Заседание № 191

13.02.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 309477-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части уточнения порядка рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3590 по 4121 из 4464
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Доклад        
Ильдара Ирековича Гильмутдинова.                                                
                                                                                
Коллеги, при рассмотрении этого вопроса у нас присутствуют Котова Анна          
Викторовна, статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального агентства   
по делам национальностей, и Соколов Василий Игоревич, заместитель               
руководителя Федерального агентства по рыболовству, - на правительственной      
трибуне.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, ещё присутствует Ледков Григорий Петрович,      
сенатор, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и   
Дальнего Востока Российской Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я понимаю, что все устали, - я буквально, наверное,          
тезисно, потому что в материалах, которые мы вам представили, всё грамотно      
написано.                                                                       
                                                                                
Я знаю, что есть и вопросы, и замечания. Сразу хочу сказать, чтобы не было      
вопросов, ко второму чтению мы вместе с авторами всё это обязательно учтём.     
Собиралась рабочая группа, работали представители разных ведомств,              
погружённые в эту непростую тему, она очень непросто решалась, целое лето       
работали и вот согласовали такой текст, концепцию этого законопроекта.          
                                                                                
Суть, идея в том, чтобы упростить нашим малочисленным народам Севера, Сибири    
и Дальнего Востока доступ к водным биологическим ресурсам. Подход               
дифференцированный: есть физические лица, есть общины. Физлицам предлагается    
уйти в осуществлении рыболовства от заявительного характера, сопряжённого с     
огромным количеством бумаг, которые они должны заполнить до 1 сентября, а       
если нет, то нет. Доступ будет свободным, объём добычи не должен превышать      
годовую норму, которую будут устанавливать органы исполнительной власти         
субъектов по согласованию с федеральным агентством, в данном случае с           
Росрыболовством. Под действие этих норм подпадают лица, включённые в реестр,    
который ведёт Федеральное агентство по делам национальностей. Те, кто не в      
реестре, должны будут представить решение суда либо иной документ,              
доказывающий их национальную принадлежность к малочисленным коренным народам    
Севера, Сибири и Дальнего Востока. Ну, вот такой подход в отношении             
физических лиц. Ну и конечно, общины тоже принимают участие в рыболовстве -     
порой это единственные организации, предприятия в посёлках, в поселениях,       
которые предоставляют работу и являются кормильцами, поэтому очень важно,       
чтобы у них тоже был доступ к этим биологическим ресурсам, наравне с другими    
предприятиями и организациями. Они такие же юридические лица, пусть это и       
общины, у них в уставе заложено такое право: они имеют право заниматься в том   
числе и предпринимательской деятельностью в части, которая предусмотрена в их   
уставах. И с предоставлением рыболовного участка, и без предоставления          
рыболовного участка, соответственно, с необходимостью получения определённых    
решений, лимитов для общин и заключения соответствующих соглашений, договоров   
- всё это и то, каков порядок участия общин в этом процессе, мы в пяти          
пунктах данного законопроекта прописали.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хочу ещё раз сказать, что законопроект очень важен для     
наших малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это     
не только добыча, это не только для личных нужд, но в том числе это даёт        
жизнь многим общинам, даёт рабочие места, они поднимают в этой части там свою   
экономику, поэтому очень вас просим поддержать предложенный законопроект. Ещё   
раз подтверждаю, что имеющиеся недостатки, о которых мы знаем, мы готовы        
устранить при подготовке данного законопроекта ко второму чтению.               
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Николая Ивановича Васильева.                                           
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ Н. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Автор законопроекта          
подробно изложил его суть. Напоминаю, что законопроект был доработан авторами   
после решения комитета в сентябре прошлого года.                                
                                                                                
Необходимо отметить, что Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам      
поддержал и поддерживает в целом идею совершенствования правового               
регулирования вопросов традиционного рыболовства. Безусловно поддерживаем       
отмену заявительного принципа предоставления водных биоресурсов в пользование   
для осуществления традиционного рыболовства. Вместе с тем имеется ряд           
существенных замечаний, которые были высказаны на заседании нашего комитета.    
                                                                                
