Заседание № 262
О проекте федерального закона № 305289-3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о полномочиях правительства по определению уровня ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
номерами 23.1 и 23.2. Пункт 23.1 - проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "Отечество - Единая Россия". Уважаемые коллеги, сейчас как раз тот случай, когда вашему вниманию предлагается законопроект, о необходимости которого говорили очень многие депутаты Государственной Думы, производственники, предприниматели, особенно работники агропромышленного комплекса. Речь идет о том, чтобы найти и дать в руки правительства экономические рычаги, для того чтобы воздействовать на происходящий у нас необоснованный рост цен на топливо, и прежде всего на дизельное топливо, бензин и мазут. Отрицательные последствия этого всем известны, и я не буду о них говорить. Нынешнее соотношение цен, если говорить применительно к агропромышленному комплексу, вообще выглядит фантастически: для того чтобы купить сегодня тонну дизельного топлива в отдельных регионах, надо продать 3 тонны зерна пшеницы. Такого соотношения цен не знает мировой рынок. Более того, могу сказать, что за девять месяцев текущего года этот рост цен продолжался, к сожалению, и при этом наиболее высокие темпы повышения цен были на дизельное топливо, на мазут, что так или иначе сказалось и обязательно скажется, естественно, на росте цен на коммунальные услуги и других затратах. По данным Госкомстата, за девять месяцев текущего года цены на дизельное топливо в России увеличились на 30,6 процента, на топочный мазут - на 25 процентов при индексе цен на промышленные товары и услуги в 11,8 процента. Понятно каждому, что дать какое-то обоснование роста ссылкой на увеличение издержек этой отрасли, связанных с общим повышением цен, нельзя, поскольку показатели темпа роста, которые я вам привел, в два, в три раза выше индекса цен, который сложился за девять месяцев в народном хозяйстве страны. Происходит это потому, что мы, принимая Налоговый кодекс, установили порядок определения и установления тарифных пошлин, что является одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих воздействовать на поведение производителей, заставляющих производителей сдерживать рост цен, прежде всего обеспечивать этими продуктами наш внутренний рынок. Систему мы с вами приняли такую: если цена на нефть ниже 109,5 доллара за тонну, то вообще не устанавливается никакого таможенного тарифа; если цена поднимается со 109,5 до 182,5 доллара, то ставка составляет в данном случае 25,5 доллара за тонну; если цена поднимается выше 182 долларов за тонну, то ставка будет равна 35,5 доллара за тонну. Мы приняли еще одну поправку, которая как раз и не дает возможности эффективно регулировать рост цен на дизельное топливо, бензин и мазут. Мы записали, что в отношении товаров, выработанных из нефти, предельные ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в размере, не превышающем 90 процентов ставки вывозных пошлин на сырую нефть. 90 процентов! При этом хочу вам сказать, что на мировом рынке цены, скажем, на дизельное топливо примерно на 31 процент выше, чем цены на нефть. Поэтому такое соотношение никак не стимулирует производителей к тому, чтобы закрыть прежде всего потребности внутреннего рынка, а потом уже реализовывать продукцию на экспорт. В связи с этой ситуацией скажу вам, что за девять месяцев текущего года продано было на экспорт более 57 процентов произведенного дизельного топлива, 47 процентов топочного мазута и 15,5 процента бензина, в то время как рост цен, я уже приводил выше данные, на нашем внутреннем рынке продолжался и в текущем году. Предлагается вашему вниманию очень простая поправка. Предлагается вот этот пункт, вернее, двенадцатый абзац пункта 4 статьи 3, которую я вам приводил, исключить. Таким образом, у правительства будет возможность в период, когда народное хозяйство особо нуждается в дизельном топливе, в мазуте, в бензине, устанавливать такой размер тарифных ставок, чтобы выгоднее было продавать эту продукцию у нас на рынке, а не вывозить ее за пределы нашей территории. Наряду с другими мерами, имеющимися у правительства, может появиться реальный экономический инструмент, который будет способствовать регулированию цен с таким расчетом, чтобы не было необоснованного повышения цен на эти продукты, отсутствие которых в очень тяжелое положение ставит не только агропромышленный комплекс, но и все остальные отрасли народного хозяйства, особенно коммунальное хозяйство, транспорт и ряд других отраслей народного хозяйства. Уважаемые коллеги, по ряду причин принятие этого закона задержалось. Я убедительно вас прошу принять этот закон сегодня в целом, поскольку он прошел и лингвистическую правку, и юридическую правку и готов для принятия сегодня в целом. Доклад закончен. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. Присаживайтесь. У нас об альтернативном законопроекте доложит Владислав Матусович Резник. Пожалуйста, Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М., фракция "Единство - Единая Россия". Глубокоуважаемые коллеги, альтернативность у этого законопроекта, конечно, есть, но оба законопроекта подготовлены по инициативе Правительства Российской Федерации. Именно по просьбе правительства год назад - это было, по-моему, 10 октября 2002 года - был внесен проект данного закона. По тем причинам, о которых сейчас рассказывал глубокоуважаемый Геннадий Васильевич, этот закон и появился, появился как некий компромисс между законопроектом, о котором доложил сейчас глубокоуважаемый Геннадий Васильевич, и нежеланием отдельных наших коллег принимать вообще поправки для изменения действующей в тот момент, ну и в настоящий момент, ситуации. Поэтому причины появления этого закона точно такие же, я не буду повторять доклад Геннадия Васильевича, скажу только одно: положения этого законопроекта расходятся с положениями предыдущего законопроекта только в том, что эта ставка - 0,9 - не убирается окончательно, а делается средневзвешенной по году. Собственно говоря, коллеги, докладывать по данному закону больше и нечего. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад по данным законопроектам сделает Сергей Иванович Штогрин. Пожалуйста. ШТОГРИН С. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Действительно, комитет рассмотрел оба законопроекта и считает, что тема обложения вывозными таможенными пошлинами продуктов нефтепереработки весьма и весьма важна для нашего государства, поскольку, например, в прошлом году мы экспортировали за рубеж бензина автомобильного, дизельного топлива и мазута на сумму 9,8 миллиарда долларов. В этом году этих же нефтепродуктов мы вывезли за первое полугодие на сумму почти в 6 миллиардов долларов. И естественно, что государство должно было бы взять и в казну часть доходов, которые получают нефтяные компании и вообще все, кто экспортирует нефтепродукты за рубеж. Чем было вызвано в свое время принятие вот этой ставки 0,9? Дело в том, что, когда мы анализируем ситуацию с изменением вывозных таможенных пошлин, невольно приходим к выводу о том, что правительство, к сожалению, инструмент, который ему дан был в свое время для пользования в неограниченных размерах, использует не совсем эффективно. Например, если говорить о дизельном топливе - Геннадий Васильевич о нем говорил, - то с 1 января 2001 года по 3 февраля 2002 года вообще таможенная пошлина не менялась, она была 39 евро. Если говорить о сырой нефти, то пошлина колебалась в соответствии с тем, что постоянно корректировалась вывозная таможенная пошлина на сырую нефть, - от 1,7 до 1,2 в этот период. Например, в прошлом году с марта по август она составляла 1,6 от вывозной таможенной пошлины на нефть, а с августа по декабрь 2002 года вообще составляла 0,76 от пошлины на сырую нефть. Вообще говоря, с точки зрения оценки рыночной коктейль нефтепродуктов, который получается из переработки 1 тонны сырой нефти, стоит 0,9 стоимости сырой нефти на рынках. Поэтому и была принята норма, по которой в свое время мы вместе с вами установили вывозную таможенную пошлину 0,9. Правительство имело возможность регулировать пошлину, сокращая ее еще больше по некоторым видам нефтепродуктов, допустим по таким, как мазут или другие, но повышать не имело возможности. Комитет поддержал первый законопроект, доложенный сейчас Куликом. И хотелось бы, чтобы правительство сделало выводы из прежней практики, потому что сегодня на все нефтепродукты, независимо от того, по каким ценам они реализуются на рынках, по каким ценам экспортируются, существует ставка вывозной таможенной пошлины 0,9 от ставки сырой нефти. Хотелось бы, чтобы оно сделало выводы и эффективно использовало методы тарифного регулирования, действительно защищая наш рынок и в то же время забирая часть природной ренты, связанной с нефтепродуктами, в пользу государства. Комитет просит поддержать законопроект, доложенный коллегой Куликом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. Коллеги, у кого есть вопросы по данным законопроектам, прошу записаться. Покажите список. Никого нет. Кто хотел бы выступить? Никого нет. От правительства? Пожалуйста, заместитель министра экономического развития господин Дворкович. ДВОРКОВИЧ А. В., заместитель министра экономического развития и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты, Правительство Российской Федерации поддерживает те аргументы, которые сейчас высказывались и депутатом Куликом, и депутатом Штогриным, и депутатом Резником, и считает необходимым принять законопроект, который доложил депутат Кулик. Аргументы действительно те же самые. Мы считаем, что у правительства нет достаточных инструментов для сдерживания роста цен на нефтепродукты, прежде всего на дизельное топливо и мазут, в отдельные периоды времени. Во всём мире правительство имеет этот инструмент и пошлины являются прежде всего мерой торговой политики, а не мерой налоговой политики. Мы считаем, что в ближайшие годы применение этой меры нам необходимо, чтобы четко и качественно регулировать рынок нефтепродуктов внутри страны. Это будет и в интересах основных потребителей нефтепродуктов, и в интересах производителей нефти. Правительство Российской Федерации намерено установить очень четкие правила и шкалу, по которой будет меняться пошлина на нефтепродукты, в своем постановлении. Таким образом, вопросы стабильности взимания таможенных пошлин будут отрегулированы и назначение таможенных пошлин, их установление не будет носить спонтанный, случайный характер. Мы просим вас поддержать законопроект, доложенный депутатом Куликом, и надеемся на эту поддержку. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Увы, отсутствует. Никто выступить не хочет? Коллеги, объявляется рейтинговое голосование по данным законопроектам. Первым ставится на голосование законопроект, пункт 23.1, который доложил Геннадий Васильевич Кулик. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. (Идет голосование.) Так, спасибо, коллеги. Кто без карточки, потом заявите, как вы проголосовали. На голосование ставится проект федерального закона, который доложил Владислав Матусович Резник, пункт 23.2. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Пункт 23.2. (Идет голосование.) Итак, коллеги, прошу показать результат по законопроекту под пунктом 23.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 22 сек.) Проголосовало за 359 чел. 79,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел. 20,2% 359 человек. Прошу показать результаты по второму законопроекту. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 00 сек.) Проголосовало за 31 чел. 6,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 36 чел. Не голосовало 414 чел. 92,0% 31 человек. Итак, у нас в первом чтении принят законопроект, доложенный Геннадием Васильевичем Куликом. Коллеги, есть постановление о принятии данного закона в целом. В рамках "часа голосования", который сегодня был объявлен, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять закон в целом? Прошу проголосовать. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 31 мин. 17 сек.) Проголосовало за 371 чел. 82,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел. 17,6% Результат: принято Закон принимается.