Заседание № 191
08.11.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 306699-4 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (о снятии ограничений на создание политических партий по признаку религиозной принадлежности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5036 по 5740 из 7665
18-й пункт порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях". Доклад депутата Государственной Думы Александра Викторовича Чуева. С места. Включите микрофон на рабочем месте депутата Чуева. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, вот уже достаточно долгое время сегодня мы обсуждаем закон "О политических партиях". Я хочу напомнить, что этот закон был принят в 2001 году. До этого на протяжении десяти и даже более лет политические партии тем не менее действовали и даже участвовали в выборах. Тогда, как вы помните, главным был закон "Об общественных объединениях", и в этом законе были определённые ограничения на создание общественных объединений по национальным, религиозным, а также профессиональным признакам, за исключением профессиональных союзов, которые регулировались отдельно, и по ним впоследствии мы приняли специальный закон. В 2001 году был принят закон "О политических партиях", который, в общем, повторил основные положения закона "Об общественных объединениях", но положение, которое существовало в законе "Об общественных объединениях", я имею в виду ограничение на создание политической партии по национальному и религиозному признаку, было раскрыто, раскрыто таким образом, что никакие цели защиты национальных и религиозных интересов не должны указываться ни в уставе, ни в программе политической партии. В последний момент также появилась добавка: и в названии, в наименовании политической партии. К чему привела эта поправка? В частности, к тому, что была закрыта в 2002 году политическая партия - Российская Христианско-Демократическая партия, существовавшая на протяжении двенадцати лет, с 1990 года, участвовавшая во всех выборах и вошедшая в составе блока "Единство" в третью Государственную Думу. Но самое главное даже не в этом, а в том, что, принимая вот такую концепцию, регулируя таким образом процесс создания политических партий, мы фактически ограничиваем право граждан на политический плюрализм и создание какой-либо политической партии, основанной на нравственных идеалах той или иной религии. Например, во всём мире христианской демократией являются чисто политические, а не религиозные идеологии, партии так называются, они действуют. Существуют даже международные организации, в частности Интернационал Христианской Демократии. Существуют другие, не только христианские идеологии, исламско-демократические например, они также существуют в мире. К сожалению, в нашей стране создать политическую партию с такой идеологией, хотя эта идеология может не противоречить закону, не вступать в противоречия с Конституцией, увы, по нынешнему закону невозможно. Таким образом, те граждане, которые хотели бы выразить своё мнение и проголосовать на выборах за политическую партию, отражающую их идеологию, отражающую их понимание социальных, экономических проблем и целей развития государства, вынуждены либо голосовать за другие политические партии, которые называются иначе и в уставах и программах которых отражены иные цели, либо искать иные формы выражения своей воли, в том числе и непарламентские. На мой взгляд, сейчас настало время, когда мы можем пересмотреть данную статью закона "О политических партиях" и дать возможность создавать партии, которые в наименовании могут использовать, так сказать, те или иные принципы того или иного существующего официально вероучения, или религиозного учения, поскольку в принципе это позволит, даст возможность иметь больше политических партий, даст возможность иметь больший политический плюрализм и, я думаю, ни к каким отрицательным последствиям не приведёт. У нас уже был период с 90-го по 2001 год, когда это было, и тогда мы не наблюдали никаких экстремистских политических партий, не требовалось специального запрета, специального ограничения, внесения вот такой статьи в закон "О политических партиях". Не наблюдаем мы таких политических партий и сегодня. А те политические партии, которые являются экстремистскими, которые действительно исповедуют какую-либо непарламентскую идеологию, такие политические партии, как правило, и не указывают ни в наименовании, ни в своих целях и задачах ничего близкого к нравственным, моральным, религиозным принципам, а действуют совершенно иначе. Вот пример - Национал-большевистская партия. Поэтому я считаю, что в данном случае стоит пойти на то, чтобы изменить закон и дать возможность создавать сегодня политические партии и по этому признаку, тем более что сейчас ограничения достаточно большие: фактически политическая партия должна иметь достаточно большую численность, должна иметь отделения в большинстве регионов Российской Федерации. То есть ограничений достаточно много, для того чтобы это была реальная действующая политическая сила. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Владимировича Житинкина. С места. Пожалуйста. ЖИТИНКИН С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Автором данного законопроекта предлагается снять действующее в настоящее время ограничение на создание политических партий по признаку религиозной принадлежности. Законодательством Российской Федерации определён правовой статус политической партии. Политические партии как особый вид общественных объединений создаются в целях участия граждан в политической жизни общества, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Они преследуют собственные политические цели, открыто борются за места в парламенте, дающие им возможность участвовать в управлении государством. Что касается религиозных объединений, то они на основании статьи 14 Конституции Российской Федерации отделены от государства. Исходя из конституционного принципа светского государства органы публичной власти не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, а религиозные объединения согласно статье 4 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах, в том числе путём агитации и публичной поддержки тех или иных политических партий, не вправе участвовать в деятельности политических партий, а также оказывать им материальную и иную помощь. Однако это не лишает возможности представителей различных религиозных организаций, в том числе и священнослужителей, наравне с другими гражданами участвовать в выборах и референдумах, выражать свои политические интересы и убеждения, но не в качестве членов религиозных организаций, а в качестве граждан или членов политических партий. Кроме того, надо заметить, что вопрос конституционности положений пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" специально рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации, который признал, что норма в части, не допускающей создания политических партий по признакам религиозной принадлежности, не противоречит Конституции Российской Федерации. На данный законопроект получены отрицательные отзывы Правительства Российской Федерации и Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. Замечания и предложения были высказаны субъекту права законодательной инициативы на заседании комитета. Комитет не поддерживает данную законодательную инициативу и предлагает отклонить представленный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчику и содокладчику? Есть, вижу: Тюлькин, Кондратенко и Семаго. Пожалуйста, депутат Тюлькин, первый. Кому вопрос? ТЮЛЬКИН В. А. Чуеву, если можно. Уважаемый Александр Викторович, советовались ли вы с представителями, лучше - с руководителями каких-либо конфессий в нашей стране и соответственно что сказали иерархи тех либо других религий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, микрофон Чуеву включите. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать по этому вопросу следующее. Исходя как раз из принципов светского государства верующие люди нуждаются в защите своих прав в точно такой же степени, что и атеисты, и скептики, и все остальные граждане нашего большого государства. Более того, верующие имеют точно такое же право, как и все остальные, участвовать в управлении государством посредством выборов законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления. Исходя из этого ограничение возможности верующих защищать свои права, объединяясь в политические организации, мне представляется неразумным. Что касается того, советовался ли я с иерархами основных религиозных конфессий, я хотел бы сказать следующее. В своё время, когда существовала соответствующая политическая партия и когда были приняты соответствующие поправки, то были и соответствующие письма, и соответствующий анализ, проведённый различными научными учреждениями, которые позволяли однозначно дать характеристику наименованию "христианско-демократический" как в принципе отражающему не какое-либо вероучение, а определённое политическое мировоззрение. Тем не менее все эти аргументы, в том числе и письма от представителей религиозных конфессий, тогда не были восприняты, в частности судебными органами, когда речь шла о закрытии данной партии. Именно исходя из этого сегодня вносится предложение изменить сам закон, потому что судебные органы трактуют закон вот таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кондратенко Николай Игнатович. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Сергей Владимирович, у меня к вам вопрос. Я думаю, что не открою, как говорится, секрет, какую-то новость не скажу вам, если отмечу, что сегодня сложилась особая ситуация: у нас русские напрочь отстранены от управления страной. Их нет в правительствах, их нет в финансовых структурах, их нет среди владельцев промыслов, их нет среди хозяев средств информации. Русские пытаются искать формы организации, для того чтобы протестовать и требовать своё место под солнцем. Какие формы политической организации в такой ситуации вы могли бы русским предложить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это кому вопрос, Житинкину? Пожалуйста. ЖИТИНКИН С. В. Уважаемый Николай Игнатович, в законопроекте-то речь идёт не о русских и, извините, не о татарах или марийцах, речь-то идёт о представителях религиозных конфессий. Я могу вам предложить разные формы, есть множество общественных организаций, объединяющих как русских... Хотя я не сторонник чисто националистических каких-то вещей, но сам, как человек русский, поддерживаю национальную идею. Однако здесь, в этом законопроекте, она никак не отражена. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Семаго, пожалуйста, ваш вопрос. СЕМАГО В. В. Спасибо, уважаемый председательствующий. Александр Викторович, у меня вопрос к вам. Если позволите, немножко истории. Христианство зарождалось в Древнем Риме как секта, если вы помните, не знаю, насколько это для вас ново. Что вы скажете в свете вашей инициативы по поводу того, чтобы, например, сайентологи, адвентисты седьмого дня, хлыстуны - я не знаю, у меня есть ещё какие-нибудь на памяти названия? - также вот по вашей концепции принимали бы участие в политической жизни, организовывая свои собственные политические партии? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Чуев. ЧУЕВ А. В. Безусловно, в данном случае, я думаю, вы сами ответили на этот вопрос. Существует законодательство Российской Федерации "О свободе совести..." и "Об общественных объединениях". И здесь совершенно очевидно, что те религиозные организации, которые трактуются на сегодняшний день как, ну, не знаю, секты нетрадиционные - не то наименование, назовём их или псевдорелигиозные, или ещё есть отдельное такое наименование для тех религиозных организаций, которые, в общем, на самом деле законом преследуются, потому что нарушают закон. Поэтому здесь понятно, что они не смогут создать свою политическую организацию. Но я больше скажу. Я не знаю в мире, кроме идеологии христианской демократии как политической идеологии и в некоторых странах в очень выборочном количестве исламской демократии, другой не экстремистской политической идеологии, реальной, нормальной парламентской политической идеологии, которая бы подпадала под это определение. Ни у хлыстунов, ни у пятидесятников, ни тем более у сайентологов, ни у кого ни в мире, ни в нашей стране не существует разработанной политической идеологии. Вы понимаете, в этом и есть ответ на вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить по обсуждаемому вопросу? Жириновский, Тюлькин, Воронин. Больше рук не вижу. Три руки - подводим черту. Пожалуйста, депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я отсюда, потому что сидеть нам всем вредно, мы должны чаще ходить по залу. Ошибка комитета, конечно, в том, что весь комплект законопроектов о партиях - в один день: люди устают, зал полупустой. Это неумение работать в парламенте в соответствии с процедурой. Это можно было бы растянуть на пять-шесть месяцев и один раз в месяц обсуждать партийный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В зале четыреста пятнадцать депутатов. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. А это всё сделали, поскольку под зачистку, - ни один не будет принят. И мы приучим депутатов невнимательно следить за работой: раз всё на отклонение, вот все и ушли, полупустой зал. А потом, через десять лет, будут мучаться: как они оказались выброшенными за борт политической жизни? Уважаемый депутат Чуев, вы опоздали с этим законом, потому что сегодня и в Западной Европе уже пытаются убрать партии с таким названием. Например, в Италии ХДС практически перестала играть роль, у них есть "Вперёд, Италия!" и объединённые левые, а ХДС как таковая не играет роли. И там, где были христианско-социальные партии, все они уже ушли. Почему? Потому, что исламский фактор становится решающим, исламское население растёт в Европе. И если разрешить потом исламские партии создавать, то Европа ещё и политически будет исламизирована. То же самое и у нас. Если даже допустить создание вновь христианско-демократической партии в России, тут же будут иметь право создать аналогичную партию исламские организации, а у них денег, депутат Чуев, больше. Они не только смогут лучше провести избирательную кампанию, но и ещё заплатят избирателям, которые проголосуют именно за них. Православные избиратели будут голосовать за них, потому что у Саудовской Аравии огромное количество денег. Они только в Киргизии построили три тысячи мечетей (в одной маленькой стране - три тысячи!), а в Россию они бросят миллиарды, поскольку самая слабая страна, её легче исламизировать. И такое решение уже было у талибов: начать исламизацию с России и кончить у Ла-Манша. Ну и на вопросы, конечно, не отвечали. Ведь депутат Кондратенко спросил: патриарх что сказал на это? Вы молчите. Представитель католиков что сказал? Вы молчите, уводите нас от того, что мы знаем. А сами-то руководители христианских конфессий поддерживают? Уж если они не поддерживают, мы вообще не должны этим заниматься. То же самое задал... вернее, это Тюлькин задал, а депутат Кондратенко задал вопрос: что делать русскому народу? Ну хотя бы в шутку сказали, что русский может только заниматься в кружке домоводства, сидеть дома и вышивать, так сказать, или там чеканкой, а то опять уходим от вопроса. А вопрос правильный. Но, уважаемый депутат Кондратенко, опять в нашей многонациональной стране его нельзя сегодня ставить. Вы абсолютно правы по характеристикам: всё в руках нерусских. Это способ подкупа их: сидите и молчите, вам даём все хлебные места, но не выступайте. Как и не допускать молодёжь к партиям. Почему? Будет активность на выборах. Сейчас почему победила "Единая Россия"? 