Заседание № 167
26.05.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 302567-4 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжирской Народной Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам и Протокола к нему".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2110 по 2420 из 6485
Мы договорились по предложению комитета поменять местами пункты 10 и 8 порядка работы. Я объявляю пункт 10. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжирской Народной Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам и Протокола к нему". Доклад представителя Правительства Российской Федерации министра финансов Российской Федерации Алексея Леонидовича Кудрина. Пожалуйста, Алексей Леонидович. КУДРИН А. Л., представитель Правительства Российской Федерации, министр финансов Российской Федерации. Уважаемые депутаты, предлагается на ратификацию Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжирской Народной Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам. Соглашение подписано 10 марта 2006 года в ходе визита в Алжир Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Соглашением урегулирована вся имеющаяся по состоянию на 1 февраля 2006 года задолженность Алжира перед Россией, составлявшая 4,7 миллиарда долларов США. Подавляющая часть долговых обязательств Алжира перед Российской Федерацией к февралю была просрочена. По отдельным категориям задолженности алжирская сторона не осуществляла платежей с 1988 года, а начиная с 2000 года полностью прекратила обслуживание своих финансовых обязательств перед Российской Федерацией по всем без исключения соглашениям. В течение многих лет долговой вопрос оставался основным вопросом в наших двусторонних экономических и политических отношениях. Только в сентябре 2005 года после встречи президентов России и Алжира была достигнута договорённость об урегулировании данного долга и были предложены пути его урегулирования. Руководствуясь указанной договорённостью, было подписано данное соглашение. Хочу обратить внимание на то, что в соглашении определяются соответственно и основание, на котором подписывается данное соглашение, и условия списания суммы. В преамбуле соглашения определяется, что алжирская сторона осуществит закупки российской промышленной продукции и услуг на сумму, равную или превышающую сумму, указанную в статье 1 настоящего соглашения, то есть в той статье, в которой определяется общая сумма и норма о её списании. Таким образом, мы на взаимовыгодных условиях, учитывая, что у России давнишние, традиционно дружественные отношения с Алжиром и российские специалисты работали в Алжире... Мы имеем возможность усилить наше участие в приватизации объектов, в разработке месторождений и увеличить взаимный торговый оборот с Алжиром, который будет выгоден России. Мы уверены, что это соглашение является взаимовыгодным. Если мы добьёмся - и соответствующий порядок также предусмотрен - таких закупок в Российской Федерации, то сумма налоговых платежей в российский бюджет составит немного меньше 1 миллиарда долларов и мы будем иметь реальный эффект не только для наших предприятий, у которых будет закуплена продукция, но и для нашей бюджетной системы. Считаю, что соглашение и протокол взаимовыгодны. Они прошли все необходимые процедуры и сегодня выносятся на ваше рассмотрение для ратификации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Алексей Леонидович. Содоклад председателя Комитета по международным делам Константина Иосифовича Косачёва. С места, да? Пожалуйста, включите микрофон. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект о ратификации соглашения и протокола с Правительством Алжирской Народной Демократической Республики был самым подробным образом рассмотрен на заседании нашего Комитета по международным делам, а также Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, являющегося соисполнителем. Мы рассматривали оба эти документа в присутствии представителей и Министерства финансов, и Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству. И надо сказать, что, на наш взгляд, обсуждение не выявило никаких моментов, которые могли бы ущемлять финансовые, экономические либо политические интересы Российской Федерации. Мы считаем это соглашение удачным примером урегулирования очень сложных и существующих уже десятилетия проблем, доставшихся нам в наследство от Советского Союза. Оба заключения комитетов - и нашего, и по экономической политике, предпринимательству и туризму, - безусловно, положительные. И мы поддерживаем ратификацию данного федерального закона. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вижу. Давайте запишемся, чтобы потом не было упрёков в мой адрес. Запись идёт. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Шесть депутатов записались на вопросы. Депутат Смолин, пожалуйста, ваш вопрос. КИБИРЕВ Б. Г. Кибирев по карточке Смолина. У меня вопрос к первому докладчику. Уважаемый Алексей Леонидович, ну, если мне память не изменяет, Россия за последнее время, так сказать, списала долги Сирии - 10 миллиардов, Ираку - 6 миллиардов и теперь вот Алжиру - 4,7. Логика, которая изложена в представленных документах, такова: Россия не может торговать с Алжиром по той причине, что Алжир не платит долги, а вот как он только долги заплатит, снова всё пойдёт прекрасно. Приводится обязательство Алжира, что он закупит у нас товара на 4,7 миллиарда долларов. Понятно, что покупка - это ещё не значит доход, вернее, прибыль, прибыль от этих сделок составит какую-то часть. Поэтому, уважаемый Алексей Леонидович, я очень вас прошу, назовите три конкретных пункта выгоды, скажем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Три пункта выгоды должен назвать министр финансов. Пожалуйста, Алексей