Заседание № 207
О проекте федерального закона № 307046-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизмов противодействия экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений; принят в первом чтении 18 октября 2013 года с наименованием "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Эрнест Абдулович Валеев. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В ходе подготовки ко второму чтению к законопроекту поступило четыре поправки. Комитет все их рекомендует к принятию. Предлагаю утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 51 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Пожалуйста, Эрнест Абдулович. ВАЛЕЕВ Э. А. Комитет подготовил законопроект к третьему чтению, поэтому в случае принятия во втором чтении прошу проголосовать его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
47-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Коллеги, к проекту постановления о принятии законопроекта во втором чтении есть одна поправка, поэтому я ставлю на голосование: проект постановления принять за основу. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 17 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел.34,0 % Результат: принято Принимается за основу. Есть поправка депутатов Ирины Анатольевны Яровой и Эрнеста Абдуловича Валеева. Кто будет обосновывать поправку? Эрнесту Абдуловичу Валееву включите микрофон. ВАЛЕЕВ Э. А. Иван Иванович, извините, но это поправка к постановлению по пункту 49 порядка работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А у меня написано, что по 47-му. ВАЛЕЕВ Э. А. К законопроекту № 639046-6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, коллеги, тогда прошу отменить результаты последнего голосования. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 09 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Результаты голосования отменены. Ставлю на голосование законопроект под пунктом 47 повестки дня, второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 37 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 37 мин. 03 сек.) Проголосовало за 297 чел.66,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 122
О проекте федерального закона № 307046-6 "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (в целях совершенствования механизмов противодействия экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Юрий Сергеевич Любимов, пожалуйста. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представляется проект закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённая указом президента № 537, к основным источникам угроз национальной безопасности относит экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур. Опасность этих проявлений, думаю, не надо отдельно пояснять. Закон "О противодействии экстремистской деятельности", являясь основой правового регулирования борьбы с экстремизмом, определяет в качестве одного из главных её направлений выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, поэтому важной составляющей противодействия использованию общественных и религиозных объединений в экстремистских целях является не только пресечение деятельности уже функционирующих экстремистских сообществ, но и недопущение последующего распространения экстремистских идей с использованием вновь создаваемых организаций. Запрет на создание и членство в общественных, религиозных и иных некоммерческих организациях содержится в статье 19 закона "Об общественных объединениях", в статье 9 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и в статье 15 закона "О некоммерческих организациях". В соответствии с ними не могут быть учредителями, участниками и членами данных организаций лица, в отношении которых вступившими в законную силу решениями судов установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремизма. Но в том случае, если в отношении руководителя ликвидированного или запрещённого общественного или религиозного объединения не установлено достаточных правовых оснований для привлечения его к уголовной ответственности, если ограничение его участия в создании новых объединений с целью продолжения экстремистской деятельности не установлено, в этом случае указанное лицо, являясь по факту носителем социально и общественно опасной экстремистской идеологии, может создать новую организацию, в рамках которой будет продолжать свою деятельность. Для пресечения таких случаев и предназначен этот законопроект. Это ограничение будет соразмерно совершённому деянию, обусловлено конституционно значимыми целями обеспечения безопасности государства, основ конституционного строя, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Дмитриевич Ковалёв. КОВАЛЁВ Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, Юрий Сергеевич Любимов и Александр Евсеевич Хинштейн вам подробно доложили о сути законопроекта, это избавляет меня от необходимости более детально останавливаться на его содержании. Я лишь скажу, что, конечно, ко второму чтению нам предстоит рассмотреть внимательнейшим образом предложения Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества в части, касающейся введения запрета для рассматриваемой категории лиц не только на создание общественного или религиозного объединения, но и на участие в качестве учредителя указанных