Заседание № 264

21.11.2003
Вопрос:

О Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (проект № 303683-3; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1681 по 1704 из 8559
И второй отклоненный закон - "Об основах государственного регулирования         
внешнеторговой деятельности" - доложит Алексей Евгеньевич Лихачёв, член         
согласительной комиссии.                                                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Во вторник мы с вами        
создали согласительную комиссию по предложению Совета Федерации, во вторник     
же состоялось заседание согласительной комиссии вместе с представителями        
Правительства Российской Федерации. Было рассмотрено девять поправок, девять    
замечаний, возникших у членов Совета Федерации в ходе непринятия данного        
законопроекта. Одна из поправок снята, восемь согласительной комиссией          
предложено в текст. Суть поправок сводится, наверное, к двум направлениям:      
первое - это улучшение текста закона и его процедур, второе - более             
тщательное прописание роли регионов в осуществлении внешнеторговой              
деятельности в Российской Федерации.                                            
                                                                                
У комитета и у согласительной комиссии предложение - принять постановление и    
закон в редакции, предложенной согласительной комиссией.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений у коллег? Нет.                             
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1914 по 1931 из 8559
Коллеги, пункт 5. На голосование ставится Федеральный закон "Об основах         
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Кто за то, чтобы   
принять закон в редакции согласительной комиссии? Прошу голосовать.             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.             82,2%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    372 чел.                                          
Не голосовало                  78 чел.             17,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 262

18.11.2003
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (проект № 303683-3).

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2914 по 2964 из 6894
Пункт 9 - проект постановления Государственной Думы "О согласительной           
комиссии по Федеральному закону "Об основах государственного регулирования      
внешнеторговой деятельности".                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Евгеньевич Лихачёв.                                         
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В этом году комитет по      
экономической политике серьезно работал над проектом закона "Об основах         
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Мы с вами          
рассмотрели его в трех чтениях, и во всех трех чтениях Дума дружно,             
практически единогласно, голосовала за этот законопроект. Однако 29 октября     
Совет Федерации отклонил данный законопроект и предложил нам создать            
согласительную комиссию, сформировав ее со своей стороны.                       
                                                                                
Комитет по экономической политике рассмотрел данный вопрос и предлагает         
Государственной Думе принять следующее постановление: согласиться с             
предложением Совета Федерации о создании согласительной комиссии; избрать в     
состав указанной комиссии депутатов Государственной Думы (я прошу прощения,     
без имен-отчеств) Аксакова, Баранникова, Гальченко, Динеса, Емельянова,         
Киселёва, Коптева-Дворникова, Веру Александровну Лекареву, Лихачёва,            
Романова, Романчук, Черёмушкина и Юдина; обратиться в Совет Федерации с         
просьбой сформулировать в ходе обсуждения указанного федерального закона        
замечания в виде поправок.                                                      
                                                                                
Надо сказать, что работа такая с Советом Федерации началась, а предложений и    
замечаний, изменяющих концепцию закона, нет. Правительство уже работает с       
Советом Федерации. Я считаю, что мы за достаточно короткий срок сможем          
отрегулировать все имеющиеся противоречия. Просьба такое постановление          
принять.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет вопросов? Нет.                               
                                                                                
Кто за то, чтобы в рамках "часа голосования" принять данный проект              
постановления? Прошу голосовать.                                                
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.             68,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    307 чел.                                          
Не голосовало                 143 чел.             31,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 261

17.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 303683-3 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2667 по 2679 из 8694
Пункт 5: проект федерального закона "Об основах государственного                
регулирования внешнеторговой деятельности".                                     
                                                                                
Томчин Григорий Алексеевич. С места.                                            
                                                                                
ТОМЧИН Г. А., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, юридическая и лингвистическая экспертизы проведены,          
замечаний нет. Закон готов к третьему чтению.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. На "час                
голосования".                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2887 по 2904 из 8694
Проект федерального закона "Об основах государственного регулирования           
внешнеторговой деятельности", третье чтение. Пожалуйста, голосуйте. Идет        
голосование, коллеги.                                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.             82,7%                        
Проголосовало против            1 чел.              0,2%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.             16,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 259

14.10.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 303683-3 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2053 по 2487 из 6995
Пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "Об основах                 
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Доклад члена       
Комитета по экономической политике и предпринимательству Алексея Евгеньевича    
Лихачёва.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Евгеньевич.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению, можно?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению я после доклада дам слово.                     
                                                                                
