Заседание № 154

14.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305495-5 "О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся обеспечения военнослужащих жилыми помещениями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1610 по 1734 из 6480
Законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении. Пункт 5. О проекте             
федерального закона "О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса        
Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по      
строительству и земельным отношениям Валерия Викторовича Панова.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАНОВ В. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Представленный     
законопроект направлен на повышение престижа военной службы, социального        
статуса военнослужащих. Законопроект в полном объёме прошёл правовую и          
лингвистическую экспертизы. Замечаний Правового управления Аппарата             
Государственной Думы не имеется.                                                
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и            
земельным отношениям рекомендует Государственной Думе принять проект            
федерального закона в третьем чтении.                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет никаких замечаний? По мотивам, да? По мотивам записываются Решульский и     
Рохмистров. Выносим проект федерального закона на "час голосования". У нас      
сегодня один вопрос в "часе голосования", и я объявляю "час голосования".       
                                                                                
Пожалуйста, по мотивам - Решульский Сергей Николаевич.                          
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, если не вникать в механизм реализации данного закона, то,    
согласитесь, мы делаем сегодня, несомненно, очень хорошее дело - расширяем      
возможности наших военнослужащих в получении служебного жилья: к тому, что в    
законе сказано, что военнослужащий получает служебное жильё в виде квартиры,    
мы добавляем ещё и такую категорию, как жилой дом. Но, к сожалению, зачастую    
все наши благие намерения, наши вроде бы хорошие законы принимаются в таком     
виде, что потом позволяют чиновникам - и в не меньшей степени по данному        
закону чиновникам военным, военных структур - использовать его, как             
говорится, добавляя ложку дёгтя в бочку мёда. Я хочу привлечь ваше внимание к   
тому, что считаю необходимым (и мы считаем, наша фракция) для реализации        
этого закона, который, несомненно, будет принят, все проголосуют, установить    
очень строгий контроль, строго отслеживать его применение.                      
                                                                                
Год назад нам показывали в течение нескольких недель сюжеты о строительстве     
коттеджного посёлка под Ленинградом, и министр обороны нынешний разводил        
руками перед премьер-министром, объясняя: вот видите, дома стоят, а вселить     
туда военнослужащих мы не можем. Я думаю, что и нашим комитетам по              
строительству и по обороне да и президентской, и правительственной структурам   
стоило бы в дальнейшем реализацию этого закона отслеживать, чтобы не            
получилось так, что сейчас чиновничья рать повернёт, так сказать, этот закон    
к тому, чтобы улучшить жилищные условия высшему командному составу, вселив      
туда штабных работников, вместо того чтобы предоставлять жильё действующим      
военнослужащим, которые крайне заинтересованы и которым крайне необходимо       
выделять жилые помещения, я имею в виду квартиры или жилые дома.                
                                                                                
Вопрос этот, я думаю, требует тщательной проработки, пристального внимания,     
поскольку, ещё раз подчёркиваю, у нас есть десятки примеров, когда довольно     
хорошие законопроекты, принятые и реализованные в форме закона, потом           
искажались и приносили только вред, порождали непонимание в нашем обществе.     
Поэтому, поддерживая законопроект, я взял слово для того, чтобы обратить на     
это внимание не только всех структур государственной власти, но и средств       
массовой информации. Контроль за исполнением этого закона крайне необходим...   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, под общей хорошей идеей, которую данный    
законопроект трактует, есть несколько подводных камней. К сожалению,            
имущественники, люди, которые занимались этим законопроектом, наверное,         
плотно, это не учли. На сегодняшний день у нас - я неоднократно говорил в       
этом зале, - к сожалению, существует некая проблема, которая обязательно        
всплывёт при реализации хорошего закона, хорошей инициативы: у нас земля до     
сих пор существует отдельно от объекта. Поэтому если мы говорим, что            
военнослужащим можно давать этот дом, то давать можно, но вопрос не касается    
земли. В соответствии с действующим законодательством получивший жилой дом      
военнослужащий должен будет оформить договор аренды на землю, которую           
занимает настоящий жилой дом. Как правило, это земли, которые выведены из       
земель обороны, находятся в федеральной собственности и на которые в            
соответствии с 582-м постановлением Правительства Российской Федерации          
распространяется особый порядок взимания арендной платы. Особенность его        
заключается в том, что при расчёте этой арендной платы ставка капитализации,    
вернее, рыночная стоимость земельного участка умножается на ставку              
рефинансирования Центрального банка на начало года. Что это такое? Например,    
если мы возьмём Москву как самый дорогой город в части аренды земли, то здесь   
применение данного порядка расчёта арендной платы за землю повлекло             
следующее: для коммерческих организаций это привело к десятикратному            
удорожанию стоимости аренды земельного участка, а для льготных категорий,       
например высших учебных заведений, привело к удорожанию аренды федеральной      
земли по сравнению с действующей оценочной стоимостью и применяемой ставкой     
Правительства Москвы в тридцать семь раз. В соответствии с этим мы, выполняя    
хорошее пожелание президента, давая военнослужащему дом для проживания,         
загоняем его в некие кабальные условия. Когда к нему придёт договор аренды на   
земельный участок, рассчитанный по этой самой ставке, он удивится и скажет:     
"Ребята, вы что делаете?! Вы мне вроде дом дали, а почему я теперь должен       
платить, как три муниципальные коммерческие палатки, за аренду земли?" Вот      
здесь будет некоторая нецелесообразность.                                       
                                                                                
