Заседание № 69
15.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 303650-3 "О ратификации Договора о сотрудничестве государств ? участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 420 по 426 из 5142
ГРИШУКОВ В. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Есть предложение пункт 2 перенести. Обоснование я попозже дам, при обсуждении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 876 по 931 из 5142
Пункт 2 депутат Гришуков просит перенести. Обоснование, пожалуйста, Владимир Витальевич. ГРИШУКОВ В. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, в том, что нужно бороться с терроризмом, сомнений нет, но нужно сначала прописать причины террора. Вот мы в ближайшее время будем рассматривать на заседании Думы законопроект о противодействии терроризму. К сожалению, там нет главы, которая раскрывала бы существо, причины терроризма. Мы как бы впоследствии по факту ведем борьбу. Нет ответственности власти за то, что происходит в стране. Но это как бы на будущее. У меня вопрос к правительству. В решении комитета по делам СНГ отмечается, и справедливо, что внесенные правительством оговорки грешат неточностями. Почему договор тем не менее выносится на ратификацию? Разве нельзя избавиться сначала от неточных оговорок и внести на ратификацию юридически чистый текст и ратифицировать уже его? Поэтому у меня предложение: перенести рассмотрение этого вопроса, избавиться от неточностей, которые справедливо отметил комитет по делам СНГ, и после этого уже внести... Тем более, что мы в одном чтении его принимаем и у нас не будет возможности потом исправить неточности, которыми грешит этот законопроект. Просьба к правительству ответить. Мое предложение - проголосовать по вопросу о переносе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли иная точка зрения? Вячеслав Николаевич Ушаков, депутат Гришуков предложил перенести рассмотрение пункта 2. У вас есть противоположная точка зрения? УШАКОВ В. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Я просил бы рассмотреть сегодня, Любовь Константиновна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение депутата Гришукова о переносе пункта 2 на более позднее время? Прошу определиться голосованием. Представитель правительства заместитель директора Федеральной службы безопасности против. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 47 сек.) Проголосовало за 43 чел.9,6% Проголосовало против 17 чел.3,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 60 чел. Не голосовало 390 чел.86,7% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1027 по 1272 из 5142
Переходим к блоку "Ратификация...". Проект федерального закона "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Вячеслава Николаевича Ушакова. Пожалуйста, Вячеслав Николаевич. УШАКОВ В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом". Договор подписан 4 июня 1999 года в Минске на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Правительством Российской Федерации. Договор подписали главы правительств Азербайджанской Республики, Республики Армения, Грузии (с оговорками), Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан. Республика Беларусь присоединилась к договору в декабре 2002 года. По состоянию на 1 октября 2004 года внутригосударственные процедуры по вступлению в силу данного договора выполнили следующие государства: Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Армения и Беларусь. Договор разработан в соответствии с общими принципами деятельности государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом. Цель договора - проводить согласованные действия государств в борьбе с терроризмом с учетом международных правовых документов, касающихся вопросов борьбы с различными проявлениями терроризма. Он содержит основные положения, регламентирующие правовой и организационный механизмы сотрудничества государств - участников СНГ в области предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма. Договор подлежит обязательной ратификации в соответствии с пунктами "а" и "б" части первой статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку затрагивает основные права человека и гражданина, а также устанавливает правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Реализация договора будет производиться в пределах средств, выделяемых соответствующим федеральным органам исполнительной власти, и не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета. При этом Российская Федерация при ратификации договора считает необходимым сделать ряд оговорок. Данная редакция проекта федерального закона с соответствующими оговорками согласована со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе с Администрацией Президента Российской Федерации. Как представляется, договор будет не только способствовать совершенствованию международно-правовой базы, но и создаст объективные предпосылки для повышения эффективности взаимодействия Российской Федерации и государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом. Кроме того, договор обеспечит соблюдение норм национального законодательства, в том числе касающихся защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, в особенности военнослужащих, принимающих участие в проведении антитеррористических мероприятий. 2 апреля Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон "О ратификации Протокола об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств". Указанный протокол разработан в развитие данного договора и был подписан 7 октября 2002 года в городе Кишинёве на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Учитывая вышеизложенное, прошу поддержать проект соответствующего федерального закона. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Николаевич. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает Андрей Афанасьевич Кокошин, председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками. КОКОШИН А. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками рассмотрел данный проект федерального закона и предлагает сегодня принять этот закон - "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом". Комитет отмечает его большую важность для обеспечения национальной безопасности России и для укрепления наших политических связей и связей в области безопасности в рамках Содружества Независимых Государств. Здесь отмечалось, что есть ряд замечаний по данному документу, но мы считаем, что вопрос о ратификации и так затянулся - не по нашей вине, а в силу целого ряда причин, связанных, в частности, с реорганизацией Правительства Российской Федерации, - и мы уже больше не можем затягивать вопрос с ратификацией. Те недочеты, о которых говорилось в ходе обсуждения данного документа, есть возможность устранить в последующей работе, потому что, безусловно, данный договор потребует еще дополнительных протоколов. Это живой, действующий документ, по которому уже фактически работают наши соответствующие компетентные органы. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Афанасьевич. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Запишитесь, пожалуйста, на вопросы. А пока идет запись... Коллеги, у нас сегодня на гостевом балконе присутствует делегация депутатов Брянской областной Думы и глав муниципальных образований Брянской области. Это вновь избранные депутаты, победившие на выборах 5 декабря. Поприветствуем их и пожелаем им плодотворной работы на благо края своего и нашей России. (Аплодисменты.) Покажите список записавшихся, пожалуйста. Локоть Анатолий Евгеньевич, пожалуйста, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Уважаемый Вячеслав Николаевич, как следует из вашего доклада, договор не подписан Украиной, Узбекистаном и Туркменистаном. Нам небезразлично участие этих стран в договоре, потому что... Ну, мы помним, что некоторые граждане Украины участвовали в чеченских событиях на стороне бандформирований. Кстати, если кто-то забыл, в числе тех, кто сегодня марширует в униформе по Западной Украине, есть эти ребята. Ну и Средняя Азия наша нестабильная. Поэтому волнует очень перспектива вхождения этих государств... Какова перспектива: подпишут они или не подпишут этот договор, будут ли они участниками этого процесса? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Николаевич. УШАКОВ В. Н. Вы знаете, право каждого государства - определять, участвовать или не участвовать в этом договоре, в реализации данного договора. Я думаю, что, с учетом тенденций, которые сегодня приобретает мировой терроризм, Украина, скорее всего, присоединится к договору. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Махмудов, ваш вопрос. МАХМУДОВ М. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, я прошу прощения, но во время первого обсуждения я поднимал руку, пытался нажать на кнопку - вы нас почему-то не замечаете. Вопрос у меня к Вячеславу Николаевичу. Уважаемый Вячеслав Николаевич, такое ощущение, что бывшие республики Советского Союза, которые стали отдельными государствами, не могут договариваться даже по таким крайне жизненно важным проблемам, как борьба с терроризмом, совместная борьба. Азербайджан со своей оговоркой, Грузия, Россия, завтра другие тоже со своими оговорками выступят. Что останется от этого договора, к чему в результате мы можем прийти и какая из этого выйдет борьба с терроризмом, когда не могут договориться даже руководители этих государств? Всего восемь подписей стоит, я думаю, это далеко не все страны СНГ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вячеслав Николаевич. УШАКОВ В. Н. Спасибо. Я думаю, что оговорки эти обусловлены прежде всего спецификой национальных законодательств и отношением конкретного государства к вопросам совместных антитеррористических действий. Реализация договора - процесс непростой. Я думаю, что при реализации этого договора возникнет еще много различных оговорок, но, скорее всего, это будут оговорки, более конкретно привязанные к практической стороне реализации договора. То есть сейчас в договоре у нас обусловлена только теоретическая составляющая, и мы переходим к практической стороне этого вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Митрофанов Алексей Валентинович, ваш вопрос. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемый Вячеслав Николаевич, у меня такой вопрос. Собираются ли участники договора о сотрудничестве в борьбе с терроризмом публиковать единый перечень террористических организаций и лиц? Это очень важное политическое мероприятие. Кого они причисляют в мире и в СНГ к террористическим организациям? И какое ведомство будет за это отвечать? Чтобы мы знали некий государственный перечень. Например, недавно обсуждалось причисление Рабочей партии Курдистана к террористической организации. Да, такие разговоры шли недавно. Оправданно ли это и так далее?... Общественность должна знать, действительно ли та или иная организация является террористической. Спасибо. УШАКОВ В. Н. Такой список существует, и существует уже давно. К сожалению, список пополняется, потому что у терроризма как у явления есть динамика. И я думаю, что такой список, если есть необходимость, можно опубликовать, и это должна сделать Федеральная служба безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Квицинский, ваш вопрос. КВИЦИНСКИЙ Ю. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. У меня вопрос к Андрею Афанасьевичу. В чем смысл второй оговорки - о том, что Россия не считает себя связанной положениями пункта 2 статьи 4 договора, то есть вот что гражданство лица, обвиняемого в акте терроризма, определяется на момент его совершения? Означает ли это, что Россия не будет выдавать лиц, обвиняемых в акте терроризма, ежели они являются гражданами других стран СНГ, этим странам? Означает ли это, что она не будет настаивать на выдаче российских граждан России, если они обвиняются в совершении акта терроризма в других странах СНГ? Означает ли это, наконец, что в случае задержания нашими спецподразделениями, направленными, например, теоретически в Панкисское ущелье, террористов мы будем претендовать на то, чтобы все они, независимо от гражданства, депортировались в Россию? Я могу продолжить эти вопросы. Поясните, пожалуйста, в чем смысл оговорки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Андрею Афанасьевичу Кокошину. КОКОШИН А. А. Уважаемый Юлий Александрович, я считаю, что этот вопрос, конечно, должен быть прежде всего обращен к тем, кому придется реализовывать положения данного договора, но в данном случае, я думаю, просто выражены некие страхующие элементы, которые еще будут обговариваться в последующих протоколах, которые явно последуют за подписанием этого договора. Один протокол, кстати, у нас уже имеется, и он был ратифицирован Государственной Думой. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кондратенко Николай Игнатович, ваш вопрос. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Вячеслав Николаевич, к вам вопрос. Не взрывают Украину, Белоруссию, Прибалтику, Казахстан, Китай, Болгарию, Польшу, других, но почему-то возненавидели Россию. Что за избирательность международного терроризма в таком случае? И международный ли это терроризм? И второй вопрос. Недавно мы ратифицировали соглашение с Германией о транспортировке военных грузов, оружия и людей на восток, на юго-восток. Для чего везем оружие? Убивать людей. Кого? Мусульман. Такими ратификациями не стимулируем ли мы проведение террористических актов на территории своей страны? Спасибо. УШАКОВ В. Н. Спасибо. Я думаю, что вопрос не совсем относится к сегодняшней повестке дня. Но относительно того, почему террористы выбрали территорию России, а не указанных вами государств, - наверное, надо смотреть с объективной стороны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы заданы, ответы получены. Есть ли желающие выступить? Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О ратификации Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом"? В рамках "часа голосования" прошу вас определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 03 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2% Результат: принято Принято.