Заседание № 153
О проекте федерального закона № 304318-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части согласования с органами прокуратуры плана проведения выездных проверок хозяйствующих субъектов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 3, "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Владимир Александрович Головнёв докладывает. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" был принят во втором чтении 26 марта 2010 года. Данный законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. С учётом изложенного Комитет по экономической политике и предпринимательству просит поддержать данный законопроект в третьем чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть предложения от фракции выступить по мотивам голосования? Нет. А, есть, депутат Селезнёв. Депутат Селезнёв от фракции, да?
Депутат Селезнёв по мотивам от фракции по пункту 3. Пожалуйста. СЕЛЕЗНЁВ В. С., фракция ЛДПР. Спасибо. Уважаемые коллеги, сразу хочу сказать, что ЛДПР будет голосовать за данный законопроект. 7 апреля Президент Российской Федерации подписал федеральный закон, в соответствии с которым заключение под стражу лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении экономических преступлений, допускается только в исключительных случаях. Назначен новый руководитель Федеральной налоговой службы Мишустин, получивший чёткую установку на то, чтобы перестать кошмарить бизнес и способствовать его развитию. Мы выражаем надежду на то, что лёд тронулся и что действительно наш бизнес оставят в покое. Давайте поговорим сейчас о том, что мы имеем на сегодняшний момент. Только за первые три месяца 2010 года чистый отток капитала из России достиг 13 миллиардов долларов. Бизнесу в стране по факту приходится всё хуже и хуже. Люди боятся открывать своё дело, кредит взять невозможно, получение в органах власти разного рода согласований затягивается на месяцы и годы. Любой вопрос - регистрация юридического лица, отвод земельного участка, экспертиза документов - только за взятки. Самое страшное - дикие, нереальные наезды, которые идут по всем линиям, неограниченное количество проверок контролирующими органами. Так называемые встречные проверки налоговиков, заказные наезды по линии Ростехнадзора, федеральной службы наркоконтроля, других ведомств стали притчей во языцех. Налоговая просто чудеса творит: в прошлом году прибыль в компаниях упала, многие предприятия понесли убытки - кризис, а собираемость НДС в это же время возросла. Представители бизнес-сообщества говорят буквально о налоговом терроре. Но самое страшное для предпринимателя не проверки, самое страшное - это угроза ареста. Арест превратился в тиражируемую по всей стране схему давления на малый и средний бизнес, можно посадить любого. Наезды ведутся с уровня лейтенанта, разговор начинается с сотен тысяч долларов. Если не заплатил, спасения никакого нет, при отказе людей сразу бросают в СИЗО, и объяснение одно при этом: бизнесмен не должен оказывать давление на следствие. А после ареста практически неминуемо разорение бизнеса, потому что управлять бизнесом из нашей системы исполнения наказаний, когда изъяты документы, невозможно, падает деловая репутация, нельзя получить кредит в банке. Если же бизнесмена признали после этого невиновным, то практически невозможно вернуть бизнес и убытки никто не возместит и не извинится. ЛДПР считает, что это первые шаги, которые надо распространить абсолютно на все виды проверок, и при этом в экстренном порядке. Голосуем за. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 3 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 351 чел.78,0% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 151
О проекте федерального закона № 304318-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части согласования с органами прокуратуры плана проведения выездных проверок хозяйствующих субъектов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам второго чтения. Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Владимир Александрович Головнёв от комитета докладывает. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" направлен на дополнительное совершенствование системы организации государственного контроля и муниципального контроля, а также на последовательное снижение административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности. Я хотел бы вам напомнить, что идея законопроекта заключается в том, что любые выездные внеплановые проверки в целом всего бизнеса, не только предприятий малого и среднего, осуществляются только при наличии разрешения прокуратуры. Такая практика за 2009 год показала положительную динамику. Из тридцати тысяч запросов, которые были даны в органы прокуратуры, примерно половина получила положительное решение. Поэтому мы считаем, что данный законопроект очень важен, особенно в посткризисное время. Многие предприятия ещё не вышли из такой непростой стадии. Просил бы поддержать данный законопроект. Всего поступило две поправки. Они носят исключительно технический характер и также рекомендуются комитетом к принятию. Прошу перейти к рассмотрению... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть две поправки, поддержанные комитетом, никто не настаивает на их обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 1. Голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 51 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принято. Ставлю на голосование обсуждаемый законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Можете присаживаться, Владимир Александрович. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 20 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 142
