Заседание № 204

12.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 308066-4 "О государственной поддержке молодой семьи, имеющей детей".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5374 по 5728 из 6530
Я приглашаю на трибуну депутата Безбородова Николая Максимовича. Пункт 16       
порядка работы, проект федерального закона "О государственной поддержке         
молодой семьи, имеющей детей". Пожалуйста, Николай Максимович, вам слово.       
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М., фракция "Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия         
Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия      
России - "Патриоты России")".                                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему      
вниманию представляется в первом чтении проект федерального закона "О           
государственной поддержке молодой семьи, имеющей детей". Законопроект внесён    
депутатами Государственной Думы - членами фракции "Родина" (Народная Воля -     
СЕПР - Патриоты России)". Цель законопроекта - установить на федеральном        
уровне систему мер социальной поддержки молодых семей, имеющих детей.           
Необходимость принятия указанного федерального закона вызвана низким уровнем    
материального обеспечения молодых семей с детьми, а это в свою очередь          
является одной из многочисленных причин низкого уровня рождаемости в России.    
                                                                                
Законопроект, во-первых, закрепляет понятия "молодая семья", "многодетная       
молодая семья", "малоимущая молодая семья", "неполная молодая семья" и,         
во-вторых, устанавливает дополнительно к уже существующей системе поддержки     
семей с детьми федеральную систему мер социальной поддержки молодых семей с     
детьми. Мы предлагаем ввести новые виды пособий, а именно: первое,              
федеральное ежемесячное пособие на детей в возрасте до одного года, от одного   
года до трёх лет, от трёх лет до восьми лет и, второе, федеральную ежегодную    
компенсационную выплату на детей из многодетных и неполных молодых семей,       
обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях. По   
каждому из перечисленных видов пособий предусматривается целевое приобретение   
товаров детского ассортимента, продуктов детского питания, а для учащихся -     
приобретение комплектов детской одежды для посещения школьных занятий.          
                                                                                
Помимо этого законопроект, статьи с 6-й по 9-ю, закрепляет права родителей на   
пособия и условия, при которых они могут эти пособия получать.                  
                                                                                
Как достигается адресность социальной поддержки молодых семей? Достигается      
путём перечисления пособий по безналичному расчёту заявителю на специальную     
социальную карту молодой семьи.                                                 
                                                                                
Закон затратный, источник финансирования - федеральный бюджет. Для реализации   
закона в год потребуется примерно 816 миллионов рублей.                         
                                                                                
На законопроект поступили заключение Правового управления Аппарата              
Государственной Думы, заключение Комитета Государственной Думы по делам         
женщин, семьи и детей, заключение Правительства Российской Федерации. Все       
заключения отрицательные.                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, законодательную инициативу фракции     
"Родина" (Народная Воля - СЕПР - Патриоты России)" прошу поддержать, прошу      
принять проект федерального закона в первом чтении.                             
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович.                              
                                                                                
Для содоклада я передаю слово члену Комитета по делам женщин, семьи и детей     
Елене Владимировне Афанасьевой.                                                 
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, Николай Максимович подробно изложил содержание               
законопроекта, и всё же я повторю его суть.                                     
                                                                                
Авторы предлагают за счёт средств федерального бюджета предоставить молодым     
малообеспеченным семьям, имеющим детей, право на три основных пособия:          
федеральное ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте до одного года на         
приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания,        
федеральное ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от одного года до трёх    
лет на приобретение специальных молочных продуктов детского питания и           
федеральное ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от трёх лет до семи лет   
на приобретение товаров детского ассортимента.                                  
                                                                                
Кроме того, для многодетных и для неполных молодых семей, дети из которых       
обучаются в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях,        
предлагается установить ежегодную компенсационную выплату на приобретение       
комплектов детской одежды для школьных занятий. Согласно статье 11              
законопроекта средства на выплату этих пособий должны зачисляться на            
социальную карту получателя пособия и не допускается их нецелевое               
использование.                                                                  
                                                                                
Идея законопроекта правильная, молодые малообеспеченные семьи нуждаются в       
такой поддержке. Однако предлагаемые новые пособия не только по закону о        
разграничении полномочий, но и по сути являются региональными или               
муниципальными, поскольку носят целевой характер. Если принять концепцию        
авторов, то на федеральном уровне необходимо будет разработать механизм         
контроля за расходованием родителями этих средств. Надо будет создать           
организационно-управленческие структуры, которые будут наделены полномочиями    
по выплате этих пособий. Надо сформировать федеральный банк данных о            
получателях пособий. На это необходимы немалые средства, но это не самое        
главное. Главное состоит в том, что механизмы реализации законопроекта сложны   
и трудоёмки. В каждом муниципальном образовании нужно будет создать или         
выбрать по конкурсу как минимум по два магазина, которые будут иметь право      
обслуживать родителей по социальным картам. В стране сейчас около двадцати      
четырёх тысяч муниципальных образований, значит, таких магазинов должно быть    
более пятидесяти тысяч. Организовать и проконтролировать их деятельность на     
федеральном уровне практически невозможно, это дело региональной и местной      
власти.                                                                         
                                                                                
Для того чтобы предложенные законопроектом меры социальной поддержки молодых    
семей были эффективны, своевременно дошли до получателя, а средства             
расходовались по назначению, нужен совершенно иной механизм финансирования, а   
это уже совершенно другой закон.                                                
                                                                                
Кроме того, единая система государственных пособий установлена базовым          
Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В    
нём статья 2 предоставляет субъектам Российской Федерации право устанавливать   
дополнительные социальные выплаты за счёт средств своих бюджетов. Практически   
все регионы в соответствии со своими потребностями и финансовыми                
возможностями такие меры установили. В Санкт-Петербурге, к примеру, с 2004      
года действует закон о государственной поддержке семей, имеющих детей. Виды     
пособий, порядок реализации права на пособия и порядок их предоставления,       
предложенные авторами обсуждаемого законопроекта, практически идентичны         
нормам закона Санкт-Петербурга. Похожие нормы приняты и законодательствами      
Московской области и города Москвы.                                             
                                                                                
И последнее, по затратам, которые оценить практически невозможно, поскольку     
право на определение размера пособий авторы отдают правительству. В             
финансовом обосновании приводятся две цифры: первая - это численность детей,    
на которых будет распространяться действие закона, и авторы считают, что        
таких детей будет сто тридцать шесть тысяч; вторая цифра - это годовые          
расходы федерального бюджета, авторы оценивают их в 816 миллионов рублей,       
исходя из суммы в 500 рублей в месяц на ребёнка. Однако эти расчёты             
некорректны: фактическая численность таких детей будет почти в десять раз       
больше, примерно 1,3 миллиона, а затраты составят 7,5 миллиарда рублей в год.   
                                                                                
Исходя из изложенного, Комитет по делам женщин, семьи и детей не поддерживает   
концепцию данного законопроекта, рекомендует Государственной Думе его           
отклонить. Данный законопроект не поддерживается Комитетом по физической        
культуре, спорту и делам молодёжи, который является соисполнителем, и           
Правительством Российской Федерации также не поддерживается.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику и        
содокладчику? Есть два вопроса. Депутат Курьянович и депутат Останина, и        
подводим черту.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, депутат Курьянович, ваш вопрос.                                     
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Вопрос докладчику.                                             
                                                                                
Уважаемый Николай Максимович, назовите, пожалуйста, конкретные юридические      
критерии малообеспеченной семьи.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С места. Депутат Безбородов, пожалуйста.                  
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М. Малообеспеченная семья - это семья, в которой на члена семьи   
приходится доход ниже прожиточного минимума.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина, пожалуйста.                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Елене Владимировне.                                       
                                                                                
Уважаемая Елена Владимировна, скажите, пожалуйста, вот когда принимались        
законы о разграничении полномочий и данное полномочие было отнесено к ведению   
субъектов Федерации, то предполагалось ли, что субъекты в соответствии с        
возможностями своих бюджетов будут определять объёмы этих пособий? Вы назвали   
два субъекта - Московская область, Санкт-Петербург, понятно, что это не самые   
бедные субъекты, скажите по остальным территориям Российской Федерации.         
Остальные субъекты какие приняли нормативные документы? Каков там размер        
выплат социальных пособий на детей?                                             
                                                                                
АФАНАСЬЕВА Е. В. К сожалению, такой информации конкретно по субъектам у меня    
на сегодняшний день нет. Я знаю, что более 30 процентов субъектов имеют такие   
выплаты.                                                                        
                                                                                