Поэтому я думаю, что необходимо либо внести изменения, либо вернуться к         
инициативе ЛДПР, которой предлагалось внести поправки в Земельный кодекс,       
чтобы разрешить отдельным категориям вне конкурса передавать в собственность    
земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, потому что...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации".        
                                                                                
Кто за? Прошу голосовать.                                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              442 чел.98,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    442 чел.                                          
Не голосовало                   8 чел.1,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 153

09.04.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305495-5 "О внесении изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся обеспечения военнослужащих жилыми помещениями; принят в первом чтении 17 февраля 2010 года с наименованием "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2110 по 2200 из 6175
Переходим к пункту 6 повестки дня. Проект федерального закона "О внесении       
изменения в статью 104 Жилищного кодекса Российской Федерации", второе          
чтение. Докладывает Валерий Викторович Панов от комитета.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только что проголосовали, оно принято - триста            
девяносто с чем-то голосов.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте, Валерий Викторович.                                   
                                                                                
ПАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию      
законопроект был принят нами в первом чтении 17 февраля текущего года, и за     
прошедшее время с учётом замечаний Государственно-правового управления          
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,            
поправок, поступивших от депутатов, законопроект был доработан ко второму       
чтению. Хотел бы напомнить, что всего поступило две поправки, одна из которых   
комитетом предлагается к принятию и одна - к отклонению.                        
                                                                                
Законопроектом предлагается установить, что служебные помещения смогут          
предоставляться не только в виде квартиры, но и в виде жилого дома. Согласно    
Жилищному кодексу под частью жилого дома можно понимать и комнату, в связи с    
этим ко второму чтению исключена возможность предоставления служебных           
помещений в виде части жилого дома, поскольку это может привести к ухудшению    
существующего положения военнослужащих.                                         
                                                                                
Исключена также норма о предоставлении земельного участка под служебным жилым   
домом в безвозмездное срочное пользование в форме служебного надела,            
поскольку вопрос предоставления земельных участков уже урегулирован Земельным   
кодексом Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, с учётом изложенного Комитет Государственной Думы по         
строительству и земельным отношениям предлагает данный законопроект принять     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, две таблицы поправок: таблица 1 и      
таблица 2. Таблица 1 - одна поправка, поддержанная комитетом. Есть замечания?   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу 1.                                                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              395 чел.87,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Таблица 2 - одна поправка. Есть замечания? Нет.                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2, в которой одна поправка, отклонённая         
комитетом.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Ставится на голосование данный законопроект во втором чтении.                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 47 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              419 чел.93,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят во втором чтении.                                           
                                                                                

Заседание № 142

17.02.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305495-5 "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся обеспечения военнослужащих жилыми помещениями).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4561 по 4732 из 7475
Переходим к пункту 15 порядка работы Государственной Думы - проекту             
федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Земельного кодекса        
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".    
Доклад председателя Комитета по строительству и земельным отношениям Мартина    
Люциановича Шаккума.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Мартин Люцианович.                                                  
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые коллеги! Законопроект      
направлен на расширение возможностей обеспечения жильём военнослужащих. В       
этих целях предусматривается предоставление военнослужащим в собственность      
или по договору социального найма не только квартир и жилых домов, но и         
земельных участков, занятых этими домами. При этом устанавливается норма        
предоставления земельного участка - 6 соток, а также возможность превышения     
нормы предоставления жилья - до 16 квадратных метров - бесплатно.               
                                                                                
