Заседание № 162
О проекте федерального закона № 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Давайте продвигаться по порядку работы. Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 2-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! С учётом того, что в последние несколько дней существенным образом активизировалась работа по подготовке соглашения с Правительством Турецкой Республики об осуществлении на взаимной основе безвизовых поездок граждан наших стран в туристических и иных целях на срок до тридцати дней, а также активизировалась работа над подобными соглашениями с рядом других стран, возникла необходимость дополнительного разграничения возможности продления срока временного пребывания в Российской Федерации для иностранных граждан, которые будут прибывать в нашу страну в рамках таких соглашений, и возможности продления срока временного пребывания в нашей стране иностранных граждан, прибывших в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности. В связи с этим предлагаем вернуть данный законопроект к процедуре второго чтения, принять поправку, которая имеется у вас, - решение комитета по этой поправке принято, - после принятия поправки принять законопроект во втором чтении и затем вернуться к третьему чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые коллеги, поступило предложение возвратить законопроект к процедуре второго чтения. Я ставлю на голосование... По мотивам - Коломейцев Николай Васильевич. Пожалуйста. Включите микрофон. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, вы всегда профессионально подходите к делу. С чем связана поправка - со спешкой или с какими-то другими факторами? ПЛИГИН В. Н. Я объясню поправку, когда мы подойдём к голосованию по ней. Сейчас мы возвращаемся к процедуре второго чтения. Хотел бы ещё раз обратить внимание на то, что я только что сказал. Существенным образом активизирована подготовка соглашений о безвизовом режиме с теми странами, с которыми ранее такого рода режима не было, допустим с Турецкой Республикой. При этом предполагается, что граждане Турецкой Республики будут въезжать на территорию Российской Федерации в безвизовом режиме на срок до тридцати дней в туристических и иных целях. Хотел бы также обратить внимание на то, что это соглашение предполагает основу взаимности, то есть граждане Российской Федерации также будут въезжать в Турцию в безвизовом режиме. Для того чтобы разграничить правовой статус тех лиц, которые въезжают по межправительственным соглашениям, аналогичным тем, которые я назвал, и тех граждан, которые въезжают в безвизовом режиме с территорий других стран, стран СНГ, для осуществления трудовой деятельности, нам бы хотелось, предваряя те вопросы, которые возникнут в связи с выполнением межправительственных соглашений, ввести эту оговорку, придающую особый статус данным гражданам. Вот, собственно говоря, в этом и есть проблема законопроекта, то есть субъектное разграничение. Если будут ещё вопросы, я готов остановиться ещё раз на этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Ставлю на голосование предложение возвратить законопроект к процедуре второго чтения. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 49 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3% Результат: принято Принято. Одна поправка предлагается к принятию. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, данная поправка у вас имеется. Собственно говоря, смысл её как раз и заключается в том, чтобы не допустить автоматического распространения тех режимов, которые предусматриваются законопроектом, существенно упрощающих процедуру получения возможности работать на территории Российской Федерации, для разных категорий граждан, с которыми Российская Федерация осуществляет безвизовый режим, а это страны Содружества Независимых Государств. Собственно говоря, в этом смысл поправки: на тех же граждан, которые будут въезжать в соответствии с заключаемыми межправительственными соглашениями, этот режим не распространяется. Поправка имеется, предлагаю принять её и проголосовать за этот законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть у кого-то необходимость противоположное мнение высказать? Нет. Ставится на голосование таблица поправок 1, рекомендованных комитетом к принятию, здесь одна поправка. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 26 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 06 сек.) Проголосовало за 444 чел.98,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято. Владимир Николаевич, готовы ли мы к принятию в третьем чтении данного законопроекта? ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, текст законопроекта, подготовленного к третьему чтению, у вас имеется. Хотел бы заметить, что в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы обращается внимание на то, что в случае принятия данного закона потребуется внесение изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. В дальнейшем это будет сделано. Предлагаю законопроект принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам записывается Рохмистров Максим Станиславович. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
