Заседание № 115

18.09.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 309675-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5599 по 6342 из 7696
5-й вопрос, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального      
фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год". Докладывает          
Наталья Николаевна Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного     
медицинского страхования. Пожалуйста.                                           
                                                                                
СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского           
страхования.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, доходы бюджета фонда в 2012 году составили 966 миллиардов   
рублей, что на 49 миллиардов, или на 5,4 процента, больше запланированного.     
На долю страховых взносов обязательного медицинского страхования в общем        
объёме доходов приходится 95 процентов. Страховых взносов на страхование        
работающего населения поступило 615 миллиардов, или на 8,6 процента больше      
запланированного. Страховые взносы на страхование неработающего населения       
уплачены в полном объёме. Межбюджетные трансферты, запланированные из           
федерального бюджета, получены в полном объёме и составили 51 миллиард 800      
миллионов рублей. Профицит бюджета фонда сложился в сумме 34 миллиарда          
рублей.                                                                         
                                                                                
По расходам бюджет фонда исполнен на 932 миллиарда рублей. Расходование         
средств фонда осуществлялось главным образом в целях реализации базовой         
программы обязательного медицинского страхования, на эти цели было направлено   
640 миллиардов рублей, в том числе 29 миллиардов рублей из нормированного       
страхового запаса.                                                              
                                                                                
На финансовое обеспечение программ и мероприятий модернизации направлено 267    
миллиардов рублей, в том числе на реализацию региональных программ              
модернизации - 229 миллиардов рублей. На выплаты врачам, работающим на селе,    
было направлено 7 миллиардов 700 миллионов рублей, на оплату родовых            
сертификатов - 17 миллиардов рублей, мы выполнили в полном объёме заявку        
Фонда социального страхования в соответствии с потребностью. На                 
диспансеризацию работающего населения было направлено 4 миллиарда 900           
миллионов рублей - это полный объём предусмотренных средств.                    
                                                                                
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования выполнен       
полностью. Мы просили бы депутатов поддержать законопроект об исполнении        
бюджета фонда за 2012 год.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад по трём докладам делает Николай Николаевич Гончар.                     
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! В своих докладах председатели   
фондов подробно доложили о результатах исполнения бюджетов фондов в 2012        
году, что избавляет меня от необходимости повторять уже названные цифры. Эти    
же цифры есть и в заключении комитета по бюджету, и в тех заключениях,          
которые представили нам в комитет профильные комитеты, а именно комитет по      
труду и комитет по здравоохранению.                                             
                                                                                
В 2012 году по Пенсионному фонду реальная доля федерального бюджета             
существенно сократилась: в 2010 году у нас доля трансфертов к общему объёму     
доходов была 28,6 процента, а в 2012 году - 17,5 процента. Причина: мы          
закладывали прогнозный показатель фонда заработной платы 14 триллионов 472      
миллиарда, а фактически по итогам года получилось 14 триллионов 910             
миллиардов.                                                                     
                                                                                
Я остановлюсь на замечаниях, которые были сделаны Счётной палатой на            
заседании комитета.                                                             
                                                                                
Счётная палата обращает внимание на то, что поставленная в Бюджетном послании   
Президента Российской Федерации задача подготовки в 2012 году комплексных       
предложений по развитию пенсионной системы не была осуществлена. Понятно, что   
это вопрос даже не столько к Пенсионному фонду, сколько к Правительству         
Российской Федерации, тем не менее до настоящего времени не определён           
правовой статус Пенсионного фонда, так же как и статус Фонда социального        
страхования. Вы знаете, что эта системная проблема упоминается у нас из года    
в год при обсуждении отчётов об исполнении бюджетов, на наличие этой проблемы   
постоянно указывают комитеты Государственной Думы и Счётная палата, но тем не   
менее она остаётся неразрешённой.                                               
                                                                                
Основываясь на рекомендациях парламентских слушаний об основных направлениях    
налоговой политики на 2014 год и последующие годы, комитет отмечает             
необходимость рассмотрения вопроса о целесообразности передачи полномочий по    
администрированию обязательных страховых взносов на пенсионное и медицинское    
страхование налоговым органам, что позволит, с точки зрения комитета, как       
сократить количество проверок, так и улучшить качество администрирования        
страховых взносов. Исходя из социальной значимости этой проблемы, я думаю,      
это тот вопрос, который мы в дальнейшем должны будем учитывать в своей          
деятельности.                                                                   
                                                                                
Кроме того, не обеспечена законодательная база для формирования корпоративных   
пенсионных систем, что приводит к дополнительной нагрузке на бюджет             
Пенсионного фонда.                                                              
                                                                                
