Заседание № 251

09.10.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 308690-4 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4899 по 5002 из 6153
Уважаемые коллеги, возвращаемся к прерванному порядку обсуждения. Пункт 21,     
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Федерального       
закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". У нас         
имеется письменное обращение Законодательного Собрания Приморского края,        
которое доверило представлять законопроект Комитету по конституционному         
законодательству и государственному строительству. Докладывает Александр        
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Ну, я чуть        
поподробнее скажу в связи с тем, что выступаю и от имени докладчика.            
                                                                                
Внесённый Законодательным Собранием Приморского края настоящий законопроект,    
вообще-то, предельно прост по своему содержанию. Установленное число            
представителей общественности в квалификационной коллегии судей субъекта        
Российской Федерации в семь человек предлагается увеличить до десяти. И         
внешне это предложение выглядит, казалось бы, неплохо и даже привлекательно,    
а поэтому предлагаю ещё раз обратиться к доводам пояснительной записки, хотя    
вы её, конечно, я понимаю, изучили, но тем не менее.                            
                                                                                
Авторы отмечают, что нужно улучшать работу квалификационных коллегий, так как   
якобы гражданское общество при существующем порядке формирования коллегий не    
имеет возможности влиять на вопросы отправления правосудия, а роль членов       
коллегии низводится до роли статистов. В связи с этим авторы полагают, что      
законопроект предоставит равные права как представителям общественности, так    
и представителям судейского сообщества. И вот тут что мы отмечаем? Что в этой   
ситуации, по сути, заложены и ответ, и обоснование нашего отрицательного        
заключения на этот законопроект.                                                
                                                                                
Во-первых, это связано с тем, что никакого непосредственного влияния на         
отправление правосудия через предлагаемый авторами режим оказывать не только    
нецелесообразно, а и просто невозможно, так как, и это второе, Конституция      
Российской Федерации содержит отдельную главу - это глава 7, -                  
устанавливающую, что правосудие осуществляется только судом, и                  
квалификационная коллегия прямого влияния тут оказывать не может.               
                                                                                
Теперь третье. К судебной власти относятся только суды, и органы этой власти,   
как и органы законодательной и исполнительной власти, действуют                 
самостоятельно - это статья 10 Конституции.                                     
                                                                                
И четвёртое. Незаметно для себя авторы законопроекта поневоле разрушают         
подход к этой теме всей статьи 11 федерального закона о судейском сообществе,   
не предлагая никаких решений. К примеру, пункт 2 этой статьи устанавливает,     
что Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации на одну треть   
состоит из представителей общественности: десять из двадцати девяти. Точно      
такое же соотношение имеется и в пункте 4: семь из двадцати одного. Почему      
авторы предлагают такое одностороннее решение, осталось, к сожалению, неясно.   
А вообще, семь человек - это, мы полагаем, сила, и тут весь вопрос не в         
количестве, а в качестве этих представителей. И прежде нужно думать о том,      
кого мы избираем, а не сколько избираем.                                        
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует Государственной Думе                 
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Нет     
вопросов. Есть ли желающие выступить? Есть, депутат Иванов Сергей               
Владимирович.                                                                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович.                                          
                                                                                
Вы знаете, уважаемые коллеги, я вот думаю, что если бы подобная схема была      
изменена давно, то отдельные судьи... Вот недавно по телевизору показывали,     
как судья изнасиловал девчонку и до сих пор исполняет свои обязанности.         
Только потом, через некоторое время судебная коллегия наконец-то лишила его     
полномочий. Вот если бы было там напополам, 50 на 50, таких вещей, наверное,    
не было бы. Не зря, между прочим, - я не говорю, хорошо это или плохо, но тем   
не менее - на Западе, допустим в той же Америке, которую мы не очень любим,     
существует суд присяжных. То есть люди решают, виноват или не виноват, а        
судья определяет уже, какое наказание несёт, так скажем, подсудимый. В этом     
случае судебная коллегия, конечно, не осуществляет никакого отправления         
правосудия, но судебная коллегия решает, достоин тот или иной человек носить    
гордое звание судьи, имеет ли он на это вообще моральное право. И вот здесь     
семь человек из двадцати одного, семь человек - представителей общественности   
как раз и должны оказывать влияние. В противном случае, как говорится, ворон    
ворону глаз не выклюет, и эти семь человек плюс один представитель              
президента, даже если захотят, ничего сделать не смогут, и судья, который       
недостоин быть судьёй, останется судьёй. Поэтому здесь в принципе, мне          
полагается, вполне обоснованные предложения наших коллег из Приморского края,   
хоть и пишут о недостатках, что там чётное число голосов будет, поровну         
будет, то есть двенадцать на двенадцать, здесь голос председателя будет как     
бы определяющим. То есть, мне кажется, здесь, Александр Петрович, вы совсем     
не так осветили данный вопрос.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об органах судейского       
сообщества в Российской Федерации". Комитет эту законодательную инициативу не   
поддержал.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.