35 процентов пришли на выборы, старики и инвалиды, а если придёт молодёжь, она же снесёт любую "Единую Россию" и партию Миронова, она будет голосовать только за оппозицию. В этом смысл, и вы должны понять и честно сказать: боимся активности избирателей на выборах, вот пускай будет так и в 2007 году. Придут 30 процентов, калеки, и они, так сказать, под влиянием пропаганды "Единой России", Миронова побросают бюллетени, а зрелая молодёжь, она скажет: нет, хватит нас обманывать! То есть причина одна. Как и финансирование партий. К выборам будет допущено шестнадцать партий, пройдёт пять. Голоса одиннадцати партий, по 3 процента - 35 процентов, кому достанутся? Прошедшим партиям! Сто пятьдесят депутатов будут сидеть на чужих местах, а партии - за бортом. Вот почему мы говорим: давайте честно! Или мы их не финансируем, их нету, и есть только два монстра, а если они есть - пропустите в парламент. А иначе вы их допускаете к выборам, даёте им денег немножко до выборов, а потом их выбрасываете, и здесь треть будет сидеть на чужих местах. Вот я к чему призываю - к честности! Поэтому не будет у нас христианских или мусульманских партий, не будем мы допускать молодёжь, будем финансировать обязательно, даже увеличивая, мелкие партии, чтобы они квакали, оттягивали электорат, протесты... Но в парламент их не пустят! И здесь будут сидеть другие, нужные, которые не будут задавать вопросов, как вы, уважаемый депутат Кондратенко, чтобы здесь не звучал "русский вопрос", а то ещё, глядишь, и вся страна его подымет. Проблема в том, что с христианскими партиями нужно было в 17-м году решать, вернее, до 17-го. Даже, по-моему, при царе не успели создать, там были кадеты, октябристы, эсеры, левые, правые, христианской партии и православной не было создано. К сожалению, вы запаздываете, депутат Чуев, и, отвечая на вопросы, уходите от прямых ответов, потому что если вы получили отрицательный ответ от руководителей конфессий, то тем более вопрос сам по себе остаётся. И в заключение просьба к комитету не выносить однотипные законы на целый день на голосование, потому что те, кого, как Семаго, не интересует партстроительство, здесь мучаются сидят. Он вспомнил христианскую секту! Вы ещё вспомните первобытнообщинный строй: там вообще ни партий не было, ни государства - ничего. Давайте исходить из реальностей сегодняшнего дня, из того, что сегодня в мире. Сегодня религиозный фактор закрывать надо, национальный фактор закрывать надо и остаётся информационный обман. Нефть, газ и информация. Оболванивать... Вот Билл Гейтс приехал, похлопали ему - и газ отдайте Америке, и нефть. А подымать социальные вопросы - всё это бесполезно! Поэтому я предлагаю всё-таки в будущем нам добиться расширения социальной базы, больше допускать молодёжь, больше финансировать, понижать порог. Не брать пример с Турции, самой реакционной страны, которую Европа ненавидит и никогда в Евросоюз не пустит, никогда. У неё был ещё недавно итальянский фашистский кодекс Муссолини. Нашли с чем сравнивать, Вера Егоровна! Всё я об этой стране знаю уже сорок лет. Сравнивать нам вообще не с кем. Сравнивать нужно с Израилем, где 1 процент прохождения в парламент, 1 процент, и сидят двадцать партий, все сидят. А 1 процент любая партия получит, любая партия. Два чужака придут - уже 1 процент есть, и все сидят в парламенте, а нужное большинство все сделают. Но все сидят в парламенте, в тепле, при свете. Иначе все будут на окраинах Москвы бунтовать, шуметь. Я думаю, в Кремле это поймут. И в заключение я хочу всех вас мобилизовать. Давайте просить президента - это единственный человек, который может повлиять, и сразу мы примем нужные законы - провести свободные выборы в декабре следующего года в парламент наш, в Государственную Думу, и ничего плохого не случится. Ничего с того не случится, и мы будем представлены честным, чистым государством, потому что здесь действительно есть демократия, действительно все партии участвуют и в выборах в парламент, и в выборах президента. Я уверен, что президент к этому склоняется. Окружение мешает, как окружение Сталина, Брежнева, Горбачёва, Ельцина. Вот с этим окружением давайте бороться. И все вместе убедим президента провести в стране свободные выборы, снять все ограничения, понизить порог прохождения и увеличить финансирование партий. Иначе будет, как в Туве: прилетели боевики от Миронова, заплатили по три - пять тысяч и получили 33 процента. Вот вам, пожалуйста. Депутат Чуев, не в названии партии дело. А если мы допускаем вот такой вот огульный подкуп избирателей - это мнение руководителя республики и председателя правительства, это не моё мнение - по три - пять тысяч платили, целый десант высадили, не показывали документов... Милиция пытается мешать - прокуроры на стороне этих, так сказать, боевиков Миронова, потому что он утверждает генерального прокурора. Вот такие выборы хотите?! Это, конечно, будет для нас для всех большой удар. Поэтому я предлагаю идти к демократизации всего нашего законодательства и всем вместе выступать за расширение базы, чтобы все люди могли быть представлены в парламенте, и всех надо одинаково финансировать. И чтобы действительно у нас был вкус свободы. Богатыми, культурными, счастливыми, уважаемый депутат Кондратенко, мы никогда не будем. Царь этого хотел - не получилось, вы хотели, и они