Заседание № 145
О проекте федерального закона № 304073-6 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (в части установления дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций; принят в первом чтении 9 октября 2013 года с наименованием "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу абзацев третьего - седьмого подпункта "ж" пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Второе чтение. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом к рассмотрению во втором чтении. Поступило две поправки юридико-технического характера, решением комитета они были рекомендованы к принятию и определены в таблицу № 1. Просьба проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 12 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Таблица принимается. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Законопроект готов к принятию в третьем чтении, поэтому просьба: сегодня в случае принятия его во втором чтении проголосовать и в третьем чтении тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 28 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел.15,3 % Результат: принято Принят во втором чтении. Предлагалось проголосовать и в третьем чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 54 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 118
О проекте федерального закона № 304073-6 "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу абзацев третьего - седьмого подпункта "ж" пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" (в части установления дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
2-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу абзацев третьего - седьмого подпункта "ж" пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента". Первое чтение. Докладывает Юрий Сергеевич Любимов. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно, у нашего законопроекта такое длинное название, что я успел спокойно выйти к трибуне. Но представляемый вашему вниманию проект федерального закона на самом деле имеет довольно простое содержание, хотя у него такое длинное название, - он вносит изменения, направленные на установление дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 статьи 32 закона "О некоммерческих организациях" федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере регистрации НКО, и его территориальным органам, то есть Минюсту, предоставлены полномочия по проведению проверок некоммерческих организаций. Эти проверки проводятся в соответствии с законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", но с учётом особенностей, которые установлены Федеральным законом "О некоммерческих организациях". Такой особенностью является перечень оснований для проведения внеплановых проверок. При этом общие для всех юридических лиц основания проведения внеплановых проверок, предусмотренные статьёй 10 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", в отношении НКО в настоящий момент применяться не могут в силу установленного этим законом, а именно подпунктом 24 пункта 4 статьи 1, приоритета норм статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", ибо закон об НКО в этой части выдавливает норму закона "О защите прав юридических лиц...". Так, внеплановые проверки некоммерческих организаций сегодня могут быть проведены по единственному основанию: в случае поступления в уполномоченный орган представления избирательной комиссии в связи с проверкой соблюдения порядка финансирования политических партий. Это единственное основание, хотел бы подчеркнуть. Более широкий перечень оснований проведения внеплановых проверок установлен для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, но этот перечень в силу объективных причин не может быть распространён на НКО, не осуществляющие политическую деятельность при наличии иностранного финансирования. Для статистики: в 2012 году Минюстом было проверено 6 тысяч 497 некоммерческих организаций (3 процента примерно) из почти что 220 тысяч зарегистрированных организаций, и только 3 процента из этих проверок были проведены во внеплановом порядке. В первом полугодии 2013 года проведено 3 тысячи 63 проверки, из которых 83 проверки, то есть 2,5 процента, проведено во внеплановом порядке. Этот показатель обусловлен проведением выборов Президента Российской Федерации, подготовкой к единому дню голосования, а в межвыборный период, понятно, процент всех внеплановых проверок будет существенно ниже. В отличие от органов, осуществляющих контроль за деятельностью иных юридических лиц, органы юстиции лишены возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора в этой сфере. Предлагаемые законопроектом основания для внеплановых проверок соответствуют общим основаниям, указанным в статье 10 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...", что позволит обеспечить соблюдение принципа равенства при одновременном повышении эффективности контроля за деятельностью некоммерческих организаций. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел указанный законопроект. Концептуально мы его поддерживаем, некоторые технические и юридические замечания будут учтены при подготовке ко второму чтению. Для понимания скажу следующее. У нас сегодня коммерческие организации проверяются и планово, и внепланово, этот вопрос законодательно урегулирован в полном объёме. Что касается некоммерческих организаций, есть только одно основание для внеплановой проверки, поэтому для гармонизации законодательства предлагается расширить перечень таких оснований и внести соответствующие изменения в закон "О некоммерческих организациях". Обращаю внимание, что этот вопрос не касается прокурорских проверок (об этом недавно говорили все средства массовой информации), это вопрос совершенно отдельный. Этот законопроект касается именно организаций, государственных организаций, которые регистрируют некоммерческие организации. Комитет рассмотрел законопроект, концептуально его поддерживает. Просим Государственную Думу поддержать его в первом чтении с учётом позиции комитета, связанной с тем, что не надо нам будоражить некоммерческий сектор, но и некоммерческому сектору необходимо работать исключительно в рамках правового поля. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие будут вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ. У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Жалоб очень много от коммерческих и некоммерческих организаций на проверки, говорят, что не дают работать, взяток много приходится давать. Я пытался найти цифру, сколько же организаций могут проверять одну коммерческую или некоммерческую организацию, и видел цифру "43", видел цифру "50", то есть цифры разные. Сколько организаций могут проверять коммерческую или некоммерческую структуру, сколько на одну навалится? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо, уважаемый Владимир Николаевич, за ваш вопрос. Поскольку я в министерстве курирую как раз блок экономического законодательства, так сказать, по своей основной специальности, то нередко с этой проблемой сталкиваюсь. И я вот здесь могу за себя сказать честно: я во всех документах последовательно провожу принцип максимального сокращения вот этого регуляторного влияния на бизнес, и по целому ряду достаточно серьёзных законопроектов именно нам, Министерству юстиции, удалось добиться сокращения или отмены такого регуляторного влияния. Я затрудняюсь сказать, сколько точно, я думаю, такая статистика должна быть в Министерстве экономического развития, которое проводит соответствующие процедуры, но думаю, что в зависимости от вида деятельности действительно количество проверок может до нескольких десятков доходить. Здесь ситуация немножко другая, потому что НКО всё-таки в меньшей степени подвержены вот этому регуляторному влиянию, и как раз по основанию, касающемуся именно их деятельности в качестве НКО, сегодня у органов юстиции руки связаны. То есть мы можем только в выборный период это делать, можем это делать по очень ограниченным основаниям. Ну, по факту это приведёт, например, к тому, что там, где мы не выходим вовремя на такую проверку, выходит прокуратура, у которой основания гораздо шире. Но я не думаю, что этот закон реально приведёт к какому-то серьёзному росту регуляторного давления на НКО. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Павлович Кузин. КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Сергеевич, у меня к вам вопрос, даже два коротких вопроса, если можно. Вот существует ли разница в назначении внеплановой проверки некоммерческих организаций, которые являются иностранными агентами и осуществляют политическую деятельность, и тех, которые не осуществляют политическую деятельность? Расширяется ли перечень оснований для внеплановой проверки для всех некоммерческих организаций? И ещё. Вы в своём выступлении сказали и в тексте законопроекта, собственно, написано, что проводится проверка тех НКО, в отношении которых имеются сведения. Что значит эта фраза про сведения и кто эти сведения подаёт в надзорные органы? ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое вам за ваши вопросы. В отношении иностранных агентов у нас перечень оснований этим законопроектом не расширяется, в отношении всех других НКО понятно, что вместо одного основания становится несколько. Это по первой части вопроса. По второй. Значит, вот когда имеются сведения, позволяющие предполагать наличие тех оснований, о которых вы сказали, то в отношении государственных органов это может быть информация, которая ими представлена, в отношении граждан и других заявителей, которые могут инициировать такую проверку, эта информация задокументированная, то есть там разный порядок, и для государственных органов он проще по основаниям - это может быть простая информация. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. У нас сегодня очень тихо всё идёт, так тихо, что, даже когда представитель одной партии оскорбил руководителя другой партии, никто ничего не заметил! Если бы кто-то сказал, что лидер ЛДПР ни черта в экономике не смыслит и вообще ему пора уходить, то, наверное, была бы другая обстановка в зале: депутаты от ЛДПР, наверное, не потерпели бы такого публичного оскорбления своего лидера, тем более когда есть большинство, - иначе какой смысл большинство иметь? Наверное, большинство вам не хочется иметь, если вы разрешаете так делать. Тем самым вы сами себя... в какой-то степени вы свой авторитет подрываете! И всё это связано с рассматриваемым законом, поскольку, когда сопротивляются контрольным функциям государства, забывают, что смысл государства - как раз контроль. Если не будет контрольных функций, то и государство не нужно, весь смысл создания государства именно в том, чтобы контролировать, и можно усиливать проверки, хотя это, естественно, не нравится никому. Возьмём названия организаций. Я вчера уже давал вам определение, этимологию, историю происхождения слова "товарищ", которое у нас получило другое значение, его от первичного оторвали - вот здесь тоже взяли и назвали "некоммерческие", перевели с английского. Хотя у нас давно уже был устоявшийся термин, было понятие "общественная организация" - всё понятно! Есть государственные, кооперативные, может быть, и какие-то общественные, но вот ввели понятие "некоммерческие" - до сих пор страна не понимает, что же это такое, эти вот некоммерческие организации! Вроде когда государственные - понятно, что это такое, когда коммерческие - понятно, а что такое "некоммерческие"? То есть в заблуждение вводим. А тут назвали ещё "иностранный агент" и добавляем контрольные функции: и прокуратура проверяет, и Минюст проверяет, и все проверяют. Конечно, это надо делать, чтобы не происходили такие инциденты, как с "Гринписом", - вот опять приходится чужое слово употреблять, в переводе "зелёный мир". "Зелёные" совершают такие действия, которыми сейчас занимаются в Мурманском областном суде, но там же есть и российские граждане - видимо, им тоже хочется участвовать в таких вот действиях против собственной страны. Это имеет большое значение политическое, поскольку именно через сеть общественных организаций пытаются решать политические вопросы, а все эти инциденты, которые происходят, вернее, случаи - вот видите, я сразу перевожу с иностранного на русский, в русском языке достаточно слов... Недорабатываем мы с вами - видимо, всё-таки не хватает гражданам возможностей для их общественного самоопределения, надо, чтобы они не создавали эти вот некоммерческие организации или общественные с иностранным элементом. Вот создали мы Гайд-парк, места определили, но заработал Гайд-парк? Не заработал! Почему? Потому что сверху всё! Вот главный порок исторический нашей страны - всё сверху, а люди не хотят, когда сверху. Это как когда дети устают от родителей - и конфликт в семье. Вот у немцев нормальное решение вопроса: восемнадцать лет - пошёл вон, и больше родители с детьми не общаются, даже если где-то встречаются, каждый за себя платит, а у нас дети до старости на шее у родителей сидят и ждут их смерти, а потом обсуждают, кто там чего скорее захватил, когда кто-то умер, то есть мы провоцируем преждевременный уход из жизни родственников, потому что единственное имущество - квартира и единственная возможность получить её - захватить благодаря родственным отношениям. Так и здесь: сверху, сверху мы всё делаем, а люди, естественно, сами хотят участвовать в общественной жизни. Вы можете им сто гайд-парков указать - они туда не пойдут! А я предлагал, говорил: вот Колонный зал пустует рядом с нами, с какой стати он будет относиться к этой империи профсоюзов - ФНПР?! Даже не выговоришь - "Федерация независимых профсоюзов России", "ВЦСПС" лучше звучало, более понятно было. Вот дайте им такой зал и включите их в механизмы власти - они спокойно будут сидеть и участвовать в управлении, но если будете делать так, как в некоторых регионах у нас делают, - всё, что можно, все вакансии загребать, то вы сами вызовете протест не только политических партий, но и НКО будут протестовать, и простые граждане будут протестовать. Ну, как может быть явка на выборы в одном регионе страны 70 процентов и 20 процентов - это что, полусумасшедший регион?! Ну, разница может быть полпроцента, 2 процента, то есть 19, 20 процентов, 22, 23 процента - всё, а здесь - 20 процентов и 70 процентов! Ясно, что там был вброс бюллетеней или подвоз людей из соседних регионов, - ну для кого такой обман?! Нам тут товарищ из "ЕДИНОЙ РОССИИ" вчера говорил, чтобы в суд обращались, - да в суд не надо обращаться, дайте схему голосования, и вы увидите: там, где 70 процентов, - подлог, это ложь, а не голосование! Никакой явки 70 процентов нету, средняя по стране - 30 процентов, в основном 20 процентов. Почему про честные выборы сказали в Москве сейчас? Потому что всегда был подлог - вбрасывали бюллетени, а сейчас не стали вбрасывать, и вот возникла ситуация: 49 процентов оппозиция получает, 51 процент - победитель, всё, это нормально. В другой раз наоборот получится - те, кто сегодня 49 процентов имеет, получат 51 процент. В этом смысле, если мы будем больше контролировать, мы успеха не добьёмся, надо убирать причины для недовольства снизу, чтобы не создавали эти НКО, чтобы у людей не было ненависти к власти, чтобы не было ненависти в семье, - тогда нам всем будет лучше. У нас же вся страна - контролёры, вы понимаете?! Реально работают десять миллионов, остальные - в погонах, не обязательно армия, все эти Роспотребнадзор, лесная охрана, ветеринарный надзор, фитонадзор - все надзиратели, все ходят проверять, и у всех погоны, все полковники, все генералы, все - надзор, а результата-то нет! Даже скотина не выдерживает, и та дохнет от такого надзора! Надо чтобы было развитие снизу, понимаете, снизу, и помогать гражданам, не вызывать чувства недовольства, честнее быть друг с другом! (Шум в зале.) Вот подошёл ко мне один депутат из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", говорит: хочу помириться, - молодец, созрел! А по мне так и ссориться не надо, чтобы не надо было мириться... (Микрофон отключён. Шум в зале. Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович, спасибо большое. Владимир Вольфович, очевидно, фракция поддерживает законопроект, а то вы не успели ничего сказать про законопроект. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, отлично! Михаил Юрьевич Маркелов. МАРКЕЛОВ М. Ю. Спасибо большое. Конечно, было бы здорово, если бы было больше доверия государству, как говорит Владимир Вольфович, и меньше бы создавалось неправительственных организаций. Но у нас есть сегодня данные, есть факты, есть цифры: более двадцати пяти тысяч неправительственных организаций действуют на территории страны, и никуда от этого, к сожалению или к счастью, не знаю, не уйти. Тем не менее фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать законопроект. В данном случае речь идёт прежде всего о равных условиях для всех. И это очень важно, потому что за длительный отрезок времени - вот сегодня цифры приводил представитель правительства о проверках, которые были в 2012 году по линии Минюста, - 6 тысяч 497 некоммерческих организаций по линии Минюста проверено, это 3 процента от зарегистрированных организаций. Речь не идёт о том, чтобы увеличить эту цифру, речь идёт о том, чтобы более прозрачно и понятно было взаимодействие с этими некоммерческими организациями в том числе. У нас есть ряд организаций, которые по двенадцать - пятнадцать лет не проверялись, вообще не проверялись. Вот организация Пономарёва - почему шум такой был? Потому что первый раз за всю историю существования этой организации с разветвлённой сетью по всей стране была осуществлена хоть какая-то проверка. Есть плановые проверки, и возникает вопрос: насколько они самодостаточны, эти плановые проверки, потому что существует ещё и отчётность. Зачем нужна эта плановая проверка, если в отчёте можно все цифры показать и, собственно говоря, опираясь на них, говорить о том, что эта организация работает по закону и по правилам?! Поэтому, конечно же, внеплановые проверки необходимы, в этом нет ничего страшного, предосудительного, это просто действительно гармонизация законов и возможность всем работать в равных условиях. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Юрий Сергеевич? Содокладчик, Ярослав Евгеньевич? Тоже отказывается. Выносим законопроект на "час голосования".
2-й вопрос повестки, в первом чтении голосуется этот и следующие законопроекты. Проект федерального закона о внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и признании утратившими силу абзацев третьего - седьмого таких-то подпунктов Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 56 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.