Заседание № 14
16.03.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 306765-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" (в части распространения сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений на измерения, которые выполняются при организации и проведении азартных игр и лотерей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2162 по 2462 из 5871
Уважаемые коллеги, переходим к законопроектам, рассматриваемым в первом чтении. У нас несколько законопроектов поставлено на фиксированное время. Если не возражаете, мы переходим к пункту 12 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Доклад Сергея Васильевича Собко. Пожалуйста, Сергей Васильевич. СОБКО С. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые депутаты, Московская городская Дума в Государственную Думу пятого созыва внесла законопроект "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Рассмотрев проект федерального закона, Комитет по промышленности отмечает следующее. По мнению авторов законопроекта, осуществление установленных указанным федеральным законом форм государственного регулирования в данной области позволит пресечь использование модифицированного или суррогатного оборудования, в том числе игровых автоматов и персональных компьютеров, для незаконной организации азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, а также под видом проведения лотерей. Комитет, отмечая высокую актуальность проблемы, связанной с незаконной организацией азартных игр, обращает внимание на отсутствие в тексте законопроекта и материалах к нему примеров единиц, величин, правильность измерения которых должна была быть обеспечена государственным регулированием. Согласно статье 10 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" обязательные требования к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, а также формы оценки их соответствия указанным требованиям устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и в этой связи применение большей части норм Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" к сфере организации и проведения азартных игр и лотерей не имеет практического смысла. При этом действующее законодательство Российской Федерации уже содержит положения, устанавливающие требования к оборудованию для организации азартных игр и проведения лотерей, а также предусматривающие осуществление государственного надзора за их обеспечением. Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов и иным обязательным требованиям. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (часть 3 статьи 3 указанного федерального закона). Обязательные требования в отношении лотерейного оборудования установлены статьёй 12-1 Федерального закона "О лотереях". Полномочиями по проведению проверок лотерейного оборудования также наделён федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. По мнению комитета, принятие законопроекта не создаёт каких-либо действенных барьеров для незаконной организации азартных игр и может привести лишь к дублированию функций федерального государственного метрологического надзора и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Своим решением от 9 сентября 2009 года Комитет по промышленности рекомендовал Московской городской Думе изменить текст законопроекта и направить его на имя Председателя Государственной Думы. До настоящего времени указанные рекомендации субъектом права законодательной инициативы не выполнены. Учитывая изложенное, а также мнение комитета-соисполнителя, Комитет по промышленности не поддерживает проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" и рекомендует Государственной Думе его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. Есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список записавшихся. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к председателю комитета. Скажите, пожалуйста, а нельзя ли, приняв этот документ в первом чтении, во втором чтении внести в него в качестве поправок тот самый список технических характеристик, об отсутствии которого вы сейчас сказали? СОБКО С. В. Николай Николаевич, уважаемый, к сожалению, таких единиц, применяемых при проведении лотерей и азартных игр, пока просто не существует. Есть система мер и весов, и если мы говорим, допустим, о метре, мы понимаем, что имеется в виду. Платиновый эталон метра в парижской палате мер и весов находится, и мы можем каким-то образом проверить, соответствует, допустим, единица, которая применяется в той или иной области, эталону или нет. Существует целый ряд положений российского законодательства, которые делегируют полномочия тем органам государственного надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, которые контролируют эту деятельность, по проведению лотерей и азартных игр. Поэтому мы вместе с представителями Московской городской Думы очень тщательно обсуждали на заседании комитета этот вопрос, и они полностью согласились с нашей аргументацией, согласились, что, к сожалению, искусственно ввести что-то сейчас не представляется возможным, и всё, что они хотели усилить в этом законе, уже регулируется российским законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Журко Василия Васильевича. ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР. Сергей Васильевич, но вы же согласны, что проблема "одноруких бандитов", существующих под видом лотерейных автоматов, есть, и уж с 99-го года можно было бы придумать, наверное, найти какую-то форму измерений. Не стоят ли за этим лоббисты, которые сейчас скрывают свой бизнес и создают этим способом коррупцию в нашей стране? СОБКО С. В. Ни в коем случае. Вопрос совершенно правильно ставите, что с этим злом нужно бороться, но бороться нужно несколько в иной плоскости - это и органы, которые занимаются правоохранением в нашей стране, это и те органы, которые занимаются налогами и сборами. Более жёсткий контроль, безусловно, нужен, но дело в том, что этот законопроект был внесён без понимания того, что он просто дублирует ряд статей, которые уже есть в других законах, в том числе и в законе "О техническом регулировании", то есть никаких новшеств нет, а просто получается коллизия, когда люди пытаются придумать, каким образом ещё осуществить свои благие порывы, но механизм практически отсутствует. Принятием этого закона мы ровным счётом ничего не добьёмся, только покажем немножко непрофессиональный подход со стороны Федерального Собрания, покажем, что мы не понимаем этой разницы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, ваш вопрос. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Сергей Васильевич, ну, наверное, в продолжение предыдущего вопроса. Вот как вы думаете, что нужно всё-таки сделать в нашей стране, чтобы наконец законы заработали, а правоохранительные органы, которые обязаны пресекать противоправную, преступную деятельность, также начали выполнять свои функции? Около года назад фракция ЛДПР внесла проект парламентского запроса по проведению проверки на территории Рязанской области в связи с тем, что была информация о том, что там открыто и действует казино, - палата отклонила, однако казино и игорные залы действуют до сих пор. Благодаря нашему рязанскому региональному отделению недавно был выявлен и после этого закрыт один из игорных залов, но некоторые до сих пор продолжают работать, и очень сложно туда войти, потому что существует система охраны, система контроля. Прошу вас прокомментировать и высказать свою позицию. СОБКО С. В. Если позволите, я всё-таки выскажу свою позицию не как председатель комитета, потому что как председатель комитета я её уже высказал - с точки зрения технологической, прохождения законопроектов через Государственную Думу, - а как депутат я с вами абсолютно согласен: тема чрезвычайно важна. Но если мы вспомним, что происходило за последние годы, когда вся прокуратура Московской области в бегах находилась из-за крышевания подпольного бизнеса, несмотря на то что закон принят... Это опять мы возвращаемся к тому вопросу, который сегодня уже обсуждали. Вот сейчас будет создаваться комиссия по проверке отчётности депутатов, а я считаю, что мы должны создать такую парламентскую комиссию, как в Соединённых Штатах. Там есть сенатская комиссия, куда любого чиновника могут вызвать, и он на Библии поклянётся, что будет говорить правду, только правду и ничего кроме правды, а если солжёт, то будет лишён права занимать какие-либо должности, выборные или в исполнительной власти, чуть ли не пожизненно, а может быть, и уголовное преследование, и заключение будет следствием этой лжи. И если мы действительно хотим, чтобы пресекалось это зло в корне, мы должны принимать законы прямого действия, которые будут обязывать в том числе и правоохранительные органы выполнять эти законы неукоснительно. Мы не должны допускать, чтобы член Совета Федерации - я могу вслух произнести: господин Починок - сюда приходил и начинал нам рассказывать о том, что, видите ли, даже во исполнение закона о переносе игорных зон подальше от больших городов нельзя на берегу Азовского моря это казино устроить, это нерентабельно, а надо перенести его в Анапу, хотя в 120 метрах от нового места расположения казино находится пионерский лагерь. И его объяснение, что по дороге из аэропорта в пионерский лагерь нужно повернуть направо, а в казино - налево, почему-то воспринимается нашей палатой как достаточный аргумент для того, чтобы принять решение о переносе этой игорной зоны на берег Чёрного моря, - вот проблема-то в чём! Если мы с вами хотим, чтобы наши законы действительно работали, то прежде чем принимать решение о работе комиссии по проверке отчётности депутатов, надо внести изменения в закон о статусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации: если депутат солгал, положа руку на Конституцию, значит, он лишается депутатской неприкосновенности, он отзывается и не будет больше иметь права баллотироваться ни в какой представительный орган власти. Но мы должны иметь право, как парламентская комиссия, вызвать любого чиновника, в том числе любого из шести министров, о которых недавно в "Совершенно секретно" была опубликована на четырёх полосах статья... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите, пожалуйста, время. Завершайте, Сергей Васильевич. СОБКО С. В. Там изложены факты и цифры, названы компании, которые аффилированы с деятелями в исполнительной власти. Сергей Борисович Иванов отчитывается в Совете Безопасности, что две тысячи дел против врачей возбуждено, тысяча девятьсот дел - против учителей, и сейчас семь лет должна получить заслуженный врач, которая не утилизировала полтюбика анестезирующего вещества где-то там в зубном кабинете, а использовала для того, чтобы кастрировать кота своей соседки. Вот у нас борьба с коррупцией! Вот у нас борьба с игорным бизнесом! Всё от нас с вами, товарищи, зависит: если мы будем принимать законы, по которым неисполнение законов будет вести к отставке министра внутренних дел, любого министра, отставке депутата, которые уличены в злоупотреблениях или коррупции, я не сомневаюсь, что вопрос сдвинется с мёртвой точки в тот же момент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться. Покажите список, пожалуйста. Три человека записались. Я всё-таки задам вопрос: извините, Василий Васильевич, вы в пять минут уложитесь? Даже быстрее. Пожалуйста, включите микрофон Журко Василию Васильевичу. ЖУРКО В. В. Уважаемые депутаты, уважаемый Иван Иванович! Непринятие данного закона приведёт к тому, что дальше будет у нас развиваться коррупция, а это самый главный бич, как говорит президент страны. И мы, депутаты Государственной Думы, когда шли на выборы, избирались, говорили, что запретим незаконную деятельность казино и игровые автоматы, но до сих пор и казино, и игровые автоматы работают. Не далее как вчера было по телевидению показано, что работают игровые автоматы, выдают жетоны, как включают в члены клуба. Я зашёл в Интернет - в Интернете игровые автоматы, казино, всё есть. А мы ведём себя как страусы: приняли закон и спрятали голову, как будто не существует больше проблемы. Проблема существует. И Московской городской Думе, внёсшей законопроект, предлагалось отозвать его и внести заново. Почему она не внесла заново и сама не присутствует - вопрос. Наверное, существуют лоббистские возможности определённых людей. Я думаю, что мы должны принять закон об измерениях, о форме регулирования игровых автоматов, компьютеров. Всё это сегодня существует, и не надо прятаться за то, что у нас проблемы нет. У нас всегда говорили, что проституции нет, а она есть. И игровые автоматы, и каталы всегда были, и в советские времена играли в очко, в карты, в домино, в лото, все всегда играли на деньги. Где лёгкий доход - это есть. Давайте найдём форму регулирования, а прятаться по причине того, что мы запретили и этого якобы нет, неправильно. Я думаю, что сегодняшний законопроект, который комитет предложил к отклонению, фракция ЛДПР не будет поддерживать. Нужно принимать те законы, которые реально будут работать на население, и мы уйдём от коррупции и от "одноруких бандитов". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Васильевич. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Депутаты, я вышел на эту трибуну, потому что совсем недавно - тут об этом упоминалось - мы с вами в этом зале рассматривали парламентский запрос фракции ЛДПР, я был одним из его авторов, но ситуация-то не изменилась. Хороший закон? Хороший закон. Надо регулировать? Надо регулировать. А нельзя было регулировать без этого закона? Да можно! Вопрос очень простой. Вы вспомните ситуацию: когда у нас игорный бизнес был в законе, то есть по закону можно было им заниматься, в некоторых субъектах Российской Федерации до 25 процентов бюджетов формировалось за счёт тех налогов, которые поступали от игорного бизнеса. Это плохо для людей, но для бюджета это было неплохо. В некоторых субъектах Российской Федерации снижения количества вот этих игровых залов практически не произошло. Я не говорю по всем, понятно, Москва... Всё зависит от того, насколько погрязли в коррупции местные чиновники. А суммы достаточно большие, я не случайно вам сказал - до 25 процентов, это огромные деньги, и если раньше они поступали в бюджет и достаточно легко администрировались, потому что в основном это был вменённый налог на каждую единицу игровой продукции, то сейчас этот вменённый налог, мягко говоря, перетекает в карманы определённых чиновников, в основном это правоохранительные органы. Вот я курировал в прошлом созыве Рязанскую область. Там вообще ничего не изменилось, мало того, не изменилось даже после того... Вы помните, по первому каналу, по "России 1" показывали, как президент проводил совещание в Рязанской области, где он говорил: "Вы тут разберитесь с игорным бизнесом! Что это такое - на площади Ленина, центральной, несколько игровых залов в открытую функционируют! Вы разберитесь с теми людьми, которые, собственно говоря, крышуют этот бизнес". Разобрались: одного из помощников прокурора, который пришёл закрывать игорное заведение, уволили с формулировкой, что он мешает работе субъекта предпринимательской деятельности. Ну, собственно говоря, ничего не изменилось, количество заведений такое же, там их более двадцати только в одном районе. Какие бы мы с вами здесь законы ни принимали, если мы не разберёмся с вопросами независимого контроля за исполнением наших законов, ничего не изменится в нашей стране. Уже стали говорить о том, что у нас борьба с коррупцией с позиции имитации борьбы с коррупцией перешла в область фальсификации борьбы с коррупцией. Очень бы не хотелось, чтобы в этом обвиняли нас с вами. Я думаю, что предложение, которое сделал депутат Собко, о том, чтобы в