Заседание № 166
О проекте федерального закона № 304313-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения структуры законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к пункту 7. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" докладывает депутат Государственной Думы Владимир Павлович Таскаев. ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, сегодня структура органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации в основном однопалатная, но имеются и двухпалатные парламенты. В настоящее время из восьмидесяти трёх субъектов Российской Федерации только в двух законодательных (представительных) органах имеются две палаты. Великий Хурал Республики Тыва состоит из Палаты представителей и Законодательной палаты, и Законодательное Собрание Свердловской области включает в себя Областную Думу и Палату Представителей. Уже отказались от двухпалатной структуры парламентов Республика Башкортостан, Карелия, Кабардино-Балкария, Якутия, Адыгея, Чеченская Республика. В Республике Тыва проведён референдум о реформировании парламента. В Свердловской области новым губернатором Мишариным создана комиссия по внесению изменений в устав области. Но депутаты Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области сами себя распускать не хотят и не будут. В 90-х годах губернатором Свердловской области Росселем двухпалатная система Свердловской области создавалась для независимой Уральской республики, печатались уральские франки, и всё это вело к нарушению целостности России и подрыву конституционного строя, но вовремя было пресечено сверху. Время показало, что существование двух палат бессмысленно, так как подрывается авторитет власти, и экономически это не выгодно Свердловской области. Ежегодно на Палату Представителей тратится 100 миллионов рублей плюс затраты на проведение выборной кампании. В Свердловской области Палата Представителей формируется из двадцати одного представителя территорий, а это крупный бизнес, и они не отстаивают интересы населения, а занимаются своими делами и расширением бизнеса. Сторонники двухпалатного парламента основным его преимуществом считают наличие представителей народа от территорий в законодательных органах субъектов. Но в настоящее время в крупных субъектах партией большинства приняты изменения в избирательное законодательство, согласно которым субъекты поделены на избирательные округа по пропорциональной системе партийных списков, и это позволяет сформировать однопалатный парламент по партийной принадлежности с представителями от территорий. Фракция ЛДПР предлагала и сейчас предлагает отказаться от двухпалатного парламента как на региональном, так и на федеральном уровне. Государственная Дума сегодня вполне справляется с разработкой и принятием федеральных законов, и дублирующие функции Совета Федерации не нужны, тем более в палатах представительных (законодательных) собраний. Правительство Российской Федерации, Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике не поддержали предлагаемый законопроект, ссылаясь на возможность самостоятельного принятия решения субъектами Федерации. Тогда почему Президент Российской Федерации внёс законопроект об упорядочении количества депутатов и унификации названий региональных парламентов и мы все это дружно поддержали? Что, субъекты не могли сами это решить? Не хотят региональные депутаты ущемлять себя в правах и заниматься самобичеванием, и это нужно сделать только из центра. Законопроектом вносятся изменения в федеральный закон № 184-ФЗ, федеральный закон № 113-ФЗ, федеральный закон № 67-ФЗ, в соответствии с которыми остаётся только однопалатный законодательный орган в субъектах Российской Федерации. Тем самым мы с вами повысим качество работы в законодательном органе в регионах. Кроме этого, устраним противоречия регионального законодательства по отношению к федеральному закону № 184-ФЗ, согласно которому решение в законодательном органе в субъектах Федерации принимается большинством голосов от числа избранных депутатов всего депутатского корпуса области. В двухпалатном парламенте законы принимаются одной постоянно работающей палатой, а представители территорий палаты представителей не участвуют в процессе принятия регионального законодательства и только впоследствии дублируют и утверждают, и это нарушает их права и противоречит федеральному закону. Мне непонятна отрицательная позиция Правительства Российской Федерации, комитета Государственной Думы и депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" по внесённому законопроекту, ведь Президент Российской Федерации в своём послании Федеральному Собранию призвал к упрощению структур региональных парламентов, в январе 2010 года председатель Высшего совета, Председатель Государственной Думы Грызлов и ряд других депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" поддержали инициативу ЛДПР по одномандатным парламентам в регионах. Уважаемые коллеги, прошу отбросить политические амбиции, поддержать фракцию ЛДПР и меня как автора и проголосовать за данный законопроект. Тем самым мы упростим процедуру ликвидации двухпалатной системы в Свердловской области, а в дальнейшем обратимся к вопросу об экономической и политической целесообразности существования Совета Федерации - ну, фактически клуба опальных губернаторов, мэров и олигархов - и всё-таки перейдём к однопалатному федеральному парламенту в Российской Федерации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по делам Федерации и региональной политике Павла Владимировича Семёнова. На рабочем месте, пожалуйста, включите микрофон. СЕМЁНОВ П. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемый Владимир Павлович, уважаемые коллеги! Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Необходимо отметить, что в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что структура законодательного (представительного) органа госвласти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Указанные нормы уже позволяют каждому субъекту Российской Федерации самостоятельно решать вопросы о том, какой законодательный (представительный) орган государственной власти - однопалатный или двухпалатный - будет образован в данном субъекте Российской Федерации. Кроме того, следует обратить внимание на то, что названные положения действующего федерального закона согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 10 июня 1998 года № 17-П. В нём указано, что субъект Российской Федерации вправе "самостоятельно устанавливать собственную систему органов государственной власти и территориального устройства... с учётом особенностей государственно-территориальной организации публичной власти в конкретном субъекте Российской Федерации, в том числе путём создания двухпалатной структуры законодательных (представительных) органов". Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект, комитет-соисполнитель не поддерживает. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике предлагает Государственной Думе отклонить рассматриваемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да, есть вопросы: Останина, Иванов, Лебедев, Шеин - всё, подводим черту. Депутат Останина. ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Владимиру Павловичу Таскаеву. Владимир Павлович, так же как и вы, причину низкоэффективной деятельности региональных парламентов мы видим не столько в их двухпалатной структуре, сколько в том, что это, как вы их назвали, парламенты технического большинства, основной принцип работы которых состоит не в защите интересов избирателей, а в выполнении воли главы исполнительной власти, которая, по сути дела, срослась с бизнесом. Но структура этих парламентов - это всё-таки полномочие регионов, и с этим трудно не согласиться. А как вы отнесётесь к тому, чтобы экстраполировать этот закон на федеральную власть и вот этот политический тромб, который существует между Государственной Думой и президентом в виде Совета Федерации, устранить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Павлович несколько раз в своём выступлении говорил, что он сторонник этой точки зрения. Ну, пожалуйста, ещё раз, Владимир Павлович Таскаев. ТАСКАЕВ В. П. Нина Александровна, я полностью с вами согласен, я об этом уже говорил и ещё раз скажу, что в Российской Федерации нам вполне хватит однопалатного парламента, потому что Совет Федерации сегодня - это клуб по интересам: губернаторы опальные, мэры, олигархи, пять миллиардеров находится в Совете Федерации! Нужно ли столько представителей от территорий? У нас что, сегодня территории представлены одними миллиардерами? Поэтому позиция партии ЛДПР и нашей фракции такова, что даже если Совет Федерации сегодня необходим, если президент так считает, то давайте хотя бы перейдём к другому принципу формирования Совета Федерации, я в своём выступлении об этом сказал. Спасибо вам за вопрос. Я думаю, что мы вместе с вами, все оппозиционные партии, должны заняться этим вопросом, и, скорее всего, мы вместе убедим руководство нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Павлович, содокладчик в своём выступлении, ну, и в принципе это прописано в законодательстве, упомянул, что установление структуры - это всё-таки полномочие и прерогатива субъекта, основанная на исторических и прочих традициях. Поскольку вы из Свердловской области, из Екатеринбурга, скажите, а какие существовали исторические предпосылки для создания в Свердловской области вот такого парламента - двухпалатного, почему именно франки собирались вводить? Это что, последствия областничества, или отголоски ельцинского принципа "берите суверенитета сколько хотите", или, может быть, Урал вообще хочет отделиться - стать самостоятельным государством? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Павлович, прошу в минуту уложиться с ответом, потому что у нас время истекает, иначе придётся вам отвечать после перерыва. ТАСКАЕВ В. П. Сергей Владимирович, я об этом уже тоже коротко сказал в своём выступлении: да, действительно, в 90-х складывалась такая ситуация в Российской Федерации, когда некоторые территории, некоторые регионы, в том числе и на Урале - Свердловская область, решили сыграть в свою игру, тем самым подрывая конституционное устройство Российской Федерации. Да, действительно был такой период - и об этом есть историческая справка, - когда группа людей пыталась создать Уральскую республику, то есть были напечатаны деньги - франки уральские, была предложена отдельная государственная структура и тому подобное, но это было пресечено, я об этом сказал. Поэтому я полностью за то, чтобы сохранялась целостность Российской Федерации, я за то, чтобы была управляемость в регионах. Вот эта двухпалатная система, которая существует сегодня, создавалась именно под эту Уральскую республику. Она совершенно не нужна, это лишняя трата денег, лишний повод подразнить народ вот этими депутатами, которые ничего не делают. Палаты представителей субъектов и Совет Федерации сегодня практически не занимаются работой, а занимаются только обеспечением своих интересов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Уважаемые депутаты, продолжаем рассматривать пункт 7 порядка работы Государственной Думы. У нас ещё два выступления депутатов. Слово для выступления предоставляется Лебедеву Игорю Владимировичу. Нет Лебедева Игоря Владимировича. Слово для выступления предоставляется Шеину Олегу Васильевичу. Его тоже нет. Полномочные представители президента и правительства также не желают выступить. Есть ли необходимость выступить докладчику и содокладчику с заключительным словом? Включите, пожалуйста, микрофон Таскаеву Владимиру Павловичу для заключительного слова. ТАСКАЕВ В. П. Уважаемые коллеги, жалко, конечно, что рассмотрение пункта 7 мы разорвали по времени, потому что вопрос достаточно важный. Ещё раз хочу напомнить и попросить депутатов от "ЕДИНОЙ РОССИИ" всё-таки поддержать этот законопроект, потому что в Свердловской области в ближайшее время может возникнуть определённый конфликт именно в связи с внесением изменений в Устав Свердловской области, касающихся, во-первых, прекращения ротации, которая там существовала много лет, а во-вторых (по предложению губернатора Мишарина, который выдвинут "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ"), сокращения количества палат. Я знаю, что верхняя палата Законодательного Собрания Свердловской области сегодня не поддерживает это решение губернатора, и если мы с вами здесь, на федеральном уровне, не поможем, то конфликт может зайти далеко. Поэтому, уважаемые коллеги, ещё раз убеждаю вас проголосовать за данный законопроект, и он принесёт определённую помощь Свердловской области. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Павлович. Есть ли необходимость выступить с заключительным словом Семёнову Павлу Владимировичу? Нет необходимости. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 59 сек.) Проголосовало за 44 чел.9,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 48 чел. Не голосовало 402 чел.89,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 165
О проекте федерального закона № 304313-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в части уточнения структуры законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ТАСКАЕВ В. П., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, прошу вопрос под номером 28 в связи с большой загруженностью повестки перенести на следующее заседание.
Таскаев Владимир Павлович как автор просит перенести пункт 28 на следующее заседание. Нет возражений? Нет. Принимаем это решение.