Заседание № 40
О проекте федерального закона № 305068-7 "О внесении изменений в статьи 10 и 11 Федерального закона "О персональных данных" и статьи 10-5 и 12-2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части уточнения порядка обработки персональных данных несовершеннолетних; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет просит вопрос под пунктом 25 сегодня не рассматривать, перенести его пока на неопределённый срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, 25-й вопрос предлагается не рассматривать, это второе чтение. А основания? В связи с чем? Александр Дмитриевич, есть понимание, почему необходимо это сделать? ЖУКОВ А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Комитет предлагает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает? Вы от имени комитета, Сергей Михайлович? От имени комитета. Боярскому включите микрофон. У нас основание должно быть. БОЯРСКИЙ С. М. Да, Вячеслав Викторович, это позиция комитета. Нужны дополнительные консультации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается ваше предложение.
Коллеги, 25-й вопрос мы сегодня не рассматриваем. Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. 26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Александра Викторовна Дронова. ДРОНОВА А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подготовлен во исполнение двух поручений Президента Российской Федерации - от 31 августа 2014 года и от 12 декабря 2019 года - о развитии отечественного производства лекарственных препаратов из плазмы крови человека. В настоящее время обращение донорской крови и её компонентов, в том числе и заготовка плазмы, регулируется Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ "О донорстве крови и её компонентов". Данный федеральный закон определяет равные основы регулирования для заготовки донорской крови и её компонентов, в том числе плазмы, как для целей клинического использования, так и для производства медицинских изделий и лекарственных средств, а также для научных целей. В Российской Федерации служба крови представляет собой систему органов и организаций, осуществляющих заготовку, хранение, клиническое использование донорской крови и её компонентов. По состоянию на 1 января 2022 года в Российской Федерации функционируют 86 организаций службы крови федерального подчинения и 85 станций переливания крови, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, осуществляющих заготовку донорской крови и её компонентов, в том числе плазмы. Общее количество доноров крови и её компонентов составляет в настоящий момент более 1 миллиона 200 тысяч человек. Заготовлено цельной донорской крови 1 миллион 900 тысяч литров, плазмы - более 700 тысяч литров, из которых около 200 тысяч литров было передано на производство лекарственных препаратов. Из плазмы могут быть произведены следующие лекарственные препараты: альбумин, иммуноглобулины, факторы свёртывания крови. Все эти лекарственные препараты, получаемые из плазмы крови, являются так называемыми жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующий Федеральный закон "О донорстве крови..." не предусматривает механизмов, позволяющих осуществлять передачу плазмы крови на производство лекарственных препаратов фармацевтическим компаниям, поскольку в настоящее время донорская кровь и её компоненты согласно Федеральному закону "О донорстве крови..." передаются только от государственных организаций здравоохранения, станций переливания крови государственным медицинским, научным и образовательным организациям. В настоящее время создание отечественного производства лекарственных препаратов из плазмы крови, позволяющего обеспечить потребности системы здравоохранения Российской Федерации в полном объёме, предстоит реализовать. Обеспеченность граждан Российской Федерации плазменными препаратами крови на данный момент составляет: в альбумине - всего 27 процентов, в иммуноглобулине - 17 процентов. Особенно стоит отметить, что потребность в факторах свёртывания крови, необходимых для лечения пациентов, например, с гемофилией, в данный момент обеспечивается государством исключительно за счёт импортных препаратов. Так, в 2022 году запланированный объём закупок на поставку факторов свёртывания крови составил практически 88 миллиардов рублей. Ежегодно на производство лекарственных препаратов передаётся около 200 тысяч литров плазмы крови, это, по сути, не востребованная для клинического использования плазма. Для того чтобы полностью удовлетворить потребности нашей системы здравоохранения в лекарственных препаратах из плазмы крови, необходимо перерабатывать около 1 миллиона 800 