Заседание № 124
О проекте федерального закона № 306970-6 "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчёте налоговой базы по налогу на имущество организаций; принят в первом чтении 20 сентября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич. Вашему вниманию предлагается законопроект, который мы с вами приняли в первом чтении, речь идёт о переходе к уплате налога на имущество организаций по кадастровой стоимости. Когда я его докладывал, я говорил о том, что во втором чтении он будет кардинально переработан, и замечания, которые были высказаны здесь, послужили основой для внесения поправок ко второму чтению. Если сейчас я позволю себе буквально за несколько минут охарактеризовать суть этих поправок, то только потому, что в средствах массовой информации, по существу, идёт уже дезинформация по поводу того, что предложил комитет сделать во втором чтении. Вот для того чтобы не возникало истерики и паники в связи с этим законопроектом, в течение нескольких минут, если вы позволите, я расскажу о том, что предлагает сделать комитет по бюджету. Итак, комитет по бюджету предлагает, как мы с вами и договаривались при обсуждении законопроекта в первом чтении, резко ограничить перечень объектов, которые могут облагаться налогом по кадастровой стоимости. Какие это объекты? Те, о которых мы с вами говорили, - это торговые, развлекательные и деловые центры, которых у нас много и которые, как мы посмотрели, практически на сегодняшний день налогов не платят. Следующий вид объектов - это помещения, которые используются под офисы, то, что мы называем коммерческой недвижимостью, сдаваемой под офисы (с ограничением не менее 20 процентов). Третий вид объектов, которые мы сюда отнесли, - это объекты недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянные представительства, то есть тех, кто у нас фактически уходил от налогообложения в этой части. Вот перечень объектов, которые остаются в законе, для того чтобы к ним могла быть применена кадастровая стоимость, - это просто чтобы покончить со спекуляциями на тему того, кто будет платить по нему и как. Следующий очень важный вопрос. Для того чтобы перейти на кадастровую стоимость при оценке для налогообложения, необходимо несколько ключей. Это прежде всего утверждение в установленном порядке результатов кадастровой оценки недвижимости, которое осуществляется регионами, - они утверждают своими региональными актами. Могу сказать, что на сегодняшний день такой акт есть только у города Москвы, - это говорю просто для того, чтобы было понимание того, что происходит. Спрашивают: а не возникнет ли у многих регионов с учётом того, что кто-то посчитает, что можно получить больше доходов, желания быстро утвердить такой список и повысить налогообложение? Нет, не возникнет. Почему? Потому что на самом деле принятие такого закона субъектами Федерации, а только законом в субъектах Федерации можно ввести этот порядок взимания налога по кадастровой стоимости, - это билет в один конец: если ты переходишь на это, то вернуться к балансовой стоимости уже не можешь, а в результате получается, что, если ты не подготовился, но ввёл, ты, наоборот, теряешь. В регионах уже научились считать деньги, и поэтому в данном случае никакой опасности в этом плане закон тоже не представляет. Ну и наконец, хотел бы обратить ваше внимание ещё на один момент. Перечень по кадастровой стоимости - это перечень отдельных объектов, здесь не может быть никаких категорий, вообще ничего: каждый объект устанавливается и утверждается, и вопросы видов деятельности и так далее утверждаются субъектом Федерации в соответствии с методикой, которую разрабатывают Министерство финансов и Министерство экономического развития. Вот те вопросы, которые у нас могли бы быть. Единственное, что хочу ещё сказать: налог уплачивается по месту нахождения этого имущества, исключение сделано только в отношении объектов недвижимого имущества, если это имущество ПИФа, а также при исполнении концессионного соглашения, в рамках договора простого товарищества или доверительного управления, тогда происходит распределение, естественно, всех этих вопросов. Вот суть этого законопроекта. Теперь по поводу ставок, поскольку о них тоже очень много было сказано. Итак, для города федерального значения, города Москвы, мы вводим такие ставки: с 2014-го года - 1,5 процента, с 2015-го года - 1,7 процента, с 2016-го