Заседание № 204

12.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 302593-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с повышением размеров базовых частей трудовых пенсий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4019 по 4214 из 6530
Пункт 13 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с       
повышением размеров базовых частей трудовых пенсий". Доклад депутата            
Государственной Думы Валерия Карловича Гартунга.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском         
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! На ваше              
рассмотрение выносится, на мой взгляд, очень важный вопрос - вопрос о           
повышении базовой части пенсии. И к сожалению, осталось менее десяти минут до   
перерыва, я просил бы всё-таки, может быть, даже и продлить заседание, чтобы    
обсудить этот законопроект основательно.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Карлович, у вас десять минут, сейчас 13.48. Вы    
успеете свой доклад сделать до 14 часов, а дальше мы определимся.               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Хотелось бы вот что сказать. Если формально, то этим              
законопроектом предлагается поднять базовую часть пенсии до 1800 рублей.        
Напомню, что этот законопроект внесён был два года назад, когда базовая часть   
пенсии составляла 900 рублей. То есть в два раза. Почему именно 1800 рублей я   
предложил в качестве базовой части пенсии? Не секрет, что для многих граждан    
России, живущих на пенсию, бывает так, что она является основным источником     
дохода. Так вот, в то время, на 1 января 2005 года, величина прожиточного       
минимума для пенсионера составляла 1816 рублей. Я исходил из той логики, что    
мы должны привести размер минимальной пенсии к величине прожиточного            
минимума.                                                                       
                                                                                
К сожалению, почти два года пролежал законопроект в Думе, и ситуация            
изменилась: сегодня базовая часть пенсии составляет 1035 рублей. На мой         
взгляд, это недопустимо мало. И если учесть, что этот законопроект в случае     
его принятия коснётся более сорока миллионов наших сограждан, то я просил бы    
моих коллег обратить особое внимание на принятие этого законопроекта.           
                                                                                
Не буду зачитывать положения законопроекта, собственно говоря, о сути его я     
сказал, я только перечислю те категории граждан, которых это касается.          
Обратите внимание, это касается граждан, получающих пенсию по старости,         
пенсионеров-инвалидов или достигших восьмидесятилетнего возраста, лиц,          
имеющих иждивенцев, инвалидов, имеющих иждивенцев, детей, потерявших            
кормильцев, нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца. Думаю, что я не   
открою секрета, если скажу, что это как раз те самые категории граждан,         
которые составляют те тридцать миллионов граждан, которые живут сегодня за      
чертой бедности. Это самые бедные граждане России! Поэтому я считаю, что мы     
должны в нынешних условиях пойти навстречу этим гражданам.                      
                                                                                
Кроме того, по расчётам, денег на реализацию этого законопроекта требуется      
405 миллиардов рублей в год. Если учесть, сколько денег мы направляем           
ежегодно в Стабилизационный фонд, - а это почти 1,5 триллиона рублей, - то      
для ликвидации бедности, ну, не совсем ликвидации, что ли, а для повышения      
жизненного уровня именно этих тридцати миллионов самых бедных, самых            
обездоленных граждан России требуется всего четвертая часть от этой суммы. И    
я считаю, что государство, направляющее сегодня такие огромные суммы в          
Стабилизационный фонд, а оттуда направляющее их в казначейские обязательства    
США и фактически финансирующее военные расходы Соединённых Штатов Америки,      
могло бы более правильно и более справедливо распорядиться этими деньгами и     
направить часть этих денег на реализацию одного из положений послания           
президента. Кстати, вы помните, наверняка помните, что президент сказал, что    
ему стыдно, что так бедно живут в нашей стране люди. Так вот, сегодня нам       
предоставляется возможность приблизиться к реализации одного из положений       
послания президента. Я предлагаю сегодня это сделать. Не вижу никаких причин    
- ни юридических, ни экономических - этого сегодня не делать.                   
                                                                                
С юридической точки зрения, конечно, поскольку прошло два года, законопроект    
нуждается в доработке. Я думаю, что во втором чтении можно изменить срок        
введения в действие этого закона, можно внести поправки. Или, например,         
перенеся введение в действие этого закона на 1 января 2008 года, можно          
принять новый федеральный бюджет с учётом принятого нами этого федерального     
закона, заложить соответствующие деньги, направляемые из федерального бюджета   
на выплату базовой части пенсии, и снять все юридические препоны.               
                                                                                
