Заседание № 205

17.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 308170-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне" (в части исключения нормы о полномочиях Президента Российской Федерации по утверждению общевоинских уставов и положений о Боевом знамени воинской части).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6434 по 6642 из 8312
Пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4           
Федерального закона "Об обороне". Сергей Алексеевич Попов сделает доклад по     
данному законопроекту.                                                          
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском   
объединении.                                                                    
                                                                                
Добрый вечер, уважаемые депутаты! Суть рассматриваемого законопроекта крайне    
проста. Я предлагаю повысить статус общевоинских уставов и принимать их не      
указом Президента Российской Федерации, а федеральным законом. Почему я это     
предлагаю делать?                                                               
                                                                                
Первая причина состоит в том, что такова у нас историческая практика. При       
коммунистическом режиме общевоинские уставы принимались законодателем, а        
именно Президиумом Верховного Совета СССР, утверждались союзным законом и,      
тем самым, приобретали силу закона. Более того, в 1993 году, когда парламент    
был разгромлен, Борис Николаевич Ельцин своим указом утвердил устав уже после   
принятия Конституции, но до вступления её в силу и написал в этом указе, что    
указ направляется на рассмотрение Федерального Собрания. Федеральное Собрание   
этот указ не рассмотрело, а вместо этого внесло в закон "Об обороне"            
изменение (не сразу причем, а несколько позже) и полномочия об утверждении      
устава откомандировало назад президенту. То есть свою работу законодатель не    
выполнил.                                                                       
                                                                                
Чем это плохо? Дело в том, что Борис Николаевич Ельцин, когда вносил уставы,    
полагал, что они будут утверждены федеральным законом. Этими уставами           
ограничивается ряд прав граждан, которые по Конституции можно ограничивать      
федеральным законом, но нельзя ограничивать указом. Какие это права? Самое,     
может быть, важное - это право на жизнь. В уставе общевоинском сказано, что     
если часовой приближающемуся гражданину говорит: "Стой! Стрелять буду!", а      
гражданин побежал в обратную сторону, то, даже если гражданин не создал         
никакой опасности для охраняемого объекта, часовой должен стрелять на           
поражение.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. В воздух и на поражение. А представьте себе, что           
гражданин глухой.                                                               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я прошу прощения. Я прошу то время, которое у меня         
депутат Головатюк отнимает, вычесть из его времени на выступление.              
                                                                                
Должен стрелять на поражение.                                                   
                                                                                
Другой пример. Военный комендант или даже комиссар может ограничивать право     
на отдых военнослужащего. Право на отдых - это конституционное право, а он      
может сокращать отпуск. С какой стати?                                          
                                                                                
Или, например, в статье 28 устава говорится, что "если доставка                 
военнослужащих, заключённых под стражу, в следственный изолятор невозможна      
из-за отдалённости или отсутствия надлежащих путей сообщения, то они могут      
содержаться на гауптвахте до 30 суток". Я имею в виду здесь не тех, о которых   
мы недавно говорили, - там административное наказание, а тех, кто обвиняется    
в совершении уголовного преступления. Это может быть утверждено законом - и     
Ельцин предполагал, что это будет утверждено законом, - а уставом это не        
может быть утверждено.                                                          
                                                                                
Кроме того, Дисциплинарный устав и ряд других общевоинских уставов,             
противоречат федеральным законам. Скажем, в статье 11 Устава внутренней         
службы говорится, что командир имеет право применять оружие для                 
восстановления дисциплины в том случае, если действия неповинующегося           
военнослужащего направлены на измену Родине. Понятия "измена Родине"            
давным-давно нет в нашем законодательстве, это было, когда Ельцин принимал      
уставы, а теперь этого нет, но соответствующая норма осталась, и,               
следовательно, командир имеет право применять оружие в не установленных         
законом случаях.                                                                
                                                                                
