Заседание № 144

24.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 306046-5 "О внесении изменения в статью 30 Лесного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся заготовки древесины для собственных нужд лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2003 по 2195 из 3971
Пункт 13. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 30       
Лесного кодекса Российской Федерации". Законодательное Собрание Вологодской     
области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя.       
Содоклад члена Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии    
Валерия Андреевича Мальчихина.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проектом федерального закона      
предлагается внести в часть 2 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации    
дополнения, устанавливающие, что заготовка древесины для собственных нужд       
лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и          
Дальнего Востока Российской Федерации, ведущими традиционный образ жизни,       
осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органами государственной    
власти субъектов Российской Федерации. Необходимость этого мотивируется тем,    
что в указанной статье право для данной категории граждан бесплатно             
осуществлять заготовку древесины установлено, но не установлен порядок          
заготовки древесины и не определено, к полномочиям какого органа                
государственной власти относится установление такого порядка. Комитет по        
природным ресурсам, природопользованию и экологии с этим согласиться не         
может.                                                                          
                                                                                
Из совокупности частей 2 и 5 статьи 30 Лесного кодекса следует, что лица,       
относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего          
Востока, в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности      
имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд     
исходя из порядка и нормативов заготовки древесины, устанавливаемых законами    
субъектов Российской Федерации, - подчеркну ещё раз: исходя из порядка и        
нормативов заготовки древесины, устанавливаемых законами субъектов Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Надо сказать, что заготовка древесины для собственных нужд коренными            
малочисленными народами не связывается в Лесном кодексе с подачей каких-либо    
документов органам государственной власти. Люди, занимаясь традиционной         
хозяйственной деятельностью - это оленеводство и рыболовство, - как правило,    
за сотни километров находятся от органов государственной власти, и, конечно,    
надо устанавливать законами субъектов Российской Федерации право на заготовку   
древесины по определённым нормативам и в определённом порядке.                  
                                                                                
Часть 2 статьи 30 Лесного кодекса является публичной нормой прямого действия.   
После утверждения законами субъектов Российской Федерации порядка и             
нормативов заготовки коренными малочисленными народами древесины для            
собственных нужд её содержания достаточно для реализации ими своего права.      
Таким образом, предлагаемое вологодским Законодательным Собранием дополнение    
представляется избыточным.                                                      
                                                                                
На законопроект поступили заключения комитетов Совета Федерации, в частности,   
Комитет по делам Севера и малочисленных народов не поддерживает, Комитет по     
природным ресурсам и охране окружающей среды также не поддерживает. Комитет     
Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии       
рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает ли кто-то на обсуждении? Есть вопрос у депутата Грешневикова,        
депутата Локотя. Пожалуйста, Грешневиков.                                       
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Вопрос к докладчику. Вот после принятия Лесного кодекса, который крайне         
негативно сказался на ведении лесного хозяйства, мы в Государственной Думе      
рассмотрели уже огромное количество законопроектов, которые поступают из        
регионов. Ни один кодекс, который мы приняли, ну, естественно, кроме ещё        
Земельного, не вызывает такого отторжения у регионов. Скажите, пожалуйста, с    
чем связано вот такое большое количество поступающих из регионов                
законопроектов о внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс? И вообще,     
вот вы подсчитывали, сколько конкретно уже таких инициатив поступило? И         
почему все инициативы, которые поступают, как правило, вы отвергаете, ваш       
комитет?                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Андреевич, хотя это не предмет        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Я должен сказать, что это не предмет, конечно, данного          
законопроекта, но я могу ответить на этот вопрос.                               
                                                                                
Дело в том, что, когда Минэкономразвития выдало свой вариант Лесного кодекса,   
на него поступило в наш комитет порядка шести тысяч поправок. Их переработать   
физически было невозможно, и этот именно текст привести в такой чёткий          
порядок, который соответствовал бы уже имеющемуся законодательству, смежному,   
Российской Федерации, было невозможно, поэтому был написан другой текст,        
который был принят Государственной Думой. Естественно, что какие-то издержки    
именно такого процесса, такого подхода имеют место. Я представитель             
Архангельской области, лесного региона, где массово заготавливается             
древесина. Встречаясь и с руководителями департамента лесного хозяйства, и с    
другими ответственными лицами областной администрации и разговаривая на тему,   
ну, качества, что ли, принятого Лесного кодекса, я не видел каких-то            
принципиальных таких разногласий, которые приводили бы в корне к изменению      
ситуации на местах, связанной с предпринимательской деятельностью в области     
заготовки древесины. А ведь при принятии этого Лесного кодекса задача была      
такая, чтобы под новые реалии его подвести, под новую экономику - экономику в   
рыночных условиях. И вот именно этому Лесной кодекс соответствует, но могут     
быть шероховатости.                                                             
                                                                                