Скажу, что аналогичным образом Государственная Дума поступила не более месяца   
назад. 6 декабря в этом зале обсуждалось повышение минимального размера         
оплаты труда. Депутаты от "Единой России" дружно за него проголосовали. Я       
считаю, что это правильный, нужный законопроект. Но в этом зале высказывались   
опасения... (Шум в зале.)                                                       
                                                                                
Пожалуйста, потише можно? Вы так громко говорите, что даже я через микрофон     
не могу вас перекричать. Спасибо большое.                                       
                                                                                
В этом зале высказывались опасения по поводу того, что у нас ведь не заложены   
деньги в бюджете на повышение минимального размера оплаты труда. На что         
депутаты "Единой России" ответили: никаких проблем, мы внесём поправки в        
федеральный бюджет, то же самое сделают субъекты Российской Федерации, примут   
соответствующие поправки.                                                       
                                                                                
Я думаю, что это здравый довод. Мы то же самое можем сделать и сейчас, когда    
речь идёт о самых обездоленных наших согражданах, подчёркиваю, почти о сорока   
миллионах граждан речь идёт сегодня. Поэтому никаких препятствий для принятия   
этого законопроекта я не вижу.                                                  
                                                                                
Кроме того, в принятии этого законопроекта есть прямой экономический смысл.     
Сегодня, как никогда, Россия богата доходами от добычи природных ресурсов, и    
такие отчисления в Стабилизационный фонд этому подтверждение. У нас             
развивается экономика, но наша экономика могла бы развиваться ещё быстрее,      
ещё больше, если бы мы увеличивали покупательскую способность нашего            
населения, а не увеличивали военную мощь Соединённых Штатов Америки. На что     
она направлена - мы все прекрасно это видим и знаем. Я думаю, что это не        
отвечает интересам Российской Федерации.                                        
                                                                                
Я считаю, что принятие этого законопроекта приблизило бы нас к решению другой   
задачи, поставленной в Послании Президента Российской Федерации, - задачи       
удвоения валового внутреннего продукта. То есть если бы у нас увеличивался      
внутренний спрос, а для этого нужно (единственное, что нужно сделать)           
увеличить покупательскую способность населения, то мы могли бы увеличить        
темпы роста валового внутреннего продукта.                                      
                                                                                
С любой точки зрения - с экономической, с политической, с точки зрения          
социальной справедливости - законопроект принимать нужно. Подчёркиваю:          
никаких юридических оснований не принимать этот законопроект я не вижу.         
Остаётся только одно: ваша политическая воля и ваше решение, будем ли мы        
выполнять обязательства, взятые на себя во время выборных кампаний. Напомню,    
что к избирательным урнам во время голосования больше всего приходит            
пенсионеров. И этот законопроект как раз касается этой категории граждан,       
которая нас с вами каждый раз, раз в четыре года, выбирает. Я считаю, что       
сегодня все условия есть для того, чтобы хотя бы частично выполнить те          
обещания, которые мы давали во время избирательных кампаний.                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, у нас осталось четыре минуты до        
перерыва. Я никаких предложений не вижу, поэтому я даю слово...                 
                                                                                
Депутат Васильев, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, конечно, я даю вам слово для содоклада, как   
заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике. Но            
поскольку нет других предложений, уложитесь в оставшиеся три с половиной        
минуты. Пожалуйста.                                                             
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У нас у   
всех имеется официальное заключение Комитета по труду и социальной политике,    
в котором говорится о том, что реализация положений законопроекта потребует,    
по расчётам автора, на десять месяцев 2006 года 405 миллиардов рублей. Здесь    
говорится о том, что федеральным законом от 14 февраля 2005 года № 3-ФЗ         
размер базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2005 года            
установлен в сумме 900 рублей в месяц. С учётом проведённых индексаций размер   
базовой части трудовой пенсии по старости в настоящее время составляет 1035     
рублей в месяц.                                                                 
                                                                                
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в            
Российской Федерации" в соответствующем федеральном законе определяются         
конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также   
в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении изменений в    
федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда            
Российской Федерации. Всё это не было представлено автором, не был              
представлен источник финансирования законопроекта.                              
                                                                                
