вступления России в ВТО поставит страну в крайне сложное, неравное положение относительно иностранных партнеров. Кроме этого, это создает огромные проблемы сегодня при переговорах с партнерами, с инвесторами и так далее. Исходя из этого в законопроекте отражены принципиальные вопросы, связанные с коммерческой тайной. Это режим и порядок установления режима коммерческой тайны, разумная достаточность мер по охране информации в этом режиме, регулирование отношений работодателя и работника, права государственных органов на получение информации, составляющей коммерческую тайну, и ряд других моментов. При этом ставилась задача сделать ясным механизм защиты прав и законных интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, в судебном порядке. Проект закона проработан с федеральными органами исполнительной власти, ответственными за трудовые отношения, антимонопольную политику, с правоохранительными органами, с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, научными организациями, в том числе с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, институтом частного права при Президенте Российской Федерации, юристами-международниками. Вообще, рассматриваемая редакция, рассматриваемый проект закона - это компромисс между очень разными, подчас противоположными подходами к одним и тем же вопросам. На данный момент мы получили достаточно большое количество замечаний от комитетов Государственной Думы, которые рассмотрели этот проект закона при подготовке его к первому чтению. Подавляющее большинство замечаний, которые нам сделали, может, а часть из них, на наш взгляд, должна быть включена в законопроект при подготовке ко второму чтению. Мы благодарим депутатов за активную работу уже на начальном этапе. Мы просим принять проект в первом чтении. Заверяем, что Правительство Российской Федерации настроено на конструктивную работу по замечаниям и предложениям депутатов Госдумы, имея в виду, что данный закон в настоящее время крайне необходим для решения социально-экономических проблем, стоящих перед страной, в первую очередь для развития реального сектора экономики страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад Ветрова Константина Владимировича. С места, пожалуйста. Пожалуйста, Ветрову микрофон включите. ВЕТРОВ К. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, фракция Либерально-демократической партии России. Спасибо большое. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Выступая как содокладчик, я хотел бы подчеркнуть, что коммерческая тайна является одним из важнейших видов информации и имеет огромное значение прежде всего для экономики. Только при действенной охране коммерческой тайны можно развивать реальный сектор экономики на базе добросовестной конкуренции. Вы все прекрасно знаете, что многочисленные случаи недобросовестной конкуренции имеют место и от неурегулированности режима коммерческой тайны. Цельного законодательства по коммерческой тайне у нас нет. Необходимость существования детально проработанных правовых норм, относящихся к коммерческой тайне, вытекает и из статьи 139 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с задачей урегулирования режима коммерческой тайны необходимо определить следующее. Первое - определить, какая информация не может быть коммерческой тайной, чтобы не создавать условий для теневой экономики и не лишать граждан необходимой им социально важной информации. Второе - определить необходимые правовые условия для обеспечения режима коммерческой тайны с описанием механизма обеспечения этого режима. Определить права и обязанности правообладателей коммерческой тайны, а также лиц, связанных с коммерческой тайной в силу трудовых отношений или находящихся с правообладателем в гражданских правовых отношениях. Определить правоотношения обладателей коммерческой тайны и государственных структур, которым обладатели тайны должны предоставлять эту информацию (это правоохранительные органы, налоговые органы, другие, которые со своей стороны должны обеспечить охрану тайны по отношению к третьим лицам). Ну и решить, конечно же, ряд других вопросов. Предложенный к рассмотрению законопроект на концептуальном уровне решает все перечисленные задачи. И я думаю, это главный ответ на вопрос, нужен ли этот законопроект. Конечно же, и у нас, и у комитетов-соисполнителей есть замечания по законопроекту, которые должны быть, на наш взгляд, учтены к процедуре второго чтения. В частности, по мнению Комитета по информационной политике, требуют уточнения положения статьи 9 в части передачи информации, составляющей коммерческую тайну, третьим лицам по требованию государственного заказчика при выполнении государственного контракта для федеральных государственных нужд. Необходимо также уточнить положение статьи 10 в части обязательности отражения имущественных прав на информацию, составляющую коммерческую тайну, в балансе юридического лица. Но, безусловно, эти замечания не ставят под сомнение концепцию законопроекта и могут быть учтены, как я уже говорил, в процессе доработки текста законопроекта для принятия его во втором чтении. Отзыв Правового управления Аппарата Государственной Думы хоть и указывает на ряд недостатков данной законодательной инициативы, также позволяет принять законопроект в первом чтении. Хочется отметить еще один момент. Старожилы наверняка вспомнят, что этот законопроект является второй попыткой принять необходимый правовой акт в области регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной. В прошлом созыве Государственной Думы был принят аналогичный закон, внесенный группой депутатов, который был одобрен Советом Федерации, но отклонен Президентом. Данный законопроект, внесенный Правительством, учитывает все замечания Президента к предыдущему законопроекту, а также ряд других замечаний, возникших к данному законопроекту просто с течением времени. По мнению Комитета Государственной Думы по информационной политике и комитетов-соисполнителей, проект федерального закона "О коммерческой тайне" следует рекомендовать к принятию в первом чтении. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, будут ли вопросы к докладчикам? Так, есть вопросы. Пока я вижу одну руку. Кто еще? Пожалуйста, депутат Шеин, ваш вопрос. ШЕИН О. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". У меня вопрос любому из докладчиков, потому что, я так понимаю, позиция их согласована. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Александрович, приготовьтесь тогда. ШЕИН О. В. Вопрос примерно такого характера. Вот смотрите: если на заводе не платят заработную плату рабочим или платят копейки, а при этом руководство предприятия, как часто у нас бывает, осуществляет хищения в личный карман, втридорога приобретает никому не нужное оборудование или за копейки списывает материальные ценности, то является ли обнародование этих фактов профессиональным союзом нарушением коммерческой тайны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФУРСЕНКО А. А. Это не может включаться в понятие коммерческой тайны. Есть статья 5, в которой специально оговорено, какая информация не может составлять коммерческую тайну. И вот то, что сейчас упоминалось, как раз относится к таким понятиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше вопросов нет. Есть? Ну, коллеги... Тогда Романов и Коломейцев, и всё. Иначе давайте запись объявим. Валентин Степанович Романов, пожалуйста. Кому вопрос? РОМАНОВ В. С. Вопрос Андрею Александровичу. Если я не ошибаюсь, в Трудовом кодексе, который был принят также при нашем сопротивлении, - тем не менее он принят, он вступил в силу - есть положение, которое обязывает работника под страхом увольнения (я чуть-чуть утрирую) соблюдать коммерческую тайну. Практика показывает, что многие работодатели сейчас, подписывая контракт с работником, это условие довольно жестко проводят в жизнь. В какой мере этот закон позволит хоть как-то ограничить вот этот нажим на человека? Вроде бы не эпоха рабовладения, но под соусом коммерческой тайны работника делают полностью зависимым от прихоти хозяина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФУРСЕНКО А. А. Мне кажется, что как раз этот закон позволит ответить на ваши вопросы. Более того, он может в этом направлении дорабатываться. Вот мы говорим, что вводится режим, регулирующий эти отношения. Сегодня эти отношения в законодательстве - как это должно вводиться в оборот - не урегулированы. Именно этот закон призван урегулировать режим установления коммерческой тайны, то есть в рамках этого закона мы должны как раз эти вопросы урегулировать. С нашей точки зрения, шаги тут есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Виктор Андреевич. Последний вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Спасибо, Геннадий Николаевич. Вопрос к авторам. Вот вы в статье 5, которая называется "Информация, которая не может составлять коммерческую тайну", даете перечень таких сведений. В то же время в статье 4 (пункт 3) есть отсылочная норма: "Информация, которая не может составлять коммерческую тайну, определяется федеральными законами". Так что, в статье 5 нет исчерпывающего перечня таких сведений? А тогда какие еще законы определяют, какая информация не может быть коммерческой тайной? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ФУРСЕНКО А. А. Просто пример. Есть закон "О несостоятельности (банкротстве)". Там тоже предусматривается список сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Естественно, что могут возникать какие-то дополнительные законы, тем не менее список в статье 5 мы считали необходимым привести. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Константин Владимирович Ветров, вы хотели бы дополнить ответ на этот вопрос? ВЕТРОВ К. В. Нет, Геннадий Николаевич. Я думаю, что основная работа предстоит при подготовке к процедуре второго чтения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые депутаты, кто хотел бы выступить? Шеин Олег Васильевич. Откуда у нас такие красивые гости на балконе? Пожалуйста, Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Просто сегодня вы ведете заседание, Геннадий Николаевич, поэтому народ пришел. Уважаемые коллеги, я просил бы очень внимательно отнестись к этому закону, потому что на самом деле он представляет из себя очень, скажем так, интересную инициативу, которая может повлечь за собой далеко идущие последствия. Давайте просто внимательно посмотрим, что в нем конкретно написано. Статья 4. К коммерческой тайне может быть отнесена фактически любая информация, которая имеет потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Мне представляется, что под такое определение можно подвести практически любые сведения. Тем более согласно пункту 4 этой же статьи 4 право на отнесение информации к коммерческой тайне принадлежит самому обладателю этой информации, то есть в данном случае администрации той или иной организации. Причем на сегодняшний день, насколько мне известно, действует правительственное постановление № 32 от 1991 года, в соответствии с которым к коммерческой тайне не может быть отнесена информация по уплате