Заседание № 196

24.11.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 307018-4 "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о снижении до 3 процентов минимального количества голосов избирателей, которое необходимо набрать федеральному списку кандидатов для признания выборов состоявшимися).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5945 по 6596 из 7390
Переходим к рассмотрению нашей резервной повестки. Пункт 43. Проект             
федерального закона "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "О    
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской         
Федерации". Доклад Геннадия Николаевича Селезнёва.                              
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что все вы знаете, о чём идёт речь в данном         
проекте федерального закона.                                                    
                                                                                
Группа из девятнадцати депутатов обеспокоена той ситуацией, которая             
складывается у нас в последние годы в связи с ужесточением избирательного       
законодательства. Я думаю, сегодня под этим законопроектом могли бы             
подписаться уже не девятнадцать, а сто девяносто депутатов, потому что каждый   
понимает, что предстоящие выборы делаются, по сути дела, под две партии,        
которые будут поддержаны административным ресурсом.                             
                                                                                
Наше избирательное законодательство лишило нас, одномандатников, возможности    
избираться от своих избирательных округов, решили не создавать избирательные    
блоки, решили увеличить барьер с 5 процентов до 7 процентов, теперь отменили    
порог явки. Всё идёт к тому, что, в общем-то, избиратель будет в полной         
растерянности, он не увидит тех партий, за которые хотел бы проголосовать, он   
понимает, что барьер в 7 процентов дорогая ему партия пройти не сможет,         
поэтому, скорее всего, он просто ни на какие выборы не пойдёт, тем более что    
сегодня можно это спокойно делать.                                              
                                                                                
Мы часто говорим о том, что мы следуем европейскому опыту при                   
совершенствовании нашего избирательного законодательства. Но подумайте сами,    
что мы взяли из зарубежного опыта? Мы взяли пример турецкого парламента, где    
как раз избирательный порог - 7 процентов. Во всех европейских странах эта      
цифра колеблется от 1 процента до 5 процентов.                                  
                                                                                
Мы с вами несколько раз участвовали в выборах, где допускался пятипроцентный    
барьер. На последних выборах у нас смогли пройти барьер в 5 процентов - это     
тоже непросто - всего три партии и один избирательный блок. Ну а теперь         
давайте рассуждать логически. Избирательные блоки запрещены, значит, о чём      
идёт речь? О двух-трёх партиях. Скорее всего, удобно будет сделать две, для     
того чтобы, как говорится, был левый и правый фланг одной и той же партии в     
будущей Государственной Думе. Вот почему мы выступаем с инициативой, чтобы      
всё-таки нормы представительства, отражающие интересы людей с разными           
политическими взглядами, были как можно шире представлены, а не как можно       
более заужены.                                                                  
                                                                                
Поэтому нам кажется, что сегодня, после отмены порога явки, - а Совет           
Федерации, как мы знаем, этот закон уже поддержал, принял, дальше он пойдёт     
на подпись президенту, - как никогда, важно было бы, если мы там убрали порог   
явки, здесь понизить как раз избирательный порог для прохождения в              
Государственную Думу партий, установить трёхпроцентный барьер.                  
                                                                                
Украина на прошлых выборах, вы знаете, имела трёхпроцентный барьер. У них       
было заявлено в избирательные списки сорок пять партий, прошли трёхпроцентный   
барьер только пять партий. Ну, я говорил уже о нашем опыте, о том, что даже     
при тех условиях у нас тоже прошли три партии и одно избирательное              
объединение.                                                                    
                                                                                
Правительство, может быть, цинично, но честно пишет в своём отзыве, для чего    
это делается, - для того, чтобы выстроить заградительный барьер (вот к какому   
языку мы уже пришли!) для малых партий, хотя в любой демократической стране,    
наоборот, поддерживают малые партии, помогают им прорастать, помогают им        
созревать, помогают им вырастать, сливаться с другими партиями, для того        
чтобы они превратились в большие. А у нас, оказывается, умышленно делается      
заградительный барьер, дальше будут колючая проволока, Брестская крепость,      
ещё какие-то барьеры. Можно просто развивать и развивать эту мысль,             
изложенную Александром Дмитриевичем Жуковым в его заключении. Я хотел бы,       
чтобы сегодня Государственная Дума внимательно рассмотрела нашу                 
законодательную инициативу и поддержала её.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Николаевич. Присаживайтесь.             
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Александр Петрович Москалец.                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Занимаясь    
подготовкой законопроекта к сегодняшнему рассмотрению, мы, признаюсь, менее     
всего изучали его юридико-техническое содержание. Тут всё довольно просто: в    
четырёх частях статьи 82 закона "О выборах депутатов Государственной Думы..."   
предлагается цифру "7" заменить на цифру "3" и таким образом получить           
ситуацию, при которой и пониженное политическое качество, так сказать, будет    
иметь обеспечение и признание практически такие же, как у победителя.           
                                                                                