Пунктом 6 статьи 17 указанного федерального закона определено, что размеры      
базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и   
трудовой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренные статьями 14-16,     
наряду с индексацией, проведённой в соответствии со статьёй 17, могут в целях   
поэтапного приближения к величине прожиточного минимума пенсионера              
устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием       
федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.    
Таким образом, эти сроки здесь не выдерживаются. На 2007 год закон о бюджете    
уже принят, поэтому принятие данного законопроекта идёт вразрез с положениями   
федерального закона о пенсиях.                                                  
                                                                                
В проектах федеральных законов о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного      
фонда Российской Федерации на 2007 год предусмотрены средства на индексацию и   
увеличение размера базовой части трудовой пенсии. Так, с 1 апреля               
предусмотрена её индексация на 7,5 процента, а с 1 октября увеличение базовой   
части трудовой пенсии по старости будет до 1260 рублей. Поэтому в заключении    
указано, что правительство не поддерживает данный законопроект, и говорится о   
том, что Программой социально-экономического развития Российской Федерации на   
среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утверждённой распоряжением          
правительства от 19 января 2006 года № 38-р, предусматривается повышение        
уровня пенсионного обеспечения, с тем чтобы в среднесрочной перспективе         
размеры социальных пенсий полностью обеспечивали прожиточный минимум            
пенсионеру и соответственно были повышены базовые части трудовых пенсий.        
                                                                                
Рассмотрев законопроект, внесённый коллегой Гартунгом, Комитет                  
Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение              
рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
А от себя скажу только два слова. Да, действительно здесь, в этом зале, в       
своё время мы выкрутили руки правительству и заставили его принять решение об   
увеличении минимального размера оплаты труда. Да, это был осознанный шаг, и     
он поставил правительство в очень неудобное положение, и мы осознанно шли на    
него, потому что любое увеличение минимального размера оплаты труда приводит    
в том числе и к пополнению Пенсионного фонда и позволяет нам выполнить вот      
эти обязательства, которые приняты нами, по повышению базовой части пенсии на   
те проценты, о которых я говорил. Но каждый раз так крутить руки возможности    
у нас нет. Если бы мы так поступали, то развалили бы в стране всё, в том        
числе и тот бюджет, который мы с вами вместе принимали.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Алексеевич, 14.00. Вы завершили выступление?     
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4236 по 4560 из 6530
Уважаемые депутаты, продолжаем обсуждать пункт 13 порядка работы. У нас         
выступили докладчик и содокладчик. Я обращаюсь к залу: есть ли желающие         
задать вопросы? Есть вопросы у депутата Смолина, у депутата Локотя, двое.       
Подводим черту.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Кому вопрос, Олег Николаевич?               
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо. У меня вопрос уважаемому представителю комитета.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Алексеевич, вам вопрос.                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Владимир Алексеевич, за много лет работы в парламенте я уже        
научился отвечать на разные вопросы избирателей, но вот на один вопрос          
ответить не могу. Если можете, предложите, пожалуйста, вашу версию ответа на    
стандартный вопрос пенсионера: как прожить на минимальную пенсию в России и     
почему её нельзя резко повысить при огромных дополнительных доходах             
федерального бюджета?                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Мне можно с места?                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Владимир Алексеевич, с места, пожалуйста.             
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Вообще, вопрос, конечно, сложный, он требует            
понимания контекста, так сказать, той аудитории, в которой вы находитесь,       
можно где-то и пожёстче сказать, а где-то и помягче. Вы приходите ко мне, я     
вас научу.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос депутата Локотя. Анатолий Евгеньевич,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Владимир Алексеевич, я без шуток, серьёзный вопрос задаю,          
поэтому прошу не отшучиваться.                                                  
                                                                                
Вы достаточно хорошо тут говорили о том, как выкручивали руки правительству,    
но я также помню, что в этом зале фракция "Единая Россия" несколько раз,        
вообще, выступила против повышения минимальной заработной платы, и, чего уж     
тут говорить, ссылаться на это, наверное, не стоит.                             
                                                                                