Пожалуйста, Алексей Евгеньевич.                                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
предлагается к рассмотрению во втором чтении проект федерального закона "Об     
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".            
Государственная Дума в июне достаточно дружно проголосовала за принятие его в   
первом чтении, и практически без перерыва на летний отпуск рабочая группа       
работала над этим законопроектом, работала над поправками. Всего поступила      
161 поправка, 74 из них отклонено, 87 - принято. Ну, если честно говорить, на   
самом деле не 74 поправки, много поправок повторяющихся, дублированных, я       
имею в виду из числа отклоненных.                                               
                                                                                
Основные вопросы, которые стояли на повестке дня в момент первого чтения, -     
это вопросы, поднятые Комитетом по обороне. И я хочу поблагодарить коллег,      
членов Комитета по обороне, мы преодолели с ними практически все имевшиеся      
трудности. В законопроекте подчеркнуто, что вопросы военно-технического         
сотрудничества, экспортного контроля за военной продукцией регулируются         
специальными законами. Это и прописано в нашем законопроекте, на это есть       
ссылки в полномочиях Правительства Российской Федерации и Президента            
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Второй момент. В рамках нашей рабочей группы, трудящейся над законом,           
проводились неоднократно консультации с представителями бизнеса, как бизнеса,   
интегрированного в Российский союз промышленников и предпринимателей, в         
Торгово-промышленную палату, так и работающего без их посредничества. И         
подавляющее большинство процедур, прописанных в этом законопроекте,             
скорректировано в сторону, скажем так, либеральную: сроки снижены, полномочия   
государственных органов сделаны здравыми. Можно сказать сегодня так, что        
промышленность, бизнес, экспортеры, импортеры в целом законопроект              
поддерживают.                                                                   
                                                                                
Вашему вниманию представлено также заключение Правового управления Аппарата     
Государственной Думы. Все указанные в этом заключении поправки могут быть       
учтены при подготовке законопроекта к третьему чтению. В принципе Правовое      
управление не возражает против принятия проекта во втором чтении.               
Правительство данный законопроект поддерживает, и Главное                       
государственно-правовое управление президента также не возражает против его     
принятия во втором чтении.                                                      
                                                                                
Я просил бы, Георгий Валентинович, поставить на голосование таблицы поправок    
- таблицу 1 поправок, рекомендуемых к принятию, и таблицу 2 поправок,           
рекомендуемых комитетом к отклонению.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли, уважаемые коллеги, вопросы по таблице 1? Есть вопрос.                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Драганов. Называйте номер поправки.                         
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., фракция "Отечество - Единая Россия".                            
                                                                                
Я хотел бы сначала обратиться к комитету...                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, Валерий Гаврилович, номер поправки.              
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Поправки 71 и 87 .                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принятые, да, Валерий Гаврилович?                         
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Принятые, да.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица принятых. Спасибо.                                
                                                                                
Ставится на голосование предложение комитета согласиться с принятием            
поправок, сведенных в таблицу 1, за исключением поправок 71 и 87.               
                                                                                
Включите режим голосования, пожалуйста.                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              283 чел.             62,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.             37,1%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились с предложением комитета.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Гаврилович. Поправка 71.                                    
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я предлагаю отклонить данную поправку по следующим основаниям. Согласно         
предложенной поправке внешняя торговля услугами может быть ограничена путем     
введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные секторы        
услуг в отношении способа предоставления (оказания) услуг на основании          
федеральных законов и иных правовых актов. Из текста поправки, к сожалению,     
неясно, на основании каких именно иных нормативных правовых актов могут         
вводиться подобные ограничения. Я подозреваю, что авторы поправки имели в       
виду акты правительства и президента, но тогда это надо было бы уточнить. В     
предложенном виде данная поправка неприемлема, потому что дает, на мой          
взгляд, возможность к числу "иных актов" отнести и любое указание или           
распоряжение ведомства. В связи с этим поправка, на мой взгляд, пройти не       
должна.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Гаврилович, но данная поправка и не принята,      
она учтенная, причем частично учтенная. И я так понимаю, что она учтена в       
другой поправке, которую мы только что приняли.                                 
                                                                                