Первое. Необходимо отметить, что законопроектом предлагается в законе "О        
рыболовстве..." устанавливать порядок отнесения лиц к коренным малочисленным    
народам, однако указанные положения относятся к предмету регулирования          
Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов            
Российской Федерации", в котором уже определён порядок учёта лиц, относящихся   
к коренным малочисленным народам (статья 7-1).                                  
                                                                                
Второе. Положение законопроекта о годовой норме добычи (вылова) водных          
биоресурсов также нуждается в дополнительной проработке. В настоящее время в    
соответствии со статьёй 333-2 Налогового кодекса Российской Федерации           
устанавливаются лимиты и квоты, используемые для определения количества         
объектов животного мира и объектов водных биоресурсов, добытых в пределах, в    
которых объекты животного мира и водных биоресурсов не признаются объектами     
обложения, то есть фактически это составляет предполагаемую законопроектом      
годовую норму. В связи с этим в случае принятия указанного положения            
потребуются корреляционные изменения в нормативные правовые акты                
Правительства Российской Федерации и акты Министерства сельского хозяйства      
Российской Федерации. В соответствии с законом "О рыболовстве..." объёмы        
вылова водных биоресурсов устанавливаются отдельно для каждого                  
рыбохозяйственного бассейна и в отношении конкретных видов водных               
биоресурсов. В связи с этим необходимо предлагаемые изменения согласовать со    
статьёй 28 закона "О рыболовстве...".                                           
                                                                                
Третье. Самое дискуссионное положение законопроекта - установление порядка      
осуществления рыболовства коренными малочисленными народами по аналогии с       
прибрежным и промышленным рыболовством, приравнивание общины к другим           
предприятиям рыбохозяйственного комплекса, наделение их равными возможностями   
в части получения объёмов водных биоресурсов. Данные положения прежде всего     
необходимо соотнести с положением статьи 5 Федерального закона "Об общих        
принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и     
Дальнего Востока Российской Федерации", в соответствии с которым деятельность   
общин носит некоммерческий характер. При этом необходимо отметить, что община   
малочисленных народов может осуществлять предпринимательскую и иную             
приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению   
целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям при условии,   
что такая деятельность предусмотрена её уставом. Ну, автор законопроекта это    
отмечал.                                                                        
                                                                                
К законопроекту также имеется ряд юридических и юридико-технических             
замечаний. Законопроект подержан комитетом-соисполнителем - Комитетом           
Государственной Думы по делам национальностей. Правительство Российской         
Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки.                  
Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации полагает,    
что законопроект нуждается в кардинальной переработке. По вопросу               
рассмотрения законопроекта в первом чтении предлагается ориентироваться на      
мнение Правительства Российской Федерации. Исполнительные и законодательные     
органы 63 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект. Органы        
исполнительной власти пяти субъектов не поддержали указанный законопроект.      
Вместе с тем высказанные замечания будут проработаны ко второму чтению.         
                                                                                
Учитывая изложенное, предлагается поддержать указанный проект федерального      
закона и доработать законопроект с учётом всех замечаний ко второму чтению.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
У меня вопрос к авторам.                                                        
                                                                                
Вот, конечно, надежды возлагаем на этот законопроект очень большие, потому      
что действительно очень много нерешённых проблем, особенно в Камчатском крае,   
в связи с квотированием вылова рыбы. Вот тут разделение на физических лиц и     
на общины - а кто будет определять, как будут определять нормативы? Вот         
написано, что субъекты будут определять. Как, исходя из чего они будут          
определять нормативы для физических лиц? И не пострадают ли общины при          
определении норматива для физических лиц и когда другие организации будут       
участвовать в делёжке квоты? Из чего вы исходили, когда вы делали текст         
законопроекта?                                                                  
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, ну мы же поэтому и подошли                
дифференцированно, отдельный подход к физическим лицам и отдельный подход к     
общинам, для того чтобы не было никакой путаницы и никаких объединений, квот    
и лимитов.                                                                      
                                                                                
