Заседание № 6

11.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона N№ 308923-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (о полномочиях Конституционного Суда Российской Федерации по проверке Конституции Российской Федерации на предмет наличия в ней внутренних противоречий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2092 по 2242 из 5077
Пункт 10, о проекте федерального конституционного закона "О внесении            
изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном   
Суде Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея        
Валентиновича Митрофанова. Пожалуйста.                                          
                                                                                
МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Вашему вниманию    
предлагается законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный      
конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации",            
подготовленный депутатами Государственной Думы третьего созыва.                 
                                                                                
По мнению ряда специалистов в области конституционного права, в Конституции     
Российской Федерации имеются противоречия между главой 1 Конституции "Основы    
конституционного строя" и отдельными положениями других глав. Эти               
противоречия обсуждаются, но до сих пор никаких практических шагов не           
предпринято для их устранения. Видимо, назрела необходимость предусмотреть      
правовые нормы рассмотрения внутренних противоречий в Конституции Российской    
Федерации.                                                                      
                                                                                
Авторы законопроекта считают, что рассмотрение внутренних противоречий в        
Конституции Российской Федерации подвластно Конституционному Суду Российской    
Федерации, который может дать свое мнение, заключение о признании отдельных     
положений Конституции Российской Федерации не соответствующими основам          
конституционного строя.                                                         
                                                                                
Неоднократно говорилось о противоречивости отдельных положений Конституции.     
Например, статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает, что         
государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе          
разделения на законодательную, исполнительную и судебную и что органы           
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, а часть 2     
статьи 95 Конституции противоречит статье 10 и не позволяет законодательной     
власти в полном объеме выполнять свои функции. Так, часть 2 статьи 95           
предусматривает, что половина состава Совета Федерации - представители          
исполнительной власти. Исполнительная власть, проникая в законодательную,       
имеет в Совете Федерации блокирующий пакет, по сути, при принятии решений       
законодательной властью, избранной народом. Это ведет не к разделению органов   
законодательной и исполнительной власти, а к потере их самостоятельности. Ну,   
это в качестве примеров, о чем идет речь.                                       
                                                                                
Неоднократно депутаты Государственной Думы высказывали мнение о других          
противоречиях в Конституции, касающихся статуса Президента Российской           
Федерации, который, имея ключевые полномочия по руководству исполнительной      
властью и вмешательству в дела Правительства Российской Федерации (статья 83    
Конституции), не отвечает за состояние исполнительной власти.                   
                                                                                
Наделение Конституционного Суда Российской Федерации дополнительными правами,   
а именно правом давать заключение на запрос о признании отдельных положений     
Конституции Российской Федерации противоречащими основам конституционного       
строя, является необходимой мерой, по нашему мнению. В предлагаемом             
законопроекте авторы учли, что такой запрос о признании несоответствия          
отдельных положений Конституции Российской Федерации основам конституционного   
строя может быть подготовлен Президентом Российской Федерации, Советом          
Федерации, Государственной Думой, одной пятой членов Совета Федерации или       
депутатов Государственной Думы, Правительством Российской Федерации,            
Верховным Судом, Высшим Арбитражным Судом и органами законодательной и          
исполнительной власти субъектов Федерации.                                      
                                                                                
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и             
государственному строительству в заключении утверждает, что полномочия          
Конституционного Суда Российской Федерации исчерпывающие и вносить              
дополнительные полномочия мы не вправе. Хотя, по нашему мнению, в               
соответствии со статьей 125, часть 5, Конституционному Суду Российской          
Федерации дается право толкования Конституции Российской Федерации.             
Одновременно глава 9 Конституции Российской Федерации определяет                
конституционные нормы пересмотра Конституции Российской Федерации, но не        
устанавливает механизм реализации этой нормы. Признать противоречия             
противоправными может только Конституционный Суд Российской Федерации, так      
как в России нет другого более подготовленного и компетентного органа           
конституционного контроля, который посредством судопроизводства может решать    
вот эту задачу. Мы считаем, что наделение Конституционного Суда Российской      
Федерации такими полномочиями не принесет никакого вреда законодательству       
Российской Федерации, наоборот, позволит соблюдать основополагающие принципы    
демократического правового государства.                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас поддержать предлагаемый законопроект. Спасибо     
за внимание.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович, присаживайтесь.            
                                                                                
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по конституционному   
законодательству и государственному строительству Владимиру Николаевичу         
Плигину. Пожалуйста.                                                            
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия".     
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на      
предоставление Конституционному Суду полномочий по проверке Конституции         
Российской Федерации на предмет наличия в ней внутренних противоречий. Не       
оценивая авторов, я в то же время должен сказать, что абсолютно правильно       
было отмечено, что стоит проблема, и проблема возможных внутренних              
противоречий в основном законе неоднократно обсуждалась отечественными          
правоведами. Тем не менее принятие данного законопроекта представляется         
нецелесообразным. Действительно, полномочия Конституционного Суда               
исчерпывающе определены статьей 125 Конституции. Право Конституционного Суда    
на проверку Конституции на предмет наличия противоречий отдельных положений     
Конституции Российской Федерации основам конституционного строя Российской      
Федерации в статье 125 Конституции не предусмотрено. Следовательно, для того    
чтобы Конституционный Суд получил новое полномочие, необходимо вносить          
дополнение в статью 125 Конституции. Подчеркну, что любые изменения в           
Конституцию, кстати, в том числе и по мотивам устранения содержащихся в ней     
внутренних противоречий, могут быть внесены исключительно в порядке,            
предусмотренном Конституцией. Об этом подробно сказано в имеющемся у вас        
заключении комитета.                                                            
                                                                                
Другая сторона вопроса. Предлагаемое дополнение не соответствует юридической    
природе Конституционного Суда. Сам Конституционный Суд неоднократно указывал    
в своих решениях, что он не вправе проверять конституционность Конституции ни   
по каким параметрам. Последнее решение такого рода состоялось в 2003 году. А    
поскольку юридическая сила постановления Конституционного Суда не может быть    
преодолена путем принятия нового закона, то предлагаемые дополнения, даже       
будучи включенными в текст закона "О Конституционном Суде Российской            
Федерации", будут изначально юридически ничтожными.                             
                                                                                
Таким образом, предлагаемый законопроект, возможно, приведет к нарушению всей   
системы реализации Конституционным Судом своих полномочий.                      
                                                                                
Уважаемые коллеги! В июне 2003 года Комитет по государственному строительству   
Государственной Думы третьего созыва рассмотрел законопроект, рекомендовал      
авторам еще раз вернуться к вопросу о его концепции и переработать ее, однако   
эта рекомендация комитета авторами реализована не была. Комитет по              
конституционному законодательству и государственному строительству              
рекомендует Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект.        
                                                                                
Еще раз хочу подчеркнуть, что сама поднятая проблема, то есть проблема          
противоречий внутри Конституции, обсуждается, заслуживает внимания, однако      
предлагаемая система реализации данного вопроса, с нашей точки зрения, не       
соответствует действующему законодательству.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Минуточку. Есть ли          
вопросы к содокладчику, к Плигину Владимиру Николаевичу? Нет. Присаживайтесь.   
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет.    
Есть ли необходимость выступить полномочным представителям правительства и      
президента? Нет. Не было обсуждения, наверное, нет необходимости и в            
заключительном слове. Ставится на голосование законопроект. Прошу включить      
режим голосования.                                                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              123 чел.27,3%                                     
Проголосовало против          161 чел.35,8%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    287 чел.                                          
Не голосовало                 163 чел.36,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.