Пожалуйста, от комитета слово, Алексей Евгеньевич.                              
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Мы дискутировали эту тему действительно во время принятия.        
Мнения высказывались и представителями бизнеса аналогичного, о котором          
Валерий Гаврилович сейчас упомянул. Мы договорились до того, что в              
соответствии с существующей классификацией нормативных актов данная проблема,   
в общем-то, снимается и такие ограничения в законопроекте должны быть           
заложены. Мнение комитета: данную поправку принять.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как "принять поправку"? Если мы ее примем, то поправка,   
которая...                                                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Принять в том виде, в котором она изложена в таблице, имеется в   
виду.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, в таком виде, в каком изложена статья 33 в     
таблице, мы уже приняли. Мы уже приняли статью 33, а данная поправка - она      
частично учтенная. Поэтому если мы ее примем, то мы как раз изменим редакцию,   
которую предложил комитет. Ваша позиция, я так понимаю, как раз согласиться с   
предложением Валерия Гавриловича и не принимать данную поправку, а оставить     
ее частично учтенной. Правильно я понимаю, Алексей Евгеньевич?                  
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Ну, наверное, правильно. Вы просто по-другому...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                                                 
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Алексей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я не против введения      
ограничений. Это соответствует духу и закона, и Таможенного кодекса, и всех     
законов в пакете внешнеторговых актов. Речь идет о том, что надо                
растолковать, какие именно "иные акты". Мы могли бы это сделать путем           
внесения в понятийный аппарат закона толкования "иных актов", и всё было бы     
нормально.                                                                      
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Я и говорю: в соответствии с классификацией правовых актов,       
которая у нас имеется. Здесь что можно еще добавить?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы только скажите, пожалуйста, в какой поправке           
поправка 71 учтена? Я не могу найти.                                            
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Значит, поправка 71. Была поправка депутата Томчина.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, поправка 71 - это понятно. А в какой учтена?         
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Она изложена в статье 32, новый пункт 2, во второй колоночке.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В статье 32.                                              
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Да. Я именно за эту поправку вас призываю проголосовать в том     
виде, в котором она частично изменена и заложена в статье 32, находится в       
таблице поправок, рекомендованных к принятию.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Евгеньевич, здесь написано: частично учтена в     
новой редакции статьи 33.                                                       
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Абсолютно правильно.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А новая редакция статьи 33 в какой поправке               
сформулирована - в 72-й? Нет.                                                   
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Нет, нет... Почему? В 71-й же!                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Новая редакция статьи 33 в какой поправке                 
сформулирована? За что голосовать?                                              
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Текст поправки вот такой, мы ее учли частично.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо мне объяснять. Я спрашиваю: какая из них          
принята?                                                                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Принята находящаяся в третьей колонке.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну как тогда: если принята находящаяся в третьей          
колонке, она должна быть сформулирована кем-то?                                 
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Она сформулирована. Она выделена жирным шрифтом,                  
сформулированная поправка.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, председатель комитета. Пожалуйста, депутат Томчин.                  
                                                                                
ТОМЧИН Г. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической       
политике и предпринимательству, фракция "Союз Правых Сил".                      
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, мы должны просто проголосовать: принять в       
редакции таблицы 2, то есть таблицы 1. И тогда это будет либо принять, либо     
не принять в редакции таблицы 1. Тогда всё совпадет, поскольку тут несколько    
поправок.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. То есть вы отдельной поправки как раз не          
имеете, которая принята. (Выкрики из зала.) Так не бывает. Ну ладно, в          
следующий раз вы это учтите, пожалуйста, и, когда будете готовить подобные      
таблицы, должна быть конкретно принятая поправка, а тогда остальные могут       
быть частично учтенные. Не может быть так, что все частично учтенные, а потом   
из них идет какая-то компиляция непонятная.                                     
                                                                                
Ставится на голосование предложение комитета по поправке 71, чтобы она          
осталась в редакции колонки четвертой и, соответственно, с резолюцией           
"частично учтенная". Пожалуйста, голосуйте. Голосуем, уважаемые коллеги.        
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 24 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.             72,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.             28,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Поправка 87. Валерий Гаврилович, пожалуйста.                                    
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Поправка 87, коллеги Черёмушкина, касается предотгрузочной       
инспекции. Я хочу обратить внимание, что ни в статье 2, ни в статье 28          
закона... Вернее, я хочу обратить внимание на то, что поправка депутата         
Черёмушкина не соответствует тексту самого законопроекта, тем не менее я        
изложу основания, по которым, я считаю, нельзя принимать эту поправку, а        
потом, может быть, председатель комитета пояснит, почему такого соответствия    
нет.                                                                            
                                                                                
