Заседание № 184
06.10.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 305563-4 "О внесении изменения в пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части изъятия земельных участков в целях жилищного строительства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6100 по 6277 из 6997
Пункт 30 порядка работы. Докладчик тот же. Проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации". Александр Николаевич Белоусов, пожалуйста. БЕЛОУСОВ А. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Самарская Губернская Дума предлагает на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации". Внесение изменения обусловлено тем, что окончательно не завершено разграничение государственной собственности на землю и полномочия по распоряжению подавляющим большинством земельных участков принадлежат органам местного самоуправления. Статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации (федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ) предусматривает изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного и муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Однако в этом перечне отсутствуют объекты жилищной сферы, проектируемые и возводимые в рамках реализации федеральных и региональных целевых программ, к которым также относятся и национальные проекты. В целях повышения роли органов местного самоуправления в реализации национальных проектов необходимо подпункт 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации дополнить одиннадцатым абзацем следующего содержания: "объекты, проектируемые и возводимые в процессе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства (подготовка документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешённого использования) в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных целевых программ". Это позволит упростить и ускорить процесс оформления земельных участков, предоставляемых под жилищное строительство, и тем самым обеспечить жильём большее количество граждан. Самарская Губернская Дума просит поддержать эту законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по собственности Виктора Семёновича Плескачевского. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, Комитет по собственности также не может поддержать эту законодательную инициативу прежде всего потому, что в случае её принятия то, что произошло в Бутове, будет по всей стране тотально. Дело в том, что действующая редакция этого пункта Земельного кодекса говорит о конечном перечне возможных случаев изъятия земельных участков для целей строительства таких объектов, как объекты инфраструктуры, обороны и безопасности, то есть говорится об исключительных случаях, когда применяется изъятие. Норма, предлагающая расширить это по мотивам национальных проектов и так далее без более детального регулирования этих отношений, по существу, открывает возможность для вот той вакханалии, которая была в Бутове как эпизод, а это может быть по всей стране. Кроме того, я должен сказать, что на сегодняшний день принятый нами закон, с 1 июля сего года вступивший в силу, уже разграничил все земли на территории Российской Федерации. Напомню, мы отменили закон о разграничении, который предусматривал сложную процедуру разграничения, ввели процедуру предельно упрощённого разграничения. На сегодняшний день на территории Российской Федерации существует четыре вида земель: земли, которые находятся под объектами собственности Федерации, и они сразу в силу закона становятся землями Федерации; земли, которые находятся под объектами собственности субъектов Федерации, - соответственно в собственности субъектов Федерации, это так называемая титульная собственность; точно так же у муниципалитетов; четвёртая категория земель - это так называемые неразграниченные земли, на которые распространяется теперь юрисдикция федерального закона и которые считаются государственной собственностью, и муниципалитету дано только право распоряжения ими, но упрощённого распоряжения - фактически оформления права собственности. Поэтому, наверное, стоит решать проблему строительства жилья, прежде всего используя свободные территории, возможно, территории заводов, которые до сегодняшнего дня как родимые пятна, так сказать, находятся на территории городов, в то время как в современной урбанистике заводы вытесняются за пределы городов, советская урбанистика оставила нам в наследство вот эту проблему. Комитет по собственности не поддерживает норму по вышеприведённым причинам и предлагает её отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие задать вопросы? Есть двое желающих. Депутат Кравец, потом депутат Глотов, и подводим черту. КРАВЕЦ А. А. Спасибо. Законодательное Собрание Омской области недавно приняло закон, по которому земли, в общем-то, у города, областного центра субъект Федерации изымает. Ну вы понимаете последствия для муниципалитета - вопросы доходов и так далее. Вот в данном случае, с вашей точки зрения, законопроект, который представляют самарские коллеги, как-то решает эту проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На центральной трибуне микрофон включите. ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. К этой проблеме законопроект не имеет никакого отношения. Я думаю, что эти вопросы можно решать через суд, потому что из того, что я услышал, я понял, что, скорее всего, права муниципалитетов в этом случае нарушены. Дело в том, что, если говорить о проблеме разграничения, мы только для столиц и административных центров образований оставили право, там, где двоевластие фактически - и губернатор, и мэр, мы оставили, вынуждены были оставить преимущества у губернатора, и то только в том случае, если принят специальный закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Глотов, пожалуйста, ваш вопрос. ГЛОТОВ С. А. Виктор Семёнович, хорошо известно, что свободных земель в городах практически нет: земельные спекулянты, очень близкие к органам власти и управления, давно скупили эти земли. Самарская областная Дума говорит: давайте начинать решать эти вопросы, в том числе и в целях известного национального жилищного проекта. Мы, в лице комитета, говорим нет. Тогда скажите: какой у вас план действий, что же делать, как мы с этими жучками, которые стали собственниками земли, будем бороться? Или они по-прежнему будут сидеть на этой земле и ждать, когда её можно будет продать в сто или в тысячу раз дороже? ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ В. С. Уважаемый Сергей Александрович, к великому сожалению, вот этот законопроект к описанной вами проблеме, когда земля была захвачена тем или иным способом, - а все способы нам известны, - никакого отношения не имеет, он имеет отношение к тем случаям, когда речь идёт об уже застроенных землях. В этом случае можете себе представить, сколь тяжёлым может быть механизм нарушения прав собственников. Что касается той проблемы, о которой говорите вы, есть попытки в Думе её решить: внесены два законопроекта на эту тему, один рассматривает комитет по промышленности, второй - Комитет по собственности. Думаю, что мы найдём вариант решения проблемы. Вы спросили, что предлагаем мы. Итак, в тех случаях, когда земля была оформлена в аренду и не застраивается, - установить предельные сроки. Сроки на проектно-изыскательские работы и так далее, по истечении которых земля должна изыматься, то есть договор аренды прекращает своё действие, известны. Но проблема в том, что значительная часть вот этих захваченных земель выделена для целей размещения объекта - тут такая странная формулировка - без аренды, без каких-либо иных... ни на каком ином праве, то есть фактически человек закрепил за собой этот объект на сколь угодно большое время. Мы предлагаем установить пресекательные сроки, для того чтобы сама возможность выделения под это право вообще не использовалась никогда и нигде. Но вы не правы, говоря о том, что сегодня на территориях городов нет свободных земель. Я бы сказал: 15-20 процентов минимум в среднем в городах - это территории заводов, а соответственно, подъездных путей к ним и множества другого. Я даже не касаюсь вопросов безопасности в этом случае. Ну, скажем, город Мурманск - морской город, в котором есть морской порт, но нет набережной, всё занимает порт. В Петербурге такая же история. Если представить себе, допустим, вариант наилучшего использования земли (а вы абсолютно правы, это жилая или административная застройка) вместо любого из таких образований, как, например, "АЗЛК", "ЗИЛ", чего угодно, то денег, полученных в результате реализации этих площадей, хватило бы на то, чтобы морской порт в Петербурге вывезти четыре раза в любой конец земного шара. Поэтому земель на самом деле много, нужна просто правильная политика. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации". Комитет предлагает данную законодательную инициативу отклонить. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 15 сек.) Проголосовало за 20 чел.4,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 20 чел. Не голосовало 430 чел.95,6% Результат: не принято Отклоняется данный законопроект.