тысяч литров плазмы в год. В настоящее время удовлетворение потребностей системы здравоохранения в компонентах донорской крови для её клинического использования осуществляется в полном объёме, а плазма, из которой как раз могут быть произведены лекарственные препараты, которые я упомянула ранее, менее востребована. В целях недопущения утилизации заготовленных компонентов плазмы организации службы крови, обладающие достаточным донорским потенциалом, необходимым медицинским оборудованием и имеющие на хранении существенные объёмы плазмы, уже вынуждены искусственно сдерживать рост числа доноров. При таких обстоятельствах существует объективная возможность как для увеличения кратности донаций плазмы от действующих доноров, так и для привлечения новых доноров. Таким образом, в настоящее время отмечается, с одной стороны, острый дефицит отечественных плазменных препаратов - альбумина, иммуноглобулинов, факторов свёртывания крови, - а с другой стороны, имеется потенциал, чтобы увеличить объём плазмы, который может быть передан для производства как раз необходимых лекарственных препаратов. Однако указанная возможность в законе пока не реализована, поскольку не урегулирован механизм передачи плазмы от государственных организаций, которыми являются службы переливания крови, производителям лекарственных средств. Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "О донорстве крови..." и в Федеральный закон № 224-ФЗ "О государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации..." в целях как раз установления правовых основ передачи плазмы для производства лекарственных препаратов, а также предоставления возможностей для привлечения инвестиций в развитие государственной системы донорства крови и (или) её компонентов. Участие государственно-частного партнёрства в развитии и модернизации службы крови позволит обеспечить условия для увеличения объёмов заготовки донорской крови и её компонентов в целях развития отечественного производства лекарственных препаратов из плазмы крови. Также законопроектом переносится с 1 января 2023 года на 1 января 2026 года срок вступления в силу изменений, вносимых в статьи 32 и 65 Федерального закона № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и устанавливающих полномочия Минздрава России, связанные с приостановкой применения лекарственного препарата и отменой его государственной регистрации в случае непредставления держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата в Минздрав России документов, необходимых для проведения комиссией экспертного учреждения экспертизы регистрационного досье на лекарственный препарат в целях определения взаимозаменяемости лекарственного препарата для медицинского применения. Это делается для того, чтобы продлить тот период, тот срок, когда владельцы - держатели регистрационных удостоверений могут спокойно провести все клинические исследования, внести изменения в инструкции и зарегистрировать изменения относительно взаимозаменяемости лекарственного препарата. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. С содокладом выступает Дмитрий Анатольевич Хубезов. ХУБЕЗОВ Д. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Очень символично, что этот законопроект мы рассматриваем именно сегодня. Как уже говорилось, сегодня Национальный день донора. Мы его уже отметили, сдав утром кровь, и замечательная акция предложена нашей партией - помочь мирным жителям Донбасса, пострадавшим от обстрелов ВСУ. Призываю присоединиться всех, у кого нет противопоказаний для сдачи крови: сдавайте кров, поддерживайте наших людей, по сути дела. Тезисно об этом законопроекте. Разработан по указанию президента, имеет чётко выраженную антисанкционную направленность. Самая важная цель - это развитие нашей фармацевтической промышленности, с одной стороны, путём увеличения объёма заготовляемой плазмы, с другой стороны, путём привлечения инвестиций. Все важнейшие, основополагающие положения концепции настоящего законодательства сохранены: монополия государства на изготовление, хранение и транспортировку плазмы, запрет на вывоз за пределы нашей страны и сохранение баланса между клиническим использованием свежезамороженной плазмы и промышленным. Замечаний со стороны ГПУ президента нет. Комитет по охране здоровья рекомендует поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Скажите, вот данным законопроектом предусматривается возможность передачи как карантинизированной, так и некарантинизированной плазмы? О чём идёт речь? Раньше существовало правило: вот эту субстанцию ставили на 120 дней на предмет оценки рисков наличия вирусов. Что произошло такое, что мы отказываемся от этого правила, - технологии шагнули дальше или что-то другое? Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александра Викторовна. ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос. Вы уже дали ответ в вашем вопросе. Действительно, технологии шагнули дальше, теперь возможно передавать плазму, которая не 120 дней хранилась, лежала на карантинизации, а более короткий срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александра Викторовна, хочу у вас поинтересоваться по поводу возможного государственно-частного партнёрства в сфере донорства крови. Просьба обозначить, можно ли ждать вложений со стороны бизнеса? Если да, то интересно, есть ли оценка возможных масштабов этих инвестиций? И есть ли уже проекты, о которых, ну, хотя бы предварительно вели разговор, проговаривали и так далее? ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос, уважаемый Андрей Геннадьевич. Ну, начну с того, что ещё раз повторю: даже в поручении президента было заложено указание проработать возможность использования именно государственно-частного партнёрства. Действительно, за время разработки законопроекта у нас было довольно много обращений от различных фармпроизводителей, которые выразили желание стать такими инвесторами, то есть принять участие в будущих государственно-частных партнёрствах вместе, например, с субъектами Российской Федерации, со станциями переливания крови, для того чтобы инфраструктуру, которая используется для сбора, хранения, заготовки крови и её компонентов, должным образом модернизировать, расширить, далее уже эту инфраструктуру использовать, использовать полученные кровь и компоненты для производства. Я отметила в своём выступлении, что потенциально, чтобы обеспечить нужды системы здравоохранения Российской Федерации в препаратах из плазмы крови, необходимо заготавливать 1 миллион 800 тысяч литров плазмы крови в год. Если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, оптимально завод, вот одно производство перерабатывает в препараты крови от 300 тысяч до 600 тысяч литров плазмы в год. Соответственно, есть потенциал для того, чтобы тех инвесторов, которые обратились с инициативой вступить в государственно-частное партнёрство, привлекать, чтобы эти производства развивались и строились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемая Александра Викторовна, этот проект закона даёт вам дополнительные инструменты для развития службы крови и производства отечественных препаратов из плазмы крови. Сегодня из 17 препаратов, как выяснилось на заседании комитета, только два производятся в Российской Федерации. Так вот, в какие сроки и какие препараты, по данным министерства, будут производиться на территории Российской Федерации после принятия данного закона? Чтобы публично зафиксировать ваши планы. ДРОНОВА А. В. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. Ну, могу привести, например, такую статистику: по заявкам на лекарственные препараты по 14 так называемым высокозатратным нозологиям требуется изготовление более 100 препаратов из крови и её компонентов. В данный момент, наверное, требуется под эти препараты разработать технологии производства, далее мы уже сможем говорить о конкретных объёмах и периодах, сроках, в которые эти препараты могут быть произведены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемая Александра Викторовна, у меня уточняющий вопрос: скажите, пожалуйста, доноры плазмы будут знать, на какие цели в дальнейшем пойдёт их плазма? Ведь лекарственные средства, изготовленные на основе плазмы, будут использоваться в коммерческих целях - будет ли в связи с этим донорам установлена дополнительная материальная поддержка? ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос, Михаил Сергеевич. Нет, это как раз один из принципов заготовки крови и её компонентов: донор не знает, как затем используется кровь, которую он сдаёт. Это решение принимает та станция переливания крови, на которой происходит забор и дальнейшее хранение крови. В настоящее время этот принцип сохранён. Донорство является безвозмездным. При этом субъекты Российской Федерации вправе устанавливать определённые меры социальной поддержки донорам, которые являются донорами в конкретном субъекте. Кроме того, на федеральном уровне есть такая мера, как награждение знаком "Почётный донор России". При условии набора определённого количества донаций крови либо плазмы крови (ну, по крови это 40 донаций, по плазме - 60) присваивается данное звание, которое тоже предусматривает материальное поощрение ежегодное, регулярное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемая Александра Викторовна, да, конечно, законопроект предполагает обстоятельные изменения правового регулирования отношений, связанных с заготовкой плазмы крови и производством лекарственных препаратов на этой основе. Вы в своём выступлении, в докладе упомянули об определённой зависимости от импорта. Не могли бы вы всё-таки ещё раз сделать акцент на том, каков удельный вес отечественных препаратов в общем объёме данных лекарственных препаратов? И всё-таки скажите, какие перспективы - повторяю вопрос Алексея Владимировича Куринного, - в какой срок могут быть решены проблемы отечественного замещения? ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос. Факторы свёртывания крови все импортируются, то есть самостоятельно на территории Российской Федерации мы их не производим. Может быть, какое-то совершенно незначительное количество производят отдельные медицинские учреждения, при которых есть станции переливания крови, но большая часть импортируется. С точки зрения перспектив развития, как я уже обозначила, есть конкретные фармпроизводители, которые готовы вступить в государственно-частные партнёрства, чтобы развивать производство крови. Более того, есть концепция по развитию отечественного производства крови, подготовленная Федеральным медико-биологическим агентством, которая тоже предусматривает развитие данной отрасли. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемая Александра Викторовна, у меня уточняющий вопрос. Законопроектом исключены права уполномоченных органов местного самоуправления в сфере обращения донорской крови и её компонентов в связи с передачей этих полномочий от муниципалитетов субъектам. При этом в ФЭО мы видим, что реализация положений законопроекта не потребует дополнительных средств бюджетов Российской Федерации. Но ведь перераспределение полномочий - это всегда средства бюджета, в данном случае это расходы субъектов России. Можете пояснить, откуда регионы будут брать эти средства? А так, безусловно, законопроект поддерживаем. ДРОНОВА А. В. Спасибо за вопрос, уважаемая Яна Валерьевна. Поясню. Дело в том, что муниципальные органы в настоящий момент не занимаются заготовкой крови и её компонентов, они занимались этим до 2006 года. Поэтому мы просто приводим законодательное регулирование в соответствие с той ситуацией, которая сейчас существует. То есть не будет перераспределения с муниципального уровня на субъектовый. Те станции переливания крови, которые есть в субъектах, также продолжат за то финансирование, которое имеют, осуществлять свою деятельность по заготовке и хранению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Дмитрий Анатольевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. Три минуты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, поставьте от фракции. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, это действительно важный вопрос - вопрос, связанный с импортозамещением, вопрос, связанный с государственной безопасностью. Как уже было сказано и неоднократно подтверждено, сегодня Российская Федерация производит из плазмы крови всего два препарата из нескольких десятков, которые ей необходимы. Я не говорю, что всё необходимо делать именно на территории Российской Федерации, наверное, это сделать невозможно, но выделить сегодня критические точки, выделить критические препараты - это, на мой взгляд, задача Министерства здравоохранения. И ответы, полученные сегодня, что мы посмотрим, мы создадим условия, мы привлечём частного партнёра и там, может быть, когда-нибудь кто-то что-то сделает, - это, ну, совершенно не тот подход, который сегодня должен быть продемонстрирован в государстве. Это касается, кстати, не только здравоохранения. Если мы надеемся, что сейчас частный бизнес вдруг неожиданно возместит или закроет брешь, которая образовывалась несколько десятков лет в медицинской промышленности, то я очень сомневаюсь, что это произойдёт. Точно так же и соответствующий орган государственной власти, в данном случае Министерство здравоохранения, должен чётко ставить задачи и цели: вот мы, Министерство здравоохранения, внедряя этот механизм, в том числе предлагая принять сегодняшний законопроект, обещаем вам, что в течение года будут созданы и локализованы на территории Российской Федерации производства следующих лекарственных препаратов (раз, два, три, четыре, пять) из крови, а в течение следующего года, через год, - ещё нескольких лекарственных препаратов, после чего, естественно, мы достигнем того необходимого стратегического паритета, в котором Российская Федерация остро нуждается. Вот те ответы, которые мы сегодня услышали, несмотря на то