Я прошу извинения перед коллективом авторов законопроекта, всё это известные    
люди, политики с серьёзным жизненным и профессиональным опытом, заботящиеся о   
народе, государстве и обществе, но всё-таки предлагаю разобраться, в чём же     
здесь, в этом законопроекте, состоит забота о народе, о государстве, в чём      
цели и мотивы. Нам представляется, что авторы взяли в качестве вектора          
движения для решения данного вопроса (я исхожу из содержательной части          
пояснительной записки) ошибочное понимание абсолютного права, так как право     
на свободу слова, выборы, демократию, передвижение и некоторые другие права     
таковыми не являются. А вообще, если мы по-настоящему заботимся и о народе, и   
о государстве, то мы должны обеспечить уверенное состояние безопасности         
каждого отдельно взятого гражданина, человека. Давайте попробуем ответить на    
вопрос, что вообще больше всего нравится человеку в жизни? Многое, но в том     
числе и реальное состояние защищённости. А что в ответ предлагает               
законопроект? Отвечаю: явно повышенный уровень политической неопределённости.   
Опять же в пояснительной записке приводятся в качестве примера выборы в марте   
2006 года в Верховную Раду Украины. Не буду анализировать этот тезис, но,       
думаю, никто не хотел бы такого состояния, из которого даже такая большая       
страна, как Украина, до настоящего времени выйти не может. Мы же полагаем,      
что Российское государство по целому ряду позиций достигло такого уровня        
развития, когда не только необходимо, а оно имеет возможность значительно       
повысить уровень защиты своих граждан от потрясений и                           
общественно-политических кризисов. Но мы должны реально оценивать               
возможности, скажем, и правовой системы, так как к режиму реального             
противостояния правонарушениям она пока ещё недостаточно готова. И не думаю,    
что мы можем согласиться с такими тезисами, направленными на обоснование        
необходимости законопроекта, как наличие некой бреши в общедемократических      
преобразованиях, так как и Конституция, и соответствующее постановление         
Конституционного Суда Российской Федерации убеждают нас в правильности          
принятых ранее решений. Очевидно, что процентный барьер в целом является        
положительным фактором, позволяющим избежать мелкого дробления депутатского     
корпуса, а равенство избирательных прав не означает равенства результатов.      
Наличие победителей и проигравших - это объективный фактор.                     
                                                                                
И совершенно точно нельзя говорить о якобы лишении, как опять же указано в      
пояснительной записке, 40 процентов избирателей представительства в             
Государственной Думе, так как все без исключения депутаты являются              
представителями народа, представителями всех без исключения граждан.            
                                                                                
Конечно, можно говорить о допустимости или, наоборот, о чрезмерности            
установленного барьера, но, уважаемые коллеги, немного ранее в своём            
содокладе я говорил о том, в какой стране мы живём, какая ответственность у     
нас перед нашим народом, перед нашей страной. И нам понятно, что                
установленный барьер нисколько не чрезмерен. Да и к тому же в федеральном       
законе "О выборах депутатов Государственной Думы..." предусмотрен               
соответствующий механизм допуска к распределению депутатских мандатов. Так, к   
распределению депутатских мандатов допускаются (заметьте, почти прямо по        
тексту закона иду) федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7   
и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при     
условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в      
совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в        
голосовании. А согласно части 8 этой же статьи, если за федеральные списки      
кандидатов, получившие 7 и более процентов голосов избирателей, подано в        
совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в      
голосовании, к распределению депутатских мандатов кроме названных списков       
допускаются последовательно, в порядке убывания числа поданных голосов          
избирателей федеральные списки кандидатов, получившие и менее 7 процентов       
голосов избирателей, то есть не преодолевшие, как здесь названо,                
заградительный барьер. Причём эта процедура продолжается до тех пор, пока       
общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов,     
допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности    
60 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.     
Поэтому вы можете сразу же посчитать, сколько вообще партий может пройти в      
Государственную Думу по существующему сегодня законодательству.                 
                                                                                