А практика - в субъектах совместно с Росрыболовством определение этих лимитов   
добычи... они есть, поэтому никаких проблем я в этом не вижу.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                           
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. У меня вопрос к представителю ФАР.                                
                                                                                
Василий Игоревич, вот у нас законопроект, он в целом о сохранении водных        
биологических ресурсов. У меня такой вопрос, а может быть, автоматически и      
предложение, оно в целом и по теме, и по существу законопроекта, которым мы     
сегодня правки вносим, - о браконьерстве, о хищнической части рыбалки. У нас    
такая коллизия получается: электроудочки запрещены к использованию, но не       
запрещены к продаже. Может, вы нас поддержите в этом вопросе, вместе            
проработаем этот вопрос? Все прекрасно понимают, кто их покупает и что из       
этого выходит, как это хищничество в итоге приводит к тому, что рыбы местами    
даже нет. Вы прекрасно, думаю, тоже это понимаете.                              
                                                                                
СОКОЛОВ В. И., заместитель руководителя Федерального агентства по               
рыболовству.                                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! На самом деле уже неоднократно предлагалось    
внести подобные нормы в закон о рыболовстве, в частности по так называемым      
китайским сетям, но такие ограничения торговли не являются предметом            
регулирования закона о рыболовстве, поэтому предложения не проходили. И я       
боюсь, что, к сожалению, и это правильное предложение... В советских правилах   
такое регулирование было, но вот сейчас это выбивается из общей структуры       
нормативной базы. По существу правильно, но по форме это не предмет             
регулирования закона о рыболовстве.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михайлов Олег Алексеевич.                                 
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к авторам.                                                        
                                                                                
На сегодняшний день согласно федеральному закону о любительском рыболовстве     
все граждане Российской Федерации имеют право осуществлять любительское         
рыболовство свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования. При     
этом гражданам Российской Федерации, которые относятся к коренным               
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока и, собственно говоря,   
имеют приоритетное право пользования природными ресурсами, предлагается это     
право ограничить нормой добычи. Вот авторами законопроекта предлагается         
следующее: чтобы осуществлять вылов даже этой пайки, нужно предоставлять,       
соответственно, представителю коренного малочисленного народа доказательство    
того, что он является таковым, то есть нужно быть включённым в список, либо     
иметь при себе решение суда, либо свидетельство о рождении. Соответственно,     
вопрос: не входит ли эта норма в противоречие с действующим законодательством   
и не является ли она дискриминационной в отношении представителей коренных      
малочисленных народов Севера?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинову включите микрофон.                          
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ледков Григорий Петрович хочет ответить.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛЕДКОВ Г. П., сенатор Российской Федерации.                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Ну, постараюсь коротко ответить. Суть в том,    
что вот мы к этому закону подходим, ну, около десяти лет, если не больше. И     
вопрос... Да, в законе изначально говорится, что доступ приоритетный, но,       
кроме того, мы все видим, что сегодняшние правила говорят: надо оформлять       
заявки. Заявочная кампания очень сложная, требования очень скрупулёзные,        
кроме того, надо вести журнал и после этого ещё отчитаться. И сегодня           
большинство коренных народов проживают без Интернета, вне цивилизации, для      
них заявочная кампания просто недоступна.                                       
                                                                                
В течение многих лет мы этот вопрос поднимали, и как раз камнем преткновения    
был вопрос лжеобщин, лжекоренных, того, как же мы адресно найдём их? В итоге    
вот в 2020 году был принят закон в стенах Государственной Думы, переходный      
период был два года. И сегодня государственный учёт лиц, относящихся к          
коренным народам, ведётся Федеральным агентством по делам национальностей.      
Более 100 тысяч наших коренных туда вступили. Это поимённый перечень, который   
будет в живом порядке вестись постоянно. И таким способом мы избегаем сегодня   
каких-то рисков, что попадут туда, значит, не те, кому надо.                    
                                                                                
