Заседание № 138
О проекте федерального закона № 308873-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К рассмотрению во втором чтении предлагается законопроект № 308873-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. С учётом замечаний и предложений депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации законопроект подвергся серьёзной доработке. Сформированы таблицы поправок: к принятию - двадцать четыре поправки и к отклонению одна поправка. Законопроект предусматривает утверждение на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, по предложению уполномоченного органа исполнительной власти это формируется на долгосрочный период. Если сравнивать с концепцией, принятой в первом чтении 10 сентября 2013 года, то в редакции, подготовленной ко второму чтению, большинство положений, конкретизирующих механизм формирования предельных индексов, предлагается вносить не в Жилищный кодекс Российской Федерации, а утверждать нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации об утверждении основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, подготовку которого осуществляет ФСТ России, и проект соответствующего документа нам представлен к рассмотрению во втором чтении. Также в законопроекте учтены рекомендации по принятию поправок в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и в закон № 271-ФЗ, касающийся капитального ремонта. Прошу поддержать, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 24 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по поправке, включённой в таблицу поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 54 сек.) Проголосовало за 251 чел.55,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 251 чел. Не голосовало 199 чел.44,2 % Результат: принято Поправка также принимается. Пожалуйста, Елена Леонидовна. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, данный законопроект прошёл юридико-техническую и все необходимые экспертизы, в случае принятия законопроекта во втором чтении прошу принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 20 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Прошу записаться. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. Микрофон включите на рабочем месте. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Принимаемый сегодня вынужденно законопроект - это образец того, как не надо готовить законопроекты, иначе потом придётся слушать упрёки по поводу качества принимаемых Думой законов. Мы не можем согласиться с целым рядом позиций в этом законопроекте и, безусловно, после Нового года будем вносить изменения в закон. Единственное, почему можно сегодня этот законопроект поддержать, так это потому, что имеется просьба регионов об изменении срока введения обязательных взносов на капитальный ремонт, и в этом законопроекте действительно вместо четырёх месяцев устанавливается как минимум вдвое больше. А также на пользу гражданам - активным собственникам в многоквартирных домах работает норма о том, что на принятие решений и на реализацию решений об открытии специального счёта и о ремонте только своего дома отводится уже не два месяца, а шесть месяцев. Вот только поэтому можно поддержать этот законопроект, но над ним ещё придётся очень серьёзно поработать в весеннюю сессию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, на самом деле законопроект, который мы сегодня принимаем, чрезвычайно важен для всех граждан Российской Федерации, поскольку вводится новый инструмент, которым регулируются предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а это позволит серьёзным образом сдерживать безудержный и необоснованный рост платежей, позволит сделать этот процесс понятным и прозрачным для всех субъектов Российской Федерации и для каждого муниципального образования. Надо отметить, что в этот законопроект действительно внесены дополнения, касающиеся капитального ремонта, и просьба граждан, просьба регионов об увеличении срока для выбора системы накопления на капитальный ремонт была нами учтена. Также вводятся соответствующие изменения, которыми уточняются положения 185-го федерального закона, что позволит с 1 января более чётко распределять денежные средства для переселения граждан из аварийного жилья. В этом смысле законопроект чрезвычайно полезный, прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 43 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 111
О проекте федерального закона № 308873-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проект федерального закона № 308873-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. С 1 января прошлого года в России отсутствуют какие-либо ограничения по предельному индексу, я обращаю ваше внимание. Мы часто говорим о том, что нужно остановить рост платежей, но при этом никакого нормативного акта, регулирующего эту возможность по сути, у нас сегодня не существует. После многочисленных жалоб и анализа ситуации в Комиссии президиума Генерального совета партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по тарифной политике и мониторингу услуг в сфере ЖКХ и энергосбережения мы осознали, что нам необходимо всё-таки вернуться к регулированию индекса платежа. Данный проект федерального закона закрепляет механизм ограничения изменения (прироста) платы граждан за коммунальные услуги в каждом месяце календарного года по отношению к соответствующему месяцу предыдущего календарного