Далее. В части 9 статьи 82 также предусмотрена ситуация, когда за один список   
кандидатов может быть подано более 60 процентов голосов избирателей,            
принявших участие в голосовании (ну, пожелаем кому-нибудь такой удачи), а       
остальные списки получат менее 7 процентов. И в этом случае к распределению     
депутатских мандатов допускается ещё одна партия, при этом абсолютная           
величина заградительного барьера соответственно существенно понижается. Таким   
образом, в федеральном законе предусмотрен правовой механизм, обеспечивающий    
представительство нескольких партий в законодательном органе страны,            
исключающий монополию на власть и гарантирующий соблюдение избирательных прав   
граждан на выборах в Государственную Думу по пропорциональной системе.          
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет полагает, что установленная федеральным законом    
величина заградительного пункта на выборах в Государственную Думу будет         
способствовать повышению ответственности политических партий перед              
избирателями и их активности в предстоящих избирательных кампаниях, а также     
позволит сформировать законодательные органы из партий, которые действительно   
пользуются поддержкой электората.                                               
                                                                                
В этой связи комитет не усматривает объективной необходимости в изменении       
норм действующих федеральных законов и предлагает Государственной Думе          
рассматриваемый проект федерального закона отклонить.                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Решульский, вижу, Иванов   
Сергей Владимирович и Бабурин Сергей Николаевич. Начинаем с Решульского         
Сергея Николаевича.                                                             
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня вопрос к содокладчику, к Александру Петровичу.          
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович, в своём выступлении вы уделили много внимания     
такой категории, как чувство безопасности наших граждан и нашего общества.      
Скажите, вы полагаете, что в Швеции, Испании, Греции уровень безопасности       
общества и граждан значительно ниже, чем у нас в России, поскольку там этот     
заградительный барьер 3 процента и менее? Если следовать вашей логике, чем      
выше барьер, тем выше уровень безопасности жизни наших граждан, правильно ли    
я понимаю? Вот у нас 7 процентов, выше всех в мире, - это значит, уровень       
безопасности, я вашими словами говорю, значительно выше, чем во всех других     
странах и в тех, которые я назвал?                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Я в своём содокладе говорил о том, что мы не очень хотели бы,    
чтобы у нас создавалась какая-то, хотя бы намёк на какую-то общекризисную       
ситуацию, потому что, кому этот кризис нужен, понятно. Тем более понятно, что   
народу он совершенно не нужен. И полагаю, что когда мы оценим такую             
ситуацию... Вы строите теперь сравнительные схемы, но давайте всё-таки          
разрушим тот оценочный подход к самим себе, который, вы вспомните, Сергей       
Николаевич, был сформулирован довольно давно в таких четырёх строчках (это не   
Тютчев, это другие): у нас чужая голова, а убежденья сердца хрупки, мы -        
европейская страна и азиатские поступки. Давайте будем пока это учитывать.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, у меня вопрос к обоим докладчикам.                           
                                                                                
Я что-то не очень понимаю, откуда вообще берутся эти проценты - 3 процента      
или 7 процентов? У нас сто миллионов избирателей, к примеру, я округляю. 50     
процентов, то есть пятьдесят миллионов, приходят на выборы, от этих             
пятидесяти берём 3 процента - это полтора миллиона, 7 процентов - это шесть     
миллионов. Почему вы считаете, что в данном случае это легитимно, когда шесть   
миллионов партия представляет в парламенте? Или вы, Геннадий Николаевич,        
считаете, что это легитимно, когда полтора миллиона она представляет в          
парламенте, а, допустим, миллион четыреста партия получила или шесть с          
половиной миллионов голосов (вот как Александр Петрович сказал, по нынешнему    
закону) - уже не легитимно? На каком основании вы эту границу определили,       
объясните, пожалуйста.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Николаевич Селезнёв.                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ Г. Н. Уважаемые коллеги, вы помните, когда и в первой                  
Государственной Думе, и во второй Государственной Думе обсуждались вопросы в    
преддверии новых выборов, тоже были дискуссии, какой определять процент.        
Конечно, говорить о том, что мы нашли какую-то абсолютную истину, сколько       
процентов - легитимный парламент, сколько процентов - не легитимный, говорить   
нельзя. Просто всё складывается из опыта и из практики проведения выборов как   
в нашей стране, так и в других странах. Мы тогда посчитали максимально          
возможным 5 процентов исходя из того, что минимальная явка людей на выборы      
будет 20 процентов, и поэтому можно представить количество тех избирателей,     
что придут на выборы.                                                           
                                                                                
