Заседание № 202
О проекте федерального закона № 305620-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и в статью 14-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности" (принят в первом чтении 9 июля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, Комитет по собственности просит рассмотрение 24-го пункта, законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и в КоАП, перенести на январь, так как требуется доработка и дополнительные согласования.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Богомольный Евгений Исаакович от комитета просит 24-й вопрос перенести на январь. Нет возражений? Нет, соглашаемся.
Заседание № 175
О проекте федерального закона № 305620-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ГОРЯЧЕВА С. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемые депутаты, мне тоже хотелось бы сказать вслед за господином Макаровым об ответственности политиков за принимаемые решения. Общеизвестно, что демократия - это процедура. Последние заседания Государственной Думы - это нарушение процедуры. и вал законопроектов принимается, как пекутся скороспелые блины. Предложение наше: исключить сегодня из повестки законопроекты первого чтения, оставить только пункт 42. И провести за лето анализ деятельности комитетов: почему зимой подчас работали до обеда, а теперь спешка, нарушение Регламента, голосование чуть ли не скопом? Давайте осенью вернёмся к этому вопросу и кое-кого из председателей комитетов, которые не могут нормально организовать деятельность, заменим на других. Ну, стыдно же смотреть на то, что происходит в зале сейчас! Не потому, что мы не желаем работать, но нельзя работать так, как работает Дума в последние недели.
БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, не сработала кнопка для записи на выступление. 46-й вопрос - замена содокладчика: вместо Плескачевского Виктора Семёновича будет выступать Богомольный Евгений Исаакович. И 47-й - доклад тоже Богомольного Евгения Исааковича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается информация.
Горячева Светлана Петровна предлагает пункты с 42-го по 49-й - это у нас законопроекты первого чтения - исключить сегодня из порядка работы, кроме 42-го. Предложение озвучено, я ставлю его на голосование. Кто за то, чтобы сегодня в блоке законопроектов первого чтения оставить только 42-й вопрос? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8% Проголосовало против 217 чел.48,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0% Результат: не принято Не принято.
Богомольный Евгений Исаакович информирует, что по 46-му и по 47-му вопросам выступать будет не Плескачевский, а Богомольный.
Вопрос 47, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности". Депутат Плескачевский письменно доверил право докладывать депутату Богомольному. Нет возражений, коллеги? Все согласны. Пожалуйста, докладывайте, Евгений Исаакович, только коротко. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемые коллеги, законопроектом предполагается заменить систему лицензирования в области пожарной безопасности на институт саморегулирования в указанной сфере. Необходимость такого шага обусловлена целым рядом факторов. Я приведу пример - это "Хромая лошадь" в Перми, - который показал, что лицензирование сегодня себя исчерпало. Данная сфера не может не быть объектом пристального внимания и особого регулирования ввиду её особой значимости, так как здесь прослеживается прямая зависимость безопасности жизни людей от качества работ и услуг в области пожарной безопасности. На данный момент имеется значительное число организаций, работающих на низком профессиональном уровне, со слабой профессиональной подготовкой специалистов, использующих в работе непрофессиональное оборудование, допускающих случаи неправильного монтажа и установки оборудования, и прочее, прочее, в то же время имеющих лицензии. В этих целях предусматривается замена существующей системы лицензирования системой саморегулирования с введением коллективной материальной ответственности членов саморегулируемых организаций путём создания компенсационных фондов, утверждения стандартов профессиональной деятельности членов саморегулируемых организаций, выдачи саморегулируемыми организациями допуска своим членам на осуществление конкретных работ в области пожарной безопасности, таких как производство и проведение испытаний пожарно-технической продукции, проведение научно-технического консультирования и экспертизы, испытание веществ, материалов, изделий и оборудования. Комитет по собственности в целом поддерживает концепцию законопроекта, его принятие будет соответствовать духу проводимой в стране административной реформы, мерам по снижению административных барьеров в отношении предпринимателей, действующих в сфере пожарной безопасности, повышению уровня конкуренции в этой сфере. Законопроект также поддерживается Правительством Российской Федерации, комитетами-соисполнителями - комитетами