По 2-му вопросу по мотивам выступает Рохмистров Максим Станиславович. Включите микрофон. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект, но тем не менее хотелось бы отметить, что, несмотря на то что настоящий законопроект в целом улучшает ситуацию по регулированию потоков иностранной рабочей силы, есть недостатки, и мы считаем, что эти моменты необходимо в дальнейшем посмотреть либо отрегулировать эти действия нормативными правовыми актами. Так, не секрет, что сегодня наиболее коррупционноёмкой процедурой является именно выдача разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы. Всегда существуют какие-то прикормленные конторки, которые получают так называемые квоты, платя, как правило, откаты чиновникам за эти квоты, а потом распределяют эти разрешения, перепродают другим фирмам. Я думаю, что необходимо исключить эту вот сегодняшнюю систему, это вполне можно сделать нормативными правовыми актами, и передать все полномочия по распределению иностранной рабочей силы единому правительственному органу, в данном случае Федеральной миграционной службе, которая сама будет не только регулировать выдачу патентов, но и определять необходимое количество иностранных рабочих исходя из тех данных, которые она будет получать от органов государственной власти, от федеральных органов, которые будут давать информацию по рынку труда. И я считаю, что этими нормативными правовыми актами, может быть, стоит пересмотреть и регулирование этих потоков по субъектам в рамках полномочий Федеральной миграционной службы, в том числе и по половому признаку, в связи с тем что на сегодняшний день у нас где-то есть переизбыток мужской рабочей силы, а где-то - недостаток женской рабочей силы. Поэтому я считаю, что настоящий законопроект всё-таки является передовым. Он лучше решает проблемы привлечения рабочей силы, но тем не менее существуют некоторые моменты размытости касаемо массовых мигрантов, имеется в виду неквалифицированная рабочая сила. Второй момент, который, мы считаем, тоже необходимо было бы предусмотреть, - это всё-таки введение обязательной медицинской страховки для привлекаемой иностранной рабочей силы, и объединить этот момент с получением патента на работу в Российской Федерации. Сложившаяся сегодня ситуация, к сожалению... У нас медицинское обслуживание иностранцев, которые находятся в Российской Федерации, возложено на плечи российских граждан, которые, выплачивая свою медицинскую страховку, так или иначе оплачивают медицинские услуги для иностранных рабочих. Я думаю, что при урегулировании... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Три минуты. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 19 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 443 чел. Не голосовало 7 чел.1,6% Результат: принято Принято.
РОЗУВАН А. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Для протокола я прошу отметить, что по пункту 2 повестки дня депутаты Воронова, Михалёв и Ткачёв голосовали за. Это законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы; принят в первом чтении 26 февраля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Плигин готов быстро доложить свой законопроект. Только не трогайте Плигина тогда. "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Николаевич. Палата обещала вас не трогать. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект предметно регулирует вопросы, касающиеся привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов и лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, для работы в Российской Федерации. Поскольку работа над подготовкой законопроекта ко второму чтению шла достаточно долго, позиции были предметно изучены, я не буду на них останавливаться. Есть две таблицы поправок: таблица 1 содержит двадцать три поправки, таблица 2 - двадцать пять поправок. Просим утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице 1? Это двадцать три поправки, рекомендованные к принятию. Нет. Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 54 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1% Результат: принято Принято. Вторая таблица - двадцать пять поправок, рекомендованных к отклонению. Есть замечания? Пожалуйста, депутат Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я выношу на отдельное голосование поправки 7 и 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 7 и 8. Депутат Габдрахманов. ГАБДРАХМАНОВ И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Просьба вынести на отдельное голосование поправку 9. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 9. Ставлю на голосование таблицу 2 без поправок 7, 8 и 9. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 53 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3% Результат: принято Принято. Плетнёва, обосновывайте. Обе сразу или по отдельности? Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Вопрос, который мы рассматриваем вот так, на бегу, между прочим, очень важный: в комиссии по социальной политике и правам человека ассамблеи государств СНГ много раз рассматривался вопрос о мигрантах. Поправка предусматривает, что нельзя вносить в договор, который заключается между работодателем и наёмным работником, реквизиты работодателя. На мой взгляд, это ограничивает права человека, вообще, может быть, он завтра нашёл другого, почему именно только вот этого работодателя, который успел его где-то там на дороге или где-то ещё поймать?.. У нас ещё это всё не оформлено. Поэтому я считаю, что это нарушение прав человека, и считаю, что эту поправку надо было принимать. Почему её отклонили, не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плигин коротко. ПЛИГИН В. Н. Далеко не на бегу, а очень подробно и предметно готовился законопроект и сегодня здесь рассматривается тоже не на бегу. Это первое. Второе. Вы обратите внимание, многие, в том числе ваши, пожелания, касающиеся либерализации этого законодательства, в законопроекте учтены, спасибо большое за понимание. Эта норма учитывает национальные интересы, обеспечение рынка Российской Федерации. Мы просим поправку оставить в таблице 2. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы не нарушаем никак Регламент. Депутат обосновал поправку - комитет дал ответ. Ставится на голосование поправка 7 из таблицы отклонённых. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 55 мин. 56 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 81 чел. Не голосовало 369 чел.82,0% Результат: не принято Не принято. Поправку 8, пожалуйста, Тамара Васильевна, обосновывайте. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Владимир Николаевич, это, в общем-то, редкий закон, когда вот именно много поправок принято, я это всё понимаю прекрасно, но я свою точку зрения высказываю и говорю... Сегодня сказали: не задавайте вопросы Плигину. Меня вот это... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы в процедуре второго чтения не имеем права задавать вопросы. ПЛЕТНЁВА Т. В. В поправке 8 говорится вот о чём. Люди, у которых закончился этот договор, - вы знаете, в каких они условиях живут, они сегодня рабы. Наши ребята возмущаются, что вот принимают тех, а не их, но туда, где работают мигранты у нас, они, в общем-то, ещё и не особенно пойдут. Так вот, на мой взгляд, ограничение его трудоустройства следующего пятнадцатью днями - это слишком мало. Если он не устроился, он просто тихонько становится рабом где-нибудь там, у своего же работодателя, уже без регистрации. Поэтому, мне кажется, тридцать дней - предложение нормальное, почему отклонили, не знаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Тамара Васильевна, мы действительно очень предметно оценивали срок, в течение которого может быть заключён новый трудовой договор. Собственно говоря, старый, существующий трудовой договор, он же сам устанавливает определённый срок работы достаточно точно, поэтому нужно беспокоиться о продлении своего статуса. Но тем не менее с учётом взвешенности норм, с учётом крайнего упрощения порядка получения разрешения на работу, возможности работы в личном хозяйстве мы полагаем, что пятнадцати дней для того, чтобы определиться, достаточно. Хотя в дальнейшей работе и в дальнейших консультациях мы готовы будем думать над этой проблемой... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 8 из таблицы отклонённых. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 14 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Отклоняется. Пожалуйста, Габдрахманов Ильдар Нуруллович. Поправка 9. ГАБДРАХМАНОВ И. Н. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, в данной поправке говорится о следующем. Сегодня в соответствии с действующим законодательством общее количество разрешений, выдаваемых на работу, определяется исходя из ежегодно утверждаемого количества квот в России, но при этом законопроектом предусматривается теперь возможность продлевать разрешение и, соответственно, продлевать срок нахождения и работы человека на территории России более чем на год, и в результате у нас может сложиться, ну, не может, а сложится ситуация, когда тот объём квот, который мы устанавливаем ежегодно, абсолютно не будет сочетаться с тем количеством разрешений, которые будут выдавать на работу, у нас появляется второй огромный поток, который абсолютно не будет регулироваться квотной кампанией. Все наши потуги сократить, к примеру, количество квот, определяемых ежегодно, могут стать бессмысленными, поскольку есть, будет другой поток, который абсолютно не будет регулироваться квотной кампанией. Поэтому мы нашей поправкой предлагали сделать так, чтобы вот это количество разрешений... продление действия договора возможно всё равно только на годичный срок, и если происходит продление на больший срок, то это должно учитываться в квотной кампании, то есть не должно выходить за вот этот верхний предел. Иначе - я ещё раз обращаю внимание - у нас будет два потока: квотный и неквотный, и общее количество людей, которые будут трудиться в России, будет существенно выше, чем мы определяем в квотной кампании. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, время 12 часов, предлагаю продлить для завершения, поскольку одна поправка осталась. Надо голосовать? Нет. Пожалуйста, Владимир Николаевич, коротко ответьте. ПЛИГИН В. Н. Ильдар Нуруллович, вы подняли действительно серьёзную проблему - проблему механизмов квотирования и их действенности. Как вы прекрасно знаете, они малоэффективны, следует это признать, поэтому в данной ситуации предлагаем дать закону возможность поработать в течение года-полутора - мы в рамках консультаций об этом говорили - и затем выйдем на решение этих вопросов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 9 из таблицы отклонённых. Комитет против. Голосуйте. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 06 сек.) Проголосовало за 16 чел.3,6% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 18 чел. Не голосовало 432 чел.96,0% Результат: не принято Отклоняется. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 34 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