Также, как отмечает Счётная палата, в целях обеспечения сохранения пенсионных   
накоплений требуют законодательного урегулирования следующие вопросы:           
определение порядка и условий возмещения недостающих средств застрахованным     
лицам, у которых сумма средств пенсионных накоплений, учтённая в специальной    
части индивидуальных лицевых счетов, сложилась меньше суммы уплаченных          
взносов; установление порядка и срока подачи управляющими компаниями средств    
пенсионных накоплений в фонд в связи с прекращением договора доверительного     
управления средствами пенсионных накоплений; установление ответственности       
негосударственных пенсионных фондов, у которых аннулирована лицензия за         
нарушение порядка передачи средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в   
фонд. Имеется и целый ряд других, не столь значительных замечаний, которые      
отражены в заключении Счётной палаты.                                           
                                                                                
По Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в заключении       
профильного комитета отмечается, что средства, направленные в 2012 году на      
модернизацию здравоохранения, расходовались недостаточно эффективно. Итоги      
реализации региональных программ модернизации в 2011-2012 годах показали        
неполное использование средств, предоставленных субъектам Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
По Фонду социального страхования Счётная палата отмечает, что имеется давняя    
проблема...                                                                     
                                                                                
Просьба дать мне полминуты ещё.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте.                                       
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. ...касающаяся положений в части реализации фондом                  
государственных полномочий по санаторно-курортному лечению отдельных            
категорий граждан, осуществляемых фондом в шестьдесят одном из восьмидесяти     
трёх субъектов Российской Федерации. Председатель фонда об этом говорил, но     
хочу добавить, что в 2012 году в результате этого сумма освоенных средств       
уменьшилась по сравнению с 2011 годом, и если в 2011 году было освоено 4        
миллиарда, то в 2012 году - 3,56 миллиарда. В результате это привело к тому,    
что было приобретено только 154 тысячи путёвок, удовлетворены запросы 33,6      
процента от общего количества граждан, обратившихся за этой услугой.            
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам предлагает утвердить отчёты об исполнении          
бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального        
фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год и принять проекты      
федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных         
фондов.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Переходим к вопросам.                                                           
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос по Пенсионному фонду. У меня в руках структура доходов    
Пенсионного фонда за прошлый год, она показывает, что имеется четыре канала,    
по которым средства федерального бюджета поступают в Пенсионный фонд, и общая   
сумма этих средств составляет 2 триллиона 800 миллиардов, это почти половина    
всех доходов, а вот доходы от накопительной составляющей в сто раз меньше - в   
сто раз! - то есть действительно реального влияния на положение дел в фонде     
они не оказывают. Вы знаете, что будет сокращение по целому ряду статей         
бюджетного финансирования в будущем году на 5-10 процентов, то есть             
государство не сможет дальше оказывать такую помощь, как оказывало, хотя        
пенсии у нас в 6-8 раз меньше, чем в Западной Европе. Какие меры вы             
принимаете, чтобы сохранить или увеличить поступления в Пенсионный фонд и       
хоть каким-то образом дать возможность выжить нашим пенсионерам, или            
положение дел будет ещё хуже, чем в этом году и в прошлом?                      
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Уважаемый Владимир Николаевич, по поводу структуры доходов. Не    
все доходы относятся к выплате страховых пенсий, поскольку фонд также           
реализует часть мероприятий, которые полностью финансируются из федерального    
бюджета, поэтому эти доходы нужно вычесть, и сумма будет значительно меньше.    
                                                                                
Теперь что касается доходной базы. Действительно, принимается ряд мер по её     
увеличению. Ну, помимо того что у нас невысокая собираемость и мобилизация      
доходов, по льготным категориям был введён дополнительный тариф, по             
самозанятым, вы знаете, мы увеличили сбор свыше определённого взноса. По        
накопительной составляющей в настоящее время рассмотрено предложение о том,     
чтобы перейти к схеме "6:0", то есть 6 процентов для тех, кто выбрал            
накопительную часть, и 0 процентов для тех, кто её не выбрал.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Владимирович Дегтярёв.                                                   
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Вопрос Антону Викторовичу.                                       
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, как вы относитесь к предложению ряда депутатов      
передать администрирование пенсионных взносов налоговой службе? Это, может      
быть, вопрос не по теме, но он действительно интересует и общество, и           
депутатов. Хотелось бы узнать ваше мнение по этому вопросу.                     
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Действительно, этот вопрос рассматривался в прошлом году, и       
такое решение не было принято. В этом году он тоже рассматривался и в           
правительстве, и в формате Открытого правительства, и мнения разделились:       
часть экспертов не рекомендуют этого делать. Мы также считаем, что это делать   
не нужно и вредно, потому что у нас целостная система учёта пенсионных прав,    
за выплату пенсий отвечает Пенсионный фонд и любые ошибки и неточности в        
начислении пенсионных прав повлияют на назначение пенсий. Кроме того,           
передача администрирования в налоговую службу усилит давление на                
работодателей, поскольку отчётность по персонифицированному учёту они всё       
равно будут представлять в Пенсионный фонд. Эти риски были оценены, в           
настоящее время правительство пока решения не приняло.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Галина Николаевна Карелова.                                                     
                                                                                
КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
У меня тоже вопрос к Антону Викторовичу.                                        
                                                                                