хотят. Не будем! И не надо людям ставить идеальные задачи. Вот будет всегда, как сейчас. Вот это давайте сохраним, а то ещё хуже будет. Поэтому призываю вас данный закон отклонить, поскольку он всё равно не пройдёт. А депутат Чуев прав, но опоздал ровно на сто лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тюлькин, пожалуйста. Пока депутат Тюлькин идёт, Локоть Анатолий Евгеньевич, по ведению, пожалуйста. ЛОКОТЬ А. Е. По ведению, Олег Викторович. Хорошо отношусь к молодёжи, как и все сидящие здесь, в зале, думаю, но я устал, честно говоря, слушать неуважительные высказывания в адрес пожилых людей, тем более инвалидов. Вообще говоря, есть этические нормы определённые, и, господа, или коллеги-депутаты, давайте их придерживаться. Олег Викторович, я считаю, что вы должны останавливать подобные высказывания, они недопустимы у нас в зале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обращаюсь к депутатам: я думаю, что замечание справедливое. Пожалуйста, депутат Тюлькин. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Тогда все будут молчать. Женщин не трогать, инвалидов не трогать - кого тогда трогать? Дайте тогда список, кого можно трогать. Депутат Локоть, это же смешно просто... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо мешать выступать Тюлькину, он сочтёт это политической дискриминацией. ТЮЛЬКИН В. А. Да, провокация... со стороны президиума, "Единой России" и примкнувшего, давно примкнувшего к ним Жириновского. Заявляю это под протокольную запись и прошу разобраться. Где Райков сидит? Где? (Шум в зале.) А это не существо, по-вашему? Создали блок нерушимый - ЛДПР и "Единая Россия", - всех давят, так сказать, затыкают рты, отключают микрофоны на месяц - и это не по существу всё? Значит, разрешите не согласиться с Владимиром Вольфовичем, который посетовал, что блок партийных вопросов свели воедино, - наоборот, очень мудро поступил и комитет, и его председатель, надо разбираться комплексно в вопросах и не выдёргивать: сегодня по религии, завтра по возрасту, послезавтра по процентам, потом по финансированию и так далее. Наоборот, по этим вопросам надо, может быть, день разбираться, поговорить по существу, чтобы было ясно, кто на каких позициях здесь, потом обнародовать. Поэтому в данном вопросе Владимир Вольфович не прав, хотя кое в чём он и правильно высказался. Например, довольно самокритично заявил: что, вы не понимаете, здесь будут сидеть нужные люди... Вот Владимир Вольфович сидит уже, как он посчитал, тринадцать лет и дальше собирается здесь находиться. Наверное, у него получится, судя по его высказываниям и прочему. Второе, на что я хотел бы обратить внимание по всему комплексу вот этих законов, которые сегодня уже обсуждали. Вообще-то, выдёргиваются второ- и третьестепенные вещи. Ну, по возрасту. У нас, например, до недавнего времени с шестнадцати лет по уставу можно было вступать в нашу партию. Ну, там по финансированию... Главное-то не в этом. Мы видим, что сегодня всё более, более и более нынешняя партийная система отражает интересы капитала, и без серьёзных денег, или деньжищ огромных, нечего уже ни партию строить, ни на выборы идти. Один тот факт, что сегодняшняя "Единая Россия" имела в 2005 году бюджет больше, чем все тридцать шесть остальных партий, вместе взятых, уже о чём-то говорит. А тот проект, который Кремль реализует, объединяя там этих, тройку в одном флаконе, - это следующие за "Единой Россией" по состоянию и по толщине кошелька партии. Вот это партийное строительство, так сказать, по нашему проекту, кремлёвскому в данном случае. Если раньше демократы первой волны любили ёрничать, что рабочие и крестьяне сидят в Советах, но их и не слышно, то теперь их уже и не видно - всё, они уже и на выборы перестали ходить. А мы пытаемся всё время обмануть как-то судьбу: давайте уберём графу "Против всех...". Я уже вам рассказывал притчу, которую мне шахтёры в Воркуте в качестве напутствия дали: хотите увеличить явку до ста процентов, введите графу "чтобы вы все сдохли". Это про нас, здесь сидящих. Всё, сто процентов народа придёт и проголосует. Поэтому основной вопрос, конечно, другой, не те, которые сегодня вносили. Но всё-таки я вышел потому, что чаще всего я Александра Викторовича поддерживаю, но сегодня вынужден возразить, причём с двух позиций - и как сторонник ортодоксального марксизма, то бишь научного мировоззрения, и как, заметьте, защитник действительно верующих людей. Начну с первого - с платформы, обоснования. Сказать, что коммунисты против религии, - это или ничего не сказать, или сказать глупость. Коммунисты, как сторонники научного мировоззрения, понимают, что исторически так развивалось наше общество, религия была необходимым этапом. Религиозное мировоззрение на своём этапе было прогрессивным явлением, потому что накапливало определённые знания, опыт, обобщало манеры поведения, помогало сплачиванию крупных государств, установлению общения между людьми и так далее и тому подобное. Но на сегодняшний день это уже пройденная ступень. С развитием сегодняшних знаний и науки мы все понимаем... и все стоят, даже церковные иерархи самых высоких рангов, все стоят на материалистических позициях. Распространение сегодняшнее религиозного мировоззрения объясняется только одним - идеология