Заседание № 46

07.06.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305878-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 12-3 Федерального закона "О противодействии коррупции" (по вопросу о передаче в доверительное управление ценных бумаг государственными или муниципальными служащими; принят в первом чтении 12 февраля 2014 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2554 по 2600 из 6657
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 12-3   
Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад Анатолия Борисовича   
Выборного.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!               
Предлагаемый вашему вниманию законопроект был рассмотрен Государственной        
Думой 12 февраля 2014 года: концепция законопроекта была поддержана и           
законопроект был принят в первом чтении. Однако на следующий год, 5 октября     
2015 года, был принят другой федеральный закон, № 285-ФЗ, который был внесён    
Правительством Российской Федерации, и данным законом были внесены              
соответствующие изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции".    
Новая редакция Федерального закона "О противодействии коррупции" уже содержит   
предлагаемые рассматриваемым законопроектом изменения, в том числе возлагает    
на служащего обязанность передать ценные бумаги в доверительное управление,     
только если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов, и   
распространяет данную обязанность на государственных гражданских служащих       
субъектов Российской Федерации. При таких обстоятельствах очевидно, что         
данный законопроект подлежит отклонению. По этим основаниям Комитет             
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает     
законопроект отклонить.                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочные представители президента, правительства? Есть ли желающие           
выступить по мотивам? Нет.                                                      
                                                                                
Ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить ранее принятый в первом       
чтении законопроект?                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              354 чел.78,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    354 чел.                                          
Не голосовало                  96 чел.21,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
                                                                                

Заседание № 146

12.02.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305878-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 12-3 Федерального закона "О противодействии коррупции" (по вопросу о передаче в доверительное управление ценных бумаг государственными и муниципальными служащими).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5572 по 5749 из 7214
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и     
12-3 Федерального закона "О противодействии коррупции".                         
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О   
внесении изменений в статьи 11 и 12-3 Федерального закона "О противодействии    
коррупции" внесён Государственным Собранием - Курултаем Республики              
Башкортостан.                                                                   
                                                                                
Федеральным законом "О противодействии коррупции" устанавливается, что в        
случае если государственный или муниципальный служащий владеет ценными          
бумагами и акциями, он обязан в целях предотвращения конфликта интересов        
передать принадлежащие ему ценные бумаги и акции в доверительное управление в   
соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем             
федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской            
Федерации" предусмотрено, что в случае, если владение гражданским служащим      
ценными бумагами и акциями приводит или может привести к конфликту интересов,   
гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в   
доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством         
Российской Федерации. Таким образом, в действующей редакции Федеральный закон   
"О противодействии коррупции" содержит неоднозначные формулировки               
относительно обязанности служащих по передаче ценных бумаг в доверительное      
управление либо во всех случаях в целях недопущения конфликта интересов, либо   
в случае, если такое владение приводит или может привести к конфликту           
интересов. Данные положения на практике могут вызвать затруднения при           
применении законодательства, поскольку в силу части 5-1 статьи 11               
Федерального закона "О противодействии коррупции" непринятие государственным    
или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по     
предотвращению или урегулированию конфликта интересов является                  
правонарушением, влекущим увольнение государственного или муниципального        
служащего с государственной или муниципальной службы в соответствии с           
законодательством Российской Федерации.                                         
                                                                                
Проектом предлагается изложить часть 6 статьи 11 Федерального закона "О         
противодействии коррупции" в редакции, согласующейся с частью 2 статьи 17       
Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской            
Федерации" и частью 1 статьи 12-3 Федерального закона "О противодействии        
коррупции".                                                                     
                                                                                
На данный законопроект получен положительный отзыв Правительства Российской     
Федерации. Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан просит   
поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эрнест Абдулович Валеев.                                                        
                                                                                
ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не буду повторять те          
позиции, о которых говорил докладчик. Действительно, есть взаимоисключающие     
положения в законодательстве, и эту коллизию необходимо устранить. В связи с    
этим, а также с учётом того, что есть положительные отзывы правительства и      
Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного   
самоуправления, Комитет по безопасности и противодействию коррупции             
поддерживает концепцию законопроекта.                                           
                                                                                
В то же время хотелось бы сделать следующее замечание. Действительно,           
обязывать во всех случаях в целях недопущения конфликта интересов передавать    
в доверительное управление все ценные бумаги не имеет смысла по той причине,    
что владение паями открытых паевых инвестиционных фондов и акциями,             
полученными в результате народных IPO, предполагает лишь управление личными     
финансами и не содержит коррупционных рисков, поэтому данные позиции,           
безусловно, содержат дополнительные ограничения, не имеющие профилактического   
смысла.                                                                         
                                                                                
В то же время положение о том, что государственные служащие и лица,             
занимающие государственные должности обязаны передавать в доверительное         
управление ценные бумаги только в тех случаях, когда владение приводит или      
может привести к конфликту интересов, не содержит в себе предупреждающего       
профилактического значения, и вот почему. В ряде случаев владение ценными       
бумагами, например акциями, предполагает участие в управлении организацией, а   
это, в свою очередь, является нарушением запрета на занятие                     
предпринимательской деятельностью и на участие в управлении хозяйствующими      
субъектами независимо от их организационно-правовых форм.                       
                                                                                
