Заседание № 256
О проекте федерального закона № 308978-3 "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (о месте прохождения альтернативной гражданской службы и об уточнении зависимости срока службы от места её прохождения; принят в первом чтении 8 октября 2003 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, принятых в первом чтении и предлагаемых к отклонению. 12-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Докладывать будет член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Фёдорович Вяткин. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении ещё в октябре 2003 года, и концептуальными положениями данного законопроекта являлись вопросы направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, расположенные по месту жительства гражданина, и в организации, расположенные за пределами места жительства гражданина. С учётом изменений, внесённых в законодательство за эти годы, использование понятия "место жительства" в контексте предлагаемого законопроекта может привести к значительным сложностям при установлении территориального соотношения места нахождения организации, в которой предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, и пределов места жительства. По мнению комитета, подготовка законопроекта к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении уже нецелесообразна, законопроект утратил свою актуальность. В связи с этим Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает отклонить данный проект федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Выносим 12-й вопрос на "час голосования".
Пункт 12. Обращаю внимание на редакцию, в которой я поставлю вопрос на голосование: кто за то, чтобы поддержать решение комитета и отклонить принятый в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 42 сек.) Проголосовало за 310 чел.68,9 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Отклоняется законопроект, принятый в первом чтении.
Заседание № 257
О проекте федерального закона № 308978-3 "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" (о месте прохождения альтернативной гражданской службы и об уточнении зависимости срока службы от места ее прохождения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, рассматриваем пункт 15 повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Николай Максимович Безбородов, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Законопроект подготовлен с учетом рекомендаций парламентских слушаний на тему "На пути к реализации Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе". Проведены слушания 20 февраля сего года. Законопроект направлен на то, чтобы, во-первых, отказаться от приоритетного направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают (первая поправка, к статье 4), и во-вторых, изменить критерии уменьшения срока альтернативной гражданской службы. Напомню, что в соответствии с редакцией пункта 2 статьи 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" граждане проходят альтернативную гражданскую службу (цитирую), "как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают". На территориях субъектов Российской Федерации, в которых граждане постоянно проживают, службу проходят только в случае невозможности направления их за пределы территорий этих субъектов Российской Федерации. Указанная норма, на наш взгляд, не совсем корректна. Причины таковы. Первое. Понятие "территория субъекта Российской Федерации" и понятие "место жительства" не одно и то же, поэтому направление гражданина на альтернативную гражданскую службу в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он постоянно проживает, в одном случае может сопровождаться изменением его места жительства, а в другом случае нет. И наоборот, проживая, скажем, в городе Москве, можно проходить альтернативную гражданскую службу в ближнем Подмосковье, ежедневно возвращаясь после работы домой. Это согласно действующей норме будет считаться прохождением службы по экстерриториальному принципу. Второе. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу вне места жительства не должно, а значит, не может быть самоцелью, здесь надо исходить из государственных, общественных интересов и потребностей. Обязательное условие альтернативной гражданской службы - за пределами места жительства - это искусственное усложнение службы, мы так считаем. Утяжеление условий прохождения альтернативной гражданской службы за счет направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы их места жительства, к сожалению, было принесено в жертву самой целесообразности этого. Вот почему в законопроекте предлагается отказаться от каких-либо приоритетов в выборе территориального расположения организаций, в которых граждане будут проходить альтернативную гражданскую службу. Просим обратить внимание на следующее: отказываясь от приоритета экстерриториального принципа направления граждан на альтернативную