Заседание № 196
24.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 309715-4 "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся гарантий депутатской деятельности депутата представительного органа муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5400 по 5515 из 7390
Переходим к рассмотрению пункта 41. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Дума Чукотского автономного округа также просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. А содоклад сделает Алексей Валентинович Огоньков. Включите микрофон. ОГОНЬКОВ А. В. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменения в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым предусматривается дополнение вышеуказанной статьи положением о том, что расторжение трудового договора с депутатом, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, по инициативе работодателя либо его перевод на другую работу, а также отчисление из образовательного учреждения по инициативе администрации не допускаются без предварительного согласия представительного органа местного самоуправления. Это означает, что даже правомерное с точки зрения трудового законодательства увольнение работника, например в случае прогула, появления на работе в состоянии алкогольного опьянения и в других случаях, не может быть осуществлено без согласия представительного органа муниципального образования. При этом представительный орган может произвольно не давать согласия на увольнение работника, даже не излагая мотивов своего решения. Комитет полагает, что такая ситуация существенно ограничивает права работодателя. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с положением Трудового кодекса вопрос об обоснованности расторжения трудового договора по инициативе работодателя решается государственной инспекцией труда или судом. Законопроектом же указанная функция фактически возлагается на представительные органы муниципального образования, однако положение этих органов во всей системе органов местного самоуправления не предполагает наличия таких полномочий. Необходимо также отметить, что гарантии, предлагаемой законопроектом, нет и у депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Было бы неправильно установить её для депутатов представительных органов муниципальных образований. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Желающие выступить? Нет. Представители правительства и президента? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы что-то хотите сказать? Выступит по этой теме Виктор Егорович Кузнецов. Только небольшое выступление, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, этот законопроект вновь касается статьи 40 закона номер 131, статьи о статусе депутатов. К сожалению, долгое время и средства массовой информации, и наше законодательство не учитывали того, что изменилась ситуация, - депутаты вынуждены исполнять свои полномочия независимо от мнения своих руководителей. Не урегулированы вопросы оплаты или компенсации за работу во время сессий, не урегулирован большой объём других вопросов, причём это должно быть урегулировано и на федеральном уровне, и на уровне субъекта Российской Федерации, и на уровне самого муниципального образования. История этого вопроса очень непростая. Даже 154-й закон разрешил субъектам принимать такие законы, но ведь на федеральном уровне в течение семи лет - семи лет! - пятнадцать пленарных заседаний было посвящено закону о статусе депутатов органов местного самоуправления, и в итоге в 2003 году этот закон был снят с рассмотрения. Было преодолено вето Совета Федерации, создано множество согласительных комиссий, однако вопрос до сих пор остался неурегулированным. Пятнадцать законодательных инициатив внесли субъекты именно по этой статье за последние два года, с тем чтобы дать возможность представительным органам работать нормально. Мы не можем подходить к положению депутата, к статусу депутата только с позиции нынешнего Трудового кодекса. Наоборот, Трудовой кодекс мы обязаны привести в соответствие, поскольку мы должны в этой ситуации исходить из обеспечения непрерывности работы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц. Даже мэры крупных городов сегодня неизвестно кто по статусу в системе органов местного самоуправления и не имеют никакой защиты. Буквально 17 ноября, на прошлой неделе, в Барнауле Совет Федерации провёл по этой проблеме, проблеме законодательного урегулирования статуса выборных лиц местного самоуправления, "круглый стол", выработаны рекомендации. Я, конечно, прекрасно понимаю, что инициатива чукотских законодателей не будет принята. Более того, она затрагивает лишь небольшую часть этой проблемы, и мы в принципе просто обязаны взять на себя обязательство разработать и провести соответствующий законопроект. На сегодняшний день в стране почти двадцать пять тысяч муниципальных образований, при минимальном количестве депутатов это почти триста пятьдесят тысяч человек, которые взяли на себя обязанность отслужить, что называется, своим избирателям и народу. Не дав им нормального статуса, мы не можем говорить о том, что реформа местного самоуправления может идёт в нормальном русле. Поэтому наша фракция поддерживает эту инициативу, хотя и понимает, что она решает только лишь часть проблем, касающихся статуса депутатов местного самоуправления и выборных должностных лиц. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, я ставлю на голосование данный законопроект. Кто за его принятие? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 34 сек.) Проголосовало за 91 чел.20,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8% Результат: не принято Не принято.