Сегодня же, вы знаете, и минимального порога не будет. Поэтому сегодня 7        
процентов - это в расчёте на то, что придёт так называемая предсказуемая        
партия. Но меня поразило, конечно, как сказал наш уважаемый содокладчик         
Александр Петрович, что каких-то мы ожидаем сюрпризов, если будет 3 процента.   
Никаких сюрпризов и чудес не произойдёт, никакие невменяемые партии или         
лидеры никуда не придут. Просто больше партий левого спектра, правого           
спектра, центристского спектра смогут заявить свой список, вот и всё. А         
сколько за них проголосуют... Сегодня ведь, если проголосуют один миллион       
человек, это ничего не даст, это не 3 процента, не 7 процентов, этого мало.     
Поэтому ясно, что у партии должны быть "мышцы" и она должна пройти              
избирательные процедуры.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Следующий вопрос - Бабурина Сергея Николаевича.                                 
                                                                                
БАБУРИН С. Н. У меня вопрос к обоим докладчикам.                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, я думаю, вы понимаете, что тот процентный        
барьер, который установлен, определён из политических интересов                 
парламентского большинства. Когда вы вносите такой закон, вы не                 
прогнозируете, что нам в связи с таким законом барьер может быть поднят до 15   
процентов, чтобы твёрдо проходила только одна политическая партия, мы тем       
самым, наоборот, подталкиваем в эту сторону?                                    
                                                                                
И к Александру Петровичу у меня вопрос. С точки зрения целесообразности я       
ваши аргументы воспринял, они убедительны. С точки зрения правовой всё же что   
даёт отказ от трехпроцентного барьера для представительства широких кругов      
населения? Чем семипроцентный барьер лучше для выражения воли большинства       
жителей нашей страны?                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадию Николаевичу Селезнёву включите микрофон.         
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ Г. Н. Уважаемый Сергей Николаевич, я прекрасно понимаю вашу иронию.    
Конечно, когда одна из фракций состоит из трёхсот десяти депутатов, они могут   
принять любой закон, они могут даже изменить Конституцию Российской             
Федерации, потому что их много и голосов хватит. Но я-то считал, - наша         
группа, когда вносила закон, - что, после того, как пошла речь об упразднении   
порога явки, как запрещено было создавать избирательные блоки, может быть,      
всё-таки наша партия власти поймёт, что в данном случае нельзя больше           
закручивать гайки и 3 процента как раз могли бы быть хоть какой-то отдушиной,   
чтобы можно было по максимуму широко привлечь избирателей на выборы, - только   
ради этого. Ну, могут, конечно, я не знаю, 7 процентов, мы уже на пределе,      
турецкий опыт... Я не знаю, есть ли у кого 10 или 15 процентов.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, пожалуйста.                           
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, вообще, 7 процентов - это нормальный,         
хороший барьер, это та планка, которую сегодня Россия уверенно берёт. Ну вот    
возьмём итоги хотя бы двух последних выборов. Вот смотрите: семипроцентный      
барьер на последних выборах - вы все помните, кто взял эту планку. Предыдущие   
выборы - 7 процентов: Коммунистическая партия легко берёт, дальше -             
"Отечество - Вся Россия", дальше - "Союз Правых Сил". Поэтому не возникнет      
такой ситуации, когда большая часть будет выведена куда-то из сферы             
возможностей политического проявления или влияния на дела в стране, в том       
числе и в высшем законодательном собрании страны.                               
                                                                                
И мы ведь при этом, уважаемые коллеги, не должны забывать... В 92-м году в      
Рио-де-Жанейро под эгидой ООН проводилась конференция по проблемам              
устойчивого развития, и там уже был провозглашён принцип, что безопасность      
конкретного человека, комфортное состояние человека - это не просто             
безопасность страны, это безопасность народа, это не просто безопасность,       
достигнутая в результате обладания оружием, это безопасность, достигнутая в     
результате развития, это не безопасность государственная, это безопасность      
человека в своём доме, на своём рабочем месте, это не просто защита он          
конфликтов, это защита от конфликтов между народами. Вот в каком направлении    
нужно сегодня рассуждать, а не думать только лишь о месте под солнцем лично     
для самого себя.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы закончились. Присаживайтесь.             
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть большое количество желающих. Прошу             
записаться, потом мы определимся.                                               
                                                                                
Записалось восемь человек. Как поступим? Не слышу предложений.                  
                                                                                
Фарида Исмагиловна Гайнуллина по карточке Кнорра.                               
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Давайте по одному    
выступлению от фракции до трёх минут.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за это предложение? Прошу проголосовать.              
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              274 чел.96,8%                                     
Проголосовало против            9 чел.3,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается предложение.                                                        
                                                                                
От КПРФ кто будет выступать? Локоть Анатолий Евгеньевич.                        
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемые коллеги, вообще говоря, отношение, конечно, странное к   
такому вопросу. Александр Петрович блестяще проявил свои ораторские качества,   
но проявиться другим мы не даём, это "здорово".                                 
                                                                                