рамках парламентского контроля, в рамках представительной власти, появился бы орган, который контролировал бы исполнение принятых нами законов, достаточно неплохое, потому что, к сожалению, сегодня независимого контроля за исполнительной властью, за тем, как исполняются принятые нами здесь законы, нет. И люди потеряли доверие к нам, - а мы их представители - потому что те законы, которые мы с вами принимаем, не выполняются, и мы получаем в свой адрес обвинения в том, что мы плохие законы принимаем и ничего не делаем. Поэтому вопрос доверия к законодательной власти стоит в сфере контроля за исполнением тех законов, которые мы с вами принимаем. И даже если мы примем этот нужный закон, но он по-прежнему не будет исполняться, и мы с вами ничего не сделаем, чтобы заставить исполнять этот закон, ну, наверное, мы с вами не получим никакого доверия, а будем его постоянно терять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3574 по 3651 из 5871
Уважаемые коллеги, у нас осталось несколько минут, мы можем завершить рассмотрение пункта 12 повестки дня. Мы остановились на выступлении Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу напомнить, что речь идёт о внесённом Московской городской Думой законопроекте о включении в сферу госрегулирования обеспечения единства измерений измерений при проведении азартных игр и лотерей. Я хочу подчеркнуть, что выступаю от своего имени, а не от фракции, потому что от имени фракции выступит Олег Владимирович Савченко, и вполне возможно, что та позиция, которую изложит он, будет расходиться с тем, что считаю необходимым я. Итак, обращу ваше внимание, что буду только цитировать заключение Правительства Российской Федерации: "Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр..." используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, технических регламентов...". Но таких требований нет! В какой сфере разрабатывается законодательство о техрегулировании и технические регламенты? В сфере, регулируемой законом "Об обеспечении единства измерений". И в этом законе требований о подобного рода регулировании в отношении азартных игр и лотерей нет. Итак, в законе сказано, что оборудование должно соответствовать требованиям, которых нет, они отсутствуют, нет этой позиции в законе "Об обеспечении единства измерений", о чём и говорится в заключении правительства. В сфере организации и проведения азартных игр и лотерей обязательные требования к измерениям отсутствуют, не установлены, вот и предлагает Московская городская Дума обязательно их установить. Это исключительно важно, потому что все наши попытки... Я хочу напомнить, как непросто шло в Государственной Думе рассмотрение вопроса о запрещении азартных игр, как предлагали укрупнить, сделать так, чтобы в этой сфере деятельности не было никаких мелких игроков, а были только крупные, потому что - это моя точка зрения - с ними проще иметь конкретные дела и прочее, прочее. И потом вмешался Владимир Владимирович Путин и сказал: нет, не будет... Но я хочу обратить ваше внимание: любые недоговорённости в этой сфере не случайны, они всегда имеют определённые последствия. И я считаю очень важным, чтобы мы поддержали позицию Московской городской Думы и включили этот вид деятельности в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений, и тогда у нас будут основания требовать внесения в Государственную Думу проекта технического регламента по этому вопросу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Уважаемые коллеги, Олег Владимирович Савченко не успел записаться и попросил дать возможность выступить, до одной минуты. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Олег Владимирович. САВЧЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По мнению авторов законопроекта, осуществление установленных федеральным законом форм государственного регулирования в данной области позволит пресечь незаконное использование суррогатного оборудования. Так вот, к сожалению, комитет и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обращают внимание, что, во-первых, данная норма будет дублировать нормы действующего закона, а во-вторых, обращение к депутатам Московской городской Думы с просьбой всё-таки уточнить, в какой части нужно вводить стандарт и как он будет называться, осталось безответным. На мой взгляд и на взгляд фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", происходит дублирование. Сегодняшняя проблема незаконного использования нелегальных игровых автоматов лежит в большей степени в плоскости правоприменения, поэтому прокуратура, следственные органы должны этим заниматься. И сегодня достаточно средств для того, чтобы это пресекать. Авторы внесли законопроект в 2009 году, когда это было актуально, но сегодня, я считаю, закон позволяет эффективно бороться с этим злом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович. Докладчик Сергей Васильевич Собко от заключительного слова отказывается. Выносим пункт 12 на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4808 по 4824 из 5871
12-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 17 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4 % Проголосовало против 92 чел.20,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Не принято.