гражданскую службу, мы не предлагаем в качестве приоритетного территориальный, эти принципы равнозначны, и в каждом конкретном случае принцип будет избираться индивидуально. Далее. Поправка к статье 5 по изменению критерия уменьшения сроков альтернативной гражданской службы. В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" срок альтернативной гражданской службы, помимо уровня образования, зависит от того, проходит ли ее гражданин в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований либо нет. Такой подход необоснован, поскольку неясно, альтернативная гражданская служба в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации по определению признается то ли более тяжелой, то ли более почетной, за что ее срок и сокращается. Но чем, по существу, отличается служба санитара в военном госпитале от работы в такой же должности в каком-либо другом стационаре? Но это нельзя сказать про другие условия прохождения альтернативной гражданской службы, скажем, прохождение ее по месту жительства либо за его пределами, здесь действительно неравные условия: то ли он служит по месту жительства, то ли за пределами. Вот почему представляется целесообразным сократить срок альтернативной гражданской службы не тем гражданам, которые проходят указанную службу в организациях Вооруженных Сил, а тем, кто ее проходит за пределами места жительства. Мы внимательно ознакомились с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект. С первым замечанием, о том, что новая редакция пункта 2 статьи 4 федерального закона лишена правовой нагрузки, можно согласиться. Ко второму чтению пункт 2 статьи 4 можно вовсе исключить, концепция законопроекта нарушена не будет. Второе замечание, на наш взгляд, не совсем бесспорное. Правовое управление рекомендует в целях исключения неоднозначного толкования при применении закона дать в нем определение понятия "место жительства гражданина". Мы считаем, что это делать не следует. Понятие "место жительства" определено и статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и (максимально конкретно) статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В этом смысле оно весьма широко используется в законодательстве Российской Федерации, в таких законодательных актах, как Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Налоговый кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и других. При этом ни в одном из перечисленных актов понятие "место жительства" не расшифровывается, и тем не менее никаких особых проблем с применением этого понятия на практике не возникает. Нагромождение дефиниций не всегда идет на пользу, в том числе, мы считаем, не пойдет на пользу и в этом федеральном законе. От имени Комитета Государственной Думы по обороне, субъектов права законодательной инициативы, внесших законопроект, в частности, прошу поддержать законопроект. Доклад окончен, спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Содоклад председателя Комитета по законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, когда мы рассматривали закон "Об альтернативной гражданской службе", конечно, это был один из самых спорных вопросов, и он вызывал значительное количество дискуссий, и, в общем-то, думаю, мы очень много времени ему посвятили. Что предлагается в данном законопроекте, я подчеркиваю, предлагается тогда, когда закон еще не вступил в силу? Это на самом деле, по-моему, правильно, потому что ждать, когда мы наломаем дров, наверное, не следует. Если мы сейчас видим, что совершена ошибка, я думаю, мы должны ее все вместе поправить. Предлагается отказаться от так называемого экстерриториального принципа прохождения альтернативной службы. И конечно, это, с одной стороны, защищает права граждан, с другой стороны, защищает бюджеты, как федеральный, так и субъектов Федерации и муниципальных образований, защищает также бюджеты тех организаций, которые хотят, чтобы у них проходили альтернативную службу те или иные лица. Мне кажется, что субъекты Федерации, которые к нам прислали отзывы, в общем-то, достаточно лаконично и четко выразили свое мнение по поводу того, нужен этот закон или не нужен. Ну, вот, к примеру, в отзыве Республики Коми говорится: мы нуждаемся в том, чтобы у нас проходили военную службу более двух тысяч альтернативщиков. Конечно, это тяжелые места: дома престарелых, больницы и так далее, перечень известен. Но тем не менее существует всего 75 мест в общежитиях, при том, что, как я сказал, нужно более двух тысяч альтернативщиков. Другие субъекты Федерации считают, что у них вообще нет общежитий под данную проблему, следовательно, мы принимать закон не можем, и финансирования соответствующего ни в российском бюджете, ни в бюджетах субъектов Федерации не существует. Более пятидесяти субъектов Федерации выразили свою позицию. И в принципе все поддерживают данный законопроект, поддерживают и говорят, что он обязательно нужен и