Я понимаю, что мы пережили очень тяжёлый политический период - период           
максимальной либерализации политической системы, и это наложило отпечаток на    
все наши взгляды, но мы бросаемся из крайности в крайность. И сегодня вот       
бросаемся в другую крайность. Александр Петрович, вот я хочу, чтобы вы          
послушали внимательно. Что, собственно говоря, мы делаем с нашей политической   
системой? Давайте посмотрим результаты реформирования этой системы: порог - 7   
процентов (а почему не 10?), досрочное голосование, нельзя критиковать во       
время избирательной кампании и так далее, и так далее. Тогда возникает          
вопрос: а в чём суть предстоящих выборов? В чём суть выборов этих? Александр    
Петрович достаточно откровенно, замечательно сейчас с трибуны сказал: а в       
предсказуемости!                                                                
                                                                                
Тут недавно я слышал, как один из депутатов с возмущением говорил о             
договорных играх в футболе. Господа, а вы-то какую систему предлагаете? Вы      
разве не подобную систему сегодня предлагаете ввести, только в политике?        
Вопрос этот, безусловно, политический. И вы стремитесь закрепить сегодня своё   
доминирующее положение - я не говорю "правящее положение", а именно             
"доминирующее положение" - своей так называемой политической элиты, вашей       
партии власти. И стремитесь закрепить его не просто административным            
ресурсом, но и законодательно. Тем самым вы сегодня худшие подозрения, вообще   
говоря, подтверждаете.                                                          
                                                                                
Простая арифметика говорит о том, что 60 процентов избирателей придут на        
выборы и проголосуют и вы получите результат, а 40 процентов избирателей        
сегодня не получат возможности реализовать своё отношение, своё                 
конституционное право выбора. Вы пренебрегаете 40 процентами избирателей! Не    
ради политических партий должны приниматься законы и строиться                  
законодательство, а ради интересов избирателей - вот это должно быть            
поставлено во главу угла, это важно.                                            
                                                                                
Я согласен, что сегодня в качестве основного инструмента используется тот       
самый гаечный ключ, постоянно закручиваются гайки, но вы же понимаете, что      
эти гайки бесконечно не могут закручиваться: если крышку не сорвёт изнутри,     
то вы сорвёте резьбу. Политическая система, которую вы строите, неустойчива,    
она опрокинется. И вы должны задуматься об этом, как ответственные политики,    
как сказал Александр Петрович.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за комплимент, Анатолий Евгеньевич.               
                                                                                
Фракция ЛДПР. Депутат Свиридов, пожалуйста.                                     
                                                                                
СВИРИДОВ В. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, хочу поздравить Александра Петровича Москальца: он сегодня   
обнародовал формулу абсолютной безопасности страны, которая целиком и           
полностью зависит, оказывается, от процента прохождения. Предлагаю повысить     
до 25 процентов, и это будет формула абсолютной безопасности власти от всей     
страны.                                                                         
                                                                                
Мы много внесли изменений в выборное законодательство, прежде всего о выборах   
депутатов Государственной Думы. И если раньше был ряд моментов по устранению    
из избирательной кампании избирательных блоков, которые зачастую                
формировались из политических авантюристов, которые, не имея никаких            
региональных отделений, поддержки членов партии, тем не менее участвовали в     
избирательном процессе и единственное что вносили - это смуту в политическую    
жизнь страны, то сейчас избирательное законодательство, на мой взгляд, уже до   
такой степени урегулировано, что в стране осталось в лучшем случае пятнадцать   
партий, которые подпадают под нормы закона "О политических партиях". И          
сколько из этих политических партий примет участие в выборах депутатов          
Государственной Думы? В лучшем случае, вернее, гарантированно примут участие    
три фракционные партии и те, кто сможет собрать необходимое количество          
подписей. Ну так и с подписями мы уже максимально, максимально защитили         
государство от возможных фальсификаций, то есть в выборах примут участие те     
партии, которые по-настоящему состоятельны, которые имеют поддержку во всех     
регионах, и поддержку со стороны не только своих членов партии, но и            
избирателей. А мы знаем, как часто на региональных выборах нехватка всего       
пятидесяти голосов совокупно по субъекту не позволяет политической партии, в    
том числе и парламентской, получить своё представительство в законодательном    
собрании субъекта.                                                              
                                                                                
