Заседание № 123
22.10.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 308179-6 "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 18 сентября 2013 года с наименованием "О Российском научном фонде").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1315 по 1373 из 6602
3-й вопрос, проект федерального закона "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Алексей Васильевич Чепа, пожалуйста. ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям рассмотрел проект федерального закона "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный законопроект был принят в первом чтении 18 сентября текущего года с названием "О Российском научном фонде". Рассматриваемый законопроект определяет правовое регулирование создания, функционирования и деятельности Российского научного фонда, который будет создан в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, прежде всего крупных научных проектов. Законопроектом предполагается, что Российский научный фонд будет осуществлять поддержку в развитии и укреплении кадрового потенциала науки, в создании наукоёмкой продукции, в развитии экспериментальной базы... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Васильевич, прошу прощения: второе чтение, будьте добры, по таблицам - мы концепцию обсуждали в первом чтении, только таблицы, пожалуйста, прокомментируйте, если это необходимо. ЧЕПА А. В. Ко второму чтению текст законопроекта был доработан. Как вы видите из представленной таблицы поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, большинство поправок носит редакционный характер. По представленному тексту законопроекта у Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера не имеется. Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендуемых комитетом к принятию? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 08 сек.) Проголосовало за 247 чел.54,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 247 чел. Не голосовало 203 чел.45,1 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Выносим законопроект на "час голосования". Алексей Васильевич, спасибо большое.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5057 по 5074 из 6602
3-й вопрос, проект федерального закона "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 01 сек.) Проголосовало за 289 чел.64,2 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 115
18.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 308179-6 "О Российском научном фонде".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4744 по 5415 из 7696
8-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О Российском научном фонде". Докладывает Александр Витальевич Хлунов, начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике. ХЛУНОВ А. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, начальник Управления Президента Российской Федерации по научно-образовательной политике. Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Сегодня на ваше рассмотрение представляется законопроект "О Российском научном фонде", внесённый Президентом Российской Федерации. Создаваемый в соответствии с законопроектом фонд явится важным звеном в системе организации финансирования научных исследований гражданского назначения. Законопроект разработан в рамках выполнения поручения президента от 12 ноября 2012 года по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Зачем нужен закон, зачем нужен новый фонд и каково его место в системе организации финансирования научных исследований? На Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию в октябре прошлого года были приняты решения, которые предусматривают развитие государственных и негосударственных фондов, осуществляющих финансовое обеспечение научной деятельности путём предоставления грантов, рассчитанных на среднесрочный, от трёх до пяти лет, и долгосрочный, до десяти лет, период, а также грантов на поддержку проектов, направленных на перспективное развитие научных организаций и вузов. Считаю также необходимым выделить ещё одну задачу, поставленную в решении совета, - перевод финансирования поисковых научных исследований в грантовое, то есть за счёт средств таких фондов, а не за счёт средств, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ. Российский научный фонд создаётся на основе имущественного взноса Российской Федерации, и, следовательно, его создание может осуществляться на основании специального федерального закона. Современная система организации финансирования научных исследований за счёт средств федерального бюджета в России выглядит следующим образом. Первое - это государственное задание на выполнение фундаментальных и некоторой части прикладных работ, это порядка 29 процентов общих расходов федерального бюджета на фундаментальные и прикладные исследования гражданского назначения, то есть, по сути, это сметное финансирование. Второе - государственные научные фонды, Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд, это менее 3 процентов от общего объёма расходов. Третье - гранты правительства и президента для молодых учёных, а кроме того, государственный заказ на выполнение исследований и разработок, в основном это средства федеральных целевых программ, порядка 68 процентов от общего объёма расходов федерального бюджета. Что изменится после принятия закона? Появится новый субъект, фонд, распределяющий гранты на научные исследования на конкурсной основе для поддержки среднесрочных - от трёх до семи лет - и финансово достаточно объёмных - от 5 до 20 миллионов рублей - комплексных работ по научным направлениям и составу участников научных проектов. Следующим этапом для полученных при поддержке Российского научного фонда научно-технических результатов должен стать их перевод в широкомасштабные предкоммерческие и коммерческие проекты и программы, поддерживаемые государством с помощью института федеральных целевых программ. Краткосрочные - от одного до трёх лет - и финансово менее ёмкие научные проекты будут полем деятельности государственных научных фондов - Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, которые в настоящее время являются бюджетными учреждениями. Нужна ли деятельность фондов, в том числе и создаваемого? Безусловно нужна, фонды эти крайне полезны, сегодня они единственный, пожалуй, институт, который ведёт посевное финансирование фундаментальных и поисковых исследований, предоставляя для всех российских учёных огромное количество грантов на конкурсной основе, причём на вневедомственной основе, вне зависимости от того, где учёные работают. Полезность такого института неоднократно подтверждалась и самим научным сообществом: стоит вспомнить соответствующие научные форумы и публичные выступления учёных в защиту фондов. Почему президент принял решение в этой нише создать ещё один фонд и просит вас поддержать эту инициативу? Дело в том, что организационно-правовая форма бюджетного учреждения является не самой удачной для среднесрочной и долгосрочной поддержки научно-технической деятельности и создаёт проблемы для одновременного привлечения наряду с федеральными и региональными дополнительных, негосударственных средств для финансирования научных проектов. Из года в год звучат обоснованные претензии со стороны учёных, что деньги из государственных научных фондов поступают во второй половине года, а зачастую даже ближе к его концу, и только в этом году впервые деньги из Российского фонда фундаментальных исследований были раскассированы в мае. Бюджетное учреждение имеет законодательно обусловленные проблемы с финансированием среднесрочных - более трёх лет - проектов: весь бюджет у нас, как мы знаем, формируется на три года, и принятие расходных обязательств на срок сверх этого проблематично. Затруднительно также реализовывать через Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд грантовую поддержку научных проектов с использованием различных финансовых источников, как государственных, так и негосударственных. Более того, механизмы поддержки, осуществляемые через РФФИ и РГНФ, не рассчитаны на одновременное финансирование как групп исследователей, так и организаций, обеспечивающих условия для формирования таких групп. Даже руководители РФФИ и РГНФ в своих отчётах выразили мнение, что было бы лучше, если бы они работали в форме фонда с гражданско-правовым статусом, но напрямую это сделать нельзя, законодательством не предусматривается такое преобразование. По этим же причинам законодатели по инициативе президента уже приняли законодательное решение по созданию другого научного фонда, специализирующегося на исследованиях для укрепления обороноспособности и безопасности государства, я имею в виду Фонд перспективных исследований. Сегодняшний законопроект - ещё один логичный шаг в этом направлении, нацеленный на создание аналогичного фонда для гражданских исследований. Именно поэтому в представляемом законопроекте много норм, знакомых по закону о Фонде перспективных исследований. Будучи созданным в организационно-правовой форме фонда, а не бюджетного учреждения, Российский научный фонд не будет сталкиваться с проблемами ограничения финансирования научных проектов, более того, реализация проектов может осуществляться при участии и поддержке всех заинтересованных сторон, в том числе регионов, на решение социально-экономических проблем которых могут быть направлены проводимые научные исследования. Становится реальным и участие производственных компаний, заинтересованных в последующем использовании полученных научных результатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Витальевич, я вас ни в коем случае не тороплю, но прошу учесть, что у нас сегодня очень тяжёлая повестка. ХЛУНОВ А. В. Хорошо. Основные направления, цели и смысл деятельности Российского научного фонда - это поддержка фундаментальных и поисковых исследований, развитие научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки. Для достижения цели своей деятельности фонд осуществляет следующие функции: проводит конкурсный отбор и осуществляет финансирование научных проектов, обеспечивает проведение инициативных фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами, развитие научных и образовательных организаций. Фонд участвует в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования. Гранты будут выделяться по итогам тщательной экспертизы, правила которой установит попечительский совет. Правила будут созданы на основе опыта деятельности государственных научных фондов и размещены в открытом доступе. Органы управления фонда: попечительский совет, правление и генеральный директор. Попечительский совет формирует нормативную базу деятельности фонда, её детализация осуществляется правлением, генеральный директор организует текущую деятельность фонда. В составе попечительского совета пятнадцать человек, включая генерального директора. Председатель и члены попечительского совета назначаются президентом на срок не более пяти лет. Полномочия председателя и членов попечительского совета могут быть прекращены досрочно на основании решения президента. Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью создаётся ревизионная комиссия. Законопроект определяет порядок её формирования и деятельности. Источники финансового обеспечения. Откуда возьмётся имущественный фонд? Мы не исключаем, что частично будут привлечены дополнительные средства, которые предстоит найти правительству. Кроме того, в соответствии с поручением поисковые научные исследования должны быть исключены из федеральных целевых программ, а их финансирование передано в научные фонды. В соответствии с законопроектом за целевым характером расходования средств фонда будет следить Счётная палата. Что ожидаем от фонда? Благодаря конкурсному механизму распределения финансирования средства фонда будут идти на среднесрочные и долгосрочные научные проекты, выполняемые результативными и эффективными научными коллективами и отдельными учёными. Фонд будет стимулировать международное сотрудничество, результаты его работы по проектам станут основой для выполнения опытно-конструкторских работ, то есть образуют научно-технический и технологический задел для них и будут использоваться в образовательном процессе. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Алексей Васильевич Чепа. Алексей Васильевич, я прошу тоже учесть просьбу быть полаконичнее. ЧЕПА А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям рассмотрел проект федерального закона "О Российском научном фонде", внесённый Президентом Российской Федерации. Рассматриваемым законопроектом определяется правовое регулирование создания, функционирования и деятельности Российского научного фонда, который будет создан в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, прежде всего мегапроектов. Законопроектом предполагается, что Российский научный фонд будет осуществлять поддержку развития и укрепления кадрового потенциала науки, создания наукоёмкой продукции, развития экспериментальной базы для проведения научных исследований, а также будет осуществлять международное научное и научно-техническое сотрудничество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, а также Комитетом Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике. Комитет по науке и наукоёмким технологиям поддерживает представленный законопроект и отмечает, что его принятие будет способствовать развитию науки и инноваций во всех сферах деятельности в Российской Федерации, что является важнейшим фактором экономического роста и социального прогресса. Необходимо отметить, что указом президента от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" значимое место отводится грантовой системе финансирования поддержки развития научной и научно-технической деятельности, и создание Российского научного фонда является одним из направлений реализации данного указа. В свою очередь комитет отмечает, что в законопроекте присутствует ряд нечётко прописанных положений, в частности, не определены должным образом источники финансирования и механизмы, обеспечивающие финансовую деятельность создаваемого фонда, неясны отношения между существующими фондами поддержки науки и создаваемым фондом, нет положения о публичном освещении результатов деятельности фонда, имеются в виду проводимые конкурсы и их результаты. Данные положения могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям рекомендует Государственной Думе принять законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Вопрос к Александру Витальевичу. Ежегодное выделение средств из федерального бюджета - 3 миллиарда рублей. Есть формулировка, но расплывчатая, о том, что Счётная палата имеет право проверять эти средства, но в то же время написано, что фонд имеет право создавать свои филиалы в том числе и за рубежом. Будет ли право у Счётной палаты на проверку всей деятельности фонда? ХЛУНОВ А. В. Проверка Счётной палатой будет осуществляться по всем видам деятельности фонда, в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Вопрос к Александру Витальевичу. Сколько за последние годы в этом зале было создано фондов, наверное, никто и не помнит, и все нас агитировали за них, убеждая, что это будет прорыв в лучшую сторону, но по всем фондам - подчёркиваю, по всем! - всё заканчивалось одним: разворовыванием бюджетных денег, в этом зале об этом говорилось неоднократно. Вы официальный представитель Президента Российской Федерации, выступаете по его поручению и от его имени - вот вы можете сегодня нам от его имени сказать, что в этом фонде воровать деньги не будут или же фонд будет, как и все остальные фонды, источником для коррупции и воровства? Заверьте нас, пожалуйста! ХЛУНОВ А. В. В настоящее время в России существует всего два научных фонда: Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. В этом зале неоднократно представлялись доклады Счётной палаты, которые не свидетельствовали о том, что в этих фондах воруют, в связи с этим данный вопрос, по-моему, неуместен. Все остальные фонды... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Витальевич, вы об аналогичных целях и задачах нам говорили, представляя фонд "Сколково", когда его создавали, и "Роснано". Не считаете ли вы правильным, как человек, назначенный главой государства ответственным как раз за весь комплекс научно-технической и научно-исследовательской деятельности, взять под одно крыло и "Роснано" (237 миллиардов рублей туда закачано), и "Сколково" (167 миллиардов)? И это будет не 3 миллиарда! Представляете, какие это ресурсы, которыми сегодня управляет непонятно кто и непонятно в каких целях?! А вот если бы это было действительно под одним началом и направлено на конкретное дело, то эффект был бы больший. ХЛУНОВ А. В. Имущественный взнос Российской Федерации будет осуществляться по решению правительства. Ещё раз подчёркиваю, что упомянутые вами фонды, госкорпорации, акционерные общества - это те организации, которые работают на инновационном поле, а научных фондов у нас существует всего два: Российский фонд фундаментальных исследований и Российский гуманитарный научный фонд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ахмат Чокаевич Эркенов. ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к докладчику. Сегодня мы много говорим о необходимости объединения науки и образования. Из вашего доклада следует, что в основном речь будет идти о фундаментальной части науки, а вот насколько возможно включение образовательных проектов, в том числе в области серьёзных прикладных наук? И второй вопрос: прогнозируется ли, каким может быть объём этого фонда и каким будет участие регионов в работе этого фонда? ХЛУНОВ А. В. В тексте законопроекта имеются прямые нормы, свидетельствующие о поддержке образовательных программ и образовательных проектов, то есть данный фонд будет осуществлять эту деятельность. Именно в гражданско-правовой форме будет осуществляться взаимодействие фонда с регионами, например, по таким вопросам, как возможное прогнозирование такого рода паводков, как на Дальнем Востоке, а также при решении других крупных региональных проблем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Витальевич, я вынужден затронуть ту же самую тему, у меня те же самые опасения: есть два научных фонда, и я не до конца понял логику, почему нужен третий. Невольно вспоминается то, что слово "фонд" ассоциируется со словом "коррупция". Ссылка на то, что это фонд при президенте, до конца не убеждает, потому что сердюковская группа тоже подведомственна, скажем так, администрации президента была и пока непонятно, кто к ответственности привлечён. В чём состоит механизм борьбы с потенциальной возможностью коррупции при создании такого фонда? ХЛУНОВ А. В. Я вынужден повторить свой ответ: в России существует два научных фонда, Счётная палата в докладах Государственной Думе ни разу не указала, что в Российском фонде фундаментальных исследований и Российском гуманитарном научном фонде имеются факты коррупции и воровства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. У меня тоже вопрос к Александру Витальевичу. Уважаемый Александр Витальевич, скажите, пожалуйста, не кажется ли вам, что при существенном недофинансировании академических институтов, Академии наук и всего, что касается науки, совершенно нецелесообразно распыление бюджетных средств ещё и по фондам? Вам не кажется, что было бы лучше, если бы все финансы были сконцентрированы в одних руках, прописаны в бюджете и было бы ясно, кто за что несёт ответственность и кто где чего украл? Второй вопрос: какие средства непосредственно вы предполагаете направить на содержание аппарата фонда? Что это будут за суммы, если фонд вправе создавать ещё и филиалы в субъектах Федерации? Какие средства пойдут непосредственно на систему управления? И последнее, что касается этого фонда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд Светлане Петровне. ГОРЯЧЕВА С. П. Штатное расписание, оклады фонд сам себе будет устанавливать? Не появятся ли новые "золотые парашюты", такие же, как те, которые процветают сейчас в госкорпорациях и в других фондах? ХЛУНОВ А. В. "Золотых парашютов" точно не появится, это можно оговорить в решении попечительского совета, в котором примут участие в том числе и представители Государственной Думы. Что касается финансирования, в своём докладе я упомянул, что прежде всего решение президента направлено на то, чтобы финансировать за счёт федеральных целевых программ, где за счёт госконтрактов осуществляется финансирование фундаментальных исследований. Это решение было поддержано учёными. Мы все знаем, что ни один из чиновников не сможет правильно сформулировать госконтракт по финансированию фундаментальных исследований. Никакого финансирования за счёт институтов не предполагается, более того, вами будет рассматриваться законопроект о федеральном бюджете, где вы увидите финансирование институтов Академии наук. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Александрович Черешнев. ЧЕРЕШНЕВ В. А. У меня вопрос к Александру Витальевичу. Я, может быть, повторюсь в какой-то части, но, Александр Витальевич, не кажется ли вам, что целесообразно администрации президента, правительству создать концепцию развития научных фондов? Вот вы говорите: два фонда. Мы в прошлом году приняли закон "О Фонде перспективных исследований", Дмитрий Олегович Рогозин здесь выступал. Тоже фонд с пятимиллиардным бюджетом, который также занимается прежде всего финансированием фундаментальных исследований в целях обороны страны. То есть не появится ли завтра очередной фонд? Президентом сказано, что 25 миллиардов выделяется на два фонда - РФФИ и РГНФ, деньги заложены в бюджет до 2020 года. Вот этот новый российский научный фонд претендует на эти средства или нет? Ведь опять создаются попечительский совет, конкурсная комиссия, дирекция... Ну расширьте, пожалуйста, имеющийся и хорошо себя зарекомендовавший Российский фонд фундаментальных исследований, сделайте ещё две секции, два отдела... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Витальевич, пожалуйста. ХЛУНОВ А. В. В своём выступлении я подчёркивал, что ныне действующие фонды в форме бюджетных учреждений получают в силу специфики бюджетной системы деньги не раньше мая, это действительно так. Мы приняли решение о том, что грантовая форма становится перспективной для финансирования фундаментальных исследований, и деньги учёные должны получить, так же как и мы с вами, в январе в виде заработной платы. Для этого и создаётся фонд в форме именно фонда, а не в форме бюджетного учреждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Александр Витальевич, всё хорошо вы рассказываете, прямо приятно слушать, фонд заработает, наверное, но скажите, пожалуйста, вы просчитывали ли, какие будут затраты на содержание этого фонда, и в том числе на заработную плату сотрудникам? ХЛУНОВ А. В. Размер заработной платы будет определяться решением попечительского совета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Витальевич, у меня вопрос по интеллектуальной собственности. Есть целая статья 9, где сказано, что права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении финансируемых фондом программ, принадлежат исполнителям этих программ и проектов. Не кажется ли вам, что это несправедливо? Права на результаты должны принадлежать или фонду, или Российской Федерации. И если будет подготовлена подобная поправка, не считаете ли вы возможным поддержать её при рассмотрении законопроекта во втором чтении? ХЛУНОВ А. В. Моя позиция заключается в следующем: интеллектуальная собственность, созданная учёными в рамках проведения фундаментальных исследований, принадлежит данным учёным. И мы вместе с законодателями к этому пришли на основании части четвёртой Гражданского кодекса. Предлагается на ваше рассмотрение действующая норма, которая указана в законопроекте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо. Александр Витальевич, для достижения целей своей деятельности фонд проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов, то есть руководство фонда должно обладать высочайшей компетенцией. Понятно, что вы предусматриваете создание экспертных советов как консультативных органов, и тем не менее скажите, предусматриваются ли данным законопроектом квалификационные требования к руководителям фонда, которые и будут определять, какая программа получит финансирование и развитие? ХЛУНОВ А. В. Предусматривается, что проекты будут отбираться исключительно на конкурсной основе. В органы управления фонда войдут ведущие учёные Российской Федерации и, возможно, иностранные учёные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Александр Витальевич, вопросы уже задавались по этому поводу, поэтому прошу ответить кратко. Это последний фонд, который будет создан, третий и последний, или возможно появление ещё других фондов? Этот вопрос пока не до конца проработан. ХЛУНОВ А. В. Это сфера моей ответственности, и хочу сказать, что Президентом Российской Федерации не планируется в настоящее время внесение дополнительных инициатив в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Витальевич, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Дегтярёв Александр Николаевич. Коллеги, я прошу выступать очень компактно и чётко. ДЕГТЯРЁВ А. Н., председатель Комиссии Государственной Думы по вопросам депутатской этики, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, я непременно учту. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я бы хотел выразить позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по данному законопроекту. Скажу сразу, что мы поддерживаем этот законопроект, ибо он направлен, как было отмечено, на создание Российского научного фонда, цель которого - подготовка предложений по формированию государственной научно-технической политики и развитию высшего образования, это одна из целей, и очень важная. И очень жаль, что ни в прессе, ни в кулуарах Государственной Думы до момента обсуждения этого вопроса на сегодняшнем заседании, по сути дела, никаких дискуссий на эту тему, собственно, и не было. Мы все сосредоточились на вопросах, связанных с реструктуризацией Российской академии наук, но именно поиск новых инструментов, связанных с финансированием фундаментальных и поисковых исследовательских работ, является частью той очень важной государственной политики, которая, собственно говоря, сегодня и должна реализовываться, в частности с помощью такого фонда. Я абсолютно убеждён, что поиск новых инструментов поддержки и молодых учёных, и университетских коллективов и участие бизнеса необходимы сегодня для развития нашей российской науки. Поддержав этот законопроект, мы дадим новый импульс развитию науки, в том числе и фундаментальной, о чём мы очень много говорим в ходе научно-политических дискуссий. Я предлагаю поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Владимирович Дегтярёв. ДЕГТЯРЁВ М. В. Я сразу хотел бы сказать своему однофамильцу, что в июле, Александр Николаевич, в "РИА Новости", в президентском зале, об этом законопроекте я говорил. И знаете, что показали СМИ? Показали моё небольшое выступление в конце - высказывание о людях нетрадиционной сексуальной ориентации, а рассказ о Российском научном фонде - тридцать минут я докладывал все положения - не показал ни один канал, ни слова никто не написал - вот отношение СМИ и журналистов к науке! Хочу сказать, что законопроект прекрасный, своевременный. Финансирование госфондов - Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (можно сюда его отнести) и Фонда перспективных исследований - в последние годы составляло в сумме не больше 10 процентов всех расходов на науку, поэтому однозначно нужно создавать организацию именно такой организационно-правовой формы - фонд, чтобы он действовал гибко, а финансирование учёных было достаточно оперативным. И вот классический вопрос одного из моих коллег, коммуниста: он не до конца понял зачем. Не понял, потому что не читал, не слушал, не вникал, а мы вникли и считаем, что законопроект нужно поддерживать, причём вполне возможно - я так понимаю, до 2015 года у нас по двум другим государственным фондам финансирование предусмотрено - после 2015 года ликвидировать и РФФИ, и Российский гуманитарный научный фонд или присоединить к новому фонду, чтобы был один большой, наполненный деньгами фонд, который бы достаточно гибко распределял деньги. И я не услышал в выступлении представителя администрации президента темы... В государственных корпорациях и компаниях с государственным участием существуют программы инновационного развития, на них предусмотрены приличные деньги. Может быть, стоит администрации президента совместно с нашим комитетом - мы, наверное, это поддержим - зафиксировать в законе, что деньги госкорпораций, предусмотренные на эти программы, должны аккумулироваться в этом фонде, это было бы правильно. Фракция ЛДПР поддерживает законопроект в первом чтении и рекомендует то же самое сделать остальным, особенно тем, кто его не читал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Мы, вообще-то, читаем все законопроекты, но искусство политики состоит в том, чтобы видеть всю картину в целом, а не отдельные её части. Нисколько не возражая против научно-технического прогресса и работы в этом направлении, мы предлагаем поразмышлять. Сейчас идёт дискуссия о бюджете 2014 года, и говорится, что в бюджете-трёхлетке необходимо сокращать ряд статей на 5-10 процентов, но в то же время мы принимаем решение выделить до 3 миллиардов рублей на финансирование этого фонда. Хочу вам напомнить, что чуть позже мы будем рассматривать итоги исполнения бюджета Фонда социального страхования, и приведу вам такие цифры: на обеспечение санаторно-курортным лечением нуждающихся граждан в 2012 году потрачено 3,6 миллиарда рублей, но в 2011 году было потрачено 4 миллиарда рублей, а в 2005 году - 5 миллиардов рублей, то есть идёт постепенное сокращение расходов. Давайте всё-таки определять приоритеты: что же нам всё-таки надо делать в стране, какие задачи решать, и реально смотреть на то, что надо делать в первую очередь. Давайте всё-таки над этим подумаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, очень примечательно, что мы рассматриваем законопроект "О Российском научном фонде" сразу после законопроекта о реформе Российской академии наук. Давайте сравним эти организации. Российская академия наук с научным потенциалом, с признанными академиками, с лауреатами Нобелевской премии, премии Филдса и так далее не может иметь имущество не только в собственности, но даже в оперативно-хозяйственном управлении, например, детский сад, то есть у нас детский сад, школа, вуз могут иметь имущество, закреплённое за ними на правах оперативно-хозяйственного управления, а научная организация - Российская академия наук - не может его иметь! А вот за этим фондом, о котором мы толком не знаем, что это такое, имущество закрепляется в собственность, то есть отдельно собственность казны, отдельно собственность этого фонда, и это возможно! Далее, научные учреждения не находятся в ведении Российской академии