не терпит пустоты. И сегодня религия превращается всё больше, больше и больше в способ управления людьми. И именно поэтому мы видим, как со свечками, так сказать, стоят и бывшие секретари обкомов, и офицеры КГБ, и ещё румяные бывшие комсомольские работники. И глядя на них, становится только жалко людей действительно истинно верующих. Говорить, что это прогрессивное явление, я думаю, тоже по крайней мере наивно или это большая ошибка. В любимом мною или всеми нами городе на Неве в Исаакиевском соборе раньше висел маятник Фуко, который доказывал, что земля всё-таки вертится, и у которого всегда стояли огромные толпы людей, часами наблюдавшие, как же это всё-таки в жизни чувствуется и можно видеть своими глазами. Отдали собор церкви - маятник убрали. Спрашиваю: почему? Не богоугодное дело. Что, показывать, что земля вертится, это не богоугодное дело разве? Что, нести знания людям, разве это плохо? Поэтому распространять религиозное мировоззрение на способы формирования политических партий, а соответственно, на формирование органов власти - это есть шаг назад, это есть регресс, или деградация. Мы уже один такой шаг недавно сделали, кстати, когда вложили в руки президента, там будущего или сегодняшнего, рычаги назначения главы Российской академии наук. Это всё из одной и той же оперы. А теперь позвольте высказаться с точки зрения уже, Александр Викторович, защиты людей действительно верующих. Вот представьте: политическая партия, созданная по религиозному принципу, имеет право выдвигать президента; предположим, их президент победил на выборах, ну предположим, и выдвинул очередной национальный проект, ну для примера самое простое возьмём - "Доступное и комфортное жильё..."; выдвинул - и молится, и сам, и партия, в церквях молебны служат, стоит перед определённой иконой или ещё перед каким-то культовым предметом; и вдруг - ну бывает, представляете? - проект с треском проваливается. Вот что должен делать народ? То ли надо спрашивать с этого президента, который оказался болтуном, с партии, которая его выдвинула, работать не умеет, себе только строит, хапает, растаскивает, разворовывает, не прислушивается к оппозиции, то ли спрашивать с него за то, что он плохо молился, не перед той иконой стоял, не тому Богу молился. А ещё, может, - крамольную мысль выскажу, Александр Викторович, - с самого Всевышнего спрашивать за то, что не выполнил свои, так сказать, всеохватывающие, всеобъемлющие обязательства? Поэтому, конечно, та мысль, которая выдвинута Александром Викторовичем, в общем-то, мною уважаемым, не несёт конструктивной нагрузки с точки зрения научного прогресса и материалистического понимания устройства нашего мира. Более того, она вольно или невольно несёт в себе элемент разжигания социальной и всякой другой розни, потому что, если мы внимательно проанализируем те конфликты, которые происходят, и с террористическим, так сказать, оттенком, и с националистическим, и прочие, и прочие, увидим, что элемент религиозного мировоззрения везде присутствует, потому что легче управлять людьми, опираясь на этот фактор, легче всего сказать: давай бей неверных или за самую истинную и самую правильную веру, ну, или спасай там. Поэтому в данном случае, Александр Викторович, разрешите с вами не согласиться. Мы, наверное, будем голосовать все против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Воронин, пожалуйста. ВОРОНИН П. Ю. Спасибо, Олег Викторович. Очень жалко коллегу Тюлькина, что он узнал, что Земля крутится, наблюдая за маятником в Исаакиевском соборе. Вообще, это в четвёртом классе на уроке географии проходят, и как бы не нужно на маятник смотреть, чтобы понять, что она крутится. Президент стоит там не потому, что он просит, чтобы Господь за него всё сделал, а показывает людям, что он православный человек, и ничего здесь такого нет. И второе, подчёркивает - в отличие от ваших бывших лидеров, которые над собой никого не признавали, - что он над собой признает власть Господа, поэтому и ходит в церковь как гражданин прежде всего, а не как президент. Хочу сказать, что закон, конечно, провокационный и абсолютно ненужный. Объясню почему. ХДС, ХСС - это в основном германские партии, которые образовались после войны, потому что другое название и невозможно было придумать: идея национал-социализма была, в общем-то, Гитлером извращена, идея капитализма в Германии никогда не приживалась, потому что германский пролетариат был одним из самых активных. И тогда придумали, так сказать, ширму, которая, скажем так, ну, успокоила бы избирателей и перенаправила их в другое русло. Я разговаривал с представителями блока ХДС/ХСС в мае, там были депутаты из всех фракций, и задал им такой вопрос: есть ли у вас в партии члены-мусульмане? По уставу все должны разделять христианские ценности, а, как вы понимаете, в христианских ценностях и в мусульманских ценностях, ну, немножечко есть общего, но в основном они различные, потому что различные религиозные идеалы у той или иной религии. И мне сказали: да, их достаточное количество. На что я спросил: а как же они могут быть членами партии Христианско-демократический союз? По идее они не могут быть, но, к сожалению или к радости, мир меняется, и такая ситуация возможна. То есть партии ХДС или ХСС в