Заседание № 172
О проекте федерального закона № 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования; принят в первом чтении 9 октября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Докладывает Борис Сергеевич Кашин. КАШИН Б. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет по финансовому рынку выносит на ваше рассмотрение во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Комитет рассмотрел поступившие поправки, сгруппировал их в две таблицы: в таблице № 1 - три поправки, в таблице № 2 - 27 поправок, которые рекомендуются к отклонению. Просим рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 41 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 06 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 239 чел. Не голосовало 211 чел.46,9 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке...", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 48 сек.) Проголосовало за 239 чел.53,1 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 241 чел. Не голосовало 209 чел.46,4 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 118
О проекте федерального закона № 305389-6 "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)" (внесён депутатами Государственной Думы Н. В. Бурыкиной, В. М. Резником, М. А. Мукабеновой, А. Ю. Мургой, Д. И. Савельевым, С. П. Кузиным, В. В. Ивановым, М. А. Кожевниковой, Р. Ф. Абубакировым, А. Г. Аксаковым, О. М. Казаковой, а также С. И. Штогриным в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
4-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (в части введения института ипотечного страхования)". Докладывает Андрей Юрьевич Мурга. МУРГА А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаемый вашему вниманию законопроект был внесён в Государственную Думу в июне этого года. В проекте закона предлагается внести изменения в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке..." с целью решения двух задач. Первая задача - это повышение доступности ипотечных кредитов для граждан за счёт введения в систему ипотечного жилищного кредитования механизмов страхования ответственности заёмщика от риска неисполнения ипотечного договора. Вторая - обеспечение равной защиты прав заёмщика и кредитора в правоотношениях, связанных с ипотекой. Проще говоря, мы вводим механизм ипотечного страхования, который создаст дополнительную финансовую защиту как для кредитора, так и для заёмщика, что позволит обеспечить равную защиту интересов сторон. Важной новеллой в данном законопроекте является прощение долга заёмщику - физическому лицу по обеспечению ипотечного кредитного договора. Хотел бы отметить, что Президентом Российской Федерации была поставлена задача по разработке механизмов по обеспечению доступности рынка ипотеки для большего числа граждан Российской Федерации. Представленный законопроект как раз и служит одним из механизмов, направленных на решение этой ответственной задачи. На законопроект получены заключения Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, а также отзыв Правительства Российской Федерации. Концепция законопроекта получила положительную оценку, и он рекомендован к принятию в первом чтении. Безусловно, при подготовке проекта закона ко второму чтению предстоит большая работа по дополнению существующей нормативной базы. Уважаемые коллеги, прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении, а также приглашаю всех к дальнейшей его доработке для подготовки ко второму чтению, в том числе и Комитет по земельным отношениям и строительству. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Юрьевич. Есть ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Андрей Юрьевич, вопрос такого порядка. Вот вы опять хотите обогатить страховщиков и банкиров, но сегодня проблема в чём заключается? Человек взял ипотечный кредит, заключил договор, все условия выполнил, строительная фирма квартиру построила, отдала ему и год не оформляет собственность, а банк требует досрочного погашения кредита. Каким образом ваша система может уберечь заёмщика от таких неправомерных действий и строителя, и банкира? Спасибо. МУРГА А. Ю. Николай Васильевич, концепция законопроекта как раз это предусматривает за счёт того, что будет покрытие рисков страховыми компаниями, будет страховая ответственность. А конкретные случаи правоприменения, я думаю, мы сможем разбирать уже после вступления закона в силу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Андрей Юрьевич, я согласен, президент ставил задачу увеличения доступности для населения рынка ипотеки, но какая проблема возникает? Вы, наверное, знаете, я вчера выступал с этой трибуны и говорил, что на будущий год практически все социальные программы резко сокращаются, некоторые в пять раз, это увеличит нагрузку на зарплату людей, и уже сегодня рост кредитов опережает в полтора-два раза