Это заявительный... не заявительный, а поступление в этот реестр                
добровольное. Там идёт подтверждение документов, ну, межведомственная           
проверка и после этого человеку больше не надо никуда обращаться, будь то за    
пенсией, будь то по вопросам охоты, вот сейчас по рыболовству. И вопросы,       
допустим, пенсионные давно работают, решаются. По межведомственному             
взаимодействию пенсионные органы легко проверяют всё в этой системе у           
Федерального агентства по делам национальностей. И сегодня мы говорим о том,    
что как раз коренным народам больше не надо будет кому-то что-то доказывать,    
они будут на госучёте, органы рыбоохраны смогут всех видеть в своей базе и      
свободно обеспечивать им доступ к водным биоресурсам. А на местном уровне в     
регионах нормы квот уже определены, в рамках вот этих заявительных компаний     
они действуют, только сегодня мы облегчим доступ коренным народам в тех         
местах, где необходимы продукты питания.                                        
                                                                                
Ну и конечно, любительское рыболовство тоже есть, параллельно с этим эта        
система работает уже во всей стране. Но сегодня мы говорим о тех людях,         
которые не имеют Интернета, у которых нет никаких способов добраться до         
центральных районов своего же региона. Для коренных народов это облегчит        
жизнь, чтобы они могли прокормить хотя бы себя, себя и свои семьи.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Погорелый Дмитрий Викторович.                             
                                                                                
ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Ильдару Ирековичу либо к Григорию Петровичу - кто будет готов   
ответить.                                                                       
                                                                                
Законопроектом предусмотрено непосредственно, что традиционное рыболовство -    
это рыболовство, осуществляющееся коренными малочисленными народами Севера      
для ведения традиционной хозяйственной деятельности либо для традиционного      
образа жизни. Дальше в статьях добавляется, что рыболовством могут заниматься   
не только лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, но и их    
родственники, которых можно насчитать десять человек разных категорий. При      
этом они осуществляют рыболовство исходя из заключённых соглашений с этим       
лицом, относящимся к коренным малочисленным народам Севера.                     
                                                                                
У меня вопросы. С какой целью добавили родственников? Это первый вопрос.        
Второй: кто будет осуществлять учёт, сколько поймали близкие родственники, а    
сколько поймал сам человек, относящийся к коренным малочисленным народам        
Севера? И третий вопрос: непосредственно квотирование будет осуществляться в    
рамках общих квот бассейна либо это будут отдельные квоты для коренных          
малочисленных народов Севера?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛЕДКОВ Г. П. Уважаемый коллега, ну, я не знаю даже, как комментировать, в       
законопроекте в принципе о родственниках-то ничего нет. Это предмет уже         
другого законопроекта, о госреестре, и мы как раз в нём решаем вопросы о        
детях в возрасте до 14 лет, и этот вопрос сегодня спорный, он ещё не решён      
нами. И сегодня у нас есть поправки - мы будем их вам представлять - о том,     
что также дети в возрасте до 14 лет могут родителями указываться в этом         
реестре, это будет добровольно, и на основании данного реестра отец, ребёнок    
несовершеннолетний будут учитываться органами рыбоохраны, это снимает вопрос.   
Если говорить о других родственниках... ну, в этом законопроекте не             
говорится, потому что в реестр вносятся и жена, и брат, и отец. Они знают,      
что эта норма государством предусмотрена, они встают на этот госучёт, и у       
каждого есть своё личное право, и это личное право на местном уровне органы     
рыбоохраны могут проверить.                                                     
                                                                                
