Заседание № 64
О проекте федерального закона № 305782-5 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры" (принят в первом чтении 19 февраля 2010 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры". Докладывает Сергей Иванович Штогрин. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, этот проект закона был подготовлен и внесён Правительством Российской Федерации ещё в период работы пятой Государственной Думы и предполагал учёт соответствующих расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, возникших в период с 1 января 2007 года по 1 января 2011 года. Сейчас у нас декабрь 2012 года, и, понятное дело, проект закона утратил свою актуальность, поэтому комитет по бюджету предлагает данный законопроект, принятый в первом чтении, отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, выступаете? Нет. Представитель правительства также не выступает. Выносим на "час голосования".
И 27-й пункт, о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры". Кто за то, чтобы законопроект отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 29 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 240 чел. Не голосовало 210 чел.46,7 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 143
О проекте федерального закона № 305782-5 "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас вопрос 9 поставлен на фиксированное время, но мы к нему уже фактически подошли. Шаталов Сергей Дмитриевич уже здесь. Это блок законопроектов, рассматриваемых в первом чтении. Вопрос 9, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея Дмитриевича Шаталова. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Целью законопроекта является урегулирование вопросов, связанных с налогом на прибыль для тех организаций, которые осуществляют строительство или реконструкцию объектов инженерной, социальной или коммунально-бытовой структуры либо в рамках договоров о развитии застроенной территории, заключённых с местными властями в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, либо в рамках иных договоров, заключённых с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Не секрет, что получение земельного участка под строительство сегодня очень часто сопровождается дополнительным обременением застройщика, которому предлагают в дополнение к тому, что он хочет построить, построить ещё детский садик, школу, электрическую подстанцию, мосты, дороги и многие другие вот такие объекты. Это происходит не всегда в рамках закона, иногда это противоречит Градостроительному кодексу, градостроительному законодательству, тем не менее с этой практикой мы сталкиваемся постоянно. И вопрос налогообложения оставался до последнего времени неурегулированным. Мы издавали письма Министерства финансов, которые так или иначе снимали этот вопрос, но не могли закрыть проблему в принципе. По результатам такого строительства эти объекты не оставались на балансе застройщика - они передавались либо органам власти или местного самоуправления, либо даже непосредственно коммерческим структурам, которые потом их и эксплуатировали. В законопроекте предлагается разрешить учитывать при налогообложении такие затраты, установив разумный срок, в течение которого эти затраты признаются, - не менее пяти лет. По существу, это амортизация таких затрат. Это позволит решить данную проблему, снизить возможности для различных злоупотреблений. И хочу обратить ваше внимание на то, что предполагается, что данный законопроект будет распространяться на правоотношения, возникшие с 2007 года, то есть фактически мы даём налогоплательщикам амнистию в отношении таких расходов и готовы принимать их для целей налогообложения. Мы просим поддержать этот законопроект, он очень важен для бизнеса. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Доклад от Комитета по бюджету и налогам Наталья Васильевна Пугачёва делает. ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект... Я не буду подробно о нём рассказывать, так как подробно уже было рассказано о данном законопроекте в докладе. Единственное, скажу, что этим законопроектом предлагается дополнить главу 25 Налогового кодекса новой статьёй 2642, в которой предусматривается, что расходы инвесторов на строительство и реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры учитываются в составе расходов отчётного (налогового) периода равномерно в течение срока, который определяется налогоплательщиком самостоятельно и не должен быть менее пяти лет. На данный законопроект все комитеты-соисполнители дали свои положительные заключения, но с учётом того, чтобы ко второму чтению были учтены их замечания. Комитет по бюджету и налогам указывает, что срок отнесения на расходы необоснован и не соответствует задачам эффективного развития территорий муниципальных образований. Темпы строительства зачастую опережают пятилетний срок, поэтому, по мнению комитета, указанный период также нуждается в дополнительной проработке и уточнении. Комитет также отмечает, что установленный статьёй 3 законопроекта порядок вступления в силу федерального закона не согласуется с положениями пункта 1 статьи 5 кодекса, регламентирующими порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. По законопроекту также имеются замечания юридико-технического характера. Исходя из изложенного комитет предлагает принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь на трибуне. Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Депутаты Корниенко, Рохмистров, Селезнёв, Кулик. Всё, да? Никого не забыл? Нет. Пожалуйста, депутат Корниенко. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Наталье Васильевне. Наталья Васильевна, ответьте, пожалуйста, а как повлияет внесение этих изменений в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации на доступность жилья для нуждающихся граждан нашей страны? Спасибо. ПУГАЧЁВА Н. В. Ну, я думаю, что не нужно говорить, что повлияют только положительно те моменты, которые отражены здесь, тем более Владимир Дмитриевич уже сказал о том, что эта норма будет распространена с 2007 года. То есть я думаю, вернее, я знаю, что это будет влиять только положительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос к тому, кто сможет ответить. Вот понятие "для собственных нужд" достаточно часто применяется, в том числе в случае участий организаций в изменении инфраструктуры. То есть, если осуществляется перекладка по всей улице водопровода, перенос газовых сетей и так далее, это всегда мотивируется тем, что канализация, водопровод - это для нужд застраиваемого объекта, потому что иначе его не смогут подключить к городским сетям. Но тем не менее это потом всё передаётся на баланс того или иного органа, в том числе коммерческой организации, которая потом его эксплуатирует. Вот как соотносится это понятие - "для собственных нужд" с теми вычетами, которые предлагает законопроект? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я так понимаю, Сергей Дмитриевич отвечает, да? Пожалуйста. ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Я хочу сразу же подчеркнуть, что если объект, который в результате построен по договору, например, об инвестиционном развитии, передаётся на баланс местных властей или какой-то коммерческой структуры, то в этом случае это заведомо не для собственных нужд и, соответственно, полностью подпадает под действие законопроекта, то есть такие расходы можно будет отнести на уменьшение прибыли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Селезнёв. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Сергей Дмитриевич, как вы относитесь к возможности расширения круга субъектов, на которые следует распространить предлагаемый порядок, и включения в него налогоплательщиков, которые осуществляют реконструкцию объектов транспортной и социальной инфраструктуры в целях обеспечения доступности для такой категории граждан, как инвалиды, без заключения договора о развитии застроенной территории и инвестдоговора? В рамках подготовки к ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов и с учётом недостаточности средств в бюджете данная мера, на мой взгляд, была бы стимулом к скорейшему созданию безбарьерной среды. Спасибо. ШАТАЛОВ С. Д. На мой взгляд, если инфраструктура, благоприятная для инвалидов, создаётся в рамках тех договоров, о которых мы здесь говорили, то это автоматически подпадает под действие законопроекта. Если это делается по каким-то другим обстоятельствам, давайте это рассматривать, мы совершенно открыты для обсуждения. Если проблема есть, обсудим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто следующий у нас? Пожалуйста, депутат Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Дмитриевич, я хотел просить вас ответить вот на какой вопрос. Вас не было на заседаниях комитета и подкомитета. Вопрос обсуждался и вроде поддерживается, но я хотел, чтобы вы подтвердили под стенограмму. Строительство животноводческих объектов и птицефабрик, как правило, проводится на неосвоенных землях, но, если при этом будут соблюдены все требования (то есть будет подписан договор с муниципалитетом о том, что новая территория осваивается, что инфраструктура будет использоваться также и для нужд населения, проживающего в тех или иных населённых пунктах), будет ли распространяться действие данного закона на строительство этих объектов, ещё раз повторяю, таких как птицефабрика, животноводческие комплексы и перерабатывающие предприятия? Потому что, как правило, им для строительства отводятся не освоенные пока под строительство территории. ШАТАЛОВ С. Д. Геннадий Васильевич, здесь очень важно понять, что происходит с теми объектами, которые создаются при строительстве комплексов. Если они передаются на баланс местных властей, нет вопросов, это автоматически должно подпадать под действие закона. Если это, например, внутрихозяйственные дороги, то нет, но просто тогда такие расходы будут списываться автоматически по другим процедурам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Наталья Васильевна. Вопросы завершены. Настаивает ли кто на выступлении? Три руки. Депутат Корниенко, депутат Рохмистров и депутат Кулик. Десятиминутный регламент? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложение депутата Гайнуллиной ограничить выступления пятиминутным регламентом. Согласны? Согласны. Пожалуйста. КОРНИЕНКО А. В. Уважаемые депутаты, для начала считаю необходимым обратить ваше внимание на то, что название закона - "О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры" - не соответствует его содержанию. Что такое осуществление расходов? Это затраты, заложенные в смете на строительство объектов, в том числе указанных, которые должны быть профинансированы в размере расходов средств за выполненные строительно-монтажные работы. Как можно совершенствовать порядок осуществления этих расходов? Что имели в виду авторы законопроекта под видом совершенствования этого порядка? В пояснительной записке об этом ничего не сказано. В тексте же законопроекта речь идёт об уменьшении налогооблагаемой прибыли и, соответственно, сокращении налоговых поступлений в бюджет. При этом прописано, что уменьшение налогооблагаемой прибыли должно происходить за счёт включения расходов на строительство или реконструкцию указанных объектов в состав прочих расходов, причём только для строительных организаций, которые заключают договора с органами местного самоуправления или инвестиционные договора с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Также не согласуется "совершенствование порядка осуществления расходов" в названии законопроекта с определением порядка учёта таких расходов с целью уменьшения налогооблагаемой базы в тексте. А теперь вопрос: каким образом орган местного самоуправления или орган государственной власти субъекта будет подходить к выбору строительной организации, чтобы заключить с ней договор на строительство и (или) реконструкцию объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры? Какой строительной организации повезёт? В этом случае документально подтвердить указанные расходы, чтобы включить их в прочие, не составит труда. Ведь принимают местные органы власти в эксплуатацию жилые дома с недостроенными инженерными коммуникациями, которые потом, после ввода объекта, достраиваются, но только уже за счёт граждан-дольщиков. И таких примеров достаточно. Более чем странным является и то, что при дефиците бюджета и снижении почти в два раза налоговых поступлений в бюджет статьёй 2 законопроекта предоставляется право включать в прочие расходы при определении налоговой базы на прибыль уже произведённые расходы на строительство указанных объектов с 1 января 2007 года. Удивляет такая забота о некоторых строительных организациях. На наш взгляд, если правительство в лице Минфина хочет поддержать финансово-хозяйственную деятельность выбранных строительных организаций, так уж лучше найти возможность решить вопрос об уменьшении органами власти поборов при согласовании разрешений на строительство объектов, в том числе и указанных. Например, в Санкт-Петербурге получение и исполнение технических условий по подключению к сетям стоит до 4 тысяч рублей за квадратный метр площади, а это около 7 процентов общей стоимости строительства многоквартирного дома, 10 процентов - 5,5 тысячи рублей за квадратный метр - уходит на получение права на участок, 5 процентов, 2 тысячи 700 рублей за метр, - это услуги государственных согласующих организаций. Собственно, стройка, строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы составляют 52-53 процента. В Москве эти поборы ещё выше. В этом случае о каком доступном жилье можно говорить? Однако в законопроекте в качестве обоснования порядка определения налоговой базы по налогу на прибыль указывается, что такой порядок имеет значение для развития рынка доступного жилья. Только вот непонятно, каким образом оно станет доступным. Господин Драганов, фракция КПРФ действительно не голосовала за принятые фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" 122-й закон, который вынудил выйти на улицы миллионы людей, Жилищный кодекс, освободивший чиновников от забот и хлопот и лёгший непосильным финансовым бременем на плечи доведённых до нищеты граждан (за неуплату коммунальных услуг уже детей отбирают у родителей), и другие принятые вами законы. Фракцией КПРФ не будет поддержан и этот законопроект, носящий явно лоббистский характер. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, настоящий законопроект в действующей системе, которая сегодня у нас сложилась в такой важной отрасли, как строительство, - это шаг вперёд, но фракция ЛДПР против этой действующей системы, которая сегодня будет. Настоящим законопроектом мы с вами узакониваем бандитский входной билет на право торговать на том или ином рынке. Что это такое? У нас есть коммерческие организации, например, "Мосводоканал", "Энергетические сети", "Мосгаз" - это по Москве, и в каждом регионе есть такие организации. Что это за организации? Это коммерческие организации, где, как правило, ряд чиновников имеют свои пакеты акций. За счёт чего они получают прибыль? За счёт эксплуатации сетей, которые им достались в наследство от Советского Союза. Что делается сегодня? Вместо того чтобы вкладывать полученную прибыль от эксплуатации сетей, которые им достались от Советского Союза, они эти деньги пускают себе на прибыль. На прибыль, а не обслуживание и развитие этих сетей. Кто занимается обслуживанием и развитием этих сетей? Обслуживанием и развитием этих сетей занимаются сегодня те организации, которые у нас строят. И зачем упрекать строителей, что у них такой дорогой метр жилья? 