наук - ну не в состоянии признанные академики с потенциалом управлять этими научными организациями, как они делали это раньше! А новый фонд может создавать некоммерческие организации и финансировать по своему собственному усмотрению любые научные организации - он это в состоянии делать! Следующее, фонду передаются в собственность бюджетные средства и имущество, но при этом не предусматривается отчётность, так как он не является бюджетным учреждением и на него не распространяется действие законодательства о некоммерческих организациях, вот так вот! Далее, эта организация может заниматься предпринимательской деятельностью, получать прибыль и использовать её на цели фонда, однако проверить тоже никто ничего не может, потому что действие законодательства о некоммерческих организациях, которые проверяют на использование прибыли и доходов на уставные цели, на этот фонд не распространяется. При этом у нас есть фонды, например Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, с очень хорошей репутацией среди учёных, которые на протяжении уже многих лет занимаются предоставлением грантов и живут на голодном пайке: им финансирование заморожено до 2014 года точно, а дальше - неизвестно, мы ещё не видели бюджет. Я полагаю, что мы, конечно, не можем голосовать за такой законопроект, потому что, на мой взгляд, всё выглядит по крайней мере странно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П. Постараюсь быть краткой, поскольку многое из того, что хотела сказать, уже сказано. Прежде всего акцентирую внимание на том, что законопроект о фонде вносится одновременно с законопроектом о реформировании Российской академии наук, - наверное, чтобы кому-то из несговорчивых академиков вовремя предложить место в правлении, возможно, кого-то успокоить и так далее, и тому подобное. Далее, сейчас мы будем бюджет принимать, сокращать средства, в том числе на социальную сферу, и одновременно такая расточительность - создаём очередной фонд, не зная, как работают те фонды, которые у нас уже функционируют, какова их эффективность. А может быть, нам проще всё же пригласить сюда, в Государственную Думу, их представителей да разобраться с деятельностью этих фондов, потому что это очень интересные организации, где и контроля-то серьёзного нет! Я задавала конкретный вопрос уважаемому докладчику - ну почему же вы мне не ответили, если вы готовились серьёзно? Так какие же средства будут потрачены на содержание аппарата этого фонда, приблизительно хотя бы - это что, миллионы, миллиарды или десятки миллиардов рублей? На этот вопрос вы, к сожалению, не ответили, а это очень интересует людей, к которым мы поедем и будем им объяснять, почему мы так или иначе голосовали. Следующий вопрос, очень важный. Структура, штаты, оплата устанавливаются попечительским советом фонда, притом что, как юрист говорю, нет ни верхней, ни нижней планки. Понятно, почему на мой вопрос о "золотых парашютах" тоже конкретного ответа не было, - потому, что мы знаем, сколько у нас господин Чубайс получает, сколько другие, так скажем, трудящиеся получают, в таких же фондах: там же озолотились, обогатились за счёт страны, Президент Российской Федерации по сравнению с ними бледно выглядит по своим доходам! Вот что мы создаём, не ставя преграды алчности в законопроекте! Не знаю, может, я уже безграмотная стала, но в законопроекте ни слова о праве контроля со стороны Счётной палаты. Зато очень хорошо написано, что самим фондом будет создаваться контрольно-ревизионная комиссия, аудит, то есть эти структуры будут фактически контролировать расходование в том числе и бюджетных средств. Что это такое, скажите, пожалуйста?! К чему мы опять придём - к скандалам и к уголовным делам с многомиллиардными хищениями? Если уж Дума проголосует в первом чтении за создание очередного фонда, во втором чтении все несуразности нужно убирать, иначе... как говорят, всё это было бы смешно, если бы не было так грустно! И вообще, дорогие господа из администрации президента, мы к вам с уважением относимся, но прекращайте, извините, писать законы так, как будто печёте скороспелые блины!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте, пожалуйста, Светлане Петровне. ГОРЯЧЕВА С. П. Я закончу сейчас. Понимаете, ну нельзя вбрасывать серьёзные бюджетно-расходные законопроекты: потом возникает больше вопросов, чем ответов. Научитесь говорить с нами, с общественностью, в том числе с научной общественностью, - тогда, может быть, будет меньше непонимания! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Докладчик? Александр Витальевич, пожалуйста. ХЛУНОВ А. В. В законопроекте содержатся изменения в закон "О Счётной палате...": устанавливается обязанность Счётной палаты проверять действия фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Васильевич Чепа, будете выступать? Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6694 по 6710 из 7696
В первом чтении голосуется проект федерального закона "О Российском научном фонде". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 47 мин. 50 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 16 чел.3,6 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.