Заседание № 197

26.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 306965-5 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся производства в судах апелляционной и кассационной инстанций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4213 по 4229 из 8600
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Гражданский     
процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает от комитета Вяткин     
Дмитрий Фёдорович.                                                              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят    
нами в двух чтениях и подготовлен к принятию в третьем чтении. Он прошёл        
соответствующие экспертизы в Правовом управлении - замечаний нет. Комитет по    
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству       
рекомендует принять данный законопроект в третьем чтении.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть замечания? Будет кто-то выступать по        
мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6742 по 6757 из 8600
10-й вопрос. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального       
закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    446 чел.                                          
Не голосовало                   4 чел.0,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                

Заседание № 195

23.11.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 306965-5 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся производства в судах апелляционной и кассационной инстанций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1882 по 1934 из 5743
Пункт 5, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский         
процессуальный кодекс Российской Федерации". Докладывает депутат Вяткин.        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный               
законопроект внесён Президентом Российской Федерации в декабре 2009 года и      
направлен на повышение эффективности рассмотрения и разрешения гражданских      
дел судами общей юрисдикции. Напомню, что законопроектом предлагается внести    
изменения, направленные на совершенствование процессуальных правил проверки     
законности и обоснованности принимаемых в порядке гражданского                  
судопроизводства судебных постановлений, а также правил пересмотра вступивших   
в законную силу судебных постановлений. К проекту поступило двадцать восемь     
поправок, из них двадцать две в таблице 1, их рекомендуется одобрить, и шесть   
- в таблице 2, эти поправки рекомендуются к отклонению. Просим поддержать       
комитет, утвердив таблицы поправок и приняв законопроект во втором чтении.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, двадцать две поправки, принятые комитетом.       
Есть замечания? Нет. Таблица 1 голосуется.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Шесть поправок отклонено. Настаивает кто-то на обсуждении? Нет. Ставится на     
голосование таблица 2.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    335 чел.                                          
Не голосовало                 115 чел.25,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4719 по 4736 из 5743
5-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального        
закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской     
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 139

29.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 306965-5 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся производства в судах апелляционной и кассационной инстанций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4635 по 4926 из 6047
Пункт 17, проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский        
процессуальный кодекс Российской Федерации". Доклад полномочного                
представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри      
Владимировича Минха.                                                            
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной        
Думы! Сейчас мы с вами просто продолжаем ту тему, которую начали до перерыва.   
В дополнение к тем президентским законопроектам, которые были посвящены         
судоустройству, вашему вниманию представляется проект закона "О внесении        
изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации",            
внесённый в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Это тот      
законопроект, о котором я уже немного говорил предварительно, докладывая        
законопроекты, связанные с созданием апелляционной инстанции, и законопроект,   
который был посвящён судам общей юрисдикции.                                    
                                                                                
Для того чтобы обеспечить более эффективное, более оперативное рассмотрение и   
разрешение гражданских дел судами общей юрисдикции, предлагается существенно    
скорректировать процессуальные правила проверки законности и обоснованности     
принимаемых в порядке гражданского судопроизводства судебных постановлений,     
как вступивших, так и не вступивших в законную силу. Мы с вами поддержали       
идею создания апелляционных инстанций, и законопроектом, о котором я сейчас     
докладываю, устанавливается порядок производства в суде апелляционной           
инстанции, порядок проверки тех судебных решений, которые ещё не вступили в     
законную силу. По сути дела, речь идёт о том, что эта процедура очень близка    
к процедуре производства в суде первой инстанции.                               
                                                                                
Для того чтобы быть более корректным, я хочу обратить ваше внимание на          
некоторые процессуальные особенности, которые отличают процедуру                
апелляционного рассмотрения от процедуры рассмотрения в суде первой             
инстанции. Дела в суде апелляционной инстанции, кроме районного уровня,         
рассматриваются коллегиально. Это первое отличие.                               
                                                                                
