Заседание № 25
О проекте федерального закона № 309272-3 "О внесении дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части изменения порядка исчисления стажевого коэффициента для оценки пенсионных прав женщин, родивших пять и более детей, матерей инвалидов с детства, инвалидов по зрению, лилипутов, диспропорциональных карликов; внесен депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой, С. И. Неверовым, В. П. Никитиным, В. Я. Пекаревым, Т. В. Плетнёвой, В. Б. Савостьяновой, О. Н. Смолиным, В. А. Аверченко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы и депутатом Государственной Думы третьего созыва В. П. Алтуховым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 20, проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валентины Борисовны Савостьяновой. Пожалуйста. САВОСТЬЯНОВА В. Б., фракция "Родина". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я понимаю, что пенсионное законодательство - сложное законодательство и проблем у нас с ним сейчас довольно-таки много, поэтому я просила бы всех очень внимательно послушать, о чем идет речь. Новый закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил право выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста и при меньшем стаже для отдельных категорий граждан, в частности в статье 28 говорится о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан. Я из нее взяла несколько позиций, самых болезненных. Это касается женщин, родивших пять и более детей и воспитавших их до достижения ими возраста восьми лет, а также матерей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими восьми лет, они выходят на пенсию по достижении пятидесяти лет, если имеют страховой стаж не менее пятнадцати лет. Вторая категория - это инвалиды по зрению, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени (раньше это была первая группа инвалидности): мужчины - по достижении возраста пятидесяти лет и женщины - по достижении возраста сорока лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее пятнадцати и десяти лет. И следующая категория - это граждане, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), и диспропорциональные карлики. Мужчины имеют право выхода на пенсию по достижении возраста сорока пяти лет и женщины - по достижении возраста сорока лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее двадцати лет и пятнадцати лет. Эти же нормы были и в предыдущем пенсионном законе, от 90-го года. Я сейчас не буду говорить, что поменялось здесь только одно условие: в законе 90-го года стаж брался общий, здесь же берется страховой стаж. Мы сейчас будем говорить о переоценке пенсионных прав. По старому закону, если, например, многодетная мать имела пятнадцать лет общего стажа, расчет пенсии у нее производился таким образом: бралось 0,55 процента от заработной платы и за каждый год стажа сверх требуемого добавлялось по 0,1 процента. Пункт 2 статьи 30 этого закона, в которой говорится об оценке пенсионных прав застрахованных лиц, определяет расчетный размер трудовой пенсии (в качестве полного общего трудового стажа, за который полагается стажевый коэффициент, равный 0,55) для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее двадцати пяти лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее двадцати лет, а те категории граждан, которые имеют право на досрочный выход на пенсию при меньшем стаже, не учтены, и порядок определения расчетного размера трудовой пенсии для них не установлен. Таким образом, получается, что право у граждан есть при пониженном стаже, а расчет производится от увеличенного стажа, то есть получается как бы пенсия при неполном стаже. Поэтому законопроектом, который подготовлен мною и рядом депутатов, предлагается привести в соответствие эти нормы, не ущемлять права многодетных матерей, матерей инвалидов с детства, слепых инвалидов первой группы, диспропорциональных карликов. Я думаю, что многие из вас получали уже обращения от этих категорий граждан об ущемлении их прав. Этот законопроект направлен на конкретизацию положений закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", он устраняет коллизии между его отдельными нормами, защищает права граждан, указанных в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Президент в своем послании давал задание и правительству, и депутатам бороться с бедностью. Думаю, что никто не будет оспаривать, что категория людей, о которых идет речь, - это в основном бедные семьи. Эта норма закона занижает размер пенсии или вообще в отдельных случаях заставляет людей работать не до пятидесяти, или до сорока, или до сорока пяти лет, как предусмотрено законом для них, а до установленного общего пенсионного возраста. Когда принимался пенсионный закон, разработчики говорили, что никто ущемлен не будет, но я хотела бы конкретно, на примере многодетных матерей показать, что же получилось. Вот такой пример. Многодетная мать выходила на пенсию до 1 января 2002 года. У нее общий трудовой стаж - пятнадцать лет, соотношение