Если говорить о нормах, квотах, то здесь, конечно, нагрузка ляжет уже на        
субъекты, у них право принимать решение с учётом того, что необходимо в         
конкретном регионе. Если это, например, Ямал, то надо понимать, что там         
оленеводы, у них есть ещё олени, они ещё и охотятся, какую-то часть времени     
они проводят на реке, чтобы кормить своих детей, самим питаться. И конечно,     
здесь уже органы, например законодательное собрание, экспертное сообщество,     
совет при губернаторе, будут вместе приходить к решению, сколько же дать        
квоту для оленевода, который передвигается, - он много с собой не унесёт, у     
него холодильника нет на плечах. Другое дело - рыболовецкие участки, где люди   
без оленей живут, они вообще живут только рыболовством, и, конечно, там нормы   
надо учитывать. То же самое, например, на Чукотке или на Камчатке, где объёмы   
большие и где люди вообще ихтиофаги - у них обмен веществ без рыбной            
продукции вообще невозможен. Конечно, будет дано право субъектам определить     
это уже суточно, по году с учётом действующих норм, которые сегодня есть, или   
будет увеличение по отдельным направлениям - это уже на коллегиальное           
рассмотрение самого субъекта и самих коренных народов.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Юрий Иннокентьевич.                             
                                                                                
ГРИГОРЬЕВ Ю. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Ильдар Ирекович, вот данный законопроект очень интересный, очень хороший, и,    
конечно же, мы его поддерживаем. Но это является, в моём понимании, лишь        
частичным решением вопроса для тех лиц, которые ведут традиционный образ        
жизни. Ведь не только коренные малочисленные народы ведут традиционный образ    
жизни, на самом деле мы можем говорить о труднодоступных населённых пунктах и   
местах проживания, где - беру эти тезисы из пояснительной записки - это         
является основой жизнеобеспечения, а издержки, связанные с законодательством    
о рыболовстве, зачастую превышают стоимость добытых водных ресурсов. Вы         
сузили рамки традиционного образа жизни из-за того, что не смогли определить    
критерии для всех остальных лиц, проживающих в малых населённых пунктах?        
Готовы ли вы рассмотреть более широкое применение - для всех?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛЕДКОВ Г. П. Спасибо за вопрос. Это самый распространённый вопрос, мы его       
изначально обсуждали, даже когда к реестру подходили. Ну, в первую очередь      
нам всем надо понимать, что мы в Конституции сохранили две статьи               
относительно малочисленных этносов и сегодня целый ряд законодательных актов,   
которые идут в дополнение к Конституции, нам говорят, что государство берёт     
на себя обязательство сохранить малочисленные этносы, в принципе саму           
этничность, ну а вопросы жизнеобеспечения в труднодоступных местах в том        
числе влияют и на продолжительность жизни, и на здоровье. Таким образом,        
гарантия коренным малочисленным народам заложена в базовых законодательных      
актах России. И сегодняшний закон действует в соответствии с тем, чтобы люди,   
которые сегодня находятся вне цивилизации, живут на природе, в отсутствие       
торговых центров и другого заработка и просто должны, как и тысячу лет назад    
наши предки, добывать пищу, были сытыми и здоровыми, чтобы дети у них росли и   
были потомки.                                                                   
                                                                                
Кроме того, вы знаете, в законе о гарантиях прав есть статья, где так и         
написано: и другие этносы, занимающиеся традиционными видами деятельности,      
проживающие в тех же местах, где и коренные малочисленные народы. Это говорит   
о том, что на региональном уровне в законодательстве есть нормы,                
обеспечивающие в том числе и рыбодобычу, и охоту, и во многих наших субъектах   
эти законы очень качественно работают. Например, в Республике Саха (Якутия)     
есть приравненные народы - это русские старожилы, другие этносы, которые там    
также проживают. Например, народы коми проживают на территориях                 
Ямало-Ненецкого автономного округа, Ненецкого автономного округа. Вот эти       
нормы на региональном уровне как раз действуют в поддержку тех, кто, так же     
как и наши оленеводы, рыбаки коренные, проживает в этих же местах.              
                                                                                
