Заседание № 204
12.01.2007
Вопрос:
О проекте федерального закона № 307014-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об использовании алиментов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4982 по 5342 из 6530
Пункт 15 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Валентиновича Митрофанова. Включите микрофон депутату Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, речь идёт о дополнении кодекса новой статьёй 81-1 "Использование алиментов на несовершеннолетних детей". Это очень краткая поправка, поэтому я, может быть, тут не буду говорить долго, но поясню. Авторы законопроекта считают, что алименты на несовершеннолетних детей должны расходоваться на содержание, воспитание, образование несовершеннолетних детей. Родитель, уплачивающий алименты, вправе ежемесячно получать отчёт в произвольной форме об использовании алиментов. Законопроект преследует цель ввести некую очень мягкую форму отчётности за расходованием алиментов на несовершеннолетних детей. Следует отметить, что Комитет по делам женщин, семьи и детей отрицательно отнёсся к законопроекту. Одной из причин отрицательного отношения к законопроекту стала ссылка на пункт 2 статьи 60. Авторы законопроекта специально сконцентрировали расходование алиментов и отчётность в одной статье, так как статья 60 рассматривает суммы, причитающиеся ребёнку не только в качестве алиментов, но и в качестве пенсий, пособий, поступающих в распоряжение родителей и лиц, их заменяющих. В предлагаемой авторами статье 81-1 указано только на алименты, так как введение отчёта о расходовании пособий и пенсий перед родителями, выплачивающими алименты, авторы законопроекта целью не ставили. Что касается статьи 60, то ко второму чтению можно её подправить и, допустим, исключить слово "алименты". Что касается замечания комитета о том, что в законопроекте имеется неясность в отношении периодичности, формы и порядка предоставления отчёта, то авторы законопроекта считают, что слово "ежемесячно" вполне устанавливает периодичность отчёта, так же как слова "в произвольной форме" вполне достаточны для установления этой формы. Такая мягкая, абсолютно мягкая поправка: человек, который платит алименты, вправе ежемесячно получать отчёт об их использовании. Всё! Причём никаких санкций не установлено. И отчёт - в произвольной форме, то есть родитель, получающий алименты, может что угодно написать в этом отчёте, но всё-таки отчёт представить. Это имеет принципиальное значение, просто это правовая культура. Если я даю деньги, почему не должны мне написать, на что эти деньги используются? Предлагаю поддержать законопроект, принять его в первом чтении, тем более что значительная часть субъектов Российской Федерации поддержала законопроект, а те недостатки, на которые указал Комитет Госдумы по делам женщин, семьи и детей, можно устранить ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам женщин, семьи и детей Александра Александровича Сизова. Пожалуйста, включите микрофон депутату Сизову. СИЗОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Комитет очень внимательно изучил законопроект, внесённый депутатами Залепухиным и Митрофановым. Алексей Валентинович эмоционально доложил его суть, однако я хотел бы со своей стороны более чётко сказать о том, что предлагают авторы законопроекта. Первое. Предусмотреть в Семейном кодексе, что алименты на детей должны расходоваться на их содержание, воспитание и образование. Это положение существует в Семейном кодексе уже десять лет, и вносить по этому вопросу изменений не требуется. Второе. Авторы считают, что необходимо предоставить родителю, который выплачивает алименты по решению суда, право требовать от другого родителя ежемесячного отчёта о целевом использовании алиментов. Вряд ли такое дополнение Семейного кодекса будет во благо самому ребёнку. Преследуя цель ввести отчётность об использовании алиментов, депутат Митрофанов говорит о том, что в отношениях мужчины и женщины должно быть больше культуры. О какой же культуре может идти речь, если неплательщик алиментов довёл дело до суда? Ведь судебный порядок взыскания алиментов применяется, если алименты не предоставляются в добровольном порядке. Если бы отец по своей воле содержал ребёнка, то об обращении в суд не шло бы и речи. Получается, что родителя, который проживает с ребёнком, - как правило, это мать, а женщины у нас имеют более низкий доход, чем мужчины, - мы заведомо поставим в унизительное положение. Мало того что, оставшись один на один с ребёнком, мать несёт все тяготы воспитания, ей ещё придётся раз в месяц унижаться и доказывать, что каждую копейку она потратила не на себя, а на ребёнка. Ей придётся вести журнал, в который надо будет вкладывать чеки на каждую поездку в транспорте, на каждую булку или яблоко, да ещё и доказывать, что это яблоко съела не она. Наш закон пока что доверяет матери. И если появляется у плательщика основание для недоверия, то действующий закон предоставляет