заработков берем максимальное - 1,2. Пенсия, которая назначена даже с 31 декабря 2001 года, у нее будет рассчитываться так: 55 процентов умножить на 1,2 и умножить на 1 671 рубль, получается 1 102 рубля 86 копеек. Пенсия, назначенная на следующий день, с 1 января 2002 года, по новому закону, у нее будет рассчитываться таким образом: 0,55 процента умножаем на 1,2 и на 1 671 рубль, отнимаем 450 рублей (базовую пенсию), умножаем на ее стаж - 180 месяцев и делим на требуемый - 280... то есть 240 месяцев. И у нее размер пенсии получается 939 рублей 65 копеек, то есть меньше, чем он у нее был по старому закону, более чем на 100 рублей. Причем, когда идет индексация... Вот по состоянию на март 2004 года размер пенсии, которая назначена в 2001 году, составлял 1 519 рублей 65 копеек, а размер пенсии, назначенной с 1 января 2002 года, был уже всего 1 289 рублей 25 копеек, то есть более чем на 250 рублей ниже. Могу привести пример инвалидов по зрению первой группы. У женщины возраст - сорок лет, общий трудовой стаж - десять лет, берем максимальное соотношение заработков 1,2. Если пенсия по старости назначена с 31 декабря 2001 года, ее размер будет 1 102 рубля 86 копеек плюс надбавка на уход 185 рублей - итого 1 288 рублей 18 копеек. Пенсия же, которая назначена с 1 января 2002 года, будет составлять 1 335 рублей 24 копейки. Здесь, когда мы берем максимальный стаж, за счет того что у нас идет надбавка к базовой части пенсии не 450 рублей, а 900 рублей, у нас как бы получилось, что пенсия несколько выше, но это при максимальном стаже. Поэтому инвалиды по зрению могут выбирать: либо им получать пенсию по инвалидности, либо по этому закону. Но с каждой индексацией размер пенсий, назначенных с 1 января 2002 года, постоянно уменьшается. Эти законы вносились от имени президента. Я думаю, что президент не может знать все тонкости пенсионного законодательства и, чтобы не подрывать его авторитет, мы должны восстановить социальную справедливость и этот законопроект принять. Я не могу согласиться с заключением, которое дает правительство на этот законопроект, где говорится, что концепция федерального закона от 17 декабря 2001 года в части формирования пенсионного капитала для назначения трудовой пенсии по старости заключается в создании для всех застрахованных лиц равных, в том числе стартовых, условий его образования. В этой связи стажевый коэффициент, необходимый для определения размера расчетного капитала, определяется исходя из одинаковой продолжительности общего трудового стажа для всех категорий застрахованных лиц независимо от условий назначения трудовой пенсии по старости (предъявляемых требований к возрасту выхода на пенсию и продолжительности страхового стажа). Получается, что для определения права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж застрахованного лица, продолжительность которого может быть разной в зависимости от условий назначения пенсии, а для оценки его пенсионных прав берется общий трудовой стаж, который больше на пять или на десять лет, и учитывать надо это всё в равной степени для всех категорий граждан. Это нонсенс. Поэтому если есть право выхода на пенсию при страховом стаже, например, в пятнадцать лет, то мы и должны расчеты все делать от пятнадцати лет, а не от двадцати лет, как записано в пункте 2 статьи 30. И точно так же для инвалидов, для многодетных матерей и для матерей инвалидов с детства. Поэтому необходимо дополнить статью 30 теми нормами, о которых я говорила. Я прошу поддержать этот законопроект. Комитет по делам женщин в принципе согласен с такой постановкой вопроса и поддерживает то, что должна быть восстановлена социальная справедливость, но в связи с тем, что правительство пишет, что нужны изменения в Бюджетный кодекс и необходимо указать, из каких средств будут браться эти деньги, комитет по делам женщин считает, что до урегулирования этого вопроса законопроект принимать нельзя. Я же считаю, что при принятии закона было допущено ущемление прав и необходимо восстановить социальную справедливость, здесь деньги должны быть как из базовой, так и из страховой части пенсий. И никаких дополнительных изменений ни в Бюджетный кодекс, ни в бюджет Пенсионного фонда вносить не надо, здесь нужно по-честному отнестись к проблеме ущемления прав самых малоимущих и самых незащищенных и бедных наших семей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закончили, да? Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Доклад Валентины Борисовны исключает возможность говорить о сути законопроекта. Действительно, предлагается из статьи 28 закона "О трудовых пенсиях...", содержащей нормы, касающиеся права на досрочную пенсию, - и там действительно обозначены тринадцать категорий, и новое законодательство о пенсионном обеспечении сохранило это право на досрочное обеспечение - извлечь обозначенные докладчиком три категории граждан. И вот здесь самое главное, что не вписывается в 173-й закон, "О трудовых пенсиях...", - это то, что происходит смешение понятий "право на досрочную пенсию", которое сохранено и срок стажа по которому действительно сокращен на пять и десять лет соответственно для этих категорий, и "право на оценку пенсионного капитала", по которому в соответствии со статьей 30 предполагается, что все граждане на 1 января 2002 года имеют расчетный пенсионный капитал исходя из общего трудового стажа: двадцать пять - мужчины и двадцать - женщины. И действительно, для этой категории происходит исчисление пенсионного капитала исходя из якобы неполного пенсионного стажа. Вот в этом суть проблемы. И действительно, если вы с этим согласитесь, то мы нарушим концепцию, в целом идеологию пенсионного законодательства, которое было принято до нашего созыва, в 2000 и 2002 годах. И хочу сказать, - здесь несколько раз говорилось о социальной справедливости - тогда возникает вопрос: почему не все тринадцать категорий, а только эти три категории? Ибо, мне кажется, пытаясь восстановить социальную справедливость для одной категории, мы ее не соблюдаем для другой категории. Имеется отрицательное заключение правительства, в заключении комитета-соисполнителя это было сказано, имеется отрицательное заключение наших коллег по Совету Федерации. Есть замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, о чем, я думаю, следует сказать. Речь идет о том, что, во-первых, это, безусловно, потребует дополнительных расходов, которые не предусмотрены. И второе, это приведет к необоснованному завышению страховой части пенсии для отдельных категорий граждан. Поступило около двадцати четырех отзывов от соответствующих органов государственной власти. Мнения разделились: часть из них поддерживают, ибо речь идет действительно о социально уязвимых слоях населения, а часть не поддерживают, исходя из концепции пенсионной реформы. Комитет по труду и социальной политике большинством голосов рекомендует палате отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Прошу записаться. Фарида Исмагиловна, оставайтесь тогда на трибуне. Покажите список. Горячева Светлана Петровна, ваш вопрос. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемая Фарида Исмагиловна, всё же ответьте мне, пожалуйста, вот я не услышала в вашем докладе. И комитет против, и правительство против, а какова цена вопроса? Сколько нужно добавить в Пенсионный фонд для того, чтобы эти категории людей, особенно матери многодетных семей, всё же оказались социально защищенными? Я почему задаю этот вопрос? Когда в прошлом составе Думы я была председателем комитета, мы-то были категорически против того, чтобы эти категории исключались, когда принимали это новое пенсионное законодательство. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Светлана Петровна, если речь идет о том, чтобы проверить мое знание требуемых цифр, то это 165 миллионов рублей, если речь идет об этом. Но, коллеги и уважаемая Светлана Петровна, речь идет, может быть, даже и не об этих средствах, речь идет о так называемой социальной справедливости. Я еще раз хочу подчеркнуть, что речь идет об оценке пенсионного капитала, об оценке пенсионных прав. И в данном случае действительно концепция 173-го закона и статьи 30 такова, что все граждане Российской Федерации равны при этом, в том числе и в стартовых условиях. Я просто не хочу ваше время занимать, потому что вы знаете это гораздо лучше, чем я. Эти вопросы, безусловно, требуют решения, но, думается, это предмет не только пенсионного обеспечения и пенсионного законодательства. Более того, долгие годы вы, возглавляя соответствующий комитет, и мы, работая и сотрудничая в Государственной Думе, ряд проблем для этой категории граждан решили. Но сейчас, когда идет персонифицированный индивидуальный учет так называемого пенсионного капитала, думается, мы должны, конечно же, определиться с источниками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Фарида Исмагиловна, вы правильно говорите о социальной справедливости. Как один из аргументов в вашем содокладе прозвучало, что, мол, тринадцать категорий граждан должны бы получать эти льготы, а почему-то мы выбрали только три. Мы, разработчики закона, посчитали, что это самые уязвимые категории населения: многодетные, карлики, лилипуты. А вопрос мой в следующем: если бы вот все тринадцать категорий были выбраны, вы бы что предложили - голосовать за или против? ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Аналогично, аналогично. Вы знаете, что... Спасибо, Андрей Константинович мне пытается помочь. Просто, Андрей Константинович, какие бы ответы я ни давала, вопросы будут одни и те же. Коллеги, я еще раз хочу повторить: в соответствии со статьей 28 всё сохранено с точки зрения права на досрочное пенсионное обеспечение. И речь идет о конвертации пенсионного капитала, о статье "Оценка пенсионных прав...". Тамара Васильевна, я аналогично бы поступила и по тринадцати категориям, потому что есть иные пути решения этих проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. У меня вопрос к докладчику. В отношении многодетных матерей прозвучало, что право на эту пенсию, дополнительные льготы имеет женщина, родившая пять детей и воспитавшая их до восьмилетнего возраста. Это как мы будем проверять? А если только до семи лет ребенок находился с матерью, а потом, допустим, был определен в интернат или в суворовское училище, значит, мы эту мать уже лишим льгот? Мне кажется, лучше оставить просто: любая женщина, родившая пять и более детей, уже имеет право на эту льготу, потому что иногда ради спасения ребенка его отправляют в какое-то учебное заведение или родственники забирают. За полгода до достижения восьми лет ребенок перестал находиться с матерью, и что, мы будем эту женщину лишать возможности? Потом, кто проверит? Что, участковый будет доказывать, что все дети проживали с матерью до восьми лет? Кто это будет? Мы как бы даем лишнее основание для того, чтобы кого-то обидеть из-за какого-то злого чиновника в собесе, который будет требовать справку, что именно вот эти пять детей до восьми лет... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Борисовна Савостьянова. Пожалуйста. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Никто проверять не будет, Владимир Вольфович, достаточно представить свидетельство о рождении детей, и, если они не умерли, и даже если они были в интернате, всё равно эта женщина, если эти дети были живы до восьмилетнего возраста, будет иметь право на то, чтобы выйти на пенсию при стаже пятнадцать лет и в возрасте пятидесяти лет. Это законодательство с 1956 года действовало и действует, и только лишь вот законом 2002 года людей лишили этого права, и им пенсия начисляется как при неполном стаже. И если Фарида Исмагиловна говорит, что ничего не изменилось, то я скажу, хотя я не хотела бы на этом останавливаться и уводить разговор несколько в другую сторону, что изменилось самое основное условие. По старому закону требовался общий трудовой стаж пятнадцать лет, куда входил и уход матери за детьми, и повышение профессиональной квалификации, то есть учеба, и время, когда женщина вместе с мужем-военнослужащим находилась в местах, где она не могла работать, - все эти периоды ей засчитывались в трудовой стаж. Сейчас же изменилось одно условие: стал учитываться страховой стаж, и фактически все пятнадцать лет эта женщина должна работать, даже имея ребенка-инвалида детства или пятерых детей, а в этих условиях в сегодняшней ситуации вообще эти пятнадцать лет выслужить трудно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Борисовна, вы на вопрос Жириновского должны ответить, у вас будет возможность выступить с заключительным словом. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Хорошо. Проблем никаких нет, Владимир Вольфович, и где бы эти дети ни воспитывались, лишь бы они были живы до восьмилетнего возраста, право у женщины остается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы задали. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться.
Семь человек записались. Коллеги, может быть, мы как-то ограничим время? У нас еще остались постановления и три вопроса повестки дня. ИЗ ЗАЛА. По три минуты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По три минуты каждому, да? Двадцать одна минута тогда получается, всё равно не успеваем. ИЗ ЗАЛА. От фракций... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте от фракций и одному независимому депутату дадим выступить, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, согласны: от депутатских объединений и один независимый депутат? По три минуты? По две минуты, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По три минуты. Нет возражений? Голосовать не будем? Не будем. Жириновский Владимир Вольфович, ЛДПР. Пожалуйста. Три минуты. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я вот вопрос уже задавал и не согласен с такой позицией: значит, если до восьми лет дети живы, то мы даем пенсию со льготой, а если ребенок был инвалидом, мать с ним мучилась, а в семь с половиной лет умер, мы ее льготы лишаем? Я считаю, что эта позиция неправильная, достаточно одного: женщина просто родила этих пятерых детей, этого уже достаточно. И конечно, ни в коем случае нельзя привязывать к трудовому стажу, всё, что связано с воспитанием детей, всё автоматически должно входить именно в этот трудовой стаж, иначе мы издеваемся: ты роди пятерых, потом ты их брось, пятнадцать лет отработай, а потом мы посмотрим, давать ли тебе пенсию. Родить пять человек - это уже героический поступок, за это при советской власти давали медаль. Вот я был шестой ребенок, за меня матери дали вторую медаль, за пятого дали, а потом за шестого. А за десятерых давали звание "Мать-героиня", давали машины, квартиры, нянечек и так далее. Поэтому здесь, считаю, нужно исключить дальнейшие события, произошедшие после рождения ребенка, важен сам факт: родила, и всё. А то, что касается лилипутов, я не знаю, это по их инициативе мы им льготы даем или это чья-то, так сказать... Вот я никогда не слышал