Устанавливается возможность направлять средства, предоставляемые путём выдачи   
государственных жилищных сертификатов, и средства, предоставляемые участникам   
накопительно-ипотечной системы, на приобретение не только жилых помещений, но   
и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, а        
также оплачивать дополнительную площадь предоставляемых жилых помещений и       
земельных участков за счёт собственных средств военнослужащих в случае          
превышения установленной нормы площади жилых помещений.                         
                                                                                
Законопроект имеет высокую социальную значимость, его принятие будет            
способствовать завершению процесса обеспечения жильём военнослужащих. Вместе    
с тем при доработке ко второму чтению необходимо урегулировать ряд              
процедурных вопросов предоставления земельных участков под служебное жильё, в   
том числе в части обеспечения кадастрового учёта таких земельных участков,      
определения цены, сроков принятия решений и так далее.                          
                                                                                
Законопроект поддержан комитетами-соисполнителями - Комитетом по обороне и      
Комитетом по безопасности.                                                      
                                                                                
В связи с изложенным комитет поддерживает законопроект и рекомендует            
Государственной Думе принять его в первом чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Мартин Люцианович.                               
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть один вопрос.             
Пожалуйста, депутат Рохмистров Максим Станиславович, ваш вопрос.                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мартин Люцианович, вот у меня вопрос такой: а почему у нас,    
в нашей стране, сложилась такая традиционная привязка к 6 соткам? И с чем       
связана именно цифра "16 метров"? Вот это как-то просчитывалось? На основе      
чего это делается? Потому что мне как-то непонятно, это с советского времени,   
что ли, идёт? По 6 соток давали, кому-то приспичило - дайте 6 соток, садовый    
домик и огород. И вот мы опять в эти 6 соток упёрлись, опять по 6 соток даём.   
С чем это связано - именно 6 соток и 16 метров?                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
ШАККУМ М. Л. Спасибо. Вопрос о шести сотках. Мы считаем, что при плотной        
застройке дома будут у нас площадью, если мы по социальной норме возьмём, ну,   
примерно 80-100 метров, и 6 соток - это вполне нормальная площадь. Я не         
думаю, что у нас военнослужащие там будут, так сказать, заниматься масштабным   
выращиванием овощей, ягод и так далее. У нас земельные участки военнослужащих   
зачастую расположены в крупных городах, и предоставлять им по минимальной       
норме участки, допустим, в 15 соток - ну, это, наверное, неподъёмное для        
Министерства обороны удовольствие. Министерство обороны может как свои земли,   
Министерства обороны, предоставлять, так и приобретать соответствующие земли    
на рынке. Норма 16 метров тоже, скажем так, взята из расчёта. Но ко второму     
чтению вопрос о шести сотках может быть дискуссионным, также как и вопрос о     
предоставлении 16 метров дополнительно бесплатно может быть дискуссионным. Мы   
выслушаем и мнение Министерства обороны, и мнение депутатов.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Пожалуйста, депутат        
Рохмистров Максим Станиславович.                                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Мы за то, чтобы появилась возможность давать военнослужащим    
в том числе и жилые дома. Странно, что у нас самая богатая земельными           
ресурсами страна и существуют такие серьёзные ограничения в части того, чтобы   
людей пустить на землю, чтобы они строили индивидуальное жильё.                 
                                                                                
Меня, честно говоря, удивляет эта привязка к шести соткам, особенно в           
отношении военнослужащих, потому что, как правило, военнослужащий имеет семью   
и в отличие от других категорий граждан имеет детей. И если мы привязываемся    
именно к 6 соткам, что вот построит дом в 80 квадратных метров... Дом и         
квартира - это две разные вещи, потому что все помещения общего пользования,    
которые обеспечивают отопление и другие хозяйственные нужды, они                
располагаются внутри этого дома и засчитываются в общую площадь, но не          
засчитываются никогда в площадь отдельно взятой квартиры в многоквартирном      
доме. Поэтому я считаю, что во втором чтении надо внимательно подойти к         
обсуждению этого вопроса. Как правило, на участке надо предусмотреть место и    
под гараж для машины, которая у этого военнослужащего, я надеюсь, есть.         
Стыдно, если мы не рассчитываем, что наш военнослужащий в состоянии купить      
себе машину. Я думаю, что необходимо учитывать эти потребности. Что, он         
построит дом, а машину будет ставить за воротами? Это тоже непонятная           
ситуация.                                                                       
                                                                                