Ну а суть вопроса заключается в следующем. Как, по вашему мнению (или по        
мнению комитета, как хотите), должны соотноситься прожиточный минимум в         
стране и минимальная пенсия? Вот, на ваш взгляд, каково должно быть             
соотношение?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Алексеевич.                          
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Я совершенно серьёзно вам отвечаю и вполне убеждён в    
том, что прожиточный минимум и любое минимальное пособие, которое получает      
человек, будь то заработная плата, или пенсионное обеспечение, или там          
обеспечение по инвалидности, должны быть как минимум равны, а ещё лучше,        
чтобы прожиточный минимум был ниже, чем любое получаемое у нас в стране         
пособие.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за ответ, по крайней мере меня он                 
удовлетворяет.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Есть.   
Депутат Смолин, депутат Бадалов и депутат Швец. Три депутата записались на      
выступление. Подводим черту.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, депутат Смолин.                                                     
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, конечно, остроумие - это лучший способ          
отвечать, когда отвечать нечего. Я хочу вам только напомнить, что во время      
последних выборов в Пермском крае большинство политических партий, включая      
партию власти, обещали пенсионерам поднять пенсии в два - четыре раза. Я хочу   
вам напомнить, что в Омской области, где выборы уже на носу, руководители       
партии власти обещают обратиться к президенту с предложением поднять пенсии в   
два раза. Коллеги, зачем обращаться к президенту? Вот перед нами                
законопроект, давайте проголосуем, и ни к кому обращаться не надо будет.        
                                                                                
Теперь если серьёзно. Совершенно очевидно, что пенсии в Российской Федерации    
недопустимо занижены, в реальных деньгах по сравнению с пенсиями                
двадцатилетней давности, по нашим оценкам, где-то приблизительно раза в три.    
Почему трудно оценить, во сколько раз реально занижены пенсии? Потому что       
правительственный расчёт инфляции совершенно отличается от того, что даёт       
наука и даёт домохозяйка. Я больше верю науке и домохозяйке. Напомню вам,       
коллеги, что, по официальным данным, в прошедшем году у нас инфляция впервые    
за последние годы меньше двузначной цифры - около 9 процентов. А теперь         
посмотрите, что утверждает директор Института экономики Российской академии     
наук Руслан Гринберг (он утверждает это в средствах массовой информации). По    
оценкам науки, рядовой гражданин покупает не четыреста видов товаров и услуг,   
по которым рассчитывается инфляция, а пятнадцать - двадцать видов товаров и     
услуг. А если считать инфляцию по этим товарам и услугам, то она на самом       
деле не 9 процентов, а, по оценкам науки, 25-30 процентов. А теперь             
посчитайте, на сколько в реальных деньгах поднялись пенсии в Российской         
Федерации в прошедшем году и на сколько они поднимутся в следующем году.        
                                                                                
Хочу ещё раз напомнить то, что всем известно: средняя пенсия в Российской       
Федерации - где-то 24-26 процентов от зарплаты. По самым жёстким, минимальным   
требованиям она должна составлять не менее 40 процентов. Об этом говорят        
конвенции Международной организации труда, уважаемые коллеги.                   
                                                                                
Хочу ещё раз напомнить, в отличие от Минфина экономическая наука утверждает,    
что инфляция в России имеет по преимуществу немонетарный характер, как          
минимум на две трети немонетарный характер, она не зависит от пенсий и          
заработной платы, а определяется ценами на товары и услуги так называемых       
естественных, или противоестественных, монополий. Другими словами, аргумент,    
мол, если мы будем поднимать пенсии, то резко всколыхнём инфляцию, - этот       
аргумент не выдерживает критики с точки зрения серьёзной экономической науки,   
не зацикленной на Милтоне Фридмане, на монетаризме и прочих догмах, которые     
заложены в основу экономической политики в Российской Федерации.                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что всего этого, в общем, достаточно. Просто        
вспомните, что вы будете в следующий раз говорить, в марте, в октябре... Я      
думаю, что если бы сейчас мы приняли хотя бы этот закон, хотя нам следует       
идти, видимо, дальше, чем предлагает уважаемый мной Валерий Карлович Гартунг,   
но, если бы мы приняли этот закон, мы бы могли с чистой совестью идти к нашим   
избирателям, на ближайшие выборы. А кто не хочет на выборы, мог бы с чистой     
совестью закончить политическую карьеру, считая, что он сделал то, что мог,     
для старшего поколения.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Швец Любовь Никитична.                                                  
                                                                                
ШВЕЦ Л. Н. Спасибо.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, очевидно, что фракция КПРФ будет голосовать за этот          
законопроект, поддерживать его, и мы ожидаем, что в комментариях могут          
прозвучать такие слова, что коммунисты из популистских соображений              
поддерживают этот закон. Учитывая эту возможность, я хочу привести цифры,       
которые свидетельствуют о необходимости принятия этого закона. Не так давно     
мы приняли федеральный бюджет на 2007 год. В соответствии с этим бюджетом       
рост доходов составляет 28 процентов по сравнению с прошлым годом. Состояния    
наших олигархов в среднем удвоились. А вот пенсии на 2007 год в соответствии    
с тем же бюджетом возрастут всего на 9 процентов, реальные денежные доходы      
населения, среди которого значительная часть пенсионеров, - всего на 10         
процентов.                                                                      
                                                                                
Я хочу обратить ваше внимание на необходимость рассмотрения и учёта такого      
показателя, как инфляция, когда мы говорим о пенсионерах. Для пенсионеров       
уровень инфляции не средний, а максимальный, потому что для пенсионеров он      
складывается из роста цен на услуги ЖКХ, из роста цен на оплату телефона, из    
роста цен на транспорт, из роста цен на продовольственные товары. А вот эти     
все слагаемые имеют рост не менее чем на 15 процентов даже по самой             
официальной статистике. Поэтому если реальные пенсии возрастут на 9             
процентов, то как минимум 5 процентов из этих 9 процентов, то есть половина,    
будет съедено реальной инфляцией.                                               
                                                                                
Здесь говорят очень часто об отсутствии источников. Мне кажется, это высшей     
марки цинизм, при том, что сейчас сосредоточено 3 триллиона рублей в так        
называемом Стабилизационном фонде, а к концу следующего года его объём как      
минимум достигнет 4 триллионов 500 миллиардов, а то и 4 триллионов 600          
миллиардов. Такие аргументы не могут быть приняты здравым рассудком.            
Приведённые мною цифры свидетельствуют о том, что мы не только должны           
обратить внимание на пенсии, мы не просто должны поддержать законопроект, но    
мы обязаны это сделать. И прошу всех депутатов, которые способны хотя бы        
представить себе, что значит жить в сегодняшней России на 3 тысячи рублей в     
месяц, поддержать предложенный законопроект, внесённый депутатом Гартунгом.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Бадалов Рубен Михайлович, пожалуйста.             
                                                                                
БАДАЛОВ Р. М., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами как заслугой перед Отечеством, перед всей          
Россией пытаемся гордиться увеличением МРОТ, хотя ни для кого, наверное, не     
секрет, что он давно уже должен быть выведен на уровень прожиточного            
минимума, иначе смысл теряется. Хотел бы обратить внимание в этой связи на      
то, что МРОТ закладывается в базу тарифной части системы оплаты труда. При      
этом мы понимаем, что в рамках формирования заработной платы есть другие        
составляющие, такие, как премии, доплаты, надбавки и так далее, и так далее.    
То есть МРОТ на самом деле не является минимальной оплатой труда как таковой,   
да, но мы говорим о том, что он должен быть на уровне прожиточного минимума.    
Есть у нас в этой части профсоюзы, коллективные договора, соглашения,           
отраслевые соглашения, имеются механизмы вывода выплат за труд за пределы       
прожиточного минимума. У пенсионеров такой возможности нету! Поэтому все        
разговоры об уровне пенсий ниже прожиточного минимума - от лукавого, вообще!    
То есть пенсионеров, людей, получающих такие пенсии, мы с вами, государство     
официально выносит за легитимную финансовую линию жизни. Когда мы               
устанавливаем пенсию ниже прожиточного минимума, мы говорим: люди, вы не        
должны жить в этой стране. И юридически это всё мы с вами, к сожалению,         
закрепляем, ну, или потом подачками пытаемся компенсировать каким-то образом    
эти проблемы.                                                                   
                                                                                
Исходя из такого посыла уже размер социальных пенсий должен быть не ниже        
прожиточного минимума пенсионера, для чего соответственно на этот уровень       
должна быть выведена базовая часть пенсии. Катастрофическое состояние           
пенсионной системы и необходимость принятия экстренных мер по приведению её     
нормативной базы к потребностям общества уже никем не оспариваются, однако и    
действенных мер никто не принимает. Сегодня, ещё раз подчёркиваю в этом зале,   
пенсии шахтёра и вахтёра сравнялись, никакой дифференциации пенсий нет. И       
обращаю внимание всех коллег: пенсия - это не прошлое, пенсия - это будущее,    
потому что сегодня мы, борясь за заработную плату, выводя её на уровень более   
высокий - 20 тысяч рублей, 17 тысяч... Вот у шахтёров сегодня заработная        
плата в среднем по России выходит на уровень 17-18 тысяч, поэтому очень         
сложно объяснить человеку, когда на следующий день он выходит на пенсию и       
получает 3200 рублей... В этом отношении есть мировые правила игры. Вот та же   
конвенция МОТ № 102, о которой говорили, выводит эти уровни, гарантирует не     
менее 40 процентов коэффициент замещения. Посмотрите, что делается в мире по    
этой позиции: Италия - 90 процентов, Испания - 90 процентов, Швеция - 65,       
Германия - 65, Польша - 63, Франция - 50, Япония - 50, США - 50, Белоруссия -   
44. Россия 20 процентов с перепугу перескочила, и то это притянутые за уши      
цифры!                                                                          
                                                                                
Рассматриваемый законопроект при его принятии, к сожалению, не решит все        
проблемы пенсионной системы. Мы понимаем, что проблема требует                  
стратегического или, если хотите, политического решения, необходимость          
принятия которого назрела давно. И когда-нибудь это случится, но до того        
момента, к сожалению, когда наши чиновники созреют для принятия такого          
решения и смелости им хватит, многие пенсионеры просто не доживут. Поэтому      
принятие такого законопроекта, который сегодня мы рассматриваем, позволит       
части, подчёркиваю, части пенсионеров дожить до того, когда мы с вами сделаем   
нормальную пенсионную систему в нашей стране, достойную, для жизни населения    
в нашей стране.                                                                 
                                                                                
Я считаю, и фракция "Родина", что этот законопроект нужно в первом чтении,      
безусловно, принимать. С учётом того, что он длительное время где-то там        
валялся (не хочу непарламентское выражение применять), потому что здесь         
доводы приводились, что уже принят бюджет и так далее, вовремя этот закон не    
рассматривался, надо внести в него соответствующие корректировки, и его нужно   
будет во втором чтении, доработав, принять, работать по нему. А остальную       
пенсионную систему, безусловно, немедленно, в оперативном, катастрофическом     
порядке нужно изменять, иначе мы наживём беду в нашей стране.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желание выступить у            
представителя президента, у представителя правительства? Нет.                   
                                                                                
Докладчик, заключительное слово, пожалуйста.                                    
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, я бы мог выступить с места, но я специально    
вышел на трибуну, чтобы, выступая, смотреть вам в глаза. Я убеждён...           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу внимания, минуточку внимания, буквально на несколько   
секунд. Спасибо.                                                                
                                                                                
Я убеждён, что в этом зале достаточно честных, порядочных, совестливых людей,   
и я как раз вот к этой категории людей, присутствующих в этом зале,             
обращаюсь. Уважаемые коллеги, вы наверняка, если напряжёте свою память,         
вспомните встречи с людьми, которым не на что жить, и наверняка вспомните,      
что к этой категории граждан относятся не только пенсионеры, - у каждого из     
нас есть родители, мы знаем, в каком положении люди старшего поколения сейчас   
находятся, - вы вспомните наверняка семьи, у которых по каким-то трагическим    
обстоятельствам были потеряны кормильцы, вы вспомните детей, которые сегодня    
лишены самого необходимого. Конечно, законопроект, который сегодня вынесен на   
обсуждение, всех проблем этих людей всё равно не решит, но давайте сделаем      
хотя бы первый шаг, ведь мы с вами так много во время выборных кампаний         
обещаем этим людям. Давайте хоть что-то для них сделаем. И я предлагаю забыть   
о какой-то политической принадлежности, вспомнить, что мы все люди, что мы      
живём в одной большой стране. Давайте всё-таки хоть что-то сделаем для тех      
сорока миллионов, тридцати миллионов наших сограждан, которым не на что         
сегодня жить.                                                                   
                                                                                