Предложенный текст статьи 28 не соответствует таможенному законодательству, в   
статье 40 которого определяется классификация товаров, и соглашению ВТО о       
предотгрузочной инспекции. Правильность кодирования товаров определяет только   
таможенный орган, как ответственный за выпуск товаров. Соглашение ВТО говорит   
о правильности кодирования не для таможенных целей, а таможенного               
кодирования, имеется в виду, что таможня кодирует.                              
                                                                                
Предусмотрена противоречащая Закону "О таможенном тарифе", ну, может быть, и    
здравому смыслу форма поддержки импорта. Я вот зачитываю: расходы импортера     
на инспекцию компенсируются путем снижения ставок пошлин на товары, в           
отношении которых такая инспекция вводится. Надо ли полагать, что если на       
конкретные товары вводится предотгрузочная инспекция, то правительство          
принимает решение о снижении таможенных пошлин на эти товары? Эта конструкция   
мне кажется просто бессмысленной, если не сказать больше - абсурдной.           
                                                                                
Я хотел бы получить по этому поводу пояснения, Алексей Евгеньевич. Спасибо.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, от комитета.                                  
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Ну, Валерий Гаврилович, вы, конечно, в таможенном деле            
профессионал экстра-класса, поэтому я не берусь ни в коем случае спорить с      
вами, хочу лишь сделать два замечания.                                          
                                                                                
Во-первых, в статье 2 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном   
законе" в глоссарии прописано понятие "предотгрузочная инспекция", и            
корреляция, корректировка, что ли, по тексту закона соответствующая имеется,    
дается определение предотгрузочной инспекции. И в общем, никакого               
противоречия этой статьи с текстом закона нет. Это первое.                      
                                                                                
Касательно второго момента. Во-первых, понятие предотгрузочной инспекции        
прописано и входит как разрешенное в нормы и правила Всемирной торговой         
организации.                                                                    
                                                                                
В чем суть поправки? В том, что по отдельным товарам при их импорте             
правительство может ввести дополнительное к таможенному, ну, некое              
пограничное администрирование, если можно так выразиться. На самом деле,        
говоря простыми словами, речь идет о борьбе с серым импортом, о занижении в     
интересах импортера тех или иных таможенных тарифов, вернее, не тарифов, а      
таможенных сборов за счет изменения таможенных деклараций. Это не коснется      
добросовестных импортеров, потому что вот та позиция, о которой вы говорите,    
- снижение таможенных тарифов на небольшую величину - работает не с точки       
зрения уменьшения поступления денег в бюджет, а с точки зрения компенсации      
импортерам тех затрат, которые они понесут на проведение этой инспекции. Вот    
здесь в чем суть.                                                               
                                                                                
Звучат разные оценки потерь бюджета от серого импорта: и 10 миллиардов          
долларов в год, и 15, и 20, и больше. Я не берусь сейчас судить о том, какую    
реальную добавку в бюджет принесет эта статья, эта мера - предотгрузочная       
инспекция, - хочу лишь сказать, что это, на взгляд комитета, необходимо         
принять как дополнительный механизм улучшения таможенного администрирования.    
                                                                                
Мнение комитета: данную поправку принять. Депутат Черёмушкин ее вносил, и мы    
очень долго дискутировали и с представителями бизнеса, и с правительством, и    
со специалистами по тому, как она должна быть прописана. Я считаю, что мы       
нашли оптимальный, не идеальный, как всё в жизни не идеально, но оптимальный    
вариант и для таможенных органов, и для импортеров, и для предпринимателей,     
которые, скажем так, работают в этой области.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Драганов. Неудовлетворенным           
остался.                                                                        
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Для чистоты отношений. Полтора года назад я был привлечен к      
консультациям на самом высоком уровне в стране по поводу целесообразности       
введения предотгрузочной инспекции. Тогда я высказывался за. За полтора года    
многое изменилось в нашей экономике, экономический рост, экономическая и        
политическая стабилизация позволяют ввести новый кодекс. Обсуждение недавно в   
правительстве проблем таможенно-тарифного регулирования и таможенного           
администрирования говорит о том, что в целом на рынке ситуация постепенно       
успокаивается и стабилизируется.                                                
                                                                                