от них о желании досрочно уйти на пенсию, они, по-моему, хотят, наоборот, быть вместе с другими гражданами, чтобы их не ущемляли ни в чем, потому что они и более работоспособные. Им и так тяжело найти работу, а мы как бы их будем вышвыривать? Скажем, факт рождения детей - он социально обозначен, а вот в отношении лилипутов я не знаю, я никогда от них не слышал о таком желании. Ну и в целом очень сложный расчет по пенсиям. Надо как-то переходить к какому-то стандарту, например за каждые десять лет стажа давать минимальный размер оплаты труда, допустим 600 рублей, тридцать лет проработал - 1 тысяча 800 пенсия. Это будет более справедливо, иначе в собесах так путают, что, наверное, сотни, тысячи пенсионеров до сих пор не могут понять, правильно ли им начислили пенсию. Мы поправки вносим каждый год, и, наверное, ни один, даже самый опытный, работник собеса не в состоянии точно определить, кому сколько за что положено. Требуют справки, справки, справки, эти люди просто не могут эти справки собрать и скорее из жизни уходят, чем добиваются справедливого решения по пенсиям. Это очень запутанное законодательство, и я думаю, это неправильно. Если бы у нас были твердые деньги, можно было бы установить просто: 100 рублей за каждый год, отработал тридцать лет - 3 тысячи твоя пенсия, и всё, без всяких остальных надбавок и всего прочего. Тогда человек знает, что чем больше он проработал, тем выше у него пенсия. А вот введение таких ограничений, расчетов, коэффициентов - это нужно рядовому сотруднику собеса высшую математику знать, чтобы правильно определить, как рассчитать эту пенсию. А если эта мать жила на Севере, а если потом они стали беженцами или переселенцами, а если там есть больной человек, а если там что-то еще? И невозможно будет найти... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Владимир Вольфович, спасибо. От "Единой России" - Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, фракция "Единая Россия". От комитета. Исходя из позиции защиты пенсионных прав женщин, комитет должен был бы поддержать намерение автора повысить расчетный пенсионный капитал указанной категории пенсионеров. Но мы понимаем, что избранный подход к достижению этой цели не совсем приемлем. Если государство сегодня по достоинству оценило труд матерей, предоставило им право на досрочную пенсию, то оно же и должно компенсировать Пенсионному фонду затраты на эти цели. Вряд ли будет справедливо, если эти затраты будут покрываться самим фондом, то есть за счет других пенсионеров. Это означает, что покрытие дополнительных расходов Пенсионного фонда в связи с возможным принятием законопроекта должно осуществляться за счет средств федерального бюджета. Поэтому мы полагаем, что можно было бы рассмотреть вопрос о том, как поддержать указанную категорию пенсионеров, в рамках поправок в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". И наш комитет попытается данный законопроект разработать и внести поправки к закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Тем более, что в финансово-экономическом обосновании, о котором сегодня говорили, указана стоимость этого закона в 165 миллионов рублей, а в таком виде поддержать в первом чтении, мы считаем, нереально. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции КПРФ - Смолин Олег Николаевич. Пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я от имени фракции, но не только фракции, а всех депутатов, которые относят себя к депутатам социальной направленности, призываю поддержать этот законопроект по следующим причинам. Причина первая, юридико-политическая. Как вы помните, у нас есть часть 2 статьи 55 Конституции, которая запрещает нам принимать законы, умаляющие права и свободы граждан. Как мы все помним, в момент, когда принималось новое пенсионное законодательство, уважаемый мною Михаил Юрьевич Зурабов нам говорил, что ничье положение не будет ухудшено. Как вы помните, только что Валентина Борисовна очень убедительно, на цифрах, показала нам, что люди, которые вышли на пенсию после принятия этого закона, потеряли в размере пенсии, в том числе люди из социально незащищенных категорий. Мы прямо нарушили статью 55 и обещание, данное пенсионерам Правительством Российской Федерации в канун принятия этого пенсионного закона. Соображение второе, экономическое. Коллеги, 165 миллионов рублей при ожидаемых дополнительных доходах федерального бюджета - недавно нам говорила замминистра финансов уважаемая Татьяна Алексеевна Голикова, что дополнительные доходы ожидаются 200 миллиардов, - 165 миллионов - это не деньги. Из федерального бюджета или из Пенсионного фонда - другой вопрос, но говорить о том, что у нас нет денег и что мы не можем ущемлять права других пенсионеров, когда правительство предлагает нам: два года собирали накопительную пенсию и теперь говорят, что те, кому больше 37 лет, никакой накопительной пенсии не получат. Оказывается, когда хочется, то можно совершенно наплевать на принцип священной частной собственности, а