Спасибо вам большое.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Алексеевич, вы хотели выступить с                
заключительным словом? Пожалуйста. Содокладчик тоже просит время для            
заключительного слова. Пожалуйста.                                              
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Чтобы не получилось так, что я не хочу смотреть вам в   
глаза, я тоже выхожу сюда, уважаемые коллеги. Я тоже не первый год работаю в    
законодательных органах и встречаюсь с людьми, которым тяжело сегодня. И вот    
давить сегодня, как говорится, на тонкие струны, говорить, что мы должны все    
сесть и заплакать, наверное, не совсем корректно. Это больше напоминает         
популистические заявления, когда мы понимаем, что этого сделать невозможно      
практически. Хотя вы сказали, коллега, сегодня, что никакой экономики в этом    
вопросе нет, она здесь присутствует очень явно. Это первое.                     
                                                                                
Второе. Когда мы говорим о базовой части пенсии, почему мы сбрасываем           
страховую? И я вам хочу заявить, что в 2007 году, вероятнее всего - пока это    
прогноз, - совместно со страховой частью пенсии пенсия получится у всех         
значительно... ну, не значительно, но выше, чем прожиточный минимум. И мы в     
этом убедимся.                                                                  
                                                                                
Третье, что я хотел бы сказать. У нас ни один пенсионер не находится, как       
говорится, в одиночку со своими трудностями. И хоть сегодня говорили, что у     
рабочих есть профсоюзы, доплаты, переплаты, премии и так далее, - у             
пенсионеров тоже есть поддержка местных властей, и они получают через систему   
социальной защиты значительные средства, может быть выраженные не в деньгах,    
а в конкретной поддержке, в конкретном натуральном выражении.                   
                                                                                
И четвёртое. Сегодня здесь говорят о том, что в Советском Союзе минимальная     
пенсия была достаточно высокая: относительно зарплаты была порядка 50 или 60    
процентов. Только, наверное, вспоминали в этот момент пенсию, которую люди      
получали в городах. А то, что получали 12-14, ну максимум 17 рублей в           
деревнях и жили благодаря натуральному хозяйству, как при феодализме, - об      
этом немножко забывают или специально стирают.                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Уважаемые коллеги, я прошу внимания.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я прошу с места не выступать. Мы слушаем докладчика.      
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. АЛЕКСЕЕВИЧ. Поэтому, мне кажется, что мерить любовь к людям, как    
сегодня здесь, количеством чуть больше на 300 или на 500 рублей и говорить,     
что тот хороший, кто за это проголосует, за 1800, а плохой, кто за 1300, мне    
кажется, это тоже не совсем корректно. Идёт систематическая работа, ведётся     
она не только в направлении увеличения пенсии, но и в целом в экономике.        
Поэтому в конечном итоге мы придём к очень серьёзным положительным              
результатам.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание. Я считаю, что этот законопроект сегодня надо отклонять,    
но о том, как повышать пенсию, нам надо думать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской         
Федерации" в связи с повышением размеров базовых частей трудовых пенсий".       
Комитет высказал отрицательное мнение по данному законопроекту.                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              131 чел.29,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    132 чел.                                          
Не голосовало                 318 чел.70,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5352 по 5358 из 6530
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Олег Викторович, я прошу в стенограмме отметить моё    
позитивное голосование по 13-му вопросу. Так получилось, что мои коллеги,       
сидящие рядом, проголосовали за, а у меня что-то случилось вот с кнопкой        
электронного голосования. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимается.                                              
                                                                                

Заседание № 199

13.12.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 302593-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с повышением размеров базовых частей трудовых пенсий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5209 по 5214 из 7801
Пункт 21. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с повышением          
размеров базовых частей трудовых пенсий". Валерий Карлович Гартунг сделает      
доклад по данному законопроекту. В зале докладчик? Нет. Фиксируем отсутствие    
докладчика.