Хочу напомнить разработчикам, что предотгрузочная инспекция действует в         
наименее развитых странах и это показатель того, что администрации этих стран   
в состоянии сами администрировать. Хочу также напомнить уважаемым коллегам,     
что мы в очередной раз бремя издержек относим на импортера, а повышение цены    
импорта - это повышение потребительской цены. И если мы будем предотгрузочную   
инспекцию организовывать за счет конечного потребителя, наверное, это не        
совсем верно. Может быть, и благое намерение - создать предотгрузочную          
инспекцию, или в самом законе такой механизм предусмотреть, но тогда, видимо,   
это нужно делать либо за счет бюджета, либо за счет других источников.          
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Валерий Гаврилович, сразу еще раз хочу подчеркнуть, спорю не с    
вами, а с вашими аргументами. Не происходит дополнительной нагрузки на          
импортера. Именно этот раздел статьи подчеркивает, что в случае введения        
такой инспекции правительство на пропорциональную долю снижает уровень          
таможенных тарифов. Поэтому ни на импортере, ни тем более на потребителе это    
не отразится. Но те минимальные потери, которые, возможно, теоретически         
понесет бюджет, не сравнимы с теми доходами, которые он должен получить, по     
прогнозам комитета, ну и не только комитета на самом деле, но и                 
правительства, с точки зрения улучшения системы таможенного контроля.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
На рассмотрении данного вопроса присутствует заместитель министра               
экономического развития и торговли Медведков Максим Юрьевич. Пожалуйста.        
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю., заместитель министра экономического развития и торговли        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Я хотел бы отметить, что мы очень долго обсуждали эту поправку.                 
Действительно, проведена большая работа, и в результате мы полностью согласны   
с тем проектом, который предложен, по следующим причинам.                       
                                                                                
Во-первых, эта поправка полностью соответствует нормам Всемирной торговой       
организации. Предотгрузочную инспекцию применяют не только наименее развитые    
страны, но и развитые страны, среди них и Соединенные Штаты Америки, и          
некоторые наши партнеры по СНГ.                                                 
                                                                                
Во-вторых, она необходима прежде всего для того, чтобы прекратить или уж по     
крайней мере минимизировать риски, связанные с серым и черным импортом. Это     
ни в коем случае не замена деятельности таможенных органов, это помощь          
таможенным органам в правильной классификации товара и в правильном             
определении таможенной стоимости.                                               
                                                                                
Что касается аргумента о том, что в очередной раз мы возлагаем бремя на         
импортера и на потребителя, я думаю, что это не совсем так. Дело в том, что     
правительство одновременно с принятием решения в отношении введения             
предотгрузочной инспекции по импорту отдельных товаров, не всех, а отдельных,   
достаточно узкой группы товаров, снижает импортные пошлины. Таким образом, ни   
потребитель, ни импортер никак не проигрывают. От этого выигрывают все,         
поскольку мы получаем качественный товар и условия конкуренции между честными   
импортерами и теми импортерами, которые осуществляют серый импорт,              
выравниваются.                                                                  
                                                                                
Данное предложение согласовано также с правовым управлением президента, и я     
прошу вас поддержать его.                                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы опять ставим на голосование поправку 87 с              
результирующей формулировкой комитета: учтена частично в новой редакции         
статей 2 и 28. По сути эти новые редакции изложены в четвертой колонке.         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Кто за данное предложение комитета? Прошу голосовать.                           
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.             69,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.             30,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается данная поправка в такой редакции.                                   
                                                                                
Но комитет, Григорий Алексеевич, на будущее, пожалуйста, пусть это учтет.       
                                                                                
Уважаемые коллеги, по таблице 2 поправок, рекомендованных комитетом к           
отклонению, нет вопросов? Ставится на голосование предложение комитета в        
части отклонения поправок, сведенных в таблицу 2. Кто за данное предложение?    
Прошу голосовать.                                                               
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              293 чел.             65,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    293 чел.                                          
Не голосовало                 157 чел.             34,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились с предложением комитета.                                            
                                                                                
Ставится на голосование: принять законопроект во втором чтении.                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              320 чел.             71,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.             28,9%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                

