Заседание № 169

11.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 307207-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочения оборота земель сельскохозяйственного назначения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5389 по 5635 из 6493
Уважаемые коллеги, переходим к вопросу 26, проекту федерального закона "О       
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части упорядочения оборота земель сельскохозяйственного назначения". Сурков     
Константин Викторович, представитель Законодательного Собрания Забайкальского   
края, дал нам право рассматривать вопрос без своего участия, и поэтому у нас    
с докладом по этому вопросу выступает член Комитета по строительству и          
земельным отношениям Олег Анатольевич Гребёнкин.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГРЕБЁНКИН О. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроектом    
предусматриваются изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации,          
Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О государственной     
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральный закон    
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". При этом законопроектом   
предлагается внесение изменений, которые выходят за рамки правового             
регулирования данного законопроекта. В частности, положения законопроекта о     
прекращении прав собственности на земельный участок или долю в праве общей      
собственности на земельный участок и наследование выморочного имущества не      
ограничиваются действием в отношении земель сельскохозяйственного назначения.   
                                                                                
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон "Об обороте       
земель сельскохозяйственного назначения" статьёй, предусматривающей             
установление случаев ненадлежащего использования или неиспользования            
земельных участков, что противоречит данному закону, согласно которому такие    
случаи определяются Земельным кодексом Российской Федерации.                    
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что представляется неприемлемым подход к          
определению этих случаев и сроков, по истечении которых земельный участок       
считается неиспользуемым. Так, предлагается наделить полномочиями по            
определению таких случаев и сроков Росреестр. Данное предложение противоречит   
Гражданскому кодексу, согласно статье 235 которого принудительное изъятие у     
собственника имущества не допускается, кроме случаев и по основаниям,           
предусмотренным законом.                                                        
                                                                                
Помимо указанного законопроектом предлагается из процедуры выдела земельных     
участков в счёт земельных долей исключить необходимость решения вопроса         
определения местоположения образуемого при этом земельного участка на общем     
собрании участников долевой собственности, что может повлечь массовые           
нарушения прав участников долевой собственности и значительный рост             
количества судебных разбирательств.                                             
                                                                                
На законопроект получен отрицательный отзыв Правительства Российской            
Федерации. Законопроект не поддерживают комитеты-соисполнители - Комитет по     
вопросам местного самоуправления и Комитет по гражданскому, уголовному,         
арбитражному и процессуальному законодательству. Комитет рекомендует            
Государственной Думе не поддерживать законопроект и отклонить его при           
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к Олегу Анатольевичу? Есть. Депутат Рохмистров. Одна рука, я    
пока других не вижу, один вопрос.                                               
                                                                                
Пожалуйста, Рохмистров.                                                         
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Во-первых, в заключении вашего комитета написано, что          
проблема является актуальной и её необходимо решать, но вот уже достаточно      
давно мы слышим, что эта проблема есть, но никаких предложений по её решению    
нет. Есть ли вообще желание комитета эту проблему решать?                       
                                                                                
И второе. Вы сказали, что в ГК прописано, что изъятие имущества является        
особым порядком. Если это касается так называемой общей долевой собственности   
на землю, земельных долей, то как-то вот не совсем, на наш взгляд, она          
подпадает под действие Гражданского кодекса, так как она не определена как      
имущество, то есть не имеет своего описания. Вот как это соотносится? Либо      
давайте опишем эту долю, и тогда она действительно подпадёт, либо... Вопрос     
же как раз и состоит в том, чтобы определить долю собственника в этом           
законопроекте, чем он, собственно говоря, владеет.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Анатольевич.                             
                                                                                
ГРЕБЁНКИН О. А. Уважаемый Максим Станиславович, я хотел бы поправить вас. 29    
января 2010 года принят проект федерального закона № 130822-5 "О внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части         
совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения", при         
разработке которого была проделана большая работа по тем вопросам, что вы       
задавали. Это 2010 год, нынешний год. Это первое.                               
                                                                                