Коллега Иванов, на мой взгляд, поскромничал, когда назвал                       
пятидесятипроцентную явку. Статистика свидетельствует, что явка на выборы       
депутатов Государственной Думы всегда была самой большой в нашей стране. Ни     
на одни выборы избиратели так активно не ходят, потому что всё-таки народ       
всегда заинтересован в избрании тех, кто должен защищать их интересы. На мой    
взгляд, 3 процента - это слишком мало. Лишить семь миллионов избирателей,       
которые проголосуют за политическую партию, возможности видеть своих            
представителей в парламенте своей страны... Я считаю, действующее               
законодательство самым серьёзным образом ущемляет права, пожалуй, двадцатой     
части населения нашей страны.                                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Один был выступающий у нас. Есть ли желание выступить у представителя           
президента и?..                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, прошу прощения, совсем невнимательная стала к концу    
дня, много рассмотрели вопросов. От "Единой России" - Воронин. Пожалуйста.      
                                                                                
ВОРОНИН П. Ю., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Спасибо большое, Любовь Константиновна.                                         
                                                                                
Я вот коллеге Локотю хотел бы сказать, что никто не лишает 40 процентов         
избирателей их права, у них есть право прийти на выборы, но люди обычно ходят   
на выборы, когда они недовольны действующей системой, а когда они всем          
довольны, они, наоборот, стараются не ходить. Вот, например, в Америке          
средний процент явки в некоторых штатах - 6, потому что все довольны и          
понимают, что, какой бы губернатор ни пришёл, ничего у них не ухудшится и не    
улучшится. Это, наоборот, для вас плюс: ваш избиратель всегда настроен          
оппозиционно, вот убеждайте, затаскивайте его на выборы.                        
                                                                                
Я хочу сказать, что никакого смысла, на мой взгляд, норму 3 процента вводить    
нет. Коль мы ведём речь о создании партийной системы в стране, мы должны этот   
процент, наоборот, пусть временно, но увеличивать. На последних выборах         
тридцать четыре партии, если я не ошибаюсь, было в списке, это размывает        
просто... избиратель теряется, он выбирает, в общем-то, больше по названиям:    
понравилось название - выбрал, не понравилось - не выбрал, и сейчас вот,        
насколько я знаю, семнадцать партий.                                            
                                                                                
Я понимаю, для чего этот законопроект был написан, его авторы представляют      
микроскопические партии, не отвечающие интересам избирателей. Так что,          
наоборот, это плюс для вас, мы вас, так сказать, подталкиваем к объединению,    
к укрупнению. Как говорил Муамар Каддафи в своей "Зелёной книге", оппозиция     
не имеет права говорить от имени народа, потому что народ не проголосовал за    
неё, он проголосовал за победившую партию, и, тем самым, большинство людей      
дало полномочия именно вот этой правящей партии для осуществления реформ.       
Становитесь правящими, набирайте, убеждайте избирателей, и, пожалуйста,         
будете... А сейчас никакого плюса в этом нет, я вам хочу сказать, что в         
нынешнем законе, если его внимательно почитать, есть возможность попасть в      
Думу, набрав и меньше 7 процентов. Там есть две цифры: это не менее двух        
списков кандидатов, и они должны набрать в совокупности не менее 60 процентов   
голосов, а если это условие не выполняется, идёт добор партий, которые не       
прошли семипроцентный барьер. Поэтому я считаю, что на нынешнем этапе           
развития страны для того, чтобы отсечь всё наносное, для того, чтобы отсечь     
те партии, которые были зарегистрированы только с целью их продажи или с        
целью обливания грязью политических оппонентов, эта норма не нужна. Когда у     
нас действительно сформируется партийная система с пятью-шестью партиями,       
отвечающими интересам не узкой группы людей, а достаточно большого количества   
населения, тогда уже можно будет подумать, чтобы этот барьер изменить. В        
данной редакции считаю нецелесообразным принятие данного законопроекта.         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Родина". Виноградов Борис Алексеевич.            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВИНОГРАДОВ Б. А. Спасибо.                                                       
                                                                                
Ну, известно, ещё Наполеон сказал, что большие батальоны всегда правы.          
Поэтому, ясное дело, что должны быть высокие пороги прохождения в Думу, тогда   
можно... Я, Анатолий Евгеньевич, хочу вам сказать, что вы, когда говорили об    
избирательных законах, которые поправлены были, не учли один закон.             
Напоминаю, в среду был ещё один избирательный закон поправлен - Жилищный        
кодекс, он тоже стал избирательным. Его принятие перенесли на год, вот в        
части управляющих компаний... Для чего это сделали? Это сделали для того,       
чтобы не попасться, потому что избиратель так озлобится, что тогда одна         
"нога" может перестать существовать, а ведь речь идёт сегодня фактически о      
процессе создания "двуногого" парламента, об этом же уже вся пресса пишет.      
Отсюда и вся логика. Здесь нечего, я думаю, малым партиям обижаться, это        
железная логика больших батальонов, хотя известно ещё со времён древних         
греков, что меньшинство как раз зачастую и является движущей силой. Как         
правило, меньшинство предлагает идеи и является инициатором различных           
положительных процессов в парламенте.                                           
                                                                                
