Заседание № 70

17.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 31023-4 "О внесении изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения критериев применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для розничной торговли и оказания услуг общественного питания).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4520 по 4643 из 5312
Коллеги, пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в главу     
26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад              
представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры депутата         
Государственной Думы Курбан-Али Амировича Амирова.                              
                                                                                
Включите микрофон депутату Амирову.                                             
                                                                                
АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В данном законопроекте      
региональные законодатели предлагают внести некое изменение в главу 26-3        
части второй Налогового кодекса, касающееся налогообложения малого бизнеса, в   
частности речь идет о системе налогообложения в виде единого налога на          
вмененный доход по двум видам деятельности. С 1 января 2003 года, как вы        
знаете, осуществляется переход на эту систему, Налоговый кодекс определил       
критерии для перехода на такую систему по некоторым видам деятельности, эти     
критерии в этой главе описаны.                                                  
                                                                                
Региональные законодатели предлагают по двум видам деятельности, касающимся     
розничной торговли и системы общественного питания, изменить эти критерии и     
перейти на те критерии, которые действовали до 1 января 2003 года. В            
частности, нынче предприниматели могут перейти на такую систему                 
налогообложения в случае, если используют в своей деятельности площади          
торгового или обеденного залов не более 150 квадратных метров, то есть          
критерием для применения такой системы являются, так сказать, квадратные        
метры, используемые в предпринимательской деятельности.                         
                                                                                
Законодатели же Ханты-Мансийского автономного округа предлагают исходить из     
численности работающих, в частности они предлагают для розничной торговли       
исходить из количества работающих по каждому объекту до тридцати человек, для   
системы общественного питания - из численности работающих в точках до           
пятидесяти человек.                                                             
                                                                                
Есть некое обоснование для такого предложения. Так как данная система           
работала в течение двух лет, то, анализируя опыт прошедшего времени, они        
достаточно обоснованно аргументируют эти свои предложения, нововведения. В      
этих сферах нежелание переходить на новую систему налогообложения в связи со    
сложностью учета и отчетности породило тенденцию к сокращению                   
предпринимателями размеров площадей своих торговых или обеденных залов,         
переоборудованию их в небольшие действующие точки, к фиктивной сдаче в аренду   
части используемой площади. В результате страдают потребители, они получают     
тесные магазины и кафе. В свою очередь это приводит к снижению культуры         
обслуживания и сужению ассортимента товаров. В конечном итоге снижаются темпы   
развития малого бизнеса в этих сферах предпринимательской деятельности. Кроме   
того, снижается поступление платежей в бюджет, так как традиционная система     
налогообложения позволяет предпринимателям максимально занижать свои доходы.    
Исходя из этого они и предлагают соответствующее изменение.                     
                                                                                
Второе изменение касается внесения поправки в ту часть этой главы, где даются   
толкования основных понятий, используемых в этой главе, в частности понятия     
"розничная торговля". Они предлагают исключить из этого понятия слова "за       
наличный расчет". В настоящее время на практике возникла следующая ситуация.    
Предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, не производят расчеты с     
потребителями в безналичном порядке, избегая необходимости вести раздельный     
учет доходов и расходов, по двум системам налогообложения. Прежде всего в       
этой ситуации страдают бюджетные организации, в частности школы, детские        
сады, которые лишаются возможности приобретать за безналичный расчет товары     
для хозяйственных нужд, чтобы провести ремонт основных средств в летний         
период, не могут приобретать школьное оборудование, комплектовать               
компьютерные классы и так далее, и так далее. Поэтому путем внесения поправки   
- исключения из определения "розничная торговля" слов "за наличный расчет" -    
законодатели предполагают изменить такую систему.                               
                                                                                
Я бы предложил депутатам Государственной Думы внимательно прислушаться к        
инициаторам и поддержать предлагаемые изменения.                                
                                                                                
                        Председательствует заместитель                          
                      Председателя Государственной Думы                         
                                С. Н. Бабурин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется члену Комитета по бюджету и налогам         
Наталье Викторовне Бурыкиной. Для краткого содоклада. С места.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет внимательно ознакомился с законодательной            
инициативой Ханты-Мансийского автономного округа. К сожалению, те аргументы,    
которые были приведены докладчиком, комитет не поддержал. Более того,           
предложенные изменения (предлагается переход на принцип по численности)         
существенно меняют концепцию кодекса в отношении налога на вмененный доход,     
принятую и уже работающую два года. Более того, технически законопроект не      
доработан, потому что там не предложена доходность от численности.              
                                                                                
Что касается ограничений, о которых говорил докладчик, я хотела бы отметить,    
что в настоящее время уже принят в первом чтении и буквально на следующей       
неделе будет рассмотрен нами законопроект, где уточняется понятие торгового     
зала, а понятие подсобной площади исключается оттуда, и метража будет           
достаточно, чтобы предприятие малого бизнеса работало.                          
                                                                                
Что касается второго предложения, которое вносится Думой Ханты-Мансийской       
автономного округа, то существует принципиальная позиция, что торговля в        
розницу у нас идет за наличный расчет, а всё, что касается расчетов с           
предпринимателями, - для этого существуют другие структуры, но в данном         
случае речь идет в первую очередь о населении. Поэтому комитет не               
поддерживает данный законопроект и просит его отклонить.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Викторовна.                              
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть ли желающие выступить? Представитель        
правительства? Представитель президента? Нет. Ставится на голосование: кто за   
то, чтобы принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении        
изменений в главу 26-3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"?   
Мнение комитета - против. Прошу проголосовать.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против           10 чел.2,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     14 чел.                                          
Не голосовало                 436 чел.96,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.