и в последующие годы - 2 процента. Для всех остальных регионов - поскольку мы не можем исключить возможность того, что кто-то успеет провести эту работу, хотя я думаю, что это не совсем реально, - мы устанавливаем, что в 2014 году эта ставка будет только 1 процент, в 2015 году - 1,5 процента и только в 2016 году эта ставка выравнивается, становится везде одинаковой - 2 процента. Но вот здесь я хотел бы подчеркнуть, что это предельные ставки. Законодатель, то есть мы с вами, устанавливает не ту ставку, которая будет установлена, а предельную ставку, и у каждого региона будет право её снижения, в том числе за счёт льгот. Я хотел бы ещё раз повторить основную мысль: речь идёт не о той ставке, которая будет установлена, а о предельно допустимой ставке, которая определяется федеральным законом. Следующий вопрос. Безусловно, решение всех... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Михайлович, я вас попрошу побыстрее к таблицам переходить, всё-таки у нас второе чтение. МАКАРОВ А. М. Буквально две минуты, и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте-давайте. МАКАРОВ А. М. Всё, Сергей Евгеньевич, буквально несколько слов. На самом деле это ответственность субъекта и реализация нашего предложения о том, что мы должны передать субъектам право самим решать вопросы по региональным и местным налогам, то есть это реализация того, что мы с вами определили при обсуждении основных направлений налоговой политики. Я предложил бы сейчас перейти к таблицам поправок. У нас имеются таблицы поправок принятых и отклонённых. Хочу сразу сказать, что почти все поправки из таблицы отклонённых учтены в таблице принятых, просто мы были вынуждены их отклонить, поскольку они изложены в другой редакции или касаются меньшего количества вопросов. Всё, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 31 сек.) Проголосовало за 236 чел.52,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 236 чел. Не голосовало 214 чел.47,6 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 58 мин. 56 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 237 чел. Не голосовало 213 чел.47,3 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается, спасибо. Выносим на "час голосования".
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 09 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел.46,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 306970-6 "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части использования кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчёте налоговой базы по налогу на имущество организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Целью настоящего законопроекта является применение кадастровой оценки имущества в целях определения налогооблагаемой базы для расчёта налога на имущество. Я могу сказать, что в настоящее время в соответствии с главой 30 Налогового кодекса расчёт ведётся в соответствии с балансовой стоимостью, которая определяется сегодня как стоимость изначальная, с которой объект недвижимости был поставлен на учёт, минус амортизация. Мы считаем, что есть целый ряд причин, которые позволили нам выйти с таким предложением. Ну, первая причина, почему вносится такое предложение, - это, конечно, то, что сегодняшняя норма не отвечает интересам бюджета, мы видим, что есть целый ряд объектов налогообложения, собственники которых не несут должных затрат в виде налоговой нагрузки. Вторая причина - это, конечно, несправедливость, допущенная в отношении одинаковых объектов экономической деятельности, когда мы видим, что на равные по направлениям, скажем так, по объёмам производства, по объёмам выручки объекты приходится совершенно разная налоговая нагрузка. Третье - это то, что такой подход не способствует эффективному использованию имущества Российской Федерации. И четвёртое - это то, что сегодня имеются различные способы манипулирования при бухгалтерском учёте, например ускоренная амортизация, переоценка, которая не всегда проводится, и так далее. Вот эти четыре причины побудили меня вынести этот законопроект на ваше рассмотрение. Хочу сказать, что законопроект полностью согласуется с теми направлениями налоговой политики, о которых заявляет правительство и которые оно приняло на ближайшие годы. Когда отчитывался министр экономического развития, да и министр финансов тоже, они несколько раз подчеркнули, что одним из способов получения