Поэтому логика законопроекта, который внесён, понятна, логика депутатов,        
выступающих от правящей фракции, понятна. Наша фракция будет голосовать в       
поддержку законопроекта. Мы считаем, что действительно надо дать возможность    
всем политическим партиям, которые преодолеют такой барьер, представлять        
интересы своих избирателей. И не надо ту часть населения, которая будет         
несогласна с политикой, проводимой большинством в парламенте, загонять на       
обочину брутального, пещерного оппозиционирования. В этом и логика этого        
закона. Мы будем его поддерживать.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фоменко Александр Владимирович.                                                 
                                                                                
ФОМЕНКО А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я бы хотел вернуться к выступлению Александра Петровича Москальца, потому что   
всё наше обсуждение построено на внутренних противоречиях его выступления.      
Александр Петрович говорил о пониженном политическом качестве в применении к    
тем, кто не набирает высокого процента, и он же говорил о том, что              
подписавшие этот законопроект - люди с серьёзным жизненным и профессиональным   
опытом, и, более того, утверждал, что все без исключения депутаты -             
представители народа. Где пониженное политическое качество - осталось           
неясным. У нас ведь сегодня, к сожалению, некоторые решения принимаются без     
оценки последствий, к которым они могут привести, поэтому разговоры о том,      
что обществу не нужен повышенный уровень неопределённости, политической         
неопределённости, мне кажутся странными для представителя тем более правящей    
коалиции, правящей партии.                                                      
                                                                                
Ссылки на Украину несостоятельны, потому что, как известно, продавить-то        
Януковича не удалось, а вот договориться потом удалось. И как раз повышенный    
уровень политической неопределённости в Киеве помог, в том числе, и нашим       
сторонникам Януковича. Я думаю, на это стоит обратить внимание. Тем более       
если мы взрослые, то пора научиться договариваться, если мы ещё недостаточно    
взрослые - ну тогда давайте повышать разнообразные барьеры. Мне, конечно, как   
монархисту, приятно, что демократические процедуры в нашей стране были          
дискредитированы за пятнадцать лет, а не за сто или двести, как во Франции,     
но тем не менее, если мы играем в эти игры, давайте играть всё-таки... если     
играем в демократию, давайте играть всё-таки в шахматы, а не в "Чапаева". Мне   
представляется, что все эти попытки облегчить жизнь власти - это некие          
попытки играть с избирателями в "Чапаева".                                      
                                                                                
У нас в стране партийная структура вообще не сложилась, не только никакой       
двухпартийной системы нет, но и сама партийная система находится под            
вопросом. И тут я не согласен с выступавшими, считающими, что повышение         
порога улучшает как-то положение дел. На самом деле вы сами знаете, что         
парламентская деятельность - лучшая школа для партий и партийных активистов,    
и анекдотические объединения всех и вся только из соображений лишь бы пройти    
барьер не могут привести к созданию действительно настоящих партий. Вот когда   
люди пройдут в парламент и внутри парламента будут создавать коалиции,          
основанные на желании провести какие-то законы, какую-то идеологию претворить   
в жизнь, тогда это будет нормально, это будет в соответствии с теми самыми      
политическими традициями, на которые мы сейчас опираемся. Это будет             
нормальная суверенная демократия. И там действительно меньшинство может         
предлагать какие-то вещи, которые вполне может принять большинство. Вы же       
сами знаете, что когда-то меньшинство предлагало увеличение выплат на второго   
ребёнка. Даже внутри вас меньшинство в лице Самошина и Лебедева начинало        
борьбу против игорного бизнеса и мигалок и номеров, а потом все... (Микрофон    
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От независимых - Рыжков Владимир Александрович.                                 
                                                                                
РЫЖКОВ В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Мне кажется, идёт содержательная дискуссия. Я хотел бы начать со слов           
восхищения докладом Александра Петровича Москальца, я уже не раз восхищался     
его выступлениями. Это вообще всегда звучит, как "Ода к радости" Бетховена,     
так поднимает настроение, как у нас всё замечательно... Правда, Бетховен        
писал "Оду к радости", когда был уже совершенно глухим. Вот я думаю, что        
Александр Петрович тоже чего-то или не услышал, или не понял в обсуждаемом      
вопросе. Александр Петрович, вы - прокурор, а я - историк, я вам некоторые      
вещи напомню.                                                                   
                                                                                