Леонидович. Включите микрофон в ложе. КУДРИН А. Л. Уважаемый депутат, вы сослались на ряд соглашений, которые предусматривали элемент списания долгов, включая, допустим, Сирийскую Республику. Я должен сказать, что у вас неточная информация, мы не списали Сирии всё, мы списали часть. Больше того, мы получили достаточно серьёзные платежи по сирийскому долгу уже после ратификации соответствующего соглашения. То есть у вас просто неточная информация по ряду соглашений. Алжирские соглашения в отличие от других как раз предусматривают полное списание в силу обстоятельств, которые имелись на период получения от Советского Союза этих кредитов: была военная обстановка в Алжире, эти кредиты в основном носили военный характер. И есть целый ряд обстоятельств, которые сейчас делают практически маловероятными в дальнейшем обслуживание и погашение данных долгов. Поэтому когда мы урегулировали вопрос с этим кредитом, то мы исходили из того, что закупки продукции не меньше чем на 4,7 миллиарда рублей не только сегодня дадут заказы российским предприятиям, в рамках... Вот вы сказали: нужно считать только прибыль. Нет, общие доходы предприятий связаны с тем, что они получат заказ, это не только реализация своей продукции, но это рабочие места, это заработная плата (она входит в себестоимость, а не в прибыль). Поэтому просто российские граждане с помощью этих заказов - причём это промышленная продукция, не добывающих отраслей - получат поддержку. Я считаю, что это как раз пример очень удачного сотрудничества и удачного обмена тех кредитов, которые реально не обслуживались, выдавались при особых политических обстоятельствах, вернуть которые невозможно, на реальную выгоду, которую получат наши предприятия. Я сказал, что почти миллиард долларов, то есть меньше миллиарда долларов получат бюджеты всех уровней в тех регионах, где работают данные предприятия, включая федеральный бюджет. Я вам повторяю: рабочие места на предприятиях, заработная плата, прибыль, налоги в бюджеты всех уровней на сумму чуть меньше миллиарда долларов. Мне кажется, это очень выгодное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Останина, пожалуйста, ваш вопрос. Микрофон Останиной включите. ОСТАНИНА Н. А. Спасибо. Уважаемый Алексей Леонидович, 10 марта, когда появилась информация о визите президента и о списании этого долга, у нас возникал вопрос: всё-таки какая сумма пойдёт в бюджет? Сейчас, получив этот проект, который мы должны ратифицировать, мы видим цифру вот эту: 1 миллиард. Скажите, пожалуйста, что касается перечня оборонных предприятий, о которых вы только что говорили, могли бы вы сейчас назвать, точнее, сказать, по какому принципу будет происходить отбор этих предприятий? Спрашиваю потому, что на последнем "правительственном часе", закрытом, здесь задавали вопросы заместителю министра обороны и он сказал: не ждите, дополнительных рабочих мест не будет. В частности, был вопрос о Новосибирске, о том, что штат сокращается, заказов оборонных нет. Каков принцип отбора этих предприятий? КУДРИН А. Л. Я прежде всего хочу обратить внимание, что я не говорил, что это должны быть оборонные предприятия, я сказал, что это предприятия, которые поставят промышленную продукцию. Предприятия, которые поставят промышленную продукцию, - это те, которые будут отобраны прежде всего алжирской стороной, потому что им нужна эта продукция, которую они закажут у нас. То, что это будет именно сумма не меньше 4,7 миллиарда, - это определено в соответствующем техническом документе. И в этой связи неважно, где эти предприятия будут - в Новосибирске, в Санкт-Петербурге или в Хабаровске. В сумме мы получим объём заказов именно не меньше чем на 4,7 миллиарда долларов, что, мне кажется, уже является абсолютно достаточным условием. Конечно, министр обороны тоже не знает, какие это будут предприятия с точки зрения всей той продукции, которая будет в результате заказана. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Алексей Леонидович, всё же ответьте, пожалуйста, на такой вопрос... Это вообще какой-то новый способ, мне кажется, который ничего общего не имеет ни с рынком, ни с договорными обязательствами. Значит, что получается? Мы прощаем долг на очень большую сумму, поставляем продукцию и получаем за эту продукцию деньги. Так в чём здесь наша выгода всё же? И как вы думаете, выиграет наша власть от таких решений или не выиграет? КУДРИН А. Л. Я уже имел возможность сказать, что я считаю, что выиграет не власть, а выиграют в первую очередь люди, работающие на этих промышленных предприятиях, имеющие рабочие места и заработную плату. Мне кажется, я на этот счёт уже высказался. Но, кстати сказать, вы можете на своих встречах, совещаниях, "круглых столах" рассмотреть, например, невозврат Кубой долга в 10 миллиардов долларов. Давайте попробуем с Кубы получить 10 миллиардов долларов. Давайте пообсуждаем... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Овсянников, пожалуйста. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. У меня вопрос к министру. Алексей Леонидович, я вот написанное в предпоследнем пункте заключения профильного комитета могу расценить как шантаж со стороны Алжира: они, оказывается, приостановили авансовые платежи по уже заключённым с российскими предприятиями контрактам. Хорошо, мы поддерживаем эту ратификацию, но не получится ли так, что и после ратификации алжирская сторона просто-напросто не будет иметь с нами никаких отношений? Какие предусмотрены в данном случае действия? Это первый момент. И второй момент. Хотелось бы, чтобы вот такая система всепрощения не превратилась в опасную тенденцию. По-моему, мы уже приобретаем опасный крен в сторону прощения долгов нам. Если не можем получить собственными силами, усилиями МИДа, давайте отдадим это Парижскому клубу. Зачем мы платим свои долги, когда у нас куча стран-должников? Давайте отдадим Парижскому клубу, они-то уж смогут выбить, в крайнем случае могут даже направить войска на эти территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Леонидович. КУДРИН А. Л. Дело в том, что действительно уже идёт подбор предприятий, уже разрабатывается порядок заключения договоров на поставку промышленной продукции, в некоторых случаях действительно уже подходят сроки авансовых платежей по заключённым договорам, и конечно, если бы Российская Федерация сегодня не утвердила, не ратифицировала это соглашение, то эти контракты потеряли бы силу. Поэтому я понимаю те предприятия, тех покупателей, которые придержали до сегодняшнего дня, до момента ратификации, перечисление авансовых платежей, иначе им потом в судебном порядке пришлось бы их возвращать обратно. Здесь я не вижу никакого шантажа, это следование обычной, нормальной юридической логике. Если говорить о Парижском клубе, то Парижский клуб является клубом добровольным. И дело в том, что Алжир только сейчас, получив наше согласие, обратился в Парижский клуб. Без нашего согласия он не готов был обсуждать эти вопросы в Парижском клубе. Только с нашей поддержкой, вот с учётом того, что он урегулировал крупнейший для себя долг, самый крупный, он сейчас действительно готов работать дальше уже в рамках Парижского клуба. Поэтому не все вопросы нам удаётся решать в Парижском клубе, есть страны, которые не обращаются в Парижский клуб, и мы не имеем права их заставить это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. НИКИТИН В. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемый Алексей Леонидович, вот в этом соглашении речь идёт о полном списании задолженности Алжира, а как определялась сумма этой задолженности? Вы сказали, что с 88-го года не было платежей, с 2000 года долг не обслуживался, значит, тогда там были проценты, наверно, какие-то, нарастал долг за счёт этой суммы. И в связи с этим вопрос: из чего всё-таки вот эта сумма сложилась, где здесь основной долг, тело долга, и где процентные наслоения? Дальше. Мы же не получили протокола к этому соглашению, не знаем, что там конкретно сказано. Всё-таки будут заключаться договора, но вдруг не сойдутся в чём-то предприятия? Мы как отработаем назад, если, допустим, будут навязывать нашим поставщикам искусственные цены, а они не согласятся на такие дармовые поставки? Есть ли, заложена ли какая-то правовая возможность для нас всё-таки тоже в этом случае скорректировать свою позицию, чтобы эта ратификация... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. КУДРИН А. Л. Уважаемые коллеги, совершенно справедливо идёт речь об основном долге и о процентах, о начислениях в связи с неуплатой - они входят в эту сумму. Соответствующие документы техническим протоколом предусмотрены с учётом всех этих цифр. Просто я хочу сказать, что это такой очень специальный документ с множеством цифр, вот этих подсчётов, методик подсчётов. Ваш вопрос абсолютно справедлив, именно так дело и обстоит - и основной долг, и проценты учтены, конечно, всё это учтено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И Косачёв хотел бы тоже добавить что-то в связи с этим вопросом. Микрофон Косачёву включите, пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемые коллеги, часть вопроса касалась протокола. Я хотел бы подтвердить, что депутаты, которые непосредственно работали над этой темой и в Комитете по международным делам, и в комитете по экономической политике, естественно, все документы, включая протокол, видели. Присутствовали при этом и представители вашей фракции, коллега Никитин, так что никаких вопросов по содержанию протокола у нас не возникло. Я хотел бы в этом под стенограмму заверить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемому вопросу? Есть. Депутат Емельянов, и подводим черту. Включите, пожалуйста, микрофон депутату Емельянову. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Буквально два слова, коллеги. Меня удивили вопросы, которые задают представители левых фракций. После подписания этого контракта я просматривал западные газеты - конечно, этот контракт вызвал очень большую негативную реакцию на Западе. И вот те аргументы, которые приводились в западной прессе, сегодня повторяются коммунистами! Удивительно, как партия, которая считает себя защитницей национальных интересов, торпедирует сделку, имеющую очевидные геополитические, экономические и прочие выгоды. Ну ведь совершенно очевидно, что обменять мёртвый долг на такой большой контракт, выйти на новый рынок вооружений, обеспечить нашу промышленность новыми заказами - это очень выгодно России. Поэтому, уважаемые коллеги, я призываю проголосовать за ратификацию этого соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Есть ли желание выступить у представителя президента? Нет. У представителя правительства? Нет. По Регламенту я могу предоставить слово для заключения докладчику. Алексей Леонидович, у вас есть желание выступить с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование... Прошу прощения, выносим на "час голосования" данный проект.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2835 по 2856 из 6485
Пункт 10. "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Алжирской Народной Демократической Республики о торгово-экономических и финансовых отношениях и об урегулировании задолженности Алжирской Народной Демократической Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам и Протокола к нему". Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 32 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4% Результат: принято Принимается закон.