МАТХАНОВ В. Э., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, для стенограммы: по пункту 14, "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"..., второе чтение, таблица 1, принятых поправок, - депутаты Банщиков, Гольдштейн, Панков, Сутягинский голосовали за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они голосовали за, вы имеете в виду? Они проголосовали за, мы для протокола учтём.
Заседание № 145
О проекте федерального закона № 308942-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации заместитель директора Федеральной миграционной службы Екатерина Юрьевна Егорова. ЕГОРОВА Е. Ю., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель директора Федеральной миграционной службы. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Представляемый сегодня проект федерального закона разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации, данного во исполнение решений оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации. Законопроект направлен на совершенствование механизмов регулирования деятельности внешней трудовой миграции, создание условий для адекватного учёта потребностей национального рынка труда в привлечении иностранной рабочей силы в меняющихся социально-экономических условиях. Приоритетными задачами законопроекта являются, во-первых, устранение экономических предпосылок для ухода в тень значительной части трудящихся мигрантов, во-вторых, привлечение высококвалифицированных специалистов в российскую экономику (эта задача была поставлена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию). Как известно, в настоящее время порядок осуществления трудовой деятельности в России иностранных граждан зависит от того, въезжают они по визам или без виз. Все упрощения, которые предусматриваются в законопроекте, касаются только граждан безвизовых стран, то есть государств - участников СНГ. Законопроектом предлагается разделить иностранных граждан, въезжающих в Россию в безвизовом порядке с целью осуществления трудовой деятельности, на два потока. Первый поток - это лица, являющиеся высококвалифицированными специалистами. Это некий аналог "синей карты", которая действует, планируется к действию в Евросоюзе. Это позволит привлекать иностранных граждан в следующем порядке: они заранее будут заключать трудовой договор и получать гарантии от работодателей по жилищному обустройству, а также иные социальные гарантии, которые возлагаются законодательством на работодателей. Этот подход позволит иностранным гражданам избежать процедур, связанных с вопросами продления срока временного пребывания либо получения разрешения на временное проживание на территории России, а также ежегодного переоформления разрешительных документов, поскольку планируется, что эти иностранные граждане будут получать для себя и членов своей семьи виды на жительство. Второй поток - это лица, осуществляющие поиск работы на территории России самостоятельно у работодателей - физических лиц, не преследующих целей извлечения прибыли. Таким иностранным гражданам мы планируем выдавать патент, стоимость которого будет составлять 1000 рублей в месяц. Срок действия патента будет продлеваться без обращения в территориальный орган ФМС путём ежемесячного внесения иностранным гражданином платы в размере стоимости выданного ему патента. Этот механизм направлен на вывод из тени трудовых мигрантов, работающих в настоящее время у физических лиц без каких-либо разрешительных документов, доля которых составляет 40 процентов всех иностранных работников - около двух с половиной миллионов человек. Введение патента позволит обеспечить поступление в бюджеты субъектов Российской Федерации за год около 24 миллиардов рублей исходя из предполагаемой численности иностранных работников, которую я уже озвучила. С целью усиления мер контроля за осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации предлагается возложить на работодателей обязанность уведомления не только о привлечении иностранных работников, но и о расторжении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Это требование позволит получать актуальную в кризисный период информацию о фактическом высвобождении иностранных работников без расторжения трудовых договоров. В законопроекте также закрепляются полномочия ФМС по ведению информационных банков данных о документах, выдаваемых иностранным гражданам в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с законопроектом иностранные граждане, предполагающие осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, подлежат фотографированию и дактилоскопической регистрации. Эти новации позволят оперативно выявлять лиц, незаконно находящихся в Российской Федерации в связи с истечением срока выданных им документов. Также проводится работа по установлению ответственности работодателей - физических лиц за привлечение к труду иностранных граждан, не имеющих патентов. Практическая реализация положений законопроекта позволит упорядочить, урегулировать деятельность трудовой миграции, создаст благоприятные условия для привлечения в Российскую Федерацию в первую очередь квалифицированных специалистов, будет способствовать социализации иностранных работников, снизит возможности уклонения работодателей и иностранных работников от уплаты налогов, а также позволит вывести из тени значительную долю иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Екатерина Юрьевна. Владимир Николаевич Плигин выступит с содокладом. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В выступлении Екатерины Юрьевны были достаточно подробно изложены те нормы, которые предусматривает законопроект. С нашей точки зрения, именно такая содержательная направленность, направленность, которая структурирует правовые режимы для отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в нашу страну в целях осуществления трудовой деятельности в порядке, не требующем получения визы, а также введение дифференциации правового регулирования труда указанных иностранных граждан и лиц без гражданства в зависимости от места их работы и квалификации заслуживают поддержку. Законопроект достаточно предметно обсуждался в субъектах Российской Федерации. В общей сложности получено семьдесят три отзыва от субъектов права законодательной инициативы и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. В шестидесяти одном отзыве данный законопроект поддерживается, в двух отзывах высказано отрицательное отношение к законопроекту, в десяти отзывах какого-либо рода отношения к законопроекту не выражено. Определённые замечания есть у Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Уважаемые коллеги, мы полагаем, что те замечания, которые были сделаны, могут быть учтены рабочей группой, которая будет создана в том случае, если Государственная Дума поддержит данный законопроект в первом чтении. И мы приглашаем вас всех к участию в работе данной рабочей группы. Действительно, стоит отметить, что в законопроекте, в частности, решаются вопросы привлечения высококвалифицированных специалистов в Российскую Федерацию. Кроме того, предлагаемый в законопроекте режим работы иностранных граждан в личных хозяйствах российских граждан позволит в дальнейшем значительно упростить и точно систематизировать процедуру регулирования статуса иностранных граждан, работающих у физических лиц, что создаст дополнительные позитивные возможности для прохождения регистрационных процедур на территории Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам проанализировал данный законопроект и внёс предложения по регулированию вопросов режима оплаты за патент. Я думаю, что мы сумеем эти вопросы также в дальнейшем предметно обсудить. Я не буду давать политические оценки, поскольку мы неоднократно в Государственной Думе возвращались к проблемам трудовой миграции. Единственное, хотел бы сказать, что создание нормальных режимов для пребывания на территории Российской Федерации граждан стран СНГ крайне значимо с точки зрения защиты в том числе национальных интересов Российской Федерации, поддержания традиционных связей с теми народами, с которыми нас связывает общая историческая судьба. Также для нас важно, что эти люди становятся в перспективе носителями нашей культуры, кстати нашей языковой культуры. Николай Васильевич Коломейцев говорил сегодня в одном из своих выступлений о том, что наше государство тратит, может быть, меньше денег на развитие и поддержание связей по сравнению с другими государствами. Я должен сказать, что частично то, что мы будем предпринимать в этой области, то позитивное, что мы предпринимаем в этой области, естественно, поддержит тех людей, которые недавно были нашими согражданами. Практика показывает, что Россия остаётся страной, привлекательной для многих наших бывших сограждан из стран СНГ. Они готовы поддерживать нашу страну и готовы всячески содействовать развитию нормальных, позитивных отношений. Если говорить о цифрах, то это дополнительно приведёт к закреплению статуса примерно двух миллионов двухсот тысяч человек, иностранных граждан. Прошу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть вопросы. Депутат Коломейцев, депутат Иванов, депутат Селезнёв, других рук не вижу - три руки. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Екатерина Юрьевна, вероятно, по долгу службы вы знаете, что из четырёхсот семидесяти тысяч зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации (это сильно заниженная, с моей точки зрения, цифра) на сегодня сто сорок две тысячи, если я не ошибаюсь, - это как раз вот эти самые мигранты. Я прочитал все документы к этому закону, в том числе финансово-экономическое обоснование. Там у вас, кроме бланков различных типов, никаких других ограничений я не нашёл. Скажите, пожалуйста: почему нет обязательного медицинского освидетельствования? Если вы будете въезжать в любую страну Европы, в так называемую старую, вас сначала три месяца продержат в лагере, где вас со всех сторон посмотрят, и ещё не факт, что впустят, даже с двумя высшими образованиями. Почему у нас нет этих ограничений и вы при получении патента не предусматриваете никакого углублённого медицинского освидетельствования? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. Из ложи. ЕГОРОВА Е. Ю. На сегодняшний день закон "О правовом положении иностранных граждан..." предусматривает предоставление теми лицами, которые въезжают в Россию для осуществления трудовой деятельности, целого ряда медицинских справок, в том числе и сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции. Что касается патентов, я думаю, что при доработке проекта ко второму чтению мы это замечание учтём. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Николай Васильевич, вы всегда очень точно оперируете цифрами и данными, но ситуация в европейских странах с внешней миграцией совсем не такая, какую вы рисуете. Там существует проблема нелегальной миграции, существует проблема реальных больших сообществ мигрантов, значительно больших по сравнению с Российской Федерацией. Это первое утверждение. Второе утверждение. Мы в своё время - и правительство, кажется, тоже - ставили вопрос о том, что всё, что касается ВИЧ-инфицированных, достаточно малоактуально, поскольку заражение происходит, к сожалению, достаточно быстро и момент, или степень, или конкретика того периода, в который произошло это заражение, несёт очень малую нагрузку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Владимир Николаевич, скажите, пожалуйста: по вашему мнению, по мнению комитета, представители, высококлассные специалисты каких профессий приедут к нам в страну для работы на предприятиях Российской Федерации, а также в личных хозяйствах физических лиц? Как планируется? ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, я понимаю тот, скажем так, сарказм, который вы пробовали вложить в свой вопрос. Хочу вам сказать, что нам, к сожалению, в настоящее время приходится приглашать высококвалифицированных слесарей и сварщиков, у нас нет для этого собственных специалистов. Я согласен с тем, что мы очень неправильно поступили в том числе со своей системой профессионально-технического образования. Тот ответ, который давался представителями госкорпораций, когда мы задавали этот вопрос, показывает, что в ближайшее время, видимо, в этой области будет сложно навести порядок. В связи с этим мы действительно вынуждены привлекать и привлекаем в настоящее время очень многих высококвалифицированных рабочих точно так же, как и высококвалифицированных учёных и специалистов. И для многих из них Россия является, если мы говорим об учёных, достойным местом реализации их способностей. В этом мы заинтересованы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Черкасов, пожалуйста. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемая Екатерина Юрьевна, каково отношение Федеральной миграционной службы к дальнейшему развитию законодательного регулирования в указанной области, то есть регулирования отношений, связанных с деятельностью по трудоустройству и найму в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, особенно в части деятельности так называемых частных агентств занятости? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. ЕГОРОВА Е. Ю. Мы исходим из того, что Президентом Российской Федерации была поставлена задача по привлечению в российскую экономику специалистов в количестве, адекватном потребностям нашей экономики. Вот это основной подход к регулированию миграционных процессов. Владимир Николаевич уже говорил о том, что у нас действительно не хватает высококвалифицированных специалистов, причём высококвалифицированных в самом широком понимании этого слова - как в плане наличия высокого уровня образования, так и тех, кто получил среднее профессиональное образование, но обладает теми специальностями, которых у нас не хватает. Что касается частных агентств занятости, они сейчас активно работают на рынке труда, оказывают услуги. И кстати, законопроект также затрагивает вопрос деятельности частных агентств занятости в плане уведомления органов миграционной службы по факту трудоустройства иностранных граждан. Это явление существует, и я думаю, что это один из участников рынка труда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Владимир Николаевич. По ведению - Решульский. Я так понимаю, что это связано с обсуждением данного вопроса, да? Сергей Николаевич Решульский по ведению. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Я не по ведению, я не успел обозначить, что есть вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, задайте вопрос. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Если можно, у меня к Екатерине Юрьевне вопрос. Я по вопросам и ответам уловил, что есть какое-то недопонимание концептуального содержания данного законопроекта, поэтому хотел бы уточнить. Концепция данного законопроекта предусматривает увеличение количества прибывающих на нашу территорию специалистов (наверное, вы обсчитывали это) или просто легализацию, как говорится, вывод из тени уже сложившейся системы? Что данный законопроект предусматривает? Если увеличение притока, то скажите хотя бы, в каком количестве, мы ожидаем, к нам приедут высококвалифицированные специалисты, да и просто те, кто хочет работать здесь, в России. А если это просто легализация, тогда и надо... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста, Екатерина Юрьевна. ЕГОРОВА Е. Ю. Законопроект решает и ту, и другую проблемы. Что касается высококвалифицированных специалистов - он создаёт для них дополнительные преференции. На сегодняшний день высококвалифицированные специалисты имеют только одну преференцию - это возможность осуществлять трудовую деятельность без квоты. Законопроект предусматривает, что они будут получать заранее гарантии работодателя, заранее, ещё будучи за рубежом, оформлять разрешение на работу и заключать трудовой договор, а также получать уже в Российской Федерации вид на жительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат Иванов настаивает. И Решульский. Пожалуйста, Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо. Я постараюсь недолго. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами уже привыкли к тому, что, например, город Москва разбивается не только в административном плане, но и как... Я вот в Нью-Йорке не был, но говорят, что там тоже есть китайский район, мексиканский и так далее. У нас в Москве тоже есть отдельные районы - уже ни для кого это не секрет, - где проживают представители одной национальности. Теперь у нас - мы с вами уже начинаем потихонечку к этому привыкать - в профессиональном плане складывается так, что, например, улицы Москвы убирают представители другой национальности, которые, как бы ни говорил Владимир Николаевич, пока ещё плохо владеют русским языком. Это не их вина абсолютно, но тем не менее. Поэтому мы и рады бы поддержать данный законопроект, упорядочить положение иностранных граждан, но с одним "но": только тогда, когда наши собственные граждане будут полностью обеспечены работой. У нас сейчас, например, в Курской области, чтобы прийти и встать на учёт по безработице... Под различными предлогами не делают этого, отправляют куда подальше, лишь бы не портить статистику, а люди реально без работы. Вот когда у нас все будут обеспечены работой, тогда и можно приглашать действительно высококлассных специалистов, о которых говорил Владимир Николаевич: сварщиков, слесарей и так далее. Кстати, Владимир Николаевич, классных слесарей, сварщиков и токарей у нас достаточно. Это не то, что вы говорите - провал в системе среднего образования, - это провал в нашей промышленной политике, когда мы сами уже ничего не производим, а предпочитаем всё это закупать. Зачем тогда нужны токари? Я сам, кстати, токарь. А на бытовом уровне, извините, я и сам смогу трубу заварить - спасибо Советской Армии, научила. Поэтому в данном случае нам видится только один аспект: таким образом, мы целенаправленно, вместо того чтобы обеспечить собственных людей работой и заставить раскошелиться товарищей обеспеченных, которые, вместо того чтобы поднять зарплату своим согражданам, предпочитают пролоббировать, например, такие законопроекты, чтобы приехала другая часть населения, которые действительно (это не их вина абсолютно) живут хуже и беднее в бывших республиках Советского Союза. Третий момент, который здесь просматривается. Ну, кому-то, видимо, очень не нравится, что пока ещё русские составляют 82 процента, надо как можно больше размывать государствообразующую нацию, тогда, может быть, и вопросы станет решать легче. Вот с этим мы никак согласиться не можем. Ещё раз говорю: кормить надо лучше, они и не улетят. Вот когда мы своим дворникам будем платить нормальные деньги, тогда и отпадёт нужда в привлечении иностранной рабочей силы, тогда и будут заниматься люди токарством, слесарством, столярством и так далее, и тому подобное. Никак не могу согласиться со всеми этими доводами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги! Известная программа-2020, которая лежит в основе, как я понимаю, деятельности всей партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - напоминаю вам просто и членам "ЕДИНОЙ РОССИИ" - предусматривает к 2020 году рост численности населения до ста сорока пяти миллионов человек. Мы буквально десять дней или одну неделю назад здесь в довольно неудачное время рассматривали законопроект, который вносил депутат Жириновский. Я говорю "неудачное время", потому что в зале было очень мало депутатов. И мне кажется, может быть, из-за такой чисто гротесковой подачи этого материала многие и не поняли, о чём идёт речь в этом предлагаемом и отклонённом потом законопроекте. Если мы с вами действительно собираемся - а такая задача, я сказал, в программе-2020 поставлена - добиться роста нашего населения, что крайне необходимо для нашей страны, хотите вы или не хотите, мы или кто-то другой должны понимать, что там, где количество населения страны сокращается, у соседей появляются, ну, такие амбициозные задачи эту освобождающуюся территорию присоединить к себе. Так вот, если мы ведём речь о сохранении нашей страны хотя бы в тех рамках, которые сегодня мы получили от нашего государства, то мы должны вместе подумать, каким образом добиться прироста нашего населения, - не только за счёт рождаемости и сокращения смертности, что само собой необходимо, но и вместе с тем за счёт привлечения, как теперь его называют, русскоязычного населения из ранее братских республик, а теперь суверенных государств, на нашу территорию. И в этой связи, конечно, было бы неплохо получить такой законопроект, который создавал бы так называемые преференции для всех желающих приехать в Российскую Федерацию, чтобы получить здесь после