30 процентов в стоимости каждого квадратного метра - это технические условия. Что это такое? Это когда за счёт тех людей, которые покупают квартиры, офисы (малый бизнес) или ещё что-то, за их деньги реконструируется водопровод, канализация и так далее и передаётся на баланс этим коммерческим организациям. И мы с вами сегодня вводим это в статус закона! Поди плохо: сидишь, получил наследство от государства, приватизировал, используя служебное положение, какой-то пакет акций, не вкладываешь в развитие, эксплуатируешь, и тебе это постоянно заменяют. Это очень хорошо и очень удобно, но платят за всё это наши граждане. И сейчас мы предлагаем ввести это в статус закона и говорим: но вы знаете, мы вам всё-таки прибыль с этого не будем засчитывать. Хорошо, что хоть прибыль не будем засчитывать! Но фракция ЛДПР категорически против того, чтобы вообще затраты на данные мероприятия несли строительные организации. В центре Москвы, конкретно - 1-й Басманный переулок, институт решил построить себе новый корпус и пришёл в "Мосгаз". Там говорят: "Знаете, нам тут надо поменять ГРП (газораспределительный пункт), переложить сети, давайте-ка нам это сделайте, иначе мы вам не разрешим там строить. И у нас с 62-го года не менялась канализация и водопровод. Вот чтобы мы вам разрешили построить, переложите-ка нам по всей улице водопровод, канализацию и всё остальное". - "Ребята, так там же живут люди, а вы говорите..." - "Ну, у вас, - говорят, - мощность увеличивается, вы больше будете воды потреблять, больше будете использовать её для канализации, поэтому давайте переложите нам по всей улице". А теперь нам разрешают: перекладывайте, товарищи! Извините, но ведь потребитель платит за потребляемый газ, за потребляемую воду, за использование канализации, почему он этой организации должен за свой счёт ещё что-то строить, передавать им и продолжать платить за использование? Никаких вычетов не принимается. Если вы подключаетесь к электричеству... Посмотрите, какие цены на подключение к электроэнергии! Вы за свой счёт проложите к себе кабель, сети, поставите распределительный пункт и потом за то, чтобы ещё и подключиться, заплатите 112 тысяч рублей за киловатт в центре Москвы. 112 тысяч рублей! Средняя квартира - это 15 киловатт. Вот это всё забито в стоимость этой квартиры: плата за право подключения, и плюс к этому ты ещё должен построить распределительный пункт, проложить кабель, а потом ещё платить за электричество. Вот это страшная система, которая этим законопроектом узаконивается, и как бы поблажка: мы, мол, не будем с этого у вас прибыль считать. Поэтому фракция ЛДПР категорически против настоящего законопроекта, категорически против вообще введения в обязанность реконструкции сетей и передачи их впоследствии на баланс коммерческих организаций. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич. Включите микрофон. КУЛИК Г. В. Если слово "категорически" усиливает аргументы, то я его произношу трижды: категорически за то, чтобы этот закон был принят. Ошибка выступавших состоит в том, что никакой льготы строительная организация здесь не получает. Здесь единственную выгоду получает заказчик, который разработал смету, который согласовал её, передал строителям, которые выполняют объёмы работ, а после сдачи в эксплуатацию, естественно, должен поставить эти объекты себе на баланс. И если не будет принята вот эта льгота, о которой мы сегодня говорим, то, естественно, он будет только больше платить в бюджет. Поэтому я убедительно прошу нормально, так сказать, мыслящих депутатов поддержать этот проект в обязательном порядке. И очень хотел бы - обращаюсь с просьбой к Министерству финансов и к вам, Сергей Дмитриевич, - чтобы ко второму чтению рассмотрели предложение аграрников. Я ещё раз повторяю: не наша это воля, наша беда, что нам выделяют земли, как правило, на новых, неосвоенных участках. И я речь не веду о дорогах внутри посёлка, который будет построен, я веду речь о тех очистных сооружениях, подстанциях, газоподстанциях, которые будут сооружены для того, чтобы пустить данный сельскохозяйственный объект в эксплуатацию. И ещё раз говорю: обязательно местные органы при этом ставят условие, чтобы эти объекты обслуживали наряду с производством и, естественно, жилищный комплекс, и другие посёлки, и это правильно. Поэтому у нас двойные, если хотите, права в данном случае есть на то, чтобы и на строительство этих объектов был распространён тот принцип, который сегодня заложен в принимаемом нами законопроекте. Я прошу поддержать этот законопроект. Это, пожалуй, в последнее время один из немногих случаев, когда стимулируются инвестиции, чтобы мы комплексно развивали территории, что чрезвычайно важно. Прошу обязательно поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, состоялось обсуждение. Представитель президента не настаивает на участии в дискуссии, представитель правительства также. Заключительное слово требуется, Сергей Дмитриевич? Нет. Содокладчику тоже не требуется. Ставлю на голосование проект федерального закона под пунктом 9 в первом чтении. Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 51 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении.