Заседание № 253
16.09.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 302392-3 "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в части продления предельного возраста нахождения на государственной службе государственного служащего).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3726 по 3912 из 4136
Коллеги, мы с вами два пункта перенесли на более поздний срок. Пункт 18 - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Докладывает депутат Государственной Думы Иван Игнатьевич Никитчук. Пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! У меня будет очень краткий доклад. Вы знаете, что в соответствии с пунктом 3 статьи 25 закона о государственной службе государственные служащие, которые занимают высшие, главные и ведущие государственные должности, достигнув возраста 60 лет, должны уйти на пенсию. В то же время законом предусмотрено, что руководство может разрешить дальше работать, до 65 лет, но это каждый год пересматривается, то есть заключаются трудовые соглашения на один год. Мы, авторы внесенного законопроекта, считаем, что такой подход не идет на пользу дела. Нам представляется, что к 60 годам человек накапливает очень существенный опыт работы, находится, как правило, в нормальном физическом состоянии, работоспособен. И оставлять работу просто потому, что этого требует закон, - наверное, это не совсем правильно, если исходить из интересов государства. С другой стороны, продление срока всего на один год вносит некую психологическую неуверенность в состояние самого служащего, в какой-то степени дезорганизует работу и мешает профессиональному, качественному и активному выполнению должностных обязанностей. Человек как бы находится всё время на крючке: как на него посмотрит начальник и как, так сказать, решит его судьбу? Мы считаем, что это, наверное, неправильно, поэтому предлагаем убрать из статьи 25 фразу о том, что однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год. Нам представляется, что это позволит путем предоставления дополнительных прав руководителям государственных органов в части определения сроков продления нахождения на государственной службе государственных служащих, достигших предельного возраста, избежать излишней бюрократизации, повысить уровень профессионализма в государственной службе и улучшить психологическую обстановку в коллективах, занятых в сферах государственной службы. Комитет высказался отрицательно, и наше родное правительство тоже не поддержало эту поправку, но нам представляется, что эта поправка заслуживает вашего внимания, и прошу ее поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Иван Игнатьевич. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Южакова Владимира Николаевича. С места. ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил". Спасибо. Уважаемые коллеги, все аргументы, которые здесь были высказаны в пользу изменения порядка продления трудовых отношений, служебных отношений с государственным служащим после достижения им предельного возраста нахождения на государственной службе, 60 лет, звучали неоднократно в этом зале, и в том числе при принятии базового закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". Ситуация с тех пор не изменилась. Я напомню, законодатель, принимая эту норму, исходил из того, чтобы руководитель имел возможность с учетом изменения обстоятельств после 60 лет, в том числе возможного изменения состояния здоровья, ежегодно продлевать или прекратить служебные отношения с государственным служащим. Ситуация не изменилась. Я думаю, что вот эта необходимость более гибкого принятия решения руководителем в отношении государственного служащего, достигшего предельного возраста нахождения на госслужбе, по-прежнему сохраняется. Поэтому наш комитет рекомендует отклонить предложенный законопроект. Кроме того, комитет отмечает то, что мы по-прежнему ожидаем внесения в Государственную Думу закона о государственной гражданской службе Российской Федерации и наверное, нецелесообразно до этого времени данный вопрос рассматривать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопросов нет. Кто хотел бы выступить? Представитель правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович, а потом - Александр Алексеевич. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Законопроект действительно продиктован анализом той реальной ситуации, которая сложилась в части прохождения государственной службы лицами, достигшими 60 лет, предельного возраста нахождения на госслужбе, и во многом правительство согласно с самой постановкой этого вопроса. Но дело в том, что концептуально вносить этот законопроект, поправки в закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", нецелесообразно в силу того, что сейчас идет реформирование этой системы. И в рамках этой работы, очень серьезной, которая заняла свыше полутора лет, правительством подготовлен по поручению Президента Российской Федерации и уже представлен президенту для внесения в Государственную Думу проект федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Дело в том, что в рамках данного законодательного акта, который, я думаю, вы увидите в ближайшее время и приступите к работе над которым еще в рамках нынешнего созыва Государственной Думы, в рамках данного государственного акта эта норма учтена. Учтена она, на мой взгляд, в достаточно правильной формулировке, и формулировку я сейчас зачитаю вам, вот как примерно она будет выглядеть. Я еще раз повторяю, речь идет о проекте, который находится на рассмотрении у президента. С гражданским служащим, замещающим высшую, главную, ведущую должность гражданской службы в соответствии со служебным контрактом, заключенным на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, заключается срочный служебный контракт на срок от одного года до пяти лет. Таким образом, в каждом конкретном случае мы сможем устанавливать возможный потенциал этого человека, его собственную оценку своих сил, потому что речь идет о критическом периоде после 60 лет, и в зависимости от каждой конкретной ситуации заключать договоры, контракты на один, два, три, четыре или пять лет. Поэтому мы просим вас отклонить сегодня данный законопроект, никоим образом не отказываясь от реализации заложенной в него идеи, поскольку место для этой идеи, место для этой нормы, конечно же, должно быть в ином законодательном акте, а именно в законодательном акте о государственной гражданской службе Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я хотел бы добавить к тому, что сказал Андрей Викторович Логинов, следующее. Вы приняли несколько месяцев назад Федеральный закон "О системе государственной службы...", который четко разграничил виды государственной службы и выделил в отдельный вид государственной службы гражданскую государственную службу. Норма, которая предлагается в данном законопроекте, не может распространяться на иные виды государственной службы, как то на военную службу, правоохранительную службу. Напомню, что у военнослужащих совершенно иные сроки, иной предельный возраст пребывания на государственной службе: до подполковника включительно - 45 лет, до полковника - 50, до генерал-лейтенанта - 55 лет и так далее. И естественно, эта норма на них не распространяется, то есть эта норма касается только государственной гражданской службы. Андрей Викторович проинформировал вас, что такой законопроект разработан и в ближайшее время будет внесен. Но напомню, что с принятием этого закона о государственной гражданской службе закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" утрачивает силу и вносить в него изменения нецелесообразно, поскольку, совершенно прав Андрей Викторович, такая норма уже содержится в проекте закона о государственной гражданской службе. И здесь авторы немного опоздали просто. Этот вопрос будет вами же решен при принятии закона о государственной гражданской службе, я думаю, еще до конца этой сессии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Требуется ли заключительное слово? Два слова, Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Любовь Константиновна. Я все-таки хочу сказать, что авторы никуда не опоздали, Александр Алексеевич. Дело в том, что то, о чем вы говорите, - это еще даже не синица в небе: неизвестно, когда внесут, кто внесет и какая Дума будет рассматривать. А сегодня есть действующий закон, в который мы предлагаем внести вполне разумную поправку. Вот и всё. Поэтому я прошу коллег поддержать наши предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, вы будете что-нибудь?.. Нет. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный проект закона в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 58 сек.) Проголосовало за 134 чел. 29,8% Проголосовало против 28 чел. 6,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 162 чел. Не голосовало 288 чел. 64,0% Результат: не принято Не принимается.