Заседание № 70
17.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 31023-4 "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения критериев применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для розничной торговли и оказания услуг общественного питания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4520 по 4643 из 5312
Коллеги, пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутата Государственной Думы Курбан-Али Амировича Амирова. Включите микрофон депутату Амирову. АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В данном законопроекте региональные законодатели предлагают внести некое изменение в главу 26-3 части второй Налогового кодекса, касающееся налогообложения малого бизнеса, в частности речь идет о системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по двум видам деятельности. С 1 января 2003 года, как вы знаете, осуществляется переход на эту систему, Налоговый кодекс определил критерии для перехода на такую систему по некоторым видам деятельности, эти критерии в этой главе описаны. Региональные законодатели предлагают по двум видам деятельности, касающимся розничной торговли и системы общественного питания, изменить эти критерии и перейти на те критерии, которые действовали до 1 января 2003 года. В частности, нынче предприниматели могут перейти на такую систему налогообложения в случае, если используют в своей деятельности площади торгового или обеденного залов не более 150 квадратных метров, то есть критерием для применения такой системы являются, так сказать, квадратные метры, используемые в предпринимательской деятельности. Законодатели же Ханты-Мансийского автономного округа предлагают исходить из численности работающих, в частности они предлагают для розничной торговли исходить из количества работающих по каждому объекту до тридцати человек, для системы общественного питания - из численности работающих в точках до пятидесяти человек. Есть некое обоснование для такого предложения. Так как данная система работала в течение двух лет, то, анализируя опыт прошедшего времени, они достаточно обоснованно аргументируют эти свои предложения, нововведения. В этих сферах нежелание переходить на новую систему налогообложения в связи со сложностью учета и отчетности породило тенденцию к сокращению предпринимателями размеров площадей своих торговых или обеденных залов, переоборудованию их в небольшие действующие точки, к фиктивной сдаче в аренду части используемой площади. В результате страдают потребители, они получают тесные магазины и кафе. В свою очередь это приводит к снижению культуры обслуживания и сужению ассортимента товаров. В конечном итоге снижаются темпы развития малого бизнеса в этих сферах предпринимательской деятельности. Кроме того, снижается поступление платежей в бюджет, так как традиционная система налогообложения позволяет предпринимателям максимально занижать свои доходы. Исходя из этого они и предлагают соответствующее изменение. Второе изменение касается внесения поправки в ту часть этой главы, где даются толкования основных понятий, используемых в этой главе, в частности понятия "розничная торговля". Они предлагают исключить из этого понятия слова "за наличный расчет". В настоящее время на практике возникла следующая ситуация. Предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, не производят расчеты с потребителями в безналичном порядке, избегая необходимости вести раздельный учет доходов и расходов, по двум системам налогообложения. Прежде всего в этой ситуации страдают бюджетные организации, в частности школы, детские сады, которые лишаются возможности приобретать за безналичный расчет товары для хозяйственных нужд, чтобы провести ремонт основных средств в летний период, не могут приобретать школьное оборудование, комплектовать компьютерные классы и так далее, и так далее. Поэтому путем внесения поправки - исключения из определения "розничная торговля" слов "за наличный расчет" - законодатели предполагают изменить такую систему. Я бы предложил депутатам Государственной Думы внимательно прислушаться к инициаторам и поддержать предлагаемые изменения. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы С. Н. Бабурин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по бюджету и налогам Наталье Викторовне Бурыкиной. Для краткого содоклада. С места. Пожалуйста. БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, комитет внимательно ознакомился с законодательной инициативой Ханты-Мансийского автономного округа. К сожалению, те аргументы, которые были приведены докладчиком, комитет не поддержал. Более того, предложенные изменения (предлагается переход на принцип по численности) существенно меняют концепцию кодекса в отношении налога на вмененный доход, принятую и уже работающую два года. Более того, технически законопроект не доработан, потому что там не предложена доходность от численности. Что касается ограничений, о которых говорил докладчик, я хотела бы отметить, что в настоящее время уже принят в первом чтении и буквально на следующей неделе будет рассмотрен нами законопроект, где уточняется понятие торгового зала, а понятие подсобной площади исключается оттуда, и метража будет достаточно, чтобы предприятие малого бизнеса работало. Что касается второго предложения, которое вносится Думой Ханты-Мансийской автономного округа, то существует принципиальная позиция, что торговля в розницу у нас идет за наличный расчет, а всё, что касается расчетов с предпринимателями, - для этого существуют другие структуры, но в данном случае речь идет в первую очередь о населении. Поэтому комитет не поддерживает данный законопроект и просит его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть ли желающие выступить? Представитель правительства? Представитель президента? Нет. Ставится на голосование: кто за то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"? Мнение комитета - против. Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 38 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 14 чел. Не голосовало 436 чел.96,9% Результат: не принято Не принято.