Некоторые статьи устава просто не применяются. Я не буду ввиду ограниченности   
во времени много примеров приводить, но я хочу сказать, что могу привести       
несколько десятков таких примеров. В принципе можно, конечно, было бы           
оставить принятие уставов за президентом, если бы были внесены                  
соответствующие изменения в федеральные законы, но изменения в федеральные      
законы не внесены, а президент, который обязан приводить свои уставы в          
соответствие с законом, эту обязанность не выполняет. Это относится как к       
президенту Ельцину, так и к президенту Путину, который в течение семи лет не    
сумел привести уставы в соответствие с законом.                                 
                                                                                
Наиболее яркие случаи, между прочим, относятся к положению о гауптвахте. Я      
напомню, что несколько лет назад группа находящихся в оппозиции депутатов       
внесла запрос о соответствии положения о гауптвахте в Конституционный Суд. Мы   
не были в принципе против самого дисциплинарного ареста, но должно было быть    
соответствие Конституции. В Конституционном Суде это лежало примерно год,       
после чего надо было уже рассматривать, и Президент Российской Федерации        
Борис Николаевич Ельцин взял и просто отменил эти статьи устава. Три года у     
нас гауптвахты не существовало, что было крайне плохо, потому что после         
выговора шёл сразу дисциплинарный батальон.                                     
                                                                                
Тем же своим указом, между прочим, президент поручил правительству в течение    
трёх месяцев внести соответствующий законопроект, но министр обороны Иванов и   
другие министры это поручение президента выполнить не сумели и внесли           
законопроект только через три года, причём законопроект такой, что Комитет по   
обороне ещё год его дорабатывал и ругался по поводу этого законопроекта, его    
попросту переписали заново.                                                     
                                                                                
Я думаю, что если мы вернёмся к своей истории и будем принимать                 
соответствующие федеральные законы в связи с уставами, то всё будет             
более-менее в порядке, потому что, как ни скверно мы работаем, мы часто         
вносим поправки в только что принятые законы, всё-таки их вносим, а устав,      
указ президента об уставах, - он какой был, такой и остался.                    
                                                                                
Я ещё раз хочу сказать, что в данном случае я бы даже, хотя нахожусь в          
оппозиции, не стал бы особо критиковать президента. Президент пытался           
передать все эти полномочия законодателю, законодатель не захотел выполнять     
свою работу и, щёлкнув каблуками, сказал: а пускай это примет президент. У      
президента и так достаточно много работы, то, что должен принимать              
законодатель, - это он и должен делать.                                         
                                                                                
В том заключении, которое прислало правительство, говорится, что Министерство   
обороны разработало новые уставы, которые якобы соответствуют закону. Может     
быть, это и хорошо, только где эти уставы-то?                                   
                                                                                
Вот сейчас говорится о повышении открытости армии. Так покажите хотя бы         
проекты уставов. Где они? Нет их, нет у широких масс. Вот у депутата            
Головатюка есть, а у других нет.                                                
                                                                                
Я хотел бы сказать, что вопрос принятия закона - это наивысшая открытость,      
которая есть в нашем обществе. Этот вопрос тоже не больно открыт, но тем не     
менее большей открытости нет, и принятие этого закона позволит снять те         
вопросы, то напряжение в обществе, которое реально существует в связи с         
уставами. Скажем, в уставе употреблён термин "опасное преступление". Нет        
такого термина, есть термин "особо тяжкое преступление". Или в уставе           
говорится, что за преступление против установленного порядка несения военной    
службы военнослужащий несёт уголовную ответственность по закону "Об уголовной   
ответственности за воинские преступления". Такого закона нет, в природе нет.    
Более того, в Уголовном кодексе говорится, что единственным уголовным законом   
является Уголовный кодекс и никакой другой закон не может устанавливать         
уголовную ответственность. Кроме того, в уставе говорится, что за любое         
невыполнение приказа устанавливается уголовная ответственность. Не за любое,    
а за то, которое повлекло за собой тяжкие преступления против службы, и         
тогда, когда приказ был отдан надлежащим образом, говорится в Уголовном         
кодексе.                                                                        
                                                                                
Я привёл, по-моему, достаточно примеров того, что уставы президента плохие,     
они не соответствуют закону, что президент не в состоянии это сделать и это     
должен сделать законодатель. Поэтому я и предлагаю принять соответствующий      
закон, изменения в закон "Об обороне", с тем чтобы в дальнейшем воинские        
уставы утверждались федеральным законом. А предложения Министерства обороны     
не пропадут, они просто попадут к нам с вами.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                              В. В. Жириновский                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад представителя Комитета по обороне Головатюка     
Андрея Михайловича. Пожалуйста. И помните, мы утвердили сокращённый формат -    
на каждый пункт повестки только пятнадцать минут, иначе в 22 часа мы не         
сможем закончить, придётся продлевать до 23 часов.                              
                                                                                
ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемый Сергей Алексеевич, всё правильно вы сказали, но с     
одним только... Я вам хочу сказать, что с новыми проектами общевоинских         
уставов можно ознакомиться в Комитете по обороне. А с тем, что вы               
предлагаете, - лишить президента полномочий по утверждению общевоинских         
уставов и положений о боевом знамени воинской части - комитет не может          
согласиться. Что касается тех проблем, о которых вы говорили, мы внесли         
изменения в законодательство. Все изменения в проект новых общевоинских         
уставов внесены. Они сейчас проходят согласование в Правительстве Российской    
Федерации. И, думаю, в 2007 году они будут подписаны Президентом Российской     
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет рекомендует законопроект отклонить.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть вопросы к докладчикам? Нет. Есть желающие            
выступить? Нет. Представитель президента?                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Макашов Альберт Михайлович, пожалуйста. Только, если      
можно, в сокращённом варианте, две-три минуты.                                  
                                                                                
Депутату Макашову включите микрофон.                                            
                                                                                
МАКАШОВ А. М. Воинские уставы Советского Союза написаны кровью, опытом жизни.   
Взято всё лучшее из царской армии и всё, что было в Советской армии. И вот      
читаешь... Попробуйте сейчас выкинуть хоть одно слово! Всё было по закону, и    
все уставы воинские утверждались Верховным Советом.                             
                                                                                
На сегодняшний день, господа демократы, когда вы отменили гауптвахту, бедный    
ротный или бедный прапорщик говорит: легче дать в морду и самому попасть под    
суд, чем кого-то вести на гауптвахту, потому что где этот судья гарнизонный и   
прочее?.. За образец возьмите Вооружённые Силы Белоруссии. Я прочитал их        
уставы для сравнения. Позавидуешь! Всё.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё? Спасибо.                                             
                                                                                
Андрей Михайлович, присаживайтесь.                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сразу? Ставится на голосование пункт 10, проект закона    
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне".              
Пожалуйста, прошу голосовать.                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 25 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               39 чел.8,7%                                      
Проголосовало против           14 чел.3,1%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     53 чел.                                          
Не голосовало                 397 чел.88,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не проходит, не принято.                                                        
                                                                                

Заседание № 200

15.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 308170-4 "О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об обороне" (в части исключения нормы о полномочиях Президента Российской Федерации по утверждению общевоинских уставов и положений о Боевом знамени воинской части).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 969 по 975 из 7939
ЗАВАРЗИН В. М., председатель Комитета Государственной Думы по обороне,          
фракция "Единая Россия".                                                        
                                                                                
Олег Викторович, технические вопросы. По пунктам 13 и 36 замена докладчика:     
вместо Сигуткина - Головатюк. Пункт 46 по просьбе депутата Попова прошу снять   
сегодня с рассмотрения.                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1449 по 1452 из 7939
Депутат Заварзин - замена докладчика по пунктам 13 и 36. И предложение снять    
с повестки дня пункт 46. Есть ли возражения по предложению о переносе пункта    
46? Нет возражений. Без голосования переносим.