Заседание № 206
О проекте федерального конституционного закона № 303204-4 "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (по вопросу о гражданстве членов правительства).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. Пункт 2. О проекте федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Принятый нами в первом чтении проект рассматриваемого федерального конституционного закона содержал норму, запрещающую заместителям Председателя Правительства Российской Федерации и федеральным министрам иметь гражданство иностранного государства, а доработанный ко второму чтению уже определил, что заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначаются из числа граждан Российской Федерации, не имеющих не только гражданства иностранного государства, но и вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. К настоящему времени законопроект в полном объёме подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. По проекту закона замечаний правового, юридико-технического и лингвостилистического характера не имеется. В связи с изложенным Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует принять рассматриваемый законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу? Нет. Выносим данный проект федерального конституционного закона на "час голосования".
Пункт 2. Кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" в третьем чтении? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 32 мин. 38 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0% Результат: принято Принято.
Заседание № 201
О проекте федерального конституционного закона № 303204-4 "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (по вопросу о гражданстве членов правительства; одобрен в первом чтении 4 октября 2006 года с названием "О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 16. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! 4 октября этого года в первом чтении мы с вами приняли изменение в статью 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", которое требует, чтобы заместители председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры назначались только из числа граждан, не имеющих гражданства иностранного государства. При подготовке проекта закона ко второму чтению к нам поступило четыре поправки, которыми вышеуказанный тезис об отсутствии гражданства иностранного государства предлагается дополнить словами "либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства". Такое предложение комитет посчитал вполне уместным и предлагает не только изменить в этом ключе статью 9, но и корреспондировать это требование со статьёй 7 и несколько изменить название законопроекта. Поэтому три поправки из четырёх мы предлагаем принять, а поправку к статье 12 отклонить, так как обсуждаемое требование - об отсутствии гражданства иностранного государства, вида на жительство или другого документа в отношении заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, министров, руководителей других федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов и организаций при Правительстве Российской Федерации - должно решаться, если это нужно, и в режиме других нормативных актов. С учётом вышеизложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе утвердить таблицы поправок и одобрить данный проект федерального конституционного закона во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок? Кто за принятие данной таблицы? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 32 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято. Есть ли вопросы по таблице, состоящей из одной поправки, рекомендуемой комитетом к отклонению? Кто за принятие данной таблицы? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 03 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы одобрить во втором чтении данный проект федерального конституционного закона? Прошу проголосовать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 32 сек.) Проголосовало за 405 чел.90,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0% Результат: принято Законопроект одобрен во втором чтении.
Заседание № 183
О проекте федерального конституционного закона № 303204-4 "О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" (по вопросу о гражданстве членов правительства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 18. Проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Доклад Андрея Аркадьевича Климова. КЛИМОВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект фактически соответствует логике закона, который мы с вами приняли года назад. Этот закон ввёл ограничения о том, что должность Председателя Правительства Российской Федерации могут занимать исключительно граждане России, не имеющие гражданства иностранного государства. Вместе с тем Правительство Российской Федерации, как вы знаете, состоит не только из председателя правительства, но и из его заместителей и министров, которые также являются членами правительства. По логике, необходимо было распространить эту норму и на других членов правительства. Это и составляет суть данного законопроекта. Таким образом, после его принятия не только Председатель Правительства Российской Федерации, но и его заместители, а также все федеральные министры будут лишены права иметь гражданство иностранного государства. Это федеральный конституционный закон, то есть нам необходимо триста голосов депутатов, поэтому просил бы вас на это обратить внимание. Нами получен положительный отзыв Правительства Российской Федерации. Нет никаких замечаний со стороны нашего Правового управления, ГПУ Президента Российской