Таким образом, формулировка, которая предлагается авторами законопроекта, не    
устанавливает чётких критериев, по которым можно определить возникновение       
необходимости передавать в доверительное управление ценные бумаги. И сама по    
себе формулировка о том, что обязанность передачи в доверительное управление    
ценных бумаг возникает только в тех случаях, когда владение приводит к          
конфликту интересов, размывает цель законопроекта - норма должна быть           
направлена на предотвращение возникновения конфликта интересов. Поэтому мы      
считаем, что ко второму чтению необходимо выработать более чёткие критерии,     
позволяющие определять необходимость передачи тех или иных ценных бумаг в       
доверительное управление в случаях возможности возникновения конфликта          
интересов.                                                                      
                                                                                
Мы поддерживаем законопроект и рекомендуем принять его с учётом необходимости   
доработки ко второму чтению.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович.                                
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Нет вопросов. Кто-нибудь хотел бы выступить?          
                                                                                
Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста.                                        
                                                                                
Микрофон включите на рабочем месте.                                             
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы       
довести до вашего сведения позицию фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и кратко             
рассказать о данном законопроекте, потому что он имеет действительно очень      
важное значение.                                                                
                                                                                
Ещё раз поясню, о чём идёт речь. Сегодня в действующем законодательстве         
существует неурегулированность, конкуренция двух правовых норм: по одной из     
этих норм государственные служащие обязаны передавать в доверительное           
управление все имеющиеся у них ценные бумаги, и мы с вами, коллеги, тоже, как   
категория, приравненная к ним в этом смысле, а по другой норме - норме закона   
"О противодействии коррупции" ценные бумаги должны передаваться только при      
наличии конфликта интересов. А что такое конфликт интересов? Допустим, есть     
губернатор, у губернатора заместитель по дорожному хозяйству, жена              
замгубернатора по дорожному хозяйству возглавляет фирму, занимающуюся           
дорожным строительством, - есть конфликт интересов, а если жена заместителя     
губернатора по строительству занимается, например, поставкой медикаментов, то   
согласно букве закона конфликта интересов не будет.                             
                                                                                
Что предлагают наши коллеги из Башкортостана (и мы им признательны за то, что   
они обращают внимание на противоречие двух норм)? Они говорят: давайте мы не    
будем никому ничего запрещать иметь, пусть у всех будут ценные бумаги, и        
только если есть конфликт интересов, эти бумаги нужно будет передавать. Но      
принятие данной законодательной инициативы в нынешней её редакции приведёт к    
прямо противоположным последствиям, о чём сейчас говорил Эрнест Абдулович       
Валеев: чиновники поголовно перестанут передавать в доверительное управление    
имеющиеся у них ценные бумаги и акции, то же самое будут делать и члены их      
семей, формально ссылаясь на то, что конфликта интересов не возникает.          
                                                                                
В этой связи мы считаем необходимым существенно доработать данный               
законопроект ко второму чтению, исключив из него имеющиеся сегодня              
коррупционные лазейки, заложенные, возможно, по каким-то техническим причинам   
или из-за неполного понимания ситуации со стороны наших коллег из Курултая      
Республики Башкортостан. Профильный комитет - Комитет по безопасности и         
противодействию коррупции - в своём заключении это отразил, и мы будем          
работать над тем, чтобы ко второму чтению этот законопроект не нёс в себе       
всех тех коррупционных рисков, которыми, к сожалению, он сегодня изобилует.     
Мы считаем, что запрет на владение ценными бумагами и акциями должен быть       
полный и исключение могут составлять только незначительные случаи, не           
представляющие массовые явления.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Рафаэль      
Мирхатимович?                                                                   
                                                                                
Рафаэль Мирхатимович Марданшин, пожалуйста.                                     
                                                                                
МАРДАНШИН Р. М. Я только два слова хотел бы добавить.                           
                                                                                
Соглашусь с тем, что в законе "О противодействии коррупции" надо более чётко    
прописать те критерии, о которых говорили, но цель данного законопроекта как    
раз в том, чтобы устранить существующую правовую коллизию. Вполне возможно,     
что ко второму чтению будут дополнительные поправки, и, конечно, они будут      
рассмотрены.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Эрнест Абдулович, вы выступаете ещё раз? Нет. Спасибо.                          
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский по ведению.                                        
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я прошу меня извинить, но,      
вот если бы Александр Евсеевич не выступил, я не попросил бы слова по           
ведению. Я по этому законопроекту: неужели вы все не понимаете, что ко          
второму чтению его переработать нельзя? Полностью изменится концепция           
законопроекта! Наша фракция заранее приняла решение голосовать против этого     
законопроекта. Ну что вы тешите себя нереализуемыми какими-то мыслями?! Там     
чётко и ясно всё прописано! Мы-то будем голосовать против, но вы ко второму     
чтению абсолютно ничего не переделаете: это невозможно сделать!                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5960 по 5976 из 7214
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и     
12-3 Федерального закона "О противодействии коррупции".                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           88 чел.19,6 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.