Второе. В суде апелляционной инстанции не применяется ряд правил, которые       
используются в суде первой инстанции, в частности не применяются правила о      
соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или      
основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении         
встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика и о привлечении к участию в   
деле третьих лиц.                                                               
                                                                                
Далее. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах тех доводов,   
которые изложены в апелляционной жалобе.                                        
                                                                                
Четвёртое. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде      
первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной       
инстанции.                                                                      
                                                                                
Следующее. По результатам рассмотрения апелляционных жалобы или представления   
суд апелляционной инстанции не вправе передать дело на новое рассмотрение в     
суд первой инстанции, что тоже является существенной новеллой. Кроме того,      
постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного     
определения и вступает в законную силу со дня его принятия.                     
                                                                                
В связи с тем что вводится процедура апелляционного рассмотрения дел,           
существенно корректируется порядок производства в суде кассационной             
инстанции. Полномочиями судов кассационной инстанции наделяются, во-первых,     
президиумы судов: Верховного Суда, краевого, областного и судов приравненного   
к ним уровня. Кроме того, полномочиями судов кассационной инстанции             
наделяются судебные коллегии Верховного Суда - Судебная коллегия по             
административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная        
коллегия Верховного Суда Российской Федерации.                                  
                                                                                
Обязательным условием для проверки судебного постановления в кассационном       
порядке является исчерпание иных установленных ГПК способов обжалования         
данного судебного постановления до дня вступления его в законную силу.          
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном      
порядке являются существенные нарушения норм материального или                  
процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения          
которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и свобод.            
                                                                                
В законопроекте предлагается увеличить срок подачи кассационной жалобы с        
десяти дней до шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.    
                                                                                
Суд кассационной инстанции, как я уже сказал, проверяет правильность            
применения и толкования норм материального и процессуального права судом,       
рассматривавшим дело, в пределах доводов кассационной жалобы. В интересах       
законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов           
кассационной жалобы, но при этом суд кассационной инстанции не вправе           
проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не       
обжалуются, а также законность иных судебных постановлений, которые не          
обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать      
доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты    
судом первой или апелляционной инстанции. Суд кассационной инстанции не         
вправе также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или    
иного доказательства.                                                           
                                                                                
Кроме того, существенной переработке подверглись нормы, которые регулируют      
производство в суде надзорной инстанции. Во-первых, как я уже говорил ранее,    
это предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки        
судебных постановлений. Полномочия по пересмотру судебных постановлений в       
порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом             
Верховного Суда Российской Федерации. Иные ныне существующие надзорные          
инстанции предлагается упразднить.                                              
                                                                                
Законопроектом даётся исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые    
могут быть пересмотрены в порядке надзора, в статье 391-1 и устанавливается     
исчерпывающий перечень оснований для отмены или изменения судебных              
постановлений в порядке надзора. Такими основаниями являются следующие.         
Первое - нарушение прав и свобод человека и гражданина, которые гарантированы   
Конституцией или международными актами. Второе основание - это нарушение прав   
и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов.    
В-третьих, это нарушение единообразия в толковании и применении судами норм     
права.                                                                          
                                                                                
Соответствующие изменения затронули также производство по пересмотру судебных   
постановлений, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся                 
обстоятельствам, а также производство, связанное с исполнением судебных         
постановлений и постановлений иных органов.                                     
                                                                                
В достаточно сжатом виде таковы основные положения законопроекта, внесённого    
президентом.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты Государственной Думы, учитывая, что как пакет                
законопроектов, который был посвящён корректировке судоустройства в части       
судов общей юрисдикции, так и этот законопроект направлены на                   
совершенствование деятельности судебной системы и на повышение качества         
защиты прав граждан через судебные механизмы, прошу вас поддержать эту          
инициативу президента и проголосовать за принятие законопроекта в первом        
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Павел Владимирович Крашенинников.                  
                                                                                