непродолжительного срока работы гражданство Российской Федерации, стать настоящими гражданами России. При этом, может быть, стоит ввести какие-то ограничения, о которых я сейчас скажу и которые, к сожалению, этот законопроект не предусматривает, но и вместе с тем преференции - создать им льготные условия для переезда и обустройства на нашей территории. Можно было бы ввести ещё, если можно так простым языком сказать, экзаменационные сессии, чтобы человек, прибывающий на нашу территорию, независимо от его национальности, желающий стать гражданином Российской Федерации, - а мы ведь многонациональная страна - обязательно знал русский язык, как язык межнационального общения, обязательно знал хотя бы основы культур, в первую очередь русской культуры, которая в нашей стране, вообще-то, должна получить широкую поддержку государства и развитие. Почему я задал вопрос докладчику, что же всё-таки предусматривает нынешний законопроект? Как бы мы тут друг друга ни убеждали, что после принятия этого законопроекта к нам поедут высококвалифицированные специалисты, - а это и должно быть одним из критериев подбора и предоставления преференций, опять повторю, хоть и не нравится мне это слово, гражданам, желающим переехать в нашу страну, - данный законопроект этого не предусматривает, предусматривается только легализовать то, что в настоящее время сложилось. Если бы просчитали этот законопроект, то хотя бы уже предварительно нам представители правительства могли бы сказать, что на сегодняшний день у нас в Российской Федерации не хватает работников таких-то категорий и таких-то специальностей - от токарей, слесарей, фрезеровщиков, о которых уже говорили, и до специалистов с высшим образованием - профессоров, академиков, которых мы могли бы пригласить в нашу страну, как делают, кстати, многие мировые державы (я уже говорю "державы"), приглашая к себе всех и давая им и значительные финансовые послабления, и в то же время вознаграждения за то, что они работают на их территории и приносят пользу их стране. Данный законопроект, на мой взгляд, просто выводит из тени то, что уже сложилось за последние десять - пятнадцать лет. Надо ли этот законопроект поддерживать? Я считаю, надо. Потому что надо наводить порядок и, вообще-то, реально заняться анализом, или модным словом называют, мониторингом трудового рынка, который складывается в Российской Федерации. А вот для того чтобы обеспечить людей зарплатой или работой, надо, в общем-то, не говорить изо дня в день о модернизации, а наконец-то начинать развивать нашу промышленность и вкладывать большие финансовые средства государственные именно в реальный сектор экономики. Я не говорю, что надо охватывать всё, к сожалению, мы сейчас в таком состоянии, что вряд ли сможем весь наш хозяйственно-экономический сектор охватить, но вместо того чтобы вкладывать деньги в банковско-олигархический капитал, нам надо было бы уже давно перейти на то, чтобы вкладывать деньги в развитие двух-трёх самых насущных отраслей нашей экономики, российской экономики, - это и перерабатывающая промышленность, это и аграрный сектор, это и наукоёмкие технологии, остатки которых мы уже добиваем, как говорится, или используем, в настоящее время. Мы поддержим данный законопроект. Есть ещё ряд замечаний по нему, надеюсь, что ко второму чтению к ним прислушаются. Но я бы ещё раз хотел обратить внимание всех депутатов, своих коллег, чтобы мы поняли, на одну прописную истину: если мы поставили себе задачу (ну, большинство, я имею в виду) в программе-2020 достичь численности населения сто сорок пять миллионов человек, то надо выполнять это, не просто манипулируя статистическими данными, а использовать крайне необходимый вариант решения этой проблемы - привлечение наших соотечественников из-за рубежа на территорию страны и создание им действительно ясных, чётких, льготных условий для обустройства здесь. Тогда вполне возможно, что и с задачей этой мы справимся и страну нашу сохраним. Спасибо, мы поддержим данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Екатерина Юрьевна, вы настаиваете на заключительном слове? Пожалуйста. ЕГОРОВА Е. Ю. Только небольшой комментарий. Прозвучала критика в части несоблюдения в законопроекте баланса на внутреннем рынке труда между иностранными трудовыми мигрантами и нашими гражданами. Я хотела бы обратить внимание на то, что законопроект предусматривает, что те, кто будет пользоваться преференционным режимом, они будут въезжать для работы на тех должностях и по тем профессиям, которые будут определяться двумя ведомствами - Минздравсоцразвития и Минэкономразвития, - и обязательно при трудоустройстве проходить оценку органов занятости. Я думаю, что большую часть проблемных моментов в проекте учли, но ко всем поправкам мы отнесёмся внимательно, будем обращать на них внимание и максимально постараемся учесть, с тем чтобы законопроект имел действительно сбалансированный характер. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин настаивает? Нет. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации". Первое чтение. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 22 мин. 39 сек.) Проголосовало за 428 чел.95,1% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 429 чел. Не голосовало 21 чел.4,7% Результат: принято