что в противном случае действующая редакция закона, который вступит в действие с 1 января, в принципе будет мертва, закон работать не будет. Вот что, к примеру, пишет Правительство Республики Дагестан: территориальный принцип снимает с повестки дня вопрос о предоставлении жилья гражданам, проходящим альтернативную службу, в противном случае закон работать не будет. Якутия: направление граждан на альтернативную гражданскую службу должно основываться на территориальном принципе, то есть гражданин должен проходить альтернативную гражданскую службу в том регионе, где он постоянно или преимущественно проживает. Ну и так далее, здесь очень много примеров. Например, Правительство Республики Бурятия: экстерриториальный принцип направления граждан на альтернативную гражданскую службу, с нашей точки зрения, приведет к значительному расходу бюджетных средств как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта Российской Федерации. То, о чем я сейчас говорил. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к одномандатникам и к тем лицам, которые будут проходить по одномандатному округу. Для молодежи это очень принципиальный вопрос - экстерриториальный принцип, то есть фактически наказательный принцип несения альтернативной службы, либо возможность прохождения альтернативной службы по месту жительства. Коллеги, перед вами эти вопросы будут стоять, и вы должны будете на эти вопросы отвечать. Я думаю, что все-таки здесь основная часть будет избираться, в том числе по одномандатным округам. Это чрезвычайно важный вопрос. Уважаемое "Единство...", я к вам тоже обращаюсь, я не знаю, как вы там решили, на своем совещании, но вот у меня есть письма лидеров "Единства...", в том числе Президента Республики Татарстан. Многоуважаемый Минтимер Шарипович Шаймиев пишет, что он поддерживает данный закон. А если мне память не изменяет... (Выкрики из зала.) Прочитать полностью? Читаю: рассмотрев в соответствии со статьей 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"... поддерживаю принятие законопроекта "О внесении изменений и дополнения в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", внесенного депутатами Николаевым, Зеленовым и Безбородовым; Казань, Кремль, 12 мая. Вот, пожалуйста, посмотрите. (Выкрики из зала.) Потом дам вам, вы в рамочку повесите. Если мне память не изменяет, он, по-моему, в федеральном списке, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну давайте политическими вопросами сейчас... Кто у нас из списка... Отдайте вот Фариде, представителю Татарстана. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Хорошо. Если мне память не изменяет, то губернатор Московской области тоже в списке "Единства...". Я не буду зачитывать, скажу лишь, что он тоже поддерживает данный законопроект. Есть губернатор Россель, который тоже поддерживает, и так далее, и так далее. Я просто подчеркиваю, что есть огромная поддержка, и считаю, что вы должны об этом знать. Я никого не уговариваю, если кто-то не хочет голосовать - пожалуйста, не голосуйте, только объясняйте потом своим избирателям, почему вы это сделали. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я еще не закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Следующее. Я бы хотел обратить внимание на официальный отзыв правительства. Конечно, качество оставляет желать лучшего, но я бы хотел все-таки на два, даже на три момента обратить ваше внимание. Первое. Здесь во втором абзаце сразу идет такая подтасовка. Николай Максимович уже сказал, что в законе у нас говорится о том, что граждане проходят альтернативную службу как в организациях по месту жительства, так и в организациях за пределами места жительства. Здесь же говорится, что в представленном законопроекте предлагается преимущественно территориальный принцип. Это неправда. Естественно, выводы идут дальше соответствующие. Еще меня очень умиляет в официальном отзыве правительства термин "баланс". Тут написано: нарушает баланс конституционных прав и обязанностей указанных категорий граждан. Какой баланс?! Объясните мне. Я, например, знаю несколько видов баланса: финансово-экономический баланс (его мы знаем все), есть в музыкальных центрах баланс (правая, левая колонки), есть баланс в цирке, когда канатоходец ходит вот так и держит баланс, есть еще баланс, когда нетрезвый гражданин возвращается домой или еще куда-либо, ему тоже нужно держать баланс с тем, чтобы быть чистым и дойти в более или менее приличном виде. Я спрашиваю у правительства, вы про какой баланс говорите-то, вообще? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ответит заместитель министра труда, здесь находится Топилин Максим Анатольевич. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Это еще не всё. Третий вопрос, который у меня есть к правительству. Правительство говорит: ребята, давайте не трогать этот закон, пока он не вступил в силу. Ну тогда давайте, глядя на то, что существуют какие-то ошибки, ждать, когда эти ошибки будут просто увеличивать число проблем, нарушений прав граждан, увеличивать нагрузку на бюджет, и тогда мы, наверное, опять схватимся за голову, как было после принятия закона о гражданстве, закона о страховании и так далее, и так далее. Я считаю, что нам не надо ждать новой Думы, нам нужно сейчас все-таки иметь мужество, поняв, что ситуация действительно была спорной и то, что мы сделали ошибку, эту ошибку исправить и принять данный законопроект. Комитет по законодательству рекомендует уважаемым нашим депутатам принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Уважаемые коллеги, первое чтение, есть ли вопросы к докладчикам? Да, есть один. В записи нет необходимости, я так смотрю. Пузановский, пожалуйста. Кому вопрос? ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., фракция "Единство - Единая Россия". У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Уважаемый Павел Владимирович, вопрос будет адресован к вам как бывшему министру юстиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вы вспомнили! Там порядок был всегда у них. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. А вот почему. Теперь, с точки зрения толкования с учетом этой поправки, у новобранца появляется свобода выбора: или по месту жительства служба, или нет... Кто выбирает? Или есть, ну, скажем так, жесткая норма, императивная: по месту жительства, или туда, куда мы скажем, нужно выехать и служить. Что мы получаем в результате: свободу выбора или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я думаю, что автор ответит на этот вопрос лучше, тем более что, как министру юстиции, мне надо было несколько лет назад задавать вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Ковалёва - Николай Максимович Безбородов. Пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Адриан Георгиевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Призывная комиссия, которая распределяет желающих проходить альтернативную гражданскую службу, направляет их, исходя из соответствующих заявок. Заявки такие могут быть из Министерства труда и социального развития, из других министерств, такие заявки могут быть и от местных властей, и в зависимости от заявок, отражающих потребности государства и общества, направляется соответствующий специалист, то есть исходя из интересов государства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я вижу, по ведению - Гостев. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, но при этом если он едет все-таки не по месту жительства, то тогда у него срок службы увеличивается... нет, нет, если остается дома, то у него срок увеличивается, а если едет служить не по месту жительства, то срок уменьшается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руслан Георгиевич, вы даже не поднимали руку, а я всё равно хотел вам слово дать. Пожалуйста. Сегодня вы меня доставали целый день. Пожалуйста, Гостеву включите микрофон. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Павел Владимирович, а если вот поразмыслить над дальнейшей перспективой: а почему бы нам и остальных призывников, которые подлежат призыву, не оставлять служить по месту жительства? Ведь тогда резко изменится вообще картина системы призыва, это первое. И второе. Буржуазное государство потеряет ту дубину, при помощи которой будет карать. Ведь если я служил с вами вместе, меня все знают, - я никогда не подниму автомат против своих земляков. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, я с вами полностью согласен в том, что эта тема требует тщательного рассмотрения, но дело в том, что мы сейчас рассматриваем закон не о военной службе, а об альтернативной. И давайте мы здесь эту проблему решим, а затем, по возможности, подойдем и к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Максимович, сейчас он ответил. Депутат Бурлуцкий и Коломейцев потом, и всё, больше никого нет. Пожалуйста. БУРЛУЦКИЙ Ю. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Павел Владимирович, а вот такой аспект все-таки вы не рассматривали. Учитывая сегодняшнее положение в нашей стране, это будет еще одна лазейка, во-первых, для взяток: кого оставить на месте, кого куда-то отправить. И такую еще перспективу: дети чиновников и денежных мешков никогда за пределы не поедут, а будут, так сказать, постоянно на месте. Я вас уверяю, учитывая существующую обстановку, что и в части их не будет, числиться только там будут. А вот эти ссылки, что общежитий не хватает... Ну конечно, когда сегодня в бюджете 11 процентов от бюджета 90-го года, то сегодня ни на что не хватает. Но надо, видимо, и дальше рушить систему, которая все-таки работала. И вы знаете, в каком состоянии была та армия, где все-таки служили по экстерриториальному признаку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Разрешите отвечать? Спасибо. По-моему, Николай