Заседание № 176

06.12.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 310121-8 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления принципа защиты чести и достоинства педагогического работника).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4343 по 4464 из 5818
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 3     
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает        
Борис Александрович Чернышов.                                                   
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А. Большое спасибо, Иван Иванович.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, доклад по данному вопросу я начну вот с какой цитаты: "По    
поводу... дискредитации преподавателей... учителей. ...очень тонкая сфера,      
подлежащая, безусловно, регулированию современными способами, особенно имея в   
виду, что мы живём в современном информационном пространстве. Только окриками   
и только запретами здесь ничего не решишь... Может быть, это одна из самых      
сложных тем... но, точно совершенно, нам нужно учителей оградить от             
неправомерного вмешательства в их жизнь и от неправомерного давления на них в   
информационном пространстве, и, повторяю, надо над этим подумать и принять      
соответствующие решения, которые ситуацию будут менять к лучшему с точки        
зрения защиты прав учителей". Это слова Президента Российской Федерации         
Владимира Владимировича Путина: на недавнем заседании СПЧ, когда он услышал     
достаточно чёткие позиции по поводу того, что на самом деле в некоторых         
случаях происходит с учителями в российских регионах, в российских школах, он   
изложил свою позицию. Уважаемые коллеги из партии парламентского большинства,   
я прошу вас учесть это высказывание президента, особенно при реализации         
своего права на голосование по данному законопроекту.                           
                                                                                
Теперь о законопроекте. Сегодня у нас в повестке дня изменение в закон "Об      
образовании...". Я считаю, что государственные гарантии для учителей должны     
дополниться пунктом о том, что государство берёт на себя обязанность защищать   
честь и достоинство учителей. В информационном пространстве действительно       
нередки случаи, когда... Вот был инцидент пару лет назад с прекрасной           
учительницей, по-моему учительницей физкультуры: она мастер спорта,             
участвовала в соревнованиях, занималась плаванием - в зимнее время вышла в      
закрытом купальнике со своими наградами, за это её затравили в Сети, ей нужно   
было уволиться. Вы сейчас скажете, что гарантии есть, что мы учителей           
поддерживаем, - ни один директор школы, когда будет такой наплыв негатива на    
учителя, не будет вступаться за учителя, и это медицинский, извините за         
выражение, факт. Сколько мы сталкивались со случаями, когда женщина-учитель     
боялась себя продемонстрировать, ну, как человека, просто выставить какую-то    
фотографию со своего отдыха, показать, чем она занимается во внерабочее         
время, - вот этот блок стоял, она не могла это сделать.                         
                                                                                
Сегодня к учителям относятся как к функциям, не как к людям. Они во всей        
своей деятельности обязаны обществу, но что-то взамен они не так часто          
получают. Да, мы принимаем разные законы. Принят закон о дебюрократизации       
обучения - вы в своих избирательных округах в школах спросите:                  
дебюрократизация в школах произошла? Ответ будет простой: нет. Ничего не        
изменилось. Мы принимаем разного рода предложения, идеи, законопроекты о том,   
как что-то изменить в школе, но какие-то знаковые изменения происходят          
сегодня в школах? Да нет, не происходят. Символы - это важно, но надо           
поддерживать и людей, которые работают в школах. Правоприменительная практика   
- вот то ключевое, что нужно. Пару лет назад два ведомства, Рособрнадзор и      
Министерство просвещения, подписали совместный приказ о дебюрократизации в      
школах и образовании - ничего не произошло. Мы приняли закон - ничего не        
произошло. Будем действовать, к сожалению, если вы не поддержите, в таком же    
ключе.                                                                          
                                                                                
Да, действительно, этот законопроект нужно довооружить, и я приглашаю вас,      
уважаемые коллеги, поддержать в первом чтении законопроект и во втором чтении   
доработать вместе со мной, стать соавторами данного законопроекта, принять      
меры и предложения для того, чтобы учителям действительно стало лучше, внести   
изменения, о которых в том числе говорил президент, поддержав идею ввести       
наказание за дискредитацию учителей по аналогии с наказанием за фейки об        
армии. В каком-то ключе, в том или ином, можно это сделать и нужно это          
сделать сегодня. Наши педагоги в Год педагога и наставника достойны того,       
чтобы государство защищало их честь, достоинство, повышало зарплаты, повышало   
оклады, при этом не забывало о том, что за повышение окладов им не нужно        
платить своими стимулирующими, а то иногда повышают оклады, а стимулирующие,    
дополнительные выплаты, премии региональная власть, муниципальная власть,       
которые являются учредителями, режут.                                           
                                                                                
Давайте вместе защищать наших учителей. Прошу поддержать данный законопроект.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович.                             
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов.                             
                                                                                
СМИРНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по     
просвещению внимательно рассмотрел представленный законопроект и хотел бы       
обратить ваше внимание на следующее. Ну, прежде всего, уважаемые коллеги,       
категории "авторитет" и "престиж", безусловно, важны и никто не спорит          
относительно необходимости поддержки высокого авторитета педагогического        
работника в обществе, однако и авторитет, и престиж правовыми категориями не    
являются. Что же касается принципа защиты чести и достоинства, то это           
предмет, безусловно, гражданского права, и, по нашему мнению, на сегодня этот   
институт достаточно урегулирован в гражданском законодательстве. Я не буду      
здесь перечислять все нормы гражданского права и все механизмы, которые         
законодательно уже установлены и позволяют защищать честь и достоинство как     
педагогическому работнику, так и любому другому гражданину Российской           
Федерации, отмечу только, что в соответствии со статьёй 47 Федерального         
закона "Об образовании в Российской Федерации" право педагогического            
работника на защиту профессиональной чести и достоинства уже гарантировано. А   
средства такой защиты могут варьироваться от самозащиты, имея в виду            
замечание в ответ на грубость и оскорбление, до обращения в суд или до          
обращения в органы управления образовательной организацией - та норма,          
которую мы с вами все сегодня единогласно поддержали, внося изменения в         
упомянутый закон.                                                               
                                                                                
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. Комитеты    
Государственной Думы по науке и высшему образованию и по культуре также не      
поддерживают концепцию законопроекта. Комитет Государственной Думы по           
просвещению не поддерживает концепцию законопроекта и просит вас это решение    
поддержать.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович.                             
                                                                                
Переходим к голосованию.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 49 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     81 чел.                                          
Не голосовало                 369 чел.82,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.