Заседание № 147

12.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 305256-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1082 по 1195 из 5723
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 11-й вопрос,   
проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в      
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности       
предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18         
октября 1996 года". Доклад официального представителя Правительства             
Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра транспорта          
Российской Федерации Сергея Алексеевича Аристова.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации     
статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! На рассмотрение Думы          
выносится проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении        
изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования     
деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного             
транспорта от 18 октября 1996 года". Данный протокол был подписан 21 мая 2009   
года в городе Астане.                                                           
                                                                                
Железнодорожная сеть Советского Союза строилась не по административному, а по   
технологическому принципу, и в связи с этим после распада Советского Союза и    
образования независимых государств отдельные железнодорожные участки,           
технологически являющиеся составной частью российских железных дорог, стали     
собственностью государств - участников Содружества Независимых Государств, и    
наоборот: соответственно на территории России оказались участки,                
технологически обслуживаемые другими государствами.                             
                                                                                
На территории Казахстана сегодня располагается 816 километров железнодорожных   
линий, технологически входящих в состав железных дорог России и обслуживаемых   
"Российскими железными дорогами", и на территории Российской Федерации          
располагается 313 километров железных дорог, структурно входящих в              
казахстанские железные дороги, - это так называемые тупиковые забеги, до        
следующей станции, и транзитные участки. При этом идущий по территории          
Казахстана ставосьмидесятивосьмикилометровый участок от станции Горбуново до    
станции Юнино линии Курган - Петропавловск является участком Транссибирской     
магистрали, которая имеет ключевое значение в железнодорожном сообщении         
европейской части России с Сибирью и Дальним Востоком. Фактически               
обслуживаемый и контролируемый "Российскими железными дорогами", этот участок   
является собственностью Казахстана, то есть часть Транссиба относится к         
казахстанским железным дорогам.                                                 
                                                                                
18 октября 1996 года между правительствами России и Казахстана было подписано   
соглашение об особенностях правового регулирования деятельности предприятий,    
учреждений и организаций, которое решало ряд вопросов имущественного            
характера и порядка управления, между тем оставались сложные система и          
структура собственности, имелись проблемы в эксплуатации дорог, таможенном      
оформлении, ремонтных работах и другие. Тем не менее до 2003 года эта система   
позволяла всё-таки работать. После того как в России и в Казахстане прошли      
структурные реформы железнодорожного транспорта, возникли новые проблемы,       
которые требовали решения, в том числе возникло опасение утраты Россией вот     
этого участка Транссиба. В результате переговоров был принят предложенный       
российской стороной подход к решению вопроса об урегулировании имущественных    
отношений, суть которого сводится к следующему (и это заложено в протоколе,     
представленном на ратификацию): внетранзитные тупиковые участки передаются в    
собственность по линии границы каждого государства, транзитные участки          
становятся собственностью того государства, которое технологически их           
использует, то есть происходит имущественный обмен транзитными участками.       
Таким образом, в случае подписания изменений в соглашение в результате обмена   
Россия получит в собственность 514 километров железных дорог на территории      
Казахстана и Казахстан получит в собственность 261 километр железных дорог на   
территории России. Особенно важно, что Россия получает в собственность весь     
казахстанский участок Транссиба, причём вместе со станцией Петропавловск.       
                                                                                
Помимо этого, проектом предусматривается урегулирование отношений в области     
использования земельных участков под объектами имущества железнодорожного       
транспорта, таможенного оформления оборудования, предназначенного для ремонта   
инфраструктуры, и также решаются вопросы пропуска через государственную         
границу персонала, занятого в обслуживании участков железных дорог одного       
государства, расположенных на территории другого.                               
                                                                                
В Казахстане данный проект также проходит в настоящее время ратификацию в       
верхней палате парламента.                                                      
                                                                                
Представленный вашему вниманию протокол полностью отвечает интересам            
Российской Федерации, обеспечивает стабильную работу наших железных дорог. Он   
подлежит подписанию в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 2        
статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской             
Федерации". Прошу поддержать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по транспорту Сергея Николаевича Шишкарёва.      
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИШКАРЁВ С. Н., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту,       
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый президиум, уважаемые коллеги!           
Существо вопросов, связанных с ратификацией Протокола о внесении изменений в    
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности       
предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, только что   
было обстоятельно изложено в докладе статс-секретаря - заместителя министра     
транспорта Российской Федерации. Учитывая совпадение позиций по этому           
вопросу, не вижу смысла повторять. Единственное, доложу вам, что на             
законопроект получено положительное заключение комитета-соисполнителя -         
Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с                 
соотечественниками. Правовое управление Аппарата Государственной Думы, тоже     
проанализировав представленные документы, замечаний по этому вопросу не         
имеет. С учётом изложенного, если не будет вопросов, предлагаю поддержать       
ратификацию указанного протокола.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет.                              
                                                                                
Спасибо, Сергей Николаевич, присаживайтесь.                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим данный проект федерального закона на   
"час голосования".                                                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1432 по 1451 из 5723
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о   
внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и     
Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования     
деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного             
транспорта от 18 октября 1996 года". Кто за? Прошу голосовать.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              405 чел.90,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.