Заседание № 239

25.04.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 303683-3 "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5190 по 5476 из 6725
Пункт 20 повестки дня - проект федерального закона "Об основах                  
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Доклад             
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра экономического развития и торговли Российской Федерации Максима        
Юрьевича Медведкова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Максим Юрьевич.                                                     
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра экономического развития и торговли Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Уважаемые депутаты, необходимость модернизации законодательства,                
регулирующего внешнеторговую деятельность... (Шум в зале.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Одну секундочку, Максим Юрьевич, подождите, пожалуйста.   
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. Хорошо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я так понимаю, что оживление вызвано   
предыдущим законопроектом. Но мы уже перешли к следующему. Виктор Семёнович     
Плескачевский, мы рассматриваем пункт 20.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДКОВ М. Ю. Спасибо.                                                        
                                                                                
Коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект "Об основах                  
государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Модернизация       
законодательства, регулирующего внешнеторговую деятельность, необходима по      
ряду факторов, по ряду причин.                                                  
                                                                                
Во-первых, нам необходимо привести наше законодательство в соответствие с       
экономическими и правовыми требованиями международного торгового обмена,        
необходимо унифицировать его с международным торговым правом и                  
консолидировать в одном законе все меры государственного регулирования          
внешнеторговой деятельности. Мы хотели бы отметить, что действующий             
Федеральный закон "Об основах государственного регулирования внешнеторговой     
деятельности" был принят в 1995 году и отражал сложившиеся к тому времени       
подходы государства к регулированию внешней торговли. С тех пор произошли       
существенные изменения, и нам необходимо пересмотреть основы регулирования      
внешнеторговой деятельности и их кодифицировать. При подготовке законопроекта   
мы подробно проанализировали российскую и зарубежную практику регулирования     
этих отношений и доработали все основные положения, которые в законопроекте     
структурированы в отдельные главы. В частности, в основы регулирования          
внешнеторговой деятельности заложены нормы, которые доказали свою               
эффективность и применяются в более ста пятидесяти странах мира.                
                                                                                
В законопроекте доработаны положения, которые относятся к лицензированию в      
сфере внешнеторговой деятельности. Мы четко определили случаи установления      
данных мер, порядок осуществления лицензирования.                               
                                                                                
Принципиально новым элементом для российского законодательства являются         
положения законопроекта, которые позволяют проводить контроль за ввозом или     
вывозом отдельных категорий товаров. Цель такого контроля - наблюдение со       
стороны государства за внешнеторговым оборотом тех товаров, которые могут       
нанести ущерб российским интересам, ущерб российским предприятиям. При этом     
такой контроль не станет дополнительным административным барьером, поскольку    
законопроект предусматривает четкий порядок действий Правительства по           
реализации соответствующих мер. Законопроект устанавливает исчерпывающий        
перечень случаев, при которых могут быть введены запреты или ограничения на     
международную торговлю товарами или услугами. Мы также конкретизировали         
отношения, которые возникают при регулировании международной торговли           
услугами и интеллектуальной собственностью. Впервые в российском                
законодательстве предпринята попытка внедрения тех правил регулирования         
торговли услугами, которые применяются другими странами. У нас это такая        
большая серая зона.                                                             
                                                                                
Хотел бы также отметить, что впервые законопроект предусматривает положения,    
которые обязывают Правительство Российской Федерации до принятия мер,           
регулирующих внешнеторговую деятельность, проводить консультации с              
российскими экономическими операторами. Мы считаем, что это принципиальный      
момент, поскольку любые меры, которые регулируют внешнюю торговлю, регулируют   
финансовые потоки, поэтому нам необходимо знать и по возможности учитывать      
мнение бизнеса.                                                                 
                                                                                
Впервые законопроект предусматривает как обязанность обеспечение                
Правительством благоприятных условий для доступа российских товаров на          
внешние рынки. Я хотел бы напомнить, что в настоящее время Россия теряет от     
дискриминационных ограничений для российского экспорта порядка 2,5 миллиарда    
долларов в год. Мы полагаем, что закрепление в законопроекте нормы, которая     
обязывает Правительство работать в направлении снятия этих барьеров и           
улучшения доступа на рынок российских товаров и услуг, - это принципиальная     
для нас норма, которая даст экономический эффект для конкретных предприятий.    
                                                                                