когда не хочется, то 165 миллионов мы найти не можем при 200 миллиардах дополнительных доходов бюджета. И позиция третья, социальной справедливости. Я абсолютно солидарен с Фаридой Исмагиловной уважаемой мною, что в данном случае аргументы комитета - это так называемая социальная справедливость, именно так называемая. Потому что соцсправедливость вовсе не в том, чтобы всех держать в одинаковой бедности или нищете, справедливость как раз в том и заключается, чтобы уменьшить количество бедных. Категории, о которых здесь идет речь, безусловно, категории бедные, это во-первых. Во-вторых, ссылаться на все тринадцать категорий, перечисленных в статье 28, абсолютно некорректно, потому что там есть, например, досрочные пенсии для учителей или медицинских работников, их в пенсионных правах не ущемили, а эти категории, которые выделила Валентина Борисовна, ущемили. Поэтому в данном случае мы именно восстанавливаем элементарную социальную справедливость. Уважаемые коллеги, ну, жаль очень, что наша Государственная Дума так своеобразно, если очень мягко сказать, толкует понятие социальной справедливости в последнее время - в духе, я даже не знаю в каком, наверное, самого что ни на есть примитивного уравнительного казарменного коммунизма или как-то еще, тем более когда это делают люди, которые считают себя либералами в экономической политике. Я убедительно прошу вас... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" желающих выступить нет. Коллеги, кто будет выступать от независимых депутатов? У меня трое: Горячева, Дмитриева, Рыжков. (Шум в зале.) Я тогда на свое усмотрение: Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Я думаю, что у нас общая позиция, здесь не идет речь о разных позициях. Уважаемые коллеги, мы не можем не поддержать этот закон и с точки зрения здравого смысла, и с точки зрения справедливости. Нам сегодня Валентина Савостьянова приводила примеры: пенсия 1 200-1 100. Мы с вами прекрасно знаем, прожиточный минимум в России в среднем около трех тысяч. Как мы можем победить бедность, если мы не будем поддерживать те категории граждан, которые очевидно сами не могут выйти из этого состояния? Но мать, родившая пять детей, люди, которые имеют физические недостатки с детства, как они могут решить эту проблему, если мы им не повысим пенсию? У них нет такой возможности. Как мы с вами будем решать проблему бедности, если мы не поддержим этот закон? Я абсолютно согласен с коллегами, которые говорили о социальной справедливости. Это те категории людей, которых всегда защищали в нашей стране, всегда защищали! Произошла ошибка при принятии нового пенсионного закона. Умышленная это была ошибка или неумышленная - это сейчас уже не установить, но это очевидная, откровенная ошибка, которую надо сегодня исправить. Сумма - 165 миллионов - смехотворная. Сегодня была опубликована сумма, что Стабилизационный фонд России в этом году - Олег Николаевич Смолин привел цифру по допдоходам, а есть еще Стабилизационный фонд - 348 миллиардов рублей, сложите две эти суммы - 500 с лишним миллиардов рублей будет у страны по итогам этого года. А мы с вами спорим о 165 миллионах рублей для тех категорий граждан, чья по определению абсолютная неспособность выйти из нищеты не подлежит никакому сомнению. Я думаю, что я выражаю мнение и Светланы Петровны Горячевой, и Оксаны Генриховны Дмитриевой: обязательно мы должны сегодня поддержать этот законопроект. Нас никто не поймет, ни одного из нас с вами, если мы за него не проголосуем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От правительства по данному законопроекту выступит первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации Куртин Александр Владимирович. Пожалуйста. КУРТИН А. В., первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты, действительно, как и все вы, Пенсионный фонд также готов бороться с бедностью, и поэтому мы повышаем, регулярно индексируем наши трудовые пенсии, но я хотел бы подчеркнуть еще раз: трудовые пенсии. Многие из вас сейчас упоминали о борьбе с бедностью именно за счет средств федерального бюджета, но не за счет труда, не за счет страховых взносов, а закон "О трудовых пенсиях..." говорит только о тех пенсиях, которые выплачиваются по труду, когда работодатель делает отчисления страховых взносов. Поэтому если говорить о данных категориях граждан или о тех тринадцати категориях, которые не упомянуты здесь, то нужно в первую очередь говорить о законе "О государственном пенсионном обеспечении...". И, уважаемый Владимир Александрович, когда я сейчас упоминал и 348 миллиардов рублей, и 160 миллионов, то я упоминал федеральный бюджет. Проблема поднята верно, но источник и закон должны быть совершенно иные, вот что я хотел бы подчеркнуть. И еще: Валентина Борисовна, когда докладывала, всё время ссылалась на закон 90-го года, на пенсионное законодательство 56-90-го годов, это немного история. У нас был в 96-м году принят 113-й закон, по которому мы уже перешли на страховые периоды. И в 2002 году было дано право выбрать: или по закону 90-го года пенсионеру назначается пенсия, то есть когда учитывается общий трудовой стаж, или по закону 96-го года, когда учитывается страховой стаж. В основу 173-го закона от 2002 года был положен именно страховой стаж. Поэтому сегодня говорить о том, чтобы за счет страховых взносов, это будет означать, что при наличии персонифицированного учета мы должны будем списать с каких-то людей, перекинуть эти деньги индивидуально данным матерям, лилипутам и слабовидящим. Мне хотелось бы, чтобы вы поняли эту ситуацию, поняли, что разговор идет совершенно о другом законе, о других средствах. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Любовь Константиновна, мне бы не хотелось, чтобы вы по своему усмотрению лишали меня права голоса. И я записалась на выступление не случайно, я являюсь одним из субъектов права законодательной инициативы по данному законопроекту, поэтому я считаю себя вправе по нему выступить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, извините меня, я должна поставить на голосование. Большинство в зале согласилось с той позицией, которую предложили я и депутаты. ДМИТРИЕВА О. Г. А мы не голосовали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы предоставить всем записавшимся право выступить по три минуты? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 40 сек.) Проголосовало за 97 чел.31,0% Проголосовало против 212 чел.67,7% Воздержалось 4 чел.1,3% Голосовало 313 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: не принято Не принято. Плетнёва Тамара Васильевна, по ведению. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, мне хотелось бы просто напомнить, что принимавшийся в 1997 году новый закон оставлял право действия и второго пенсионного, так называемого старого, закона. Поэтому когда здесь идут всевозможные спекуляции по поводу того, что это вторая Дума, коммунистическая, принимала этот закон, - это совершенная фальсификация фактов. Поэтому тем, что мы принимаем сегодня, мы пытаемся исправить ошибку, совершенную третьей Думой в 2002 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. Прошу по ведению только. Если нарушен Регламент, поправьте. СМОЛИН О. Н. Да, по ведению. Справка. Пять детей, рожденных женщиной, заработают для Пенсионного фонда намного больше, чем если бы она сама работала. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Для заключительного слова Валентине Борисовне Савостьяновой включите микрофон. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Александр Владимирович! Вот вы сейчас тоже, когда говорили, передернули факты. Я говорю, даже если у женщины будет пятнадцать лет страхового стажа, то мы ей делаем переоценку прав не от пятнадцати лет, а от двадцати. Мы 5 процентов стажа у нее забираем, и 5 процентов размера пенсии мы у нее забираем. Я почему и не стала останавливаться на этом стаже. Поэтому не вводите людей в заблуждение. Если у нее было пятнадцать лет стажа 31 декабря 2001 года, у нее идет расчет от пятнадцати лет и она получает большую сумму. А когда ей с 1 января 2002 года назначают, расчет идет от двадцати лет, хотя право у нее от пятнадцати и эти пятнадцать лет у нее есть. И то же самое касается и матерей инвалидов с детства, и то же самое касается и слепых, инвалидов первой группы, и то же самое касается карликов. Дальше. Никто даже не удосужился посмотреть, что 165 миллионов - это сумма, за полтора года просчитанная, если бы действительно все эти люди вышли на эту пенсию. Но дело в том, что у многих как раз нет этого страхового стажа - пятнадцать лет и они работают теперь: и многодетные матери, и матери инвалидов с детства, то есть они не вышли до пятидесяти пяти лет. И по статистике... Когда я хотела взять статистику и посмотреть, что же изменилось, - у нас и статистику ради этого изменили: у нас есть только одна теперь строчка - люди, которые досрочно выходят. Почему я не взяла все категории? У нас еще будет закон о профсистемах, и там идет речь о тех же спасателях и остальных категориях. Мы можем их еще там рассмотреть, но эта категория никогда в профсистемы не войдет. И перед этим я докладывала в прошлой Думе закон по первому списку, по статье 27, по категориям, которых точно так же обманули, и лицам, которые сегодня выходят на пенсию по списку номер 1 и которым требуется стаж пятнадцать лет, тоже эти 5 процентов не назначают. Дальше. Как могут быть равные условия, когда право-то у всех разное и условия разные? И если здесь допущена ошибка, то почему и правительство, и "Единая Россия" так упорствуют в этом? Ну, не может мать выработать эти двадцать лет, или слепой, инвалид первой группы, не может двадцать пять лет выработать, или тот же карлик. Если здоровые люди не могут устроиться на работу, то кто этого карлика, 80 сантиметров роста, возьмет, где он учиться будет? Ну как же можно с одинаковой меркой ко всему подходить?! Ведь эти нормы были, я говорю, с 1956 года, в тот период находило государство