что, безусловно, законопроект на какие-то вопросы отвечает, - это, к большому сожалению, не государственный подход, это не стратегический подход к решению важнейшей задачи - задачи импортозамещения в одной такой узкой отрасли, связанной в данном случае с лекарственными препаратами и с препаратами крови. Это первое. Ну и второе - это, ещё раз говорю, ответственность. Она должна наступать, потому что у каждой проблемы, у каждого решения есть фамилия, имя и отчество. Если мы опять в размазанном состоянии оставляем перспективы решения важнейшего государственного вопроса, значит, такой же точно будет и результат: не с кого спросить, нет никаких сроков, нет никаких конкретных препаратов, ну и, естественно, нет никаких конкретных решений. В первую голову государство здесь должно участвовать и руководить всем этим процессом, а не наблюдать со стороны, как всё само собой вдруг нормализуется. Этого не произойдёт. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Петров Александр Петрович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ПЕТРОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу обратить внимание, что данный проект разработан Правительством Российской Федерации. Это их огромная работа по сведению наконец-то бизнеса и государства. Переход от государственной программы к национальной системе - это совершенно иной подход: не только государство отвечает за жизнь и здоровье граждан, подключаются те, кто занимается и фармацевтической промышленностью. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" прежде всего гордится своим народом и теми людьми, которые сегодня отмечают свой праздник - Национальный день донора. Мы искренне их поздравляем! Они это делают безвозмездно, и мы практически единственная страна в мире, у которой такие низкие цены на препараты крови. Мы имеем одни из самых низких цен благодаря нашим сознательным гражданам, которые идут и сдают свою кровь. Мы их поздравляем, и звание "Почётный донор России" - это очень заслуженное звание для наших людей. Безусловно, этот проект закона - это яркий пример ответственности государства за жизнь и здоровье граждан, переход к новой программе правительства вместе с бизнесом, к национальной программе. Вот сегодня КПРФ говорит: где цифры, где числа и где ответственность?.. А мы что, уже закон приняли? Мы сегодня только дискутируем. Разве можно обвинять правительство в том, что у них нет сегодня готовой программы, если нет пока закона и не на что пока опираться? Какой бизнес придёт и принесёт нам программу, если закона нет? Подумайте! А бизнес, я знаю точно, хочет. Я вам точно могу назвать, кто сегодня в России практически впервые в мире занимается генно-инженерным альбумином человека, а это примерно половина заготовки крови, и её можно заменить генной инженерией. Я точно знаю, что сегодня академик Апазов и его команда занимаются подготовкой проекта по переработке крови и получению препаратов, - они ждут этот закон, они вложили уже несколько миллиардов рублей в строительство заводов в средней полосе России. Я могу продолжить эти примеры. Более того, я хочу сказать, что данный законопроект направлен прежде всего на увеличение заготовки крови, на упрощение процедур, чтобы мы наконец-то перестали испытывать дефицит этих препаратов, - то, что нам сегодня крайне необходимо. Более того, конечно, мы сегодня отстаём, да, мы не всё производим, но мы сегодня способны это произвести, мы технологически способны это сделать. Федеральное медико-биологическое агентство - это сегодня одна из самых развитых научных структур, позволяющих нам это сделать. Так им нужен закон, прежде чем это сделать! Более того, конечно, я вижу, что в данном законопроекте не учитываются препараты, которые мы называем биомедицинскими клеточными продуктами. Мы ко второму чтению обязательно это обсудим с правительством, потому что этот блок вопросов, к сожалению, сегодня пропущен. Я считаю, этот недостаток надо обсудить в процессе подготовки ко второму и третьему чтениям. Более того, детального обсуждения требуют вопросы экспорта лекарственных препаратов и биомедицинских клеточных продуктов полученных. Я вижу, что там подготовлены вопросы по двусторонним договорам или по постановлению правительства в гуманитарных целях, а у нас сегодня могут быть разные ситуации. Мы должны сделать его более гибким, позволяющим российской науке тоже развиваться в этом направлении. И ещё раз хочу сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уделяет огромное внимание вопросам доступности лекарственного обеспечения граждан, и мы будем и дальше работать. А фракции КПРФ я предлагаю взять одну из программ по крови, взять курирование одного из заводов, плечо подставить - и мы быстрее это сделаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полномочные представители президента, правительства? Докладчик будет выступать с заключительным словом? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 56 мин. 42 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Заседание № 116