рост заработной платы. Вы просчитывали такую ситуацию, когда кредитов будет так много, что население не сможет их отдать, и ипотека рухнет только по финансовым причинам? Вы просчитывали, как уйти от этой ситуации (а мы именно к ней и идём)? МУРГА А. Ю. Как раз данный законопроект и направлен на то, чтобы часть нагрузки взяли на себя страховые компании, и за счёт этого произойдёт снижение рисков, то есть люди, взяв ипотеку, будут делиться своими рисками со страховыми компаниями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ. Андрей Юрьевич, заманчивая идея, ничего не скажешь. Вы, наверное, просчитывали, насколько увеличится финансовая нагрузка заёмщика, а также кредитора, хотя бы в относительных величинах, ведь страхование требует дополнительных финансовых средств, - насколько, на ваш взгляд, вот эта нагрузка будет увеличена? МУРГА А. Ю. В концепции законопроекта предусматривается, и мы надеемся, что благодаря снижению рисков банки снизят процентную ставку и произойдёт компенсация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Андрей Юрьевич, в нашей рыночной экономике за всё надо платить, в том числе и за страхование надо платить. Поэтому я разделяю тревогу моих товарищей, Сергея Николаевича, который сейчас сказал, что, очевидно, возрастёт стоимость ипотеки. Ипотека, о которой так долго и много говорили, так её рекламировали, не стала инструментом решения жилищной проблемы у нас именно потому, что она дорогая. Есть ли у вас данные, сколько сегодня надо выплачивать за квартиру, во сколько это обойдётся? Мой опыт говорит, что получается стоимость более чем двух квартир в результате выплаты сегодняшних процентов по ипотеке, а предполагается, что к этому прибавятся ещё проценты, теперь уже страховые. Это приведёт, на мой взгляд, к полной дискредитации этого инструмента в нашей стране. МУРГА А. Ю. Спасибо. В концепции законопроекта как раз предусмотрено, что банки снизят проценты по кредитам - мы на это надеемся, для этого и вводится такой норматив, как страхование ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Андрей Юрьевич, на самом деле тема актуальная, и я могу сказать, что, принимая этот законопроект, мы как бы подтверждаем то, что обсуждали в предыдущий раз. Я с ответственностью могу сказать, что сегодня у нас, помимо обманутых дольщиков, о которых мы говорили, появились люди, обманутые ипотекой: банк пользуется тем, что он разместил в какой-то газете с малым тиражом информацию о том, что собственность выставляется на продажу, уведомление человеку не пришло, и за полцены забирают у него квартиру. Это серьёзная проблема, и её нужно решать, я вполне с вами согласен, вопрос в другом. Вот два депутата задавали вам уже вопрос по страхованию. Чудес не бывает, из ничего что-то не может появиться, и я вам со стопроцентной уверенностью могу сказать, что это ляжет дополнительным бременем на заёмщиков, абсолютно точно ляжет! Поэтому скажите, пожалуйста... По законопроекту 50 процентов размер страхового взноса. А сколько сегодня кредитов ипотечных в стране? И мы сейчас сами посчитаем... (Микрофон отключён.) МУРГА А. Ю. Мы как раз приглашаем всех совместно доработать все идеи в комитете, а сейчас только предложение - принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь, Андрей Юрьевич. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против представленного законопроекта по причине того, что, как уже многие говорили во время обсуждения, сегодня ипотечное кредитование для строительства жилья является формой, недоступной абсолютному большинству населения, тем более людям, крайне нуждающимся, живущим в коммунальных квартирах, в ветхом жилье. Вот эта мера интересна может быть чем? Мы сейчас услышали о таких замечательных перспективах, о том, что каждый рубль, вложенный в ипотеку, якобы будет застрахован на сто процентов, таким образом, вложение денег будет защищено, гарантировано от всяких форс-мажоров. Я вот попытаюсь в развитие истории задать вопрос докладчику, если будет возможность, ответьте: а не является ли ваша инициатива как раз той основой, тем фундаментом, на котором можно строить систему действительно массовой государственной ипотеки для нуждающихся в жилье, прежде всего для очередников, людей, живущих в ветхом, аварийном жилье, и предложить им государственную ипотеку? Для справки могу сказать, что наш законопроект о стройсберкассах лежит уже много лет и никак не рассматривается, но там всё-таки есть намёк на участие государства в какой-то доле. А сегодня мы можем говорить о привлечении в том числе и средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для решения этих вопросов, ведь основной проблемой, когда кто-либо предлагал подобное, только начинал говорить на эту тему, всегда была проблема возврата денег, отсутствия страховки. Если вами будет принят этот закон - а можно говорить о том, что вы его примете, - я предлагаю вам дополнительную аргументацию в пользу того, чтобы потом на этой основе говорить о вложении в эту сферу государственных денег под нулевой процент или под 0,7 процента, как это сегодня и происходит при использовании вот этих денег. Я считаю, что вложение их в строительство жилья вместо ветхого, аварийного - это один из основных приоритетов в государстве... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. К чему я это говорю? Вот здесь автор законопроекта, не отвечая на вопрос, в принципе высказал гипотетическое предположение, что банки вдруг ни с того ни с сего начнут понижать процентные ставки. Но мне кажется, что в пояснительной записке чётко написано, для чего нужен этот закон, вот я вам зачитаю: "Одновременно законопроект способствует формированию устойчивой системы привлечения долгосрочных ресурсов..." Но самое главное, смотрите, что здесь написано: "...позволит расширить требования к кредитам, которые могут входить в состав покрытия выпускаемых ипотечных ценных бумаг..." Вот именно для этого этот закон и предусмотрен! Для кредитора это кабала. Почему? Потому что, к сожалению, несмотря на множество словес, система страхования отторгается самим страховым сообществом и банками. Вот смотрите, простой пример - Россельхозбанк. Вот почему не идёт сельхозстрахование? Да потому что у нас кредиты могут выдавать все, но каждый банк, выдавая кредит, говорит: вот мы тебе дадим кредит, если ты застрахуешься вот именно в этой страховой компании, в противном случае можешь не приходить. Далее. Покажите мне хоть одну обанкротившуюся страховую компанию, которая вдруг, имея обязательства перед страхователем, начала покрывать его убытки, возникшие не по его вине, - не покажете ни одной! Но мы единственная страна, которая обязывает застраховаться в частных страховых компаниях. Вот мне кажется, что именно в этом и есть нарушение главного принципа конкуренции и главного принципа добровольного страхования. Ну как может быть обязательным страхование в частной структуре? А вы же сплошь и рядом... Один раз Резник провёл это, и теперь вы всё время пытаетесь обязать всех застраховываться в частных структурах, вероятно, в своих. Вот здесь у нас в зале бывает масса людей, в том числе есть депутаты, у которых колоссальные достижения. Вот сидит депутат наверху там, не буду называть его фамилию, он достиг колоссальных успехов в организации строительства по привлечённым деньгам, никого не кинул - вот он молчит, а вносят подобные законопроекты те, кто теоретически, может быть, имеет заработок на страховом рынке или в страховом бизнесе. Мы не можем поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. В продолжение, а может быть, в ответ на то, что сказал коллега Коломейцев. Не забывайте, что мы с вами приняли закон о мегарегуляторе, согласно которому Центробанк контролирует не только банки, но и страховые компании. И вот этот закон будет способствовать реализации данного закона. Будем надеяться, что Эльвира Сахипзадовна, только что пришедшая на этот пост (по сути, сто дней прошло), внимательно отнесётся к этому вопросу и страховой рынок будет регулироваться соответствующим образом, не будет посылать банки в свои аффилированные или подконтрольные компании. В ответ на то, что говорили депутаты от КПРФ насчёт закредитованности населения. Взять кредит - это нормально, только, конечно же, надо говорить о сроках кредита и о процентных ставках. И тот уровень жизни высокий, который мы видим в той же Европе, скажем в большинстве стран Европы, как раз на этом и зиждется: человек после окончания высшего учебного заведения или при поступлении туда может взять кредит, очень длинный кредит по срокам и с низкой ставкой, а окончив учебное заведение и поступив на работу, он может приобрести себе и квартиру, и машину, а потом спокойно кредит выплачивать, потому что сроки кредитования - двадцать лет, двадцать пять лет, тридцать лет, а процентная ставка - 1, 2, 3, 4 процента, ну, до 5 процентов. Вот над этим надо думать, коллеги, а не над тем, что люди не должны брать кредиты. Да должны! Вы же сами, коммунисты, говорите, что нужно поддерживать отечественного товаропроизводителя. Так кто же покупать-то будет всё, что произведут наши товаропроизводители? Кредитовать нужно. Вот мы ждём результативной работы от Центрального банка в этом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Не выступают. Андрей Юрьевич? Также нет. Выносим законопроект на "час голосования".
4-й вопрос, проект федерального закона о внесении изменений в статьи 31 и 61 Федерального закона "Об ипотеке...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 56 сек.) Проголосовало за 237 чел.52,7 % Проголосовало против 56 чел.12,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принят в первом чтении.