Ну и наконец, вы знаете, этот вопрос вообще снят на федеральном уровне          
законом о любительском рыболовстве. Сегодня каждый может зарегистрироваться в   
Росрыболовстве, получить соответствующий документ и свободно рыбачить на        
водоёме там, где он живёт. Норма суточная 20 килограммов, для перевозки - 40    
килограммов. Так что доступ к водным биоресурсам сегодня не ограничен ни для    
кого.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Выступающий в значительной степени предвосхитил мой вопрос. Я тоже хотел,       
чтобы вы уточнили в отношении, ну, если не народов, то субэтносов русского      
народа, других народов, таких как поморы, усть-цилёмы, ижемцы, которые тоже     
живут на Крайнем Севере и традиционно занимаются рыбной ловлей. Как вот им      
рыбу ловить - по-прежнему или... ну, не будет ли усложнения для них в плане     
доступа к водным биологическим ресурсам?                                        
                                                                                
Ну и, пользуясь присутствием представителя Федерального агентства по делам      
национальностей, я хочу спросить. Вот у вашего ведомства позиция такая          
интересная, что коренные немалочисленные народы невозможно установить. Сейчас   
в отношении коренных малочисленных народов - я целиком и полностью              
поддерживаю, что надо их поддерживать, - говорится, что можно всё-таки          
определить: есть свидетельство о рождении, ещё что-то. А какие трудности у      
вас тогда с составлением перечня коренных многочисленных народов                
Российской?.. (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинову включите микрофон.                          
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Григорий Петрович в принципе ответил на вопрос: не           
ограничивают доступ там другим этносам, которые живут в таких же условиях,      
как коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Больше того, я скажу,    
что, да, есть регионы, где законодательство и нормативная база до конца не      
проработаны, для того чтобы облегчить этим народам доступ к биоресурсам.        
Такие проблемы есть, надо это признать. Мы готовы, в рамках нашего комитета,    
мы об этом говорили, по тем субъектам, регионам, где до конца этого решения     
нет, вместе ещё поработать.                                                     
                                                                                
А что касается реестра, я думаю, Анна Викторовна ответит.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОТОВА А. В., статс-секретарь - заместитель руководителя Федерального           
агентства по делам национальностей.                                             
                                                                                
Спасибо большое за вопрос. В действительности нужно понимать, что в данном      
случае речь идёт о двух различных процедурах. Если мы говорим об учёте          
граждан, которые относятся к коренным малочисленным народам, то мы говорим об   
определении персональной национальной принадлежности, то есть о том, что тот    
или иной гражданин является ненцем или, допустим, ительменом. Если мы говорим   
о формировании перечня коренных народов Российской Федерации, то, мы            
неоднократно об этом говорили, нужно понимать, что сейчас не только             
современная наука, но и... в принципе очень сложно определить временные         
рамки, в которых мы будем устанавливать, что данный народ, данный этнос или     
данный субэтнос, сформировался на территории нашей страны, в границах,          
которые определялись на какой-то определённый период. И если мы будем           
говорить даже о современной истории, ведь мы не так давно приросли исконными,   
но новыми регионами...                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОТОВА А. В. Безусловно, безусловно.                                            
                                                                                
И тем не менее, поскольку в исторической развёртке границы Российской           
Федерации так или иначе изменялись, поскольку невозможно установить временной   
период, от которого мы будем отталкиваться, политика государства строится на    
том, что народы, проживающие внутри Российской Федерации, не делятся на         
коренные и некоренные. Мы в равной степени поддерживаем языки народов с         
различным этногенезом. Коренным народам в силу их малочисленности мы,           
безусловно, уделяем особое внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович.                           
                                                                                
НАУМОВ С. А. Безусловно, очень хороший законопроект, но вот наши граждане,      
которых мы сейчас спрашиваем, что не так, говорят, что есть сезонные            
ограничения для рыбодобычи, которые не коррелируют с нормами действующего       
законодательства, и получается, что при всех новых льготах всё равно какое-то   
время и представители коренных народов будут вынуждены бездействовать, ну и,    
конечно, по поводу русских хотелось бы тоже спросить, особенно по поводу        
представителей рыболовства. Обратите, пожалуйста, внимание на Чукотский край,   
на Чукотскую автономную область, там очень много вопросов у обычных рыбаков,    
малого и среднего бизнеса: приходят крупные игроки и ставят под сомнение        
добычу, которая велась на прибрежных участках на протяжении множества лет, -    
это тоже требует защиты, так же как интересы малочисленных народов.             
                                                                                