Одновременно в законе кодифицированы нормы, касающиеся применения ответных      
мер на действия торговых партнеров. Вот как раз те самые потери в 2,5           
миллиарда долларов от дискриминационных действий могут быть существенно         
устранены в том случае, если Правительство России получит от законодателей      
право применять ответные меры и таким образом восстанавливать баланс прав и     
обязательств в мировой торговле.                                                
                                                                                
И наконец, хотел бы отметить, что принятие данного законопроекта существенным   
образом усовершенствует действующее законодательство. В совокупности с          
Таможенным кодексом, который сегодня принят в третьем чтении, практически мы    
завершим реформу регулирования внешнеторговой деятельности и приведем ее в      
соответствие с признанными международными нормами, предоставим нашим            
экономическим операторам возможность продвижения российских товаров на          
мировые рынки и защиту их интересов во внешней торговле.                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста.                      
                                                                                
Содоклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству         
Алексея Евгеньевича Лихачёва. Пожалуйста, Алексей Евгеньевич.                   
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, действительно, ныне действующий закон "Об основах            
государственного регулирования внешнеторговой деятельности" был принят в 1995   
году, и затем каждые полтора года мы вносили в него изменения, точнее,          
Государственная Дума вносила в него изменения в 1997 и 1999 годах. Очередные    
изменения, связанные с ситуацией на мировой торговой площадке, привели, в       
общем-то, не к внесению поправок в действующий закон, а к подготовке            
фактически нового, с чем комитет по экономической политике и соглашается.       
                                                                                
Можно отметить основные плюсы закона. Во-первых, впервые четко вводятся три     
основных направления международной торговли - торговля товарами, услугами и     
обмен объектами интеллектуальной собственности. Впервые прописаны четыре        
способа торговли услугами, поставки услуг. Оговорены вопросы, связанные с       
интеллектуальной собственностью как таковой. Впервые в законе присутствует      
статья 15, требующая и прописывающая процедуру гласности при принятии           
внешнеэкономических решений. Большое внимание в законопроекте уделено           
вопросам транзита. В том случае, если нет других ограничений на проведение      
транзитных операций, это может тоже использоваться и стать определенной         
точкой роста экономики Российской Федерации. Максим Юрьевич уже говорил о       
серьезной процедуре ответных мер, о том, что в законе дается еще больше прав    
Правительству, государству, проводить симметричность в ответных мерах, делать   
их более эффективными и адекватными действиям наших торговых партнеров.         
                                                                                
Таким образом, в концепции закона, с одной стороны, прописываются основные      
принципы внешнеэкономической деятельности, такие, как конкурентность,           
равноправие и рыночная составляющая всех внешнеэкономических операций. С        
другой стороны, в разделах, прописывающих полномочия Президента и особые        
полномочия Правительства Российской Федерации, указан целый ряд мер по          
ограничению торговли товарами, услугами, объектами интеллектуальной             
собственности. Очень важно, что, с одной стороны, эти ограничения крайне        
действенны и исчерпывающи, с другой стороны, они находятся в полном             
соответствии с международными требованиями, с нормами международной торговли.   
                                                                                
Теперь переходим к проблемам. Здесь же надо коснуться вопросов, связанных с     
военно-техническим сотрудничеством. Единственное главное и серьезное            
замечание, которое нам дал комитет-соисполнитель, - об обязательном             
исключении из норм этого закона вопросов, связанных с ВТС. Это прописано        
сейчас как минимум уже в трех местах: в основных целях закона, в полномочиях    
Президента и в специальном разделе об экспортном контроле, но по настоянию      
комитета, депутатов это трактование может быть расширено.                       
                                                                                
Следующий момент. Если говорить о минусах закона, то вызывают ряд вопросов      
разделы, связанные с бартерными сделками. Недостаточно четко прописаны          
процедуры, связанные с мониторингом за экспортом и импортом отдельных           
товаров, и, без сомнения, требуют доработки раздел и понятия, связанные с       
международной торговлей информацией.                                            
                                                                                
Имеется достаточно серьезное заключение Правового управления Аппарата           
Госдумы, оно объемное, но хочу подчеркнуть, что оно не имеет отношения к        
концепции и базовым принципам закона. Более того, законопроект в течение        
более чем годового периода обсуждался с бизнес-сообществом, был предметом       
дискуссий на конференциях с региональной элитой, как, в общем-то, и всё         
внешнеэкономическое законодательство, которое мы с вами рассматриваем в         
последнее время, и находится в полном соответствии с международными нормами,    
прописанными в соглашениях, членами которых Россия уже является или по          
которым ведет переговоры.                                                       
                                                                                