Максимович очень четко сказал: направляться будут на службу только в те места, которые предъявлены в соответствующие военкоматы. Это первое. Второе. Вот именно сегодняшняя редакция абсолютно коррупционная, потому что здесь написано: как правило, за пределами субъекта Российской Федерации. Это в тексте закона, который сегодня есть, который уже опубликован. И вот это "как правило", как правило, показывает абсолютную коррупционность, потому что это дает возможность соответствующим чиновникам решать: "как правило" это или не "как правило". То есть они будут это решать, так как критериев для принятия решения в законе нет, соответственно, они эти критерии будут выдумывать сами для себя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги... Да, Коломейцев Николай Васильевич, ваш вопрос. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Забыли вы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да вас разве можно забыть вообще-то? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Павел Владимирович, учитывая ваш ответ на последний вопрос, скажите пожалуйста: вот у вас в комитете находится примерно месяц заключение правительства и текст как раз противокоррупционного законопроекта, соавтором которого я являюсь, когда ваш комитет соизволит рассмотреть этот законопроект и дать на него свое заключение? Вот если бы в комплексе, как раз классными были бы эти два закона. Спасибо. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Если все сроки прошли по Регламенту, если есть все реквизиты, которые определяет Конституция, то мы рассмотрим на ближайшем заседании комитета. Вы мне просто название скажете и номер, и мы всё это рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет больше вопросов? Нет. Представитель правительства? У нас присутствует заместитель министра труда и социального развития Топилин Максим Анатольевич. Да, присаживайтесь, Павел Владимирович. Включите микрофон в ложе правительства. ТОПИЛИН М. А., заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, несколько комментариев по поводу обсуждаемого закона. На самом деле правительство выступает против внесения таких поправок. Хотел бы напомнить, что все из предлагаемых сегодня поправок обсуждались при принятии данного закона, при обсуждении его во втором чтении. Вы помните, были очень бурные дискуссии и, в общем-то, по ним было принято достаточно четкое и консолидированное решение. Все эти поправки обсуждались. Сегодня главный элемент данного законопроекта - это замена главного критерия: предлагается преимущественно экстерриториальный принцип прохождения альтернативной гражданской службы заменить территориальным принципом. Аргументы против заключаются в следующем. Здесь было, так сказать, озвучено слово "баланс", можно сколько угодно придираться к словам, но вместе с тем имелось в виду, что военную службу по призыву сегодня молодые люди проходят по экстерриториальному принципу. Это означает, что альтернативная служба, являясь альтернативной именно военной службе, не должна содержать иных подходов к ее организации. Безусловно, право прохождения молодым человеком альтернативной гражданской службы по территориальному принципу законом предусмотрено, но я могу совершенно четко сказать, что никаких коррупционных элементов здесь быть не может, потому что в проекте положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, который сейчас рассматривается Правительством Российской Федерации, совершенно четко определены те критерии, которые могут быть использованы для того, чтобы оставить молодого человека служить, проходить альтернативную службу на территории субъекта Федерации, в котором он проживает. Это состояние здоровья родителей и это действительно отсутствие... мы не исключаем такого варианта, что действительно будут отсутствовать общежития в каких-то случаях. Хотя мы надеемся, что для прогнозируемого нами количества альтернативщиков - порядка 2-2,5 тысячи человек - найдутся и общежития, и другие места для проживания при прохождении по экстерриториальному принципу. Также я хотел бы отметить, что мы проводили обследование, которое показало, что, в общем-то, принцип экстерриториальности и территориальности является очень существенным критерием для заинтересованности в прохождении альтернативной гражданской службы. Я полагаю, что в условиях достаточно тяжелой демографической ситуации для призыва сейчас менять эту норму нецелесообразно и необходимо отработать механизм. И поэтому правительство в своем заключении... (Микрофон отключен.) Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите время, пожалуйста. Завершайте. ТОПИЛИН М. А. Спасибо, буквально еще полминуты. Правительство ссылается на то, что не надо вносить поправки, нецелесообразно вносить поправки до введения закона в действие, до вступления закона в силу. Мы должны отработать механизм, который является для нашей страны принципиально новым на достаточно как бы понятных и прогнозируемых принципах. В этой связи правительство не поддерживает данный законопроект и просит его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента. Пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хочу добавить к сказанному представителем правительства следующее. Вот сейчас в зале витает дух того, что мы заменяем военную службу альтернативной, то есть что это право выбора человека. Конституция предусматривает, что гражданин Российской Федерации в случае, "если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях"... То есть здесь Конституция как основу предусматривает наличие специальных оснований для замены военной службы альтернативной гражданской службой. Мы здесь обсуждаем уже не просто право человека отказаться от военной службы, но и еще право выбрать, сидеть дома или поехать туда, куда нужно государству. Совершенно прав заместитель министра: давайте сначала посмотрим, как этот закон будет работать. У нас сейчас острейший дефицит кадров в армии. Вот когда мы перейдем полностью или преимущественно на контрактную армию и у нас появится избыток призывного контингента, тогда, конечно, мы можем предоставить гражданам право, если хочешь по-мужски послужить - иди в армию, не хочешь - иди носи горшки в больнице. Так давайте хотя бы посмотрим, что из этого получится. А мы уже сейчас априори определяем, что в армию никто не пойдет, все будут работать в больницах, убирать мусор у себя вокруг дома и так далее. Поэтому нельзя создавать условия, толкающие гражданина на отказ от военной службы. Сейчас, к сожалению, мы пытаемся это сделать. Мы просим отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово. Николай Максимович Безбородов, пожалуйста. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! Нет необходимости второй раз делать доклад и излагать аргументы, почему мы вносим соответствующие поправки. Я сожалею, что представитель Правительства Российской Федерации дезинформирует депутатов Государственной Думы, когда говорит, что согласно поправкам экстерриториальный принцип прохождения альтернативной службы заменяется на территориальный. Ради бога, зачитаю специально. Прежняя редакция: граждане проходят альтернативную гражданскую службу, "как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают". Вот это действительно экстерриториальный принцип. А предлагается так: "Граждане проходят альтернативную гражданскую службу как в организациях, расположенных по месту их жительства, так и в организациях, расположенных за пределами места их жительства". Так какой здесь принцип превалирует над каким? Одинаково и тот и другой принцип действует. Еще раз убедительно прошу проголосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Владимирович, хотели бы выступить? Микрофон Крашенинникову включите, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо, я с удовольствием, конечно, выступлю. Хочу также обратить внимание, что право на альтернативную службу - это действительно конституционное право, и оно никак не увязывается с тем, мужчина он там, или не мужчина, или еще как-то, мужское там, не мужское... Я, честно говоря, не знаю, что важнее для общества, может быть, и помогать больным, которые, в общем-то, нуждаются в этом, и помощи зачастую просто нет, нет людей, которые заполняли бы те вакансии, множество вакансий, существующих у нас в стране. Неужели непонятно, что эти люди не будут сидеть дома, как говорят, а будут заниматься насущными социально-экономическими проблемами конкретного региона, конкретного города? Теперь насчет того, что... Вообще, альтернативную службу и военную службу можно, конечно, сравнивать, сравнение Конституция дала, точнее, черту провела между двумя службами. И если человек выбрал эту службу, то, соответственно, все правила, которые существуют в законе и которые мы сейчас пытаемся менять, на него распространяются. И когда говорится о том, что у военнослужащего всегда экстерриториальный принцип - да, почти всегда, но надо понимать, что у альтернативщика срок службы всегда больше. Это тоже надо понимать. И конечно, еще раз хочу призвать всех депутатов проголосовать за данные поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение состоялось. Я ставлю на голосование. По ведению - Буткеев. Потом по мотивам - депутат Захаров от фракции. Буткеев, пожалуйста, по ведению. БУТКЕЕВ В. А. Геннадий Николаевич, это, может быть, как раз будет предшествовать следующему шагу в палате. Дело в том, что у нас, насколько я понял, были выступления докладчиков, вопросы, но не было предложено записаться вообще на выступления, хотя бы по мотивам. Мы сразу же от вопросов перешли к заключительному слову. Просто немного раньше взял слово Александр Алексеевич. Я по этому поводу хотел выступить, я хотел бы предложить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну тогда по мотивам выступите. БУТКЕЕВ В. А. Спасибо. Что я хочу сказать? Видимо, просто у Александра Алексеевича... Уважаемый мною, вообще сильнейший, квалифицированный юрист, но я удивился, так как мне показалось, что он говорит о другом законе. Ведь этот законопроект касается только тех, кто уже по закону получил право на альтернативную гражданскую службу... Молодой человек не выбирает, идти ему с оружием или не идти, он уже получил по закону это право. И в этом случае какой смысл с Сахалина, допустим, везти в Воронеж, а из Воронежа на Сахалин? Я не понимаю смысла. Не с автоматами, не границу защищать, а просто перегонять людей через всю страну... Для чего? Непонятно. И потом, не молодой человек решает, где ему служить, а государство решает. Есть необходимость вывезти его на другую территорию - он поедет туда, от него ничего не зависит. Но если нет необходимости, то для чего же мы будем его специально куда-то везти, а он там будет сидеть и ждать, появится или не появится для него там работа. И потом, где ему жить? Надо решать вопросы с обмундированием, с жильем. Ничего не решено. Это мы будем в бюджет закладывать еще миллионы и миллионы рублей. Для чего? Непонятно. Решает не гражданин, решает государство. Выгодно государству оставить его на Камчатке - он будет на Камчатке. Если оно считает, что важнее, чтобы он был в Воронеже или где-то в Подмосковье, - он и будет там. Поэтому это нормальная, объективная, понятная для всех, очевидная поправка. Вносят ее генералы, которые вообще были против альтернативной гражданской службы. Ну, по сути, они и должны быть против. И я знаю, что Николай Максимович, один из авторов закона, - он вообще, так сказать, очень осторожно подходил к альтернативной гражданской службе. Но даже он понимает, что бессмысленна для государства и вообще для армии сегодняшняя формулировка в законе. Это понимают даже генералы, которые еще пока с трудом понимают необходимость альтернативной службы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БУТКЕЕВ В. А. Нет, я не в обиду... Это просто профессия накладывает отпечаток: все должны быть с автоматами. То есть это не вина людей, это просто такая профессиональная, так сказать, позиция. Так вот, я хочу сказать, что это нормальный, обычный законопроект, который просто делает норму приемлемой для государства и для людей, и никому он руки не развязывает, он не ухудшает положение правительства, и ведь правительство в лице военкоматов и Минобороны будет решать, где кому служить, поэтому за него надо, очевидно, голосовать. И когда я узнал, что правительство против этого закона... Ну просто, знаете, нет слов! Вот нет слов просто, понимаете?! Поэтому я предлагаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление закончилось: нет слов. БУТКЕЕВ В. А. ...поддержать закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пожалуйста, депутат Захаров, от фракции "ЯБЛОКО", по мотивам. Алексей Константинович, пожалуйста. ЗАХАРОВ А. К. Уважаемые коллеги, фракция "ЯБЛОКО", конечно же, будет голосовать за этот закон, и вот по каким основаниям. Современная армия не может существовать без высоких профессионалов. Сегодня исход боя решает оружие, умение профессионально им владеть, а человек, который по призыву на полтора-два года приходит в армию, просто не в состоянии овладеть всем комплексом знаний и навыков, которые для этого необходимы. Это и есть настоящее решение проблемы - ускоренный переход на профессиональную армию. Всё, что помогает этому, всё полезно. Всё, что мешает этому, всё вредно. Теперь посмотрим, что же есть на самом деле. Более десяти лет прошло с тех пор, как вышел первый указ президента о переходе на контрактную армию, а воз и ныне там. Ничего с тех пор не изменилось. Мы слушаемся генералов, которые боятся эксперимента. А бояться-то нечего. И этот закон - это шаг в правильном направлении, тем более что решать вопрос о том, где молодой человек будет проходить альтернативную службу, будет всё равно государство. Но этот шаг (вообще само наличие альтернативной службы), несомненно, подстегнет процесс перехода к профессиональной армии, что абсолютно необходимо нашему государству, если мы хотим иметь сильный военный потенциал. Мы призываем всех проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич Гончар, к сожалению, по мотивам - только от фракций. Надо было выступать, когда было время для выступлений. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Обмен мнениями состоялся. Ой, виноват. От фракции "СПС" - Воробьёв Эдуард Аркадьевич. Я записал его от фракции. Пожалуйста. ВОРОБЬЁВ Э. А., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, я хочу оттолкнуться от выступления коллеги Буткеева. Оно состоит в том, что гражданину комиссия на основании изложенной мотивации, с учетом его убеждений или вероисповедания, или в иных случаях, определенных законом, уже предоставила право альтернативной службы. Так зачем же мы ему искусственно создаем дополнительные сложности? Смотрите: с точки зрения финансово-экономической мы должны его отвезти к месту службы, вернуть назад и дважды в год катать его за счет нашего бюджета к месту проведения отпуска. С точки зрения социальной, или бытовой, он должен и медицинское, и жилищное обеспечение получить в месте прохождения службы. А представьте, что он будет получать маленькую заработную плату, ибо он будет на низкооплачиваемой должности. Куда он должен пойти? То ли устраиваться на другую работу, то ли плюнуть сначала на военную, а потом на альтернативную службу и уйти неизвестно куда. Так вот в чем заключается этот высший, непонятный мне смысл? Я никак не могу понять наше правительство. Это один момент. На мой взгляд (я с 1994 года занимался этим законом, с декабря, когда он был принят в первом чтении), главная ошибка сторонников прописанной сегодня в законе нормы, о том, чтобы проходить службу, как правило, за пределами места проживания, состоит в том, что альтернативная служба увязывается с военной службой. И раньше прямо так и было в законопроектах записано, что тяготы альтернативной службы не должны уступать тяготам военной службы. Позволительно спросить: где те весы, на которых можно определить тяготы одной и другой службы? Я вам могу привести сотни примеров, где по тяготам служба военная ни в какое сравнение не может идти со службой альтернативной, потому что альтернативная служба - это служба, на которую далеко не каждый пойдет. Я бы никогда в жизни на эту службу не пошел. Альтернативная служба оценивается не тяготами, она оценивается эффективностью и полезностью для общества. И если это так, и если мотивация, изложенная в заявлении альтернативщика, расценивается призывной комиссией как предоставляющая ему право прохождения этой альтернативной службы, так почему эта же комиссия на основании разнарядки, полученной из Министерства труда и социального развития... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Завершайте, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич, вы настаиваете на выступлении по мотивам, да? Пожалуйста, Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, мне терять нечего, дальше меня уже не отселят от вас, так сказать, там уже стена. Итак, насколько я понимаю, фракция Компартии решила дать мне возможность выступить за счет своей квоты. Не знаю, насколько это... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да нет, Николай Николаевич, выступайте за счет своей квоты. ГОНЧАР Н. Н. Спасибо большое. Тогда я буду говорить то, что думаю. (Оживление в зале.) Итак, первое. Возражения правительства... Кстати говоря, хочу сказать, коллеги: к военной службе это не имеет ну ни малейшего отношения и ссылки на генералов, которые чего-то не понимают, не красят эту аудиторию. Генералы по крайней мере читали, что там написано. Итак, возражения правительства: нельзя делать альтернативную службу хоть сколь-нибудь приемлемой, потому что тогда на нее все рванут. Это, как совершенно справедливо заметил генерал-полковник Воробьёв, не соответствует действительности. Но давайте подумаем вот о чем. Восемнадцатилетнего, девятнадцатилетнего пацана мы отправляем в другой город. Мы что, хотим пополнить ряды шпаны, что ли? Он там будет жить один, совершенно непонятно, в каких условиях, и обстановка в этих общежитиях может быть на порядок жестче, чем сегодняшняя обстановка в казармах, - там хоть сержант и офицер смотрят. Есть возможность сделать это дело нормальным, так почему мы хотим, чтобы и это дело было как можно более вздорным? Я убедительно прошу проголосовать за данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Но не подумайте, что я вас туда загнал. Я не знаю, кто вас туда пересаживал. Так, коллеги, всё, обмен мнениями состоялся. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Кто без карточки? Депутат Рыбаков - за. Кто еще? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 24 сек.) Проголосовало за 219 чел. 48,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 220 чел. Не голосовало 230 чел. 51,1% Результат: не принято Законопроект не принимается. Депутат Воробьёв предлагает вернуться к голосованию. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Только, коллеги, пожалуйста, будьте внимательны. Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 14 сек.) Проголосовало за 213 чел. 90,3% Проголосовало против 22 чел. 9,3% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 236 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Депутат Рыбаков - за. Вернулись. Коллеги, я вас очень прошу быть внимательными. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Кто без карточки? Депутат Рыбаков - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 49 сек.) Проголосовало за 235 чел. 52,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел. 47,6% Результат: принято Законопроект принимается.