О проекте федерального закона № 304318-5 "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части согласования с органами прокуратуры плана проведения выездных проверок хозяйствующих субъектов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Докладывает Владимир Александрович Головнёв, первый заместитель председателя Комитета по экономической политике и предпринимательству. ГОЛОВНЁВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на последовательное снижение административных барьеров в сфере предпринимательской деятельности и предусматривает согласование проведения выездных внеплановых проверок органами государственного контроля с органами прокуратуры. Эта норма распространяется на все хозяйствующие субъекты без исключения. Я хотел бы напомнить, что в конце 2008 года мы с вами приняли закон, который касается предприятий малого и среднего бизнеса. Что такое предприятия малого и среднего бизнеса? Малый бизнес - это численность до ста человек, средний - до двухсот пятидесяти. Данный закон вступил в силу с 1 июля 2009 года и показал достаточно высокую эффективность. По оценкам профильного министерства - Министерства экономического развития и бизнес-объединений, таких как "Деловая Россия", "ОПОРА России", РСПП, многих других организаций, количество проверок сократилось. Но что мы получили? Мы получили то, что большая, не побоюсь этого слова, армада проверяющих стала очень-очень пристальное внимание обращать на предприятия с численностью больше двухсот пятидесяти человек. Это чаще всего реальный производственный бизнес. Общаясь со многими нашими коллегами я выяснил, что на тех предприятиях, которые они возглавляли до прихода в Государственную Думу, количество проверок зачастую увеличивалось в разы. Поэтому предлагается нормы данного законопроекта обратить на весь бизнес в целом, независимо от того, сколько человек работает на предприятии. Если принимается решение о внеплановой выездной проверке, то данное решение должно быть согласовано с органами прокуратуры. Принятие законопроекта позволит сократить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность и повысить эффективность защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона на своём заседании и рекомендует Думе принять его в первом чтении. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хороший закон. Есть ли вопросы? Есть. Плетнёва, Рохмистров. Никого не упустил? Два вопроса. Пожалуйста, Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Владимир Александрович, вот закон этот ещё не принят, а уже очень много идёт жалоб на то, что именно прокурорские проверки стали ещё жёстче и проводятся ещё чаще, чем было раньше. Вот вы говорите, что этот законопроект приведёт к тому, что контроль, наоборот, будет проводиться не так часто и предприниматели будут знать об этом. Скажите, пожалуйста вот какие у вас основания так заявлять? Предприниматели говорят совсем обратное. ГОЛОВНЁВ В. А. Тамара Васильевна, здесь идёт разговор не о прокурорских проверках (прокурорские проверки - это часть проверок), а в целом обо всех проверках. Вот у меня есть цифры по результатам первых трёх месяцев. В органы прокуратуры поступило порядка двадцати семи тысяч заявок на проведение проверок, больше чем по половине прокуратура дала отрицательный ответ. Поэтому я бы с вами здесь не согласился. И тезис о том, что бизнес-сообщество говорит иначе - это тоже не так. Я общался и с руководителем "ОПОРЫ России", и с руководителями "Деловой России" и РСПП: по малым предприятиям ситуация стала лучше, но, к сожалению, повторю, вот этот весь прессинг пошёл на предприятия с численностью больше двухсот пятидесяти человек. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос. Вот хороший закон, хорошая трактовка, но, к сожалению, общаясь по поводу ранее принятого законопроекта, я услышал такие мнения, что, например, на налоговую службу законопроект не распространяется и в результате... Вот я просмотрел материалы по ряду проверок, которые проводила налоговая, - мороз по коже идёт, честно говоря! Они позволяют себе годами держать предприятие в напряжении, назначая проверки, перепроверки, мол, нам ваши законы по одному месту, вызывая людей на допросы, вешая на них задолженность других предприятий, и, честно говоря, чуть ли не тормозят работу предприятий. Уже это привело к реальным проблемам. И может быть, в этом законопроекте мы пропишем отдельно, в каких рамках налоговая служба может проводить эти свои проверки? Потому что вот то, что сегодня идёт именно по среднему бизнесу... (Микрофон отключён.) ГОЛОВНЁВ В. А. Максим Станиславович, я думаю, что у нас с вами есть возможность при доработке ко второму чтению все ваши замечания как-то учесть, касаемые как прокуратуры, как в предыдущем вопросе, так и налоговой инспекции. У нас есть целый месяц для того, чтобы доработать данный законопроект. Что касается непосредственно налоговой инспекции, вы абсолютно правы. На сегодняшний день налоговая инспекция зачастую творит такие вещи, которые не поддаются логическому объяснению. Но повторю: это часто происходит на тех реальных производственных предприятиях, где есть цеха, производственные мощности, где количество людей не как на малом предприятии - три, пять, десять, пятнадцать и где зачастую, применяя те или иные способы оптимизации, можно уйти от многих вещей. Поэтому, наоборот, я считаю, что мы должны поддержать данный законопроект и ко второму чтению какие-то нюансы учесть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше нет вопросов. Присаживайтесь. Настаивает ли кто-то на выступлении? Настаивают Рохмистров, Железняк, Дмитриева. По полному Регламенту - десять минут? Есть предложение: до пяти минут от фракции выступать. Ставлю на голосование предложение, прозвучавшее из зала, о том, чтобы выступать в течение пяти минут. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 18 мин. 48 сек.) Проголосовало за 314 чел.98,7% Проголосовало против 4 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 318 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Рохмистров, пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Можно было бы не заставлять людей бегать нажимать кнопки, мы и так хороший законопроект всегда долго не мусолим. Хороший законопроект. Очень рад, что наконец-то у нас и в "ЕДИНОЙ РОССИИ" озадачились теми проблемами, которые сложились в реальном секторе экономики, и есть понимание, что надо какую-то уздечку чиновникам от налоговой службы накинуть, потому что, к сожалению, проезжая по регионам, где средний бизнес реально работает и даёт рабочие места, видим, что сегодня налоговая инспекция их просто убивает, в реальном смысле, посмотрите статистику. У меня вот лежит справка о том, сколько и какие предприятия Федеральная налоговая служба выставляет на банкротство, и справочка, что более 80 процентов предприятий банкротится по инициативе налоговой службы и более 50 процентов предприятий банкротится в результате проверок, которые длились более года. Мало того, это налоговая задолженность не самих предприятий, а возложенная на них налоговая задолженность по их поставщикам, поставщикам их поставщиков и так далее, и так далее с непонятной формулировкой, что директор предприятия не проявил должной осмотрительности. Что такое "проявил должную или недолжную осмотрительность", я, к сожалению, разъяснений ни у кого так и не получил, только удивлённые такие вот высказывания: наверное, есть такое, может быть, не совсем хорошее, но вот как бы есть. Сегодня более половины безработных мы с вами получаем в результате налоговых проверок. Поэтому я думаю, что законопроект надо принимать в ускоренном режиме, потому что те предприятия, которые ещё не подверглись вот этому прессингу со стороны Федеральной налоговой службы, надо каким-то образом спасать, потому что государственные расходы в части содержания и трудоустройства безработных, ну, наверное, всё-таки больше, чем то, что налоговая служба получит в результате продажи опять же непонятно каким образом имущества этих предприятий, потому что там выстраивается очередь и в итоге мы получаем не только проблемы с бюджетом, но ещё и социальную напряжённость, которую, наверное, уже дальше напрягать некуда. Поэтому фракция ЛДПР поддержит настоящий законопроект и будет настаивать на том, чтобы во втором чтении как можно шире его распространить, с тем чтобы освободить предприятия хотя бы на какое-то время, пускай на срочный период, от поползновений чиновников понавешать собственные проблемы и собственное нежелание работать на тех, кто ещё как-то работает и как-то выплачивает зарплату людям, в том числе и платит в бюджет. Фракция ЛДПР поддерживает настоящий законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Дмитриева и Железняк, кто готов? Оксана Генриховна, пожалуйста, с места. ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, у нас нет такого единодушного мнения по данному законопроекту, фракция будет голосовать свободно, потому что мы считали, что ограничение контрольных проверок для субъектов малого и среднего бизнеса - это повышение их конкурентоспособности по отношению к крупному и крупнейшему бизнесу, поскольку у них нет ни юридических возможностей для защиты, ни служб соответствующих, которые могут взаимодействовать с многочисленными контрольными органами. Почему же распространяются на все остальные, крупные и крупнейшие организации, по которым вполне возможны и необходимы проверки, те условия, которые были созданы избирательно, специально для малого и среднего бизнеса, и тем самым сводится на нет это небольшое конкурентное преимущество малого бизнеса, нам не совсем понятно. Поэтому мы здесь приняли решение о свободном голосовании, и большинство нашей фракции данный законопроект не будет поддерживать, потому что мы считаем, что ограничение контрольных проверок - это возможность специально повысить конкурентоспособность малого и среднего бизнеса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, Железняк. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мне кажется, одна из целей законодательства состоит как раз в том, чтобы повышать конкурентоспособность всего российского бизнеса вне зависимости от его размера либо направления деятельности. И в данной связи появление этого законопроекта, по моему мнению, с юридической точки зрения абсолютно технического, а с точки зрения здравого смысла очень логичного, очень своевременно, потому что сейчас, в условиях кризиса, всякие проверки и поборы, которые происходят, не способствуют осуществлению нормальной предпринимательской деятельности. Более того, если мы запретили брать, по сути, маленькие взятки с малого бизнеса, то точно так же надо запретить брать крупные взятки с крупного бизнеса. Если данные изменения в законодательство сейчас будут приняты, то это в целом понизит административные барьеры, которые существуют. Более того, коллега Рохмистров сказал только о налоговых органах, а ведь кроме этого ещё есть целый ряд органов, которые могут осуществлять контроль и надзор. И в целом получается, что компании проходят проверки практически еженедельно. Нам этот законопроект кажется очень своевременным, и мы будем его поддерживать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают на выступлениях. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Голосуйте, коллеги. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 37 сек.) Проголосовало за 347 чел.77,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел.22,9% Результат: принято Принято.