Заседание № 64
01.12.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 30268-4 "О районных коэффициентах к заработной плате".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6062 по 6244 из 7047
Пункт 15 повестки дня, о проекте федерального закона "О районных коэффициентах к заработной плате". Доклад представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа депутата Государственной Думы Курбан-Али Амировича Амирова. Пожалуйста. С места. Включите микрофон, пожалуйста. АМИРОВ К.-А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, год назад Дума Ханты-Мансийского автономного округа внесла в Государственную Думу проект федерального закона "О районных коэффициентах к заработной плате", и сегодня мне поручено его здесь доложить. Этим законопроектом устанавливаются минимальные размеры и порядок выплаты районных коэффициентов к заработной плате работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от вида собственности, на территориях сорока девяти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Трудовым кодексом, статья 316, размер районного коэффициента и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако депутаты законодательного собрания вышли за рамки требований этой статьи и предлагают установить районные коэффициенты в сорока девяти субъектах Российской Федерации, и в предлагаемом законопроекте определены размеры этих районных коэффициентов, которые варьируются от 1,1 до 2. Кроме того, размер районного коэффициента может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на 0,5 за счет средств самого субъекта. В законопроекте указан порядок выплаты районного коэффициента, и к нему прилагается таблица по сорока девяти субъектам, в которых предлагается ввести районные коэффициенты. Примерно в пяти субъектах устанавливается наивысший районный коэффициент - 2, в остальных районные коэффициенты несколько выше, чем было установлено ранее решениями различных министерств и ведомств. Следует отметить, что в двадцати четырех субъектах Российской Федерации районные коэффициенты предлагается установить в размерах, превышающих установленные решениями органов государственной власти бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей или решениями федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 указанного законопроекта, размеры коэффициентов предлагается закрепить на федеральном уровне. Эти районные коэффициенты были повышены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании постановления Совета Министров РСФСР еще от 1991 года "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера". К законопроекту приложено финансово-экономическое обоснование, но, к сожалению, региональные законодатели сделали расчеты только по десяти субъектам Российской Федерации, где эти коэффициенты более или менее выплачивались. И как один существенный недостаток, хоть я и докладываю этот законопроект, я бы отметил то, что в этом законопроекте несколько перемешаны постановления, положения ряда действующих федеральных законов, и вместо того, чтобы разделить коэффициенты для территорий, расположенных на Севере, и коэффициенты для иных территорий Российской Федерации в сорока девяти субъектах, где коэффициенты устанавливаются по иным основаниям, всё это сведено в единую таблицу. Законодатели предлагают отменить двадцать шесть нормативных актов, действующих на сегодняшний день, в связи с принятием этого закона, и в то же время приводится таблица тех коэффициентов, которые были ранее утверждены, и также сведения о том, решениями каких субъектов и на основании чего они были установлены. Я предложил бы депутатам Государственной Думы поддержать данный законопроект, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Сергея Ивановича Неверова. Пожалуйста. НЕВЕРОВ С. И., фракция "Единая Россия". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! На самом деле законопроект был внесен в соответствии со статьей 316 Трудового кодекса, которой предусматривалось установление размера районного коэффициента отдельным федеральным законом, но в связи с принятием 122-го закона статья 316 с 1 января 2005 года претерпит изменения, теперь там записано: устанавливается не федеральным законом, а устанавливается правительством, и регионы могут сегодня в соответствии со своими экономическими возможностями устанавливать более высокий коэффициент. Поэтому в связи с тем, что закон пролежал у нас определенное время и - еще раз хочу сказать - внесены изменения: с 1 января не федеральным законом, а постановлением правительства устанавливаются районные коэффициенты, комитет предлагает данный законопроект отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Один вопрос, да? Еще один. Два вопроса. Значит, Ближина и Зубов. Чтобы не делать запись. Пожалуйста, Ближина Любовь Фёдоровна. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. Спасибо, Георгий Валентинович. Принятие законопроекта повлечет дополнительные затраты из средств федерального бюджета, Фонда социального страхования и местных бюджетов. Есть ли у вас предложения, где изыскать эти средства? Ведь большинство регионов у нас дотационные. Пожалуйста, ответьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кому вопрос? БЛИЖИНА Л. Ф. Ну, наверное, докладчику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите депутату Амирову микрофон. АМИРОВ К.-А. А. К сожалению, это один из недостатков представленного законопроекта. Я уже отметил, что финансово-экономическое обоснование сделано не полностью, там расчет всего по десяти субъектам Российской Федерации, обходится это в 10 миллиардов рублей. Где изыскать даже эти ресурсы, к сожалению, законодатели не указали. Так что источника финансирования, конечно, в этом законопроекте нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович, ваш вопрос. Сразу скажите кому. ЗУБОВ В. М. У меня вопрос: правительство будет принимать решение об этих коэффициентах до того, как будет представлять бюджет в Госдуму и соответственно это будет учтено при формировании региональных бюджетов, межбюджетных отношений или это будет делаться после того, как будет принят бюджет? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Неверову Сергею Ивановичу включите микрофон. НЕВЕРОВ С. И. Я не могу ответить за правительство. Я знаю одно: сейчас работает комиссия по районированию, вовлечен и наш комитет по проблемам Севера. И я думаю, что если будут вноситься какие-то изменения - а районный коэффициент в сорока девяти регионах сегодня установлен, - то, конечно, будет приниматься решение с учетом бюджета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Одна желающая. Вы уверены, Валентина Николаевна, что вы хотите выступить? Очень хотите. Можно, мы ограничим тремя минутами вас, Валентина Николаевна? Можно двумя даже. Спасибо, Валентина Николаевна. Пожалуйста, дайте Валентине Николаевне Пивненко выступить. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция "Единая Россия". Спасибо. Вопрос, который поднимает Дума Ханты-Мансийского автономного округа, имеет значение для Севера, поскольку то решение, которое было принято в пятнадцати из двадцати семи северных регионов, о предоставленном им праве устанавливать собственными решениями районные коэффициенты, внесло неразбериху, сказывающуюся и в вопросах, связанных с социальными выплатами, с выплатами пенсионными. Но закон, который предложен сегодня, не решает этой проблемы. Поэтому то, что сказал Сергей Иванович Неверов, я дополню. Действительно, есть рабочая группа при комитете, - это более сорока человек, ведущие ученые, специалисты не только из федерального центра, но и из всех северных регионов Российской Федерации. Мы предложения такие готовим и будем их вносить. Данный законопроект в той редакции, которая предложена, комитет рассмотрел очень внимательно, мы его не поддерживаем. Хотя проблема есть, и она требует решения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель правительства, представитель президента? Нужно ли заключительное слово? Не нужно. Ставится на голосование данный проект федерального закона в первом чтении. Кто за то, чтобы его принять? Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 57 сек.) Проголосовало за 59 чел.13,1% Проголосовало против 19 чел.4,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 78 чел. Не голосовало 372 чел.82,7% Результат: не принято Не принимается законопроект.