Первое, по поводу безопасности. Только три страны в мире с населением больше    
ста миллионов ввели чисто пропорциональную систему: Бразилия, Индонезия и       
Россия. Если вы считаете для нас Бразилию и Индонезию с их бандитизмом,         
сепаратизмом, гражданскими войнами образцами для подражания, то чего-то вы,     
значит, не поняли.                                                              
                                                                                
Дальше. Вы говорите, что пропорциональная система укрепляет безопасность. Как   
историк, должен вас огорчить: в российской истории только один раз парламент    
избирался по чисто пропорциональной партийной системе, называлось это           
Учредительное собрание, после его разгона в начале 18-го года это привело к     
гражданской войне в стране, в которой погибли миллионы. Вы нас туда толкаете,   
дорогой Александр Петрович, автор оды к радости?                                
                                                                                
По поводу того, что вот тут маргиналы собрались и лоббируют трёхпроцентный      
барьер. Это кто, коммунисты, которые здесь выступали, маргиналы? ЛДПР           
маргиналы? "Родина" маргиналы? Если вы имеете в виду меня, то я могу вас        
успокоить: Республиканская партия, которую я представляю, запрещена             
действующей властью, мы не можем участвовать в выборах, так что в данном        
случае я выступаю совершенно объективно.                                        
                                                                                
Дальше, Александр Петрович, по поводу безопасности. Безопасность возникает      
тогда в государстве, когда люди верят власти. Люди верят власти тогда, когда    
они представлены в этой власти. Семипроцентный барьер, который вы навязали      
всей стране, приведёт к тому, что от 30 до 40 процентов голосов просто не       
будут учтены и партии, которые вы не пускаете в парламент, будут ходить по      
улицам, манифестировать и совершать акции у Кремля: "Гады, верните нам          
выборы!" - как вчера это было в Москве. Вы тем самым подрываете безопасность    
страны. Вы радикализируете людей, вы маргинализируете власть и отрываете её     
от избирателей. Не надо здесь говорить про безопасность.                        
                                                                                
Это позорный совершенно барьер - 7 процентов, - его нет ни в одной              
европейской стране, и сделан он в интересах одной партии, мы эту партию все     
знаем. Поэтому я думаю, что сегодня в этом зале только эта партия - я надеюсь   
на это - и проголосует против нашего предложения. Надеюсь, что остальные        
депутаты дружно его поддержат.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Требуется ли заключительное слово? Да.                                          
                                                                                
Включите микрофон Геннадию Николаевичу Селезнёву.                               
                                                                                
СЕЛЕЗНЁВ Г. Н. Уважаемые коллеги, спасибо, что дискуссия состоялась, хотя уже   
и под занавес нашего заседания. Сегодня прозвучали действительно интересные     
точки зрения, но мне просто очень не хотелось бы, чтобы те фракции, которые     
сегодня представляют абсолютное большинство, были так высокомерны по            
отношению к остальным. Я думаю, что в следующей Думе, наверное, около           
половины депутатов вашей фракции здесь тоже не окажутся, особенно те, кто       
избирался по одномандатным округам, поэтому это высокомерие и пренебрежение     
вплоть до оскорблений в отношении малых партий, вообще, конечно, не красит      
выступление представителя комитета по конституционному законодательству.        
                                                                                
Сейчас при выборах в Заксобрание Санкт-Петербурга вы знаете, какой установили   
залог? Три миллиона долларов избирательный залог. Можете себе представить,      
что теперь за залоги? Собрать список - мы знаем, что это такое. Как снимаются   
списки по разным причинам - мы тоже знаем, что это такое. Поэтому всё это,      
как говорится, шаг за шагом ведёт к одному - чтобы никак не помешать партии     
власти и её союзнику оказаться и в парламентах субъектов Федерации, и в         
большом российском парламенте.                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От комитета, Александр Петрович Москалец, что-то скажете? Нет. Представители    
президента и правительства? Нет. Кто за то, чтобы принять законопроект в        
первом чтении? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              130 чел.28,9%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    131 чел.                                          
Не голосовало                 319 чел.70,9%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 195

22.11.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 307018-4 "О внесении изменений в статью 82 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (по вопросу о снижении до 3 процентов минимального количества голосов избирателей, которое необходимо набрать федеральному списку кандидатов для признания выборов состоявшимися).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5601 по 5603 из 6289
Пункт 10 авторы просят перенести на другое заседание. Здесь есть письмо от      
одного из авторов - Рыжкова.