Заседание № 176
08.07.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 304822-4 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2341 по 2493 из 6289
Пункт 20. О проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолия Ефимовича Сафонова. Пожалуйста. САФОНОВ А. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Хотел бы отметить три, может быть, основных положения протокола по этой конвенции. Первое из основных замечаний: протокол приводит в соответствие со всеми сегодняшними реальными международными разработками - и крупными, ооновского формата, и европейскими - устаревшую конвенцию 1977 года. И действительно, он касается очень важных вопросов, он как бы впитывает последние наработки в этой области. Второй важный момент - значительно расширяется список преступлений, которые не могут быть политическим препятствием для преследования тех или иных лиц. И для России это особенно важно, потому что та конвенция, 1977 года, была подготовлена в других политических условиях и, естественно, список вот этих лиц во многом тормозил сотрудничество. Наконец, ещё один важный момент. Есть оговорка, которая для нас тоже важна, - оговорка о том, что есть основания для отказа в выдаче: если речь идёт о вероятности применения смертной казни или пыток. Но эта норма для России тоже ненова. И ещё один момент процедурного характера. Он касается нашего реагирования, реагирования России на те или иные замечания, поправки и оговорки, которые могут возникнуть при подписании и ратификации. Всё остальное можно сформулировать таким образом: конвенция нам нужна, своевременна и отвечает интересам Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Ефимович. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по международным делам Игоря Вячеславовича Баринова. Пожалуйста. БАРИНОВ И. В. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, данный протокол поправок призван модернизировать устаревшую конвенцию Совета Европы, которая была принята в 1977 году. Протокол ратифицировали практически все страны Совета Европы, за исключением Монако и Чехии. Что касается данных поправок, я бы отметил, что одним из самых важных моментов является то, что они сужают возможность использовать вот эту политическую оговорку и препятствовать выдаче лиц, причастных к преступлениям, связанным с терроризмом. Таким образом, это ограничивает уже набившие нам оскомину двойные стандарты, когда Совет Европы считает одних террористами, а других партизанами, борцами за независимость. Кроме того, протокол расширяет круг участников: к конвенции могут присоединяться не только члены Совета Европы, но и государства, которые являются наблюдателями в Совете Европы. Устанавливается упрощённая процедура внесения поправок и оговорок, и определяется достаточно чёткий порядок арбитражного разбирательства в случае возникновения каких-то спорных моментов между государствами, подписавшими и ратифицировавшими данный протокол. После ратификации наша страна автоматически становится участником Конференции государств-участников против терроризма. Эта Конференция государств-участников против терроризма как раз и будет контролировать эффективность применения данной конвенции, осуществлять мониторинг изменений в законодательствах государств, подписавших и ратифицировавших эту конвенцию, и участвовать в разбирательстве каких-то спорных ситуаций, которые могут возникать между участниками данной конвенции. Комитет по международным делам считает, что данная конвенция соответствует всем международным нормам, отвечает интересам Российской Федерации, и рекомендует её ратифицировать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, Глотов Сергей Александрович. ГЛОТОВ С. А. Уважаемый Борис Вячеславович, я просто повторю те вопросы, которые пытался задать. Уважаемый Анатолий Ефимович, по статье 9 конвенции договаривающиеся государства могут заключать между собой двусторонние или многосторонние соглашения и дальше совершенствовать конвенцию. Приведите здесь конкретные примеры, скажите, с кем мы уже договорились, с кем собираемся договариваться и что мы собираемся вносить нового в конвенцию? Это очень важно. И, Игорь Вячеславович, всё-таки прокомментируйте оговорки, которые мы делаем при ратификации конвенции. Не осложнят ли они жизнь нам и международному сообществу? Ведь известно, что эти нормы содержат и европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, и другие документы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Ефимович. САФОНОВ А. Е. Что касается двустороннего сотрудничества со странами Европы, таких документов, безусловно, у России сегодня есть порядка пятнадцати - двадцати различных механизмов двустороннего сотрудничества как в виде заявлений, меморандумов, договоров, так и в виде работы двусторонних рабочих групп по новым вызовам и угрозам, речь идёт о сотрудничестве с Францией, Испанией, Англией, Германией, Италией. Кроме того, у нас есть, я повторяю, достаточно гибкий механизм широкого специального сотрудничества. И, отвечая на второй вопрос, скажу, какие акценты мы сегодня делаем в этом двустороннем сотрудничестве. Это прежде всего, конечно, всё, что касается превенции, предупреждения, терроризма в киберпространстве, всё, что касается формулировки "выдай или суди" и политического сотрудничества специальных служб и правоохранительных органов. И ещё один очень важный момент. Сегодня действительно многое делается государствами, заработал уже сегмент гражданского общества, потому что в Европе две рекомендации приняты: средствам массовой информации в борьбе против терроризма и средствам культуры против терроризма. Остаётся неохваченным участие бизнеса в борьбе против терроризма. И сегодня в формате председательствования в "восьмёрке" Россия выступила с инициативой о союзе государства и бизнеса, имея в виду прежде всего сотрудничество не только внутри России, но и международное сотрудничество, с тем чтобы выйти на подписание хартии по этому вопросу. Вот, если коротко, наши акценты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Игорь Вячеславович, ваш ответ. Включите микрофон по карточке Залиханова. БАРИНОВ И. В. Анатолий Ефимович в своём докладе частично ответил на ваши вопросы. Этих оговорок две. Одна говорит о том, что, несмотря на отказ того или иного государства, ратифицировавшего эту конвенцию, другому государству в выдаче человека, обвинённого в преступлениях, связанных с терроризмом, по чётко определённому перечню (то есть когда он может быть подвергнут пыткам, когда к нему может быть применена смертная казнь либо он может быть осуждён пожизненно без права условно-досрочного освобождения, без пересмотра приговора), необходимо всё-таки обеспечить неотвратимость наказания, то есть преступник должен в этом случае понести наказание в том государстве, которое отказывает в его выдаче. А вторая оговорка касается необходимости более оперативно реагировать на изменения, которые могут вноситься в эту конвенцию. И прерогативу принимать решение, принимать или не принимать те или иные поправки, те или иные оговорки в данную конвенцию мы отдаём Президенту Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли ещё вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим данный проект федерального закона на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3429 по 3446 из 6289
Пункт 20. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 17 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7% Результат: принято Принято.