налогов и сборов, не может быть отнесена информация, касающаяся учредительных документов юридических лиц, то есть учредительный договор, устав и так далее. Согласно статье 5 законопроекта теперь и учредительный договор, и устав организации, и сведения об уплате налогов фактически являются или могут быть отнесены к коммерческой тайне. Какие последствия это может за собой повлечь? Я по крайней мере вижу как минимум два. Первое - это ужесточение политики администрации в отношении работников, потому что, как правильно совершенно сегодня здесь звучало, нарушение коммерческой тайны является основанием для увольнения работника. Вот я на днях был на Ясногорском машиностроительном заводе. Предприятие подводится под ликвидацию. Рабочим объясняют: всё, денег нет, надо закрывать, распродавать по кускам. При этом администрация получает по 40-50 тысяч заработную плату и прочие материальные выплаты и потратила 3 миллиона рублей на компьютерную технику и на программное обеспечение. Народ, естественно, возмутился, об этом публично было сказано на рабочем митинге, после чего администрация направила материалы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении профсоюзных лидеров. Хотя, мне кажется, уголовное дело надо возбуждать в отношении этой администрации за умышленное банкротство предприятия. То есть вместо того чтобы навести порядок в нашей промышленности, мы фактически позволяем недобросовестным руководителям просто-напросто дальше всё подряд разворовывать и гробить целые предприятия. Причем хуже того, вообще есть вещи в законе, которые, мягко скажем, вызывают удивление. Работник теперь обязан незамедлительно сообщать работодателю о ставших известными ему случаях разглашения либо об угрозе разглашения информации, составляющей коммерческую тайну работодателя. Вообще-то, это испокон веков называется "стукачество". И писать такие вещи, согласно которым работник просто обязан становиться доносчиком в отношении своих коллег по работе... Я просто поражаюсь, как такие вещи можно в законе писать. Я просил бы задуматься и о другом аспекте. У нас же сейчас начался процесс приватизации коммунального хозяйства, в том числе и монополистов в сфере коммунального хозяйства. Всем известен случай в Перми, когда местный водоканал фактически переходит в частную собственность к какой-то фирме. Аналогичная картина складывается в отношении коммунэнерго. То есть теперь получается, что тарифы становятся непрозрачными по определению, что любая попытка потребителя узнать тарифы - это попытка нарушить коммерческую тайну. Помилуйте, мы не далее как несколько недель назад принимали поправки к закону о ЖКХ, согласно которым монополист обязан до копейки показать себестоимость своих услуг! Теперь у нас складывается ситуация, при которой будут (как сегодня это происходит, кстати) брать 200-300 процентов коммунальных платежей непонятно за что, но при этом обоснованность всех этих коммунальных тарифов будет скрыта за семью печатями. Я считаю, что в такой редакции законопроект принимать нельзя. Вот в такой, в нынешней редакции, этот законопроект гораздо хуже, чем действующая нормативно-правовая база, в частности 32-е постановление Правительства. В такой редакции закон - это кнут со стороны администрации в отношении тех работников, которые просто хотят разобраться, почему у них низкая заработная плата либо почему вообще ее нет, почему гробят их предприятие. В такой редакции закон - это просто подарок тем коммунальным монополистам, которые никаких услуг не оказывают, но считают, что потребители, как "в черную дыру", обязаны под угрозой выселения платить в их ведомство несусветные деньги. Поэтому я бы просил сегодня коллег в порядке профилактики не голосовать за этот законопроект, с тем чтобы профильный комитет внес соответствующие поправки, изменения, учел все эти нюансы и предложил бы нам новую редакцию спустя некоторое время. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Александрович Фурсенко, заключительное слово, если желаете. ФУРСЕНКО А. А. Я хочу сказать, что законопроект, собственно, и призван урегулировать те вопросы, о которых сейчас говорили уважаемые депутаты. Кое-что из того, что упоминалось, в законопроекте на самом деле содержится, поэтому нам представляется, что дополнения, абсолютно ясно, необходимы и могут быть внесены при подготовке ко второму чтению. Мы еще раз обращаемся к депутатам с просьбой принять законопроект в первом чтении и готовы конструктивно сотрудничать при доведении законопроекта до второго чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Представитель Президента хотел бы высказаться по этому законопроекту? Нет. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование... По мотивам - Бурдуков Павел Тимофеевич. Где-то пробегал... Пожалуйста, Павел Тимофеевич. БУРДУКОВ П. Т. Извините. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по безопасности имеет очень много вопросов по этому законопроекту, но мы считаем, что в первом чтении его можно поддержать, только при условии, чтобы ко второму чтению ответственный комитет все-таки создал рабочую группу с представителями комитетов-соисполнителей. Потому что в первом чтении не все наши замечания были учтены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, уважаемые депутаты, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 29 сек.) Проголосовало за 273 чел. 60,7% Проголосовало против 29 чел. 6,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 303 чел. Не голосовало 147 чел. 32,7% Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо.