Заседание № 58

12.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 307685-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части усиления ответственности за вовлечение несовершеннолетних в деятельность объединения, посягающего на личность и права граждан, а также в деятельность экстремистского сообщества, экстремистской организации; внесен депутатом Государственной Думы третьего созыва В. П. Воротниковым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3648 по 3816 из 7189
Уважаемые коллеги, пункт 22. О проекте федерального закона "О внесении          
изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие         
законодательные акты Российской Федерации" докладывает заместитель              
председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и               
процессуальному законодательству Пётр Борисович Шелищ.                          
                                                                                
Пожалуйста, Пётр Борисович, пункт 22.                                           
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б., фракция "Единая Россия".                                           
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
представляется проект закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный     
кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской            
Федерации", внесенный депутатом Госдумы третьего созыва Валерием Павловичем     
Воротниковым. Под другими законодательными актами Российской Федерации          
понимаются федеральные законы "О свободе совести и о религиозных                
объединениях", "О средствах массовой информации", "Об образовании" и "Об        
общественных объединениях".                                                     
                                                                                
Прежде всего, автором законопроекта предлагается внести в указанные законы      
изменения, направленные на исключение возможности проникновения в               
образовательный процесс на всех уровнях педагогических работников, имеющих      
неснятую или непогашенную судимость за преступления против семьи и              
несовершеннолетних, против здоровья населения и общественной нравственности,    
против основ конституционного строя и безопасности государства, если суд не     
применил такую меру наказания, как лишение права занимать определенные          
должности или заниматься определенной деятельностью.                            
                                                                                
Комитет полагает, что действующее уголовное законодательство содержит           
необходимые правовые средства противодействия вовлечению несовершеннолетних в   
экстремистскую деятельность. Следует иметь в виду, что санкции статьи 150       
Уголовного кодекса Российской Федерации (статья эта называется "Вовлечение      
несовершеннолетнего в совершение преступления") предусматривают                 
безальтернативность применяемых норм и указывают в виде основного вида          
наказания лишение свободы (часть первая этой статьи - лишение свободы до пяти   
лет, часть вторая - до шести лет, часть третья - от двух до семи лет и часть    
четвертая - от пяти до восьми лет). В то же время законопроект вопреки          
декларируемому усилению ответственности за вовлечение несовершеннолетних в      
противоправную деятельность, во-первых, предлагает помимо лишения свободы       
иные меры наказания, не связанные с ограничением свободы, во-вторых,            
предлагает максимальные санкции ниже тех, которые предусмотрены статьей 150     
Уголовного кодекса, то есть предлагается максимум до шести лет по всем          
пунктам статьи.                                                                 
                                                                                
Далее. Необходимо отметить, что если бы были приняты нормы, предложенные        
данным законопроектом, то в силу особенностей структурного построения           
уголовно-правовых норм в нашем Уголовном кодексе диспозиция новых частей,       
вторых, в которые предлагается внести изменения, привела бы просто к            
бессмысленным конструкциям, потому что получились бы такие конструкции, как,    
например, руководство экстремистским сообществом, если оно совершено            
родителем. Понятно, что это достаточно нелепая конструкция, которую             
невозможно было бы применять. Это касается пункта "б" новой части второй        
статьи 281-1 Уголовного кодекса.                                                
                                                                                
Далее. Нельзя не отметить и то, что практически все вышеуказанные               
квалифицирующие признаки, предлагаемые для включения в статьи 239, 282-1 и      
282-2, по существу являются лишь перечислением диспозиции частей с первой по    
четвертую статьи 150 УК Российской Федерации.                                   
                                                                                
И наконец, предлагаемые проектом дополнения Уголовного кодекса не только        
создадут неоправданную конкуренцию уголовно-правовых норм, но и приведут к      
ослаблению ответственности за рассматриваемые деяния.                           
                                                                                
Что касается предложений по внесению изменений и дополнений в другие законы,    
в частности в Закон "О средствах массовой информации", то из пояснительной      
записки к законопроекту следует, что одной из его задач является исключение     
норм, освобождающих от регистрации средства массовой информации малотиражные,   
о которых идет речь совершенно не в тех пунктах статьи 12 закона о СМИ, на      
которые указывает автор законопроекта. В других предложениях по внесению        
изменений в перечисленные законы Российской Федерации также имеется ряд         
существенных неточностей.                                                       
                                                                                