дополнительных налогов в бюджет является как раз введение кадастровой оценки недвижимости. Я хотел бы сразу подчеркнуть, опередив, может быть, вопросы, что задачей данного законопроекта ни в коем случае не является увеличение налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, наша задача - это как раз вывести из тени тех, кто не платит сегодня данный налог в должном объёме. И надо сказать, что федеральная целевая программа по созданию системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы) сегодня уже выполнена на 90 процентов. Вот представитель Минэкономразвития говорил, что в этой части есть проблема, однако проблема, наверное, сейчас как раз не в этом. Сегодня кадастровая оценка по территориям практически завершена, но мы не можем её применить, а этим законом мы и пытаемся такую попытку осуществить. Мы провели анализ в двенадцати субъектах и определили отношение кадастровой стоимости к инвентаризационной, я вам могу назвать кратность этого отношения: Калужская область - 11 раз, Калининградская область - 8 раз, Краснодарский край - 9 раз, Красноярский - 4 раза, Нижегородская область - 6 раз, Башкортостан - 10 раз, Республика Татарстан - 4 раза, Самарская область - 5 раз, Кемеровская область - 8 раз, Ростовская область - 9 раз, Тверская область - 4 раза и Иркутская область - 2 раза. Такая же оценка была сделана в городе Москве, и здесь коэффициент варьируется от 20 до 30 раз, я хочу сказать, что это средний коэффициент, а по кварталам эти цифры могут доходить и до 100. Имеются все основания очень внимательно поработать над этим законопроектом, и вот та ставка, которую я оставил, может быть даже сознательно, 2,2 процента, является определённой провокацией, чтобы мы все вместе подключились к работе над этим законопроектом. Ещё один момент, ещё одна новелла в этом законопроекте связана с налогообложением иностранных предприятий, которые не имеют постоянных представительств на территории Российской Федерации. По действующему закону налогообложение таких предприятий осуществляется в соответствии с инвентаризационной стоимостью, но я вам уже сказал, что она в десятки раз сегодня занижена, а по некоторым объектам её вообще нет. Данным законопроектом предлагается следующее: если определена кадастровая стоимость, то для таких иностранных организаций применять кадастровую стоимость, если она не определена, то - инвентаризационную, если и она в свою очередь не определена, то - оценочную стоимость в соответствии с законом об оценке. И в качестве дамоклова меча, или понуждения, предлагается в случае, если ничего из этого нет, применять стоимость, рассчитанную как произведение площади объекта и пятикратной средней стоимости квадратного метра жилья, которая утверждена агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству соответствующего субъекта. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАТАСОНОВ С. М. Андрей Михайлович, я заканчиваю. Меня на заседании бюджетного комитета очень долго пытали по цифрам, которые могут получиться. Мы с 2014 года вводим эту норму только для иностранных предприятий, которые не имеют здесь соответствующих представительств, подпадающих под налогообложение. Для отечественных предприятий в соответствии со статьёй 2 мы введём эту норму с 2020 года - большой срок, казалось бы, тем не менее работа, которую предстоит нам всем вместе сделать, достаточно большая, потому что просто математически сегодня уменьшить ставку в размере 2,2 процента в два, в три раза, в пять раз не совсем корректно, потому что соотношение по субъектам и внутри субъектов очень разное. По оценке ситуации в городе Москве (такой вопрос был мне задан), инвентаризационная стоимость объектов иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность в Российской Федерации через представительства, составляет порядка 6,5 миллиарда, а учитывая то, что я сказал, что она может быть в 20, в 30 и в 40 раз выше, в доход только одного субъекта мы можем получить дополнительно порядка 5 миллиардов рублей. Ну вот коротко, наверное, всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, я буду предельно краток. Сначала я объясню, почему этот закон нельзя принимать, а потом объясню, почему мы предлагаем его всё-таки принять. Итак, первое. Автор говорит, что это не увеличение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков, и сразу добавляет: а разница стоимости, исходя из которой мы предлагаем исчислять, составляет десятки раз. Если мы перейдём на кадастровую стоимость, которая в десятки раз больше, то какая разница - добросовестный ты или недобросовестный? Законы арифметики Пупкина - Магницкого, как говорит Геннадий Васильевич Кулик, никто отменить не может. Это первое. Второе. Автор говорит, что у нас создана система кадастра. Я вынужден вас огорчить: в соответствии с заключением Счётной палаты 46 миллиардов рублей, которые были выделены на это Росреестру, пропали, ушли неизвестно куда - единственное ясно, что построено здание Росреестра, а вот системы кадастра как не было, так и нет, и вот в отсутствие этой системы предлагается учитывать кадастровую стоимость. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Вводить налог на основе несуществующей кадастровой стоимости опасно с любого года. Наконец, третье. Когда предлагается ввести налог в отношении юрлиц, тем более речь идёт о торговых площадях, как нам здесь говорили, мы прекрасно понимаем, что эта сумма будет переложена на стоимость продуктов, которые купят люди, - давайте не будем сейчас наводить тень на плетень! Единственное, что я хотел бы ещё сказать: я хотел бы сказать спасибо автору. "Безумству храбрых поём мы песню!" - как пел поэт пролетарской революции Алексей Максимович Горький, - "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!". На самом деле ни один человек не рискнул сказать: это надо сделать! То, что есть, действительно несправедливо, и когда мы посмотрели, изучая этот законопроект, какие налоги реально платят, скажем, торговые сети, которые занимают сегодня уже не десятки, а сотни тысяч квадратных метров, выяснилось, что там стоят нули или близкие к этому цифры. И очень часто деньги - это касается в первую очередь крупных городов, тех самых крупных городов, где система кадастра действительно уже в значительной степени сформирована, - уходят в оффшорные компании, которыми закуплены или арендованы эти площади. В этом плане именно за саму идею - я подчёркиваю: за идею, - за смелость внести эту идею я автора законопроекта хотел бы поблагодарить. Эта идея заслуживает того, чтобы отработать её в отдельном законе и предложить её регионам. Заметьте: нужен не общий закон, как предлагается, для всей страны, единый для всех регионов, независимо от того, есть система кадастра или её нет. Кстати, пятикратная стоимость, если нет оценки, - это же здорово! В одном здании находятся аптека и ресторан - и что, аптека и ресторан будут платить одинаковые ставки налога?! У нас булочная и винно-водочный бутик будут платить одинаковые налоги?! Коллеги, ну давайте вдумаемся: ну это же бред! Так вот, ещё раз говорю: идея абсолютно правильная - сделать этот налог более справедливым. И есть вторая идея, та, о которой мы с вами говорили в последние годы: давайте перестанем устанавливать все элементы налогообложения по региональным и местным налогам на федеральном уровне. Налог муниципальный - пусть сам муниципалитет решает, какой он должен быть и какие и кому льготы по нему давать, налог региональный - пусть это устанавливает регион. Комитет по бюджету поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении, я подчёркиваю, как идеи. Мы принимаем на себя обязательства - и приглашаем всех к работе - в течение месяца полностью переработать этот законопроект, и я вам обещаю, что от этого законопроекта не останется ничего, даже названия, но важна вот эта идея справедливого налогообложения - передать эти возможности регионам для использования там, где они сегодня не видят возможности получения дополнительных доходов, которые уходят из страны, вот эту проблему решить. Если мы найдём это решение, а нам кажется, что вроде бы мы нащупали подходы, то сможем провести эту работу в течение месяца и дать возможность тем регионам, которые готовы, в течение ноября, до 1 декабря, принять свои законодательные решения. При этом, я ещё раз хочу подчеркнуть, чтобы это действительно не ударило по добросовестным налогоплательщикам, а главное - по простым людям, мы оговорим это всеми необходимыми актами на федеральном уровне. Так вот, комитет по бюджету предлагает поддержать принятие данного законопроекта в первом чтении. Все замечания к нему подробно изложены в заключении, и, если честно, я предложил бы даже не обсуждать этот законопроект, потому что обсуждать на самом деле надо будет конструкцию того, что