Федерации. Средств из бюджета на реализацию данного закона и внесения изменений и дополнений в другие нормативные акты федерального уровня не требуется. Доклад закончил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Аркадьевич. Содоклад по данному законопроекту сделает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Если мы серьёзно относимся к вопросам государственности, суверенитета, безопасности, то повышение требований к замещению должностей и уместно, и своевременно. Ни у кого не вызывает сомнения, что государственный суверенитет и всё другое, связанное с этим, не только обеспечивает силы Российского государства, но и гарантирует его статус-кво и развитие для будущих поколений. Мы также видим, что нарастающая самостоятельность России, повышение её значимости в мировом процессе усиливают её неприятие со стороны отдельной, определённой части населения планеты, желающей подчинить мир собственным интересам. В этой ситуации мы, конечно, должны предпринять все меры для формирования устойчиво функционирующего государства. И сегодня вполне уместен поставленный на рассмотрение вопрос о гражданстве членов Правительства Российской Федерации. Государственность и независимость - это, вообще, такие вещи, которыми заниматься нужно, не обременяясь личной позицией или позицией другого государства, иначе конфликт интересов объективно будет обеспечен, а этого допускать никак нельзя. К тому же мы постоянно отмечаем факты довольно жёсткого негативного воздействия как на институты суверенитета, так и на режим комфортного состояния общества, в том числе в части его патриотизма и здорового самолюбия. История иногда делает попытки отменить закон диалектического развития применительно к нашей с вами территории, но как наши предки проходили эти поворотные точки, так и мы в настоящее время переходим эту точку и возвращаем страну в тот вид, который отвечает требованиям общества. Но мир, как и жизнь, серьёзно меняется, и нужно быть максимально внимательными ко всему, что окружает нас. И вот этому как раз и будет служить проект рассматриваемого федерального конституционного закона, направленного на то, чтобы Правительство Российской Федерации и впредь было не просто российским, не только осуществляло исполнительную власть в Российской Федерации, а и действовало исключительно в интересах Российской Федерации и её граждан. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый проект федерального конституционного закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы у Локотя и Попова, два вопроса. Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Вообще, это та норма, за которую коммунисты, во всяком случае, последние пятнадцать лет как раз боролись. И в этом смысле есть определённое чувство удовлетворения, что наконец-то наши голоса услышаны. Безусловно, закон необходим и нужен. Но, Александр Петрович, вопрос такой. Существует ли статистика на сегодняшний день о наличии чиновников с двойным гражданством в Правительстве Российской Федерации, в высших эшелонах власти, скажем так? Спасибо. МОСКАЛЕЦ А. П. Нет, я таких примеров практических приводить не буду, и я даже старался уйти от такой статистики, потому что считаю, что это другой вектор данного вопроса и на объективное, полное рассмотрение предложенного законопроекта это никак не влияет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос Попова Сергея Алексеевича. Я вижу руку Митрофанова. Ещё один вопрос задаст Митрофанов. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, а полагаете ли вы ко второму чтению распространить норму этого закона не только на членов правительства, но и на руководителей агентств, других руководителей подобного уровня? МОСКАЛЕЦ А. П. Если вы, Сергей Алексеевич, внесёте такую поправку, мы её в комитете обязательно рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. И вопрос Митрофанова Алексея Валентиновича. МИТРОФАНОВ А. В. У меня такой вопрос. Если нет членов правительства с двойным гражданством, тогда зачем нужен закон? Откуда, вообще, эта идея взялась? Вы что, боитесь, что Борис Абрамович вернётся и захочет в правительство опять попасть, вот какой смысл? Это первое. И второе - то же самое, на ту же тему. А вы знаете, что у нас вообще нет двойного гражданства де-юре? Только с Таджикистаном есть соглашение о двойном гражданстве, есть юридически, а так у нас, вообще, нет соглашения ни с одной другой страной. Это вопрос туманный, и он не решён юридически. Прокомментируйте это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Да я тут даже и не представляю, что комментировать, потому что вы сами сказали, что нет сегодня в правительстве лиц, которые подпадали бы под действие этого закона. Но это ничего не означает. Мы ведь принимаем здесь общие правила поведения, а не рассматриваем какую-то конкретную личность или какой-то конкретный факт. Это совершенно другая ситуация, проблема, которая затем уже будет решаться при наличии того или иного закона. Для этого мы с вами формируем правила поведения и даем сигнал всем органам управления и всем представителям всех ветвей власти Российской Федерации, что на сегодня таков наш вектор, в этом требования общества и требования государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, коллеги. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель правительства и представитель президента? Не желают. Коллеги, кто за то, чтобы одобрить проект федерального конституционного закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 18 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8% Результат: принято Принято.