Германии не несут в себе сути вот этого названия, христианской, ну просто оно есть, но оно не несёт того смысла, который был заложен изначально. Что касается православия, вы, наверное, ратуете за православие прежде всего и не хотите, чтобы создавались в России партии, подобные ХАМАС или ФАТХ, а по вашему законопроекту это тоже не запрещено. Хочу вам сказать, чтобы вы изучили вначале всё-таки православную доктрину, она отличается от других доктрин - прежде всего католических, протестантских - тем, что православная церковь никогда не затягивает людей в религию. В православной нашей церкви принято, чтобы человек сам дорос и сам пришёл, в то время как в протестантской церкви, в католической принято, так сказать, насильно затаскивать человека. И в этом наше основное различие - во внедрении учения, верования среди людей. И поэтому то, что вы предлагаете, это в высшей степени такой католический, западный подход - насильно всех запихать под одни знамёна. И нельзя объединить необъединимое, вы же должны это понимать. Да, есть верующие и среди членов всех партий. Как вы их объедините, когда разные цели и идеи? Богу богово, кесарю кесарево, слесарю слесарево. Поэтому ничего хорошего из этого не выйдет, я считаю, что это абсолютно не нужно. Вот такие инициативы, как ваша, они на самом деле провоцируют общество и могут привести к разрушению того хрупкого межконфессионального равновесия, которое было в последнее время с трудом, в общем-то, достигнуто в нашей стране, были пресечены какие-то центробежные тенденции и вот эти попытки религиозного раскола страны на части. Я считаю, что, как правильно заметил Владимир Вольфович, вы лет на сто опоздали, а может быть, и вообще, так сказать, не в тему вспомнили про это. И считаю, что это абсолютно ненужный закон, в том числе и людям верующим он абсолютно не нужен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все записавшиеся выступили. Заключительное слово. Пожалуйста, депутат Чуев. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, я очень внимательно выслушал все выступления, которые были по этому поводу, и хотел бы несколько слов сказать в ответ. Для начала я хотел бы прояснить ситуацию. Первая в мире христианско-демократическая партия была создана в 1917 году в России после Февральской революции. Поэтому давайте будем всё-таки историю немножко изучать. Что касается блока ХДС - ХСС, это только очень небольшая часть того огромного коллектива христианско-демократических и социальных партий, которые существуют в мире. И идеологии этих партий могут разниться от правых до левых. Если мы возьмём Латинскую Америку и посмотрим на христианскую демократию в Латинской Америке, то она более левая, чем социал-демократия в Европе. Это если говорить об идеологиях. Теперь об исламе и угрозе исламизации нашей политической сферы. Я бы хотел сказать, давайте мы всё-таки не будем столь политически наивны. Зачем радикальному исламу нужна парламентская политическая партия? Вообще нужна ли она ему в принципе? Если нужна, он покупает или строит себе политическую партию с любым названием, даже патриотическим, для того чтобы отстаивать свои собственные интересы. А в основном никакой политической партии он не строит, а он идёт в религиозные организации, в молодёжные, в общественные, которые радикализирует в своих собственных интересах, и действует за рамками закона. А если ислам действует в рамках закона, то это как раз тот ислам, который является традиционным, который нам нужен и который мы в нашей стране, учитывая, что граждане, исповедующие ислам, составляют достаточно весомую часть населения нашей страны, должны культивировать и всячески поддерживать. Поэтому если бы у нас в стране существовала исламско-демократическая политическая партия, то тот самый хрупкий мир, которого на самом деле нет, конфликты периодически вспыхивают то там, то здесь, - он бы укрепился. Была бы там мощная консервативная, традиционная исламская политическая сила, которая работала бы в парламентском поле, и в этом было бы кардинальное отличие от того, что есть сегодня. Сегодня да, к сожалению, радикализация происходит, но она происходит как раз с тем, чтобы выйти за парламентские пределы. Теперь насколько речь идёт о том, чтобы партия была религиозной. Коллеги, ну посмотрите закон! Речь идёт всего лишь о том, чтобы допустить возможность использования в наименовании политической партии этих атрибутов. Совершенно очевидно, что ни по Конституции, ни по закону "О политических партиях", ни по закону "Об общественных объединениях" мы не можем ни членство ограничивать, ни ставить центральными положениями программы защиту каких-то отдельных религиозных, национальных или иных интересов, того, что не допускается Конституцией и законами. Речь идёт о том, чтобы дать людям небольшой нравственный, духовный ориентир. Ведь на самом деле люди хотят именно этого сегодня, и многие, необязательно православные, представители иных конфессий, верующие люди, которые хотя и не ходят в храм регулярно, но хотели бы иметь ту политическую силу, которая в своих моральных принципах, нравственных принципах опирается, например, на идеалы христианства, или на идеалы ислама, или на идеалы буддизма. В этом смысл, потому что на самом деле мы выключаем этих людей из