И второй вопрос... Извините, ещё один вопрос был какой-то.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, только этот был. Спасибо. Присаживайтесь,            
пожалуйста, Елена Владимировна.                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Также две руки: депутат    
Курьянович и депутат Останина.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Курьянович.                                                         
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Опять же, уважаемые коллеги, мы мельчим эту проблему, как и    
по предыдущему рассматриваемому законопроекту. Вместо того чтобы алименты в     
значительной степени выплачивало государство, мы говорим о лёгкой форме         
отчётности. Так же и здесь. У нас малообеспеченными, если брать по большому     
счёту, являются до 90-95 процентов существующих молодых семей. Из этого         
перечня выпадает и такая категория лиц, имеющих детей, которые воспитывают      
оных в так называемом гражданском браке, где отношения юридически не            
узаконены между мужчиной и женщиной. Я уже неоднократно здесь, в стенах         
нашего парламента, говорил о том, что необходимы более радикальные и жёсткие    
меры, - только в этом случае это будет иметь по-настоящему действенный          
социальный характер, а нам наши избиратели скажут спасибо, - а именно:          
объявление национальным проектом номер один не четырёх существующих, а          
проекта сбережения и приумножения народа, что должно быть заботой наших         
высших руководителей; повышение в несоизмеримые разы размера единовременного    
пособия при рождении второго и последующих детей - до 500 тысяч рублей,         
размера ежемесячного пособия - до 7-10 тысяч; плюс эти пособия должны           
выплачиваться до достижения ребёнком возраста четырнадцати лет; и этот же       
промежуток времени должен засчитываться женщине в трудовой стаж. Кроме того,    
на каждого вновь родившегося гражданина великой России должен открываться,      
как в арабских странах, персональный счёт для поступления средств от продажи    
минерально-сырьевых ресурсов на экспорт - сумма, эквивалентная 10 тысячам       
долларов, с начислением процентов, и выплата до достижения ребёнком             
восемнадцати лет. Дешёвая ипотека должна предоставляться под 2-3 процента на    
тридцать лет, а не как сейчас: на три года под 11,5 процента. Про алименты я    
уже сказал.                                                                     
                                                                                
И всё это должно предоставляться по факту рождения ребёнка, вне зависимости     
от того, состоит ли женщина в браке, учитывая тот дисбаланс между мужским и     
женским населением в нашей стране, которого нигде нет в мире: у нас на 8-10     
миллионов женщин больше, чем мужчин. Вот тогда действительно мы поможем         
молодым семьям, поможем конкретному вновь родившемуся гражданину России,        
решим главную проблему России - демографическую. И тогда заработают все         
основные, зависящие от этого главного вопроса, компоненты нашей экономики, да   
и политической жизни.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина, пожалуйста.                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, я не знаю, обратили вы внимание или нет, но   
в нынешней Думе поменялось название комитета, который занимается проблемами     
женщин, семьи, детей. Речь идёт ведь не только о смене названия. По сути,       
поменялась сама задача деятельности этого комитета, и, наверное, правильнее     
было бы назвать: комитет, который действует против женщин, семьи и детей, ибо   
из-под пера этого комитета не вышло, по сути, ни одного законопроекта, кроме,   
конечно, тех, которые заранее одобрены правительством и по которым              
рассчитано, в каком объёме можно выделить какие крохи денег. А все остальные    
законопроекты, которые направлены на поддержку семьи, женщин и детей, они       
блокируются, причём блокируются голосами партии большинства, которая сидит      
здесь, в Государственной Думе.                                                  
                                                                                
Я просто хочу напомнить, что вторая Государственная Дума принимала              
законопроект о государственной поддержке многодетных семей. И тогда уже, при    
принятии того законопроекта, как один из авторов я высказывала опасение по      
поводу того, что если мы его не примем (тогда, это было восемь лет назад), то   
через восемь лет исчезнет предмет регулирования законопроекта - сама            
многодетная семья. И если тогда, восемь лет назад, таких семей было 4,5         
процента от общего числа всех семей, то теперь таких семей осталось только      
2,6 процента, а для простого воспроизводства надо, чтобы многодетных семей в    
России было не менее 15 процентов. Ну ладно, больной президент Ельцин не        
понял, о чём идёт речь, но вспомните 10 мая, когда мы все сидели и слушали      
послание президента. И я считаю, что президенту потребовалось проявить очень    
большую политическую волю, чтобы заявить о том, что у нас есть проблема         
демографическая, заявить об этом с высокой трибуны, тем самым подняв эту        
проблему на государственный уровень, придав ей государственное звучание.        
                                                                                
Я не понимаю сейчас логики действий профильного комитета, председатель          
которого является членом партии "Единая Россия", которая не выполняет,          
собственно, те самые задачи, которые поставили и президент, и сама партия на    
своём съезде, где говорилось о том, что необходимо принять ещё четвёртый        
национальный проект, демографический. Как мы собираемся реализовывать этот      
проект, если будем принимать только те законы, которые рекомендует              
правительство? Я просто сейчас приветствую расширение предмета толкования       
этого законопроекта, ибо действительно сейчас любая молодая семья, которая      
имеет не то что двоих детей, но даже и одного ребёнка, попадает в категорию     
социально неблагополучных и поэтому тоже нуждается в поддержке. Мне непонятен   
аргумент комитета, что теперь это отнесено к ведению субъектов Федерации. Я     
думаю, что не случайно докладчик затруднился с определением количества          
субъектов, чтобы обозначить конкретные суммы. Не все субъекты имеют такие       
возможности.                                                                    
                                                                                
Что мы делаем сейчас? Блокируя этот законопроект, мы отказываемся от принятия   
минимального государственного стандарта. Скажите, если у субъектов есть         
возможность, то что мешает им из своих бюджетов выделить дополнительные         
деньги? При этом минимальная сумма выделяется из федерального бюджета, ибо      
возможность эта у федерального бюджета есть.                                    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, я призываю вас проголосовать за этот                
законопроект. Я думаю, что многим из нас будут задаваться вопросы и накануне    
выборов, да и сейчас. Мы часто встречаемся со своими избирателями, и не в       
бане, как это делает Алексей Валентинович, это другого рода встречи, это        
многочисленные приёмы. И до сих пор идут в наши депутатские приёмные матери,    
которые просят денег на то, чтобы элементарно прокормить, одеть и обуть своих   
детей.                                                                          
                                                                                
Очень прошу проголосовать за этот законопроект, поддержать инициативу           
авторов.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителя президента и    
представителя правительства? Нет.                                               
                                                                                
По ведению - депутат Оськина Вера Егоровна.                                     
                                                                                
ОСЬКИНА В. Е. Спасибо, Олег Викторович.                                         
                                                                                
Я могу сказать только, что всё, о чём говорила депутат Останина, - это важные   
вещи, но они могут решаться в субъектах Федерации. В частности, в нашем крае    
очень много делается в этом направлении. На 2007 год приняты программы          
поддержки детей и решения демографической проблемы, по которым практически      
увеличено в два раза горячее питание в школах, выдаются бесплатные учебники с   
1-го по 9-й класс, молочная кухня обслуживает детей до двухлетнего возраста,    
проезд школьников из многодетных семей оплачивается в течение года, и 35        
тысяч рублей выплачивается за каждого ребёнка тем, кто родил двойню или         
тройню, практически за каждого ребёнка... (Микрофон отключён.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна, но я думаю, что это было          
выступление не по ведению, это, будем считать, было одним из выступлений в      
ходе прений.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, обсуждён вопрос...                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, но у нас нет такой процедуры. Я даю   
вам слово, вы задаёте вопрос, получаете время, вы выступаете (я даю вам такую   
возможность), и вы выступаете четыре с половиной минуты. Позиция фракции        
известна. Что значит "по мотивам"? Что, у вас изменились мотивы и вы будете     
выступать против точки зрения, которую вы высказали, да? Вот как я должен       
понимать ваше предложение?                                                      
                                                                                
По ведению - депутат Останина. Пожалуйста.                                      
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Олег Викторович, сегодня, когда шло обсуждение повестки дня,     
многие мои коллеги поднимали вопрос о неблагополучной ситуации в нашем          
комитете. Я, к сожалению, испытываю то же давление, которое оказывала           
председатель комитета на умершего руководителя аппарата. Всякое выступление     
совершенно иначе... как бы имеет другую транскрипцию в изложении Екатерины      
Филипповны. Махом поступает звонок в регион, будто если депутат выступил, то    
он выступил против интересов своего региона.                                    
                                                                                
В нашем регионе не меньше делается для детей, чем в Красноярском крае, но       
просто надо выйти за пределы своего поселения и мыслить по-государственному,    
если вы сидите в Государственной Думе, и не только хвалить своё кукушкино       
гнездо, но и на самом деле поднять эту проблему на государственный уровень,     
позаботиться и о других субъектах Федерации, ибо там тоже наши дети, а не       
только в Красноярском крае.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я просто прошу вас всех, вместе        
взятых, в том числе я обращаюсь и к депутату Оськиной, и особенно к депутату    
Останиной: пожалуйста, будьте любезны, соблюдайте Регламент, не ставьте меня    
в неловкое положение. Мне неловко останавливать выступающего депутата, тем      
более женщину, но будьте тогда добры, не нарушайте Регламент сами, тем более    
в ситуации, когда я по всем законопроектам дважды давал возможность депутату    
Останиной выступить. Нет, оказывается, нужно ещё получить третий раз            
возможность, вне Регламента.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставлю на голосование в первом чтении проект федерального    
закона "О государственной поддержке молодой семьи, имеющей детей". Мнение       
комитета - против.                                                              
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Кто без карточки? Нет таких.                                                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              122 чел.27,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.72,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.