возможность выдать этим людям эту пенсию. Сейчас, когда мы совершенно в других условиях живем, у нас до сих пор распределительная пенсионная система, накопительная у нас вся поплыла. И вообще весь этот пенсионный закон надо по-новому рассматривать. Я об этом говорила и в той Думе и доказывала, что не пойдет накопительная система в нашей стране. Сейчас все упирают: страховые, нестраховые периоды... Да, у нас сейчас - и десять лет еще будет, и двадцать лет - почти только распределительная система, а кусок денег забирается в накопительную, и зачем морочить здесь всем голову и уводить то в одну, то в другую сторону? Я прошу, у кого есть совесть, поддержите этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гайнуллина Фарида Исмагиловна, с места, заключительное слово от комитета. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемые коллеги, я очень сожалею по поводу выступлений и Олега Николаевича, и Владимира Александровича, потому что это грамотные, профессиональные депутаты, но их выступления, к сожалению, ничего общего не имеют с предметом данного законопроекта. Поэтому я обращаюсь к своим коллегам по центральной части парламента, как наиболее разумной части нашего парламента. Уважаемые коллеги, речь идет об оценке пенсионных прав. Более того, ничего ущемляющего права и так называемую степень социальной справедливости, как было сказано, нет, об этом речь не идет. Не только пенсионное законодательство обязано разрешить эти проблемы, а в данном случае, когда речь идет об оценке пенсионных прав, совершенно верно принимаются такие меры, чтобы создать равные стартовые условия. Более того, подобно моим коллегам справа и слева, мы женщинам, родившим лишь двух детей, дали право иметь пять лет стажа на пенсионное обеспечение. Более того, мы здесь не покушаемся на право досрочного пенсионного обеспечения, я еще раз хочу это подчеркнуть, речь идет об оценке пенсионных прав. И далее. Уважаемая Валентина Борисовна, когда вы говорите: одна женщина - 31 декабря, а другая - 1 января, - это, к сожалению, не одна и та же женщина. Действительно, одна женщина 31 декабря - это одно право, а 1 января - это другая женщина и другое право. Вот этого вы не договариваете. Более того, есть статья в законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и если даже случится такая ситуация, о которой вы говорите, то в соответствии с ранее действующим законодательством эта категория граждан имеет право выбора. Поэтому они еще до 2002 года определились, в том числе, уважаемая Тамара Васильевна, и с законом от 1997 года. Уважаемые коллеги, если мы не хотим нарушить концепцию ранее принятого законодательства и тем самым породить под предлогом восстановления социальной справедливости еще большую социальную несправедливость, то я прошу данный законопроект не поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Кузнецов Виктор Егорович, по ведению. Только по ведению, Виктор Егорович. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Я по поводу наиболее разумной или наиболее циничной части Государственной Думы. Я прошу, извинитесь перед депутатами Государственной Думы. Это вместо Любови Константиновны я вас прошу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович, пожалуйста, по ведению. КОНДРАТЕНКО Н. И. Я имел в виду то же самое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фарида Исмагиловна Гайнуллина, пожалуйста. Включите микрофон. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. На мой взгляд, я достаточно тщательно подходила к этой фразе, я никого не обидела. Я назвала не наименее, а наиболее разумной, но если я этим кого-то обидела, то я прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - против. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 31 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1% Проголосовало против 18 чел.4,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел.72,4% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 21
О проекте федерального закона N№ 309272-3 "О внесении дополнений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в части изменения порядка исчисления стажевого коэффициента для оценки пенсионных прав женщин, родивших пять и более детей, матерей инвалидов с детства, инвалидов по зрению, лилипутов, диспропорциональных карликов; внесен депутатами Государственной Думы В. Б. Савостьяновой, С. И. Неверовым, В. А. Аверченко и депутатом Государственной Думы третьего созыва В. П. Алтуховым).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
И второе предложение депутата Смолина - об исключении из сегодняшней повестки дня пункта 10. Ну, наверное, пункта 10.2, по которому депутат Смолин является докладчиком. Нужны ли какие-то комментарии, Олег Николаевич? Нет. Значит, здесь у нас два альтернативных закона - 10.1 и 10.2, мы их должны рассматривать одновременно, но, если один вопрос снимается по просьбе докладчика, мы снимаем и второй, то есть пункт 10 полностью снимаем сегодня с рассмотрения. Нет возражений?