Заседание № 176
06.12.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 310121-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления принципа защиты чести и достоинства педагогического работника).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4343 по 4464 из 5818
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Борис Александрович Чернышов. ЧЕРНЫШОВ Б. А. Большое спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, доклад по данному вопросу я начну вот с какой цитаты: "По поводу... дискредитации преподавателей... учителей. ...очень тонкая сфера, подлежащая, безусловно, регулированию современными способами, особенно имея в виду, что мы живём в современном информационном пространстве. Только окриками и только запретами здесь ничего не решишь... Может быть, это одна из самых сложных тем... но, точно совершенно, нам нужно учителей оградить от неправомерного вмешательства в их жизнь и от неправомерного давления на них в информационном пространстве, и, повторяю, надо над этим подумать и принять соответствующие решения, которые ситуацию будут менять к лучшему с точки зрения защиты прав учителей". Это слова Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина: на недавнем заседании СПЧ, когда он услышал достаточно чёткие позиции по поводу того, что на самом деле в некоторых случаях происходит с учителями в российских регионах, в российских школах, он изложил свою позицию. Уважаемые коллеги из партии парламентского большинства, я прошу вас учесть это высказывание президента, особенно при реализации своего права на голосование по данному законопроекту. Теперь о законопроекте. Сегодня у нас в повестке дня изменение в закон "Об образовании...". Я считаю, что государственные гарантии для учителей должны дополниться пунктом о том, что государство берёт на себя обязанность защищать честь и достоинство учителей. В информационном пространстве действительно нередки случаи, когда... Вот был инцидент пару лет назад с прекрасной учительницей, по-моему учительницей физкультуры: она мастер спорта, участвовала в соревнованиях, занималась плаванием - в зимнее время вышла в закрытом купальнике со своими наградами, за это её затравили в Сети, ей нужно было уволиться. Вы сейчас скажете, что гарантии есть, что мы учителей поддерживаем, - ни один директор школы, когда будет такой наплыв негатива на учителя, не будет вступаться за учителя, и это медицинский, извините за выражение, факт. Сколько мы сталкивались со случаями, когда женщина-учитель боялась себя продемонстрировать, ну, как человека, просто выставить какую-то фотографию со своего отдыха, показать, чем она занимается во внерабочее время, - вот этот блок стоял, она не могла это сделать. Сегодня к учителям относятся как к функциям, не как к людям. Они во всей своей деятельности обязаны обществу, но что-то взамен они не так часто получают. Да, мы принимаем разные законы. Принят закон о дебюрократизации обучения - вы в своих избирательных округах в школах спросите: дебюрократизация в школах произошла? Ответ будет простой: нет. Ничего не изменилось. Мы принимаем разного рода предложения, идеи, законопроекты о том, как что-то изменить в школе, но какие-то знаковые изменения происходят сегодня в школах? Да нет, не происходят. Символы - это важно, но надо поддерживать и людей, которые работают в школах. Правоприменительная практика - вот то ключевое, что нужно. Пару лет назад два ведомства, Рособрнадзор и Министерство просвещения, подписали совместный приказ о дебюрократизации в школах и образовании - ничего не произошло. Мы приняли закон - ничего не произошло. Будем действовать, к сожалению, если вы не поддержите, в таком же ключе. Да, действительно, этот законопроект нужно довооружить, и я приглашаю вас, уважаемые коллеги, поддержать в первом чтении законопроект и во втором чтении доработать вместе со мной, стать соавторами данного законопроекта, принять меры и предложения для того, чтобы учителям действительно стало лучше, внести изменения, о которых в том числе говорил президент, поддержав идею ввести наказание за дискредитацию учителей по аналогии с наказанием за фейки об армии. В каком-то ключе, в том или ином, можно это сделать и нужно это сделать сегодня. Наши педагоги в Год педагога и наставника достойны того, чтобы государство защищало их честь, достоинство, повышало зарплаты, повышало оклады, при этом не забывало о том, что за повышение окладов им не нужно платить своими стимулирующими, а то иногда повышают оклады, а стимулирующие, дополнительные выплаты, премии региональная власть, муниципальная власть, которые являются учредителями, режут. Давайте вместе защищать наших учителей. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович. С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по просвещению внимательно рассмотрел представленный законопроект и хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Ну, прежде всего, уважаемые коллеги, категории "авторитет" и "престиж", безусловно, важны и никто не спорит относительно необходимости поддержки высокого авторитета педагогического работника в обществе, однако и авторитет, и престиж правовыми категориями не являются. Что же касается принципа защиты чести и достоинства, то это предмет, безусловно, гражданского права, и, по нашему мнению, на сегодня этот институт достаточно урегулирован в гражданском законодательстве. Я не буду здесь перечислять все нормы гражданского права и все механизмы, которые законодательно уже установлены и позволяют защищать честь и достоинство как педагогическому работнику, так и любому другому гражданину Российской Федерации, отмечу только, что в соответствии со статьёй 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" право педагогического работника на защиту профессиональной чести и достоинства уже гарантировано. А средства такой защиты могут варьироваться от самозащиты, имея в виду замечание в ответ на грубость и оскорбление, до обращения в суд или до обращения в органы управления образовательной организацией - та норма, которую мы с вами все сегодня единогласно поддержали, внося изменения в упомянутый закон. Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. Комитеты Государственной Думы по науке и высшему образованию и по культуре также не поддерживают концепцию законопроекта. Комитет Государственной Думы по просвещению не поддерживает концепцию законопроекта и просит вас это решение поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 43 сек.) Проголосовало за 81 чел.18,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.