по безопасности и по строительству и земельным отношениям. Вместе с тем есть ряд доработок, которые необходимо сделать ко второму чтению, в частности, необходимо исключить положение о выдаче саморегулируемой организации допуска к работе. Кроме того, в законопроект следует включить положения, дополняющие и уточняющие нормы, вводящие в институт страхования гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности. С учётом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Доклад окончен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Депутат Коломейцев, других вопросов... депутат Гаврилов. ИЗ ЗАЛА. Ширшов, я не Гаврилов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я вижу Гаврилова, вас не увидел, депутат Ширшов. Пожалуйста, Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Евгений Исаакович, вы, вообще-то, открыли что-то новое, на самом деле расследование по "Хромой лошади" показало несколько другое, чем то, что вы говорите. Но мой вопрос состоит в следующем. Неужели вы считаете, что государство может хуже контролировать, чем коммерческая организация с непонятными функциями при отсутствии вообще стандартизации в стране? БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. К сожалению, последние факты показывают, что действительно система лицензирования достаточно устарела, она так выстроена, что не получается контролировать всю ситуацию. Потом не надо забывать, что за последние буквально два-три месяца мы приняли много законов, которые вводят систему саморегулирования во многих сферах нашей деятельности, уменьшая тем самым администрирование, роль административной системы. И ещё: саморегулируемая организация - это некоммерческое партнёрство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ширшов. ШИРШОВ К. В. Уважаемый Евгений Исаакович, уважаемые товарищи депутаты! У меня вопрос такого содержания. Мы все знаем, как работает министр МЧС, как он выстроил жёстко свою работу, как чётко работают его подчинённые, но даже в этих условиях у нас происходят события, в результате которых люди гибнут. Ваше предложение, которое вы сейчас озвучиваете в качестве законопроекта, говорит о том, что вот эта жёсткая структура не справляется, а отдельно взятые частные организации, объединённые в некое некоммерческое партнёрство, смогут сами, без него, без его чуткого руководства улучшить ситуацию в этой области. Я правильно вас понимаю? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Константин Владимирович, неправильно, потому что та система, которая работает в МЧС, то есть само устранение аварий, пожаров и прочее, она никакого отношения к системе саморегулирования не имеет и остаётся такой, как была. А то, где сегодня используются уже частные структуры, о чём я сказал, - это вопросы профилактики пожаров, организация в населённых пунктах испытаний материалов, всяких химреагентов, только здесь. То есть к самой ликвидации пожаров никакого отношения не имеют. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., фракция КПРФ. Уважаемый Евгений Исаакович, мы последовательно, так же как и вы, выступаем за снятие административных барьеров. Но не кажется ли вам, что было бы целесообразней пойти по пути оценки эффективности и, возможно, смены субъекта регулирования и прежде всего субъекта лицензирования данной деятельности? Не приведёт ли такое принципиальное изменение методологии лицензирования к тому, что мы получим на выходе, особенно в тех сферах, о которых вы говорите, - профилактика и разработка новых материалов, - повышение коррупционноёмкости в этой сфере на порядок и снижение ответственности лиц, уполномоченных на проведение данного вида работ? И насколько вы считаете в этой связи целесообразным введение института страхования ответственности? Спасибо. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Мы, наоборот, получаем повышение ответственности, потому что мы вводим систему компенсационных фондов и субсидиарной ответственности, которой сегодня просто не существует, плюс страхование ответственности перед третьими лицами. Поэтому мы, наоборот, повышаем ответственность. Коррупции здесь просто не должно и не может быть, потому что само профессиональное сообщество более эффективно, чем административные методы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы все заданы. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не голосуем, зря вы обрадовались. Коломейцев будет выступать, и будет ещё Беляков выступать, два выступления у нас от фракций. Присаживайтесь, Евгений Исаакович. Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, извините, пожалуйста, но я коротко всё-таки выступлю по этому вопросу в силу нескольких обстоятельств. Первое обстоятельство. С моей точки зрения, докладчик по основному вопросу не имеет права вводить в заблуждение неправильными примерами. На самом деле, по мнению экспертов, вот этот закон приведёт не к одной "Хромой лошади", а к "Хромым лошадям" по всей стране. Почему? Потому что сегодня главный вопрос не в том, что лицензирование есть, - главный вопрос заключается в том, что против страны проведена организованная диверсия, о чём говорил не я. 13 апреля 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации тогдашний премьер-министр Фрадков сказал о том, что введение и принятие закона "О техническом регулировании" является самой большой глупостью и вредительством в Российской Федерации. Почему? Потому что, если вы не знаете, в США сегодня двадцать две тысячи стандартов действует, в Европе действует двенадцать тысяч стандартов, в Советском Союзе и в России было тоже двенадцать тысяч стандартов. Сегодня нам сказки рассказывали про техрегулирование и технические регламенты. Ведомство господина Христенко похоронило этот вопрос: из трёхсот девяноста одного техрегламента, которые оно обязано было в соответствии с пятью программами, на которые выделялись федеральные деньги и исправно осваивались на написание техрегламентов, по 6 миллиардов рублей в год, на самом деле подготовлено всего одиннадцать и вами принято, не все надлежащего качества. Саморегулирование - это способ обогащения узкой группы ограниченных людей. Посмотрите, в какой сфере саморегулирование дало уменьшение коррупции, снятие административных барьеров и процветание этой отрасли. Ни в одной! Более того, лично у меня есть сотни обращений от малых предприятий по вопросу о том, что введение саморегулирования лишило куска хлеба на каждом из этих малых предприятий девяносто - девяносто пять человек. Мы считаем, что принятие этого закона приведёт как раз к обратному эффекту. В "Хромой лошади" была прямая коррупция: там начальник пожарной охраны Пермского края имел "золотую" карту, кушал и пил в помещении, принадлежащем иностранному гражданину, в котором нельзя было кушать и пить, губернатор, вице-губернаторы, мэр и его заместители имели "золотые" карты. Надо же правду говорить! С нашей точки зрения, нельзя на данном этапе саморегулированию отдавать столь важную сферу. Я вам говорю это со знанием дела, поскольку строил и эксплуатировал объекты категории "В", если пожарные есть, они знают, что это такое. Мы категорически против принятия этого закона, считаем его преждевременным и крайне вредным. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо, Олег Викторович. Я полагаю, что вопрос, который мы обсуждаем, крайне важен, но его не следует сужать до рамок вопросов пожарной безопасности в прямом понимании этого слова, равно как и сводить к вопросам саморегулируемых организаций. Я полагаю, что в чём-то фракции Государственной Думы - это тоже саморегулируемые организации. Фракция несёт ответственность по обязательствам и высказываниям каждого конкретного депутата, равно как и депутаты в совокупности - это такая вот саморегулируемая организация, которая носит название той или иной фракции. Я очень рад тому, что сегодня в очередной раз коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" подняли, как в своей саморегулируемой организации, вопрос об ответственности тех или иных депутатов за те или иные действия. Считаю, что это инициатива правильная, её нужно поддержать. В частности, думаю, мы могли бы акцентировать внимание на ситуации и с Андреем Смирновым, депутатом Приморского района Санкт-Петербурга, естественно, членом фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Санкт-Петербурга, членом вот этой маленькой саморегулируемой организации. Дело в том, что пятидесятилетний народный избранник в Санкт-Петербурге был арестован в апреле по подозрению в изнасиловании детей, педофил он, видимо, если будет принято решение судом. Причём в числе детей, которых он насиловал, по сообщению средств массовой информации, был даже его приёмный сын. Я полагаю, что эта ситуация с арестом члена партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по подозрению в педофилии, безусловно, должна стать объектом внимания Государственной Думы. (Шум в зале.) И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" как саморегулируемая организация, неся ответственность за других членов партии, должна этот вопрос взять на контроль. (Шум в зале.) Более того, я думаю, что здесь очень важный момент, если проводить параллель с выступлением коллеги Яровой, заключается в том, что одно дело, когда поступило заявление и парламент вмешивается на стадии, когда идёт проверка и по уголовному делу... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я как раз предлагаю вам послушать, посмотреть, как это бывает, вот так вот. БЕЛЯКОВ А. В. ...и даже когда уголовное дело не возбуждено, то есть есть только проверка, здесь очень сомнительно то влияние, которое может оказать парламент на это дело. Но когда уже избрана мера пресечения, когда судья, избирая меру пресечения, оценил все факторы, видимо, возможность того, что укроется от следствия и от правосудия этот человек, а точнее, этот нелюдь, который насиловал детей, когда есть риск... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что, коллеги, как вы теперь думаете, нужно внести в Регламент норму о том, чтобы дать право председательствующему прерывать выступление депутата, если он выступает не по теме? Как вы думаете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо сделать такую поправку, правильно, обязательно надо сделать такую поправку. Вы закончили, Антон Владимирович? Нет, не закончили ещё? У вас осталась минута. Включите микрофон депутату. БЕЛЯКОВ А. В. Большое спасибо. Я возмущён тем, что меня перебивают. Так вот, когда мы вмешиваемся на стадии, когда идёт проверка, есть только заявление, ещё нет решения, это безответственно, а вот когда судом избрана мера пресечения, когда есть основания у судьи, мы обязательно должны взять это уголовное дело под контроль. И пожар, который сегодня мы пытаемся гасить, вспоминая "Хромую лошадь", мы должны гасить в том числе и в своих рядах. Педофилы в партии власти - это вопиющее безобразие, это пожар! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БЕЛЯКОВ А. В. И я предлагаю парламенту взять это уголовное дело на контроль, обратиться в Генеральную прокуратуру, довести его до суда и показать, как саморегулируемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ" несёт ответственность за рядовых членов этой саморегулируемой организации. (Шум в зале.) Абсолютно права коллега Яровая, мы должны поддержать её и разобраться с такими вопиющими "пожарами" на территории нашей России, которые "поджигают" наше политическое пространство. Большое спасибо. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, коллеги, вот смотрите, какой яркий пример. Депутат Беляков считает, что бить женщин можно и нужно, он доказал это своим выступлением. Медведев Юрий Германович, вы по ведению? Вы хотите отреагировать на выступление Белякова? Да стоит ли, Юрий Германович? Медведеву микрофон включите. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Я по существу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По существу, пожалуйста, по ведению. МЕДВЕДЕВ Ю. Г. Спасибо, Олег Викторович. Первое. Я просил бы товарищей и вас, Олег Викторович, поставить вопрос на голосование. И второе. Я ещё раз хочу обратить внимание наших коллег из других фракций: пожалуйста, читайте закон. Он совершенно не уничтожает действующую государственную систему противопожарной безопасности. Речь идёт совсем о другом - о том, чтобы придать другое администрирование предпринимательским структурам, которые работают в этой области. Уважаемые коллеги, ну не путайте! Как в той пословице: в огороде бузина, а в Киеве дядька. Ну что же такое? Читайте закон! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Германович, я сожалею, но это, вообще, сплошь и рядом происходит, это практика нашего парламента, когда депутаты выступают по какому-то вопросу дня: "а" - не читая закон, "б" - не по теме. В данном случае это было, так сказать, сделано политически осознанно, это понятно, но это часто бывает и в других случаях, когда депутат, выступая, действительно ставит вопросы, которые никакого отношения к закону не имеют. Сергей Владимирович, вы хотите на эту же ситуацию отреагировать, да? Пожалуйста. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Давайте будем считать, что счёт 1:1, и тему закроем. И, Олег Викторович, не надо нас подводить к решению, чтобы дать право председательствующему определять, по теме или не по теме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смотрите, смотрите, как... ИВАНОВ С. В. Я думаю, что, если бы депутаты были более сознательными, они бы этот балаган сейчас не устраивали. Это абсолютно ни при чём. Вы можете не согласиться, что выступление по теме, не по теме, есть депутаты, которые злоупотребляют, есть, которые нет. На то и партийная дисциплина. Работайте со своими коллегами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно, я думаю, вы тоже считаете, что депутат Беляков выступал по теме. Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо. Давайте продолжим работу. Олег Викторович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Отлично, ставлю на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку. Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я хочу просто вам всем напомнить и, Олег Викторович, вам, что по Регламенту у ведущего есть это право - если выступление не по теме, отключать микрофон или делать предупреждение, а потом отключать микрофон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но там не так написано, не "по теме". "По теме" - там нет такого. Коллеги, поступило предложение двух депутатов, Медведева и Решульского, перейти к обсуждению следующего вопроса. Ставить на голосование или не надо? Не надо. ИЗ ЗАЛА. Голосовать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, сейчас мы проголосуем пункт 47, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности". Ставится на голосование данный законопроект в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.