будет, а не того, что сейчас написано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну, тем не менее обсудить мы обязаны, Андрей Михайлович, поэтому спрашиваю: есть ли у кого вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Виктор Андреевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Сергей Михайлович, не затрагивая того, что вы предлагаете с 2014 года для иностранных собственников поменять ставку этого налога, хотя у большинства из них помещения, которые они занимают, находятся в аренде, скажите: какой сигнал вы даёте сегодня нашей экономике, предлагая хотя бы даже к 2020 году в 10-11 раз увеличить налог на недвижимость, не представляя при этом никаких расчётов? Во что это в конечном итоге выльется? Я подтверждаю: вчера на комитете таких расчётов представлено не было. Ключевое слово концепции вашего законопроекта вы сказали сами: провокация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Виктор Андреевич, спасибо за вопрос. Я ещё раз подтверждаю, что на самом деле добросовестный налогоплательщик не будет платить больше, и я докажу это. Эта точка зрения принадлежит не только мне, это точка зрения и Минэкономразвития. Если посмотреть по кадастровой оценке, которую провели по физлицам, то, когда они, Минэкономразвития, посмотрели кратность, сразу вышли с предложением ввести понижающую ставку - 0,03. То есть задача стоит не повысить налоговое бремя на налогоплательщиков, а вывести из тени тех, кто сегодня не платит, - вот это задача. И теперь что касается цифр (вот и Андрей Михайлович этой темы коснулся). Мы проанализировали работу семи крупных торговых центров в городе Москве, которые являются убыточными, они имеют оборот порядка 15 миллиардов, и налоги, которые они платят, в совокупности составляют 15 миллионов рублей. Администрировать эти налоги, налог на прибыль и другие, очень сложно, а вот разрешить таким предприятиям платить налог по кадастровой стоимости - это и проще, и честнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Сергей Михайлович, скажите, всё-таки не кажется ли вам, что ваше утверждение о том, что не будет увеличения платежей по налогу на имущество для добросовестных налогоплательщиков, не очень корректно? Имею в виду, что вами, вашим авторством, могут воспользоваться, эти платежи потом могут кратно увеличиться, а в итоге крайним можете оказаться вы. Вы уверены, что так не получится? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Александр Георгиевич, если мы выберем вот эту конструкцию подготовки документов для субъектов, а может быть, и документов федерального уровня, я уверен, что так не получится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Петрович Езубов. ЕЗУБОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Михайлович, ну, как я понял, изменение налога на имущество коснётся не только торговых сетей, как в основном докладе отмечалось, но и производящих предприятий, больших и маленьких. Будет ли учитываться амортизация этих предприятий и как это будет делаться? КАТАСОНОВ С. М. Суть данного законопроекта состоит как раз в том, чтобы отказаться от использования амортизационных отчислений и перейти на кадастровую стоимость, то есть амортизация не будет учитываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, на самом деле это крайне важный вопрос, и я не могу не высказаться по нему, потому что перед работой в парламенте имел к этому прямое, непосредственное отношение. Первое. Знаю проблемы работы торговых центров и сетей не понаслышке, поэтому могу сказать: торговые сети действительно имеют нули, потому что сейчас у современных торговых сетей не принято иметь помещения в собственности, и даже когда начинал развиваться этот бизнес... Сейчас торговые сети, с тем чтобы повысить эффективность, продают свои помещения, и нормальная бизнес-модель подразумевает нахождение торговых площадей в аренде. Что касается торговых центров - я не знаю, какие вы центры изучали, я знаю эту практику, занимался этим с 2008 года, - то основной налог, налог на имущество, который платят торговые центры, - это как раз самый тяжёлый налог, который ломает все финансовые модели, более жёсткого налога нет. В первые годы работы торговых центров возмещается НДС, они его не платят, а вот налог на имущество платят по ставке от 0,5 процента и выше. А как вы знаете, подавляющее большинство торговых центров закредитованы, то есть они должны рассчитываться по кредитам, и тело кредита выплачивается, как правило, с момента начала работы торгового центра. Это мощнейший удар по этому бизнесу, и не только по нему, потому что летят все финансовые модели, а поскольку этот бизнес закредитован, то летят все финансовые модели российских банков, в том числе крупных, государственных. Это первое. Второе. Известный наш политик говорил, как все помнят: хотим как лучше, а получается как всегда. Я боюсь, что так у нас и получится, и не случайно Правительство Российской Федерации поддерживает этот законопроект - так легче находить дополнительные доходы Правительству Российской Федерации. И третье. Хочу сказать о том, что лучше бы мы сокращали расходы за счёт более эффективного использования бюджетных средств, у нас резервы в этом плане огромные, безбрежные резервы! И поэтому я вообще не вёл бы речь о повышении налогов за счёт введения кадастровой стоимости (сегодня - для юридических лиц, а завтра - для граждан), пока мы не наведём порядок с расходной частью бюджета, пока не поймём, сколько денег нам нужно собирать. Вы обратите внимание на опыт развитых стран: во многих странах парламент вообще борется за то, чтобы не собирать дополнительных налогов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич, надо добавить вам время? Добавьте четыре минуты. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Буквально за минуту управлюсь. У нас сейчас имеются иллюзии, что наша задача - находить, находить и находить дополнительные доходы в бюджет. Только доходы находят за счёт повышения налогов как на бизнес, так и на граждан. Мне кажется, что пора посмотреть по сторонам и увидеть, что во многих странах парламенты занимаются тем, что снижают не только расходную часть бюджета, но и борются за снижение доходной части бюджета за счёт того, что думают о снижении налогов на бизнес и на граждан. Я это говорю к тому, что комитет по бюджету как бы ушёл от поддержки этого законопроекта, а Сергей Михайлович, уважаемый, профессиональный человек, может войти в историю как человек, который является автором этого налога, и потом все будут об этом вспоминать, и это было бы неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, не будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Я хотел бы буквально два слова всё-таки сказать по тем моментам, о которых сегодня говорили. Прежде всего, я благодарен бюджетному комитету, на заседании которого было очень бурное обсуждение, что заставило меня более глубоко посмотреть на данную проблему. Вместе с тем я всё-таки хочу сказать, Андрей Михайлович, что кадастровая оценка у нас проведена, документы есть и в Оренбургской области, и в других областях, у нас двенадцать пилотных областей, в которых уже проведено сравнение. Всё, кадастр есть! Единственное, могу отметить: кадастровая палата его получила, а дальше она не знает, что делать. Это не может сегодня быть основанием, чтобы говорить, что мы не можем двигаться дальше, то есть у нас результат есть. Что касается добросовестных налогоплательщиков. Всё-таки идея моя про эту ставку... она сложно будет воплощаться по одной простой причине: отдать субъектам - а это налог субъектов, налог на имущество, - это не совсем правильно. Мне задали вопрос о том, не переживаю ли я, что это увеличится. Я очень коротко ответил, сказав, что нет, если будет так, как я предполагаю. О чём идёт речь? Я был председателем комитета по собственности, и мы занимались ставками по муниципалитетам (аренда земли - это была прерогатива муниципалитетов), и мы столкнулись со следующей проблемой: разница по ставкам на аренду земли для одного и того же вида деятельности доходила до десяти тысяч раз! В десять тысяч раз отличались: там, где есть нефтяные скважины, - одно, в другом месте - другое и так далее, была полная неразбериха. Пришли газовики, нефтяники и сказали: "Наведите порядок, мы не можем так работать, налоги нас душат". Что в законе? По федеральному закону полномочия по установке этих ставок переданы субъектам, то есть устанавливает эти ставки государственная власть. Мы там немного поспорили, законодательное собрание будет устанавливать или правительство, но не это важно. Каждый муниципалитет... понятно, что это огромная работа. Мы что сделали? Мы их пригласили и провели с ними работу исходя из того, что у них было. Когда я говорю, что это зависит от того, как мы будем работать, мне представляется, что каждый субъект должен защититься в Минрегионе, потому что, если отдать субъекту любую ставку, даже 0,1 процента или 0,03 процента, всегда будет соблазн у субъекта по максимуму сделать. Вот этого быть не должно! Поэтому, на мой взгляд, здесь должна начаться работа по защите в Минрегионе тех законопроектов, которые субъекты должны будут вносить. Если по такому пути пойдём, чтобы субъект работал с муниципалитетами, будет всё нормально, а если мы им просто отдадим и скажем, что у вас есть право определять по организациям в зависимости от вида деятельности, льготы у вас есть, то здесь могут быть проблемы. 2020 год далеко, но начинать можно уже сейчас. Ещё один момент, о котором мы говорили, - это пятикратная ставка, которую мы предложили. Я считаю, что это близко к истине, потому что, если брать стоимость недвижимости, скажем, торговой или офисной, она примерно раз в пять дороже средней ставки по жилью, потому что будет как рычаг, то есть заставит идти к оценщику и узнать кадастровую стоимость, это тоже будет работать. Что касается аптек и ресторанов в одном здании. Ещё раз говорю: мы субъектам делегировали право устанавливать ставки налогообложения по категориям и право давать льготы. Надо понимать, есть целый ряд моментов, которые мы этим законом оставляем: в отношении линейных объектов, систем газоснабжения - вот кто-то вопрос задал по учёту амортизации - расчёт налогооблагаемой базы будет проводиться по старой схеме, с учётом амортизации. Вот коротко, если можно так сказать, я ответил. Нам предстоит большая работа, но начинать её нужно, а впереди у нас ещё тоже очень тонкая работа по налогообложению физических лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Коллеги, я буду предельно краток. Я хотел бы успокоить всех: ничего того, о чём сейчас говорил автор, в законе не будет, поэтому можете спокойно за этот закон голосовать. Более того, последние слова автора о том, что то же самое будет для физических лиц, - это, простите, коллеги, ну просто человек погорячился, это бывает, но идея смелая, вы же сами понимаете. Коллеги, ещё раз повторяю: кадастра нет, хотя в некоторых регионах - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, другие - уже подходят к кадастру. К сожалению, кадастр - это не просто записи... у нас, к сожалению, не объединены права на недвижимость и участок. А если мы начнём учитывать картографию, вот то, что со спутника фотографируется, вдруг выяснится, что и земли-то не существует. Кстати, для сведения автора, ну, просто в порядке просветительства, на всякий случай: в стране на самом деле более 130 миллионов объектов недвижимости, но на сегодняшний день в Росреестре зарегистрировано менее 30 миллионов. По данным, полученным при учёте налогов, примерно в 40 процентах случаев при регистрации объектов допускаются ошибки. И вот представьте себе, в случае если, не приведи господи, мы не проведём эту работу, что будет, когда десятки миллионов людей получат уведомления, что они должны что-то заплатить, - вот тогда действительно, извините, мало не покажется. Мне понравилось выступление представителя фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", который сказал, что несправедливо увеличивать нагрузку на торговые сети, - это почти социалистическое выступление, мне кажется, пора думать об объединении с коммунистической идеологией. Уважаемые коллеги, ещё раз говорю, главное сейчас - решить один вопрос: когда мы создавали налоговую систему, у нас не было опыта налогоплательщиков, опыта налогового администрирования, сегодня он есть, и мы должны постепенно передавать регионам и муниципалитетам право устанавливать ставки налогообложения по тем налогам, которые составляют их налоговую базу. Вот эта главная идея должна быть проведена в жизнь, всё остальное - это представление отдельных депутатов о том, какой должна быть налоговая система. Я обещаю вам, что ко второму чтению законопроект станет вполне нормальным, и приглашаю вас к совместной работе. Комитет по бюджету - ещё раз хотел бы подчеркнуть - поддерживает принятие законопроекта в первом чтении с учётом смелости идеи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
И в первом чтении голосуется 27-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 07 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 52 чел.11,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.