Непонятная ситуация с вот этими дополнительными 16 метрами. Тоже надо,          
наверное, увеличить, чтобы была возможность всё-таки побольше предоставлять     
площади и стараться не зацикливаться на тех социальных нормах, которые у нас    
приняты для многоквартирных домов. Всё-таки в сельской местности в первую       
очередь будут строиться индивидуальные жилые дома или в малых городах, и я      
думаю, что реально существовать семье в доме в 100 метров, который расположен   
на земле и где всё это должно быть, достаточно затруднительно, поэтому надо     
законодательно предусмотреть возможность увеличения этой площади.               
                                                                                
А что касается земель, у Минобороны достаточно высвобождаемых земель и в        
городах, и вне городов. Вполне возможно при введении в хозяйственный оборот     
этих земель осуществлять выделение необходимых земельных участков либо менять   
их на пригодные земли поселений. Я думаю, что земли достаточно много, тем       
более при той реформе, которая сегодня идёт. У нас, посмотрите, в               
городах-миллионниках, как правило, сокращают высшие военные учебные             
заведения, расположенные в центре города, где высокая коммерческая стоимость    
этих земельных участков. Так что, я думаю, при рачительном подходе к            
использованию высвобождаемых земель Министерства обороны и правильному          
включению их в хозяйственный оборот появятся квартиры и не по социальным        
нормам для всех военнослужащих. А уж землю-то нашим гражданам надо пошире       
раздавать, не по 6 соток, а по 10, 15 соток, и ничего страшного в этом нет.     
Мы самая богатая в мире страна в части земельных ресурсов, земли наши           
пустуют, и было бы хорошо, если на наших пустующих землях строились дома        
наших граждан, в которых и дети появятся, и демографическая проблема будет      
решаться, если будет где этих детей держать. А то за занавеской много детей     
не подержишь, поэтому жилищный вопрос - это, наверное, самая большая            
составляющая демографической проблемы, а здесь, если мы дадим такие             
возможности, мы хоть отчасти решим и эту важную проблему.                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович.                            
                                                                                
Депутат Романов Валентин Степанович, ваше выступление.                          
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, фракция Компартии поддержит данный законопроект,            
поскольку он в какой-то мере расширяет потенциальные возможности и права        
военнослужащих на получение жилья или земельного участка. Но, говоря об этом,   
нельзя промолчать о другом. Плохо, если мы пытаемся такого рода малыми шагами   
закрыть, так сказать, острое недовольство, которое существует сегодня в         
армии. Не реформа идёт, а разгром армии происходит.                             
                                                                                
Недавно состоялся съезд движения в поддержку армии и оборонной                  
промышленности, там были высокопрофессиональные люди - полковники, генералы,    
адмиралы. Острейшая оценка того, что происходит с армией! Речь идёт о том,      
что не только в сухопутных частях, но и там, где высший интеллект, сегодня      
неблагополучно. Поэтому, поддерживая данный закон, мы ещё раз обращаемся к      
правительству: почему молчите, почему с мая прошлого года даже после            
письменного обращения к Президенту России большой группы высокообразованных,    
опытных, боевых в прошлом генералов и адмиралов не последовало никакой          
реакции? Что думает Совет Безопасности? Повторяю, пользуюсь случаем, чтобы      
сказать: игра с национальной безопасностью недопустима, а этот закон, ну, что   
же, как один из шагов полезен.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Валентин Степанович.                     
                                                                                
Заключительное слово докладчику не требуется. Полномочные представители         
президента и правительства также не желают выступить.                           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 24 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные   
акты Российской Федерации", пункт 15. Кто за данный проект федерального         
закона? Прошу определиться голосованием.                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              426 чел.94,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    427 чел.                                          
Не голосовало                  23 чел.5,1%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.