Уважаемый Антон Викторович, в течение большого периода времени, уже несколько   
лет Пенсионный фонд участвует в реализации социальных программ и поддерживает   
регионы в том, чтобы привести в порядок материальную базу учреждений            
социальной сферы для пожилых людей, в 2012 году тоже была проведена большая     
работа, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" высоко оценивает эту работу. Вы, конечно, в   
курсе, что порядка ста тринадцати учреждений нуждаются в дальнейшей             
реконструкции. Скажите, пожалуйста, каковы планы на будущее и насколько         
целесообразно вести эту работу именно Пенсионному фонду?                        
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Спасибо, Галина Николаевна.                                       
                                                                                
Действительно, Пенсионный фонд из федерального бюджета ежегодно                 
предусматривает 1 миллиард рублей на программы софинансирования укрепления      
материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, и   
за это время сделано было очень многое. В бюджете на следующий год              
финансирование этой программы пока остаётся также в размере 1 миллиарда         
рублей, но вместе с тем я хотел бы отметить, что у нас порядка полутора тысяч   
стационарных учреждений, из которых более пятисот психоневрологических, там     
существует очередь, и только для того, чтобы отремонтировать ветхие,            
аварийные или требующие реконструкции учреждения, нужно 25 миллиардов рублей.   
Понятно, что это будет осуществляться в рамках софинансирования с субъектами    
Российской Федерации, но это горизонт планирования, те суммы, из которых        
нужно исходить, если мы будем решать задачу приведения всех имеющихся           
учреждений в нормальный вид. А если мы будем говорить о том, чтобы              
ликвидировать очередь, то нам нужно построить ещё порядка двух сотен таких      
учреждений.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ушаков Дмитрий Владимирович.                                                    
                                                                                
УШАКОВ Д. В. У меня вопрос к Антону Викторовичу.                                
                                                                                
Вы уже частично ответили, но ещё раз всё-таки. Из федерального бюджета на       
покрытие дефицита Пенсионного фонда ушло более 1 триллиона рублей в 2012        
году. Всё-таки вот эта новая схема для "молчунов", о которой вы сказали,        
"6:0", 6 процентов - на страховую и 0 - на накопительную, поможет ли она        
существенно сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда? И вообще, какие меры   
помогут, по вашему мнению, сократить существенный дефицит? Или исходя из        
сегодняшних реалий это просто невозможно в среднесрочной перспективе?           
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Мы в октябре представим вам бюджет Пенсионного фонда на           
2014-2016 годы, что касается 2014 года, там стоит цифра 580. Вместе с тем я     
хотел бы сказать, что не весь дефицит фонда - это именно дефицит, дело в том,   
что часть там - это расходы на законодательно установленные льготы, которые     
не зависят от Пенсионного фонда, и, только ликвидировав их, можно будет         
полностью ликвидировать этот трансферт. В бюджете на 2014-2016 годы мы          
распишем, какие конкретно расходы за счёт этих средств осуществляет             
Пенсионный фонд и по каким льготам.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас на обсуждение этих трёх          
вопросов приглашены представители правительства, давайте мы завершим            
обсуждение, а после этого перейдём к голосованию. Нет возражений?               
                                                                                
Вопрос задаёт Виктор Андреевич Колокольцев. Коломейцев, прошу прощения.         
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Я Колокольцевым, вообще, с удовольствием бы стал.              
                                                                                
Вопрос к представителю Фонда социального страхования.                           
                                                                                
В 2012 году расходы фонда соцстраха на приобретение программного обеспечения    
составили более 1 миллиарда рублей - это сумма, сопоставимая с расходами на     
путёвки: 3,6 миллиарда рублей, - но при этом, по заключению Счётной палаты,     
нет даже программы предоставления бюджетной отчётности в Федеральное            
казначейство в электронном виде. Но это было в 2012 году, а сейчас уже это      
исправили, нормально работает всё?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Степанович.                            
                                                                                
КИГИМ А. С. Да, построен центр обработки данных, в этом году будет введён       
резервный центр в соответствии с законом, здесь нарушений Счётная палата не     
обнаружила. Данные были проверены, считаем, что всё в соответствии с            
законодательством.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Николаевич Абрамов.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Наталье Николаевне.                                             
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, на сегодняшний день в пятидесяти девяти           
субъектах Российской Федерации сохраняется дефицит финансового обеспечения      
территориальных программ в рамках обязательного медстрахования. Вот каким       
образом населению будут гарантированы права на получение медицинской помощи в   
этих пятидесяти девяти регионах в полном объёме?                                
                                                                                
СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос.                                      
                                                                                
Территориальные программы обязательного медицинского страхования,               
утверждённые на 2012 год, в тридцати двух субъектах Российской Федерации были   
дефицитные. Справочно хочу сказать, что в 2010 году этот дефицит был в          
шестидесяти двух субъектах Российской Федерации. В соответствии с               
законодательно утверждёнными нормативами на 2013 год территориальные            
программы обязательного медицинского страхования приняты бездефицитные, но в    
тридцати двух субъектах есть дефицит программы государственных гарантий за      
счёт субъектовых средств.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Раиса Васильевна Кармазина.                                                     
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к представителю Фонда социального страхования.                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Степанович, в вашем докладе и в содокладе Гончара Николая      
Николаевича прозвучало, что у нас всего 33,6 процента граждан из 154 тысяч      
обратившихся, которые нуждаются в санкурлечении, реализовали своё право.        
Скажите, пожалуйста, что мы вместе с вами должны сделать для того, чтобы не     
обманывать наших граждан? В 2011 году - 47 процентов, в 2012-м - 33 процента,   
сейчас не знаю сколько. Надо что-то делать, потому что люди приходят на         
приём, просят, ведь в законе чётко сказано: в два года один раз. Не             
получается в два года один раз - давайте что-то будем делать! Я прошу,          
ответьте, пожалуйста, что нужно сделать?                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Степанович, пожалуйста.                            
                                                                                
КИГИМ А. С. Спасибо большое.                                                    
                                                                                
Очень сложный вопрос, коллеги. Ещё раз напомню, что существует норматив         
финансовых затрат в месяц на одного гражданина на получение государственной     
социальной помощи, он составляет 99 рублей 25 копеек, то есть 1 тысячу 191      
рубль в год, и существует выбор у гражданина - либо взять деньги, либо,         
отказавшись от денег, претендовать на санаторно-курортное лечение. К            
сожалению, сегодня пропорция тех, кто взял деньги, и тех, кто претендует на     
санаторно-курортное лечение, показывает, что эта норма не работает. Вы          
совершенно правы, нужно при обсуждении бюджета с Минфином рассмотреть вопрос    
об отмене той нормы законодательства, которая, к сожалению, такую возможность   
гражданину оставляет, это непопулярная мера, и при подготовке бюджета 2014      
года, наверное, есть смысл ещё раз провести консультации.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Рэмовна Петухова.                                                       
                                                                                
ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                  
                                                                                
У меня вопрос к председателям всех внебюджетных фондов. Сейчас появилась идея   
о том, чтобы передать функцию сбора страховых взносов от внебюджетных фондов    
налоговой службе. Это уже не первый раз, такие передачи уже были, по-моему,     
дважды или трижды. По оценкам Счётной палаты, эффективность собираемости        
страховых взносов внебюджетными фондами достаточно высокая, поэтому мы          
считаем, что нецелесообразна такая передача функций. Скажите, пожалуйста, как   
вы относитесь к этой идее? Считаете ли вы её целесообразной?                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Степанович.                            
                                                                                
КИГИМ А. С. Я могу сказать, что Фонд социального страхования, наверное, как и   
другие фонды, сегодня имеет высокий уровень собираемости, и в данном случае     
это говорит о профессионализме тех людей, которые работают в филиалах и в       
центральном аппарате. Что касается непосредственно нашего фонда, то никогда     
это не отдавалось на сторону, это всегда было нашей обязанностью, и напомню,    
что принцип взаимозачёта кардинально отличается от того, что существует         
сегодня в налогообложении.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Вопрос к председателю фонда медицинского страхования.               
                                                                                
Наталья Николаевна, если я правильно понимаю, медицинским учреждениям вы        
проплачиваете не только предоставляемые услуги, но в том числе и                
лекарственные препараты или нет?                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Ну, я дальше задаю вопрос тогда. Вот удивительная картина:          
скажем, в Болгарии в четыре раза дешевле те же виды лекарств, что у нас в       
России. Если вы действительно проплачиваете, то возникает вопрос: каким         
образом вы вмешиваетесь в рынок поставок лекарств и как регулируете цены? Это   
же уму непостижимо! Скажем, нексиум: в Болгарии 200 рублей упаковка стоит на    
наши деньги, а у нас в стране - 1 тысячу 600-1 тысячу 800 рублей, в             
зависимости от поставок. Как привести в чувство наших бизнесменов и всё-таки    
позаботиться о здоровье наших граждан, которые не могут покупать такие          
дорогие лекарства?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос.                                      
                                                                                
В рамках существующего законодательства в системе ОМС оплачивается              
стационарное медицинское лечение, куда входят, безусловно, и лекарственные      
препараты, лечебные учреждения в соответствии с конкурсными процедурами         
осуществляют закупки лекарственных препаратов. Во всех остальных случаях        
лекарственное обеспечение осуществляется за счёт средств федерального бюджета   
через Министерство здравоохранения или за счёт средств субъектов в рамках       
постановления правительства.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Сергеевич Кропачев.                                                   
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С. Вопрос председателю ФСС.                                         
                                                                                
Уважаемый Андрей Степанович, сегодня в результате деятельности руководства      
краснодарского отделения фонда соцстраха в лице Вячеслава Косенкова в           
Краснодарском крае сложилась напряжённая ситуация, связанная с необеспечением   
инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и сложной ортопедической обувью.   
Фонд соцстраха, лоббируя интересы частных коммерческих компаний, фактически     
лишает инвалидов возможности протезирования в федеральном государственном       
протезно-ортопедическом предприятии Минтруда России, в результате чего          
большое количество инвалидов, отказавшихся от услуг частников, на сегодняшний   
день остаются без протезов, без обуви и без должного стационарного лечения.     
Планируете ли вы, как председатель фонда, всё же решить эту проблему и каким    
способом?                                                                       
                                                                                
КИГИМ А. С. Спасибо большое за вопрос, но мне кажется, что он избыточно         
эмоционален. Мы уже осуществили две проверки по запросу местных организаций     
инвалидов, проверила Счётная палата, мы посмотрели, как исполняется 94-й        
федеральный закон. У меня есть предложение: если хотите, давайте совместно с    
вами организуем выездную проверку, посмотрим, ещё раз вернёмся к этому          
вопросу. Пока мы видим, что конкуренция существует, условия для всех равные и   
каких-то злоупотреблений нет. В данном случае у нас была такая проверка         
совместная с Минтрудом, но мы вместе с вами результаты готовы посмотреть ещё    
раз.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Герасименко.                                                  
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Вопрос к Наталье Николаевне.                                                    
                                                                                
Наталья Николаевна, вы уже говорили о дефиците территориальных программ в       
2012 году, когда только началась реализация закона. Какой сохраняется уровень   
дефицита в этом году, в 2013-м, и какой прогноз будет на 2014 год с учётом      
того, что ещё и финансирование высокотехнологичной помощи переходит к вам,      
возлагается на вас? Обеспечит или нет ФОМС оплату?                              
                                                                                
СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое, Николай Фёдорович, за вопрос.                  
                                                                                
Как я уже сказала, в 2012 году в тридцати двух субъектах Российской Федерации   
при подушевом нормативе 4 тысячи 102 рубля 90 копеек был дефицит. В 2013        
году, в связи с тем что финансирование идёт централизованно из Федерального     
фонда обязательного медицинского страхования по подушевому нормативу,           
утверждённому в программе госгарантий, дефицита нет.                            
                                                                                
Что касается 2014 года, этого дефицита не будет, но в 2015 и 2016 годах в       
связи с переходом к финансированию высокотехнологичной медицинской помощи       
бюджеты станут уже дефицитными. Сейчас идут проектировки и переговоры с         
Министерством здравоохранения, с Министерством финансов по данным вопросам.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
И Валерий Михайлович Зубов.                                                     
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня вопрос, очевидно, к председателю Пенсионного фонда Антону    
Викторовичу Дроздову. Циркулирует информация о том, что увеличивается то ли     
срок выхода на пенсию, то ли выслуга лет, необходимая для досрочного выхода     
на пенсию, в частности для работников полиции. Развейте слухи или               
подтвердите. И только ли для полиции или для других категорий тоже?             
Прокомментируйте, пожалуйста, если у вас есть информация.                       
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. Я могу прокомментировать. Что касается не правоохранительных и    
военных структур, у нас таких решений не принималось. Вводятся нормы о          
стимулировании более позднего выхода на пенсию, то есть об увеличении пенсии    
тем, кто продолжает работать. Что касается других структур, именно военных,     
полиции, прокуратуры и так далее, такие предложения действительно готовятся,    
срок - на пять лет. Но надо учитывать, что им пенсии выплачиваются не из        
Пенсионного фонда, а из федерального бюджета, и законодательные инициативы по   
ним вносятся соответствующими ведомствами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Переходим к выступлениям представителей фракций.                                
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев. Прошу: по возможности - до пяти минут.             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые депутаты, Счётная палата в основном подтверждает     
достоверность исполнения бюджета 2012 года всеми тремя государственными         
внебюджетными фондами, но это если оценивать с бухгалтерской точки зрения и     
убеждать себя и граждан, что фонды, в общем, выполнили свои функции. Да, как    
могли, так и выполнили, но при этом Россия занимает 72-е место среди двухсот    
семидесяти стран мира по рейтингу расходов государства на человека.             
                                                                                
Как и в предыдущие годы, в заключениях комитетов Думы и Счётной палаты в        
отношении Пенсионного фонда сказано, что до настоящего времени деятельность     
фонда осуществляется в отсутствие федерального закона, определяющего его        
правовой статус, не обеспечена законодательная база для формирования            
профессиональных пенсионных систем. Это общая застарелая проблема               
правительства, фонда и профильных комитетов Госдумы.                            
                                                                                
Учитывая итоги инвестирования пенсионных накоплений, необходимо отметить, что   
решение задачи сохранения и увеличения пенсионных накоплений требует            
серьёзного совершенствования. По информации Счётной палаты, уровень прироста    
пенсионных накоплений, как правило, ниже инфляции. В целом средний размер       
пенсии в России, как вы все знаете, ниже, чем во многих странах.                
                                                                                
По Фонду социального страхования. Средства, выделенные на обеспечение           
техническими средствами, предназначенными для реабилитации инвалидов,           
полностью освоены не были, и остатки на конец 2012 года составили -             
вдумайтесь! - более 0,76 миллиарда рублей. И это повторяется из года в год -    
а где же ответственность должностных лиц?!                                      
                                                                                
В 2012 году шло поэтапное сокращение расходов на оказание государственной       
социальной помощи в части оплаты санаторно-курортного лечения, об этом здесь    
уже говорилось. Цифры такие: в 2012 году на эти цели было потрачено 3,6         
миллиарда рублей. Для сравнения: в 2011 году - 4 миллиарда и в 2010 году - 5    
миллиардов. Вот такое сокращение! И это при том, что в 2012 году в стране       
получено 16 триллионов рублей от продажи нефти и газа, но из них только 6       
триллионов попало в государственный бюджет. Не обеспечены государственной       
социальной помощью по санаторно-курортному лечению, включая проезд к месту      
лечения и обратно, более трёхсот тысяч граждан, вместе с тем почти 160          
миллионов рублей из средств фонда, выделенных на это направление, оказались     
неиспользованными. Это удивительно!                                             
                                                                                
По Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Уже говорилось,   
что итоги реализации региональных программ модернизации в 2012 году показали,   
что было неполное использование средств субъектами Федерации. Только в семи     
субъектах Федерации было использовано более 90 процентов выделенных             
финансовых средств. В то же время продолжается сокращение количества            
койко-мест, единиц врачей, младшего медперсонала муниципальных медучреждений,   
особенно это касается села.                                                     
                                                                                
В 2012 году расходы на реализацию мероприятий по проведению диспансеризации     
пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в       
трудной жизненной ситуации, составили 98,5 процента, и опять остатки - 24       
миллиона. Только в шестидесяти одном субъекте Федерации план выполнен на 100    
процентов. А где же контроль со стороны фонда?                                  
                                                                                
В общем, надо иметь в виду, что расходы на здравоохранение в стране             
значительно ниже международных стандартов. По данным Международной              
организации труда, на охрану здоровья населения должно идти не менее 5          
процентов ВВП, а у нас в 2011 году по всем источникам было 3,9 процента, в      
2012-м - 3,7 процента, в текущем - 3,8 процента. В заключениях Счётной палаты   
всегда ставится вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц,         
допустивших нарушения. В представленных фондами материалах такой информации,    
к сожалению, нет.                                                               
                                                                                
И последнее. К сожалению, бюджеты фондов и их исполнение показывают, что наше   
государство только декларируется как социальное, бюджеты социальных фондов не   
отражают справедливого распределения доходов от национальных богатств,          
принадлежащих всему народу, а не группе "жиреющих котов". Поэтому мы, фракция   
КПРФ, за бюджет 2012 года не голосовали и сейчас не будем поддерживать          
предложенные законопроекты.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Вячеславович Калашников.                                                 
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Счётная        
палата даёт нам информацию о целевом использовании средств и о тех возможных    
нарушениях, которые были допущены при реализации соответствующих бюджетов, но   
для Государственной Думы, когда она заслушивает отчёты фондов, важно другое -   
это эффективность решения тех проблем, которые поставлены перед фондами, с      
точки зрения государственной целесообразности, правильного использования        
средств, ну и прочего. И в связи с этим я хотел бы обратить ваше внимание на    
один принципиальный момент. Летом этого года Владимир Владимирович Путин        
сказал, что у нас нет медицинского страхования, но, полностью соглашаясь с      
этим, я могу добавить, что точно так же у нас нет ни социального страхования,   
ни пенсионного страхования. Сама система страхования не предполагает, что она   
может быть дефицитной, ну, по определению, однако что мы видим по               
эффективности деятельности этих фондов? В вопросах многие важные позиции уже    
были высвечены, я обращу ваше внимание на следующее.                            
                                                                                
Фонд обязательного медицинского страхования. Вы вдумайтесь: пятьдесят девять    
субъектов - прозвучавшая здесь цифра - в 2012 году были дефицитными по          
финансированию государственной программы оказания медицинской помощи.           
Большая часть территорий не имела возможности оказывать медицинскую помощь -    
значит, люди её не получили. Здесь прозвучало, что в 2013 году этой проблемы    
не будет, но, к сожалению, она будет, мы уже знаем это, и достаточно            
серьёзная.                                                                      
                                                                                
Неполное использование средств на модернизацию в субъектах. Коллеги, кто, как   
не руководство фонда, должен был обеспечить соответствующее исполнение          
бюджета? В этом и смысл сегодняшнего отчёта. К сожалению, в данном              
направлении фонд обязательного медицинского страхования поработал               
недостаточно хорошо. Достаточно назвать такую цифру: только в семи субъектах    
средства на модернизацию использованы полностью, в остальных - нет. То есть,    
по сути дела, государство с огромным трудом находит деньги на модернизацию,     
но из-за неэффективного управления фондом они не используются.                  
                                                                                
Есть целый ряд непонятных отвлечений. Объясните, пожалуйста, почему             
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования практически 5           
миллиардов рублей передал Министерству здравоохранения на создание              
государственной системы информатизации в области здравоохранения? Уж            
наверное, это государственная задача и государственная проблема! 5 миллиардов   
- это большие деньги!                                                           
                                                                                
В ряде регионов не выполнена программа диспансеризации. Кто должен был          
обеспечить использование выделенных средств и исполнение поставленной задачи?   
                                                                                
Фонд социального страхования - огромное количество проблем, хотя его            
деятельность в наибольшей степени соответствует страховым принципам. Прежде     
всего это проблема роста трансфертов из других бюджетов, их объём растёт с      
каждым годом. На 21 процент по сравнению с 2011 годом - на 21 процент! -        
увеличились трансферты из других бюджетов и составляют на сегодняшний день      
31,4 процента от всех доходов фонда, то есть треть фонда - это нестраховые      
деньги, полученные совсем для других целей. Кстати, этот рост наблюдается в     
течение всех последних лет.                                                     
                                                                                
Следующее - рост показателя выплат пособий по страхованию от несчастных         
случаев на производстве по сравнению с 2011 годом на 9,7 процента. Проблема     
травматизма - это проблема номер один, и это задача фонда - её ликвидировать,   
и у него есть необходимые инструменты. Ну, я не буду продолжать, время уже      
заканчивается.                                                                  
                                                                                
Самая больная тема - это, конечно, пенсии и вообще деятельность Пенсионного     
фонда, здесь огромное количество претензий. Могу сказать только одно:           
руководство Пенсионным фондом крайне неудовлетворительное. В материалах         
Счётной палаты указаны многочисленные примеры прямых нарушений российского      
законодательства, неэффективного использования средств и так далее.             
                                                                                
Коллеги, я считаю, что принять бюджеты, конечно, необходимо, потому что это     
отчёты, но это повод подумать: а что нам делать вообще с социальной страховой   
системой в Российской Федерации?                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар. Вы с заключительным словом будете выступать?         
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Наталья Рэмовна Петухова, пожалуйста.                                           
                                                                                
ПЕТУХОВА Н. Р. Уважаемые коллеги, внебюджетным фондам не придают такого         
большого значения, как федеральному фонду, даже на обсуждение затрачивают       
меньше времени, хотя внебюджетные фонды - это очень крупные финансовые          
структуры и их бюджеты по своим масштабам сопоставимы с бюджетом федерального   
фонда, например, за 2012 год сумма доходов внебюджетных фондов составила        
более 7,5 триллиона рублей.                                                     
                                                                                
Если формально подходить к оценке представленных отчётов об исполнении          
бюджетов, то, судя по этим отчётам, задачи, поставленные перед фондами в        
рамках имеющихся ресурсов, выполнены, все публичные и нормативные               
обязательства исполнены и сами бюджеты составлены согласно установленному       
порядку и в рамках действующего законодательства, Счётная палата серьёзных      
нарушений тоже не нашла. Однако, не умаляя значимости фондов, следует           
отметить, что фонды всё-таки не являются создателями и идеологами тех           
концепций и моделей, которые они реализуют, эти модели создаёт правительство.   
Упрощённо, очень упрощённо здесь можно провести аналогию с компьютерами:        
какая формула, какая модель заложена во внебюджетные фонды, в их структуру,     
таков, по сути, будет и результат, так как они действуют по законам,            
инструкциям и нормативам, как правило, установленным не ими самими.             
                                                                                
Вот пример. Пенсионная система включает обязательную и накопительную            
составляющие, и если в 2012 году фактическое изъятие из пенсионной системы на   
накопительные счета составило около 1,5 триллиона рублей, то и дефицит          
Пенсионного фонда будет не 0,5 триллиона рублей, как если бы этого изъятия не   
было, а 1 триллион рублей, даже больше 1 триллиона. А ставший уже хроническим   
дефицит Пенсионного фонда - это, как известно, главнейшая проблема пенсионной   
системы, и именно вокруг неё сейчас ломаются копья, придумываются всё новые и   
новые реформы, и ещё что-то будет придумано, и Пенсионный фонд должен будет     
это исполнять. Поэтому, при оценке исполнения бюджета Пенсионного фонда за      
2012 год, мы, с одной стороны, оцениваем организацию исполнения бюджета,        
выполнение всех социальных обязательств, оформление самого документа, в         
принципе сделано это всё нормально, в рамках, так сказать, действующих          
правил, установленного порядка, и здесь серьёзных вопросов не возникает, но,    
с другой стороны, мы никогда не поддерживали саму пенсионную модель, особенно   
её накопительную составляющую, и сомневаемся в эффективности и                  
целесообразности новой пенсионной реформы, которая грядёт.                      
                                                                                