О проекте федерального закона № 305068-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных" (в части уточнения порядка обработки персональных данных несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных". Докладывает Антон Вадимович Горелкин. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Федеральное законодательство требует от нас серьёзной работы, мы хорошо это знаем, дыры в законах существуют годами, и нам нужно над этим работать. Так получилось и с Федеральным законом "О персональных данных" 2006 года: 12 лет он регулирует обработку, передачу и хранение персональных данных всех граждан, кроме несовершеннолетних - этого наше законодательство не предусмотрело; при этом каждый день в школах и больницах, муниципалитетах и коммерческих компаниях, в общественных организациях и в Интернете принимают и обрабатывают персональные данные наших детей. Законодательный пробел вынуждает граждан и организации, по сути, нарушать закон. Хочу подчеркнуть: на сегодняшний день сбор персональных данных детей даже при согласии родителей происходит фактически в нарушение закона. Предлагаемый законопроект направлен на устранение этого пробела. Вот показательный пример - ситуация с мобильными телефонами. Правила оказания услуг телефонной связи, утверждённые правительством, обязывают оператора точно знать, кто пользуется услугой. Но если пользователь - несовершеннолетний, как это установить, как оператор может получить данные? На сегодняшний день никак. При этом наши дети всё больше пользуются мобильным Интернетом, с детского сада практически. Дать оператору возможность и право точно знать, кому он предоставляет услуги связи, - это первый шаг к защите прав подрастающего поколения, это важный шаг для продолжения, для дальнейшей разработки мер защиты наших детей, например от противоправного, опасного контента в Сети. Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, что законопроект разрабатывался в тесном взаимодействии с Минкомсвязью России, сейчас это министерство цифрового развития. Законопроект получил положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Все замечания юридического и технического характера будут учтены ко второму чтению, если вы, уважаемые коллеги, законопроект поддержите. Ещё раз подчеркну: я глубоко убеждён, что принятие законопроекта - это первый шаг к тому, чтобы сделать безопасным использование нашими детьми высоких технологий. Уважаемые коллеги, признать проблему, устранить её - этого от нас ждут наши избиратели. Как говорится, уважаемые коллеги, не упускайте возможности делать добро, и оно вернётся к вам добром. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Вадимович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Марина Алексеевна Мукабенова, заместитель председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи. МУКАБЕНОВА М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по информационной политике рассмотрел данный законопроект, и был высказан ряд замечаний, в которых мы указываем на необходимость согласования положений законопроекта и норм Гражданского и Трудового кодексов, в соответствии с которыми несовершеннолетние объявляются полностью дееспособными с 16-летнего возраста в случае заключения брака, работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью, а несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, не приобретшие полной дееспособности, заключают трудовые договоры с письменного согласия законных представителей. Такое же замечание отражено в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Помимо данных замечаний и предложений в заключении Правового управления Аппарата Госдумы указан ряд положений, которые необходимо привести в соответствие. Высказанные замечания и предложения могут быть учтены в процессе доработки законопроекта при подготовке ко второму чтению. В принципе на одном из заседаний нашего комитета авторам это было предложено, и, думаю, совместными усилиями и комитета, и экспертного сообщества мы ко второму чтению подготовим уже полноценный законопроект. Комитет предлагает палате принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Марина Алексеевна. Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 32 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.