года. Законопроектом предусматривается утверждение на уровне Правительства Российской Федерации предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, на долгосрочный период - то есть не менее чем на пять лет, начиная с 2014 года, - а также наделение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по установлению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, как в среднем, так и максимальных (при наиболее невыгодном с точки зрения роста платы наборе коммунальных услуг), по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти будет проводиться мониторинг и государственный контроль в этой части. Если возникнет необходимость установления предельных индексов по муниципальным образованиям в размере, до полутора раз превышающем предельный индекс, - а мы понимаем, что в стране существуют такие перекосы... то есть можно превысить этот размер, который установлен Правительством Российской Федерации, в полтора раза, но это целиком и полностью будет ответственность губернатора субъекта, а если потребуется превысить этот размер более чем в полтора раза, то губернатор будет вправе принять такое решение только с одобрения муниципального представительного органа. Мы говорим о том, что, если требуется дополнительный прирост платежа гражданина в конкретном муниципальном образовании, нужно объяснить, почему это необходимо и на какие цели пойдут средства, полученные путём соответствующего изменения тарифа и платежа. Предельный совокупный платёж, установленный на федеральном уровне, станет своего рода ориентиром для губернаторов. При этом важно понимать, что регулирование как таковое - это предмет ответственности субъектов Российской Федерации, и именно региональные власти будут обязаны следить за тем, чтобы превышений не было. Согласно нашей идее, региональные власти будут делать всё, чтобы избежать каких-либо превышений. Для губернаторов это будет политически важно, поскольку существуют довольно жёсткие поручения Президента Российской Федерации в этой части, и именно губернаторам придётся держать ответ перед гражданами страны. Мы также рассчитываем на то, что самим гражданам станет понятно то, как будет меняться платёж за коммунальные услуги в течение длительного периода, - это требование наших с вами избирателей. Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству на заседании в прошлый четверг, 5 сентября, рассмотрел данный законопроект и принял решение о его поддержке: за проголосовали двадцать три члена комитета, против - один. Правительство Российской Федерации также поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении с учётом его доработки в соответствии с рядом замечаний, большинство из которых предусматривает уточнение ряда предлагаемых законопроектом норм. В случае принятия данного законопроекта в первом чтении ко второму чтению Правительством Российской Федерации будет подготовлен ряд дополнительных подзаконных актов. Также обращаю ваше внимание на то, что принятие закона не потребует финансовых трат из федерального бюджета. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать наш законопроект, соответствующие рекомендации комитета я изложила. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Спасибо. Вопрос к докладчице. Уважаемая Елена Леонидовна, вот объясните, пожалуйста, почему в законопроекте появилась норма "в полтора раза"? Чем это обосновано? В полтора раза - это, по сути дела, уже дефолт самый настоящий! Мы что, готовим страну к дефолту или к каким-то другим подобным мероприятиям?! Ещё можно было бы в какой-то мере согласиться, если бы рассматривалась схема, процедура утверждения тарифов, если бы это, допустим, было выше средней инфляции по стране или по регионам, но это "в полтора раза" абсолютно, в общем-то, меняет суть законопроекта, и он становится вредным, извините. НИКОЛАЕВА Е. Л. Валентин Сергеевич, спасибо вам за вопрос. На самом деле мы сейчас регулируем не тарифы - тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями на основе соответствующих решений, принимаемых на уровне Правительства Российской Федерации, - речь идёт о платеже граждан, а это более тонкий инструмент. Платёж - это тариф, умноженный либо на норматив, либо на среднее потребление гражданином того или иного коммунального ресурса. Вы абсолютно правы, когда говорите, что цифра "полтора" в принципе достаточно высокая, но мы сейчас даём возможность губернаторам обратить внимание на то, что у них происходит в субъектах, какие перекосы существуют в части, допустим, различного рода установленных нормативов, например на потребление воды, внутри одного субъекта Российской Федерации. В некоторых ситуациях эти нормативы действительно нужно выровнять, но, я ещё раз говорю, очень важно, что мы в принципе вводим этот предельный индекс, - это значит, что у нас появляется инструмент регулирования платежа за жилищно-коммунальные услуги. Все наши предыдущие призывы, пожелания, рекомендации, если хотите, какие-то политические заявления - это было, но никакого нормативного акта, регулирующего платёж, у нас не существовало. Давайте подискутируем по предложенному уровню - в полтора раза. Наверное, его можно и нужно снижать, но, по крайней мере, вводить сам предельный индекс, я считаю, просто необходимо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Елена Леонидовна, ну, я просто обращаюсь к вам и прошу всех своих коллег почитать этот законопроект - я не знаю, для кого он написан, но только людям он абсолютно непонятен: язык ужасный. Это первое. Второе. Мы здесь заботимся не столько о наших людях, чтобы они платили как можно меньше и стабильнее долгое время, сколько о тех, кто владеет энергетическими ресурсами, водоканалами и прочим, чтобы они это не потеряли, чтобы все наши регионы... Они, кстати, все разные, и нельзя их ставить в такие условия: если вы сами не справились, в полтора раза увеличился у вас вот этот индекс, который тоже многим непонятен, - что это такое? - то вы сами и решайте свои проблемы, рассчитывайтесь со всеми этими монополистами. Я считаю, что законопроект действительно требует очень большой доработки и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна, это выступление, не вопрос, да? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, попробуйте ответить. НИКОЛАЕВА Е. Л. Тамара Васильевна, на самом деле я, наверное, немножко вас удивлю: практически все монополисты являются противниками введения предельного индекса роста платежа. Я также уточню про полтора раза: это не платёж вырастет, а именно предельный индекс, коллеги, я прошу обратить на это внимание. Платёж в полтора раза не может вырасти, просто потому что это уже будет означать коллапс всей системы. Что касается интересов ресурсоснабжающих организаций. Введение этого предельного индекса нацелено как раз исключительно на защиту прав граждан, на защиту их интересов по отношению к ресурсоснабжающим организациям, которые борются с введением данного предельного индекса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович, вы отказались задавать вопрос? Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Галина Петровна Хованская, пожалуйста. Присаживайтесь. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые коллеги, безусловно, тема ограничения платежей граждан сейчас тема номер один. Мы все прошли избирательные кампании и об этом прекрасно знаем. О чём я хочу сказать? Вот никто из тех, кто задавал вопросы, не обратил внимание на то, что представленный законопроект в большей своей части - это не предмет регулирования жилищного законодательства и Жилищного кодекса, я обращаю ваше внимание, что эти моменты регулируются на уровне нормативных документов Правительства Российской Федерации. В своё время эти ограничения существовали, и предлагались они Федеральной службой по тарифам. Я хочу сказать: не нужно делать из Жилищного кодекса документ обо всём и ни о чём, у нас есть закон об основах тарифного регулирования - может быть, стоит этот закон каким-то образом реанимировать, может быть, найти какие-то другие формы нормативных документов правительства. Я надеюсь, что ко второму чтению мы сможем обозначить тенденцию, что такое ограничение необходимо, но ни в коем случае не надо в Жилищном кодексе все вот эти детали расписывать. Я здесь соглашусь с Плетнёвой Тамарой Васильевной, что непонятен этот документ гражданам Российской Федерации. Это специальные нормы, которые должны быть в специальных документах. Это первое замечание. Второе замечание. Не предусмотрена какая-то компенсирующая модель для выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций. Ну, их участь меня не сильно заботит, может быть, только по водоснабжению особо тяжёлая ситуация, которую нужно, безусловно, отслеживать и ни в коем случае не оставлять наших граждан без чистой питьевой воды. И наконец, последний момент. Сколько раз мы говорили о том, что всё-таки должен быть федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов российских семей. И фраза о том, что регионы имеют право по Жилищному кодексу опустить планку расходов на оплату за жильё и коммунальные услуги ниже 22 процентов, - это лукавство, потому что у нас, к сожалению, большинство регионов дотационные. Я не согласна с бывшим министром финансов господином Кудриным, который сказал, что регионам оказывалась временная помощь и больше мы на это деньги регионам не будем выделять, нет, нужно установить федеральный стандарт максимально допустимой доли! Почему в США это ответственность федерального правительства, а у нас забота о гражданах с низкими доходами - это проблема региона, причём часто дотационного региона? И тем более неестественно выглядит фраза о том, что и муниципалитеты могут помочь... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Петровна, вы от фракции выступаете? Тогда я вам ещё четыре минуты даю. Включите, пожалуйста, микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Спасибо, мне нужно ещё буквально полминуты. Я хочу сказать, что у нас дотационных муниципальных образований ещё больше, чем дотационных регионов, поэтому перекладывать ответственность на дотационные субъекты Федерации, на дотационные муниципалитеты, ну, вы знаете, это просто противоречит здравому смыслу. Минфин, конечно, должен стоять на страже бюджета, но надо понимать и социальные последствия принимаемых решений. Я обращаюсь к тем, кто сейчас слушает и всё-таки озабочен этой проблемой: давайте все вместе поправку внесём в Жилищный кодекс об установлении предельно допустимой доли расходов как федерального стандарта, и я думаю, что люди за это нам будут благодарны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна, будете ещё раз выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 55 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9 % Результат: принято Принят в первом чтении.