Мнение комитета: требуется серьезная работа при подготовке ко второму чтению.   
Но мы просим вас проголосовать сегодня за этот закон. Спасибо.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Геннадий Васильевич Кулик. Пожалуйста.                             
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я, уважаемые коллеги, вношу следующее предложение. Понимаю, что     
по этому закону у депутатов будет обязательно много предложений и поправок,     
их надо учесть ко второму чтению, а сейчас предлагаю без обсуждения             
проголосовать за принятие в первом чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть и без вопросов, да?                               
                                                                                
КУЛИК Г. В. Да.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не задавая вопросы и не открывая прения?                  
                                                                                
КУЛИК Г. В. Да.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Максимович Безбородов, по ведению.    
                                                                                
БЕЗБОРОДОВ Н. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых          
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Поскольку Комитет по обороне является комитетом-соисполнителем, а заключение    
Комитета по обороне отрицательное, я прошу все-таки предоставить возможность    
заключение довести до вас.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключение у всех есть, оно роздано, на руках, Николай    
Максимович.                                                                     
                                                                                
Депутат Драганов, по ведению. Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                   
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо, уважаемый Георгий Валентинович.                         
                                                                                
Мне кажется, что надо прислушаться к предложению Геннадия Васильевича при       
всем уважении к предложению коллеги Безбородова, и вот почему. Два              
комитета-соисполнителя имеют замечания, комитет по бюджету тоже такие имеет     
замечания, но они касаются именно второго чтения. Сейчас мы говорим о том,      
что стоит поддержать концепцию закона. Это своевременный закон. Он очень        
хорошо увязывается и корреспондируется с сегодня принятым - спасибо палате -    
Таможенным кодексом. Уже на очереди другой законопроект, касающийся защитных    
мер. Впереди законопроект о таможенной оценке, очень важный. Нам нельзя         
терять времени, поэтому, я думаю, будет правильно, если мы проголосуем "за" в   
первом чтении и приступим к подготовке второго чтения, а все замечания скорее   
всего воплотятся в поправках уважаемых коллег-депутатов. Спасибо.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, по ведению.    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! На самом    
деле у нас даже при принятии или отклонении поправок слушаются мнения за и      
против, а мы сейчас не хотим даже послушать мнение комитета, который            
высказывает желание донести свои сомнения до депутатов. Я думаю, что это        
неправильно, тем более что это первое чтение. Мы обязаны при определении        
концепции задавать вопросы, выступать. А иначе что же это за концепция? Тогда   
не надо ее выносить на голосование.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мы имеем заключения комитетов-соисполнителей на руках, с одной стороны, с       
другой стороны, Николай Васильевич, палата полномочна принять любое решение о   
процедуре и порядке рассмотрения законопроекта в ходе пленарного заседания.     
                                                                                
По ведению, пожалуйста, Томчин Григорий Алексеевич.                             
                                                                                
ТОМЧИН Г. А. Я бы поддержал предложение господина Кулика. Считаю, как           
председатель основного комитета, ответственного исполнителя, что в заключении   
Комитета по обороне концептуальных замечаний нет и что все их замечания можно   
будет преобразовать в виде поправок ко второму чтению. Поэтому предлагаю        
поддержать предложение Геннадия Васильевича Кулика и приступить к голосованию   
закона. Мы этот закон в принципе на всех слушаниях и совещаниях обсуждаем уже   
год, поэтому обсуждение здесь, по-моему, не имеет смысла.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Я в любом случае обязан поставить предложение Геннадия Васильевича на           
голосование, оно прозвучало. Предложение Кулика заключается в следующем:        
перейти к голосованию по данному законопроекту, не открывая по нему             
дискуссии. Кто за данное предложение? Прошу голосовать.                         
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Апатенко.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Апатенко за? Не видно Апатенко.                           
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              212 чел.             66,5%                        
Проголосовало против          105 чел.             32,9%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,6%                        
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принимается.                                                        
                                                                                
Ставлю на голосование: принять данный законопроект в первом чтении.             
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 53 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.             85,6%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.             14,4%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.