Пожалуйста, Павел Владимирович.                                                 
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по              
гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы действительно большой объём времени затратили до          
перерыва на обсуждение всего пакета законопроектов, которые касаются            
непосредственно введения апелляционной инстанции в судах общей юрисдикции.      
Именно этому было посвящено практически всё это время, и Александр Петрович и   
Гарри Владимирович долго нам докладывали, отвечали на вопросы, и это, так       
сказать, избавляет меня от подробного изложения.                                
                                                                                
Ещё раз хочу сказать, что данные законопроекты, и в том числе поправки в ГПК,   
направлены на создание в судах общей юрисдикции апелляционных инстанций, а      
также вносят существенные изменения, касающиеся кассационного и надзорного      
порядка обжалования судебных решений. В ГПК вводятся соответствующие статьи,    
посвящённые этому, и нужно сказать, что наводится некий единый порядок,         
которого, к сожалению, раньше не существовало. У нас - мы только что это        
обсуждали - кассационная инстанция в значительной степени выполняла, по         
существу, функцию апелляционной инстанции, если обжаловалось решение по         
гражданскому делу, которое было вынесено районным судом. И у нас обжалование    
в областной суд называлось кассацией. Сейчас мы вводим единый порядок: если     
обжалуется решение мирового судьи в районном суде - это апелляция, если         
обжалуется решение районного суда в областном - это тоже будет апелляция и      
так далее. Решение вступает в силу после вынесения решения апелляционным        
органом, соответственно, меняются кассация и надзор, меняются сроки подачи      
соответствующих жалоб.                                                          
                                                                                
Что хотелось бы отметить? Данный закон вводится в действие не с момента         
публикации, потому что всё-таки нам всем - и гражданам, и судам - нужно,        
чтобы эта система была выстроена, в том числе организационно. Предлагается      
введение в действие соответствующих поправок в ГПК с 1 января 2012 года, но я   
думаю, что с 1 января не надо нам ничего вводить, надо, безусловно вводить, с   
1 марта, у нас с 1 января все эти замечательные праздники проходят, делать с    
1 апреля, наверное, неудобно, а с 1 марта, по-моему, в самый раз.               
                                                                                
В заключении на законопроект мы указали, что есть некоторые, на наш взгляд,     
проблемы, возможны корректировки по срокам, но в целом, безусловно, и те        
законопроекты, которые мы уже приняли в первом чтении, и этот законопроект      
наш комитет предлагает поддержать.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович.                              
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопросы: Иванов Анатолий Семёнович и        
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Анатолий Семёнович Иванов.                                          
                                                                                
ИВАНОВ А. С. Уважаемый Павел Владимирович, так чем же сейчас будет отличаться   
надзорная инстанция от кассационной? Вы уже сказали, что основания для          
пересмотра дел в кассационных инстанциях сейчас такие же, какие были в          
надзорных инстанциях.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Я не это сказал, я сказал, что у нас сегодня действующее    
законодательство такое, что если в районном суде вынесено решение, то вы        
обжалуете его в областном суде, и это называется кассационный порядок.          
Сейчас, кстати, апелляционный порядок введён в арбитражных судах, уже           
какое-то определённое время он действует. Это, по существу, вторая инстанция.   
Если говорить об инстанциях, то вторая инстанция будет называться               
апелляционной, третья - кассационной. Кстати говоря, так же и в Арбитражном     
процессуальном кодексе, там тоже это так. Это так, грубо, не знаю, может        
Гарри Владимирович что-то добавит, но в принципе такая ситуация.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович.                          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос, наверное, к Гарри Владимировичу. Гарри          
Владимирович, в своём выступлении вы сказали, что судами кассационной           
инстанции не будут приниматься к рассмотрению факты, отвергнутые предыдущими    
инстанциями, а также новые факты, новые требования, но в то же время возможно   
принятие решений по вновь открывшимся обстоятельствам. Тогда как они            
откроются, если у нас не будут рассматриваться ни те, ни другие факты? И в то   
же время здесь зарыта такая собака: к сожалению, в судах первой инстанции       
зачастую многие существенные факты по каким-либо причинам в расчёт не           
берутся, на основании этого не всегда выносятся правомерные решения.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Станиславович, я не мог сказать того, что вы        
услышали, но в любом случае процедура такова: рассмотрение дела в суде первой   
инстанции, рассмотрения в полном объёме; затем, если не согласен, -             
апелляционная инстанция, и опять же рассмотрение в полном объёме и              
фактической, и правовой составляющих, и возможность принятия решения по         
существу; после этого в день принятия решения в апелляционной инстанции оно     
вступает в законную силу; далее возникает возможность для обжалования в         
кассационном порядке. При кассационном порядке (здесь мы ничего не меняем с     
точки зрения того, как это сейчас регулируется) рассматривается только то, о    
чём я говорил и что вы услышали.                                                
                                                                                