ему возможность корректно, цивилизованно решить эту проблему, прежде всего на основании пункта 2 статьи 60 Семейного кодекса. Суд по требованию родителя, выплачивающего алименты, вправе вынести решение о перечислении не более 50 процентов алиментов на счета, открытые на имя детей в банках, тогда часть алиментов вообще не расходуется, эти деньги ждут, пока ребёнок станет совершеннолетним. Кроме того, родитель, проживающий отдельно, считающий, что второй родитель ненадлежаще занимается воспитанием ребёнка, всегда вправе предъявить иск о передаче ему ребёнка на воспитание. Выплата алиментов в этом случае прекращается. Докажи, что ты лучше, и не надо платить алименты. Иными словами, наш закон в достаточной степени культурен и не нуждается во введении мелочных норм об отчётах. За этими отчётами мы забудем о ребёнке, которого надо воспитывать. На законопроект поступили отрицательные отзывы от Правительства Российской Федерации, Верховного Суда, профильного комитета Совета Федерации - Комитета по социальной политике. Не поддерживают законопроект и большинство регионов. Исходя из изложенного, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопросы. Две руки: депутат Курьянович, депутат Останина - подводим черту. Извините, пожалуйста, ещё Малышкин. Три депутата. Пожалуйста, депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Олег Викторович, я хотел выступить, поэтому, если позволите, позже. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, понятно. Депутат Малышкин, пожалуйста, ваш вопрос. МАЛЫШКИН О. А. А у меня вопрос к содокладчику. А чего же вы там начинаете поклёп на Митрофанова возводить? Митрофанов не говорил, чтобы какой-то журнал заводить, он сказал: в произвольной форме, пожалуйста, пусть отчитываются. А что же вы говорите: какой-то журнал, кадастр, чего-то там ещё такое? Это что-то ненормальное. СИЗОВ А. А. Я думаю, что вы передёргиваете. Конечно, журнал ли, тетрадь ли, или что-то женщина обязана будет вести, иначе как же она докажет, что потратила туда или сюда эти деньги? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина, пожалуйста. Кому вопрос? ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Алексею Валентиновичу. Уважаемый Алексей Валентинович, скажите, каков механизм реализации этой нормы - о предоставлении отчётности? Скажите, кто вправе оценивать, насколько целенаправленно произведены расходы из суммы поступивших алиментов? Какую ответственность в связи с непредоставлением отчёта или ненадлежащим использованием алиментов будет нести мать или отец, или тот, кто получает эти алименты? И второе, Алексей Валентинович. Когда вы говорили о правовой культуре, как вы считаете... и вообще есть ли у вас статистика по уклонистам от уплаты алиментов? Не надо ли здесь, напротив, ужесточить наказание за неуплату алиментов, а не вводить какие-то механизмы контроля, тем самым выказывая недоверие родителю, который несёт моральную ответственность, не только материальную, за воспитание ребёнка, оставшись с ним один на один? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, с места, Алексей Валентинович. МИТРОФАНОВ А. В. Очень хороший вопрос. Поймите, никаких механизмов принуждения и ответственности нету вообще. Есть начало длинного пути воспитания правовой культуры. Просто это информация, понимаете, это не основания для каких-то... и нет требований, что ты должна тратить на то-то и то-то, - как хочешь, так и потратишь, хоть на себя потрать, но напиши на бумаге, я хочу знать. Это информация, это культура - только это. И нет никакого принуждения, элементов юридических, пока ничего не разработано. И никакое это не оскорбление. Чем же это оскорбление? Мы вёдем в любой организации бухгалтерию. А здесь у нас понятийные отношения - отлично! А почему любой коммерческий руководитель не может сказать: "Что, вы мне не доверяете, зачем записи какие-то в бухгалтерских книгах? По жизни живём нормально, выдаём деньги и всё". Вот ваша логика, понимаете. А я считаю, что никакой ответственности, ничего - спокойно написать в произвольной форме на бумажке две фразы: истратила тысячу рублей на еду, тысячу рублей на одежду, пять тысяч на это и на себя всё остальное - и всё, и нет никакой ответственности. Но я хочу владеть информацией, понимаете, это и культура взаимоотношений: человек взял чужие или общие деньги, но деньги другого человека. Понимаете? И это культура ответственности, а у нас её нет, и это ещё называется оскорблением. Дело об уклонистах - это другая история, не надо в одну... Уклонисты должны отвечать по закону. Вы бы лучше создали в рамках МВД какую-нибудь структуру типа института, который занимался бы поисками алиментщиков отдельно. Из злобных женщин собрали бы, так сказать, кое-кого из Думы можно взять, депутатов, в руководство этой структуры - и конкретно искать алиментщиков по всей России, по всему миру. Пусть вот занялись бы этим, я за. Но это история другая - это культура. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Протестую: злобных женщин в Государственной Думе нет. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Курьянович, депутат Останина - больше не вижу рук. Пожалуйста, депутат Курьянович. КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Уважаемые коллеги, безусловно, с большим уважением отношусь к коллеге Алексею Валентиновичу, но здесь нельзя не признать, что эта мера действительно уже долгое время содержится как правовая новелла в Семейном кодексе, она худо-бедно действует, поэтому в правовом смысле это является избыточным. И также здесь было правильно указано и содокладчиком, и людьми, задававшими вопросы, что механизм реализации данной благой, безусловно, цели не проработан, что, соответственно, вызовет неизбежные различного рода несообразности в правоприменении. Я предложил бы здесь, выражаясь словами уважаемого докладчика, перевести эту мягкую форму отчётности алиментарных выплат - не путать с элементарными - о надлежащем их использовании в плоскость более твёрдо-жесткую и предложил озаботиться нашим коллегам из Комитета по делам женщин, семьи и детей более радикальной мерой, а именно: поставить вопрос о выплате алиментарных платежей государством. И тогда мы, уважаемые коллеги, такой клубок противоречий, терзающий наших мужчин, женщин, распутаем, что судьи, которые занимаются данной категорией дел, с облегчением вздохнут. С облегчением вздохнут адвокаты, которые вынуждены заниматься этими делами, как правило, по разнарядке, имея за это мизерный гонорар. Кроме того, нам скажут большое спасибо судебные приставы - исполнители, гоняющиеся за так называемыми уклонистами, которых в этом случае вообще не будет. И это положение, статья в Уголовном кодексе должна быть полностью изъята. И женщины скажут спасибо государству, поскольку алименты должны быть достаточно высокими, учитывая те финансовые возможности, которыми сейчас обладает Россия. Поэтому я готов вступиться за докладчика, но вот с такого рода оговорками, что нужно в этом вопросе нам подходить более решительно, более радикально в интересах детей, в интересах женщин. И тут есть ещё и психологическая сторона этого вопроса: мы сделаем взаимоотношения разведённых супругов более комфортными, они перестанут ненавидеть друг друга, перестанут накручивать своих детей против бывших супругов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина. Пожалуйста, Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Я хочу возразить Алексею Валентиновичу по поводу основного аргумента, который прозвучал у него при мотивировке внесения поправки в Семейный кодекс. Алексей Валентинович, вы сказали, что вообще главная цель этого закона - воспитание правовой культуры, юридической культуры. А не считаете ли вы, что человек, который вносит поправки в Семейный кодекс, должен прежде изучить содержание, существует ли подобная норма или нет, а потом уже говорить о том, что вносимая вами норма является как бы новеллой? И второе. Когда вы призывали к правовой культуре, юридической, вы говорили о том, что надо воспитывать в себе... что элементы отчётности, эта информация позитивна, это хорошо, это культурно. Я бы не стала всё-таки сравнивать ребёнка с коммерческой структурой или с вещью, какой-то недвижимостью, стоимость которой можно определить в каких-то денежных единицах. Понимаете, нет такой единицы, которой можно было бы определить нравственное или моральное состояние этого ребёнка. А уж говорить о каких-то там деньгах и о том, что кто-то будет давать за это отчёт, - ну, поверьте, это просто неумно. Поэтому очень хотелось бы посоветовать вам всё-таки действительно обратить свою энергию с точки зрения написания огромного количества законопроектов, свидетелями чему мы были в течение сегодняшнего парламентского дня, обратить её на более благие цели. Вы откуда, вообще, взяли статистику, что кто-то желает иметь эту информацию? У вас социологические замеры какие-то есть? Вы опираетесь на чью-то позицию, чьё-то мнение, мнение разведённых родителей? Это ваша придумка, вашего больного воображения, Алексей Валентинович, и бросьте вы заваливать Думу такими законопроектами, которые в одном своём названии несут, быть может, какой-то смысл, а на самом деле никакой цели перед собой не ставят, кроме как прославить ваше имя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жёстко. Пожалуйста, есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. Алексей Валентинович настаивает на заключительном слове. Пожалуйста, включите микрофон. МИТРОФАНОВ А. В. Я вынужден ответить прежде всего депутату Останиной. Депутат Останина, вы общаетесь с определённым кругом людей, в основном с женщинами, ну и с мужчинами тоже, но мужчины с вами деликатные вопросы не обсуждают. Может, какие-то и обсуждают, но очень узкий круг, наверное. А я хожу с мужиками в баню, и езжу по всей стране, и знаю тысячи историй, каких вы не знаете, со мной в день разговаривают десятки и сотни людей, и люди рассказывают разные истории совершенно. И поэтому это родилось из многочисленных контактов с людьми, в том числе имевших проблемы со своими бывшими супругами, которые, так сказать, фактически превращают детей, так сказать, в средство шантажа, в инструмент давления, когда ребёнком злоупотребляют, для того чтобы выкачивать деньги. Понимаете? И такие случаи сплошь и рядом. Это мелкие элементы, но и то вызывают вот такое, так сказать, недовольство. И не прикрывайтесь ребёнком! Это вот схема женская, она проявилась здесь: вот ребёнок там, так сказать, ребёнок... Да, конечно, но тем не менее я считаю, что нужно... Ребёнка воспитывают и мужчина и женщина. То, что в советском обществе произошёл крен, что у нас и преподаватели женщины в школе, и в яслях, и везде, - это большая проблема, о чём Владимир Вольфович неоднократно говорил, отсутствие, так сказать, воспитания. Почему-то считали, что пусть воспитывают женщины, а мужики - это... Воспитывают и мужчины и женщины, несут равную ответственность, и поэтому некие отношения между мужчиной и женщиной... ребёнок здесь ни при чём. Между мужчиной и женщиной должны быть некоторые отношения. Депутату Курьяновичу хочу сказать, что он прав. Он исходит, как Энгельс, из того, что государство будет воспитывать детей, будет коммунистическое воспитание, все дети будут воспитываться общинно: родил, сдал - и государство воспитывает. Но, к сожалению, у нас другое общество, Николай Владимирович, другое общество. У нас сильное разделение, и в том числе имущественное, и государство не покроет многих расходов, которые многие женщины скачивают сейчас в виде алиментов. Да, это касается, может быть, 3 процентов населения, но всё равно касается. У нас разное общество, оно некоммунистическое по своей сути, и ситуации разные возникают, и я к этому привлекаю ваше внимание. Часто вопросы алиментов и так далее переплетаются с интересами бизнеса, прямо скажем, с очень сложными ситуациями, запутанными, и тем самым касаются и десятков тысяч людей, которые работают на тех предприятиях, которые являются предметом раздела. Вы просто не всё знаете, нужно изучить разные ситуации, которые бывают. Вспомните хотя бы слух, который недавно промелькнул, о том, что супруга Абрамовича собирается с ним делить имущество. Это касается, извините, уже миллионов людей, поскольку речь идёт о серьёзном разделе. Государство изменилось. Поэтому ещё раз говорю: очень мягкая норма. И что вы, так сказать, напряглись? Я понимаю, чем отличается депутат Сизов от Гегеля. Гегель вёл дневник расходов своей жены, и ничего зазорного в этом не было, он учитывал там всё, поэтому он великий диалектик. Понимаете, депутат Сизов не ведёт никаких расходов, и, конечно, здесь всё совершенно по-другому. А мне приписывает, что какие-то тетради вести, какие-то чеки... Да никто этого не требует! Просто бумажку напиши, что было и чего не было - и всё. И это не предмет судебного разбирательства, это культура, которую нам надо постигать. Иначе как... Всё время мы плачем: а мы живём бедно, а мы живём не так, а мы упускаем возможности, а мы здесь глупо поступили... Почему? Мы ничего не считаем, не хотим, так сказать, ничему учиться. Всё понятийными отношениями живём такими: а, вот это наши отношения ухудшит. А пора уже, так сказать, посерьёзнее ко всему относиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Сизов Александр Александрович, пожалуйста. СИЗОВ А. А. Спасибо, Олег Викторович. Я думаю, что депутат Митрофанов, заботясь о мужчинах, как он сказал - о мужиках, забывает самое главное, ещё раз подчёркиваю, ребёнка. Ведь в орбиту передряг из-за отчёта волей или неволей попадёт ребёнок: правильно или неправильно использованы были деньги, скушал или не скушал он те апельсины или яблоки - всё это нужно будет уточнить. И тем самым, что у нас получится? Или второй момент. Мать живёт с ребёнком одной семьёй, одной, мать получает немного, а алименты, может быть, идут хорошие, большие. Так что же, ребёнок будет кататься как сыр в масле, а мать будет на воде сидеть? Кого же мы воспитаем? Кого же мы воспитаем, какого ребёнка мы воспитаем в такой семье? Я считаю, нужно отклонить этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Комитет возражает против его принятия. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 34 сек.) Проголосовало за 31 чел.6,9% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 39 чел. Не голосовало 411 чел.91,3% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 188
20.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 307014-4 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об использовании алиментов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 790 по 793 из 8253
МИТРОФАНОВ А. В., фракция ЛДПР. Прошу перенести на ноябрь пункт 24 повестки дня, я докладчик по нему.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1322 по 1324 из 8253
Митрофанов Алексей Валентинович 24-й пункт просит перенести. Соглашаемся с просьбой докладчика, переносим.