То, что мы игнорируем предложения с мест, - это не так. Мы очень вдумчиво в     
комитете рассматриваем все вопросы и, если есть представитель того или иного    
субъекта Российской Федерации в комитете, стараемся разъяснить этому            
представителю, а в чём собственно недостаток этого документа, этого             
законопроекта. И говорим: пожалуйста, отзовите свою инициативу, не надо         
загружать Государственную Думу, всё равно не будет принято, потому что есть     
брак в работе, он может быть устранён вот таким-то образом. Вот то, что не      
приехал представитель вологодского Законодательного Собрания, красноречиво      
говорит о том, что они, очевидно, согласились с нашим предложением таким и не   
приехали сюда. То, что не отозвали, ну, печально: отобрали у нас время.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Локоть.                                                   
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Валерий Андреевич, но кодекс говорит о том, что эти правоотношения    
должен устанавливать субъект Российской Федерации. Вы привели один пример,      
Архангельской области, где вы живёте, где знаете ситуацию успешного             
применения, разработки. Тем не менее Законодательное Собрание Вологодской       
области выходит с такой инициативой. Существует ли, ведётся ли комитетом        
мониторинг подобных законопроектов, практики применения таких актов в           
областях, в субъектах Российской Федерации? Это первый вопрос.                  
                                                                                
И второе, в качестве предложения: может, имеет смысл "круглый стол" собрать,    
если у кого-то что-то не получается, и обменяться опытом, если такой опыт       
есть?                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МАЛЬЧИХИН В. А. Мы ценим инициативы. Я как-то раз здесь уже выступал и          
говорил, что мы ценим инициативы вот именно Вологодской области,                
Законодательного Собрания Вологодской области в сфере регулирования лесных      
отношений, лесного законодательства, уточнения лесного законодательства. Но в   
данном случае, конечно, мы не можем принять то, что уже урегулировано в самом   
Лесном кодексе.                                                                 
                                                                                
Что касается изучения того, какие предложения с мест приходят, да, конечно, в   
нашем комитете, естественно, этот процесс идёт, ничто не стоит на месте, мы     
работаем в том числе и с законодателями Вологодской области, и не так давно     
мы вместе с Натальей Владимировной Комаровой выезжали в Вологодскую область.    
Вологодская область - это лесной регион, и во многом задаёт тон в Российской    
Федерации в вопросах глубокой переработки древесины, там есть что постигать,    
изучать и в дальнейшем рекомендовать.                                           
                                                                                
Если требуется проведение "круглого стола", каких-то парламентских слушаний,    
наш комитет проводит их по различным вопросам, и я полагаю, Анатолий            
Евгеньевич, наверное, и ваше предложение может быть учтено в комитете и не      
исключено проведение такого "круглого стола".                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Николаевна, вы на вопросе настаиваете? На       
выступлении. Хорошо. Присаживайтесь.                                            
                                                                                
Есть один желающий выступить, других нет.                                       
                                                                                
Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста, с места.                             
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам         
Севера и Дальнего Востока, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Наш комитет внимательно           
рассмотрел данную законодательную инициативу, и в дополнение к тому, что было   
сказано докладчиком, хотелось бы отметить, что действительно никаких            
разрешений, принятых на основе внесения изменений в Лесной кодекс, быть не      
должно. Это, наоборот, ущемит, ухудшит положение коренных малочисленных         
народов, так как в случае принятия закона устанавливается разрешительный        
порядок заготовки древесины для собственных нужд - есть это право, правом       
можно пользоваться. И действительно здесь, наверное, недоработка региона в      
том, что такой порядок на региональном уровне не принят. Поэтому мы также       
приняли решение в комитете не поддерживать данную законодательную инициативу.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, состоялось обсуждение. Ставлю на голосование обсуждаемый               
законопроект под пунктом 13. Первое чтение. Комитет возражает и                 
комитет-соисполнитель тоже.                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      0 чел.                                          
Не голосовало                 450 чел.100,0%                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.