Второе. Предлагаемый законопроект всё-таки опять, мне кажется, лоббирует        
интересы крупных собственников, которые хотели бы за небольшие деньги стать     
крупными землевладельцами. Сами посудите, всё-таки на сегодняшний день          
Земельный кодекс даёт абсолютно исчерпывающие статьи, основания, по которым     
может быть изъята земля: использование земельного участка не в соответствии с   
его целевым назначением (я вкратце буду говорить), использование земельного     
участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия и       
значительному ухудшению экологической обстановки, неустранение совершённых      
умышленно нарушений - отравлений, загрязнений, порчи, уничтожения               
плодородного слоя, неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским       
законодательством, ну и так далее. Сами посудите, в общем-то, они               
исчерпывающие, и любые изменения, или добавления, или корректировки вносятся,   
как правило, в чьих-то интересах. Земельный кодекс стоит очень хорошо на        
страже всех этих вопросов.                                                      
                                                                                
Вторая часть вопроса была посвящена доле в праве общей собственности на         
земельный участок. Если я правильно понимаю, вы имели в виду, что, например,    
доля может быть не размежёвана, и весь вопрос был связан с этим, да? Если это   
так, то действительно на сегодняшний день её можно размежевать, но это          
является прерогативой общего собрания дольщиков, как правило. В этом же         
законопроекте предлагается отстранить дольщиков. Поэтому я считаю, что вполне   
законно по указанным причинам этот законопроект отклонить.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Олег Анатольевич.                
                                                                                
Настаивает кто-то на выступлении, коллеги? Рохмистров настаивает.               
                                                                                
Пожалуйста, Максим Станиславович.                                               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Ну, к сожалению...                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку. Есть предложение депутата Плетнёвой           
ограничиться выступлениями до трёх минут в прениях.                             
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. А я уже начал выступать. Как это - по ходу менять правила?     
Так нельзя по Регламенту.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да? Ну хорошо. То есть десять, да? Хорошо, Максим         
Станиславович, пожалуйста.                                                      
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Здесь мне непонятна позиция комитета, который, с одной         
стороны, поддерживает необходимость совершенствования оборота земель            
сельскохозяйственного назначения, а с другой - имеет к этому законопроекту      
лишь ряд замечаний.                                                             
                                                                                
Что касается того законопроекта, который здесь упоминался в ответе на мой       
вопрос. Ну, он принят в первом чтении и, к сожалению, наверное, большинство     
вопросов не решит, во всяком случае там концептуально многие вещи просто не     
прописаны, то есть мы, видимо, во втором чтении планируем изменить концепцию    
законопроекта.                                                                  
                                                                                
То, что проблема реально существует на сегодняшний день и никак не              
решается... Ну вот нам предлагается сейчас отсылка к общему собранию, но        
посмотрите, когда у нас появились доли, и попробуйте соберите эти общие         
собрания. Наверное, в девяноста процентах случаев это просто является утопией   
- собрать общее собрание тех, кому эти доли наделялись. И проблема по общей     
долевой собственности на землю существует уже не один, не два и не три года,    
и вот ссылки на Гражданский кодекс и действующие в отношении имущественного     
права ограничения, наверное, не совсем корректны, потому что тот же самый       
Гражданский кодекс, определяя, что такое частная собственность, даёт чёткое     
толкование: что такое частная собственность, каким образом она должна быть      
зарегистрирована и что она должна иметь определённое описание.                  
                                                                                
Вот появление так называемых земельных долей у нас вообще непонятно, к чему и   
каким образом относится, и мы уже столько лет не можем разрешить эту            
проблему. То, что авторы предлагают вернуться к этой проблеме, - ну,            
наверное, это имеет под собой основания, тем более что это не первая подобная   
инициатива, которая всё-таки пытается разрешить эту проблему. И здесь, я        
думаю, возможно было бы поддержать настоящий законопроект в первом чтении и     
совместно с комитетом устранить эти замечания, придумать действительно          
реальный механизм, который позволил бы эту проблему наконец-то решить, потому   
что не один субъект обращался с подобной инициативой, и в своём заключении      
комитет ссылается на то, что есть ещё одна подобная инициатива, по-моему        
Удмуртской Республики, которая тоже направлена на решение этой проблемы.        
                                                                                