политической жизни. Ведь почему сегодня многие верующие не идут на выборы, большинство верующих не идёт на выборы? Потому что им, как они считают, не за кого голосовать. Если посмотрим реальную явку избирателей, мы увидим, что явка эта достаточно невысока и с каждым годом, к сожалению, снижается. Если же говорить о том, шаг это назад или шаг это вперёд... Вы знаете, если бы наша вера хоть чуть-чуть была больше, чем сейчас, я думаю, страна была бы совсем другая - того уровня коррупции не было бы, обмана не существовало бы, безнравственности. Ведь именно вера, именно нравственные принципы практически любой религии - все религии стоят на общих нравственных позициях, я имею в виду традиционные, - дают нам совершенно другой уровень человека и его отношения к людям. Я не побоюсь сказать следующее. Если бы у политических партий была пусть не доминанта, но хотя бы были некоторые приоритеты или обозначение духовных, нравственных ориентиров или возможность в программе, в уставе апеллирования к каким-либо религиозным ценностям, то и сама партия, и те люди, которые идут от неё в парламент, те люди, которые идут от неё и в министры, и в органы местной власти, - это были бы люди другого духовного и нравственного уровня. Кстати сказать, я понимаю, вы беспокоитесь о маятнике Фуко. Но, знаете, если вы зайдёте в Казанский собор, вы увидите не меньше народа сегодня, кто стоит в очереди, чтобы приложиться к иконе Казанской Божией Матери, чудотворный список которой находится в этом соборе и которая уже многих людей исцелила. Мы просто стоим на разных позициях. Но это не повод для того, чтобы ограничивать огромное число людей, жителей нашей страны, не только православных, представителей других конфессий в возможности полноценного участия в политической жизни. Поймите, это шаг к миру между конфессиями, это шаг к сближению, это на самом деле шаг к тому, чтобы мы в парламенте, парламентскими методами разрешали наши противоречия и вопросы. Сейчас это разрешается, к сожалению, иначе, нет возможности сделать это таким образом, чтобы политическая сила, парламентская сила приветствовалась и поддерживалась и отражала интересы людей любой веры. А радикалы, экстремисты, которые не хотят работать в парламенте, а хотят взрывать бомбы, хотят насаждать ислам или другую религию силовыми методами, - эти люди были бы вне закона. Вот здесь задача - разделить то, что нам нужно, и то, что нам вредно. Но, к сожалению, пока, увы, я вижу, Государственная Дума не готова к этому. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, горит "по ведению" у депутата Ивановой. Пожалуйста, только по ведению. ИВАНОВА С. В. Коллеги, вот я сегодня первый раз на пленарном заседании и вижу, как много времени вы потратили на три этих закона, а суть-то, если, так сказать, в сухом остатке, всех трёх говорит об одном - несмотря на то что вы пытаетесь и возраст менять, и финансирование и так далее, и тому подобное, вот от земли если подойти к этому вопросу, фактически речь идёт сегодня о том, чтобы выборная система у нас была выше, чтобы мы могли просто эти выборы проводить, они у нас на грани фола сегодня проводятся. А мы ищем в каких-то вот таких деталях, которые даже не заслуживают внимания людей, по-моему, они настолько мелочны... Я считаю, нам необходимо сегодня вернуться к сути - это недоверие к власти. Необходимо поднимать уровень работы власти. Вот причина того, почему сегодня не работают эти законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Васильевна, я не делаю вам замечание только потому, что вы сегодня первый раз на заседании. Это выступление абсолютно не по ведению, это во-первых. А во-вторых, ваше замечание совершенно неуместно, потому что я не нарушил ни одной нормы Регламента. Наоборот, вот сейчас, когда депутат Чуев вышел на трибуну и на табло высветилось: десять минут, я специально попросил дать мне Регламент, чтобы уточнить, потому что мне почему-то помнилось, что для заключительного слова даётся до пяти минут. Нет, оказывается, у нас в Регламенте записано, что десять минут, поэтому на табло была эта цифра. Но палата вправе принять решение, скажем, дать пять или три минуты, это мы с вами можем сделать, но никто такого предложения не внёс. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть: ни одного пункта Регламента мы с вами при обсуждении этих вопросов не нарушили. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в первом чтении. Комитет возражает против этой законодательной инициативы. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 42 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1% Проголосовало против 27 чел.6,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 59 чел. Не голосовало 391 чел.86,9% Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Заседание № 188
20.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 306699-4 "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" (о снятии ограничений на создание политических партий по признаку религиозной принадлежности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7348 по 7351 из 8253
Пункт 30. О проекте федерального закона "О внесении изменений в пункт 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях". Я Чуева в зале не вижу. Фиксирую отсутствие докладчика.