СОКОЛОВ В. И. Спасибо большое за вопрос. На самом деле ограничения есть         
всегда, понятно, что бесконтрольно и везде ловить рыбу нельзя. Раньше в том     
числе у коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока это    
было нормой жизни, то есть никогда никто из них не допускал каких-то вещей -    
выбросить, там, поротую рыбу, ну и масса других вещей есть, сейчас это, к       
сожалению, иногда бывает. Поэтому есть требования законодательства: в нерест,   
например, в определённые периоды какую-то рыбу ловить нельзя, какую-то рыбу     
ловят на подходах к нерестилищам, то есть существует ряд ограничений, которые   
распространяются в том числе на коренные малочисленные народы. И как правило,   
они с пониманием относятся к этому: они понимают, что необходимо сохранять      
ресурсы и для своих детей, внуков, правнуков и что это нормально.               
                                                                                
В части Чукотки. У нас сейчас сформирована рабочая группа с правительством      
ЧАО, мы с ними отрабатываем практически все вопросы, не только по организации   
рыболовства, но и по изучению и охране, то есть весь спектр вопросов            
рыболовства.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вороновский Анатолий Владимирович.                        
                                                                                
ВОРОНОВСКИЙ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
У меня был вопрос к авторам законопроекта о годовых квотах для физических       
лиц, но в ходе обсуждения несколько раз уже ответили на этот вопрос, поэтому    
всё понятно, спасибо.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич.                           
                                                                                
ХАМЗАЕВ Б. С. Не удовлетворён ответом. Василий Игоревич, вы как-то очень        
избирательно закон для себя трактуете - только о рыболовстве, но он ещё и о     
сохранении биологических ресурсов. И вопрос-то ведь был по существу,            
правильный ответ, наверное, был бы "да, считаем правильным, давайте вместе      
проработаем", потому что ваше ведомство - это основной регулятор по             
рыболовству в целом. У вас вот, кстати, есть, я вот не поленился, зашёл,        
посмотрел, звание "Почётный работник органов рыбоохраны России".                
                                                                                
Так я и говорю, электроудочки продавать можно, а использовать нельзя, и все     
мы знаем, куда это всё идёт. Нормальным рыбакам - вы услышьте позицию           
рыбаков! - ловить нечего, потому что туда люди приходят с удочкой и             
уничтожают...                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бийсултан Султанбиевич, это не вопрос. Сейчас не время    
для выступлений, пока мы задаём вопросы. Надо придерживаться регламента.        
                                                                                
Яровая Ирина Анатольевна.                                                       
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, у меня вопрос и к представителям                
правительства, и к авторам.                                                     
                                                                                
Тема действительно очень важная, и она действительно требует дополнительного,   
глубокого и детального, обсуждения, прежде всего в субъектах Российской         
Федерации, которых напрямую касается этот вопрос, потому что, с одной           
стороны, для нас принципиально важны защита интересов наших коренных            
малочисленных народов, традиционного образа жизни, который они ведут на нашей   
земле, и обеспечение их рыбными ресурсами, но, с другой стороны, важно, чтобы   
не создавался какой-то конфликт, если будет неточное регулирование. В связи с   
этим как вы планируете обсуждать это с субъектами Российской Федерации?         
Возможно, нужны какая-то дополнительная помощь и поддержка?                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гильмутдинову включите микрофон.                          
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Ирина Анатольевна, спасибо большое, абсолютно правильное     
предложение. Мы уже запланировали в работе комитета проведение "круглого        
стола" в первую очередь с обязательным обсуждением, участием представителей     
регионов, где проживают КМНС, мы обязательно сделаем это.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов",   
пункт 16.                                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 52 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              401 чел.89,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    402 чел.                                          
Не голосовало                  48 чел.10,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.