К сожалению, эту проблему рано или поздно придётся решать, и откладывать её     
на неопределённый срок - ну, наверное, как раз вот это и в интересах тех        
самых рейдерских групп, которые до сих пор у нас работают с земельными          
участками. И громкие дела в этой области, когда недописанность                  
законодательства в данной сфере используют для извлечения прибыли за счёт       
обычных наших граждан, которые фактически лишаются своего имущества именно      
потому, что чётко не определено, чем они владеют, - ну, наверное, это           
проблема. И это уже проблема не дальних регионов России, это проблема в том     
числе и Московской области. Вспомните рузское дело и другие, которые            
проходили в Московской области. Всё это фигуранты реальных уголовных дел. И     
неоднократно, в том числе и правоохранительными органами, говорилось о том,     
что у нас Земельный кодекс, к сожалению, неясно и нечётко написан. С этим,      
наверное, сталкивался любой человек, который так или иначе пытался какие-то     
проблемы разрешить. Я уже не говорю о том, что у нас уже несколько лет          
Земельный кодекс отсылает к несуществующему закону о зонировании территорий,    
что порождает огромную коррупцию в части принятия решения о переводе земель в   
другую категорию. И в этой части даже прописанная Земельным кодексом норма,     
что собственник вправе самостоятельно изменить вид использования в пределах     
установленной категории земель, абсолютно не действует, то есть здесь права     
частного собственника у нас напрямую попираются, и ему надо ходить и получать   
разрешение у местного главы администрации - разрешат ему землю                  
сельхозназначения перевести, например, под дачное строительство или под         
фермерское хозяйство, или же он только картошку там должен сажать. Вот за это   
разрешение у нас граждане платят деньги.                                        
                                                                                
И вот то, что на сегодняшний день у нас комитет пока, к сожалению, только       
декларирует, что они занимаются решением этой проблемы, - вот эти декларации    
уже, наверное, всем надоели. Я думаю, что надо окончательно решить вопрос, и    
я думаю, нужно принять законопроект в первом чтении, поддержать инициативу      
членов Совета Федерации, которые, ну, наверное, не понаслышке знают эти         
проблемы. Я сомневаюсь, что Константин Сурков лоббирует интересы крупных        
земельных собственников. Вот такие обвинения, я считаю, в отношении коллеги,    
наверное, нельзя делать с трибуны. Поэтому предлагаю комитету детально          
проработать эту проблему и внести законопроект как альтернативный, сделать      
отсылки не просто к принятому в первом чтении, а к конкретным, принятым уже     
решениям. Тогда, наверное, мотивация у комитета должна быть другая - что этот   
законопроект комитет предлагает отклонить в связи с тем, что в настоящий        
момент все проблемы, затронутые в этом законопроекте, уже решены                
законопроектом, принятым во втором, например, чтении или уже утверждённым       
комитетом к рассмотрению, принятию во втором чтении. А просто говорить, что     
мы когда-нибудь примем законопроект, который эту проблему решит, - наверное,    
это неправильно, мы это слушаем уже много-много лет.                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает кто-то ещё на выступлении?                     
                                                                                
Заключительное слово. Гребёнкин, пожалуйста.                                    
                                                                                
ГРЕБЁНКИН О. А. Уважаемый Максим Станиславович, на самом деле я не знаю,        
смотрели ли вы сами проект закона. Дело в том, что вы подняли только одну из    
проблем, и, наверное, не самую большую из затронутых в этом законе, -           
связанную с долями. И опять же что касается вашего предложения об отмене, ну    
сами посудите, на сегодняшний день каждое хозяйство имеет выпасы, посевные      
площади и так далее, и если каким-то образом избегать собраний, то одному -     
всё, другому - ничего, то есть одному достанутся выпасы, другому достанутся     
посевные площади. Это неправильно. Но, если обратиться к арифметике, доли в     
Воронежской области - это 5 гектаров, в Волгоградской - это 15 гектаров и       
общая площадь хозяйств там доходит, может быть, до 10 тысяч. Каждая семья       
имеет, как правило, несколько долей, поэтому суммарно это пятьсот человек.      
Что касается кворума, который собирают, это вполне реальное собрание. Но это    
по этому маленькому вопросу.                                                    
                                                                                
Вторая ремарка. Я делал ссылки не на Гражданский кодекс, а на Земельный         
кодекс. А комитет не занимается именно одним вопросом, о котором вы говорили,   
это целый комплекс вопросов, которые на сегодняшний день планомерно решаются.   
Большая часть из них решена в том законопроекте, который я упоминал, ну а       
остальные, в том числе и эта проблема, находятся в стадии рассмотрения, хотя    
она имеет на сегодняшний день тоже решение, о котором я сказал.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше никто не настаивает на выступлении.                                      
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона под пунктом 26 повестки дня,   
первое чтение. Комитет против.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     40 чел.                                          
Не голосовало                 410 чел.91,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.