А рассмотрение дела в порядке пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам   
- это совсем другая процедура. Я просто упомянул, что там тоже идут             
соответствующие корректировки, с учётом того что у нас вводится полноценная     
апелляционная инстанция на разных уровнях судебной системы судов общей          
юрисдикции. Это две совершенно разные процедуры. И сама логика пересмотра       
дела по вновь открывшимся обстоятельствам состоит в том, что появляются         
обстоятельства, которые тогда не могли быть известны участникам процесса по     
объективным или субъективным причинам. Поэтому это не кассация, это иная        
процедура, и никакого отношения к этому не имеет, а у вас это получилось        
как-то вместе.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин Виктор Иванович.                                   
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. У меня вопрос к уважаемому Гарри Владимировичу. Гарри              
Владимирович, на ваш просвещённый ум. И вы в докладе по этому законопроекту,    
и мы ранее говорили о создании новой коллегии по административным судам,        
скажите, пожалуйста, не целесообразно ли было бы тогда после этого выстроить    
всю вертикаль административных судов, снизу доверху? Это один момент.           
                                                                                
И второй момент, если уж говорим о судоустройстве. Может быть, и не надо нам    
много верховных судов? Создать один Верховный Суд, где была бы коллегия по      
конституционным вопросам, по уголовным делам, по гражданским, по арбитражным.   
Может быть, тогда проще было бы работать, и нам проще было бы разбираться, и    
управляемость была бы гораздо лучше? Я имею в виду только лишь в                
административном плане, управляемость в плане организации работы. Как вы        
считаете?                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гарри Владимирович.                           
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Виктор Иванович, отвечаю на первую часть вашего вопроса.   
Давайте вспомним: в Конституции достаточно чётко разводятся понятия             
"судоустройство" и "судопроизводство". И когда мы речь ведём о                  
судопроизводстве, то необязательна такая жёсткая увязка, что под каждое         
судопроизводство своя судоустройственная подсистема. У нас и сейчас суды        
общей юрисдикции являются судами, которые рассматривают дела в порядке          
административного судопроизводства, и часть дел административно-правовых        
является делами, которые отнесены к компетенции судов арбитражной юрисдикции.   
И поэтому сейчас, отвечая на ваш вопрос, я скажу: создание отдельной            
подсистемы административной юстиции вряд ли возможно, должны быть проведены     
ещё дополнительные достаточно серьёзные исследования и достаточно серьёзно      
должна быть разграничена компетенция между этими двумя видами судебных          
органов.                                                                        
                                                                                
Если говорить о том, чтобы под одну крышу, как в Соединённых Штатах Америки,    
в один котелок собрать все наши суды, и конституционные, и верховные, и         
Высший Арбитражный Суд, то здесь есть один маленький аспект: чтобы эту идею     
реализовать, нам нужно принимать новую Конституцию Российской Федерации.        
Поэтому я бы здесь сопоставил цели и средства и всё-таки пришёл бы к более      
сбалансированным выводам.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы задали.                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Павел Владимирович.                                             
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Кто за то, чтобы   
принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              446 чел.99,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    447 чел.                                          
Не голосовало                   3 чел.0,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.