Что касается бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского             
страхования и Фонда социального страхования, то к самим бюджетам, к их          
оформлению, к подаче материала также серьёзных претензий нет, но они, так же    
как и бюджет Пенсионного фонда, являются отражением государственной политики    
соответственно в области здравоохранения и социального страхования.             
                                                                                
Что касается, например, здравоохранения, то, конечно, в настоящее время         
отрасль сотрясают последствия реформы, она переживает очень сложные времена.    
Я согласна с тем, что говорили предыдущие выступавшие по поводу                 
здравоохранения, но думаю, что сейчас не время глубоко обсуждать этот вопрос,   
он очень сложный. В условиях хронического недостатка средств хотелось бы,       
например, поставить один из вопросов, которых миллион, - вопрос о               
целесообразности сохранения в системе государственного обязательного            
медицинского страхования таких структур, как медицинские страховые компании.    
Эти компании должны работать на свободном рынке добровольного медицинского      
страхования, они должны разрабатывать и продавать медицинские полисы и          
вкладывать средства... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Николай Николаевич Гончар - заключительное слово и выступление от фракции.      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! У нас это бывает   
из года в год, я хочу напомнить, как называются законопроекты - "Об             
исполнении бюджета..." и дальше название фонда. Да, это, конечно, прежде        
всего бухгалтерский отчёт, это действительно так. Если бы законопроекты         
назывались "Об итогах работы..." и дальше название того или иного фонда...      
Может быть, нам стоит поставить вопрос и так, но сегодня в соответствии с       
принятым законодательством идут отчёты об исполнении бюджетов, и не в целом,    
и не кое-где, и не вообще, а по каждому из отчётов об исполнении бюджета        
Счётная палата подтвердила полное соответствие цифр, которые представлены в     
отчётах фондов, тому, что происходило на самом деле, они действительно          
провели такую работу. Это первое.                                               
                                                                                
Второе. Разговор о том, а что же произойдёт, если вдруг федеральный бюджет...   
Никогда не будет такой ситуации - это я уже, если хотите, от фракции говорю,    
- никогда не будет такой ситуации, что федеральный бюджет не найдёт средств,    
чтобы компенсировать все необходимые затраты социальных фондов, и прежде        
всего Пенсионного фонда, и никогда не будет ситуации, когда государство не      
будет способно выполнить свои социальные обязательства. Именно по этой          
причине государство так осторожно подходит к принятию каких-то дополнительных   
обязательств, точно зная, что, что бы ни произошло, оно будет обязано           
выполнить и выполнит свои обязательства, поэтому все разговоры на тему о том,   
что произойдёт, и разные слухи - от лукавого, не будет этого.                   
                                                                                
Далее. Хочу обратить ваше внимание вот на что. Что касается трансфертов из      
федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда, то только часть из них идёт    
на покрытие дефицита бюджета - о динамике говорил и председатель Пенсионного    
фонда, и в документах об этом сказано предельно ясно, - основная же доля -      
это перечисление средств федерального бюджета на выплаты по федеральным         
обязательствам, это и социальные выплаты. Да, это поручено Пенсионному фонду    
- ну кому-то должно было быть это поручено. Мы не согласны, что руководство     
Пенсионного фонда выполняет свои функции неудовлетворительно, у нашей фракции   
другая точка зрения, это же касается и Федерального фонда обязательного         
медицинского страхования и Фонда социального страхования.                       
                                                                                
Что касается расходования средств, которые Федеральный фонд обязательного       
медицинского страхования перечисляет субъектам Российской Федерации, - это      
предмет внимания Счётной палаты, и в случае необходимости, в том числе по тем   
позициям, которые прозвучали здесь, - у нас существуют правоохранительные       
органы, у нас существует прокуратура, - такого рода обращения будут             
подготовлены, насколько я знаю.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция поддерживает принятие всех трёх                 
законопроектов.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, вы будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет.           
Уважаемые докладчики? Нет. Кроме слов благодарности в адрес депутатов, ничего   
больше?                                                                         
                                                                                
КИГИМ А. С. Спасибо большое за все замечания, мы готовы в любой момент          
подъехать к тем депутатам, у которых есть соответствующие обращения             
избирателей, всё учесть в работе и дать предложения.                            
                                                                                
ДРОЗДОВ А. В. А я хотел бы отметить, что ряд проектов законов, о которых        
здесь было сказано, подготовлен в этом году, другая часть их будет              
представлена вам в осеннюю сессию, а также в весеннюю сессию следующего года.   
Все небольшие нарушения, которые были, мы готовы обсудить, они, как правило,    
устраняются, это незначительные вещи.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Николаевна, пожалуйста.                                                 
                                                                                
СТАДЧЕНКО Н. Н. Очень благодарны за те вопросы, которые были затронуты, и       
спасибо за работу, все замечания учтём.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы желаем вам успеха.                            
                                                                                
Законопроекты выносим на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6396 по 6412 из 7696
5-й вопрос, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального      
фонда обязательного медицинского страхования за 2012 год".                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              241 чел.53,6 %                                    
Проголосовало против          138 чел.30,7 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.