Заседание № 231
О проекте федерального закона № 305317-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечней вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению пункта 4. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад члена Комитета по вопросам местного самоуправления Александра Викторовича Сарычева. САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законопроект изначально носит технический характер и направлен на согласование положений 131-го федерального закона с положениями статьи 8 Градостроительного кодекса, определяющими компетенцию органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности. При доработке проекта, подготовке ко второму чтению комитет исходил из общей нормы части второй статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления, поселения на межселенных территориях и в сельских населённых пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. В связи с этим специальное указание на компетенцию муниципального района в отношении межселенных территорий, в частности по утверждению правил землепользования и застройки, утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, по резервированию и изъятию земельных участков, по осуществлению земельного контроля, из пункта 15 части 1 статьи 15 закона о местном самоуправлении было исключено. Однако при доводке формулировок законопроекта в ходе подготовки к третьему чтению и согласовании позиций с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и профильным министерством - Министерством регионального развития - выявилась необходимость дополнительного уточнения текста. В частности, комитет пришёл к выводу, что в качестве самостоятельного вопроса среди вопросов местного значения муниципального района, установленных статьёй 15 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...", должно быть сохранено право района резервировать и изымать земельные участки для муниципальных нужд на всей территории муниципального района, а не только на межселенных территориях. В связи с этим комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе возвратить проект к процедуре второго чтения, принять имеющуюся у вас на руках поправку, единственную в таблице 1, после чего принять законопроект во втором и третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с комитетом и вернуть законопроект к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 38 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7% Результат: принято Принимается. В таблице поправок, рекомендуемых к принятию, одна поправка. Есть ли по ней замечания? Нет. Кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендуемых к принятию? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 13 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принимается. Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 42 сек.) Проголосовало за 368 чел.81,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается. Пока присаживайтесь. Будет "час голосования", и мы тогда проголосуем ваш законопроект.
Пункт 4. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Прошу проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 51 сек.) Проголосовало за 412 чел.91,6% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 223
О проекте федерального закона № 305317-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечней вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 5. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Виктора Егоровича Кузнецова. Пожалуйста. КУЗНЕЦОВ В. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления представляет на ваше рассмотрение проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Надо сказать, что этот проект закона из того небольшого числа законопроектов, которые вносят по своей инициативе субъекты права законодательной инициативы, конкретно - он внесён законодателями Кировской области. Он касается уточнения положений соответствующих пунктов статей 14, 15 и 16, где речь идёт об осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, о выдаче разрешений на эти действия, в нём оговаривается, что все эти полномочия связаны с конкретной территорией, где работают конкретные органы местного самоуправления. Обращаю ваше внимание на то, что законопроект принят в первом чтении 17 января, а сейчас по согласованию с ГПУ президента текст дополнительно проработан и внесена соответствующая поправка комитетом, поэтому мы работаем по материалам с пометкой "взамен ранее розданного", сегодня они розданы. В законопроект внесено семь поправок, которые комитет рассмотрел, решение комитета у вас имеется. Две поправки рекомендуются к принятию, пять - к отклонению. Что касается конкретно поправок, того, что мы вчера согласовывали и решали в комитете. Речь идёт о статье 15, которая определяет, что органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями по утверждению схемы территориального планирования в муниципальном районе, подготовленной на основе схемы территориального планирования документации по планировке территорий, а также ведению информационной системы обеспечения. В первом чтении была принята редакция этой части статьи, согласно которой указанные полномочия органов местного самоуправления района распространяются на территорию соответствующего района. Однако для чистоты редакции, так как в части 2 статьи 15 прямо говорится о том, что органы местного самоуправления районов обладают всеми полномочиями поселения в части той территории, на которой они работают, по предложению Государственно-правового управления президента пункт 15 статьи 15 был уточнён и из него исключены некоторые положения. Поэтому появилась новая редакция поправки, которая по существу является уточняющей, редакционной. Вторая поправка, которую приняли, касается порядка вступления закона в силу. Мы пошли по общей схеме, когда статью о том, что закон вступает в силу с момента его опубликования, просто исключили, потому что есть общий порядок вступления в силу законов. Среди отклонённых поправок надо обратить внимание на поправку депутата Стрельникова Александра Николаевича и Правительства Российской Федерации, которая вносилась исходя из нормы, упомянутой в части 2 статьи 15. Она полностью совпадает с мотивацией и позицией комитета. Мы считаем, что учли эту поправку. Что касается трёх поправок, внесённых депутатами Госдумы Блохиным Евгением Евгеньевичем, Войтенко Виктором Петровичем, Давлетовой Камилёй Жаудатовной, Дубовиком Владимиром Анатольевичем и Смоленским Владимиром Ивановичем, то в этих поправках речь идёт о дополнении рассматриваемых статей положением о реставрации объектов. Однако мы не согласились с этой позицией, поскольку вопросы, касающиеся реставрации, регулируются не законодательством о градостроительной деятельности, а законом об объектах культурного наследия и там установлен свой порядок принятия решения о реставрации конкретных объектов. Если бы мы в 131-й закон внесли положение, устанавливающее иной порядок, то создалась бы правовая коллизия, и поэтому комитет отклонил эти поправки. Всё. Можно рассмотреть сами таблицы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, из таблицы 1 (здесь две поправки) есть ли необходимость обсуждать какую-нибудь поправку отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 01 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принято. Из таблицы 2 (здесь пять поправок) есть ли необходимость отдельно обсуждать какую-либо поправку? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендуемых комитетом к отклонению. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 41 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6% Результат: принято Принято. Мы рассмотрели поправки. Я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 23 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 305317-4 "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части дополнения перечней вопросов местного значения поселения, муниципального района и городского округа; внесён Законодательным Собранием Кировской области).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Сейчас два альтернативных законопроекта - пункты 20.1 и 20.2. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Кировской области депутата Государственной Думы Александра Николаевича Стрельникова. Пожалуйста, Александр Николаевич. СТРЕЛЬНИКОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 14, 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесённый Законодательным Собранием Кировской области. Необходимость принятия законопроекта вызвана существующими пробелами в Федеральном законе № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также противоречиями между нормами указанного закона и нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 части 1, пунктом 5 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных соответственно на территориях поселений, муниципальных районов и городских округов. Между тем из содержания пункта 20 части 1 статьи 14 закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не следует, что право поселения на выдачу указанных разрешений распространяется только на объекты, расположенные на территории поселений. Таким образом, дополнение, вносимое Законодательным Собранием Кировской области, улучшает редакцию данного федерального закона и приводит ее в соответствие с пунктом 5 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса. Изменение, вносимое в статьи 15 и 16 131-го закона, связано с тем, что в пункте 15 части 1 статьи 15 и пункте 26 части 1 статьи 16, регулирующих вопросы, отнесённые к полномочиям соответственно муниципального района и городского округа, отсутствуют нормы о праве выдачи разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, что, по мнению авторов законопроекта, также не согласуется со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Принятие законопроекта позволит устранить указанные недостатки. Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. Заключение ответственного комитета Государственной Думы - Комитета по вопросам местного самоуправления - также положительное. Что касается высказанных комитетом замечаний в части изменения редакции статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то они могут быть учтены ко второму чтению. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний не имеется. Что касается возражений комитета-соисполнителя - Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоёмким технологиям, - по мнению которого предлагаемые изменения являются избыточными, хочу сказать следующее. С этим утверждением можно согласиться лишь по вопросу о внесении дополнения в статью 15 о полномочиях органов местного самоуправления муниципального района. Действительно, авторами при разработке законопроекта не было полностью учтено наличие в 131-м законе части 2 статьи 15, согласно которой органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми правами и полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населённых пунктах, не являющихся муниципальными образованиями. Мною получено согласие Законодательного Собрания Кировской области на исключение указанного положения из текста законопроекта ко второму чтению. Принятие же дополнений в статьи 14 и 16 необходимо, так как они исключат возможность двоякого толкования закона, которое в правоприменительной практике может повлечь за собой самые негативные последствия, а основное требование к законодательным актам - чёткое регулирование вопросов о субъектах правоотношений, об их правах и обязанностях. Законопроект направлен на реализацию этого требования. С учётом всего изложенного прошу поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Кировской области и принять представленный проект закона в первом чтении с условием его последующей доработки ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, пока присаживайтесь. Свою законодательную инициативу Дума Хабаровского края просит рассмотреть без участия её представителя. Содоклад по двум законопроектам сделает Александр Викторович Сарычев. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел законодательные инициативы, внесённые в Государственную Думу Законодательной Думой Хабаровского края и Законодательным Собранием Кировской области. Оба проекта направлены на приведение норм 131-го федерального закона в соответствие со статьёй 8 Градостроительного кодекса. Проекты являются альтернативными, однако различия между ними носят, скорее, редакционный характер и, в общем-то, в первом чтении принят может быть любой из проектов. Вместе с тем законодательная инициатива Законодательного Собрания Кировской области в большей степени соответствует нормам статьи 8 Градостроительного кодекса, поэтому комитет решил рекомендовать принять именно её. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович. Есть ли вопросы? Нет вопросов. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, ну хватит уже. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это вы принимаете вместе с нами. Вопрос Малышкина Олега Александровича. Бенефис сегодня. МАЛЫШКИН О. А. Бенефис... Ну вот вы не спешите законы принимать, потому что принимаем, а потом мучаемся с этими законами. Вопрос такого характера. Правильно вы говорите, всё абсолютно верно. Муниципальный район - это свод поселений, и в каждом поселении есть вопросы градостроительной деятельности, в каждом поселении. Но вы говорите, что есть ещё вопросы градостроительной деятельности в муниципальном районе. Ну нет вопросов, хорошо. Теперь объясните мне, какими полномочиями по вопросам градостроительной деятельности будет наделён муниципальный район, когда это есть у поселения, а вы же понимаете прекрасно, вы там главой работали, что муниципальный район - это свод поселений, в каждом поселении решаются вопросы градостроительной деятельности. Допустим, межселенная территория - если она есть где-то, эта межселенная территория. Как вы будете эти отношения регулировать между муниципальным районом и поселениями? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Викторович. САРЫЧЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Олег Александрович, я зачитаю буквально две фразы: вопросы Градостроительного кодекса применимы к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов. То есть на всех уровнях имеют право решать эти вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Закончили обсуждение. Есть ли желающие выступить? Кузнецов Виктор Егорович. Один. Я прошу помнить о Регламенте. КУЗНЕЦОВ В. Е. Уважаемые коллеги, к сожалению, в этом законопроекте и в сегодняшней практике применения 131-го закона есть очень неприятная вещь. Дело в том, что далеко не во всех субъектах Российской Федерации перешли к исполнению этого закона. До сих пор ещё действуют схемы районных муниципальных образований, где речь идёт о межселенных территориях, и в эти межселенные территории попали, извините, пашни, поля, луга, сельхозугодья, которые не везде закреплены именно за поселениями, с учётом поселенческого принципа. Мы знаем, мы недавно принимали законопроект по поводу продления сроков оформления для крестьян, с тем чтобы они определились по собственности и свои паи перевели в реальные документы по собственности на эту землю. Весь вопрос градостроительный тут в чём состоит? Район получает полномочия принимать решения о строительстве, давать разрешения на строительство на землях межселенных территорий, а когда эти межселенные территории определены не в соответствии с законом (где-то прокуратура просмотрела, где-то субъект преднамеренно это сделал, где-то в районе поступили так, что все эти основные фонды сельхозпредприятий остались в межселенных территориях, а территории поселений остались только по краю огородов, что называется), тогда мы получаем чисто правовой конфликт. Я думаю, что ко второму чтению этого законопроекта надо посмотреть, как разрешить эту ситуацию, чтобы соблюсти интересы крестьян, которые имеют паи на эту землю, и не превысить полномочия, чтобы земля была определена всё-таки за поселениями, где крестьяне сами могли бы решить эту проблему в своём представительном или исполнительном органе, а не так, чтобы со стороны района распоряжались бы этими землями. Я думаю, это надо всё-таки будет сделать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желание высказаться у представителей правительства и президента? Нет. Есть ли желание выступить с заключительным словом? Нет. Коллеги, два альтернативных законопроекта, поэтому в порядке рассмотрения ставим на голосование. Первый законопроект, внесённый Законодательным Собранием Кировской области. Кто за принятие данного законопроекта в первом чтении? (Идёт голосование.) На голосование ставится пункт 20.2. Это законодательная инициатива Законодательной Думы Хабаровского края. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идёт голосование.) Покажите результаты первого голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 12 мин. 34 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7% Триста восемьдесят четыре. Покажите результаты второго голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 13 мин. 08 сек.) Проголосовало за 73 чел.16,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3% Семьдесят три. Таким образом, принимается законодательная инициатива Законодательного Собрания Кировской области.