объединений. Мысль, безусловно, заслуживает внимания, но её юридическое изложение не бесспорно, и нам предстоит здесь отшлифовать наши подходы. Помимо этого, в целях обеспечения доступности информации о лицах, являвшихся руководителями или членами органов запрещённых общественных или религиозных объединений, возможно предусмотреть ведение перечня таких лиц по аналогии с положениями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма". Концепция законопроекта поддержана Комитетом Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, который являлся соисполнителем, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять проект закона в первом чтении. Ещё раз подчеркну: его концепция не вызывает никаких сомнений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Дмитриевич. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. У меня не вопрос, а больше реплика в адрес правительства. Фракция ЛДПР, конечно, поддержит законопроект, однако мы в заключении комитета отразили: у нас некий лоскутный подход к борьбе с экстремизмом - мы недавно приняли поправки в другие законодательные акты, касающиеся деятельности религиозных и некоммерческих организаций, теперь принимаем отдельную поправку в закон о противодействии экстремистской деятельности, предполагаются и другие изменения по этой теме. Целесообразно было бы, наверное, сделать один комплексный законопроект, который внёс бы изменения сразу во все законодательные акты. Это не вопрос, это реплика, чтобы не выступать от фракции. Фракция ЛДПР законопроект поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Юрий Сергеевич, я не буду скрывать, что мотивация голосования по данному законопроекту вызвала серьёзную дискуссию в нашей фракции. Мы в России пережили сложные времена, когда представители политической оппозиции подпадали, могли подпасть вот под это обвинение в экстремизме, поэтому правоприменительная практика нас, конечно же, тоже очень волнует, и вопрос заключается в следующем: заложены ли чёткие механизмы разграничения политической критики и экстремизма, чтобы по этим обвинениям не перешли бы фактически к практике запрещения политических организаций и чтобы неудобных активных лидеров не выводили бы из политической жизни с помощью данного закона? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Анатолий Евгеньевич, за ваш вопрос. Понятно, что грань между неудобными, оппозиционными взглядами и какими-то экстремистскими проявлениями может быть тонкой, именно поэтому в законопроекте заложен судебный механизм принятия подобного решения: только в отношении того лица такое решение принимается, в отношении которого существует вступивший в законную силу приговор суда по поводу отнесения этого лица к числу лиц, осуществляющих такую запрещённую деятельность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Юрий Сергеевич, как вы думаете, что сказал бы Конституционный Суд по поводу данного законопроекта, если бы туда поступило соответствующее обращение? Я имею в виду недавнее его решение о том, чтобы граждане с судимостями, даже тяжкими, имели пассивное избирательное право. Подозреваю, что и в этом вопросе без указания конкретных сроков, без указания хотя бы конкретных видов организаций есть существенная опасность подвергнуться вот такому же бичеванию Конституционным Судом. Я думаю, вы согласитесь с тем, что гражданам спустя много-много лет можно дать возможность возглавить, например, общество раскаявшихся грешников или садоводов-любителей, но законом в данной редакции вы лишаете граждан этого права. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Олег Анатольевич, за вопрос. Важно, чтобы этот человек не возглавил общество раскаявшихся садоводов-любителей, мне кажется, вот это самое важное! (Оживление в зале.) Вопрос интересный, но мне трудно здесь говорить за Конституционный Суд. Однако если такое оспаривание будет и Конституционный Суд примет решение, мы в установленном процессуальном порядке тоже примем своё решение. С моей точки зрения, вопрос предоставления пассивного избирательного права людям с судимостью более сложный, более тонкий, а эта ситуация мне как раз кажется гораздо более однозначной. По этому вопросу у нас в Минюсте были споры, не скрою, мы в рабочем порядке его обсуждали с коллегами, но здесь всё-таки речь идёт не о любой противоправной деятельности, а об экстремистской деятельности, которая потенциально политически опасна, поэтому, мне кажется, такое ограничение прав оправданно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Юрий Сергеевич, вы практически уже ответили на вопрос, который у меня возник. В действительности это будет всё-таки не пожизненное ограничение прав и мы должны ввести пожизненное, так сказать, ограничение? Это первое. И второе. В случае если мы лишили руководителя экстремистской организации права создать другую организацию, а он вступил в какую-то общественную организацию и стал через полгода или год лидером этой организации, вот как в данной ситуации будет работать закон? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос. Действие этого закона будет распространяться только на учреждение новых организаций, на участие он не распространяется, и здесь мы следовали точно букве поручения президента, которое было по этому поводу. Решение в отношении участия в таких организациях, видимо, практика применения этого закона уже должна будет подсказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос Любимову тоже. Юрий Сергеевич, опять к вопросу о том, как будет применяться эта норма: лицо что, будет автоматически лишаться права создавать объединение или для этого нужен специальный судебный запрет? Как исполнять это требование, как узнать лицу при регистрации нового объединения о том, что ранее был запрет на деятельность руководимого им объединения? Ведь если в судебном решении не будут фигурировать руководители и члены руководящего органа, как тогда об этом впоследствии, через год, через два, через три, узнать? В какую-то базу тогда надо будет всё это вносить, так я понимаю? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, технические вопросы применения этого закона важны. Он будет применяться в отношении запрещённых организаций, соответственно, в решениях об их запрете будет указываться и руководитель, в отношении которого будет действовать в последующем запрет на учреждение другой организации. Эти сведения, как и сведения о запрещённых экстремистских организациях, будут попадать в нашу минюстовскую базу, наши коллеги, которые занимаются регистрацией НКО, будут применять эту норму уже на основе этого реестра, особенно в отношении новых организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу, конечно же. Я так и не понял по ответам на вопросы моих коллег, депутатов Нилова и Рябова, как всё-таки будет - данный руководитель или человек, входивший в руководящие органы, имеет право вступить в другую организацию, уже действующую? Вы же знаете: есть официальные лидеры, есть неофициальные лидеры и так далее. И не могли бы вы привести один-два примера, когда такие действия проводились после запрета каких-то организаций: кому-то запретили, а они тут же перерегистрировались и пошли создавать другую организацию - есть ли вообще на практике такие примеры? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое, уважаемый Сергей Николаевич, за ваши вопросы. Относительно запрета на участие я ещё раз хотел бы уточнить, что наш законопроект запрета для этого лица на участие в новой организации не предусматривает, то есть речь идёт только об учреждении новой организации, и здесь мы опять же просто следовали точно букве поручения, которое нам было дано. В отношении примеров таких организаций. Мне мои коллеги, которые занимаются правоприменением в этой области, подготовили несколько примеров: межрегиональное общественное движение "Славянский союз", там руководителем был Дёмушкин - после закрытия этой организации возникло объединение с похожим названием - "Славянская сила"; межрегиональная общественная организация "Движение против нелегальной иммиграции" - было решение Мосгорсуда в 2011 году о её закрытии, но возникла организация под другим названием, где руководитель тот же - Белов (Поткин). Вот два примера, которые мне коллеги подготовили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В тех условиях, в которых мы находимся, может быть, и необходимо совершенствовать законодательство об экстремистской деятельности, но на самом деле подобных действий недостаточно, для того чтобы стабилизировать ситуацию в нашем обществе. Понятное дело, что ключевым вопросом, который необходимо решать, чтобы исключить социально-экономические корни экстремистской деятельности, является вопрос собственности на средства производства. К сожалению, в нашей стране этот вопрос не решён, и законопроект о национализации природных богатств нашей страны, который вносила наша фракция, этим составом Государственной Думы пока не поддержан. Реализация Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" порой приводит даже к нелепым ситуациям, например, парализовали как таковую деятельность заместителя мэра города Новочеркасска, который был избран от КПРФ: ему приписали слова, которых он не говорил, и за эти слова отца семерых детей, члена Коммунистической партии привлекли к уголовной ответственности, - дали два года условно! Найти подобного рода примеры, чтобы кого-то из партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" привлекли за слова, которые он даже и говорил, я не смогу, я такого, конечно, не слышал. Поэтому мы предлагаем внимательней относиться к тем проблемам, которые пока ещё не решены в нашем обществе. Отсутствие решений по социально-экономическим вопросам в нашем обществе приводит к нелепым и неприятным событиям, например, таким, которые произошли в Бирюлёве. Я смотрел новостные программы: показали комнату с восемью койками, где живут эти люди, - вот они, социально-экономические корни преступной экстремистской деятельности, которая формируется в нашей стране! В законодательство необходимо внести поправки, позволяющие сделать так, чтобы природные богатства принадлежали всем жителям нашей страны, - тем самым мы исключим корни, основы экстремистской деятельности. Только таким образом можно решить эти проблемы! К сожалению, то, что предлагается, не решит эту проблему, и наша фракция не поддержит этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 42 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 64 чел.14,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.