Учитывая все эти обстоятельства, комитет предлагает отклонить данный            
законопроект. Отзыв правительства отрицательный, и заключение Правового         
управления также содержит целый ряд существенных...                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам важно, Пётр Борисович, ваше заключение.               
Правительство мы спросим.                                                       
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б. Я сказал: комитет предлагает отклонить. Я с этого начал.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли желающие задать вопрос и желающие выступить?         
Вопрос есть у Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна. Вопрос к докладчику,    
так я понимаю, Тамара Васильевна?                                               
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Да.                                                              
                                                                                
Уважаемый Пётр Борисович, вот статья 53 Закона "Об образовании", в общем-то,    
не предусматривает недопущение к процессу образования лиц с непогашенной        
судимостью, и статья 282 Уголовного кодекса тоже не прописывает ограничений     
конкретно для педагогических работников. И если суд не принял такую меру (вот   
вы говорите, что всё есть в Уголовном кодексе), тогда такие люди смогут         
работать с детьми.                                                              
                                                                                
ШЕЛИЩ П. Б. Я понял вопрос. Полагаю, что в том случае, когда руководство        
образовательного учреждения считает невозможным использовать на                 
педагогической работе человека с непогашенной судимостью, по которому суд не    
принял решения об ограничении его дальнейшей профессиональной деятельности,     
тогда администрация откажет ему в приеме на работу, он обратится в суд, и       
суд, рассматривая это дело, вправе принять решение, ограничивающее его право    
заниматься профессиональной деятельностью.                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сейчас вы будете выступать, Тамара Васильевна, давайте так.                     
                                                                                
Вопросов больше нет. Пётр Борисович, присаживайтесь.                            
                                                                                
Тамара Васильевна, пожалуйста, ваше выступление.                                
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Во-первых, этот законопроект вносил депутат третьей              
Государственной Думы Валерий Павлович Воротников. Это профессионал, человек,    
который занимался профессионально юридической деятельностью, борьбой с          
противоправной деятельностью, и знал не хуже, чем сидящие здесь депутаты,       
уголовное законодательство. Поэтому вот ссылки на то, что это, мол, масло       
масляное, что всё это у нас уже есть, и зачем, мол, еще что-то принимать...     
То, что сегодня делают с подростками, у всех должно вызывать тревогу. И не      
только этот законопроект надо рассмотреть и принять, но и еще более жесткие     
меры применять к тем, кто пытается растлевать нашу молодежь.                    
                                                                                
Мы тоже в комитете по образованию еще во второй Думе вносили такой              
законопроект о перечне тех, кто не допускается к участию в педагогическом       
процессе, и там шел целый перечень лиц - это и больные, и люди с дефектами      
речи, и прежде всего именно лица, которые имеют непогашенную судимость. Тот     
законопроект почему-то так и остался принятым в первом чтении, дальше он не     
рассматривался почему-то. Ясно почему - потому что кто-то лоббирует эти         
вопросы, ну, кого-то не устраивают ограничения по здоровью, кого-то не          
устраивают, может быть, ограничения для имеющих судимость и так далее. Кроме    
того, недавно мы с вами рассматривали законопроект, внесенный Московской        
городской Думой, где говорилось о свободе совести. Тогда тоже сказали: ну и     
ничего, всё это есть, распространяют они литературу по домам, в школах, но      
это будет нарушением прав человека, если мы это запретим. А как же тогда        
права ребенка?! Поэтому все перечисленные здесь предложения... Меня очень       
поразило, когда Пётр Борисович сказал, что здесь есть даже и мягче нормы,       
мягче, что вот в Уголовном кодексе есть норма до восьми, допустим, лет, а       
здесь - до шести. Кроме того, есть, мол, альтернативные меры, которые           
предлагает автор законопроекта, могут быть штрафные санкции и так далее. Так    
это, наверное, и хорошо, что суд будет рассматривать и разные меры применять    
в зависимости от того, что совершил человек. Поэтому я считаю, что этот         
законопроект обязательно нужно принимать. И если там есть какие-то нормы,       
перекликающиеся с уже существующими, то во втором чтении это можно снять. Но    
я думаю, что здесь лишнего нет абсолютно ничего!                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, больше нет желающих выступить, тогда я ставлю на             
голосование пункт 22, чтобы вы определились с его принятием. Кто за то, чтобы   
принять данный законопроект в первом чтении?                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 28 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за               77 чел.17,1%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     79 чел.                                          
Не голосовало                 371 чел.82,4%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят.